В воскресенье украинская милиция отпраздновала свой профессиональный праздник. Этот год высшее руководство МВД назвало переломным, причем сразу по двум причинам: первая — была объявлена чистка рядов от нечистых на руку сотрудников, а вторая — украинских стражей порядка обязали расследовать и возбуждать уголовные дела даже по самым мелким преступлениям (когда стоимость украденного составляет всего 60,5 грн.). Сами опера такому перелому не слишком рады, говорят, что начался аврал, мол, украли курицу — расследуй. Негодуют, что зарплаты маленькие (смотрите графику. — Авт.), что приходится покупать за свои деньги бумагу, канцтовары и запчасти на служебные машины, а получить квартиру можно разве что на пенсии. И они не желали бы, чтобы их дети шли по стопам родителей.

За 6 лет — 20 преступников

«Сегодня» пообщалась с рядовыми сотрудниками райуправлений, которые расследуют преступления и ловят бандитов в среднем за 2000 грн. зарплаты. Один из них, капитан милиции Вадим Селиванов, в милиции захотел работать после того, как налетчик ограбил его маму и вырвал у нее из рук сумку. «Я работаю в милиции 6 лет, задержал почти 20 преступников. Зарплата несоразмерна с работой, которую приходится делать. Когда был холостым, то из полуторы тысячи гривен получалось даже родителям помогать, сейчас все деньги отдаю жене, чтобы она распоряжалась. Есть рвение работать, потому что знаю, что приношу людям пользу и они мне за это говорят слова благодарности. Нравится то чувство, что я сам без чьей-либо помощи могу добиваться хороших результатов. Был и такой случай, когда на задержание ехал на электричке, и потом на этой же электричке вез задержанного в райотдел! Сейчас работаю за троих — за себя, за заместителя и начальника розыска. Просыпаюсь в шесть, на работу прихожу в семь часов, а ухожу поздно вечером. Из-за моего графика работы жена, бывает, обижается, но понимает», — рассказал как духу нам опер Селиванов.

Ушел в охрану

Бывший боец киевского «Беркута», пожелавший не озвучивать свою фамилию прессе, говорит, что ушел из спецподразделения два года назад, мол, платили копейки, работа была сложная, часто приходилось рисковать жизнью. «Не то, что не готов был ради родины или людей, но все равно, когда ты понимаешь, как низко государство ценит то, что ты делаешь, как-то руки опускаются. О том, что ушел, не жалею. Работаю в охранной фирме, здесь и зарплата побольше, на жену есть больше времени, потому что работаю по графику сутки через двое. В общем, все размерено и налажено», — говорит Геннадий.

Лучше всего в ГАИ

 Жены милиционеров, как они нам рассказали, работой своих мужей из-за их занятости часто недовольны, но толкают их становиться начальниками. «Когда мы только поженились, я настояла на том, чтобы муж пошел в ГАИ и добивался должности какого-нибудь начальника. Поддерживала, как могла. Он и на трассе стоял, на морозе, дыша этими газами, но зато потом стали жить, как нормальные люди. Особняк построили, дети учатся в самой престижной школе города. Правда, дома мужа практически нет, приезжает не раньше 8—9 часов вечера, часто проверяет своих коллег-гаишников, не берут ли они взятки», — рассказала нам жена одного из начальников в региональной ГАИ.

"Что делать, если инфляция безумствует, а национальная валюта мечется на межбанке как раненый зверь? Правильно — идти в банк. Правильно — вкладывать в валюту. А если уж под рукой оказались отечественные тугрики — то не выпускать их надолго (инфляция съест вместе с процентами). Да и не нужно этого вовсе: ведь сбережения можно вложить и на 7, и даже на 3 дня (о коротких деньгах слышали?). Как и где это лучше сделать с наименьшими потерями, мы и попытаемся выяснить".

Вся прелесть приведенной выше цитаты состоит в том, что, замечательно подходя ко дню сегодняшнему, она отражает действительность пятнадцатилетней давности в некоторых странах постсоветского пространства. Взяли мы её из российских "Денег" от 08.02.1995г. и немного подретушировали слова, раскрывающие "национальную" принадлежность. А так, всё осталось на своих местах. Забавно, не правда ли?

При желании тему сравнений можно продолжить. Например, в лихие 90-е банки, бывшие лидерами рейтингов надежности, предлагали ставки по подобным "кратким" вложениям выше, чем их менее "надёжные" конкуренты. Почему подобная практика может вызывать удивление? Потому, что высокие ставки по депозитам – один из самых дорогих способов для банка привлечь деньги. Не правда ли, некое разумное сомнение вызывает человек, стремящийся на самых сложных условиях поскорее занять у тебя приличную сумму? А если заемщик – банк?

Посмотрим доступный в открытых источниках первый же попавшийся из разрекламированных рейтингов "надежности" среди украинских банков. Затем, даже не утруждая себя походом на сайты каждого банка в отдельности в купе с их конкурентами, зайдем-посмотрим один из рейтингов депозитов. Что мы увидим? Сразу два из первых семи "рейтинговых" банков предлагают ставки по кратким депозитам выше, чем у многих из их якобы "ненадежных" коллег.

Откуда деньги, Зин?

Пока промышленность и налогоплательщики ряда стран страдают от кризиса, их соотечественники в банках вновь вернулись к практике участия в рисковых торговых сделках спекулятивного характера. За два квартала 2009 года Deutsche Bank заработал больше, чем во многие "спокойные" года за тот же период. В этот чудесный прибыльный мир, параллельный кризисной реальности, банки перенеслись благодаря активности на фондовом рынке.

Значение этого бизнеса нельзя недооценивать. Даже после потрясшего всю мировую финансовую систему банкротства лидера инвестбанкинга, американского Lehman Brothers, у банков снова наблюдается желание вернуться к рискованным финансовым операциям.

Картина выходит настораживающей. Ещё более настораживающей она становиться от информации о том, что там, за бугром, инвестбанкиры активно скупали облигации должников, которые считаются мало платежеспособными. Эти облигации манят игроков фондового рынка очень высокими ставками, превышающие порой 20% (в валюте), но они же содержат в себе очень высокие риски. Согласно данным рейтингового агентства Standard & Poor's, в предыдущем квартале убыточными оказались почти каждая десятая их этих облигаций, это 179 должников с обязательствами на $424 млрд. И это только начало.

Что примечательно, новые спекуляции вызваны действиями тех Центробанков, что в благородном стремлении спасти экономику, раздают деньги налево и направо по низким ставкам. Карусель взаимного кредитования закрутилась по всему миру. Банки берут подешевевшие деньги в долг у государства и идут приобретать госзаймы с более высоким процентом.

Но банкам мало и такой дармовой прибыли, и они спешат вложить взятые под низкий процент у своих Цетробанков средства в растущие экономики Китая, Бразилии и т.д. Если экономический рост этих развивающихся экономик затормозится, а Шанхайскую биржу уже тряхнуло в августе, ничего хорошего горе-инвесторам не светит.

Украина с недавних пор стала тесно вплетена в международный рынок финансовых услуг благодаря значительному присутствию в её банковской системе иностранного капитала. Потому не только участие на внутреннем спекулятивном рынке, но и "призыв" на зарубежный рынок ценных бумаг денег отечественных вкладчиков вполне уже мог бы состоятся. Но, похоже, что сегодня украинским банкам не до участия в международных финансовых лотереях.

"Шальные деньги" – вынужденная мера

Во времена, предшествовавшие кризису, украинские банки привлекали "короткие деньги" (депозиты сроком до года), а выдавали кредиты на длительный срок. Из-за возникшего кризиса долгосрочной ликвидности банки оказались в, мягко говоря, сложной ситуации перед краткосрочными заёмщиками. Кризис доверия перед населением был подхлестнут не только задержкой в выплатах депозитов, но и тем, что банки были вынуждены поднять ставки по уже выданным кредитам, с целью получить возможности остановить бегство вкладчиков и вернуть клиентов при помощи увеличения депозитных ставок.

Помимо обязательств перед вкладчиками, у банков есть обязательства перед НБУ в покрытии просрочки по активным операциям (выданным кредитам). Банки, совершая в докризисный период операции по кредитованию населения и предприятий, рассчитывали в дальнейшем получать постоянный доход. Нагрянувший кризис обрушил ликвидность банковских активов, волна невыплат по кредитам лишила банковскую систему оборотных средств.

В условиях, когда чуть ли единственным средством размещения денег в расчете на прибыль становиться доказавший в который раз свою сомнительность фондовый рынок, банкам ничего другого не остается, как пополнять оборотные средства за счет вкладчиков. Но кто же является тем клиентом, который не побоится вкладывать последние деньги в игру с "короткими" вкладами? Ответ прост: тот, у кого эти деньги и сейчас не последние.

В тяжёлые дни октября 2008 года наиболее значительную часть оттока денег из банков составили крупные вклады частных лиц. Ни юрлица, ни "простой" вкладчик не сыграли в тот месяц столь большой роли в резком сокращение банковских активов. Столкнувшись со значительным оттоком средств физических лиц, банки стали применять более гибкий подход к клиентам при привлечении депозитных ресурсов. Выросла и конкуренция за деньги крупных вкладчиков.

Наиболее желанные потребители банковских услуг, стали уделять больше внимания минимизации рисков. Они стали чаще размещать свои средства одновременно в нескольких банках для дополнительной перестраховки, а крупные вклады переводят из банка в банк, руководствуясь размером предлагаемых ставок. Значительное влияние на рынок депозитов оказывает также курс обмена валют.

Но среди всех прочих факторов, есть один самый важный: многие держатели крупных денежных активов продолжают придерживаться мнения, что деньги должны делать деньги. Стремясь минимизировать свои риски, этот "вид" вкладчика вовсе не намерен при этом наблюдать за тем, как его средства будет постепенно съедать инфляция. Значит то, что необходимо было сделать банкам для удержания столь желанной денежной манны – так это предложить бессрочные и "короткие" депозитные программы, позволяющие вкладчикам при малейшем беспокойстве вывести свои сбережения вместе с накапавшим процентом. Ну и участвовать в рейтингах, само собой.

Пока кошка жива - хвост пушист

Украинский финансовый рынок давно уже находится в западне спекулятивного сектора. Но похоже, что нынче он в этом не одинок. Во всем мире все чаще слышны голоса о необходимости более строгих правил для банков, положивших начало нынешнему кризису, а взамен получающих наибольшую выгоду от антикризисных мер правительств. Даже глава Commerzbank Мартин Блессинг требует для отрасли написания новых правил игры: "Когда банки занимаются саморегулированием, это равносильно тому, что водители отменили для себя светофоры, а люди надеются, что правила еще работают".

В нашей же маленькой, но неспокойной гавани под названием "Украина", каждый имеет право поучаствовать в гонке "коротких денег". Если конечно, есть представление о том, каким образом будет обеспечена высокая доходность его депозита. К тому же украинские банки, не получив в условиях общего падения платежеспособности эффекта от повышения кредитных ставок, стали снижать их и по депозитам. Ведь может случиться, что ринувшиеся на фондовый рынок материнские структуры украинских банков сами окажутся в нелегкой ситуации и на этот раз как минимум ничем не помогут.

Что-то уж слишком чересчур ситуация стала напоминать большие пирамиды середины последнего десятилетия второго тысячелетия новой эры. Ну те, которые финансовые. Не по идентичности механизмов, кончено, а по общей картине. А в них мы уже знаем какое главное правило: не оказаться в хвосте очереди. Или же, оглядевшись по сторонам, обратить внимание на другие предложения. По депозитным карточкам, например.

Хозяева партий вкладывают миллиарды гривен в свои политические бренды, но используют их лишь от выборов к выборам. Появление предпринимателей, которые попытаются заработать на партийных названиях и кандидатских фамилиях, было делом времени. И их час настал. Водка «Нунсівка», кролик-игрушка «Арсений» и яйца «Янукович» пробиваются в супермаркеты сквозь оборонительные эшелоны «Укрпатента».

Одна из самых популярных марок водки в Казахстане носит название… «Хохлушка». Ее бутылочная пробка явственно скопирована с головы премьер-министра Юлии Тимошенко, с акцентом на фирменную косу. Посол Украины в Казахстане Николай Саливон пристрастием к алкоголю не отличается, но когда случайно увидел такую бутылку в одном из супермаркетов Астаны, остаться равнодушным никак не мог. «Как только увидели эту водку, мы мгновенно направили письмо в Министерство иностранных дел Украины, — рассказывает «ВД» Николай Саливон, — более того, я премьеру об этом доложил лично». Секретный запрос из Казахстана тут же получил Госдепартамент по интеллектуальной собственности — с просьбой выяснить, не нарушил ли производитель водки авторские права на изображение украинского премьера. Но здесь помочь ничем не смогли — коса премьера пока не защищена патентом. Николаю Саливону ничего не оставалось, кроме как прибегнуть к дипломатической атаке. После официального запроса он выяснил, что производителем водки является компания «Акрос Пищепром». Затем посол отправил письма в Генпрокуратуру и Министерство юстиции Казахстана, в которых выразил возмущение продажей водки, подрывающей репутацию главы украинского правительства. Ответ он получил довольно быстро: «выпуск скандального продукта остановлен». Впрочем, по словам посла, из торговых сетей Астаны «Хохлушка» не пропала, идут новые поставки. «Мы уже подготовили письма, и если это будет продолжаться, будем готовить ноту протеста», — обещает Николай Саливон.

Если бы «премьерская» водка распространялась только на территории Казахстана, то проблему можно было бы считать почти исчерпанной. Но у водки появилась перспектива оказаться на прилавках украинских супермаркетов. В Украинском сертификационном центре «ВД» подтвердили, что украинские таможенные брокеры уже «приходили на разведку» с российской водкой «Хохлушка», которая является копией казахской. Брокеры готовят пакет документов, необходимых для сертификации и дальнейшего импорта водки в Украину. В Центре признались, что уже готовят аргументацию для отказа. Дело в том, что торговая марка «Хохлушка» впервые была презентована в 2004 году украинской компанией «Арго» на XVII специализированной выставке «Продукты Украины». «По международным патентным правилам, компания, использовавшая торговую марку на выставке, имеет приоритетное право на ее использование, — разъясняет юрист Владимир Руденко, — поэтому водку с таким же брендом могут на украинский рынок не пустить».

Использование политических брендов коммерческими структурами — один из самых свежих трендов в бизнесе. Политика Украины — в отличие от России, Беларуси или Казахстана — очень богата яркими брендами, так что неудивительно намерение российских и казахских производителей заработать именно на имидже наших политиков. Что уж говорить об украинских компаниях: они все с большим удовольствием «политизируют» свои торговые марки. Наиболее активны в этой сфере почему-то производители водки. Видимо, между впечатлениями от отчаянных боев за киевскую власть и желанием принять на грудь коммерсанты видят прочную причинно-следственную связь.

«Регионалка» с градусом

Первые скандалы, связанные с украинскими «политическими» видами водки, уже в разгаре. «Укрпатент» — государственная организация, которая занимается регистрацией торговых марок в Украине, — пока в штыки воспринимает попытку бизнесменов узаконить бренды, созвучные с известными фамилиями или названиями партий. К примеру, иванофранковцу Руслану Терешко уже отказали в регистрации торговых марок «Регионалка» и «Нунсівка». Предпринимателю предложили предварительно получить официальное согласие партий. «Политические» торговые марки становятся очень дорогими, за ними будут охотиться не только политические конкуренты, но и так называемые патентные тролли — те, кто просто-напросто зарабатывают на перепродаже прав», — объясняет осторожность «Укрпатента» Виктор Гладченко, юрист, специализирующийся на патентном праве.

Для того чтобы избежать согласований с конкретными политиками, некоторые «патентные тролли» идут на различные ухищрения. Например, киевлянин Игорь Петров попытался зарегистрировать торговую марку «Юлька». Но в регистрации ему тоже отказали. В официальном письме «Укрпатента» отказ объяснили тем, что слово «Юлька» «рождает ассоциации, связанные с конкретным лицом, реальным политическим и государственным деятелем Украины». Из письма следовало, что «Юлька» — это «пренебрежительная интерпретация» имени конкретного политика. «Понятно, что здесь мотивация отказа скорее политическая, и если Петров подаст иск, то он выиграет дело», — уверен адвокат Владимир Руденко, — потому что никто в суде не сможет доказать, что Тимошенко может монопольно обладать правами на ТМ «Юлька». Ирина Василенко, начальник управления Госдепартамента интеллектуальной собственности (организация курирует «Укрпатент»), разъяснила «ВД», что если кто-то не согласен с отказом в регистрации торговой марки, апелляцию можно подавать либо напрямую в суд общей инстанции, либо в Апелляционную палату Госдепартамента.

Использование политического бренда в коммерческих целях — распространенная в мире практика. Барак Обама и Джордж Буш, Владимир Путин и Владимир Жириновский добровольно передавали право использовать свои фамилии в названиях различных товаров или же просто не возражают против этого. В Украине политическая конкуренция едва ли не самая жесткая в мире, и было бы удивительно, если бы наша страна и в сфере авторских прав на «статусные» бренды не имела своей специфики. Изюминкой нынешней президентской избирательной кампании стало использование политиками авторских прав на фамилии и партии конкурентов. «Я знаю, что в этом году в одном из штабов московские политтехнологи предлагали выпустить яйца с надписью «Янукович». Их предлагалось продавать избирателям», — рассказал «ВД» Игорь Жигунов, российский политконсультант. Одна из российских фирм, координируемая, по-видимому, оппонентами кандидата в президенты Арсения Яценюка, еще в июле попыталась начать выпуск игрушечного кролика «Арсений». Формально такая продукция имеет коммерческое назначение, но штаб Яценюка вовремя обнаружил провокацию. Работающий при нем патентный поверенный Николай Невинный успел зарегистрировать бренд «Арсений» и заблокировать появление «политических» кроликов в украинских супермаркетах. «Под брендом политика могут умышленно выпускаться некачественные товары или просроченные продукты питания, — предупреждает г-н Невинный, — так что регистрировать торговые марки нужно обязательно».

Гонка с преследованиями

«Если для водки Виктор Янукович еще не зарегистрировал свое имя как торговую марку, то водка «Янукович» вполне может появиться. Для этого достаточно найти другого человека с фамилией Янукович», — говорит Виктор Гладченко, объясняя, почему нынешней осенью политики бросились к патентным поверенным регистрировать торговые марки во всех 45 классах товаров — от продуктов питания до презервативов. В дальнейшем политикам придется это делать почти перед каждыми выборами. Ведь если торговая марка зарегистрирована в каком-то классе и не используется, через три года ее могут аннулировать через суд.

Рекордсменом среди политиков по количеству зарегистрированных торговых знаков является президент Украины. Ющенко обладает правами на 23 торговые марки. Первая регистрация ТМ произошла в 2001 году (знаки «Віктор Ющенко», «Блок Ющенко», «Ющенко», «В. Ющенко»). Затем были оформлены ТМ «За Ющенко», «Блок «Наша Україна», «Блок Ющенка «Наша Україна» и «Виборчий блок Вiктора Ющенка «Наша Україна», а также известный рисунок с солнцем. Большинство брендов оранжевой революции, таких как «Так!», «Так! Ющенко», а также известная подкова, зарегистрированы на сына президента Андрея. На Виктора Ющенко оформлен и его портрет. К такому шагу президента сподвигла история в ходе президентских выборов 2004 года. Тогда портрет Ющенко был использован вместе с фашистской свастикой на билбордах в Донецке.

Второе место по количеству зарегистрированных политических знаков занимает юрист по образованию, депутат и кандидат в президенты Инна Богословская. У нее 18 «политических» торговых марок. Если наличие у Инны Германовны таких ТМ, как «Віче», «Віче Партія», «Народне віче», «Віче України. Громадське об’єднання» никого не смущает, то владение ТМ «Третья сила» выглядит сомнительно. Ведь на самом деле политическая партия «Третья сила» контролируется другим политиком, экс-депутатом Василием Гаврилюком. «Каких-то конфликтов по поводу торговой марки не было», — сдержанно комментирует г-н Гаврилюк эту ситуацию, — если кто-то и зарегистрировал ТМ «Третья сила», так это только свидетельствует о том, что сам бренд привлекателен». Но тут же Василий Гаврилюк на всякий случай напоминает «ВД», что партия «Третья сила» и ее логотип были официально зарегистрированы в Минюсте. Это будет козырем партии в случае каких-либо судебных разбирательств. «Если кто-то умышленно пытается использовать бренд известной партии, то в суде можно говорить о недобросовестных действиях», — говорит Руслан Дробязко, партнер юридической компании Baker & McKenzie.

В сентябре стало известно, что сразу два кандидата в президенты (премьер Юлия Тимошенко и Арсений Яценюк) зарегистрировали новые торговые марки. ТМ «Тимошенко» была зарегистрирована в четырех классах. Пикантной оказалась история с известным алым сердечком — логотипом Блока Юлии Тимошенко. С письменного согласия премьера (копией располагает «ВД») обладателем прав на сердечко стал не сам БЮТ, а входящая в него партия «Батьківщина». Права на шесть торговых марок (разные комбинации с фамилией Яценюк и именем Арсений) и права на ТМ «Фронт Змін» зарегистрировал на себя лично Арсений Яценюк. У спикера Верховной Рады Владимира Литвина нет ТМ «Литвин», зато есть ТМ «Народна партiя Литвина» и «Народна партiя». За каждую торговую марку ему пришлось выложить порядка $9 тыс., они были зарегистрированы во всех 45 классах. В ноябре «маркировкой» своего имени занялся и Сергей Тигипко. «Белыми воронами» патентного права среди кандидатов в президенты пока остаются Виктор Янукович, Олег Тягныбок и Анатолий Гриценко. Они не регистрировали свои фамилии как торговые знаки.

Коммерческие горизонты

Если сегодня главным мотивом украинских политиков, регистрирующих торговые марки, является информационная безопасность их избирательной кампании, то в будущем на первое место может выйти коммерция. Не исключено, что лет через десять пирожные с названием «Оранжевая революция» будут пользоваться огромной популярностью благодаря ностальгическому названию. Уверенный спрос можно прогнозировать и диктофонам под ТМ «Пленки Мельниченко». В нашей стране коммерческое использование политического бренда на добровольных началах пока не принято, но в соседней России примеров достаточно. Михаил Горбачев до сих пор неплохо зарабатывает на популярной на Западе ТМ «Горби» (Gorbi). Эта марка, кстати, зарегистрирована в 35 странах. А Владимир Жириновский зарегистрировал в России торговые марки «Жириновский» для алкогольных напитков и «Жирик» — для мороженого.

Если же украинские политики не побеспокоятся об официальной «маркировке» своих брендов, весьма вероятно, что за них это сделают другие. И тогда история с водкой «Хохлушка» может оказаться невинной шуткой на фоне, например, бекона «Тягныбок» или страусиных яиц «Янукович». Если политические бренды способны приносить деньги, коммерсантов уже не остановить.

Катастрофическое недовыполнение планов по сборам налогов вынуждает фискалов идти на радикальные меры. На минувшей неделе достоянием общественности стал перечень полномочий, которые налоговики хотят получить для усиления своего влияния на предпринимательскую среду и повышения наполняемости казны.

Всевидящее око

Начать решили с малого: правительственным постановлением №1257 от 25 ноября, обнародованным на прошлой неделе, внесены изменения в Положение о Государственной налоговой администрации, которыми фискалам предоставлено право бороться с коррупцией не только внутри своей структуры, но и за ее пределами. «В соответствии с Законом «О государственной налоговой службе в Украине» среди задач и полномочий налоговой милиции уже значатся предупреждение коррупции в налоговых органах и выявление ее фактов. И не более. Странно, что Кабмин своим подзаконным актом пытается расширить установленный законом перечень. Не исключаю, что в правительстве зреют планы усиления административного давления на неугодных, в том числе и с помощью положений принятых недавно «антикоррупционных» законов», — говорит «ДС» председатель подкомитета ВР по контролю и законодательному обеспечению деятельности налоговых органов Виталий Хомутынник. Другие службы, уполномоченные бороться с коррупцией (МВД, ГПУ и СБУ), формально не находятся в прямом подчинении КМ. То есть, добавляет депутат, поручив антикоррупционные задачи своему сателлиту — налоговой, Кабмин получает дополнительные инструменты давления на предпринимателей в условиях тотального недобора налоговых сборов, которые по итогам года могут достигнуть 30-40 млрд грн.
Следующим шагом на пути расширения полномочий фискалов может стать принятие законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», который правительство может утвердить на одном из ближайших заседаний. Документ оговаривает возможность доступа налоговых органов к банковской тайне, информации об учете именных ценных бумаг, к статистической информации, которая в обычных случаях не подлежит выдаче по запросу, а также нотариальным реестрам. Таким образом фискалы собираются выявлять лиц, получающих неучтенные доходы. «Если проект поддержит Верховная Рада, ГНАУ сможет напрямую получать в банках информацию о движении средств по счетам клиентов (без решения суда, обязательного в настоящее время), запрашивать любые документы у нотариусов, получать информацию о собственниках акций. Кроме того, в документе не определен порядок получения соответствующей информации налоговыми органами и очень расплывчато определены основания для ее запроса. На практике это даст фискалам возможность запрашивать указанную в законопроекте информацию в неограниченном объеме и в любой момент. К примеру, нотариусы обязаны будут предоставлять информацию на основании того, что она «необходима для целей налогообложения», — отмечает старший менеджер налогово-юридического департамента аудиторско-консалтинговой компании Deloitte Евгения Ноговицына.
Граждане, которые желают оформиться как предприниматели-физлица, должны будут, в соответствии с законопроектом, предварительно подать в ГНАУ декларацию о доходах. «Согласно Закону «О налоге с доходов физических лиц» налогоплательщики освобождаются от обязанности подачи деклараций, если они не достигли 18-летнего возраста. При этом, в соответствии со ст. 32 Гражданского кодекса, физические лица в возрасте от 14 лет могут быть учредителями юридических лиц. Вывод: данным положением налоговики предлагают ограничить граждан в праве быть учредителями юридических лиц, если они не подадут декларации, что, согласно Конституции, недопустимо», — сообщил ведущий юрист ЮК «Никитченко и Партнеры» Андрей Попов.
Также, в соответствии с предложенным законопроектом, фискалы смогут проводить проверки в любых производственных, складских, торговых и других помещениях и на территориях, на транспорте и в цехах, которые использует налогоплательщик. «При буквальном прочтении норма дает сотрудникам налоговой возможность осматривать помещения без оформления документов на ревизию, так как данная норма вообще не ссылается на обстоятельства, при которых может проводиться проверка. Кроме того, данное положение позволяет налоговым органам обследовать и жилье граждан (например, если физическое лицо получает доходы, работая на дому), хотя предоставление такого права противоречит Конституции Украины (ст. 30 ч. 2). На данный момент невозможно установить, будет ли «обследование» сводиться к поверхностному осмотру помещений или фактически к обыску», — поясняет Евгения Ноговицына. Также документ предполагает значительно усилить контроль за международными переводами. По сути, если законопроект, предложенный ГНАУ, вступит в силу, банки и небанковские учреждения, занимающиеся переводами, не обязаны будут сообщать ей лишь о транзакциях, произведенных самыми близкими родственниками клиента. Все остальные операции, включая открытие счета для размещения полученных из-за границы средств, должны попасть под контроль фискалов. Остается открытым вопрос, каким образом украинские банки смогут собирать информацию об иностранных отправителях средств.

Заплатят все

Главное новшество, касающееся предприятий, — это предложение уплачивать налог на прибыль не ежеквартально, как это происходит сейчас, а ежемесячно (1/12 общей суммы налога, уплаченного в предыдущем году, с учетом индекса инфляции). В налоговой подсчитали, что новация позволит ежемесячно привлекать в бюджет около 3,5 млрд грн. При таком подходе к уплате налогов предприятие, не имеющее прибыли, обязано будет в течение года продолжать платить налог на прибыль, исходя из финрезультатов прошлого года. С одной стороны, этот подход применяется во многих западных странах. Однако правоведов настораживает положение законопроекта, в котором указывается, что если авансовые платежи больше суммы фактических налоговых обязательств за отчетный период, то сумма такого превышения не идет в счет уменьшения обязательств следующих периодов.
Также с целью усиления ответственности предприятий законопроект оговаривает норму, согласно которой суммы фонда оплаты труда можно отнести на расходы лишь после того, как в бюджет будут перечислены все зарплатные налоги (подоходный, с фонда оплаты труда и отчисления в соцфонды). В противном случае нарушителей станут штрафовать в двойном размере от суммы налоговых обязательств.
Не осталась без внимания фискалов и проблема администрирования НДС. Провалившееся несколько месяцев назад намерение внедрить электронный реестр налоговых накладных (соответствующее постановление Кабмина отменил Президент) теперь нашло отражение в законопроекте. Документом предусмотрено, что отсутствие регистрации продавцом накладных в реестре не дает право покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит и не освобождает продавца от соответствующих налоговых обязательств. Как и в отмененном ранее Президентом постановлении правительства, выявление разногласий между реестром и самой накладной может стать основанием для внеплановых проверок. Предлагается также приостанавливать право выписывать налоговые накладные тем компаниям, которые не регистрируют их в реестре. Согласно документу возмещению подлежит только отрицательная сумма НДС, возникшая в результате экспортных операций. Отрицательный НДС, полученный в результате осуществления операций внутри страны, переносится в счет обязательств будущих периодов.
В Хозяйственный кодекс предполагается внести изменения, которыми будет запрещено занимать руководящие посты лицам, ранее возглавлявшим обанкротившиеся компании. В случае, если норму примут, это может спровоцировать увеличение числа номинальных директоров и главных бухгалтеров, допускают юристы.
Если парламентарии учтут все пожелания фискалов, это действительно позволит увеличить поступления в бюджет. Однако в таком режиме работы бизнес протянет недолго. Скорее всего, главным результатом внедрения упомянутых новаций станет еще более глубокий уход экономики в тень.

Барак Обама назвал банкиров «жирными котами», которые не желают понимать текущую ситуацию. В Англии введен 50%-ный налог на бонусы банкиров, превышающие 25 000 фунтов стерлингов ($41 000). Крупные немецкие банки договорились ввести добровольные ограничения на выплату бонусов своим сотрудникам. Бонусы стали главной темой последнего саммита G20 и главной причиной недовольства банками во всем мире. Крупнейшие бизнесмены публично рефлексируют на тему жадности и безответственности самых богатых людей, вреда от роста разрыва между богатыми и бедными (см. «Цитату недели» на стр. А4).

Слова о том, что финансовую систему надо реформировать, а бонусы банкиров ограничить, произносятся слишком часто. Но мало кто понимает, как это сделать. Британский New Economics Foundation (NEF), известный нетрадиционным взглядом на экономику, в своем новом исследовании предлагает некие принципиальные основы. Не просто ограничение доходов самых богатых (хотя оно необходимо, вернее, необходимо ограничение неравенства). А другие основы расчета стоимости труда — исходя из его общественной пользы.
Исследователи попытались рассчитать общественную пользу представителей шести профессий в Британии. Трех высокооплачиваемых — банкира, топ-менеджера рекламной компании, налогового консультанта — и трех низкооплачиваемых — няни, уборщика в госпитале и работника завода по переработке отходов.
Банкирам пришлось отвечать за кризис, в оценке их труда сравнивались прогнозные и реальные значения ВВП и госдолга. В итоге вышло, что при зарплате от 500 000 до 10 млн фунтов на каждый полученный фунт банкиры наносят 7 фунтов ущерба обществу. Рекламщики ответственны за стандарты сверхпотребления, порождающие закредитованность, нереализуемые надежды, неудовлетворенность, стресс: при зарплате от 50 000 до 12 млн фунтов на каждый фунт дохода они приносят обществу 11 фунтов вреда. Налоговые консультанты, помогая богатым не платить налоги, на каждый фунт зарплаты (от 75 000 до 200 000 фунтов) наносят 47 фунтов ущерба.
Наоборот, няни, освобождая родителей-работников, в результате обеспечивают предложение рабочей силы, рост налогов, снижение социальных выплат, гендерное равенство, возможность учебы для детей. На каждый фунт зарплаты они генерируют 7-9,5 фунта «общественной стоимости».
Уборщики в госпиталях, согласно медицинским исследователям, защищают от новой болезни пять из девяти пациентов: 10 фунтов «общественной стоимости» на фунт зарплаты. Переработчики отходов сохраняют окружающую среду и обеспечивают повторное использование материалов: 12 фунтов пользы на фунт зарплаты.
Расчеты могут быть подвергнуты критике, но имеют право на существование. Главное здесь — идеология. В докризисное время стали популярны различные исследования «экономики счастья» и попытки ввести некие новые показатели взамен привычного ВВП, которые бы учитывали качественные достижения. В кризис об экономике счастья вроде бы не время говорить, но всеобщее требование к банкирам умерить аппетиты исходит из представлений об этических ограничениях и социальном благе, т. е. из качественных критериев.
Эксперты NEF призывают перейти в оценке труда от прибавочной стоимости к «общественной стоимости», указывая, что экономика оказывает гораздо большее влияние на общество, чем можно измерить стоимостью производства товаров и услуг. Поскольку экономическая теория не привыкла это учитывать, рынок стремится производить продукты, негативно влияющие на общество и окружающую среду, — такие как дешевые потребительские товары или комплексные финансовые продукты.
С другой стороны, недооценка труда, имеющего высокую общественную стоимость, — как труд медсестер или социальных работников — приводит к большому дефициту предложения на эти позиции.
Главный вопрос в том, как правильно рассчитать новые финансовые взаимоотношения и как сделать так, чтобы они были приняты большинством.

Символикой Партии регионов будут разукрашены все харьковские маршрутные такси, а водители автобусов будут одеты в партийную спецодежду.

Как сообщил "Главному" представитель одного из предприятий, занимающихся извозом в Харькове, такие указания даны секретарем горсовета Геннадием Кернесом. На совещании, которое провел Кернес с автоперевозчиками, владельцам маршруток было предписано разместить рекламную продукцию на транспортных средствах, а также одеть своих водителей в одежду с символикой ПР.

По словам нашего источника, выдача рекламы, партийной одежды и головных уборов производится на автобазе одного из предприятий.
Те из перевозчиков, которые рискнут не выполнить эти указания, "могут в дальнейшем горько пожалеть", - процитировал Кернеса  источник.