Хозяева партий вкладывают миллиарды гривен в свои политические бренды, но используют их лишь от выборов к выборам. Появление предпринимателей, которые попытаются заработать на партийных названиях и кандидатских фамилиях, было делом времени. И их час настал. Водка «Нунсівка», кролик-игрушка «Арсений» и яйца «Янукович» пробиваются в супермаркеты сквозь оборонительные эшелоны «Укрпатента».

Одна из самых популярных марок водки в Казахстане носит название… «Хохлушка». Ее бутылочная пробка явственно скопирована с головы премьер-министра Юлии Тимошенко, с акцентом на фирменную косу. Посол Украины в Казахстане Николай Саливон пристрастием к алкоголю не отличается, но когда случайно увидел такую бутылку в одном из супермаркетов Астаны, остаться равнодушным никак не мог. «Как только увидели эту водку, мы мгновенно направили письмо в Министерство иностранных дел Украины, — рассказывает «ВД» Николай Саливон, — более того, я премьеру об этом доложил лично». Секретный запрос из Казахстана тут же получил Госдепартамент по интеллектуальной собственности — с просьбой выяснить, не нарушил ли производитель водки авторские права на изображение украинского премьера. Но здесь помочь ничем не смогли — коса премьера пока не защищена патентом. Николаю Саливону ничего не оставалось, кроме как прибегнуть к дипломатической атаке. После официального запроса он выяснил, что производителем водки является компания «Акрос Пищепром». Затем посол отправил письма в Генпрокуратуру и Министерство юстиции Казахстана, в которых выразил возмущение продажей водки, подрывающей репутацию главы украинского правительства. Ответ он получил довольно быстро: «выпуск скандального продукта остановлен». Впрочем, по словам посла, из торговых сетей Астаны «Хохлушка» не пропала, идут новые поставки. «Мы уже подготовили письма, и если это будет продолжаться, будем готовить ноту протеста», — обещает Николай Саливон.

Если бы «премьерская» водка распространялась только на территории Казахстана, то проблему можно было бы считать почти исчерпанной. Но у водки появилась перспектива оказаться на прилавках украинских супермаркетов. В Украинском сертификационном центре «ВД» подтвердили, что украинские таможенные брокеры уже «приходили на разведку» с российской водкой «Хохлушка», которая является копией казахской. Брокеры готовят пакет документов, необходимых для сертификации и дальнейшего импорта водки в Украину. В Центре признались, что уже готовят аргументацию для отказа. Дело в том, что торговая марка «Хохлушка» впервые была презентована в 2004 году украинской компанией «Арго» на XVII специализированной выставке «Продукты Украины». «По международным патентным правилам, компания, использовавшая торговую марку на выставке, имеет приоритетное право на ее использование, — разъясняет юрист Владимир Руденко, — поэтому водку с таким же брендом могут на украинский рынок не пустить».

Использование политических брендов коммерческими структурами — один из самых свежих трендов в бизнесе. Политика Украины — в отличие от России, Беларуси или Казахстана — очень богата яркими брендами, так что неудивительно намерение российских и казахских производителей заработать именно на имидже наших политиков. Что уж говорить об украинских компаниях: они все с большим удовольствием «политизируют» свои торговые марки. Наиболее активны в этой сфере почему-то производители водки. Видимо, между впечатлениями от отчаянных боев за киевскую власть и желанием принять на грудь коммерсанты видят прочную причинно-следственную связь.

«Регионалка» с градусом

Первые скандалы, связанные с украинскими «политическими» видами водки, уже в разгаре. «Укрпатент» — государственная организация, которая занимается регистрацией торговых марок в Украине, — пока в штыки воспринимает попытку бизнесменов узаконить бренды, созвучные с известными фамилиями или названиями партий. К примеру, иванофранковцу Руслану Терешко уже отказали в регистрации торговых марок «Регионалка» и «Нунсівка». Предпринимателю предложили предварительно получить официальное согласие партий. «Политические» торговые марки становятся очень дорогими, за ними будут охотиться не только политические конкуренты, но и так называемые патентные тролли — те, кто просто-напросто зарабатывают на перепродаже прав», — объясняет осторожность «Укрпатента» Виктор Гладченко, юрист, специализирующийся на патентном праве.

Для того чтобы избежать согласований с конкретными политиками, некоторые «патентные тролли» идут на различные ухищрения. Например, киевлянин Игорь Петров попытался зарегистрировать торговую марку «Юлька». Но в регистрации ему тоже отказали. В официальном письме «Укрпатента» отказ объяснили тем, что слово «Юлька» «рождает ассоциации, связанные с конкретным лицом, реальным политическим и государственным деятелем Украины». Из письма следовало, что «Юлька» — это «пренебрежительная интерпретация» имени конкретного политика. «Понятно, что здесь мотивация отказа скорее политическая, и если Петров подаст иск, то он выиграет дело», — уверен адвокат Владимир Руденко, — потому что никто в суде не сможет доказать, что Тимошенко может монопольно обладать правами на ТМ «Юлька». Ирина Василенко, начальник управления Госдепартамента интеллектуальной собственности (организация курирует «Укрпатент»), разъяснила «ВД», что если кто-то не согласен с отказом в регистрации торговой марки, апелляцию можно подавать либо напрямую в суд общей инстанции, либо в Апелляционную палату Госдепартамента.

Использование политического бренда в коммерческих целях — распространенная в мире практика. Барак Обама и Джордж Буш, Владимир Путин и Владимир Жириновский добровольно передавали право использовать свои фамилии в названиях различных товаров или же просто не возражают против этого. В Украине политическая конкуренция едва ли не самая жесткая в мире, и было бы удивительно, если бы наша страна и в сфере авторских прав на «статусные» бренды не имела своей специфики. Изюминкой нынешней президентской избирательной кампании стало использование политиками авторских прав на фамилии и партии конкурентов. «Я знаю, что в этом году в одном из штабов московские политтехнологи предлагали выпустить яйца с надписью «Янукович». Их предлагалось продавать избирателям», — рассказал «ВД» Игорь Жигунов, российский политконсультант. Одна из российских фирм, координируемая, по-видимому, оппонентами кандидата в президенты Арсения Яценюка, еще в июле попыталась начать выпуск игрушечного кролика «Арсений». Формально такая продукция имеет коммерческое назначение, но штаб Яценюка вовремя обнаружил провокацию. Работающий при нем патентный поверенный Николай Невинный успел зарегистрировать бренд «Арсений» и заблокировать появление «политических» кроликов в украинских супермаркетах. «Под брендом политика могут умышленно выпускаться некачественные товары или просроченные продукты питания, — предупреждает г-н Невинный, — так что регистрировать торговые марки нужно обязательно».

Гонка с преследованиями

«Если для водки Виктор Янукович еще не зарегистрировал свое имя как торговую марку, то водка «Янукович» вполне может появиться. Для этого достаточно найти другого человека с фамилией Янукович», — говорит Виктор Гладченко, объясняя, почему нынешней осенью политики бросились к патентным поверенным регистрировать торговые марки во всех 45 классах товаров — от продуктов питания до презервативов. В дальнейшем политикам придется это делать почти перед каждыми выборами. Ведь если торговая марка зарегистрирована в каком-то классе и не используется, через три года ее могут аннулировать через суд.

Рекордсменом среди политиков по количеству зарегистрированных торговых знаков является президент Украины. Ющенко обладает правами на 23 торговые марки. Первая регистрация ТМ произошла в 2001 году (знаки «Віктор Ющенко», «Блок Ющенко», «Ющенко», «В. Ющенко»). Затем были оформлены ТМ «За Ющенко», «Блок «Наша Україна», «Блок Ющенка «Наша Україна» и «Виборчий блок Вiктора Ющенка «Наша Україна», а также известный рисунок с солнцем. Большинство брендов оранжевой революции, таких как «Так!», «Так! Ющенко», а также известная подкова, зарегистрированы на сына президента Андрея. На Виктора Ющенко оформлен и его портрет. К такому шагу президента сподвигла история в ходе президентских выборов 2004 года. Тогда портрет Ющенко был использован вместе с фашистской свастикой на билбордах в Донецке.

Второе место по количеству зарегистрированных политических знаков занимает юрист по образованию, депутат и кандидат в президенты Инна Богословская. У нее 18 «политических» торговых марок. Если наличие у Инны Германовны таких ТМ, как «Віче», «Віче Партія», «Народне віче», «Віче України. Громадське об’єднання» никого не смущает, то владение ТМ «Третья сила» выглядит сомнительно. Ведь на самом деле политическая партия «Третья сила» контролируется другим политиком, экс-депутатом Василием Гаврилюком. «Каких-то конфликтов по поводу торговой марки не было», — сдержанно комментирует г-н Гаврилюк эту ситуацию, — если кто-то и зарегистрировал ТМ «Третья сила», так это только свидетельствует о том, что сам бренд привлекателен». Но тут же Василий Гаврилюк на всякий случай напоминает «ВД», что партия «Третья сила» и ее логотип были официально зарегистрированы в Минюсте. Это будет козырем партии в случае каких-либо судебных разбирательств. «Если кто-то умышленно пытается использовать бренд известной партии, то в суде можно говорить о недобросовестных действиях», — говорит Руслан Дробязко, партнер юридической компании Baker & McKenzie.

В сентябре стало известно, что сразу два кандидата в президенты (премьер Юлия Тимошенко и Арсений Яценюк) зарегистрировали новые торговые марки. ТМ «Тимошенко» была зарегистрирована в четырех классах. Пикантной оказалась история с известным алым сердечком — логотипом Блока Юлии Тимошенко. С письменного согласия премьера (копией располагает «ВД») обладателем прав на сердечко стал не сам БЮТ, а входящая в него партия «Батьківщина». Права на шесть торговых марок (разные комбинации с фамилией Яценюк и именем Арсений) и права на ТМ «Фронт Змін» зарегистрировал на себя лично Арсений Яценюк. У спикера Верховной Рады Владимира Литвина нет ТМ «Литвин», зато есть ТМ «Народна партiя Литвина» и «Народна партiя». За каждую торговую марку ему пришлось выложить порядка $9 тыс., они были зарегистрированы во всех 45 классах. В ноябре «маркировкой» своего имени занялся и Сергей Тигипко. «Белыми воронами» патентного права среди кандидатов в президенты пока остаются Виктор Янукович, Олег Тягныбок и Анатолий Гриценко. Они не регистрировали свои фамилии как торговые знаки.

Коммерческие горизонты

Если сегодня главным мотивом украинских политиков, регистрирующих торговые марки, является информационная безопасность их избирательной кампании, то в будущем на первое место может выйти коммерция. Не исключено, что лет через десять пирожные с названием «Оранжевая революция» будут пользоваться огромной популярностью благодаря ностальгическому названию. Уверенный спрос можно прогнозировать и диктофонам под ТМ «Пленки Мельниченко». В нашей стране коммерческое использование политического бренда на добровольных началах пока не принято, но в соседней России примеров достаточно. Михаил Горбачев до сих пор неплохо зарабатывает на популярной на Западе ТМ «Горби» (Gorbi). Эта марка, кстати, зарегистрирована в 35 странах. А Владимир Жириновский зарегистрировал в России торговые марки «Жириновский» для алкогольных напитков и «Жирик» — для мороженого.

Если же украинские политики не побеспокоятся об официальной «маркировке» своих брендов, весьма вероятно, что за них это сделают другие. И тогда история с водкой «Хохлушка» может оказаться невинной шуткой на фоне, например, бекона «Тягныбок» или страусиных яиц «Янукович». Если политические бренды способны приносить деньги, коммерсантов уже не остановить.