Президентская кампания, возможно, породила невиданный союз — коммунистов, народников и либералов. Единым кандидатом от него стал Сергей Тигипко. По информации источников «Новой», кандидаты в президенты Сергей Тигипко, Петр Симоненко и Владимир Литвин договорились о выдвижении первого единым кандидатом на выборах. Якобы уже подписан договор, а штабам дано указание координировать работу в соответствии с новыми реалиями.

Лебедеракощука

Пока неизвестно, как будет называться новый альянс и, главное, какую общую программу он слепит. Скорее всего, она будет феерической, достаточно приглядеться к воззрениям и идеологической репутации кандидатов. Литвин — вождь народный, то есть мелкобуржуазной стихии, он может прилепиться хоть к коммунистам, хоть к либералам. Но политический интим Тигипко и Симоненко выглядит комично. Сергей Леонидович — культурист, банкир, обладатель $900-миллионного состояния, у Петра Николаевича трудовая седина, и любит он черный хлеб с жареной картошкой. Первого считают образцовым буржуа, у второго на лбу алеет — «вождь украинского пролетариата».

И мысли у Тигипко и Симоненко разные. Пара свежих либеральных тезисов Сергея Леонидовича: «Усиление налогового давления во время кризиса недопустимо», «государство должно инвестировать в инновации только вместе с частным бизнесом» и т.д. А Петр Николаевич на дух не переносит либерализм: «От либеральной идеи Украине нужно немедленно отказываться, чтобы объединить интересы частного капитала, государства и личности».

Эти, мягко говоря, нестыковки сложно объяснить электорату. Впрочем, Литвину легче остальных: его избиратели — «лавочники» и учителя — как-то простят. Обойдется и у Тигипко: его коллеги-банкиры и промышленники даже восхищенно покрутят головами — во дает! Но что скажет рабочим Симоненко? Придумать что-то здесь сложно, лучше сохранить порочную связь в тайне. Видно, из таких соображений в комментариях «Новой» лидер КПУ отказался от Тигипко: «Откуда вы это взяли? Это полный бред!»

Против тройственного союза амбиции кандидатов, что отмечают политологи. «Для меня возможный союз Петра Симоненко, Владимира Литвина и Сергея Тигипко — это союз лебедя, рака и щуки, — полагает директор Института политических и социологических исследований им. Шевченко Владимир Бондаренко. — В первую очередь Литвин и Симоненко слишком амбициозны. Лидер Компартии считает себя политическим тяжеловесом, а нынешний глава парламента давно мечтает о президентстве».

Проект «Анти-Янукович»

Однако политика, по Макиавелли, — искусство возможного, иногда она делает такие повороты... Невиданная лебедеракощука имеет право жить. Но при условии: если за Тигипко, Симоненко и Литвиным стоит более мощная фигура. Выражаясь иначе, политтехнологический гений и политическая воля одной (или одного) из фаворитов выборов вполне способна родить уродца. И если предложено достаточно, шероховатости идеологий и амбиций «отцов» сгладятся.

Возьмем Сергея Тигипко. Летом 2008 г. он уверял публику, что выборы ему неинтересны и что «никакой такой болезни и комплексов» у него нет. Год спустя он лишает себя должностей сопредседателя инвесторов при Кабмине, советника главы правительства и выдвигается кандидатом. Затем он пытается купить себе партию. Переговоры с СПУ ни к чему не приводят — ее лидеры завышают цену. В конце концов, Тигипко останавливает выбор на дряхлой Трудовой партии и женится на ней, попутно преподнося ее как «Сильную Украину».

Несложно заметить, что Тигипко и его «тайный» доброжелатель публично не кусают друг друга. Лидер «Сильной Украины» топчется по центру, югу и востоку страны, где пасутся Янукович и Яценюк. Рейтинг Тигипко пусть и невелик, но потихоньку растет — за счет двух последних джентльменов. Но кому-то этого кажется мало — ведь колеблются еще 25% электората, — и возникает идея усилить Тигипко. Расчет таков: тот согласится на роль технического кандидата и даже потратится на затею лишь за обещание отдать пост премьера. С Литвином и Симоненко проще. Первому оставить спикерскую кнопку, второму — подкинуть деньжат...

Удастся ли птице-рако-рыбному союзу решить задачу? История политических поглощений говорит, что голоса электората участников таких проектов даже не суммируются. На сегодня у Симоненко и Тигипко — по 2,7%, у Литвина — 1,7% поддержки электората. Хватит ли этого, чтобы сократить почти 10%-ный отрыв между двумя фаворитами — еще вопрос.