Как можно иначе назвать то, что происходит сейчас в налоговой политике государства? Какой формулой охватить то, что правительство, Государственная налоговая служба позволяет себе совершать в сфере налогового регулирования? И вообще, «налоговое регулирование», «администрирование налогов» - что общего имеют эти понятия с последними актами и действиями органов государственной власти в сфере налогов?

Осталось ли в нашей стране такое явление как налоговое право? Зачем преподавать его в ВУЗах? Кому нужны принципы налоговой системы, учение о налоге, теоретические разработки обязательных элементов налогового закона, финансовая ответственность, если есть легкодоступные и понятные всем распоряжения и постановления Кабинета Министров? Ведь именно ими в целях «упрощения ведения налогового учета», а также для «надлежащего администрирования налога» могут беспрепятственно вводиться ограничения прав налогоплательщиков, возлагаться на них дополнительные обязанности, упраздняться действующие нормы налоговых законов. Кого интересует конституционный принцип установления налогов (включая все его элементы) высшим законодательным органом государства, отображенный всеми без исключения конституциями демократических стран, в т.ч. статьей 92 нашего многострадального Основного Закона, если распоряжения о порядке уплаты налога на добавленную стоимость, как, впрочем, и любого другого обязательного платежа, можно дать на совещании сотрудников государственной налоговой службы, и потом устно (!) довести («разъяснить») нововведения до плательщиков?

А если отдельные плательщики, которым не удалось сходу осознать широту мысли и благость намерений налогового ведомства, все-таки позволят себе воспользоваться явно устаревшим в условиях колоссального дефицита бюджета источником права - действующим законом Украины, против них есть достаточно проверенное еще в начале 2000-х годов средство - отказ в принятии налоговой декларации. Разве кого-то волнует прямой запрет отказывать в принятии налоговых деклараций налоговыми органами, содержащийся в Законе «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», принятом еще в далеком 2000 году, кстати, по инициативе сегодняшнего депутата от БЮТ г.С.Терехина, тогда - в пику так называемой азаровщине?!

Деятельность руководства государственной налоговой службы, поддержанная Кабинетом Министров Украины, воистину поражает своими масштабами и цинизмом. В расчете на покорность плательщиков налогов - субъектов предпринимательской деятельности, которым всегда есть что терять, которые лучше стерпят, чем закричат, ибо у каждого есть свой небольшой скелетик в шкафу, которые зачастую также не осознано, как сильно боятся налоговой проверки, налоговая служба позволяет себе не задумываться о методах собственной работы по сбору средств в бюджет. Простые уговоры платить налоги наперед, в счет будущих платежей закончились. Ведь нельзя же требовать у плательщика уплаты налога вперед на год! На смену им приходят более сложные комбинации.

Так, распоряжением Кабмина №838, плательщики фактически были обязаны внести в налоговые декларации весь налоговый кредит по НДС, накопленный ими до этого. Не анализируя степень несоответствия действующему законодательству такой нормы, содержащейся в распоряжении Кабмина, самой по себе, отметим, что при отрицательной сумме НДС в более 100 тыс. грн. (которая при этом образовалась у многих плательщиков), заявленной в декларации, налоговая служба получила право на проведение внеплановой налоговой проверки такого плательщика. При этом, при оформлении налоговой декларации, плательщик имеет право отнести переплату по НДС (фактически долг государства перед ним) к возмещению, и не получить возмещение по НДС никогда, т.к. всем понятно, что денег на это бюджет не предусмотрел, или отнести переплату в зачет своих будущих обязательств по этому налогу. Плательщик должен выбрать строку в налоговой декларации, которая соответствует его осознанному выбору.

Возникает ли у Вас вопрос, куда стремились отнести свой налоговый кредит действующие предприятия на протяжении последних двух месяцев? Конечно, нет! Только в зачет будущих платежей, ведь получить возмещение из бюджета в полном объеме более чем нереально. Что же делала государственная налоговая служба, чтобы переубедить плательщика поверить государству? Правильно, не принимает декларацию, в которой плательщик отобразил НДС в «неправильной» строке. И это при том, что по упомянутому выше закону налоговый орган вообще не имеет права проверять содержание декларации при ее принятии.

Руководствуясь нормами закона, принципиальный, или просто не настолько богатый, чтобы уступать государству свои кровные, плательщик подавал налоговую декларацию по почте, как и написано в законе, с жалобой на действия должностного лица, которое отказалось принять у него декларацию по НДС, благо, в законе процедура поведения плательщика в таком случае расписана досконально. Все, в таком случае по закону декларация считается однозначно поданной плательщиком. Для суда, в который, в крайнем случае, будет обращаться плательщик, почтовое уведомление об отправке налоговой декларации (лучше с описью вложенного) более чем достаточное доказательство своевременного выполнения им своей обязанности.

Но на это налоговая предпринимает ответный ход, - плательщик получает письмо, согласно которому поданная им декларация, - задержите дыхание, - не признана контролирующим органом, хотя «не признать» декларацию налоговики могут исключительно по формальным признакам (напр., отсутствие подписи, печати, реквизитов).

Рядом с таким проявлением налогового творчества скучно и однообразно выглядит ссылка на статью 19 Конституции, согласно которой любой государственный орган и должностное лицо действуют исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины. А как Вам практика налоговой просто «снимать» отображенный в декларации НДС плательщика, с устным предупреждением его об этом, без предоставления ему элементарного уведомления-решения, которое тот мог бы обжаловать в суд?!

Однако, у многих сдавали нервы, они бежали в налоговую службу, пытались что-то доказать. Но напрасно, ведь у налоговиков были и остаются однозначные и четкие указания - налоговые декларации с отрицательным значением НДС не принимать! Налоговиков даже не пугает то обстоятельство, что подобные действия однозначно подпадают под определение коррупционного действия, а при определенных достаточно простых обстоятельствах (вред плательщику) будут квалифицированы как служебное преступление (превышение служебных полномочий). Служебное преступление не государственной налоговой службы в целом, а конкретного должностного лица налоговой инспекции, которое потом никому не докажет, что нарушало закон исполняя инструкции руководства!

Вопиющая незаконность распоряжения Кабмина №838 послужила основанием для его приостановки Президентом Украины, а в последующем и отмены самим правительством. Интересно, что отмена произошла уже тогда, когда большинство плательщиков уже простили государству НДС, и остались только самые стойкие, которые готовы были отстаивать свои интересы в суде. Но, о чудо! На смену нашумевшему постановлению пришло новое - №1120-р «О некоторых вопросах администрирования налога на добавленную стоимость», которое вводит еще более интересные «нормы» (если правила, принятые Кабинетом Министров с нарушением своей компетенции в форме распоряжения, которым по закону допускается регулировать только организационные вопросы деятельности самого Кабмина, можно назвать нормами права вообще).

Так, пунктом 2 распоряжения Кабмин в нарушения статьи 11-1 Закона Украины «О государственной налоговой службе» вводит дополнительное основание для проведения проверок налоговыми органами. Им служит все тоже использование налоговых накладных, выданных в прошлых налоговых периодах. На каком основании правительство расширяет устанвленный Законом исчерпывающий перечень оснований для налоговых проверок не понятно. Но при этом очевидно, что не допуск проверяющих к проверке плательщиком исходя из того, что такое основание для проверки не предусмотрено законом не может влечь для плательщика каких-либо юридических последствий.

Третий пункт распоряжения идет дальше. Налоговый орган получает право аннулировать регистрацию плательщика налога на добавленную стоимость, если по ее мнению плательщик выписал налоговую накладную и не задекларировал свои налоговые обязательства. Характерно, что аннулирование должно в таком случае осуществляться на основании Закона «О налоге на добавленную стоимость», где такое основание для аннулирования регистрации не предусмотрено вообще! Как возможно реализовать такой пункт в пределах правового поля не «подставив» под уголовную ответственность должностное лицо налоговой, которое будет подписывать решение об аннулировании?! Ведь даже точно исполнив распоряжение оно все равно нарушит закон! А не нарушая закон, налоговик не исполнит распоряжение! Ответ на этот вопрос не так сложен как кажется на первый взгляд. Ведь, распоряжение - это официальное разрешение главы правительства на нарушение закона. Его нельзя воспринимать отдельно, без контекста тех устных указаний, которые получат налоговые органы, а весте с ними - распоряжение представляет собой высочайшее разрешение на аннулирование налоговой регистрации любого неблагонадежного, подчеркнем, по мнению налоговой, плательщика. При чем, плательщик по тому же распоряжению получает право на обжалование решения об аннулировании не в соответствии с установленной законом процедурой административного обжалования в тот же, а затем вышестоящий налоговый орган, а в орган, статус которого весьма сложно определить - Межведомственный экспертный совет по решению спорных вопросов касательно применения налогового законодательства. Что это за орган, какие у него полномочия «решать спорные вопросы», каким законом определяется его компетенция? Это альтернатива суду или такая себе троечка, призванная судить врагов налоговой политики правительства? Вопрос риторический. Однако плательщику не помешает обжаловать соответствующие решения как в традиционном, так и в не традиционном порядке.

Странно, но до сих пор плательщики налогов не жалуются массово на очевидные нарушения закона, проще говоря - беспредел органов государственной налоговой службы, скажем, в прокуратуру, службу безопасности. Наверное, пытаются договорится, решить мирно, как это принято в бизнесе, ведь деньги любят тишину. Однако, видя размах деятельности руководства КМ Украины и ГНАУ, рискну предположить, что тихо договорится не получится. Ведь, денег в стране становится все меньше, а зияющую дыру госбюджета необходимо чем-то перекрывать. А, как известно, аппетит, а тем более аппетит, подогреваемый вседозволенностью и безнаказанностью, приходит во время еды.

Более того, очевидно, что летние акты Кабмина в сфере «налогового администрирования» - это только начало, пробные камни, которые в последствии приведут к реализации всех, даже самых тайных желаний и фантазий, подавляемых многие годы клерками в недрах ГНАУ. И представить себе с какой следующей стороны ужалят бизнес змеи с эмблемы Государственной налоговой службы сегодня не представляется возможным.

Практически незаметно прошло еще одно проявление налогового нормотворчества - августовское постановление КМ Украины «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на прибыль» №895. Видимо, частично «разобравшись» с НДС, Кабмин, решил осуществить «шаг на встречу» налогу на прибыль. Подменяя Закон «О налогообложении прибыли предприятий» нормой своего постановления, Кабмин решил сократить возможность увеличения валовых затрат плательщиков в связи с уменьшением курса гривны. Не правда ли, редкий пример заботы правительства об отечественном бизнесе!

Идя дальше, Кабмин «внес изменения» и в Закон «О государственной налоговой службе» предусмотрев дополнительное основание для проведения внеплановых проверок плательщиков.

Какова же реакция бизнеса? Попросту никакая! Предприниматели снова пытаются выжить в одиночку, а их бухгалтера яро переписываются на блогах в Интернет, сетуя на свою нелегкую жизнь. «Ну да, беспредел, но нас как-то и не сильно коснулось, посмотрим, что сделают те, кто действительно «попали», - так думает большинство. Интересно, но ни одно распоряжение Кабмина, включая последнее №1218-р от 14.10.2009г., не стало топ-новостью дня.

Молчит и оппозиция, оставляя без внимание действия, имеющие колоссальные последствия для всего бизнеса. Или, может быть, умышлено замалчивает в расчете продолжить начатую действующим Премьером практику после своего предполагаемого прихода власти? Мы живо обсуждаем скандал вокруг «Надра Украины», резиденции Януковича, основанием для которых послужили также незаконные распоряжения Кабмина.

Но актам, которые лишают собственности тысячи украинских предпринимателей проходят мимо нас. Конечно, абсолютно неправомерно устраивать дебош в центре Киева по захвату здания, находящегося в частной собственности на основании распоряжения Кабинета Министров, без решения суда, даже если предположить противоправный характер его приватизации. А возлагать дополнительные налоговые обязанности на отечественный бизнес, упразднять законное право корректировки НДС на основании такого распоряжения, - это ли не то, чему должны противостоять все здоровые силы? Или таких у нас не осталось?

А теперь о том, что делать. По нашему мнению, предприниматель, бизнес которого подпал под незаконные действия налоговой службы, даже основанные на таких же незаконных актах Кабмина не в коем случае не должен опускать руки, подчиняться требованиям налоговой, «прощать» свой НДС или уменьшать валовые затраты по налогу на прибыль. Предприниматель должен руководствоваться исключительно нормами закона, в первую очередь - Закона «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

Если декларацию не принимают - ее необходимо отослать по почте с уведомлением о вручении, описью вложенного и жалобой на действия должностного лица налоговой инспекции в соответствии с пунктом 4.1.2 Закона. Если после этого декларацию «не признают» - не беда, ведь существует только три основания, по которым это может иметь место: в декларации отсутствуют реквизиты плательщика, его подпись, или печать. Поэтому, если плательщик получает подобное решение налоговой - его немедленно следует обжаловать в порядке, предусмотренном для административного обжалования налоговых уведомлений-решений. Если налоговая не принимает какого-либо решения касательно декларации плательщика, а сообщает ему о не признании декларации простым письмом (или даже устно), - это не будет иметь для плательщика юридических последствий.

Если налоговая самостоятельно «корректирует» сумму налогового обязательства для этого должно быть основание - налоговое уведомление-решение, без него последствий для плательщика также никаких. Но если плательщик уже получает решение налоговой о доначислении налога - пусть смело идет в суд.

Вообще, сегодня плательщик не должен бояться судов. В самом худшем случае для него суд - это отсрочка уплаты налогового обязательства под очень гуманный процент (120% учетной ставки НБУ), на достаточно продолжительный срок. Как максимум, - это возможность полностью решить свои проблемы.

И еще одно, в сложившейся обстановке нельзя молчать. Ведь молчание не только укрепит существующую практику управления налоговыми отношениями «вне закона», но и даст возможность развивать ее в будущем. В таком случае не только о наших правах, но и о праве как таковом, можно будет забыть, как о глупом пережитке прошлого.