Катастрофическое недовыполнение планов по сборам налогов вынуждает фискалов идти на радикальные меры. На минувшей неделе достоянием общественности стал перечень полномочий, которые налоговики хотят получить для усиления своего влияния на предпринимательскую среду и повышения наполняемости казны.
Всевидящее око
Начать решили с малого: правительственным постановлением №1257 от 25 ноября, обнародованным на прошлой неделе, внесены изменения в Положение о Государственной налоговой администрации, которыми фискалам предоставлено право бороться с коррупцией не только внутри своей структуры, но и за ее пределами. «В соответствии с Законом «О государственной налоговой службе в Украине» среди задач и полномочий налоговой милиции уже значатся предупреждение коррупции в налоговых органах и выявление ее фактов. И не более. Странно, что Кабмин своим подзаконным актом пытается расширить установленный законом перечень. Не исключаю, что в правительстве зреют планы усиления административного давления на неугодных, в том числе и с помощью положений принятых недавно «антикоррупционных» законов», — говорит «ДС» председатель подкомитета ВР по контролю и законодательному обеспечению деятельности налоговых органов Виталий Хомутынник. Другие службы, уполномоченные бороться с коррупцией (МВД, ГПУ и СБУ), формально не находятся в прямом подчинении КМ. То есть, добавляет депутат, поручив антикоррупционные задачи своему сателлиту — налоговой, Кабмин получает дополнительные инструменты давления на предпринимателей в условиях тотального недобора налоговых сборов, которые по итогам года могут достигнуть 30-40 млрд грн.
Следующим шагом на пути расширения полномочий фискалов может стать принятие законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», который правительство может утвердить на одном из ближайших заседаний. Документ оговаривает возможность доступа налоговых органов к банковской тайне, информации об учете именных ценных бумаг, к статистической информации, которая в обычных случаях не подлежит выдаче по запросу, а также нотариальным реестрам. Таким образом фискалы собираются выявлять лиц, получающих неучтенные доходы. «Если проект поддержит Верховная Рада, ГНАУ сможет напрямую получать в банках информацию о движении средств по счетам клиентов (без решения суда, обязательного в настоящее время), запрашивать любые документы у нотариусов, получать информацию о собственниках акций. Кроме того, в документе не определен порядок получения соответствующей информации налоговыми органами и очень расплывчато определены основания для ее запроса. На практике это даст фискалам возможность запрашивать указанную в законопроекте информацию в неограниченном объеме и в любой момент. К примеру, нотариусы обязаны будут предоставлять информацию на основании того, что она «необходима для целей налогообложения», — отмечает старший менеджер налогово-юридического департамента аудиторско-консалтинговой компании Deloitte Евгения Ноговицына.
Граждане, которые желают оформиться как предприниматели-физлица, должны будут, в соответствии с законопроектом, предварительно подать в ГНАУ декларацию о доходах. «Согласно Закону «О налоге с доходов физических лиц» налогоплательщики освобождаются от обязанности подачи деклараций, если они не достигли 18-летнего возраста. При этом, в соответствии со ст. 32 Гражданского кодекса, физические лица в возрасте от 14 лет могут быть учредителями юридических лиц. Вывод: данным положением налоговики предлагают ограничить граждан в праве быть учредителями юридических лиц, если они не подадут декларации, что, согласно Конституции, недопустимо», — сообщил ведущий юрист ЮК «Никитченко и Партнеры» Андрей Попов.
Также, в соответствии с предложенным законопроектом, фискалы смогут проводить проверки в любых производственных, складских, торговых и других помещениях и на территориях, на транспорте и в цехах, которые использует налогоплательщик. «При буквальном прочтении норма дает сотрудникам налоговой возможность осматривать помещения без оформления документов на ревизию, так как данная норма вообще не ссылается на обстоятельства, при которых может проводиться проверка. Кроме того, данное положение позволяет налоговым органам обследовать и жилье граждан (например, если физическое лицо получает доходы, работая на дому), хотя предоставление такого права противоречит Конституции Украины (ст. 30 ч. 2). На данный момент невозможно установить, будет ли «обследование» сводиться к поверхностному осмотру помещений или фактически к обыску», — поясняет Евгения Ноговицына. Также документ предполагает значительно усилить контроль за международными переводами. По сути, если законопроект, предложенный ГНАУ, вступит в силу, банки и небанковские учреждения, занимающиеся переводами, не обязаны будут сообщать ей лишь о транзакциях, произведенных самыми близкими родственниками клиента. Все остальные операции, включая открытие счета для размещения полученных из-за границы средств, должны попасть под контроль фискалов. Остается открытым вопрос, каким образом украинские банки смогут собирать информацию об иностранных отправителях средств.
Заплатят все
Главное новшество, касающееся предприятий, — это предложение уплачивать налог на прибыль не ежеквартально, как это происходит сейчас, а ежемесячно (1/12 общей суммы налога, уплаченного в предыдущем году, с учетом индекса инфляции). В налоговой подсчитали, что новация позволит ежемесячно привлекать в бюджет около 3,5 млрд грн. При таком подходе к уплате налогов предприятие, не имеющее прибыли, обязано будет в течение года продолжать платить налог на прибыль, исходя из финрезультатов прошлого года. С одной стороны, этот подход применяется во многих западных странах. Однако правоведов настораживает положение законопроекта, в котором указывается, что если авансовые платежи больше суммы фактических налоговых обязательств за отчетный период, то сумма такого превышения не идет в счет уменьшения обязательств следующих периодов.
Также с целью усиления ответственности предприятий законопроект оговаривает норму, согласно которой суммы фонда оплаты труда можно отнести на расходы лишь после того, как в бюджет будут перечислены все зарплатные налоги (подоходный, с фонда оплаты труда и отчисления в соцфонды). В противном случае нарушителей станут штрафовать в двойном размере от суммы налоговых обязательств.
Не осталась без внимания фискалов и проблема администрирования НДС. Провалившееся несколько месяцев назад намерение внедрить электронный реестр налоговых накладных (соответствующее постановление Кабмина отменил Президент) теперь нашло отражение в законопроекте. Документом предусмотрено, что отсутствие регистрации продавцом накладных в реестре не дает право покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит и не освобождает продавца от соответствующих налоговых обязательств. Как и в отмененном ранее Президентом постановлении правительства, выявление разногласий между реестром и самой накладной может стать основанием для внеплановых проверок. Предлагается также приостанавливать право выписывать налоговые накладные тем компаниям, которые не регистрируют их в реестре. Согласно документу возмещению подлежит только отрицательная сумма НДС, возникшая в результате экспортных операций. Отрицательный НДС, полученный в результате осуществления операций внутри страны, переносится в счет обязательств будущих периодов.
В Хозяйственный кодекс предполагается внести изменения, которыми будет запрещено занимать руководящие посты лицам, ранее возглавлявшим обанкротившиеся компании. В случае, если норму примут, это может спровоцировать увеличение числа номинальных директоров и главных бухгалтеров, допускают юристы.
Если парламентарии учтут все пожелания фискалов, это действительно позволит увеличить поступления в бюджет. Однако в таком режиме работы бизнес протянет недолго. Скорее всего, главным результатом внедрения упомянутых новаций станет еще более глубокий уход экономики в тень.