Самым доступным образом проблему миграционной политики в Украине отражает комедийный боевик «13-й район». Власти, не в силах навести порядок в насыщенных преступностью моноэтнических кварталах, обносят их стеной и блокпостами, а затем планируют взорвать небольшую нейтронную бомбу. Антиутопия из недалекого будущего, которую Люк Бессон смоделировал для Парижа, очень актуальна для Украины.

В ближайший четверг Верховная Рада в пятый раз за последние одиннадцать лет попытается наконец-то принять законопроект «О концепции государственной миграционной политики». И вот же совпадение — в ближайшую среду администрация президента Виктора Януковича планирует полностью ликвидировать Государственную миграционную службу, созданную для системного решения проблем миграционной политики в 2007-м году постановлением премьер-министра… Виктора Януковича! Почему пока одна рука государства пытается создать нормы для урегулирования проблемы, другая рука рубит правоприменительный механизм? Расследование «ЗН» позволяет установить картину взаимоисключающих и абсурдных решений президента, его администрации, правительства, отдельных министерств и ведомств. В результате пустой бюрократической грызни государственные интересы откровенно размениваются на частные интересы отдельных чиновников и коммерческих структур.

У семи нянек

Проблема контроля миграции населения из Украины и в Украину не имеет комплексного решения все годы существования независимого государства. Формально контролем миграции занимается множество органов. Пограничники впускают-выпускают граждан, МВД выдает паспорта и борется с нелегальной миграцией, Госкомнацрелигии занимается приемом беженцев, Минтруда отвечает за трудоустройство, налоговая контролирует налогообложение официально трудоустроенных. Но нет в государстве ни одной структуры, которая бы аргументированно отвечала на принципиальные вопросы: кого и зачем пускать в Украину, кто приехал и на какой срок, кто перемещается и в каком направлении, как жизнедеятельность мигрантов согласуется с действующей социальной и экономической политикой? Нет органа, который мог бы планировать методику депортации нежелательных социальных и национальных групп, а также другие комплексные задачи защиты государственных интересов. Чтобы было еще понятнее — никто не знает, сколько мигрантов официально пребывает на территории Украины, чем они занимаются, где расселены. Отсутствует система регистрации мигрантов, отсутствует механизм контроля. В своих оценках миграционных потоков руководство Украины использует не официальную статистику, а данные ООН.

По данным Генерального секретаря ООН за 2008 год, которые президент В.Ющенко озвучил в своем докладе, Украина занимает четвертое место в мире по количеству международных мигрантов — 6,8 миллиона человек! Значительная часть этих людей использует Украину как транзитную площадку для миграции в Евросоюз, но очень многие мигранты оседают у нас надолго. По данным экспертов Верховной Рады, в Украину только официально за последние годы въехало на 700 тысяч человек больше, чем выехало. МВД считает, что в Украине проживает 123 тысячи иностранцев. При этом признается, что свыше 30% иностранцев, прибывающих в Украину на учебу, просто используют студенческое прикрытие как легенду для въезда в страну. Стремительный рост китайской, вьетнамской и афганской общин в Киеве, расширение влияния и численности грузинской и чеченской диаспор, тесно связанных с организованной преступностью, рост общины турок-месхетинцев в Донецкой области — это наглядные примеры тихой экспансии иностранцев в Украине. Мы импортируем не просто чужую культуру, мы импортируем чужой общественный уклад. Спаянные национальные группы очень слабо ассимилируются, агрессивно осваивая зоны проживания. И ни малейшего влияния государство на эти процессы не оказывает.

Как проблема нелегальной миграции касается каждого из нас? Даже если вы вообще не сталкиваетесь с иностранными мигрантами, вы все равно платите за них из своего кармана. Самое важное, что большинство иностранцев в Украине не являются налогоплательщиками. Как отметил зампред ГНАУ С.Лекарь, даже многие международные корпорации приглашают иностранных специалистов на официальную минимальную зарплату.

Государство дотирует все жизненно важные товары и услуги — хлеб, транспорт, газ, электричество, предоставляет бесплатно медицинское обслуживание, школы, детсады. На все это тратятся наши налоги, которые перераспределяет бюджет. Всем этим иностранцы, неустановленное количество которых проживает без всякой регистрации и не платит налоги вообще либо платит минимум, пользуются за счет налогоплательщиков.

По данным экспертов Верховной Рады, ущерб бюджету от проживания каждого нелегального мигранта в Украине только по статье жилищно-коммунальных услуг составляет свыше четырех тысяч гривен! По оценкам некоторых украинских исследователей Львовского и Киевского госуниверситетов, количество только нелегальных мигрантов в Украине может составлять до 1,6 миллиона человек…

Мигранты являются питательной средой для организованной преступности. Увы, приток квалифицированной рабочей силы в Украину весьма незначителен. К нам едут неустроенные и необразованные люди из самых бедных стран мира. Торговля наркотиками в этих странах — наиболее доступный для бедняков способ добыть средства для проживания. Комиссия по наркотическим средствам ООН называет Украину одним из основных транзитных маршрутов и значительным рынком потребления героина и других психотропных средств из стран Юго-Восточной Азии. И иностранные мигранты играют ключевую роль в функционировании рынка наркотиков в Украине, а также в других видах преступности.

Координация работы государственных ведомств в данном вопросе отсутствует. Один из многочисленных примеров — в 2006-м в Госкомнацрелигии поступило обращение о предоставлении статуса беженца от гражданина Казахстана Александра Лукина. Служба безопасности Украины сделала заключение — Лукин в Казахстане объявлен в международный розыск как лицо, скрывшееся от следствия и дознания, и потому предоставление статуса беженца нецелесообразно. Несмотря на позицию компетентных органов, Лукин статус беженца получил как возможная «жертва политических преследований». Согласно открытым источникам, Лукин был бизнесменом и участником ликвидированной властями финансово-промышленной группы, обвиненной в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах. Никакой публичной политической деятельностью с момента получения убежища в Украине в 2006 году, он не занимается.

Вопросы о целях пребывания и занятости мигрантов в Украине, их социальной, экономической и культурной адаптации государство не интересуют.

За рубежом

Рассмотрим организацию миграционной политики на близком примере. В России Федеральная миграционная служба, которая имеет свой бюджет, свою программу развития, свою кадровую систему и является самостоятельным органом управления, подведомственна МВД. Миграционная политика России решает следующие проблемы: 1. Поддержка внешнеполитических интересов государства. Яркие примеры — массовая депортация грузин в ходе обострения российско-грузинских отношений, ограничения въезда для молдавских граждан. И наоборот — льготный режим въезда и регистрации для граждан Украины накануне президентских выборов 2004 года, выдача российских паспортов жителям Крыма. 2. Кадровое обеспечение экономики. Для работы целых отраслей с тяжелым и низкоквалифицированным трудом в России мигранты составляют кадровую основу. Миграционная политика стимулирует привлечение квалифицированной рабочей силы — потребности российского машиностроения, энергетики, транспорта во многом решались за счет миграции из Украины, а также других стран СНГ. 3. Демографический фактор. Учитывая низкий прирост населения и малонаселенность огромных российских просторов, привлечение мигрантов — единственная возможность решить проблемы демографии и старения трудоспособного населения. 4. Освоение и удержание территорий государства. ФМС осуществляет ряд программ, направленных на привлечение в Россию мигрантов с российской самоидентичностью, связанных с господствующим общественным сознанием и культурой, которые усиливают преобладающий этнос. 5. Защита прав российских трудовых мигрантов за рубежом. Межгосударственные договоры способствуют соблюдению прав гастарбайтеров, и со многими государствами ЕС такие договоры у РФ уже заключены (к слову, в Украине ни одного такого договора, который бы защищал права наших мигрантов в той же России, в ЕС, не существует).

Таким образом, существование специального органа исполнительной власти, решающего комплексные задачи внутренней и внешней политики, формирующего методы реализации этой политики в своей отрасли, является приоритетом для российского руководства. Миграционная политика — важный инструмент укрепления государственного суверенитета и развития основного ресурса страны — человеческого. ФМС РФ — это система, которая координирует и планирует государственную политику и отвечает за результаты. ФМС контролирует обязательную регистрацию иностранцев, курирует работу по созданию национального биометрического паспорта и нормативной базы для введения биометрической идентификации граждан. Разумеется, в руках ФМС — и полный контроль за выдачей общегражданских и заграничных паспортов.

Следует отметить, что поступления в бюджет от деятельности Федеральной миграционной службы составили около 1,2 миллиарда долларов! И в этом году поступления значительно возрастут. Таким образом, системная государственная работа позволяет получать вполне практические и измеряемые материальные результаты для бюджета.

Каждый, кто интересовался возможностями работы в США, Канаде, странах Евросоюза, знает, насколько высокие там требования к трудовым мигрантам. И насколько строгая и эффективная система контроля и регистрации мигрантов. Миграционная политика в развитых государствах — одна из основ реализации государственного суверенитета и перспективного развития.

Миграционная служба в Украине

К сожалению, само понятие «миграционная политика» в понимании руководства Украины отсутствует. И главный показатель — отсутствие даже рамочного закона, который бы определял понятия и устанавливал критерии такой политики. Возможно, на будущей неделе парламент исправит хотя бы эту несуразность — ведь работа над законопроектом тянется с 1999 года! При том, что научная база, теоретические разработки, исследования миграционной политики в Украине достаточно развиты, специалисты в этой сфере у нас есть, действуют программы обмена опытом с зарубежными структурами.

Разумеется, в Украине созрела острая необходимость для создания специализированного органа, аналогичного по функциям миграционным службам любой цивилизованной страны. К слову, в СНГ миграционные службы созданы везде, за исключением Украины и Беларуси. При этом очевидно, что вопрос подчиненности такой структуры — второстепенный. В мире миграционные службы с самостоятельным статусом, как правило, подведомственны Минюсту, МВД, напрямую подчиняются главе Кабмина. Главное, что такой орган должен выполнять цели и задачи, которые сейчас в государстве не выполняет никто.

Профильный департамент МВД занимается только выдачей паспортов. Мигранты для милиции — это как автовладельцы для ГАИ. Чем больше ездит без прав за рулем, тем лучше. Мигранты — просто еще одна статья неофициальных доходов, лишь бы не убили кого. А их поголовная идентификация, регистрация — для милиции вопрос совершенно неприоритетный. Какой участковый будет выяснять личности десятка китайцев в троещинской гостинке? Посмотрел, что все спокойно, «сотку» получил и пошел — территория отработана.

Миграционная политика — это инструмент реализации государственной политики, а не просто некий придаток к паспортным столам и разрешительной системе. Поэтому еще в 1996-м, при Юрии Кравченко была принята Концепция развития системы внутренних дел, действующая по настоящее время, которая предусматривает «освобождение милиции общественного порядка от некоторых несвойственных ей функций — паспортной и визовой работы… Эти функции будут переданы… центральным органам исполнительной власти».

Европейский союз включил в план проекта действий Украина — ЕС пункт о создании в Украине специального органа в сфере миграции. И 13 июня 2007 года, после глубокой и всесторонней проработки, премьер-министр Виктор Янукович издал распоряжение Кабмина «Об одобрении плана действий Украина—ЕС», которым предусмотрел «создание Государственной миграционной службы Украины для обеспечения необходимого межведомственного сотрудничества на центральном, региональном и местном уровне путем объединения существующих структур».

В 2008-м указом президента В.Ющенко о миграционной политике создание миграционной службы было обозначено как срочная задача, причем отмечались недостаточные меры правительства по решению данного вопроса. В 2009 году, когда подошло время очередного отчета о выполнении плана действий Украина — ЕС, правительство Ю.Тимошенко приняло решение о создании Государственной миграционной службы как самостоятельного гражданского органа исполнительной власти на основе соответствующих подразделений МВД и Госкомнацмиграции. Структура работы и подчинения ГМС Украины точно соответствует положению о статусе Федеральной миграционной службы России.

В 2010-м, уже при третьем премьер-министре Николае Азарове, создание ГМС получило развитие. В бюджете финансирование миграционной службы было прописано отдельной строкой.

Премьер, как и его предшественники, понимает, что выполнение плана Украина— ЕС и расширение базы налогообложения физических лиц невозможны без структурной реформы миграционной системы Украины.

Согласно официальным данным, представленным правительству специалистами Государственной миграционной службы Украины, в случае введения со второй половины 2010 года полноценного функционирования ГМС и принятия пакета законодательных актов, направленных на обеспечение миграционной политики в Украине, поступления в бюджет за шесть месяцев могут составить около трех миллиардов гривен, что в три-четыре раза превышает нынешние доходы казны по всем ведомствам, которые сейчас отвечают за различные аспекты в сфере миграции.

Ничего государственного, только бизнес

Но вот парадокс. Государственная миграционная служба, которая едва создана, уже на этой неделе может прекратить свое существование. Решение о ликвидации службы и возвращении всех ее подразделений в состав департамента МВД и в Госкомнацрелигии может быть принято уже в среду. Самое забавное, что службу, необходимость создания которой была обоснована при премьер-министре Януковиче, планирует устранить… президент Янукович!

Все произошло как в анекдоте. После обращения генерального прокурора А.Медведько и уполномоченного по правам человека Н.Карпачевой к президенту, с просьбой ускорить создание Государственной миграционной службы, глава администрации президента С.Левочкин дал поручение изучить вопрос соответствующим министерствам и ведомствам. Янукович лично поручил сделать свои выводы премьер-министру. Н.Азаров 7 мая направил Януковичу письмо, в котором полностью поддержал необходимость создания ГМС. Позиция премьера была обоснована политическими резонами, а также конкретными выкладками по экономике. Азаров гарантировал, что в случае создания службы бюджет получит как минимум 1 миллиард гривен уже в этом году даже без принятия дополнительного пакета законов, а в следующем поступления составят три-пять миллиардов гривен. Казалось бы, что может быть убедительнее для страны, переживающей глубокий бюджетный кризис?

Но Янукович позицию Азарова не счел убедительной. Более весомо для президента прозвучали аргументы министра внутренних дел А.Могилева. И теперь все программы развертывания ГМС сворачиваются. «ЗН» обратилось к руководству администрации президента с просьбой пояснить причины такого решения.

Из аппарата замглавы АП Е.Лукаш мы получили документ, на основании которого президент изменил долгосрочную правительственную программу.

Оказывается, МВД вдруг решило само создать в своем составе гражданский орган по управлению миграционной политикой. Основная аргументация — миграционные службы многих стран подчиняются МВД. В документе нет ни слова о целях и задачах миграционной политики, нет никаких экономических показателей, нет ничего. Логика сугубо бюрократическая — раз ГМС до сих пор не получила штатный состав и помещения (которые ей до сих пор не передает МВД), значит служба не справилась с оргвопросами и надо передать ее функции обратно, а саму службу ликвидировать.

Очевидно, Могилева не устраивает начальник ГМС Игорь Репешко. Но почему бы не заменить начальника ГМС лояльным профессиональным человеком, а не рубить на корню уже готовый проект создания миграционной службы, в который государство за прошедшие годы, в том числе и по распоряжению премьера Януковича, вложило десятки миллионов гривен? Ведь через «Урядовий кур’єр» в штат ГМС уже идет набор сотрудников, официально выделены помещения.

Государственную логику в этом шаге разглядеть трудно — ведь проект создания ГМС прошел десятки совещаний и согласований, его необходимость была подтверждена тремя составами правительства. Зачем уничтожать то, на что потрачены многолетние усилия и средства, таким бульдозерным способом, в кратчайшие сроки, без каких-либо серьезных выкладок, без серьезной проработки? В докладе, подготовленном, очевидно, в МВД, о государственных интересах нет ни слова. Но частные интересы просматриваются.

Дело в том, что с созданием самостоятельного, пусть и координируемого МВД ведомства появляются предпосылки для иссякания важного источника благосостояния милицейского руководства — контроля за производством и выдачей паспортов. «ЗН» уже проводило расследование о том, как МВД при предыдущем министре Ю.Луценко без всякой мотивации заказывало заграничные паспорта частному консорциуму «ЕДАПС», близкому к народному депутату В.Грицаку. «ЕДАПС» выставляет разорительные для бюджета цены на свои услуги. Так, из 120 гривен в себестоимости загранпаспорта более 100 гривен приходилось на одну-единственную пластиковую страничку, которую поставляет «ЕДАПС». Как и почему уполномоченные сотрудники МВД подписывают столь невыгодные условия закупки пластиковых страниц в паспорт и обогащают таким образом частную структуру на сотни миллионов гривен в год за счет граждан, знает только их совесть. «ЕДАПС» отлично зарабатывает на техталонах и других документах МВД — значительную часть их стоимости составляют защитные знаки «ЕДАПС». Хотя зачем нужна голограмма на техталоне за 100 гривен, ни один генерал пояснить не в силах. МВД проявляет лояльность к бизнесменам из «ЕДАПС» и другим путем — на территории консорциума чиновники умудрились в свое время создать государственный Центр персонализации документов МВД, который непосредственно вносит личные данные в документ. Так вот, положение о создании ГМС предусматривает передачу Центра персонализации в подчинение миграционной службы. Разумеется, отдать контроль за государственным предприятием «ЕДАПС» не собирается. Что ж, можно поздравить депутата Грицака — очередной раунд борьбы у государства он, кажется, снова выиграл. Центр персонализации остается под полным фактическим контролем «ЕДАПС» и формальным — МВД. Пусть в стране еще несколько лет не будет миграционной службы, кого это волнует? Конечно, министр МВД в наше бурное время гораздо убедительнее выступает в глазах президента, чем премьер-министр. Конечно, сотни миллионов прибыли для бизнеса важнее миллиардов гривен для государственного бюджета, важнее государственной политики, плана Украина — ЕС, и т.д. Лишь бы не уменьшать норму прибыли для нужных людей. Стабильность, понимаете ли, важнее реформ.

Мужчина, купивший в кредит машину, из-за непомерно возросших платежей вынужден был отдать ее банку. Но оказалось, что иномарку забрал себе сотрудник финучреждения, а долг заемщика за авто в течение года вырос с пяти до 49 тысяч гривен.

Проблемы с кредитами - одно из знамений нашего времени. Всем известны случаи, когда при любой задержке взноса по кредиту банк, вместо того чтобы договориться с заемщиком и найти разумный выход из положения, принимается начислять непомерные штрафы. Тем самым ситуация загоняется в тупик: если у человека не хватает денег на текущие платежи, то на штрафы нет и подавно.

А если гражданин аккуратно погашает долг и не дает повода для применения к нему санкций? Оказывается, в таких случаях банк может искусственно, без участия заемщика, создать ситуацию задолженности и немедленно включить механизм репрессий. Именно такая история произошла с Валерием Волынко, жителем села Константиновка Симферопольского района Крыма.

«Только подписав документы, я обнаружил среди них еще один кредитный договор - на 3 тысячи гривен»

- Я - ликвидатор аварии на ЧАЭС. Попал туда вместе со своей армейской частью в первые дни после взрыва реактора, - рассказывает Валерий Волынко. - Естественно, это сказалось на здоровье. Потому, хоть и владею несколькими рабочими специальностями, работать постоянно не могу: спина начинает отказывать. В то же время у нас в семье постоянные проблемы с транспортом - отцу и брату нужно ездить по делам. Поэтому мы решили купить сообща машину. Они брались выплачивать кредит наравне со мной и помогать мне материально, а я - возить их в случае надобности.

Присмотрели недорогую машину Geely. Часть денег у меня была: я продал старую машину. А остальное решили взять в кредит. Это оказалось очень просто. Прямо в автосалоне молодой человек, представившийся сотрудником банка, взялся оформить все необходимые документы. И действительно, довольно быстро он принес мне на подпись целую пачку каких-то бумаг.

- Вы все эти бумаги прочли или вам просто рассказали об условиях займа?

- Рассказали. Мол, кредит под 9,5 процента годовых, все там в порядке и нужно только подписать бумаги. Ну я и подписал... Потом, правда, просматривая документы, обнаружил среди них еще один кредитный договор - на 3 тысячи гривен. Спросил сотрудника банка, что это такое. А тот отвечает: договор на потребительский кредит. И нужен он на всякий случай. Если я вдруг задержу платежи, банк покроет мою задолженность из этого кредита, а если все будет нормально, кредит просто не понадобится и не будет использован.

Но вышло иначе. Через несколько месяцев оказалось, что молодой человек, который, как выяснилось потом, не был сотрудником банка, просто сам получил кредит на мое имя. А банк начал предъявлять претензии мне. К счастью, эту проблему удалось решить, но неприятное чувство от того, что меня обманули уже при оформлении кредита, осталось. И вскоре плохие предчувствия подтвердились.

Прошел уже почти год с момента, когда я купил машину в кредит. Никаких проблем с выплатами, несмотря на финансовый кризис, у меня не возникало. Но в январе 2009-го я вдруг получил из банка «письмо счастья». В нем сообщалось, что проценты по моему займу увеличены и я должен либо согласиться и платить больше, либо немедленно погасить кредит.

Я бросился в банк, пытался доказать, что он не имел права в одностороннем порядке повышать проценты, но там никто не стал вести со мной переговоры. Сотрудники банка объяснили: сопротивление бесполезно, банк все равно свое возьмет. И единственный для меня способ облегчить судьбу - найти более дешевую страховку (каждый купленный в кредит автомобиль, пока долг перед банком не погашен, обязательно страхуется, что обходится заемщику в несколько тысяч гривен в год. - Авт.).

За месяц до окончания действия предыдущей страховки я написал в банк письмо о том, что намерен сменить страховую компанию.

«Чтобы выполнить обязательства, которые на меня «навесил» банк, я должен был заплатить ему сразу 8 тысяч гривен»

- Знакомые ребята-афганцы (мы, чернобыльцы, поддерживаем с ними добрые отношения), которые работают в страховой компании, взялись оформить мне полную страховку всего за 1200 гривен в год, - продолжает Валерий Волынко. - Причем деньги можно было вносить ежеквартально - по 300 гривен. Никаких законных препятствий к оформлению такой страховки не было, ведь компания была в списке аккредитованных в банке.

Затем эта фирма связалась с банком, чтобы сообщить: теперь она будет страховать мою машину. Но ей отказали, заявив, что банк уже сам оформил мне страховку в своей компании. Сказать мне об этом сотрудники банка не удосужились.

Выяснилось, что банк не только навязал мне страховку, но и резко поднял ее цену. Если за первый год страхования я заплатил 2 тысячи 500 гривен, то вторая страховка стоила уже около 6 тысяч гривен. И меня поставили перед фактом: нужно внести сразу всю сумму одним платежом.

Одновременно вырос и ежемесячный взнос по кредиту. Раньше я платил 1250 гривен в месяц, теперь же должен был вносить почти 2 тысячи гривен. В результате возникла ситуация, когда, чтобы выполнить обязательства, которые на меня «навесил» банк, я должен был заплатить ему сразу 8 тысяч гривен. Таких денег у меня, конечно, не было. Отец с братом тоже помочь не могли.

И тогда, чтобы не нарушать закон, я за две недели до того, как нужно было вносить деньги, обратился к сотруднику, который вел мой кредит (его зовут Денис) и спросил, каким может быть выход из сложившейся ситуации. Он сказал: «Единственный способ - поставить автомобиль на площадку банка». Я согласился и пообещал в течение месяца собрать всю сумму кредита и выкупить автомобиль.

Сейчас я понимаю, что этого не надо было делать. Но тогда неожиданно сложилась такая ситуация, Денис все припугивал: «Нарветесь на суд, будут большие неприятности». За что меня было судить, если я все честно платил и пришел в банк искать решение проблемы?

На следующий день я сам привел машину в банк и отдал Денису ключи. Он составил акт передачи автомобиля, но сказал, что этого документа недостаточно, нужно еще оформить у нотариуса доверенность на имя банка.

Поехали к нотариусу. Тот уже нас ждал и знал, что от него требуется. Ничего не спрашивал, взял мой паспорт и сказал подождать в коридоре. Готовую доверенность даже прочесть не дали. Сотрудник банка сунул мне ее со словами: «Скорее подписывайте, а то мне на работу пора». Я и подписал.

Расставаясь с Денисом, мы договорились, что через три-четыре дня я приду в банк, чтобы завершить все дела. Ведь оценку машины и любые действия с ней можно производить только с моим участием. Но оказалось, что найти Дениса очень непросто. Его постоянно не было на рабочем месте. Поэтому, приезжая в банк, я мог только навещать свою машину на площадке.

А когда я через четыре недели уже собрал нужную сумму, увидел, что машины на площадке нет. Дениса, как всегда, на работе не оказалось, но мы неожиданно столкнулись на улице. Ловлю его за рукав: «Где моя машина?» А он мне объявляет, что автомобиль уже продан. Как так? По какому праву? «А вы же сами мне генеральную доверенность дали. Да не беспокойтесь так, вам всего-то и осталось, что вернуть банку еще 5 тысяч гривен».

Меня аж в жар бросило. Ведь я готов был погасить кредит, а тут получается, что выкупать уже нечего. Да еще и долг за мной числится. Откуда? Автомобиль стоил более 80 тысяч гривен. За год он должен был подешеветь на 15 процентов. Значит, цена его составляла почти 70 тысяч. То есть, продав его, банк должен был погасить мой долг и еще вернуть мне несколько тысяч гривен. «За сколько ж продали машину?» - спрашиваю. «Да что-то около 52 тысяч», - отвечает Денис. Я, конечно, возмутился, что машину продали так дешево и без моего разрешения, но он сказал, чтобы я зашел позже, сел в машину и уехал.

Снова я поймал его только дня через три. Потребовал объяснить, что произошло. Ведь банк не мог машину без меня продать. А он мне показал доверенность, которую я, оказывается, оформил не на банк, а на частных лиц - самого Дениса и его начальника. По ней и продали мою машину без лишних формальностей.

Еще один вопрос: почему я остался должен? Ведь кредит не превышал 59 тысяч гривен. Я год его честно выплачивал. Так неужели 52 тысяч не хватило, чтобы погасить долг? «Ну, понимаете, мы понесли дополнительные расходы. Банк подал на вас в суд, и вы обязаны покрыть его затраты - 1250 гривен. Кроме того, мы за ваш счет сняли машину с регистрации в ГАИ», - сказал Денис.

Позже я удостоверился, что никаких исков в суд банк на меня не подавал. А машина, хоть она и продана другому человеку и сейчас находится в Херсоне, по-прежнему зарегистрирована на мое имя.

Но тогда я этого не знал. Поехал домой и стал ждать повестки в суд, надеясь там доказать свою правоту. Жду месяц, другой. Через три месяца звонит мне представитель службы безопасности банка и приглашает зайти. Приезжаю, а мне говорят: «Что, Валерий Николаевич, будем делать с вашей машиной? Вы по кредиту не платите, так что должны отдать нам автомобиль». Я опешил: «Да банк же давно забрал мою машину и продал!» Они удивились, стали что-то выяснять. Потом мне сотрудник службы безопасности сказал: «Этот Денис кинул вас, как лоха».

На том дело и закончилось. Я опять отправился домой ждать вызова в суд. Проходит еще полгода - повестки все нет. Зато мне регулярно присылают на мобильный сообщения, что я должен банку разные суммы. Звонили и коллекторы, угрожали: «Мы приедем и порвем тебя, как тузик тряпку». Отвечал им, что раз без этого нельзя, то пусть приезжают. Я буду, конечно, защищать свой дом. Оружия у меня нет, но топор и вилы в хозяйстве найдутся. Однако никто не приехал.

Как-то коллектор позвонил и сообщил, что я должен банку уже 49 тысяч гривен. Эта сумма набежала за год с 5 тысяч гривен, которые я якобы остался должен банку за несуществующий судебный иск и невыполненное снятие машины с учета.

Снова поехал в службу безопасности, чтоб выяснить, откуда банк берет такие суммы. Начальник службы обещал провести расследование и через три дня сообщил, что, оказывается, я должен «всего» 11 тысяч.

Но я сказал, что банку ничего не должен и всегда был с ним честным. И даже машину отдал по собственной инициативе. Поэтому намерен через суд требовать, чтобы банк прекратил меня терроризировать, а также возместил мне моральный ущерб. Ведь нервотрепка с этим кредитом не прошла бесследно для здоровья.

«Часто банки заставляют своих клиентов страховаться в компаниях, собственниками которых являются сами же банки»

Прокомментировать ситуацию «ФАКТЫ» попросили председателя координационного совета Ассоциации антиколлекторов и правозащитников «Ваша надiя» Федора Олексюка.

- Причиной того, что Валерий оказался должен банку и в итоге остался без машины, было навязывание ему непомерно дорогой страховки. Насколько законны были действия банка?

- Очень часто банки, особенно крупные, заставляют своих клиентов страховаться в компаниях, собственниками которых являются сами же банки. Таким образом, беря кредит, заемщик обязан, по сути, в этом же банке и застраховаться. Пользуясь тем, что человек лишен возможности выбора страховой компании, банк чинит произвол. Например, у одного из наших клиентов при выдаче кредита на пять лет взял плату за страховку сразу за все эти годы. А через год снова потребовал денег.

- Кроме того, цена страховых полисов в таких компаниях обычно превышает рыночную в несколько раз, как в случае с Валерием, - продолжает Федор Олексюк.

Все это дает законные основания для того, чтобы признавать подобные страховые договоры недействительными. Опыт уже имеется, есть примеры того, как через суд заемщики добивались признания страховых договоров недействительными и получали обратно деньги, уплаченные за несправедливую страховку.

- А насколько обоснованны требования банка оформлять страховку только в определенной им страховой компании?

- Обычно при получении кредита клиент страхуется в фирме, которую ему указывает банк, поскольку такое условие есть в страховом договоре. Однако через год заемщик может поменять страховую компанию, и по закону банк больше не вправе навязывать ему выбор. В большинстве случаев при этом не возникает конфликтов. Но некоторые банки считают возможным продолжать навязывать клиентам ненужные им услуги. Страхуют заемщиков без их ведома, а необоснованную стоимость страховки записывают в долг. Затем начисляют непомерные штрафы и начинают изымать залоговое имущество. Так человек, который добросовестно выполнял свои обязательства, становится злостным неплательщиком.

- Есть ли выход из сложившейся ситуации?

- При оформлении кредитного договора был допущен еще целый ряд нарушений, которые дают все основания для признания документа недействительным. И надо сказать, что эти нарушения достаточно типичны для отечественных банков.

Украинские финучреждения, невзирая на прямые требования закона, при заключении кредитных договоров, как правило, не дают заемщикам исчерпывающей информации о том, на каких условиях предоставляется ссуда. Это должны быть сведения не только об уплате тела кредита и взносов, но и обо всех сопутствующих расходах: различных вознаграждениях банку, страховке, нотариальных затратах... Однако обычно банк такую информацию клиенту не дает. В результате, подписывая договор, человек просто не представляет, какие финансовые обязательства на себя берет. И зачастую возникает ситуация, когда заемщик не может выплачивать кредит.

В данном случае произошло именно так. График погашения кредита, выданный Валерию, содержал информацию только о суммах по телу кредита и процентам. О дополнительных платежах, в том числе страховке, ставшей причиной, по которой заемщик не смог погашать долг, сведений не было.

Между тем Закон «О защите прав потребителей» говорит: если при предложении продукции информация, необходимая для осуществления осознанного выбора, потребителю не предоставляется или предоставляется в нечеткой, непонятной или двузначной форме, это считается нечестной предпринимательской деятельностью. И заключенные при этом договоры являются недействительными.

Еще одна особенность кредитного договора: он имеет ярко выраженный дискриминационный характер по отношению к заемщику. Обязательства банка в документе описаны просто и кратко: он выдает кредит на покупку автомобиля. А вот обязательства заемщика состоят из множества пунктов. На него возлагается ответственность за любые недоразумения в ходе погашения кредита. В частности, банк вправе изменить проценты по кредиту, и заемщик имеет лишь две возможности - согласиться с этим или погасить весь кредит сразу. О том, чтобы обсудить с банком обоснованность повышения процентов, даже речь не идет. Также банк может разорвать кредитный договор, а заемщик - нет. По закону же ни одна из сторон не должна иметь привилегии, которых нет у другой стороны. Таким образом, договор явно является дискриминационным и может быть признан недействительным.

- Если это произойдет, какие будут последствия?

- Банк должен будет вернуть заемщику его автомобиль, а тот - отдать банку сумму кредита без уплаты процентов и штрафов.

"Парк Горького периода" - так назвали свою недавнюю акцию художники, поэты и музыканты Харькова, присоединившиеся (по крайней мере, своим творчеством) к защитникам зеленых насаждений города, которые вслед за журналистами называют себя "Зеленым фронтом". Этот концерт был запланирован в Харьковском литературном музее. Но буквально в последний момент музей захлопнул свои двери перед участниками и зрителями, и местом проведения литературно-музыкально-художественного перфоманса стал офис общественной организации "Поступ". Что, надо сказать, тоже неплохо...

Слов нет - остались одни аккорды

Сегодня город Харьков бурлит, что твой рой ос, растревоженный неуклюжим садовником. Город
Харьков, который тринадцать дней подряд били "с носока", город Харьков, который матюкали устами нанятых жлобов в черных рубашках, город Харьков, которому совали в живот включенную бензопилу, город Харьков, которому валили на голову деревья, теперь растревожился окончательно. О дурацкой рубке деревьев в Парке Горького говорят на остановках трамваев и в маршрутках, в кафе и на вузовских экзаменах, в переходах и очередях. О беспримерной по глупости бойне в парке беседуют старушки и постовые инспекторы, водопроводчики и академики, студенты и даже воспитанники детских садов. А тут
еще и гигантский забор, растущий в Лесопарке, а тут еще и рубка деревьев на Салтовке, и кафе, которое тычут под бок Павловому Полю, и, и, и... Одним словом, факторов хватает. Верхи творят что могут, а низы уже такого не хотят. Не могут остаться в стороне и представители городских элит: музыканты, поэты да художники.
Первая часть "Парка Горького периода" - визуальная. Просто в холле, просто на стенах развесили свои плакаты члены ассоциации дизайна и графики "4-й блок". Пересказывать плакаты - вещь еще более глупая, чем пересказывать песни. Но я займусь и тем, и другим. Итак, представьте Венеру Милосскую, у которой вместо отрубленных каким-то древним идиотом рук - пни деревьев из Парка Горького. Представили? Именно такой образ возник у художников, побывавших на месте вырубки парка... Для художников это "строительство дороги" - неоправданное зверство, как голову человеку отрубить, оставив на шее уродливый пень - это из еще одного плаката. Все работы сделаны на нервах, на эмоциях, все работы - наверняка пойдут в мир. Так как такой графики, да еще и с такой предысторией, искусство, пожалуй, еще не знало.
Вторая часть - проза. Ольга Резниченко из Литмузея рассказала собравшимся, почему именно "Парк Горького периода" не пустили в музей, где всегда находилось место для поэтов, художников и музыкантов. Оказывается, у нас теперь и культуру стараются "прижать к ногтю", осталось ждать, когда в музеи придут ребята в черных рубашках да отморозки с бензопилами наперевес. "Дяди и тети с перстнями и цепурами" теперь командуют и музеями, и парками, правда, они пока еще не смеют командовать поэтами и художниками... По мнению Ольги Резниченко, словосочетание "Парк Горького Периода" - "это материализация нутра современной власти, того нутра, которое она сама для себя символизировала, разместив макеты динозавров между зданием Харьковской облгосадминистрации и памятником Ленину". По мнению представительницы музея, "Парк Юрского периода", звериная символика - вот что характерно для сегодняшней харьковской власти.
- Можно так любить "зелень", что быть готовым даже Харьков разумных, интеллигентных, креативных людей превратить в город тупых пеньков! - С возмущением сказала она. - Как на это реагировать? Мне кажется, что сегодня нам всем надо думать, как наладить разъяснительную работу в обществе. Чтобы все эти "лифты", "дельфины", "фонтаны", которыми кичатся власть в Харькове имущие, не смогли "замылить глаза" харьковчанам. Пока под этот шумок они отдельных несогласных, возможно, будут "закатывать в асфальт", то всех прочих, если те будут молчать, просто заведут в стойла и дадут пайку... Я буду молиться Богу, чтобы он открыл нам, что делать, как бороться со всем тем, что происходит сейчас у
нас в Харькове!
Писательница также поделилась с собравшимися своими догадками о том, откуда берутся такие вот уничтожители парков и избиватели общественности. Она вспомнила, что в ее классе, еще в школе, учился паренек, у которого всегда торчала из носа зеленая сопля, да и сам он был какой-то нескладный, глупый, несамостоятельный. И весь класс смеялся над пареньком. А после окончания школы, много лет спустя, этот самый нескладный парень стал садистом и убийцей. "Я думаю, что, возможно, и я виновата, и много кто из моего поколения. Виноваты мы в том, что вместо жалости и сочувствия мы направляли жестокость на таких униженных и обделенных с детства людей. А когда они вырастают, они, приходя к власти, мстят всему обществу..." - Добавила она. И призвала к духовному сопротивлению животным инстинктам, которые захватили город как те птеродактили, бронтозавры да динозавры, что выставлены сейчас на главной площади, причем под ноги этим статуям брошены деревья, бездумно вырубленные в Парке имени Горького! Также представительница музея высказала убежденность, что люди переживут это зверское время, как пережил человеческий род тех же динозавров да мамонтов...
 А представитель молодежной организации "Фонд региональных инициатив" Евгений Демченко собравшимся, что именно, по его мнению, произошло в Парке им. Горького: - Мы там пробили ту реальность, которую пытаются нам создать СМИ, олигархи, власть, кто попало. Нам твердят о каких-то языках, НАТО, коммунизме, социализме, а все это никому не нужно и неинтересно. Оказывается, у всех харьковчан - совершенно нормальные и конкретные интересы: нормально учиться, нормально жить, дышать чистым воздухом. А нас разделяют на какие-то группки, сталкивают лбами и таким образом уже не им приходится с нами бороться, нас подавлять, а мы сами с собой боремся, сами подавляем друг друга. А они в это время могут делать все, что им заблагорассудится: рубить наши леса, воровать наши деньги и так далее. Но пробив эту фальшивую картину, которую у нас создают искусственно, это стало просто очевидным в Парке имени Горького, отбросив те вещи, которые нам навязывали, что мы разные, что мы имеем разные проблемы, разные интересы, мы поняли, что все это - ложь! У меня есть друзья по всей Украине, в России, в других странах. И всюду люди одинаковы: они хотят жить хорошо, и не нужно искать противоречия! Мы можем противопоставить тем, кто уничтожает парки, то, что называется "гражданским обществом". Надо взять, и навести порядок. Или отсюда надо выезжать, или здесь надо гнить, или - брать дело в свои руки, включать свою голову и делать. За это никто не будет платить, наоборот, вы будете тратить на это свои деньги, свои силы, свое время. Вы будете не спать ночами, вы будете уставать, на это уйдет много ваших сил и энергии, но другого пути сделать свой город лучше - увы, нет.
Евгений призвал всех присутствующих к активной общественной деятельности, к наведению порядка не только в ситуации с зелеными насаждениями, но и во многих других отраслях, где у нас далеко не все в порядке. "Наша страна, к сожалению, постоянно подбрасывает нам проблемы. Сейчас - беда в Парке Горького и Лесопарке. 17 июля будет еще более глобальная проблема. В Верховной Раде рассматривается законопроект, который, если станет законом, может вообще запретить нам защищать свой Парк. Это - закон, который может отобрать у людей право на мирные собрания. Если сейчас нас задерживают незаконно, то после принятия этого ужасного закона, правоохранители будут иметь право задержать каждого, кто не согласен с действиями власти!"
После прозы дело дошло до поэзии. В Литературном музее планировалось, что харьковские пииты будут читать свои стихи с лестниц. В "Поступе" лестниц не нашлось - и рифмованные строки звучали с обычной сцены. И, надо сказать, от этого ничуть не ухудшились. Кстати, многие украинские поэты уже начали голодовку в знак протеста против сатрапского закона о запрете массовых собраний в Украине. Так что фраза классика "поэт должен быть голодным" приобретает в нашей стране отныне особый смысл...
Большинство поэтов, прочитавших свои стихи в тот вечер, были соучастниками творческого объединения "Бешений кактусъ", то есть людьми априори талантливыми. Свои стихи публике прочитали Александр Середа, Карина, Марина Куценко, Ольга Иванишина и ряд других. Стихи на украинском и русском, стихи о Парке Горького и не только. Стихи пересказывать не буду - совсем уж идиотское занятие.
А вот о четвертой части "Парка Горького периода" не сказать не имею права. Потому что была эта часть музыкальной. Потому что стала она вехой в культурной жизни Харькова. Потому что удалась на славу. Итак, первой на сцену вышла группа "Очеретяний кiт" из Винницы. Группа эта работает на стыке стилей, и ее "кантри", плавно переходящее в фолк-рок и социальный рок, весьма и весьма симпатично. А фирменный "каменецкий" суржик - и вовсе влюбил в себя публику, этот особый, поэтичный и разливистый говорок сразу создал в зале, где еще пару минут назад бушевали страсти и эмоции, особую сельскую ауру, размеренную, чуть идиллически-грустную и какую-то родную для всех и каждого. Еще одна визитная карточка - особый инструмент, который в советской продаже назывался "триола", а в группе его зовут "трубкофоном". Раньше его покупали детям для развлечений. А вот "Очеретянi коти" научились виртуозно играть на этом инструменте, звук которого похож на звук аккордеона, при этом являясь более душевным и мелодичным. Впрочем, "трубкофон" порой уступает место флейте или бас-гитаре, члены группы играют на них одинаково хорошо. Группа исполнила много песен, но самой запоминающейся стала "Дорога на Косакiвку" - баллада в стиле "кантри", но не американского, а украинского. Этакое украинское перерождение американской классики, от которой осталась только идея - никакого плагиата – все остальное же сугубо наше, украинское: и пыльная дорога, и жара, и терпкий запах табака, и
бесконечный разговор попутчиков, и чистые речушки, и злобноватые соседи и много-много-много чего другого. Удивленные, музыканты рассказали публике, как их пригласили на этот концерт коллеги из харьковской группы "МОРЖ", которая уезжала на гастроли и не могла сама принять участие в "Парке Горького Периода". "Сколько платят?" - Спросили "коти". "Нисколько!" - Ответили "МОРЖи". "Классно!" - Сразу же согласились выступать винницкие гости, которые как раз собирались возвращаться в свой город из гастролей по Харькову. А после концерта признались, что о такой замечательной публике не могли даже мечтать. Ребят удивило, что многие из присутствующих защитников парка оказались не только фанатами этого музыкального стиля, но и знатоками их творчества, зрители наизусть подпевали многие песни.
Второй музыкальную эстафету взяла группа "4-й реактор", формула которой - гитара+балалайка+баян. В активе "банды" - виртуозная игра на балалайке, острые социальные тексты, черный юмор. В пассиве - не всегда оправданная нецензурщина, депрессивность некоторых сюжетов (вроде песни со словами "Чикатило, где наши девушки"), нарочитая простота ряда мелодий и слов. Хотя в некоторых песнях это сочетание дает "ударный" эффект. Так, песня "Думай, быдло, думай, это твой конек" многих присутствующих действительно завела. А фраза из другой песни: "В какую-то мебель превратился мой лес, остались кусты и кровавые пни..." - И вовсе могла претендовать на роль гимна этого вечера.
И вот, наконец, кульминация всей программы - на сцену вызывается "хед-лайнер" концерта, широко разрекламированный и, по слухам, ставший причиной отказа в помещении Литмузея "Оркестр имени Кернеса" (так название этой группы воспринимается на слух, на самом деле оно пишется "Orkestr imeni Ker nesa"). Как бы то ни было, но девиз созданной за четыре часа до концерта музыкальной "банды": "Ударим "Оркестром им. Кернеса" по вырубке в парке Горького" был объявлен по-русски. Пока что в ансамбле всего два человека. Один играет на гитаре, другой - на "шейкере" собственного изготовления.
Это подобие маракаса выполнено из пластиковой бутылки, до половины наполненной гречкой и носит имя другого мера - Черновецкого. Исполняет группа блатные да приблатненные песни, причем звучат они очень даже благородно и чинно, так как переведены на русский язык и улучшены музыкально. Правда, исполнители ни разу не репетировали перед концертом, так что порой удивляли друг друга и себя самих неожиданными нотами...
Когда оркестр имени Кернеса или кого-то похожего иссяк, сцену занял настоящий оркестр. Группа "Раскардаш" как всегда "порвала" публику. А публика не отпускала "Раскардаш", неистово выкрикивая "браво" и "бис" бессчетное количество раз. Группа исполнила в тот вечер множество композиций и песен, меняя как перчатки инструменты (автор сбился со счета, сколько раз кларнет сменялся саксофоном, тот - домброй, флейтой или и вовсе каким-то экзотически-диковинным инструментом), языки (исполнение велось на украинском, итальянском, греческом, цыганском и еще Бог знает каких языках).
Пересказывать не берусь, но было очень и очень красиво и весело. Да и самим музыкантам выступление понравилось, не зря главарь этой "банды" солист Юрий Якубов, заканчивая программу, не сдержался и признался зрителям: "Всегда бы такой публики, как в том Парке!"
За кулисами беру у музыканта интервью:
- Сколько языков вы знаете?
- Досконально знаю только семь. А приблизительно понимаю еще полтора десятка.
- А как это вам удается?!
- Мне очень нравится слушать музыку различных народов. А когда слушаешь, очень обидно не
понимать, что там в песнях-то происходит. Приходится искать, вычитывать, учиться.
- А вы и всю группу научили?
- Да, у нас три раза в неделю идут репетиции, а остальные дни - занятия по разным языкам, ведь надо же понимать, о чем поешь!
- А на скольких языках вы поете?
- Больше, чем на десяти. Украинский, цыганский, румынский, греческий, идиш, многие другие.
- А почему вы пришли в Парк?
- Мы все в группе - харьковчане. Стыдно было не прийти. Просто стыдно.
- А если опять начнут рубить, вы опять придете?
- Очевидно, да. Нам не то, чтобы очень нравится этим заниматься, поскольку у нас есть много куда более интересных занятий. Но получается, что если мы не придем, другие не придут, третьи, то все будет разрушено, разорено... Так что будем выходить, что делать!
Группа "Раскардаш-оркестр" часто выступает в клубах, иногда - на улицах (во время праздников). А вот в Парке Горького во время баррикад она выступала впервые. Музыканты говорят, это было сильнейшим положительным впечатлением: "Мы впервые видели, чтобы у зрителей так горели глаза, они так прекрасно принимали музыкантов... Это было замечательно".
Ну, а последним номером "Парка Горького периода" стал показ короткометражных фильмов режиссеров из разных стран мира. Особая часть показа - фильмы о Парке Горького. Многие из присутствующих впервые посмотрели на себя со стороны. Многие даже не подозревали, что были в момент съемок на волосок от гибели. Ужасные кадры избиения мирных граждан, кадры, на которых рабочие с бензопилами идут на людей, кадры, на которых бьют журналистов, толкают пожилых людей, выкрикивают угрозы, потрясли всех, даже тех, кто участвовал во всех событиях. Ну, а фильмы западных коллег поразили воображение мастерством исполнения. Когда "Парк Горького периода" закончился, люди долго не расходились: делились впечатлениями, рассказывали друг другу стихи, которые не успели прочитать со сцены, рассматривали работы художников. А главное - собирали подписи в защиту Парка имени Горького.
 Если красота спасет мир, может, искусство спасет парк?!

В начале лета Верховная рада Украины приняла закон "Об осуществлении государственных закупок", тем самым поставив точку с запятой в истории тендерной коррупции. Точку с запятой - так как интрига вокруг тендерных дел пошла на спад - но, очевидно, в скором времени придет время, когда "тендерная мафия" и ее противники скрестят копья с новым упорством. На сегодня ситуация имеет признаки боевой ничьей - обе стороны понесли потери (едва не в физическом смысле), обоим лагерям не удалось в полной мере реализовать свои амбиции. Впрочем, по законам военной науки, победитель - тот, за кем осталось поле боя. Широкое же поле для криминального творчества досталось тендерным мафиози - благодаря многочисленным дыркам в законе о госзакупках.

Дыры

Первейшей претензией, которую нужно адресовать авторам закона, является возможность для так называемого тендерного рейдерства. Есть несколько положений, которые разрешают обжаловать результаты конкурса фактически кому угодно, кто считает, что его интересы было затронуты. Можно обжаловать что угодно - действие или бездействие - заказчика.

Уже сама по себе эта норма дает возможность учинить скандал на каждом первом тендере, поскольку интересы лица, юридического или физического - понятие крайне неясное.

И вдобавок целиком можно допустить вариант, когда в органе обжалования - антимонопольном комитете - могут сидеть люди, неслучайно лояльные к тому, кто жалуется. При таких условиях срывы тендеров, затягивание процесса закупок и шантаж участников могут стать повседневной практикой.

По крайней мере частично отсечь недобросовестных жалобщиков могла бы практика обязательного залога (скажем, 5% от суммы тендера) для того, кто желает жаловаться в Антимонопольный комитет (АМК). Если АМК откажет, то залог идет государству. В таком случае кляузы на заказчика торгов будут писать, трижды подумав.

Тем не менее, закон не говорит о таком залоге, лишь упоминает плату за обжалование, которую вдобавок должен определить Кабмин, и которая, очевидно, получит свойства не барьера для рейдеров, а лишь компенсатора затрат государства на обработку жалобы.

Оказывают содействие тендерному рейдерству и нормы закона, которые определяют требования к участникам. Точнее, они их не определяют, а довольно очерчивают - А) нечетко Б) неуместно.

Например, что значит "наличие оборудования и материально-технической базы" участника? "База" и "оборудование" от фирмы к фирме всякий раз может быть другим, достаточным или недостаточным, иногда же вообще ненужным - но это можно лишь констатировать по качеству предоставленной услуги или приобретенного товара, а не заведомо.

То же самое касается фразы о "наличии работников соответствующей квалификации, которые имеют необходимые знания и опыт" - не существует четких критериев (кроме конечного результата), являются ли знания и опыт достаточными; аналогично размытым является термин "финансовая способность".

Учитывая легкость обжалования, о которой писалось выше, субъективность этих параметров становится просто опасной.

Целесообразно было бы лишь определить необходимый минимум опыта (год, полгода), который должна иметь фирма - участник торгов в конкретном виде работ, и то лишь в случаях крупных заказов. Так как год - это четко, а "достаточно" - это нечетко.

Следующая преграда, об которую может споткнуться каждый участник торгов - это путаные требования относительно обнародования информации о закупке. Необходимо публиковать более 20 (!) документов, описание их слишком общее, порядок публикации не прописано четко. Здесь возможные банальные варианты перегрузки работы портала. Но более вероятно сознательное "творчество" чиновников в ходе публикации документов - необоснованные отказы, необходимость каких-то дополнительных платных справок и т.п.

О таком сценарии свидетельствует и предыдущая практика. У известного автора тендерных схем, народного депутата от БЮТ Антона Яценка, всегда хватало влияния на "тендерные" СМИ, в том числе и на государственный веб- портал по вопросам закупок.

В памяти еще свеж случай, когда "Вестник государственных закупок", ссылаясь на сомнительное разъяснение минэкономики, не печатал результаты торгов, и участники были вынуждены платить дополнительные деньги за справки, которые от них требовали чиновники. Не исключено, что подобные схемы, благодаря закону, будут возникать и в дальнейшем.

Недаром международные финансовые организации неодобрительно отнеслись к норме о публикации данных: "Статью 10 нужно пересмотреть, устранив все позиции, которые дублируются как в самой статье, так и в других положениях Закона. В статье предусмотрены чрезмерные требования относительно осуществления публикаций и многочисленные временные лимиты, соблюдение которых будет исключительно отягчающим для всех субъектов процесса закупок. Абсолютно необходимо упростить соответствующие положения. Обязанности относительно осуществления публикаций (временные лимиты) должны быть расширены, а в большинстве случаев - вообще изъяты, за исключением публикации сообщения (объявления) и публикации о составлении соглашения; любые нарушения остальных обязанностей не должны считаться основанием для отмены процедуры конкурсных торгов;

Часть четвертая статьи 10: не понятно, почему граничные параметры были существенно снижены (это касается размещения в международном издании): это заставит заказчиков перекладывать документы и приведет к существенному повышению затрат на осуществление государственных закупок (часть вторая статьи 15)".

Ну и в конце концов, еще одна потенциальная "дойная корова" для тендерных паразитов. Это - норма о том, что ВСЕ члены комитета по конкурсным торгам должны пройти обучение специалистов в сфере осуществления государственных закупок в порядке, установленном Уполномоченным органом.

Это - прямой путь для перекачки государственных средств в руки частных учебных центров, как это было в золоые времена тендерной палаты. Закон разрешает чиновниками прописать едва не любые "нужные" порядки обучения и повышения квалификации. Тогда госслужащим придется учиться, а государству - платить втридорога за такое обучение.

Маразмы

Ну, конечно, не без них. "Членство в комитете по конкурсным торгам не должно создавать противоречия между интересами заказчика и участника или между интересами участников процедуры закупки". Да будет известно авторам закона, что у заказчика (покупателя) и участника (продавца) интересы - навеки и по определению - противоположные. У первого купить подешевле, во второго - продать подороже.

Дальше. Оказывается, авторы закона - приверженцы колонизации Украины международными финансовыми организациями. Похоже на то, что они готовы отдать управление государством в руки иностранцам, лишь бы только те разрешили тендерной мафии спокойно красть. Закон щедро предоставляет право иностранным финансистам единолично устанавливать в Украине правила для закупки товаров, работ и услуг за средства их кредитов. Это или ошибка, или сознательная готовность ползать перед иностранцами, вопреки принципам цивилизованного международного сотрудничества, когда расходование кредитных средств регулируется международными договорами.

Недоделка

Вообще закон - и недоделанный, и нашпигованный коррупционными "минами". Не факт, что минам везде дадут взорваться, но достаточно знать, что закон их содержит, чтобы понимать необходимость его изменения.

Вообще, закон "Об осуществлении государственных закупок" содержит ряд классических признаков несовершенного законодательного акта. Во-первых, чтобы начать работать, он нуждается в ряде подзаконных актов (о них шло выше), которые будут разрабатывать чиновники.

Во-вторых, в соответствии с этим законом необходимо разработать ряд других законов, которые будут регулировать отдельные виды госзакупок.

В-третьих - это излишек нечетких качественных параметров в разных положениях закона (на манер "финансовая способность" или "необходимые знания"), в противоположность количественным, корупционно более безопасным.

Это, в сочетании с возможностями для тендерного рейдерства и других видов вымогательства, создает перманентно тревожную ситуацию. Особенно, учитывая способности и энергию Антона Яценка и компании, а также благосклонность к его делу коммунистической партии Украины (которая имеет квоту во властной коалиции) и отдельных должностных лиц в правительстве.

«Ситуация с правами человека в Украине стремительно ухудшается», — так считают правозащитники. Многие общественные организации, в том числе и международные, находят свою нишу и пытаются противостоять коррупции. На днях в столице начал свою работу филиал ОО «Антимент». Это общественное движение действует на территории стран СНГ и объединяет юристов, правозащитников и просто неравнодушных граждан.

Милиция в угоду власти

Проблема тотальной коррумпированности практически всех сфер жизнедеятельности  характерна для большинства стран бывшего Советского Союза. Но, по словам участников движения «Антимент», противостоять этому явлению сложнее всего в России.

— В отличие от Украины, в России практически отсутствуют независимые СМИ и полностью ликвидирована оппозиция, — считает председатель Ассоциации Адвокатов России за Права человека Евгений Архипов. — Гражданское общество разобщено и дезориентировано, подавляющая часть находится под контролем силовых структур.

По мнению российского правозащитника, в том случае, если украинские политики, гражданское общество Украины допустят ошибки своих российских коллег и позволят разобщить себя, дезориентировать, поддадутся провокациям, давлению и запугиванию спецслужбами, не проявят политической воли, настойчивости, проявят медлительность при принятии решений и в действиях, то на всей территории Украины и России окончательно и надолго установится тоталитарный режим. С еще более худшими проявлениями, нежели в современной России.

Самым страшным проявлением коррупции, по мнению правозащитников, является организация нынешней правоохранительной системы. Она выстроена так, что сломать ее крайне сложно. Главной функцией, в том числе силовых ведомств, является не охрана правопорядка, а поддержание существующей власти любыми законными и незаконными методами.

— В основу современной политической системы России положены принципы силы и кумовства, — продолжает Евгений Архипов. — Например, рекрутирование в органы власти осуществляется уголовно-силовой группой по принципу свойства и преданности. При этом не имеют значения личные и качественные характеристики «соискателей».

В помощь обществу

В Украине все эти моменты, до недавних пор выраженные менее ярко, чем у северного соседа, в последнее время набирают обороты.

— Нам в приемную ассоциации приходят жалобы со всей России, Украины, — рассказывает Евгений Архипов. — И с начала марта мы начали фиксировать новые правонарушения со стороны правоохранительных органов: 18% всех жалоб граждан касаются именно работников правоохранительных органов и коррупции. Мы считаем, что это серьезный сигнал и отмечаем рост неэффективности деятельности представителей правоохранительных органов. При очевидных нарушениях прав и основных свобод граждан Украины бюрократическая машина не работает.

Несколько лет назад возникла инициатива создания при правоохранительных органах общественных советов, которые были наделены рекомендательными полномочиями. Но на практике выполнение рекомендаций общественных советов свелось «на нет». Причина та же — высокая коррумпированность и крайне низкая материальная обеспеченность. Вследствие этого происходит «показательное» общение между властью и народом, а попытка введения контроля так и не происходит.

 В то же время представитель Союза политических эмигрантов Кирилл Ананьев считает, что ситуация с освещением преступлений милиционеров на Украине гораздо лучше:— Любая проблема становится достоянием общества. Преступления исполнительной власти тут же становятся объектом атаки со стороны оппозиции.

 Движение «Антимент» предоставляет помощь пострадавшим от милицейского произвола. Его участники считают, что законными методами при желании можно сломать сопротивление коррумпированной системы и добиться справедливости.

— Движение объединяет сильных людей, проводит лишь мирные акции протеста, — подчеркивает координатор движения Марина Золотникова. — В зависимости от режима в стране, мы используем разнообразные методики, формы и механизмы деятельности этой организации.

Движение «АНТИМЕНТ» основано в Белгородской области в 2005 году Михаилом Альяных. За свою активную гражданскую позицию и открытую критику власти лидер движения был помещен заочным решением суда на 2 года в психиатрическую больницу на принудительное лечение. В феврале 2010 года при поддержке специалистов «Ассоциации Адвокатов России за Права Человека» Михаил Альяных полностью оправдан и было признано его право на реабилитацию.

 Адрес приемной: 01010, г. Киев, ул. Андрея Иванова, д. 10, офис 10 (район метро «Арсенальная»). Приемная работает ежедневно, с 12-00 до 18-00. Телефоны: +7 495 923-34-98,  044 568-08-01.

Представьте, что вы пустили свой ребенка на реку, на море и надувной круг разорвался или у него открылся клапан", - так моделирует ситуацию заместителю начальника лаборатории испытания игрушек ДП "Укрметртестстандарт" Сергею Каспарову позволяют результаты испытаний.

В двух надувных кругах китайского производства "Хапп Салл. Сьют" и "Bestway Іnflatables & Materіal Corp.", которые поставляет в Украину ООО "Европлей", разорвались швы во время тестирования. Ни яркий круг с изображением куклы Барби, ни веселые животные, которые красуются на надувной игрушке, не поддержат ребенка в момент опасности, ведь они уже весьма "старые".
Образцы для проверки отобрали с датой выпуска 2008 и 2009 лет, так как на маркировке отмечалось, что срок действия неограниченный. Однако полимер - материал, который стареет. Поэтому "спасателя" нужно каждый год заменять новым.
Старший менеджер из сертификации ООО "Европлей" Дмитрий Кудренко не соглашается с результатами испытаний "Укрметртестстандарта", котрое является подразделением отечественного Госпотребстандарта.
"Не совсем хотелось бы, чтобы в СМИ писали о том, что наша продукция некачественная. Мне кажется, что здесь лучше бы было подкрепить это все какой-то независимой лабораторией, которая бы провела исследование и дала окончательный результат", - считает Кудренко.
Он добавляет: "Мы не первый год ввозим эту продукцию и, честно говоря, я впервые сталкиваюсь с тем, что она некачественная. Мы, конечно, сертифицировали ее, у нас есть лабораторные испытания, исследования, сертификат соответствия о том, что продукция отвечает нормам "Игрушки. Общие технические требования к безопасности, методы контроля", также у нас есть вывод СЭС, в котором речь идет о том, что данный продукт безопасный".
Подробнее о результатах проверки смотрите на стр. 27, 28 результатов испытаний.
Надувные круги - не единая опасность, которая караулит детей. Яркий купальник, плавки также могут повредить здоровью.
Китайский купальный костюм с товарным знаком "YOUERXІ" нельзя стирать, в нем не стоит барахтаться в морской воде или просто потеть. Вдобавок , он имеет чрезмерную кислотность. "Т. е., если ребенок зайдет в воду, этот купальник намокнет и кислотные остатки будут переходить на тело ребенка", - объясняет начальник лаборатории аналитических исследований и испытаний продукции легкой промышленности и средств индивидуальной защиты "Укрметртестстандарта" Галина Некрашевич.
Превышает допустимую норму в этих предметах и содержимое свободного и способного частично выделяться формальдегида - признанного как канцероген, который может вызвать сильные аллергические реакции, спазм бронхов, недомогание, рвоту.
В купальнике "teres® SELECCІON", который неизвестно где изготовили, нельзя купаться ни в море, ни в реке, у него значительно превышен уровень кислотности.
Чем ярче окраска изделия - тем большая вероятность того, что использованы дешевые "прямые" красители, которые могут привести к раковым заболеваниям. Поэтому, покупая изделия для купания (купальники, шорты, плавки), нужно требовать у продавца сертификат соответствия, так как эта продукция подлежит обязательной сертификации.
"На рынках 90% того, что мы видим - это контрабанда", - отмечает начальник Научно-технического центра подтверждения соответствия, стандартизации и испытаний продукции легкой промышленности и средств индивидуальной защиты "Укрметртестстандарта" Наталья Попова.
Лучше остановить выбор на изделиях из хлопка, ситца, рекомендуют специалисты, тем не менее если все-таки облюбованная вещь изготовлена из полимерных волокон (для купальников, плавок такое допускается), то следует дома потереть ее сухой тряпкой, постирать с белой тканью, чтобы проверить, не остался ли след.
Подробнее о результатах проверки купальных изделий смотрите на стр. 33 результатов испытаний.
Немало вопросов у экспертов возникло и к летней обуви. Ни в одном из четырех проверенных изделий неизвестных производителей, которые должны бы обеспечить комфортную прогулку пляжем, нельзя ходить, убежденные специалисты "Укрметртестстандарта".
Все они с открытой пяточной частью (для детей до трех лет пятка должна быть закрытой, ортопеды подчеркивают, что этих требований следует придерживаться до семилетнего возраста), не отвечает нормам и прочность крепления. Производители использовали материалы, которые не предназначены для подошвы обуви - они мягкие и скользкие.
Не удастся и вытереться протестированными полотенцами, на которых не было ни отметки о составе, ни товарного знака, ни страны производителя - они не вбирают влагу. Во всех трех образцах чрезмерно высокая кислотность, а в двух из них еще повышенное содержимое формальдегида.
"Каково его назначение? Яркая картинка? Оно ничем не отличается от того, что висит на стене", - удивляется Попова.
Проверили также трикотажные детские изделия. Так, майка китайского производителя, на которой значилось, что она 100% из хлопка, по факту изготовлена из 100% из полиэфира. Такая же "натуральная" футболка неизвестного происхождения на 44,3% из полиэфира с чрезмерной кислотностью.
Для детских колгот и носков меньших 16 размера нельзя использовать синтетические нити. Однако колготы "YVHON®" и носки "Baby socks" 100% не натуральные.
Подробнее о результатах проверки детской одежды смотрите на стр. 29- 32 результатов испытаний.

Опасный "друг" детей - игрушка

Из 21 отобранного образца игрушек только два выдержали испытание.
Довольно часто родители покупают своим малышам мягконабивные игрушки. Украинская рыбка производства ЧП "Тигрес" "ослепла" во время тестирования. Ее оторванный глаз мог повредить любознательному исследователю, который непременно попробует запихать его себе в рот или нос.
Для производителя, к которому обратилась "Украинская правда. Жизнь" за комментариями, такие результаты тестирования были неожиданными.
"Все игрушки и фурнитуру - глазки, носики - закупают только тогда, когда они отвечают всем стандартам. Поэтому такие документы есть. Мы, как производители, страхуем себя тем, что добровольно проверяем дважды на год в санстанции на все возможные варианты отклонений. Там проверяют и глазки, прочность их крепления, и прочность швов. Так как мы знаем об опасности, что родители не читают маркировку, что игрушка для детей "от 3 лет", покупають для младших. Мы боимся и сами страхуем себя. У самих есть дети и мы это понимаем", - рассказывает экономист, которая занимается делами сертификации и соответствия продукции ПП "Тигрес" Оксана Антонюк.
Такой конфуз мог возникнуть из-за небрежности реализаторов, у которых "эта игрушка на точке продажи была давно, стояла просто как модель, а не для продажи, была старая", со слов Антонюк, которая не знает как прокомментировать то, что так же долго мягкой рыбкой мог играться и ребенок.
Тем не менее она не исключает возможности отклонений на их производстве, но подчеркивает, что все из-за этого переживают, поэтому проконсультируются с экспертами Львовского центра стандартизации и метрологии, где сертифицируют ПП "Тигрес".
"Я не знаю, как сложатся обстоятельства, но в своих игрушках уверена и своим детям их покупаю", - рассказала Антонюк.
Поставщик маски из пластика китайского производства, в которой защитные детали для глаз не выдержали испытаний, а также китайского резинового мяча, уровень допустимого запаха которого превышал норму, ООО "АМИГО" также уверен в своей продукции.
"У нас есть подтверждения от производителя, там по всем европейским стандартам проверяют. Я не знаю как проверяли (в "Укрметртестстандарте"). Мы бы хотели получить детальную информацию, протоколы, по которым проверяли какие-то запахи, допустимые нормы, так как все это мы можем очень чудесно опровергнуть", - прокомментировала бренд-менеджер торговой марки Ирина Касьянова.
У ФОП Немченко С. Я, который является поставщиком китайской игрушки каталки-телефона, где выявили меньший допустимого диаметр шнура, наличие трещин и заусениц, так и не нашлось, кому прокомментировать.
"Может ли мама быть спокойной, оставив ребенка наедине с игрушкой "Супер Преобразование", которая увеличивается в 6 раз? Если ребенок будет играться и, оторвав шмат, проглотит - в организме же она расширяется и может что-то закупорить...", - испытывает удивление популярностью игрушки, которая запрещена в Европе, Сергей Каспаров.
Поставщик этих китайских игрушек- трансформеров ООО "Фенси Тойз" сейчас не прокомментировал результатов исследования.
Среди протестированных игрушек, на которых не указаны поставщики, была " коляска-тросточка", у которой, кроме заусениц и трещин, понижена прочность крепления запорного механизма.
"Любая коляска для детей должна выдерживать нагрузку, если рассчитана до трех лет - это 25 кг, если после трех - это 50 кг. Эта развалилась на 20 кг, она сложилась", - рассказал Каспаров.
Содержимым мягконабивной игрушки "Пара в сердце" можно утолить голод, ведь швы не были крепкими.
Большая вероятность купить качественную игрушку в специализированном магазине, отмечают специалисты "Укрметртестстандарта", так как продавцы уже на практике знают, какая игрушка безопасная. Такой тест-площадкой может быть и детский уголок в магазине, где нередко предлагают маленьким посетителям посидеть в обществе неисправных игрушек пока родители будут делать очередную покупку.
За первый квартал 2010 года из проверенных 534 субъектов хозяйствования, в 507 установили нарушение. Из почти 55 тысяч детских игрушек забраковано и снято с реализации свыше 32 тысячи, отчитываются в "Укрметртестстандарте".