Налоговики

Налоговые органы придумали, как увеличить поступление в госбюджет - за счет банков, точнее - их клиентов. А способ очень простой - контроль, контроль и еще раз контроль всех банковских операций. Чтобы отменить овеянные мечтой налоговиков правила игры было сложнее, инициативы предлагают подкрепить изменениями в законодательство, рассказывают в Ассоциации "Украинский кредитно-банковский союз" (УКБС).

Во-первых, инициированные налоговой законодательные изменения фактически нивелируют понятие банковской тайны, поскольку фискальные органы желают получать от финансовых учреждений любую информацию. В том числе и относительно объемов и назначения платежей, операций со счетами физических лиц и их доходов. Кроме того, сборщики налогов хотят обязать Нацбанк и коммерческие банки раскрывать информацию относительно иностранных доходов физических лиц. Таким образом, за банками стараются закрепить несвойственную им функцию - налоговых агентов физических лиц.

Во-вторых, налоговая администрация старается усилить фискальное давление на налогоплательщиков через реанимацию безакцептного, т.е. бесспорного списания средства, без согласия плательщика - за счет введения к Закону Украины "О платежных системах и переводе средств в Украине" понятие "списание средства без согласия клиента банка". В Ассоциации отмечают, что ввести подобные нормы стараются уже вторично - первый раз эта процедура уже была обжалована УКБС и упразднена судом.

"Указанные нововведения являются неприемлемыми, поскольку направлены на усиления фискального давления на налогоплательщиков , отмену понятия банковской тайны и внедрение всеобъемлющего контроля ГНАУ над финансовыми учреждениями и их клиентами", - подытожила генеральный директор Ассоциации "Украинский кредитно-банковский союз" Галина Олифер.

Ну, не только кони и люди, а еще писатели и дельфины. Так, известный украинский писатель Сергей Жадан написал открытое письмо Харьковскому городскому председателю Михаилу Добкину. Поводом стала инициатива мэра исключить литератора из списка 29 лиц, отмеченных творческими премиями горисполкома (премия им. Чичибабина).

Открытое письмо Харьковскому городскому председателю Михаилу Добкину

Господин Добкин.

Последние недели меня не было в городе, поэтому, к сожалению, не имел возможности нормально отреагировать на ваше решение относительно вручения муниципальной премии имени Бориса Чичибабина. Ну вот вернулся домой, ознакомился с вашей позицией, и теперь не знаю что и думать.

Вы пишете: «должны жизненным примером показывать», «как надо поступать и как не надо», и так далее. И все было бы ясно, но дело в том, что у меня уже есть почетная грамота с вашей подписью. Вы по-видимому не помните, но я вам напомню – мне ее дали в позапрошлом (2008-м) году во время книжного фестиваля «Мир книги». Вы еще лично должны были ее вручать, но почему-то не пришли (возможно дельфинарий строили, не знаю). Наградили вы меня тогда, цитирую, «за многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм», но главное за «весомый личный вклад в развитие и пропаганду отечественной книги и повышения культурного уровня жителей г. Харькова». Одним словом, при случае – обязательно посмотрите, там еще в слове «эссеист» сделано две ошибки. И вот теперь я думаю – с чем же у вас проблемы: с памятью или все-таки с моральными принципами, которые позволяют вам, в зависимости от политической конъюнктуры, то говорить о пропаганде книги и плодотворном труде, а то бороться с поэтами и «ессеістами» с помощью железной метлы админресурса.

Я понимаю – у вас впереди выборы, вам нужно в надлежащий срок превратить это население в электорат, вам необходимо снова расколоть город на два враждебных лагеря, чтоб иметь беспрекословную поддержку одного из них. Но все равно – ужасно неудобно за эти ваши попытки внедрения в литературное пространство Харькова четкой партийной линии и генерального художественного метода, базированных на определенной политической ориентированности.

Литература не призвана обслуживать те или иные партийные интересы, жаль, что вы этого не понимаете. Хуже всего даже не то, что вы позволяете себе делить поэтов и «оранжевых» и «бело-синих», на лояльных и нелояльных, на «своих» и «чужих». Хуже всего, что все эти политические спекуляции происходят вокруг премии имени Бориса Чичибабина – харьковчанина, который знал цену власти и ее культурным приоритетам.

Поэтому благодарю вас, что все-таки внесли ясность в этот вопрос и расставили всё на свои места. Потому что после вручения прошлой грамоты могло возникнуть подозрение, что лично вам действительно нравится моя «ессеістика». В следующий раз даже не предлагайте. И в целом, учитывая ваши методы формирования культурной среды в городе, советовал бы вам больше заниматься все таки дельфинами. С ними у вас получается значительно лучше, чем с поэтами.

Справка

24 декабря 2009 года во время заседания исполкома Харьковского горсовета по инициативе Михаила Добкина Сергея Жадана исключили из списка 29 человек, отмеченных творческими премиями горисполкома (премия им. Чичибабина). По мнению мэра, Жадан сжигал книги Евгения Кушнарева во время Оранжевой революции. "Я предлагаю Жадана из этого списка исключить. Книги сжигали во время инквизиции, во время фашизма и, к сожалению, во время Оранжевой революции. Здесь нет ничего личного, я доверяю мнению экспертов, которые включили его в этот список, но считаю, что люди, которые имеют талант, должны жизненным примером показывать, как надо поступать и как не надо", - высказался Добкин.
На это отреагировали харьковские литераторы - лауреаты премии им. Чичибабина, направив Добкину открытое письмо, в котором высказали обеспокоенность "сегодняшним отношением городских властей к этой премии". Так, авторы письма отмечали, что нынешнее решение властей отсылает к событиям двадцатишестилетней давности, когда по тем же идеологическим соображениям поэта Бориса Чичибабина исключали из Союза писателей."
Допа решил ответить писателям - заявил, что в его “сознании не укладывается, как человек, являющийся литератором, мог позволить себе сжечь книгу другого автора, тем более ту, содержание которой никакого отношения к политике не имеет". А также заявил, что в его предложении, поддержанном членами исполкома, «нет ни капли неуважения к Жадану как творческой личности, тем более к мнению тех, кто оценивал результаты и уровень его литературной деятельности. Оно – лишь напоминание всем нам о том, что, являясь гражданами свободной страны, мы при всех расхождениях в политических взглядах, не должны прибегать к средневековым методам уничтожения произведений неугодных авторов”.
От редакции "ХК": Ждем с нетерпением, каких еще открытий дивных явит нам просвещенный мэр.

Если бы не Арсений Яценюк, то рекламная кампания, проводимая Юлией Тимошенко, безусловно, победила бы в номинации «худший пиар». А так Арсений Петрович спас Тимошенко, поскольку перещеголять его бигборды и телевизионные ролики просто не возможно. Но премьер тоже недалеко от него ушла, поскольку ее реклама – это вульгарная смесь откровенной порнографии, загадочных смысловых посылов и зоофилии…

Поэтому можно полностью согласиться с Юлией Владимировной: «смотреть рекламные ролики и продукцию политического характера просто вредно для здоровья». Истинная правда. Ну, все видели предновогодние плакаты Тимошенко, на которых она возлежит на малолетнем белом тигренке. По ходу, премьер перепутала съемку для мужского журнала с политической рекламой. Глава правительства «крупной европейской державы» (определение Виктора Ющенко) валяется рядом с животным. Интересно, на кого рассчитана данная реклама? На блондинок, которых приводят в умиление пушистые игрушки? Креатив из серии «кошечки-копилки» и «лебеди в пруду». Складывается устойчивое впечатление, что пиаром в БЮТ заведуют люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Иначе как объяснить тот факт, что «зайчики», «белочки», «мангусты», «саламандры» составляют основу пиаровской концепции президентской кампании пелотки? Это просто гламур какой-то. Да еще надписи на бигбордах выполнены в стиле слюнявого сентиментализма: «тигрЮЛЯ». Вот, сука, кто нас всех защитит! Какое-то жывотное-альбинос, которое из-за своей нетрадиционной окраски вынуждено быть крайне агрессивным. Справедливости ради отметим, что идея не нова, поскольку еще Михаил Бродский организовал политическое движение «Белая ворона». А идею предложил бывший бютовец Дмитрий Выдрин. А теперь, значит, премьер возлежит с жывотным и обещает всем жизнь как в джунглях. Афигеть, дайте два!

Бютовские пиарщики жгут неподеццки. «ТигрЮля»! Год белого тигра и тигрица-блондинка. Можно продолжить данный смысловой ряд: «КрысЮЛЯ», «ЗмеЮля» и даже «песдЮля», что, на мой непредвзятый взгляд наиболее точно соответствует сути обещаний премьера. Да, надо сказать, и «поющие трусы», работающие «бесплатно» на избирательную кампанию Тимошенко, недалеко ушли от своего «объекта безвозмездного обожания». Потап и Настя Каменски украсили своими телами обложку одного мужского издания. Ну как украсили… Вопрос дискуссионный, однако из этой парочки только Потап почему-то в костюме. Он же выполняет роль цензора, поскольку прикрывает своими конечностями наиболее неприличные места Насти. Грудь там и еще кое-что. Странно, однако никакого политического контекста данное изображение не несет. По крайней мере, в прямом смысле этого слова. А жаль. Весьма уместно добавить какой-нибудь соответствующий случаю слоганчик. Например, «голые женщины очень агрессивны, поэтому только они защитят страну от бандитов и олигархов».

«Килограммы» низкопробного гламурного креатива, который выливают бютовцы на избирателей, делают свое дело. Вырабатывается стойкий и устойчивый иммунитет на подобные фишки для блондинок. В результате электорат Тимошенко ограничивается аудиторией журналов для экзальтированных дамочек и домохозяек. Стирается грань между рекламой прокладок и политической кампанией. Полная победа гламура над здравым смыслом. «Она работает», «Она – это Украина», «Украина победит», «Всех спасет жывотное». Тигры, кошечки, бобры-трансвеститы и бусики. Страна выбирает президента на основе передачи в «Мире жывотных» (версия для бландинок).

И, как ни странно, один гарант нации сражается с засильем гламура в информационном пространстве. Это просто финиш. Так забавно наблюдать за играми двух оранжевых «жывотных». Никогда не думал, что доживу до подобного представления, устроенного «героями Майдана». Глава государства, злостно покусанный хомячком, употребляет в отношении Тимошенко выражения из лексикона настоящих падонков. Как только он не называл пелотку: и блохастой сучкой, и бомжом, и предводителем цыганского табора, и просто жопой. Подобные высокие отношения меня умиляют. Наверное, именно в этом заключается настоящая демократия. Прикол заключается в том, что в следующем году и Тимошенко, и Ющенко окажутся в одном политическом сегменте. Они станут оппозиционерами, сражающимися за голоса западного электората. Не исключаю даже объединения их усилий в какой-то момент времени. «Укушенный хомяком» и «блохастая сучка» – это, согласитесь, грозная национал-патриотическая сила, способная смести все на своем пути.

Да, Виктор Андреевич устроил уникальную агонию. Фактически он выполняет за Виктора Федоровича всю грязную политическую работу. Причем, абсолютно безвозмездно, поскольку Федорович никогда не сделает его премьером. Просто сложился уникальный политический расклад, при котором один политический труп доводит по своей доброй воле потенциального кандидата в политпокойники до нужной кондиции. Феноменальное явление. Еще более удивительное, чем костюм супермена. В детстве я долго ломал голову над тем, почему супермен одевает красные трусы на треники? Тогда я еще не знал о существовании пидорасов, которые отличаются высоким творческим потенциалом. А кто пять лет назад мог предполагать, что финал «оранжевой революции» будет таким «удивительным»? Какие-то «тигрюли» сцепятся в ожесточенной схватке с хомячками из секретариата президента. Еще напрягает тот факт, что все ближайшие дни эти жывотные будут поздравлять всех нас с Новым годом. Пелотка вообще решила испортить праздник киевлянам, поскольку собирается прийти со всем своим семейством на майдан. Честно говоря, люди собираются на площади чисто чтобы побухать и отметить наступление Нового года. Как-то в программе празднования не значится встреча с премьером-«жывотным». Однако Тимошенко наплевать на всех. Она почему-то думает, что все горят желание послушать ее очередную речугу. Возможно, будет выступать в костюме снегурочки, совмещенным с пальто-вышиванкой. Шон слабает на гитаре, а Александр Турчинов исполнит роль доброго, но лысого Деда Мороза. С наступающим годом Тигра, страна! Странно, но во всем мире считается, что тигр мужского пола и только в Украине это «тигрюля». То есть собака женского рода, если можно так сказать.

29 декабря, около 6 часа утра, работниками ГАИ в Близнюковском районе был остановлен грузовой автомобиль ЗИЛ-131 без государственного номера. При проверке работники милиции выяснили, что все разрешительные документы (технический паспорт на автомобиль, удостоверение водителя) у водителя транспортного средства отсутствуют. При осмотре автомобиля работники милиции выявили в кузове металлическую бочку, емкостью около 8 кубометров, в которой перевозилась жидкость, похожая на нефть.

Грузовой автомобиль, который перевозил горюче-смазочные материалы, был доставлен на штрафплощадку Близнюковского РО ГУМВД Украины в Харьковской области для выяснения всех обстоятельств.
При опросе водителя работники милиции установили, что жидкость, которая находилась в бочке автомобиля, была похищена из нефтепровода " Лисичанск-Кременчуг", близ села Катериновка Близнюковского района, путем незаконной врезки.
По данному фактом следственным отделением Близнюковского РО возбуждено уголовное дело по ст. 185 УК Украины (кража), водитель задержан по ст. 115 УПК Украины, правоохранителями устанавливается причастность к совершению преступления других лиц.

Президентская кампания-2010 напоминает поход в магазин ненужных вещей в момент финальной распродажи: выбрать нечего, но раз пришли, не уходить же с пустыми руками. При этом на рекламу кандидатами первого эшелона тратятся многомиллионные валютные вливания, а эффект, согласно недавнему исследованию Института социальной и политической психологии АПНУ, - «психологическое отторжение» и раздражение.

Но чем ближе к выборам, тем активнее ОНИ «рятують» нас от кризиса и друг от друга, как «Blend-a-med» от кариеса, круглые сутки «перемагають» и «працюють», как батарейки «Duraсell»…

«ОстроВ» решил выяснить, какими средствами пытается подействовать на избирателей политическая реклама на ТВ и с какими товарами ассоциируются политбренды участников «великих перегонів» у представителей рекламной индустрии.

Во что упираются усилия «тюбиков с пастой»

 

Западные политменеджеры говорят: «Все равно, что продавать - кандидата в президенты или стиральный порошок». Теоретик и практик рекламы мирового масштаба Россер Ривз вообще сравнивает избирателя с человеком, оказавшимся «между двумя тюбиками зубной пасты в аптеке». Задача одна - наиболее глубоко и выгодно отпечататься в памяти адресата. С этой целью заявлять о себе на рынке кандидатов на высокий пост политики начали еще задолго до официального старта предвыборной кампании. Кто под видом социальной рекламы и билл-бордов без указания имени и фамилии (Юлия Тимошенко), кто дискредитацией соперника (Виктор Янукович), непонятной камуфлированной рекламой (Арсений Яценюк), а кто презентацией своих книжных трудов (Сергей Тигипко).

«Реклама вызывает, как правило, негативные эмоции у большинства людей. Но реклама действует. Даже в фоновом режиме реклама приводит к тому, что подсознательно человек запоминает бренды, - отмечает профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью Института журналистики Киевского национального университета им.Т.Шевченко Валерий Иванов. - И когда при прочих равных условиях он приходит к витрине магазина или к избирательной кабине, то подсознательно он склонен к тому, чтобы выбрать наиболее запомнившийся бренд. Однако наши выборы – не американские выборы, и «подсознательно» здесь не проходит».

Но в отличие от рекламы товаров, рекламе политической одной узнаваемости мало. Политики находятся в неравных условиях, и выбор формируется не на основании рекламы, а исходя из многих факторов: политического статуса, знаний о прошлом кандидата, его достижениях или неудачах, точки зрения лидеров мнения и т.п.

По данным опроса Института социальной и политической психологии, среди тех, кто определился с выбором, 30% отметили влияние выпусков телевизионных новостей (и почти столько же признаются, что ни новости, ни агитация на них не повлияла), более 27% опираются на мнение родственников, друзей и знакомых, 19% - на публикации в газетах. Почти на 16% опрошенных повлияли телевизионные рекламные ролики. При этом предвыборную рекламу В. Януковича запомнили 63 %, рекламу Ю. Тимошенко – 56 %, А. Яценюка – около 33 %, В. Литвина – 28 %, В. Ющенко – 27,6 %, С. Тигипко – 25,5 %, И. Богословской – 10%. Всех остальных смогли припомнить менее 2% участников опроса.

По мнению В.Иванова, западные политтехнологи, хоть и ушли далеко вперед, могут наступить на отечественные грабли: не все импортное нами усваивается и принимается. К тому же, по опыту прошлых кампаний, у нас побеждает представление «свой - чужой». Движущей силой выступает желание не допустить прихода к власти «несвоего», а не идеологические мотивы, как в Европе или США.

Яркий же пример «эффекта граблей» – реакция на рекламу цвета хаки Арсения Яценюка, созданную «мускулистыми» зарубежными политтехнологами на самом старте кампании. И хотя уже месяц Арсений пытается проникнуть в сердца жаждущих перемен новыми роликами - в виде спокойных, красочных видеоклипов с простыми людьми, поясняющими свой выбор в его пользу, - выбить из памяти образ «полосатого» грязно-зеленого спасителя крайне сложно. В результате – рейтинг лидера «Фронта перемен» за несколько месяцев упал почти в два раза, пропустив вперед бизнесмена Сергея Тигипко. Кстати, если верить данным все того же Института социальной и политической психологии, то реклама последнего как раз скорее понравилась, чем вызвала раздражение у избирателей: 3,4% она раздражает, а 7,5% она нравится (приблизительно такое же количество сейчас симпатиков Тигипко).

Что до рекламы двух рейтинговых кандидатов, то Виктор Янукович и Юлия Тимошенко адресуют свои посылы главным образом тем, кто и так проголосуют за них. Однако, как показали результаты исследования ИСИПП, реклама Тимошенко раздражает 23,4% избирателей (около 11% понравилась), Януковича – 21,8% (16% понравилась). У Яценюка в этом плане – 16,3% против почти 3%, у Ющенко – 15,7% против 2,2%, у Литвина – 7,6% против 3%.

У НИХ есть приемы 

Еще на заре президентской гонки СМИ запестрели материалами о всевозможных технологиях манипулирования сознанием избирателей, которые используются русскими и заокеанскими политтехнологами. Это приемы НЛП (нейро-лингвистического программирования) и разнообразные психотехники, призванные проникнуть в подсознание зрителя (слушателя) и повлиять на принятие решения.

Вот, что по этому поводу думают опрошенные «ОстроВ» эксперты.

По мнению члена Украинской Ассоциации маркетинга, члена Украинской Лиги по связям с общественностью Сергея Романюхи, в телевизионной рекламе Юлии Тимошенко главный прием психологического воздействия – голос самой Леди Ю.

«Специалисты полагают, что тихий и ласковый голос влияет на участки головного мозга, которые отвечают за продолжение рода. Поэтому мужчины влюбляются в тихих и спокойных женщин, подсознательно чувствуя в них мам своих будущих детей. В данном случае, именно цель «влюбить в себя» как можно большее количество представителей мужского пола, по моему мнению, является основной целью этого ролика («Вона - це Україна» – авт.). В то же время, других явно выраженных и заметных приемов психического влияния на зрителя, данный ролик не содержит. Стиль «релакс», использованный в ролике, провоцирует спокойствие, умиротворение, уверенность и «влюбленность», - поясняет специалист по PR.

В рекламе же Виктора Януковича использован принцип разоблачения соперника, построенный на контрастах: мрачные краски (серый, грязно-желтый, черный) характеризующие «жизнь с НЕЙ», сменяются светлым, почти небесным образом Лидера, который «спасет» и с которым все «заработает».

«Главный инструмент - противопоставление. Такой маркетинговый ход используется, как правило, при агрессивном выходе на рынок нового продукта, - отмечает креативный директор студии производства рекламных роликов Юрий Иванов-Тодоров. – Показывается негатив, создается соответствующее настроение, в котором виновата абстрактная «Вона». При этом не говорится, кто такая ОНА, но всем все понятно».

Для рекламных роликов Сергея Тигипко, по словам С.Романюхи, характерен один прием – игра с перемещениями.

«Дело в том, что движение слева направо психологически воспринимается как движение из прошлого в будущее. Даже в большинстве голливудских фильмов, режиссеры свято чтят этот принцип, и в своих фильмах, у них положительный герой всегда двигается в будущее (слева-направо), а отрицательный – в прошлое (справа-налево). Основные призывы герой ролика вещает именно с правой стороны, т.е. с будущего, или «глаза в глаза». В целом ролик изобилует мотивационными призывами, мало эмоционализирован. Герой идет уверенной поступью, мало жестикулирует, демонстрирует открытость и уверенность. Сам ролик несет основной призыв – я все говорю честно, называю все своими именами и готов отвечать за свои поступки», - отмечает Романюха.

Немало инструментов воздействия на подсознание эксперт насчитал в рекламе Арсения Яценюка. В основном для «наведения трансовых состояний»:

«Первый инструмент - под названием «возрастная регрессия». Апелляция к наиболее ярким для любого человека эмоциям детства, создает фон некритичности и безоценочности получаемой информации. Второй - несколько усредненный вид «тройной спирали Милтона Эриксона». Ее суть состоит в том, что для достижения цели, психотерапевты, работающие по М. Эриксону, осуществляют «закладку» в бессознательное определенной команды или информации, которую человек не осознает, но, тем не менее, принимает как указание. В совокупности с музыкальным сопровождением ролика, создается ритм спокойного погружения в себя, вызов положительных эмоций, отрешение от проблем действительности. Яркие сочные тона видеоряда, положительные мимические проявления других персонажей в ролике усиливают положительное восприятие главного героя, формируя поле близости и «своего парня».

Специалисты по НЛП обращают внимание и на так называемые «слова-якори». Например, в рекламе практически всех кандидатов звучат слова «спасти», «бороться», «сделать сильным» - они создают образ деятельного, активного человека. А вот слова, подсознательно успокаивающие, отсылающие к вечным ценностям: «надежда», «любовь», «благополучие», «взаимопонимание», - любит произносить Ю. Тимошенко.

... но они не «працюють» 

Однако у теоретиков рекламы и массовой коммуникации к действенности инструментов НЛП и всевозможных приемов и психотехник отношение скептическое.

«На мой взгляд, те, кто продвигают эти технологии НЛП, они недооценивают человека. На самом деле, человек – это не такое уж глупое существо. Многие серьезные американские исследования говорят о том, что это не действует», - считает профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью Института журналистики Киевского национального университета им.Т.Шевченко Валерий Иванов.

«Я вообще скептически отношусь к политтехнологиям, поскольку занимаюсь изучением состояния массового сознания. Я как раз очень хорошо понимаю, что никакая политтехнология не сработает, если нет соответствующих ожиданий в массовом сознании, - рассказал в комментарии «ОстроВ» доктор психологических наук, заведующий лабораторией Психологии масс и общностей Института социальной и политической психологии Вадим Васютинский. - А политтехнологи, как мне кажется, переоценивают значение таких незаметных скрытых воздействий на поведение граждан. Реально такие манипулятивные техники влияют только на несколько процентов (5-7%) и в политическом плане тоже. В основном на тех, кто сомневается. Но большинство из них, наверное, на выборы не придут, а те, кто придут, будут решать в последний момент. Поэтому я бы не переоценивал значение политтехнологий».

По словам В.Васютинского, не действует на электорат лидеров президентской гонки и антиреклама и компромат - в силу выработанного у сторонников Януковича и Тимошенко иммунитета. Нет пока шансов и у новых политиков. В ситуации, когда люди не знают, кому верить (а таких сегодня большинство), они выберут «привычное» им и знакомое, и переубедить их очень тяжело.

Опровергают ученые и заявления о якобы негативном влиянии политической рекламы на психику избирателей.

«Никаких серьезных исследований о том, что реклама негативно влияет на психику, нет. Реклама может восприниматься так же, как и телевидение: да, ухудшается зрение, но на психику… Психика изменяется, в том плане, что человек «телевизионный» по-другому воспринимает события, нежели человек «дотелевизионный», то есть, появилась способность человека к ускоренному восприятию информации…», - отмечает В.Иванов.

«Думаю, что политическая реклама ничем не хуже какой-либо другой рекламы. Если говорить о непосредственном вреде, например, что кто-то сильно переволнуется, то это возможно, - продолжает В. Васютинский. - В том смысле, если человек сам по себе впечатлительный или если он заангажированный, слишком переживает по поводу политики. Это на уровне возбуждения».

Водка «Тимошенко», медвежонок «Янукович» и пояс для похудения «Тигипко» 

Полтора года назад журнал «Корреспондент» опросил ведущих рекламистов и политтехнологов страны, с каким товаром ассоциируется у них тот или иной политический проект. Оказалось, что главная сила украинской политкухни – Партия регионов – ассоциируется с пивом или водкой. Близкий к БЮТ товарный аналог, по мнению рекламистов - таблетки для похудения или тетки-гадалки («дешево, ни фига не работает, и вы это знаете, ну а вдруг»). В основном же, на ум экспертам «Корреспондента» приходило что-то алкогольное. «ОстроВ» решил пойти по стопам коллег и выяснить, с какими товарами ассоциируются у представителей отечественной рекламной индустрии нынешние кандидаты в президенты.

Картина ассоциаций получилась, мягко говоря, разнообразной.

Так, у опрошенных нами рекламистов, ассоциации со спиртным вызывают Юлия Тимошенко (водка «Хлебный дар» - «крепкая Леди с колоском на голове») и Сергей Тигипко («трехзвездочный коньяк»).

«Виктор Янукович почему-то вызывает ассоциации с обществом защиты прав потребителей, мол, «А мы вас предупреждали…», - говорит креативный директор студии производства рекламных роликов Юрий Иванов-Тодоров. - А вот запомнившаяся «боевая» реклама Арсения Яценюка напоминает социальную рекламу против СПИДА, которую сейчас по телевидению показывают под слоганом «Презерватив – ваша гумова броня». Тигипко – разве что с поясом для похудения».

По словам менеджера рекламных проектов Александра Здрока, у него «продвинутый» Тигипко вызывает ассоциации с компьютерной техникой – ноутбуком. Еще одна «техническая» ассоциация с этим кандидатом – автомобиль марки «БМВ». Как пояснили рекламисты, на ум приходит «что-то надежное, мощное» и «недешевое».

«Асений Яценюк - скорее, компьютерная игра «стрелялка», вроде «Контрал-страйк», - говорит Здрок. – Виктор Федорович больше ассоциируется с замороженными полуфабрикатами, например, с пельменями».

Судя по всему, рекламные слоганы кандидатов с обещанием «врятувать» подействовали – два кандидата-лидера вызвали ассоциации с лекарствами.

«Виктор Янукович медвежонка напоминает - «Ліки ведмедика БО», что-то такое мягкое», - поделилась с «ОстроВ» менеджер отдела продаж РА Валерия Евсюкова.

«Юлия Тимошенко – возможно, с сердечными каплями «Доппельгерц» или с банковскими услугами. Похожая реклама у «Райффайзенбанк»: там, где за столом семья, все счастливы, тортик разрезают…», - подхватывает Юрий Иванов-Тодоров.

«Белая и пушистая» Юлия Владимировна натолкнула некоторых еще и на ассоциацию со стиральным порошком.

Виктор Ющенко ассоциируется с йогуртом «Чудо» («вроде, полезный, но кто его знает, что там внутри»), а также с шампунем или со средством для стирки, сохраняющим цвет одежды, - «Pervol».

А Владимир Литвин навеял сходство исключительно с «антипригарными» и жирными продуктами: подсолнечным маслом, маргарином, майонезом и маслом «Рама».

Лидер «Левых сил» Петр Симоненко – с кетчупом и валенками, а Юрий Костенко – с шоколадом «Милка».

Для Олега Тягнибока товарных аналогов пока не нашлось. Единственная ассоциация, которая пришла на ум рекламистам, связанная с кандидатом, – это услуги страховой компании с названием «На вашому боці».

***

Чтобы перетянуть на свою сторону неопределившихся или сомневающихся, у кандидатов еще есть время до 15 января. Тогда по закону «сворачивается» вся предвыборная агитация. А значит, Новогоднюю ночь, а также все последующие за ней праздники, нам предстоит провести все в той же компании, заранее забронировавшей места во всех возможных шоу и «огоньках».

Спустя два года был разработан пакет законов, ключевым из которых стал Закон Украины "Про засади запобігання та протидії корупції". Он дорабатывался долгих три года, и после многочисленных правок и перепоправок был проголосован депутатами и подписан Президентом в июне этого года. Что характерно: этот закон, явно переношенный, вместе с тем имеет явные признаки недоношенности, а текст его, как и многих других украинских законов, написан "немножко по-дебильному". Помнится, перед вторым чтением Главное юридическое управление, среди прочего, обратило внимание на то, что следует исправить последовательность нумерации статей: непонятно, почему сразу после статьи 4 идет статья 14, после статьи 14 - 9, после 12 - 7, после 17 - 12 и так далее. Этот недостаток, конечно, был устранен, но одновременно с этим в законе появились новые положения, которые фактически поставили новый закон с ног на голову.

Читать его – одно удовольствие. Так, статья 4 закона запрещает нарушать закон и делать разные незаконные вещи. Что интересно, на отдельные, особо перечисленные категории граждан (например, депутатов местных советов), этот запрет не распространяется, что веселит отдельно.

Помимо прочего, закон содержит революционное положение: физическим и юридическим лицам запрещается прямо или косвенно финансировать государственные органы, в том числе бесплатно выполнять работы и оказывать услуги. Это требование, в целом правильное и прогрессивное, на практике может вызывать самые неожиданные проблемы.

Предположим, вы едете по трассе и видите голосующего молодого человека с рюкзаком за спиной. Теперь, прежде чем его подвезти, уточните, не входит ли он в категорию лиц, перечисленных в пункте 1 части первой статьи 2 Закона Украины " Про засади запобігання та протидії корупції". Желательно взять расписку: если Вы по нелепой случайности бесплатно подвезете госслужащего или, не приведи Господь, народного заседателя, вы станете коррупционером. Да-да, не он, а именно вы.

Или другая ситуация. Зима, ночь, безлюдная дорога, мороз минус двадцать. На заснеженной обочине стоит заглохшая машина, возле нее – насквозь замерзшая девушка, к несчастью – госслужащий "при исполнении". Что делать? Тут возможны варианты. Можно проехать мимо. Это называется "неоказание помощи", статья 136 Уголовного кодекса. Можно становиться и подвезти ее бесплатно. Это – коррупционное деяние, вы уже в курсе. Можно, конечно, взять с нее деньги, тогда это будет не коррупция, а всего лишь оказание транспортных услуг (осуществление хозяйственной деятельности) без лицензии, ст. 164 КУпАП.

Если вы директор фирмы или частный предприниматель, закон приготовил немало сюрпризов и для вас. Во-первых, отныне вам запрещается работать по совместительству. Во-вторых, закон возлагает на вас новые обязанности. Так, теперь вам запрещается "неправомерно способствовать приему на работу лица, которое не имеет преимуществ перед другими кандидатами на эту должность". Это значит, что если к вам придет устраиваться на работу испитый дядька со справкой об окончании курсов машинописи и делопроизводства, вы должны быть готовы пояснить, почему приняли на работу секретаршей не его, а вот эту девушку, никаких курсов не оканчивавшую. Кроме того, будьте готовы пояснить, почему вы купили пачку бумаги именно в этом магазине: отныне вам запрещается "неправомерно способствовать физическим и юридическим лицам в заключении контрактов". Похоже, новыми требованиями законодатель нам как бы намекает, что сотрудников надо принимать по конкурсу, а пачку бумаги покупать – по тендеру. Но уж больно странными и неожиданными выглядят эти намеки.

Не менее интересны положения, касающиеся устранения последствий коррупционных действий. Так, например, нормативно-правовые акты и решения, принятые в результате совершения коррупционного правонарушения, можно отменять либо по желанию органа или чиновника, его издавшего, либо в судебном порядке. А вот сделка, заключенная в результате коррупционного деяния, согласно закону, является ничтожной ("нікчемною"), и для признания ее недействительной решение суда не требуется. Новое положение открывает широчайшие перспективы для аннулирования любых договоров, сделок, соглашений, и наверняка в скором времени будет принято на вооружение рейдеров и недобросовестных бизнесменов.

Интересное новшество будет введено и в судебную практику. Народные заседатели и присяжные теперь уравнены с судьями не только в процессуальных правах, но и в коррупционных ограничениях. Это значит, что заседатели, которые работают на общественных началах, не имеют права заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью. Таким образом, представлять общественность в судах теперь могут исключительно пенсионеры и безработные.

В заключение краткого обзора хочется отметить, что немало ограничений, вводимых новым законом, являются неконституционными. Так, в статье 42 Конституции имеется исчерпывающий перечень тех, чья предпринимательская деятельность может быть ограничена. Это депутаты, а также должностные и служебные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Новый закон распространяет такие ограничения не только на рядовых сотрудников правоохранительных органов, не являющихся должностными лицами, но и на руководящих сотрудников предприятий и даже на частных предпринимателей. Не знаю, насколько это целесообразно, но то, что неконституционно – однозначно.

Точно так же, Конституцией предусмотрен запрет на совместительство только для Президента, народных депутатов и профессиональных судей. Любое расширение этого списка является прямым нарушением ст. 43 Конституции, не допускающей никаких ограничений права на труд.

В любом случае, новый закон, рожденный муках, ждет непростая судьба. Пленум Верховного Суда уже решил пожаловаться на него в Конституционный Суд. Две сотни депутатов не прочь отсрочить его вступление в силу. Чиновничье лобби, поддержанное двумя миллионами украинских частных предпринимателей, также явно не против поплясать на его костях. Выдержит ли новый закон испытания и скоро ли приобретет пристойный вид? Посмотрим.