"Парк Горького периода" - так назвали свою недавнюю акцию художники, поэты и музыканты Харькова, присоединившиеся (по крайней мере, своим творчеством) к защитникам зеленых насаждений города, которые вслед за журналистами называют себя "Зеленым фронтом". Этот концерт был запланирован в Харьковском литературном музее. Но буквально в последний момент музей захлопнул свои двери перед участниками и зрителями, и местом проведения литературно-музыкально-художественного перфоманса стал офис общественной организации "Поступ". Что, надо сказать, тоже неплохо...

Слов нет - остались одни аккорды

Сегодня город Харьков бурлит, что твой рой ос, растревоженный неуклюжим садовником. Город
Харьков, который тринадцать дней подряд били "с носока", город Харьков, который матюкали устами нанятых жлобов в черных рубашках, город Харьков, которому совали в живот включенную бензопилу, город Харьков, которому валили на голову деревья, теперь растревожился окончательно. О дурацкой рубке деревьев в Парке Горького говорят на остановках трамваев и в маршрутках, в кафе и на вузовских экзаменах, в переходах и очередях. О беспримерной по глупости бойне в парке беседуют старушки и постовые инспекторы, водопроводчики и академики, студенты и даже воспитанники детских садов. А тут
еще и гигантский забор, растущий в Лесопарке, а тут еще и рубка деревьев на Салтовке, и кафе, которое тычут под бок Павловому Полю, и, и, и... Одним словом, факторов хватает. Верхи творят что могут, а низы уже такого не хотят. Не могут остаться в стороне и представители городских элит: музыканты, поэты да художники.
Первая часть "Парка Горького периода" - визуальная. Просто в холле, просто на стенах развесили свои плакаты члены ассоциации дизайна и графики "4-й блок". Пересказывать плакаты - вещь еще более глупая, чем пересказывать песни. Но я займусь и тем, и другим. Итак, представьте Венеру Милосскую, у которой вместо отрубленных каким-то древним идиотом рук - пни деревьев из Парка Горького. Представили? Именно такой образ возник у художников, побывавших на месте вырубки парка... Для художников это "строительство дороги" - неоправданное зверство, как голову человеку отрубить, оставив на шее уродливый пень - это из еще одного плаката. Все работы сделаны на нервах, на эмоциях, все работы - наверняка пойдут в мир. Так как такой графики, да еще и с такой предысторией, искусство, пожалуй, еще не знало.
Вторая часть - проза. Ольга Резниченко из Литмузея рассказала собравшимся, почему именно "Парк Горького периода" не пустили в музей, где всегда находилось место для поэтов, художников и музыкантов. Оказывается, у нас теперь и культуру стараются "прижать к ногтю", осталось ждать, когда в музеи придут ребята в черных рубашках да отморозки с бензопилами наперевес. "Дяди и тети с перстнями и цепурами" теперь командуют и музеями, и парками, правда, они пока еще не смеют командовать поэтами и художниками... По мнению Ольги Резниченко, словосочетание "Парк Горького Периода" - "это материализация нутра современной власти, того нутра, которое она сама для себя символизировала, разместив макеты динозавров между зданием Харьковской облгосадминистрации и памятником Ленину". По мнению представительницы музея, "Парк Юрского периода", звериная символика - вот что характерно для сегодняшней харьковской власти.
- Можно так любить "зелень", что быть готовым даже Харьков разумных, интеллигентных, креативных людей превратить в город тупых пеньков! - С возмущением сказала она. - Как на это реагировать? Мне кажется, что сегодня нам всем надо думать, как наладить разъяснительную работу в обществе. Чтобы все эти "лифты", "дельфины", "фонтаны", которыми кичатся власть в Харькове имущие, не смогли "замылить глаза" харьковчанам. Пока под этот шумок они отдельных несогласных, возможно, будут "закатывать в асфальт", то всех прочих, если те будут молчать, просто заведут в стойла и дадут пайку... Я буду молиться Богу, чтобы он открыл нам, что делать, как бороться со всем тем, что происходит сейчас у
нас в Харькове!
Писательница также поделилась с собравшимися своими догадками о том, откуда берутся такие вот уничтожители парков и избиватели общественности. Она вспомнила, что в ее классе, еще в школе, учился паренек, у которого всегда торчала из носа зеленая сопля, да и сам он был какой-то нескладный, глупый, несамостоятельный. И весь класс смеялся над пареньком. А после окончания школы, много лет спустя, этот самый нескладный парень стал садистом и убийцей. "Я думаю, что, возможно, и я виновата, и много кто из моего поколения. Виноваты мы в том, что вместо жалости и сочувствия мы направляли жестокость на таких униженных и обделенных с детства людей. А когда они вырастают, они, приходя к власти, мстят всему обществу..." - Добавила она. И призвала к духовному сопротивлению животным инстинктам, которые захватили город как те птеродактили, бронтозавры да динозавры, что выставлены сейчас на главной площади, причем под ноги этим статуям брошены деревья, бездумно вырубленные в Парке имени Горького! Также представительница музея высказала убежденность, что люди переживут это зверское время, как пережил человеческий род тех же динозавров да мамонтов...
 А представитель молодежной организации "Фонд региональных инициатив" Евгений Демченко собравшимся, что именно, по его мнению, произошло в Парке им. Горького: - Мы там пробили ту реальность, которую пытаются нам создать СМИ, олигархи, власть, кто попало. Нам твердят о каких-то языках, НАТО, коммунизме, социализме, а все это никому не нужно и неинтересно. Оказывается, у всех харьковчан - совершенно нормальные и конкретные интересы: нормально учиться, нормально жить, дышать чистым воздухом. А нас разделяют на какие-то группки, сталкивают лбами и таким образом уже не им приходится с нами бороться, нас подавлять, а мы сами с собой боремся, сами подавляем друг друга. А они в это время могут делать все, что им заблагорассудится: рубить наши леса, воровать наши деньги и так далее. Но пробив эту фальшивую картину, которую у нас создают искусственно, это стало просто очевидным в Парке имени Горького, отбросив те вещи, которые нам навязывали, что мы разные, что мы имеем разные проблемы, разные интересы, мы поняли, что все это - ложь! У меня есть друзья по всей Украине, в России, в других странах. И всюду люди одинаковы: они хотят жить хорошо, и не нужно искать противоречия! Мы можем противопоставить тем, кто уничтожает парки, то, что называется "гражданским обществом". Надо взять, и навести порядок. Или отсюда надо выезжать, или здесь надо гнить, или - брать дело в свои руки, включать свою голову и делать. За это никто не будет платить, наоборот, вы будете тратить на это свои деньги, свои силы, свое время. Вы будете не спать ночами, вы будете уставать, на это уйдет много ваших сил и энергии, но другого пути сделать свой город лучше - увы, нет.
Евгений призвал всех присутствующих к активной общественной деятельности, к наведению порядка не только в ситуации с зелеными насаждениями, но и во многих других отраслях, где у нас далеко не все в порядке. "Наша страна, к сожалению, постоянно подбрасывает нам проблемы. Сейчас - беда в Парке Горького и Лесопарке. 17 июля будет еще более глобальная проблема. В Верховной Раде рассматривается законопроект, который, если станет законом, может вообще запретить нам защищать свой Парк. Это - закон, который может отобрать у людей право на мирные собрания. Если сейчас нас задерживают незаконно, то после принятия этого ужасного закона, правоохранители будут иметь право задержать каждого, кто не согласен с действиями власти!"
После прозы дело дошло до поэзии. В Литературном музее планировалось, что харьковские пииты будут читать свои стихи с лестниц. В "Поступе" лестниц не нашлось - и рифмованные строки звучали с обычной сцены. И, надо сказать, от этого ничуть не ухудшились. Кстати, многие украинские поэты уже начали голодовку в знак протеста против сатрапского закона о запрете массовых собраний в Украине. Так что фраза классика "поэт должен быть голодным" приобретает в нашей стране отныне особый смысл...
Большинство поэтов, прочитавших свои стихи в тот вечер, были соучастниками творческого объединения "Бешений кактусъ", то есть людьми априори талантливыми. Свои стихи публике прочитали Александр Середа, Карина, Марина Куценко, Ольга Иванишина и ряд других. Стихи на украинском и русском, стихи о Парке Горького и не только. Стихи пересказывать не буду - совсем уж идиотское занятие.
А вот о четвертой части "Парка Горького периода" не сказать не имею права. Потому что была эта часть музыкальной. Потому что стала она вехой в культурной жизни Харькова. Потому что удалась на славу. Итак, первой на сцену вышла группа "Очеретяний кiт" из Винницы. Группа эта работает на стыке стилей, и ее "кантри", плавно переходящее в фолк-рок и социальный рок, весьма и весьма симпатично. А фирменный "каменецкий" суржик - и вовсе влюбил в себя публику, этот особый, поэтичный и разливистый говорок сразу создал в зале, где еще пару минут назад бушевали страсти и эмоции, особую сельскую ауру, размеренную, чуть идиллически-грустную и какую-то родную для всех и каждого. Еще одна визитная карточка - особый инструмент, который в советской продаже назывался "триола", а в группе его зовут "трубкофоном". Раньше его покупали детям для развлечений. А вот "Очеретянi коти" научились виртуозно играть на этом инструменте, звук которого похож на звук аккордеона, при этом являясь более душевным и мелодичным. Впрочем, "трубкофон" порой уступает место флейте или бас-гитаре, члены группы играют на них одинаково хорошо. Группа исполнила много песен, но самой запоминающейся стала "Дорога на Косакiвку" - баллада в стиле "кантри", но не американского, а украинского. Этакое украинское перерождение американской классики, от которой осталась только идея - никакого плагиата – все остальное же сугубо наше, украинское: и пыльная дорога, и жара, и терпкий запах табака, и
бесконечный разговор попутчиков, и чистые речушки, и злобноватые соседи и много-много-много чего другого. Удивленные, музыканты рассказали публике, как их пригласили на этот концерт коллеги из харьковской группы "МОРЖ", которая уезжала на гастроли и не могла сама принять участие в "Парке Горького Периода". "Сколько платят?" - Спросили "коти". "Нисколько!" - Ответили "МОРЖи". "Классно!" - Сразу же согласились выступать винницкие гости, которые как раз собирались возвращаться в свой город из гастролей по Харькову. А после концерта признались, что о такой замечательной публике не могли даже мечтать. Ребят удивило, что многие из присутствующих защитников парка оказались не только фанатами этого музыкального стиля, но и знатоками их творчества, зрители наизусть подпевали многие песни.
Второй музыкальную эстафету взяла группа "4-й реактор", формула которой - гитара+балалайка+баян. В активе "банды" - виртуозная игра на балалайке, острые социальные тексты, черный юмор. В пассиве - не всегда оправданная нецензурщина, депрессивность некоторых сюжетов (вроде песни со словами "Чикатило, где наши девушки"), нарочитая простота ряда мелодий и слов. Хотя в некоторых песнях это сочетание дает "ударный" эффект. Так, песня "Думай, быдло, думай, это твой конек" многих присутствующих действительно завела. А фраза из другой песни: "В какую-то мебель превратился мой лес, остались кусты и кровавые пни..." - И вовсе могла претендовать на роль гимна этого вечера.
И вот, наконец, кульминация всей программы - на сцену вызывается "хед-лайнер" концерта, широко разрекламированный и, по слухам, ставший причиной отказа в помещении Литмузея "Оркестр имени Кернеса" (так название этой группы воспринимается на слух, на самом деле оно пишется "Orkestr imeni Ker nesa"). Как бы то ни было, но девиз созданной за четыре часа до концерта музыкальной "банды": "Ударим "Оркестром им. Кернеса" по вырубке в парке Горького" был объявлен по-русски. Пока что в ансамбле всего два человека. Один играет на гитаре, другой - на "шейкере" собственного изготовления.
Это подобие маракаса выполнено из пластиковой бутылки, до половины наполненной гречкой и носит имя другого мера - Черновецкого. Исполняет группа блатные да приблатненные песни, причем звучат они очень даже благородно и чинно, так как переведены на русский язык и улучшены музыкально. Правда, исполнители ни разу не репетировали перед концертом, так что порой удивляли друг друга и себя самих неожиданными нотами...
Когда оркестр имени Кернеса или кого-то похожего иссяк, сцену занял настоящий оркестр. Группа "Раскардаш" как всегда "порвала" публику. А публика не отпускала "Раскардаш", неистово выкрикивая "браво" и "бис" бессчетное количество раз. Группа исполнила в тот вечер множество композиций и песен, меняя как перчатки инструменты (автор сбился со счета, сколько раз кларнет сменялся саксофоном, тот - домброй, флейтой или и вовсе каким-то экзотически-диковинным инструментом), языки (исполнение велось на украинском, итальянском, греческом, цыганском и еще Бог знает каких языках).
Пересказывать не берусь, но было очень и очень красиво и весело. Да и самим музыкантам выступление понравилось, не зря главарь этой "банды" солист Юрий Якубов, заканчивая программу, не сдержался и признался зрителям: "Всегда бы такой публики, как в том Парке!"
За кулисами беру у музыканта интервью:
- Сколько языков вы знаете?
- Досконально знаю только семь. А приблизительно понимаю еще полтора десятка.
- А как это вам удается?!
- Мне очень нравится слушать музыку различных народов. А когда слушаешь, очень обидно не
понимать, что там в песнях-то происходит. Приходится искать, вычитывать, учиться.
- А вы и всю группу научили?
- Да, у нас три раза в неделю идут репетиции, а остальные дни - занятия по разным языкам, ведь надо же понимать, о чем поешь!
- А на скольких языках вы поете?
- Больше, чем на десяти. Украинский, цыганский, румынский, греческий, идиш, многие другие.
- А почему вы пришли в Парк?
- Мы все в группе - харьковчане. Стыдно было не прийти. Просто стыдно.
- А если опять начнут рубить, вы опять придете?
- Очевидно, да. Нам не то, чтобы очень нравится этим заниматься, поскольку у нас есть много куда более интересных занятий. Но получается, что если мы не придем, другие не придут, третьи, то все будет разрушено, разорено... Так что будем выходить, что делать!
Группа "Раскардаш-оркестр" часто выступает в клубах, иногда - на улицах (во время праздников). А вот в Парке Горького во время баррикад она выступала впервые. Музыканты говорят, это было сильнейшим положительным впечатлением: "Мы впервые видели, чтобы у зрителей так горели глаза, они так прекрасно принимали музыкантов... Это было замечательно".
Ну, а последним номером "Парка Горького периода" стал показ короткометражных фильмов режиссеров из разных стран мира. Особая часть показа - фильмы о Парке Горького. Многие из присутствующих впервые посмотрели на себя со стороны. Многие даже не подозревали, что были в момент съемок на волосок от гибели. Ужасные кадры избиения мирных граждан, кадры, на которых рабочие с бензопилами идут на людей, кадры, на которых бьют журналистов, толкают пожилых людей, выкрикивают угрозы, потрясли всех, даже тех, кто участвовал во всех событиях. Ну, а фильмы западных коллег поразили воображение мастерством исполнения. Когда "Парк Горького периода" закончился, люди долго не расходились: делились впечатлениями, рассказывали друг другу стихи, которые не успели прочитать со сцены, рассматривали работы художников. А главное - собирали подписи в защиту Парка имени Горького.
 Если красота спасет мир, может, искусство спасет парк?!