Статьи
Оказалось, что особенно успешно от уплаты налогов уклоняются торговцы оружием и недвижимостью. Эксперты выделяют три вида теневой экономики. Самая «темная» часть тесно связана с криминальным бизнесом: торговлей людьми, оружием и наркотиками. Министерство экономики назвало отрасли, которые лучше остальных научились работать в тени. Оказалось, что особенно успешно от уплаты налогов уклоняются торговцы оружием и недвижимостью.
Кризис сгустил краски
По различным данным, доля теневой экономики Украины сейчас составляет от 40 до 60%. Минимальный объем неучтенного ВВП в 2009 году достиг 420 млрд грн. По словам доктора экономических наук Захария Варналий, специалиста, изучающего теневую экономику, определить ее уровень очень сложно. «В условиях резкой трансформации — а именно это и произошло за последний год — не только теневую, но и официальную экономику посчитать затруднительно. В докризисный период доля первой достигала 31%. Сейчас я склонен думать, что показатель приближается к 60%», — говорит Варналий. Примерно такие же цифры называет директор Института трансформации общества Олег Соскин.
Президент Центра антикризисных иследований Ярослав Жалило полагает, что верить стоит только данным Министерства экономики. А в ведомстве говорят, что тенизация народнохозяйственной деятельности составляет 38—42%. «Я склонен думать, что эта цифра несколько преувеличена, — говорит эксперт. — К сожалению, проверить истинность показателей невозможно. И мы можем говорить только о виртуальных оценках».
Зато с определением основных причин у экспертов проблем не возникло. Первый и основной — коррупция. Следующими по значимости факторами стали политическая нестабильность в стране и финансовый кризис.
Самые подозрительные — торговцы товарами и услугами
Рейтинг наиболее скрытых от налогов отраслей возглавляет торговля. По данным Министерства экономики, только половина работников прилавка и кассового аппарата работает легально. За первое полугодие торговцы получили 32 млрд грн «серого» дохода. Касается это торговли не только товарами, но и услугами; у работников этой сферы, по мнению Ярослава Жолудя, есть реальная возможность скрывать доходы с помощью двойного учета.
Следующими по уровню тенизации идут строительство и торговля недвижимостью. Там «покрыто мраком» 37% деятельности, или 7,4 млрд грн, скрытых от налогов. Третье и четвертое места в рейтинге «непрозрачных» занимают финансовый сектор и сельское хозяйство. Они скрывают от контролирующих органов 27% деятельности. Однако в абсолютных цифрах финансисты намного опережают аграриев: за полгода они принесли в теневой ВВП 10 млрд грн. А аграрии — только 4,4 млрд грн.
На пятом месте — перерабатывающая промышленность, в тени остается более 20% официального ВВП. А поскольку это самый большой сегмент отечественной экономики (18,6 % в структуре валового продукта), то и вклад его весьма значителен — 16,3 млрд грн. Олег Соскин считает, что относительно высокая легальность перерабатывающей промышленности обусловлена тем, что наиболее привлекательные в финансовом отношении промышленные сделки попадают в раздел торговли и финансов.
Из чего состоит тень
Эксперты выделяют три вида теневой экономики. Самая «темная» часть тесно связана с криминальным бизнесом: торговлей людьми, оружием и наркотиками. Ко второй, «серой», относятся любые виды коммерческой деятельности, скрытые от официального регулирования. Третий вид — нерегистрируемые виды деятельности, позволяющие заполнить пустующие ниши, не интересные даже малому и среднему бизнесу.
По оценкам Захария Варналий, половину доходов неофициальной экономики дает именно криминальная часть — торговля людьми, оружием и наркотиками. Треть приходится на предприятия, использующие различные схемы ухода от налогообложения. Оставшаяся часть — неформальное и кустарное производство.
Однако подобное разделение условно, ведь половина тени носит смешанный характер. Например, часть деятельности конкретной компании находится в легальной плоскости, часть прибылей скрывается и не учитывается в бухгалтерской документации. А компания занимается еще криминальным бизнесом. Яркой демонстрацией такой смешанной «легально-теневой» деятельности может служить фирма, которая завозит контрабандную и контрафактную продукцию наряду с легальным импортом. Часть продукции она реализует подставным предпринимателям по заниженным ценам и, соответственно, занижает базу налогообложения.
А как вам это
Теневая экономика существует в любом обществе. Нормальной считается ситуация, когда ее уровень составляет 10—12% официального ВВП. 20% — критический уровень для легальной экономики. А если в тени остается более 40% — это катастрофа.
Искоренить теневую экономику, по мнению специалистов, нереально. «Ситуация, когда часть экономики будет находиться вне зоны контроля, неизбежна. Но если тень не превышает определенных границ, это может быть даже полезно для экономики», — считает Захарий Варналий.
Ярослав Жалило отмечает, что опасность представляет только структура тени. Если доля нерегистрируемой хозяйственной деятельности не превышает 18—20%, то нет никаких деструктивных последствий для экономики. Но даже вполовину меньший объем криминального бизнеса может иметь фатальные последствия.
- Информация о материале
Работниками Департамента Государственной службы борьбы с экономической преступностью МВД Украины разоблачена преступная схема присвоения группой злоумышленников денег в особо крупных размерах под видом получения денежной компенсации за утраченные средства в связи с ликвидацией отдельных банковских учреждений. Основанием же повышенного внимания правоохранителей к этим финансовым учреждениям и их тщательной проверке стало обращение к МВД руководства акционерного коммерческого банка "Укрсоцбанк" по поводу возможных неправомерных действий физических лиц, которые по доверенностям вкладчиков двух коммерческих банков получают гарантированные средства за счет Фонда гарантирования вкладов физических лиц.
Согласно полученной информации, ликвидаторами банков "Европейский" и "Национальный стандарт" к Фонд предоставлен списки физических лиц, согласно которым средства в сумме 7,8 млн. грн. от имени 50 граждан Украины получили двое граждан - "С" (который работает в банка "Европейский" на должности начальника одного из управлений) и "Ф" (в среднем по 150 тыс. грн. на один человека). В дальнейшему указанные финансовые ресурсы аккумулировали на открытом в отделении АКБ "Укрсоцбанк" расчетном счету на имя двадцатипятилетнего парня.
С целью предупреждения злоупотреблений во время осуществления указанных финансовых операций, руководство АКБ "Укрсоцбанк" заблокировало 14,7 млн. грн. и обратилось к Фонду за разъяснениями. В свою очередь Фонд гарантирования вкладов физических лиц направил обращение АКБ "Укрсоцбанк" к Службе Безопасности Украины, которая, в свою очередь, переслала указанное обращение к Министерству внутренних дел Украины. На момент получения этого обращения ДДСБЭП МВД Украины, счет упомянутого руководителя управления банка "Европейский" уже был розблокирован, а средства со счета сняты согласно письмам-подтверждениям действительности предоставленных списков вкладчиков ликвидаторами указанных банковских учреждений и Фонда гарантирования вкладов физических лиц.
Проверкой, проведенной сотрудниками Госслужбы борьбы с экономической преступностью, установлено, что по просьбе двух молодых людей, якобы для повышения рейтинга банков среди привлеченных вкладчиков, граждан призвали открывали счета в указанных банковских учреждениях за вознаграждение в размере 100- 200 грн. Для открытия счетов указанными лицами банковским работникам предоставлялись копии паспортов, идентификационных кодов, однако средства на депозитные счета не вносили (это исключает их право на получение гарантированных сумм за счет средства Фонда гарантирования вкладов физических лиц). В частности, установлено, что счета в указанных банках приоткрывались в августе 2009 года в рабочие дни после 20 часов. Непосредственно из города Черкассы прибыл переполненный автобус, в котором находилось больше 40 человек, которые приняли участие в открытии счетов за вознаграждение.
С целью опроса по указанным фактам одного из должностных лиц банковского учреждения пригласили в Департамент ГСБЭП. По его словам, лично он с вкладчиками банков "Европейский" и "Национальный Стандарт", которые предоставили ему доверенности на получение сумм за счет средства Фонда, не знаком. Указанные доверенности ему предоставили двое визуально знакомых, пообещав после получения сумм выплатить материальное вознаграждение, размер которого не обговаривался. Как объяснил банковский работник, им лично было получено около 10 млн. грн., из которых 1,5 млн. грн. он передал упомянутым визуально знакомым лицам без составления каких-либо документов о получении средств. Средства в размере около 8,5 млн. грн. якобы находились в сейфе акционерного банка, открытом на его имя.
По предыдущей информации, к разворовыванию средств Фонда причастны собственники и должностные лица банков "Европейский" и "Национальный Стандарт". В частности, только на имя руководителя одного из управлений банка "Европейский" было оформлены доверенности от физических лиц на сумму 36 млн. грн. По предварительным оценкам, общая же сумма незаконно присвоенных денег составляет свыше 200 млн. грн.
Материалы проверки прислано к ГУМВС Украины в г. Киеве с целью возбуждение уголовного дела по признакам состава преступлений, предусмотренных ст.ст. 191 и 358 Уголовного кодекса Украины. Сейчас указанные материалы досудебного следствия истребованы прокуратурой Шевченковского района г. Киева.
- Информация о материале
Тема местожительства Виктора Януковича обрастает все новыми подробностями. «Возле Януковича жить опасно, - утверждает корреспондент газеты «Новая». - Могут убить. Или он сам – несясь на лимузине со скоростью вора, убегающего от погони, или соседи – в перестрелке. Меньше 150 в час по сельской улице, где более 60-ти непозволительно, кортеж Виктора Федоровича не ездит, рассказывают тамошние жители. Они-то привыкшие, знают приблизительно, когда их высокородный сосед проезжает – детей на улицу в те часы не выпускают».
«Еще до недавнего времени Лидера возили на двух близнецах-«мерседесах» с одинаковыми номерами (это дабы киллера запутать), - рассказывает журналист. - Теперь же, когда стал кандидатом в президенты, кортеж сопровождают микроавтобус с радарной противоракетной установкой и гаишная машина. Это уже не танк, а бронепоезд».
Он подчеркивает, что строительство на территории «Межигорья» ведется в условиях строгой секретности. В частности, «доставка материалов происходит в основном ночью. Хотя другие строящиеся власть имущие, скажем, в Конче-Заспе, прут грузовики с миланским мрамором среди бела дня — и хоть бы хны»; «вместо двухметровой бетонной в Межигорье возведена новая пятиметровая, вроде тюремной «запретки», железная стена»; «все строители — сугубо приезжие работяги. И то только на короткий период: потом расчет — и набор новой рабсилы»; «раньше Межигорье охраняла милиция, теперь — частное охранное агентство из Донецка. Я видел лица стражей, и век мне воли не видать, ежели у половины из них в кармане не скомкана справка об освобождении».
При этом, как говорится в статье, «подобно сторожевой вышке на зоне, во владениях Лидера маячит высокий башенный кран. Такие подъемники, базируемые на рельсовых платформах, не используются на строительстве даже трехэтажных коттеджей — из пушки не стреляют по воробьям. Башенные краны обычно задействуются при сооружении чего-то более масштабного — например, бункеров, складов, ангаров, хранилищ». Наконец, «строительство «не очень большого дома», по словам самого хозяина, ведется уже пятый год. За такое время, при возможностях-то Виктора Федоровича, можно построить целый коттеджный город размером с Енакиево».
Свои подозрения автор статьи подкрепляет словами Василия Семеновича – начальника охраны «Межигорье» в то время, когда там проживал Владимир Щербицкий. «Ты мне сейчас завяжи глаза, пусти на объект, и я тебе каждый овраг, каждую тропинку покажу. И вот что я тебе скажу: не только дачу он там строит! Что-то еще. Что-то секретное, - заявил он. - Такие, как нынче, меры секретности предпринимались в Межигорье один лишь раз: тогда Щербицкий приказал остатки монастыря — доски ветхие, там, кирпичи всякие — чтобы народ не прознал, не вывозить за территорию, а тайно зарыть на даче. Весь личный состав тогда вывезли, а копали только приближенные старшие офицеры...».
«Ночью, бывает, у КПП поместья выстраиваются очереди из фур «каких-то подозрительных, не похожих на те, что материалы возят. Запломбированные», - продолжает уже сам журналист. - Однажды, а дело было вскоре после объявления Юлией Тимошенко войны «одноруким бандитам», к контрольно-пропускному пункту подъехали четыре фуры, загруженные — внимание! — игровыми автоматами! На скорую руку крытых брезентом «одноруких» видел не один житель Новых Петровцев. По-быстрому прятали? А почему бы и нет? Ведь ЛУЧШЕГО МЕСТА нельзя и придумать! Под самой столицей — сто сорок гектаров охраняемой похлеще, чем тюрьма или воинская часть, территории!»…
В постскриптуме к статье «Новая» добавляет, что «жители Шацкого района Волыни не в шутку поговаривают, что во время своего последнего визита к ним президент Ющенко решал вопросы прихватизации красивейшего озера Люцимер, которое является частью Шацкого национального природного заповедника (напомним, теперешнее имение Януковича раньше тоже имело такой статус). А это, между прочим, не сто сорок, как у Виктора Федоровича, а добрых триста гектаров. Причем разговоры сии идут не от рыбаков, а от местных властей. Люди добрые, если так и дальше пойдет, то куда ОНИ нас с вами денут? В чернобыльскую зону, что ли?..»
Заклятые друзья
«Межигорье», между тем, стало главным пунктом контрагитации БЮТ. В «Обкоме» отмечают, что «можно понять БЮТ, сделавший на «Межигорье» главную (пока) ставку. Во-первых, в деле о приватизированной резиденции позиции Виктора Федоровича выглядят весьма неубедительными, если не сказать – проигрышными. Во-вторых, одно упоминание «Межигорья» явственно выводит Януковича из себя. А значит, эту тему – да еще за считанные дни до выборов – надо разрабатывать и лупить по кандидату Януковичу «украденной резиденцией и сопредельным земельным участком» как молотом по наковальне».
Другими, менее «перспективными», темами «Обком» называет якобы имеющуюся третью судимость Виктора Януковича и бытность его отца полицаем. По ним, считают в «Обкоме», у «бютовцев» вряд ли есть доказательства.
Избирательная кампания самого лидера ПР вызывает, оказывается, недоумение у его соратников. «Никто до конца так и не понимает, в чем наш секретный план, — рассказывает «Зеркалу недели» регионал, пожелавший остаться неизвестным. — Ситуативно перед каким-то важным голосованием нас немедленно обзванивают. Но нет ни стратегии, ни тактики. Процветает двурушничество. Региональные конфликты притушены. Это еще хуже. Ровеньки, Харьков, Крым, Сумы, Черкассы… Внутренняя неудовлетворенность не позволяет людям полностью выложиться на выборах. Такое впечатление, что у Виктора Федоровича жажда человеческого реванша затмила политическую мудрость. По большому счету, никто не понимает, что получает партия после его победы на выборах. Никто не знает точно, к чему в итоге лидер стремится — к мировому господству страны или к тихому проживанию на Банковой».
«Регионалы признают также, что ситуацию усугубляет острый финансовый кризис в стане ключевых спонсоров, посадивших кампанию на ресурсы местных элит, - продолжает ЗН. - Те, в свою очередь, растянулись в шпагате между президентскими и намеченными на май местными выборами. Ориентироваться исключительно на лидера не получается. Своя рубаха традиционно ближе к телу. Поэтому одни местные бароны выжидают с основной ставкой, другие – договариваются с теми, с кем придется делить власть».
В качестве примера издание приводит случай в Донецкой области, когда «доверенное лицо кандидата Януковича пригласило избирателей на встречу в Дом культуры одной из местных шахт. Пожилые люди два часа стояли на холоде, в то время как директор шахты… «динамил» доверенное лицо Януковича. Мотивация железная. Сегодня все государственные угольные предприятия на дотациях, и прекрати Кабмин их спонсировать, голодные бунты «генералам» обеспечены».
«Таким образом можно признать, что админресурс в руках нынешнего премьера и ее не менее находчивого окружения творит чудеса. Чем, по идее, делает кампанию Тимошенко на фоне действий Януковича более технологичной, к тому же группирует команду премьера, в отличие от «Регионов», четко знающую в чьем кулаке сердце победы», - резюмирует корреспондент ЗН.
На прошлой неделе Юлия Тимошенко продолжала в том же духе. К примеру, она, по словам корреспондента «Коммерсанта», заявила, что, «в следующем году в госбюджете предусмотрено увеличение финансирования угольной отрасли на 80%, до 18,9 млрд грн. За счет этого правительство планирует повысить зарплату работникам отрасли на 30%. Однако премьер предупредила, что повышение зарплат произойдет не ранее, чем закончится экономический кризис. «По прогнозам, он завершится 1 марта – тогда на 30% увеличится зарплата всех работников угольной отрасли первого тарифного разряда», – уточнила Юлия Тимошенко».
Она также заверила шахтеров, что «закон о повышении престижности шахтерского труда находится у меня на рабочем столе, и его выполнение контролируется мной лично!»
Слова премьера вызвали, однако, возмущение у лидера Профсоюза работников угольной промышленности, народного депутата от Партии регионов Виктора Турманова. «В прошлом году отрасль получила 930 млн грн государственного финансирования, которых едва хватило на выплату заработных плат. Откуда возьмутся заявленные на 2010 год средства – остается загадкой», – сказал Турманов «Коммерсанту».
«По его мнению, обещание премьера повысить заработную плату работникам угольной отрасли с 1 марта 2010 года противоречит нормам закона «О повышении престижности шахтерского труда», - продолжает издание. – «В законе сказано, что зарплата должна быть повышена с 1 января 2010 года, а не с 1 марта», – подчеркнул Турманов.
Также правительство продлило льготы для металлургов на первый квартал 2010 года. С 1 марта, как уже было сказано, у Тимошенко ожидают окончания кризиса. «Продление договоренностей с металлургами на I квартал 2010 года было крайне важно для премьера Тимошенко перед президентскими выборами, которые как раз и состоятся в этот период. К тому же сегодня металлурги приносят львиную долю валютной выручки для бюджета, поскольку являются основными экспортерами», - говорится на это в статье газеты «Дело».
Но, как утверждают в proUA даже при такой войне у БЮТ и ПР находится время для мира. Так, например, поводом для такового стал законопроект о госзакупках, за который намерены голосовать обе фракции. Даже при том, что, как подчеркивают в proUA, «регионалы» признают наличие в этом законопроекте коррупционной составляющей.
«Позиция Партии регионов в отношении госзакупок такая. Уровень коррупции в госзакупках достиг такого уровня, что нам необходимо что-то предпринимать. Госзакупки сегодня проводятся Кабинетом министров бесконтрольно, этим вопросом занимается лично Тимошенко – это безобразие. Мы докладывали, что из 159 миллиардов, поступивших в госбюджет на конец прошлого месяца, 62% средств она распределила вручную. Наши специалисты работали над имеющимся законопроектом с представителями международных финансово-юридических структур, специализирующихся в данной отрасли. Они докладывают о том, что закон позволяет ликвидировать часть коррупционных действий, которые сегодня проводятся в правительстве. И мы будем за него голосовать. Хотя, безусловно понимаем, что в государстве, занимающем первое место по коррупции в мире, сразу ликвидировать данную ситуацию очень и очень сложно. По крайней мере, наша политическая сила стремится к этому и мы поступательно движемся в этом направлении. Я думаю, что закон будет обязательно принят, как минимум в первом чтении», - заявил в комментарии изданию заместитель лидера парламентской фракции ПР Александр Ефремов.
Как рассказывают в proUA, «предмет сговора двух политических сил… выражается… в паевом участии в важнейшей структуре на рынке госзакупок - органе обжалования при Минэкономике. Речь идет о так называемом тендерном рейдерстве, расцветшее буйным цветом во времена пресловутой Тендерной палаты. Рейдеры действовали так – подавали в суд иск на любой понравившийся им тендер и ждали, пока организаторы тендера «откатят» до 10% процентов от суммы закупки. И те должны были «откатить» - ведь без тендеров нельзя приобрести даже питание для школьников. А сама схема отката была таковой. Жалобщики-рейдеры предлагали организаторам тендера получить консалтинговые услуги на указанную сумму у совершенно конкретных консультантов. И по счастливому стечению обстоятельств, консультанты так или иначе оказывались связаны с Тендерной палатой. После «отката» естественным образом судебный иск отзывался».
«Но согласно новому закону легитимность тендеров будет определять орган обжалования при Минэкономики, - продолжает издание. - Для нынешней Украины было бы хорошо, если бы этот орган состоял сплошь из чиновников, которые ходят под законами о госслужбе и борьбе с коррупцией. Однако минимизация коррупционных рисков, как говорилось выше, не входит в планы идеологов нового закона. Они заложили в новый закон такую норму, что из 14 членов органа обжалования только семь должны быть чиновниками, а вторая половина – «независимыми специалистами».
В предыдущей версии законопроекта о госзакупках, говорится в статье proUA, группу «независимых специалистов» предполагалось утверждать парламентскому комитету по экономической политике, контролирующемся «бютовцами». Теперь же к этому делу предлагается подключить комитет по финансам и банковской деятельности, возглавляемый Николаем Азаровым. «Этот «компромисс» может оправдать разве что факт безусловного контроля над комитетом со стороны ПР, и желание «регионалов» вписаться в схему контроля над госзакупками. А это вопрос на десятки миллиардов гривень в год», - убежден корреспондент сайта.
Сравнивая, однако, лидеров двух крупнейших парламентских сил, автор статьи в УНИАН отмечает, что «так сложилось, что Януковичу пришлось приспосабливаться к тому, что существуют определенные барьеры и рамки – и что на это приходится как-то обращать внимание. Путь Тимошенко, наоборот, приучал ее к тому, что любые барьеры и все мыслимые рамки можно и нужно игнорировать - не оглядываясь на средства, которые изначально оправдываются высотой поставленной цели».
- Информация о материале
Сергей Терехин, Сергей Соболев и Виктор Уколов связаны с лотерейным бизнесом предприятия «Украинская национальная лотерея», в действиях которого зафиксированы неуплата налогов и недоплаты по выигрышам.
— К сожалению, будучи членом БЮТ я с глубоким сожалением могу сообщить, что к компании «Украинская национальная лотерея» имеют прямое отношение ряд моих коллег: это господин Соболев, господин Терехин и господин Уколов (все фракция БЮТ). Мне абсолютно все равно, что сейчас проходит президентская компания. Я считаю, что есть вещи, которые недопустимы, — заявил член БЮТ Антон Яценко, сообщает Интерфакс-Украина.
Согласно предоставленным депутатом документам, «бютовцы» С.Терехин, С.Соболев и В.Уколов до 2004 года были бизнес-партнерами «УНЛ», 100% акций которой принадлежит оффшорной компании с Британский Виргинских островов. Уколов, в частности возглавлял ООО «ТРК Новый Проект» (Киев, ликвидировано в 2004 году), учредителями которого выступали Институт открытого общества «Институт Борисфена» (его учредители — С.Терехин и С.Соболев), ЧП «ЕССИ Интернешнл» (учредитель — Светлана Терехина, супруга депутата) и «УНЛ».
Кроме того, Терехин значится в предоставленных Яценко документах как человек, лоббирующий в структурах власти интересы «УНЛ».
Согласно данным Яценко, ежемесячный доход «УНЛ» составляет 18-22 млн грн., из которых 15% выводятся из страны в качестве роялти.
Кроме того, согласно предоставленным документам, по его словам, последние пять лет компания не выполняет лицензионные условия относительно показателей капитализации, а также «имела проблемы с формированием призового фонда».
Как сообщил депутат, объем украинского рынка лотерей составляет от 3 млрд грн до 4 млрд грн.
Ранее сообщалось, что Яценко 8 декабря зарегистрировал в парламенте два законопроекта, в которых предлагается ввести государственную монополию в сфере лотерей, а все деньги, полученные от гослотерей, направлять в бюджет для финансирования расходов социального характера.
В настоящее время в стране действует мораторий на выдачу лицензий на осуществление хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей, веденный законом от 2 июня 2005 года до принятия закона о государственном регулировании деятельности по выпуску и проведению лотерей и денежных розыгрышей.
Предприятие «УНЛ» основано в 1997 году. В большинстве крупных городов Украины установлено более 4,2 тыс. терминалов предприятия. Оно проводит лотереи «Супер Лото», «Кено», «Лото Максима», «Лото Тройка».
- Информация о материале
Помнится, в 2007 году было популярно мнение, что ВВП Украины увеличивается благодаря тому, что политики заняты разборками друг с другом и им не хватает времени на экономику. К сожалению, эта мысль оказалась глубоким заблуждением – времени им хватает…
До сих пор на поприще борьбы с экономикой лидировала исполнительная власть. Чего стоят хлебная, зерновая, масляная, а затем аптечная эпопеи. Кабмин, пытаясь потрафить избирателю, ограничивал рост розничных цен и торговые надбавки, вводил экспортные квоты и лицензирование, придумывал другие ухищрения. Результат не менялся – за сиюминутную популярность политиков расплачивались торговля, промышленность и сельское хозяйство.
Видимо, лавры «беспредельщиков-урегуляторов» не дают спокойно спать и ряду народных депутатов. Так накануне выборов, стихийная «миниширка» из представителей ПР, БЮТ и Блока Литвина, решила не только составить достойную конкуренцию всем украинским правительствам, но и полностью затмить их достижения, приняв закон бьющий и по экономике, и по избирателям.
История болезни
Субсидирование закупочной цены на молоко за счет аккумулированного переработчиками НДС было впервые введено как временная годичная мера в 1998 г. С тех пор парламент каждый год продлевал ее действие, пока она не стала частью одного из «антикризисных законов», направленного на спасение украинского сельского хозяйства. Как водится, в этот же закон запихали и мораторий на куплю продажу земли, и льготные кредиты сельскому хозяйству, и много других вещей, которые ну никак не могли понравиться Президенту. Тем не менее, парламент добился своего - и закон вступил в силу.
Спустя 9 месяцев Конституционный Суд удовлетворил ходатайство Ющенко, признав антикризисный сельскохозяйственный закон неконституционным. Основанием для такого решения послужили неточности в дате регистрации. В результате под нож пошли не только зловредные банковские статьи, но и невинные коровьи.
Казалось бы, чего проще, в преддверие выборов парламенту нужно просто-напросто повторно проголосовать за популярное в народе решение - возращение селянам-молочникам прежних льгот. Однако, как выясняется, даже в таком вот очевидном случае возможны варианты, за которыми просматриваются интересы конкретных лиц.
Бумажные коровы
Не успели молочники отойти от шока, вызванного решением КС, как два народных депутата из блока Литвина и Партии регионов, а затем и присоединившийся к ним БЮТовец, порадовали их гениальным законопроектом, предлагающим льготы восстановить, но доплачивать не за сданный литр молока, а за содержание коровы.
Ура, наконец-то найден способ, как остановить сокращение поголовья КРС в Украине. Получая деньги не за молоко, а за корову, крестьянин трижды подумает, прежде чем сдавать ее на убой. Наплевать на низкие надои, будем «разводить» коров на дотации.
Конечно, теперь придется возиться с ворохом бумаг и справок, но зато какие чарующие перспективы открываются перед крестьянами по разведению особой породы бумажных коров! Что, например, мешает договориться с ветеринаром и записать себе три коровы вместо одной. Придут контролировать, наплевать, займем буренку у соседа или скажем, что она на дальнем выпасе заблудилась. А если уже совсем прижали, так и скажем, что корова была, но уж очень нас голодуха прижала, вот мы ее и забили, ненаглядную, мясо раздали родственникам и соседям, только бирка и осталась. Но вы, проверяющие, не беспокойтесь: завтра мы новую телушку купим, и молоко она начнет давать быстро-быстро.
Думаете, выиграют лишь ушлые селяне? Конечно, нет! Свою долю славы получат и герои-депутаты. На бумаге то количество поголовья в Украине начнет резко увеличиваться вот и получится, что Ващук, Присяжнюк и Иван Кириленко стали спасителями Отчизны, можно сказать селекторами-производителями новой породы бумажного скота.
Однако, и это не конец. Больше всех повезет чиновникам из Министерства аграрной политики. Кому же еще раздавать коровью доплату? Раньше денежки проплывали мимо них - субсидию к цене платили сами переработчики из формируемых ими же фондов начисленного НДС. Теперь весь НДС переработчиков планируют собрать в специальном бюджетном фонде, а уже потом заботливые чиновничьи руки должны будут донести каждую копеечку до селян. Думается, что именно копеечку они и донесут, а вот гривни потеряются где-то по дороге.
Реквием по молоку
Всем хороша новая схема, есть только одна проблема - бумажные коровы дают бумажное молоко. А оно к употреблению и переработке непригодно. Ну да ничего, батька Лукашенко нас в беде не оставит, прокормит матушку Украину, он-то ведь хорошо понимает, что «доить» нужно вымя, а не коровьи головы.
Не верите, зайдите в магазин. И вы увидите, что даже сейчас на полках полно белорусских молочных продуктов. И это не удивительно, ведь в Украине, бывшей молочной «житнице» СССР, уже много лет ощущается острый дефицит качественного молока, пригодного для производства молочных продуктов: йогуртов, сливок, творога, сыров. Более 70% нашего молока можно использовать только для сушки и производства казеина.
Видимо, герои-депутаты об этом совсем не осведомлены или заболели коровьим бешенством, ведь иначе они должны были бы ратовать за то, чтобы платить субсидии только за высококачественное молоко, а не за всех наличных буренок-доходяг.
- Информация о материале
Как можно иначе назвать то, что происходит сейчас в налоговой политике государства? Какой формулой охватить то, что правительство, Государственная налоговая служба позволяет себе совершать в сфере налогового регулирования? И вообще, «налоговое регулирование», «администрирование налогов» - что общего имеют эти понятия с последними актами и действиями органов государственной власти в сфере налогов?
Осталось ли в нашей стране такое явление как налоговое право? Зачем преподавать его в ВУЗах? Кому нужны принципы налоговой системы, учение о налоге, теоретические разработки обязательных элементов налогового закона, финансовая ответственность, если есть легкодоступные и понятные всем распоряжения и постановления Кабинета Министров? Ведь именно ими в целях «упрощения ведения налогового учета», а также для «надлежащего администрирования налога» могут беспрепятственно вводиться ограничения прав налогоплательщиков, возлагаться на них дополнительные обязанности, упраздняться действующие нормы налоговых законов. Кого интересует конституционный принцип установления налогов (включая все его элементы) высшим законодательным органом государства, отображенный всеми без исключения конституциями демократических стран, в т.ч. статьей 92 нашего многострадального Основного Закона, если распоряжения о порядке уплаты налога на добавленную стоимость, как, впрочем, и любого другого обязательного платежа, можно дать на совещании сотрудников государственной налоговой службы, и потом устно (!) довести («разъяснить») нововведения до плательщиков?
А если отдельные плательщики, которым не удалось сходу осознать широту мысли и благость намерений налогового ведомства, все-таки позволят себе воспользоваться явно устаревшим в условиях колоссального дефицита бюджета источником права - действующим законом Украины, против них есть достаточно проверенное еще в начале 2000-х годов средство - отказ в принятии налоговой декларации. Разве кого-то волнует прямой запрет отказывать в принятии налоговых деклараций налоговыми органами, содержащийся в Законе «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», принятом еще в далеком 2000 году, кстати, по инициативе сегодняшнего депутата от БЮТ г.С.Терехина, тогда - в пику так называемой азаровщине?!
Деятельность руководства государственной налоговой службы, поддержанная Кабинетом Министров Украины, воистину поражает своими масштабами и цинизмом. В расчете на покорность плательщиков налогов - субъектов предпринимательской деятельности, которым всегда есть что терять, которые лучше стерпят, чем закричат, ибо у каждого есть свой небольшой скелетик в шкафу, которые зачастую также не осознано, как сильно боятся налоговой проверки, налоговая служба позволяет себе не задумываться о методах собственной работы по сбору средств в бюджет. Простые уговоры платить налоги наперед, в счет будущих платежей закончились. Ведь нельзя же требовать у плательщика уплаты налога вперед на год! На смену им приходят более сложные комбинации.
Так, распоряжением Кабмина №838, плательщики фактически были обязаны внести в налоговые декларации весь налоговый кредит по НДС, накопленный ими до этого. Не анализируя степень несоответствия действующему законодательству такой нормы, содержащейся в распоряжении Кабмина, самой по себе, отметим, что при отрицательной сумме НДС в более 100 тыс. грн. (которая при этом образовалась у многих плательщиков), заявленной в декларации, налоговая служба получила право на проведение внеплановой налоговой проверки такого плательщика. При этом, при оформлении налоговой декларации, плательщик имеет право отнести переплату по НДС (фактически долг государства перед ним) к возмещению, и не получить возмещение по НДС никогда, т.к. всем понятно, что денег на это бюджет не предусмотрел, или отнести переплату в зачет своих будущих обязательств по этому налогу. Плательщик должен выбрать строку в налоговой декларации, которая соответствует его осознанному выбору.
Возникает ли у Вас вопрос, куда стремились отнести свой налоговый кредит действующие предприятия на протяжении последних двух месяцев? Конечно, нет! Только в зачет будущих платежей, ведь получить возмещение из бюджета в полном объеме более чем нереально. Что же делала государственная налоговая служба, чтобы переубедить плательщика поверить государству? Правильно, не принимает декларацию, в которой плательщик отобразил НДС в «неправильной» строке. И это при том, что по упомянутому выше закону налоговый орган вообще не имеет права проверять содержание декларации при ее принятии.
Руководствуясь нормами закона, принципиальный, или просто не настолько богатый, чтобы уступать государству свои кровные, плательщик подавал налоговую декларацию по почте, как и написано в законе, с жалобой на действия должностного лица, которое отказалось принять у него декларацию по НДС, благо, в законе процедура поведения плательщика в таком случае расписана досконально. Все, в таком случае по закону декларация считается однозначно поданной плательщиком. Для суда, в который, в крайнем случае, будет обращаться плательщик, почтовое уведомление об отправке налоговой декларации (лучше с описью вложенного) более чем достаточное доказательство своевременного выполнения им своей обязанности.
Но на это налоговая предпринимает ответный ход, - плательщик получает письмо, согласно которому поданная им декларация, - задержите дыхание, - не признана контролирующим органом, хотя «не признать» декларацию налоговики могут исключительно по формальным признакам (напр., отсутствие подписи, печати, реквизитов).
Рядом с таким проявлением налогового творчества скучно и однообразно выглядит ссылка на статью 19 Конституции, согласно которой любой государственный орган и должностное лицо действуют исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины. А как Вам практика налоговой просто «снимать» отображенный в декларации НДС плательщика, с устным предупреждением его об этом, без предоставления ему элементарного уведомления-решения, которое тот мог бы обжаловать в суд?!
Однако, у многих сдавали нервы, они бежали в налоговую службу, пытались что-то доказать. Но напрасно, ведь у налоговиков были и остаются однозначные и четкие указания - налоговые декларации с отрицательным значением НДС не принимать! Налоговиков даже не пугает то обстоятельство, что подобные действия однозначно подпадают под определение коррупционного действия, а при определенных достаточно простых обстоятельствах (вред плательщику) будут квалифицированы как служебное преступление (превышение служебных полномочий). Служебное преступление не государственной налоговой службы в целом, а конкретного должностного лица налоговой инспекции, которое потом никому не докажет, что нарушало закон исполняя инструкции руководства!
Вопиющая незаконность распоряжения Кабмина №838 послужила основанием для его приостановки Президентом Украины, а в последующем и отмены самим правительством. Интересно, что отмена произошла уже тогда, когда большинство плательщиков уже простили государству НДС, и остались только самые стойкие, которые готовы были отстаивать свои интересы в суде. Но, о чудо! На смену нашумевшему постановлению пришло новое - №1120-р «О некоторых вопросах администрирования налога на добавленную стоимость», которое вводит еще более интересные «нормы» (если правила, принятые Кабинетом Министров с нарушением своей компетенции в форме распоряжения, которым по закону допускается регулировать только организационные вопросы деятельности самого Кабмина, можно назвать нормами права вообще).
Так, пунктом 2 распоряжения Кабмин в нарушения статьи 11-1 Закона Украины «О государственной налоговой службе» вводит дополнительное основание для проведения проверок налоговыми органами. Им служит все тоже использование налоговых накладных, выданных в прошлых налоговых периодах. На каком основании правительство расширяет устанвленный Законом исчерпывающий перечень оснований для налоговых проверок не понятно. Но при этом очевидно, что не допуск проверяющих к проверке плательщиком исходя из того, что такое основание для проверки не предусмотрено законом не может влечь для плательщика каких-либо юридических последствий.
Третий пункт распоряжения идет дальше. Налоговый орган получает право аннулировать регистрацию плательщика налога на добавленную стоимость, если по ее мнению плательщик выписал налоговую накладную и не задекларировал свои налоговые обязательства. Характерно, что аннулирование должно в таком случае осуществляться на основании Закона «О налоге на добавленную стоимость», где такое основание для аннулирования регистрации не предусмотрено вообще! Как возможно реализовать такой пункт в пределах правового поля не «подставив» под уголовную ответственность должностное лицо налоговой, которое будет подписывать решение об аннулировании?! Ведь даже точно исполнив распоряжение оно все равно нарушит закон! А не нарушая закон, налоговик не исполнит распоряжение! Ответ на этот вопрос не так сложен как кажется на первый взгляд. Ведь, распоряжение - это официальное разрешение главы правительства на нарушение закона. Его нельзя воспринимать отдельно, без контекста тех устных указаний, которые получат налоговые органы, а весте с ними - распоряжение представляет собой высочайшее разрешение на аннулирование налоговой регистрации любого неблагонадежного, подчеркнем, по мнению налоговой, плательщика. При чем, плательщик по тому же распоряжению получает право на обжалование решения об аннулировании не в соответствии с установленной законом процедурой административного обжалования в тот же, а затем вышестоящий налоговый орган, а в орган, статус которого весьма сложно определить - Межведомственный экспертный совет по решению спорных вопросов касательно применения налогового законодательства. Что это за орган, какие у него полномочия «решать спорные вопросы», каким законом определяется его компетенция? Это альтернатива суду или такая себе троечка, призванная судить врагов налоговой политики правительства? Вопрос риторический. Однако плательщику не помешает обжаловать соответствующие решения как в традиционном, так и в не традиционном порядке.
Странно, но до сих пор плательщики налогов не жалуются массово на очевидные нарушения закона, проще говоря - беспредел органов государственной налоговой службы, скажем, в прокуратуру, службу безопасности. Наверное, пытаются договорится, решить мирно, как это принято в бизнесе, ведь деньги любят тишину. Однако, видя размах деятельности руководства КМ Украины и ГНАУ, рискну предположить, что тихо договорится не получится. Ведь, денег в стране становится все меньше, а зияющую дыру госбюджета необходимо чем-то перекрывать. А, как известно, аппетит, а тем более аппетит, подогреваемый вседозволенностью и безнаказанностью, приходит во время еды.
Более того, очевидно, что летние акты Кабмина в сфере «налогового администрирования» - это только начало, пробные камни, которые в последствии приведут к реализации всех, даже самых тайных желаний и фантазий, подавляемых многие годы клерками в недрах ГНАУ. И представить себе с какой следующей стороны ужалят бизнес змеи с эмблемы Государственной налоговой службы сегодня не представляется возможным.
Практически незаметно прошло еще одно проявление налогового нормотворчества - августовское постановление КМ Украины «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на прибыль» №895. Видимо, частично «разобравшись» с НДС, Кабмин, решил осуществить «шаг на встречу» налогу на прибыль. Подменяя Закон «О налогообложении прибыли предприятий» нормой своего постановления, Кабмин решил сократить возможность увеличения валовых затрат плательщиков в связи с уменьшением курса гривны. Не правда ли, редкий пример заботы правительства об отечественном бизнесе!
Идя дальше, Кабмин «внес изменения» и в Закон «О государственной налоговой службе» предусмотрев дополнительное основание для проведения внеплановых проверок плательщиков.
Какова же реакция бизнеса? Попросту никакая! Предприниматели снова пытаются выжить в одиночку, а их бухгалтера яро переписываются на блогах в Интернет, сетуя на свою нелегкую жизнь. «Ну да, беспредел, но нас как-то и не сильно коснулось, посмотрим, что сделают те, кто действительно «попали», - так думает большинство. Интересно, но ни одно распоряжение Кабмина, включая последнее №1218-р от 14.10.2009г., не стало топ-новостью дня.
Молчит и оппозиция, оставляя без внимание действия, имеющие колоссальные последствия для всего бизнеса. Или, может быть, умышлено замалчивает в расчете продолжить начатую действующим Премьером практику после своего предполагаемого прихода власти? Мы живо обсуждаем скандал вокруг «Надра Украины», резиденции Януковича, основанием для которых послужили также незаконные распоряжения Кабмина.
Но актам, которые лишают собственности тысячи украинских предпринимателей проходят мимо нас. Конечно, абсолютно неправомерно устраивать дебош в центре Киева по захвату здания, находящегося в частной собственности на основании распоряжения Кабинета Министров, без решения суда, даже если предположить противоправный характер его приватизации. А возлагать дополнительные налоговые обязанности на отечественный бизнес, упразднять законное право корректировки НДС на основании такого распоряжения, - это ли не то, чему должны противостоять все здоровые силы? Или таких у нас не осталось?
А теперь о том, что делать. По нашему мнению, предприниматель, бизнес которого подпал под незаконные действия налоговой службы, даже основанные на таких же незаконных актах Кабмина не в коем случае не должен опускать руки, подчиняться требованиям налоговой, «прощать» свой НДС или уменьшать валовые затраты по налогу на прибыль. Предприниматель должен руководствоваться исключительно нормами закона, в первую очередь - Закона «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами».
Если декларацию не принимают - ее необходимо отослать по почте с уведомлением о вручении, описью вложенного и жалобой на действия должностного лица налоговой инспекции в соответствии с пунктом 4.1.2 Закона. Если после этого декларацию «не признают» - не беда, ведь существует только три основания, по которым это может иметь место: в декларации отсутствуют реквизиты плательщика, его подпись, или печать. Поэтому, если плательщик получает подобное решение налоговой - его немедленно следует обжаловать в порядке, предусмотренном для административного обжалования налоговых уведомлений-решений. Если налоговая не принимает какого-либо решения касательно декларации плательщика, а сообщает ему о не признании декларации простым письмом (или даже устно), - это не будет иметь для плательщика юридических последствий.
Если налоговая самостоятельно «корректирует» сумму налогового обязательства для этого должно быть основание - налоговое уведомление-решение, без него последствий для плательщика также никаких. Но если плательщик уже получает решение налоговой о доначислении налога - пусть смело идет в суд.
Вообще, сегодня плательщик не должен бояться судов. В самом худшем случае для него суд - это отсрочка уплаты налогового обязательства под очень гуманный процент (120% учетной ставки НБУ), на достаточно продолжительный срок. Как максимум, - это возможность полностью решить свои проблемы.
И еще одно, в сложившейся обстановке нельзя молчать. Ведь молчание не только укрепит существующую практику управления налоговыми отношениями «вне закона», но и даст возможность развивать ее в будущем. В таком случае не только о наших правах, но и о праве как таковом, можно будет забыть, как о глупом пережитке прошлого.
- Информация о материале
Страница 1521 из 1561
