Спустя два года был разработан пакет законов, ключевым из которых стал Закон Украины "Про засади запобігання та протидії корупції". Он дорабатывался долгих три года, и после многочисленных правок и перепоправок был проголосован депутатами и подписан Президентом в июне этого года. Что характерно: этот закон, явно переношенный, вместе с тем имеет явные признаки недоношенности, а текст его, как и многих других украинских законов, написан "немножко по-дебильному". Помнится, перед вторым чтением Главное юридическое управление, среди прочего, обратило внимание на то, что следует исправить последовательность нумерации статей: непонятно, почему сразу после статьи 4 идет статья 14, после статьи 14 - 9, после 12 - 7, после 17 - 12 и так далее. Этот недостаток, конечно, был устранен, но одновременно с этим в законе появились новые положения, которые фактически поставили новый закон с ног на голову.
Читать его – одно удовольствие. Так, статья 4 закона запрещает нарушать закон и делать разные незаконные вещи. Что интересно, на отдельные, особо перечисленные категории граждан (например, депутатов местных советов), этот запрет не распространяется, что веселит отдельно.
Помимо прочего, закон содержит революционное положение: физическим и юридическим лицам запрещается прямо или косвенно финансировать государственные органы, в том числе бесплатно выполнять работы и оказывать услуги. Это требование, в целом правильное и прогрессивное, на практике может вызывать самые неожиданные проблемы.
Предположим, вы едете по трассе и видите голосующего молодого человека с рюкзаком за спиной. Теперь, прежде чем его подвезти, уточните, не входит ли он в категорию лиц, перечисленных в пункте 1 части первой статьи 2 Закона Украины " Про засади запобігання та протидії корупції". Желательно взять расписку: если Вы по нелепой случайности бесплатно подвезете госслужащего или, не приведи Господь, народного заседателя, вы станете коррупционером. Да-да, не он, а именно вы.
Или другая ситуация. Зима, ночь, безлюдная дорога, мороз минус двадцать. На заснеженной обочине стоит заглохшая машина, возле нее – насквозь замерзшая девушка, к несчастью – госслужащий "при исполнении". Что делать? Тут возможны варианты. Можно проехать мимо. Это называется "неоказание помощи", статья 136 Уголовного кодекса. Можно становиться и подвезти ее бесплатно. Это – коррупционное деяние, вы уже в курсе. Можно, конечно, взять с нее деньги, тогда это будет не коррупция, а всего лишь оказание транспортных услуг (осуществление хозяйственной деятельности) без лицензии, ст. 164 КУпАП.
Если вы директор фирмы или частный предприниматель, закон приготовил немало сюрпризов и для вас. Во-первых, отныне вам запрещается работать по совместительству. Во-вторых, закон возлагает на вас новые обязанности. Так, теперь вам запрещается "неправомерно способствовать приему на работу лица, которое не имеет преимуществ перед другими кандидатами на эту должность". Это значит, что если к вам придет устраиваться на работу испитый дядька со справкой об окончании курсов машинописи и делопроизводства, вы должны быть готовы пояснить, почему приняли на работу секретаршей не его, а вот эту девушку, никаких курсов не оканчивавшую. Кроме того, будьте готовы пояснить, почему вы купили пачку бумаги именно в этом магазине: отныне вам запрещается "неправомерно способствовать физическим и юридическим лицам в заключении контрактов". Похоже, новыми требованиями законодатель нам как бы намекает, что сотрудников надо принимать по конкурсу, а пачку бумаги покупать – по тендеру. Но уж больно странными и неожиданными выглядят эти намеки.
Не менее интересны положения, касающиеся устранения последствий коррупционных действий. Так, например, нормативно-правовые акты и решения, принятые в результате совершения коррупционного правонарушения, можно отменять либо по желанию органа или чиновника, его издавшего, либо в судебном порядке. А вот сделка, заключенная в результате коррупционного деяния, согласно закону, является ничтожной ("нікчемною"), и для признания ее недействительной решение суда не требуется. Новое положение открывает широчайшие перспективы для аннулирования любых договоров, сделок, соглашений, и наверняка в скором времени будет принято на вооружение рейдеров и недобросовестных бизнесменов.
Интересное новшество будет введено и в судебную практику. Народные заседатели и присяжные теперь уравнены с судьями не только в процессуальных правах, но и в коррупционных ограничениях. Это значит, что заседатели, которые работают на общественных началах, не имеют права заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью. Таким образом, представлять общественность в судах теперь могут исключительно пенсионеры и безработные.
В заключение краткого обзора хочется отметить, что немало ограничений, вводимых новым законом, являются неконституционными. Так, в статье 42 Конституции имеется исчерпывающий перечень тех, чья предпринимательская деятельность может быть ограничена. Это депутаты, а также должностные и служебные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Новый закон распространяет такие ограничения не только на рядовых сотрудников правоохранительных органов, не являющихся должностными лицами, но и на руководящих сотрудников предприятий и даже на частных предпринимателей. Не знаю, насколько это целесообразно, но то, что неконституционно – однозначно.
Точно так же, Конституцией предусмотрен запрет на совместительство только для Президента, народных депутатов и профессиональных судей. Любое расширение этого списка является прямым нарушением ст. 43 Конституции, не допускающей никаких ограничений права на труд.
В любом случае, новый закон, рожденный муках, ждет непростая судьба. Пленум Верховного Суда уже решил пожаловаться на него в Конституционный Суд. Две сотни депутатов не прочь отсрочить его вступление в силу. Чиновничье лобби, поддержанное двумя миллионами украинских частных предпринимателей, также явно не против поплясать на его костях. Выдержит ли новый закон испытания и скоро ли приобретет пристойный вид? Посмотрим.