Тимошенко может проиграть выборы, но выиграть стиральную машину
К украинским политикам, которые не понимают, что им нельзя быть смешными, так как смех убивает их рейтинг быстрее, чем все происки оппонентов, медленно, но уверенно присоединяется и премьер-министр Юлия Тимошенко. Она хочет любой ценой приковать к себе внимание электоральной общественности, но получается это у нее пока крайне плохо. Потому что ее действия и слова вызывают смех. Как в случае с трюком с бирочкой от платья. Она хотела продемонстрировать свою одежно-патриотическую "украинскость" в виде верности отечественным дизайнерам и позволила в прямом эфире целомудренно расстегнуть молнийку платья на спине. А у всех видевших этот стриптиз "от кутюр" по-"бютовски", больше похожий на популистский прет-а-порте, он вызвал насмешки и даже омерзение.
А иначе и быть не могло — креатив не первой свежести всегда чреват такой реакцией. Перефразируя булгаковского Воланда, свежесть, свежесть и свежесть — вот что должно быть девизом не только буфетчика варьете, но и работников избирательных штабов. Перегруженные предвыборной агитацией умы украинцев уже не клюют на абы что. Да и сама Тимошенко сейчас, скажем прямо, — не Хайди Клум…
У Юлии Владимировны напряг с креативом все заметнее и заметнее. Это на старте кампании ее политтехнологи и пиарщики удивили всех выдумкой — замутили плакаты с "Воной", которая работает за всех. Но потом, видимо, ребята увлеклись стрельбой по бомжам с прикладной педофилией и… пришлось переделывать содержание рекламы на марше. Она уже никого не цепляла, а вызывала раздражение, сказываясь на рейтинге. И даже когда "Вона" резко стала Украиной, это вызвало только новую волну злопыхательских насмешек и издевательств.
Точно та же ситуация сложилась с "нашей Юлей" даже в "украинском Пьемонте" — во Львове, куда она поехала потеснить на электоральном поле Президента Виктора Ющенко и задекларировать себя "единственной и неповторимой демократкой" и "хранительницей таинств Майдана".
Стратегически это ход правильный — Тимошенко хочет предстать единственным полюсом "добра", чтобы сразиться с полюсом "зла", коим она назначила лидера Партии регионов Виктора Януковича. Но вот тактически это откровенный просчет. Ибо Тимошенко для донесения до умов своего нового месседжа не нашла ничего лучшего, как обратиться к майданной риторике 2004 года. "Если я не попаду во второй тур, то однозначно поддержу кандидата от демократических сил, невзирая на историю наших отношений. Я готова стирать белье в штабе Ющенко, но я не вижу, чтобы кто-то из кандидатов-мужчин был готов к этому", — пожаловалась и пообещала она львовянам. И невольно выдала свой главный страх — она тоже боится не попасть во второй тур. Такое с ней случилось впервые. Раньше Тимошенко и мысли такой не допускала…
И она ведь права. Главная борьба на данном этапе, когда за месяц до дня голосования Дед Мороз уже зовет украинцев к столу, заключается в мобилизации всех усилий, чтобы попасть во второй тур. Янукович себе место там уже застолбил и даже периодически пугает всех победой в первом туре. Но вот остальным за право сразиться с ним еще предстоит потягаться.
Ранее, повторяю, Тимошенко была уверена, что ей ничего не стоит после 17 января 2010-го выйти на прю с главным "регионалом" и даже победить его. Однако с падением ее рейтингов оказалось, что с ней за выход во второй тур готовы, кроме Ющенко, сразиться еще и бывший подчиненный Сергей Тигипко, спикер парламента Владимир Литвин и даже Арсений Яценюк.
Тимошенко попыталась сработать сразу против всех. По-разному. На Тигипко и Литвина она пока демонстративно внимания не обращает, периодически подчеркивая, что эта "мелкота" — технические кандидаты и ей не соперники. Януковича она, напоминаю, назвала "главным злом" и призвала бороться с ним сообща. Всех, даже Ющенко. А чтобы Президент был посговорчивее, креативщики БЮТ запустили новую тему: Ющенко и Янукович-де работают против "нашей Юли" сообща, а первый так старательно мочит "премьершу" потому, что ему вторым — будущим президентом Януковичем — обещан пост… главы правительства.
Расчет Тимошенко понятен: она хочет одним махом ударить по ним обоим. Но Ющенко и Янукович без особого труда раскритиковали эту схему. Президент сказал, что пост премьера ему не нужен, так как он сам победит на выборах, и что для этого ему нужно только попасть во второй тур. А лидер оппозиции заявил, что не видит Ющенко премьером, ибо они с ним — "политические оппоненты".
Но больше всего свою антитимошенковскую боевитость проявил, вы не поверите, Яценюк. Если Тигипко, Литвин и прочие соискатели "папахи" просто тупо делают свое дело, окучивают и расширяют свои электоральные сегменты и на критику в свой адрес отвечают стандартно (типа "они все — олигархи одинаковые"), то "фронтовой кролик" раздухарился не на шутку. Во-первых, он зло посмеялся над претензиями "кыци" на роль "единой демократки". Комментируя ее заявление о том, что она "готова стирать белье в штабе Ющенко" после провала в первом туре, он сказал: "Это кто демократка? Тимошенко демократка? Это какое-то новое определение демократии… Мой совет Юлии Владимировне — не нужно так переживать, что она проиграет президентскую кампанию. Еще выстрела не было, а она уже упала". А потом добавил, что если, дескать, Юлии Владимировне так нужно или хочется "постирать, я куплю ей стиральную машинку". Тоже, надо сказать, дело: с паршивого кролика хоть шерсти клок…
Но, во-вторых, еще сильнее Яценюк ударил по еще одному креативу Тимошенко — по имиджу "умеющей договориться с Россией по газу". Его специалисты озвучили убийственное и очень похожее на правду предположение: мол, стараниями украинского премьера Тимошенко, берущей кредиты у МВФ и расплачивающейся ими за российский газ, Россия получает необходимые деньги для строительства… новых газопроводов, идущих в обход Украины. И ведь действительно: правительство Тимошенко за последний год, по образному замечанию Ющенко, набралось долгов, как сучка блох. Но деньги МВФ пошли, увы, не на реформы, как было обещано Фонду, а, во-первых, на поддержание банков, которые полученные деньги перевели в валюту и вывели ее за границы Украины. Во-вторых, кредитами расплатились за российский газ, который потребила нереформированная украинская экономика, а значит, он, газ, опять ушел в трубу.
Но если газ ушел в трубу, а деньги — в Россию или в офф-шоры, то многомиллиардные долги остались Украине, ее населению, всем будущим поколениям. Украина в любой момент может оказаться неспособной выплачивать долги. А вот у России действительно появились: а) деньги на строительство обходных газопроводов; б) возможности давления на финансово обессиленную Украину с целью получения от нее экономических уступок — передачи, например, той же газотранспортной системы (вожделенной "трубы") в какой-нибудь газотранспортный консорциум, созданный при участии стран ЕС, потребляющих российские углеводороды. Дешево и легко — для России и Европы. Дорого и плачевно — для Украины. А МВФ, не исключено, как раз и загоняет украинское государство в долговую яму потому, что по просьбе ЕС хочет сделать Украину сговорчивой и поставить ее "трубу" под свой контроль ради безопасности транзита. Пока обходные трубы не будут построены…
…А ведь Тимошенко сегодня по-прежнему просит деньги у МВФ и обещает, что выполнит любые его условия. И потому ее готовность что-то стирать в случае поражения — это еще не худший выход как для страны, так и для нее лично. Навыки прачки могут пригодиться в недалеком будущем. Юность она начинала грузчиком, а закончит в прачечной. А что, неплохая карьера. А главное — заслужила. За все, что она сделала для Украины и украинцев…