О коррупции в таможенных органах сегодня не говорит только ленивый — о том, что таможня не только «дает добро», можно убедиться лично, взглянув на шикарные особняки, построенные родственниками отдельных руководителей Гостаможслужбы, и на уровень автомобилей, на которых передвигаются таможенные генералы.
Согласно опросу компаний MSI и InMind, проведенному в рамках проекта «Достойная Украина», число предпринимателей, имевших коррупционный опыт на таможне, выросло с 36% в 2007 году до 43% в 2009-м, а принципиально не дает взяток таможенникам лишь каждый пятый бизнесмен, связанный с внешнеэкономической деятельностью. Интересно, что власть имущие с такими данными не спорят. Так, экс-глава Гостаможслужбы Валерий Хорошковский считает, что содействие контрабанде — выгодный бизнес некоторых чиновников. А в июне 2009-го предыдущий президент Виктор Ющенко заявлял, что недопоступления в бюджет от таможни составляют 90—100 млрд грн. — эта сумма почти равна доходам от налогообложения экспортно-импортных операций в рекордном 2008 году.
Новый глава Гостаможслужбы Украины Игорь Калетник называет чуть другие, но не менее впечатляющие цифры: госбюджет из-за неверного обозначения таможенной стоимости и неправильной классификации товаров в 2009 г. потерял 50—60 млрд грн. Такую разницу цифр опрошенные нами эксперты объяснили тем, что остальные 40—50 млрд грн. таможенные службы «теряют» на откровенной контрабанде — товары ввозятся вовсе без какого-либо оформления и уплаты сборов и пошлин. По данным Службы безопасности Украины, львиная доля контрабанды (до 90%) ввозится в Украину через автомобильные пункты пропуска. Наибольшее уклонение от уплаты налогов осуществляется при импорте автомобилей и автозапчастей. На втором месте — ввоз/вывоз с нарушением таких товаров, как компьютеры, бытовая техника, мясо, алкоголь и табак. И лишь десятая часть товаров приходится на так называемую «черную» контрабанду: оружие и наркотики.
5 причин таможенных злоупотреблений
Инспектора, чтобы сделать прибавку к зарплате в 2—3 тыс. грн., ставят палки в колеса бизнесу и вымогают взятки
1. Неверный подход. Перед таможней ставят задачу наполнить бюджет любой ценой, тогда как в ЕС они только контролируют соблюдение нормы законодательства.
2. Высокие сборы. Размеры акцизов заставляют бизнесменов занижать стоимость товаров.
3. Устаревшее законодательство. Существующий кодекс не соответствует условиям работы (например, нужно растаможивать каждый CD-диск, не прописана работа электронного документооборота).
4. Низкие зарплаты инспекторов. На 2—3 тыс. грн. в месяц прожить сложно.
5. Общая деморализация. Давать/брать взятки не считается чем-то зазорным.
Источник данных: эксперты «Сегодня»
Контрабанда в сумках
Чтобы лучше проиллюстрировать ситуацию, которая сложилась на таможне в течение нескольких лет, мы решили просто взять несколько эпизодов, рассказанных украинцами, и из собственного опыта.
Две очереди. Предприниматель Григорий Бутенко, который месяц назад перевозил через границу для личных потребностей автозапчасти, рассказал нам, что на пункте пропуска «Чоп» (возле Ужгорода) к вечеру увидел настоящий аншлаг — выстроилась длиннющая очередь из легковых автомобилей. «По незнанию я запарковался в конце хвоста очереди, ожидая оформления, однако автомобили не двигались в течение часа», — вспоминает Григорий.
«Так ты ж без товара, чего стоишь? Тебе не сюда», — оклик «местного» был больше похож на команду («товар» — мелкая контрабанда на местном жаргоне. — Авт.). Как он объяснил, в этом месте в назначенное время собираются «свои» машины, принадлежащие родственникам сотрудников таможни и погранслужбы (в приграничных областях все знают друг друга в лицо). По команде шлагбаум открывают, и они проезжают всей вереницей границу за 15 минут без досмотра. Уже в Ужгороде на завезенные нелегально товары делают накладные, и дальше они вполне легально следуют в украинские магазины. А вот «чужие» машины идут в другой очереди и выборочно подвергаются полному досмотру. Аналогичной является ситуация и на других пунктах пропуска, как на границах с ЕС, так и на пунктах пропуска с РФ, — для жителей приграничных районов граница является кормилицей, да и другой работы просто нет. Таможенникам и пограничникам работать со «своими» тоже выгодно: те делятся доходами и не возят оружие и наркотики (борьба с «черной» контрабандой всегда находится в приоритете).
Поборы с туристов. Практически для каждого украинца, которому довелось ездить в международный рейс на автобусе, самым страшным словом является «пересменка». Дело в том, что стоять в этом случае приходится по 2, а то и 3 часа. Новая смена со свежими силами, естественно, начинает усиленно проверять пассажиров — по времени такой процесс занимает не меньше часа, а если еще и найдут что-то недозволенное, то рейс на этом может и закончиться (законодательством предусмотрена конфискация транспортного средства за провоз контрабанды в любых количествах). Чтобы не терять время и нервы, еще перед подъездом к границе пассажиры сбрасываются по 5 евро — в этом случае автобус оформляют всего за 10 минут. Естественно, все понимают, что в каждом автобусе обязательно найдется слабое звено в виде пассажира с 2—3 блоками сигарет и сумкой водки (для жителей западных регионов перевозка этих товаров является основным средством заработка), и во избежание проблем скидываются на взятки. Иностранные таможенники настолько устали с этим явлением бороться, что просто закрывают на мелочи глаза.
Портовые проблемы автоперевозчиков
Одесский порт является главными морскими воротами Украины и, одновременно, клубком проблем и для таможни, и для дальнобойщиков. Дело в том, что технологическая процедура оформления грузов в нем настолько запутанная и затянутая, что грузовикам, уже загруженным товаром, приходится ждать оформления всех документов по несколько дней, а то и недель — фуры используются фактически как склад на колесах. Известен даже случай, когда водитель фактически прожил в кабине грузовика 3 месяца, а потом, не выдержав, устроил драку с персоналом порта. Тем же, кто хочет побыстрее, помогают снующие туда-сюда брокеры: за $50 процесс ускоряют в 5—6 раз. В то же время решить эту проблему не так уж и сложно: достаточно пристроить терминал для оформления грузов, а таможню оснастить сканерами, чтобы они проводили таможенную очистку еще в контейнере (до перегрузки на фуры). Проблема эта повторяется из года в год, но до сих пор «груз и ныне там». Опрошенные нами дальнобойщики считают, что нынешняя схема стимулирует коррупцию, и поэтому ее не меняют.
Коррупция на частных автопортах
Наверняка все знают анекдот про газетное объявление «Возьму в аренду кусок границы метр на метр». Однако для международных автоперевозчиков долгое время он был реальностью. Сейчас в это сложно поверить, но на протяжении 5 лет на украинских границах оформление грузов осуществлялось в частных терминалах, расположенных перед пунктами пропуска через госграницу, а таможня находилась не в собственных помещениях, а арендовала площади у частников, фактически захвативших въезд. Естественно, заезд в такие терминалы был обязательным и платным — с каждой «фуры» снимали по $20 (плата за оформление). Каждый год на такой операции частники только на пункте пропуска Дорохуск-Ягодын «поднимали» несколько миллионов долларов. Но главная проблема в том, что владельцы терминала диктовали таможенникам свои условия под угрозой выселения — часть грузовиков заставляли не досматривать. В 2008-м (с началом кризиса) заезд на терминал сделали необязательным (сейчас оформляют непосредственно на погранпереходе), но есть угроза, что вскоре могут вернуться к прежней схеме — автор этих строк видел соответствующий законопроект.
Сколько стоит проезд фуры
Даже если перевозчик везет абсолютно «белый» груз с идеально оформленными документами, на границе всегда найдут, к чему прицепиться, чтобы получить взятку. Стоит отметить, что в странах ЕС подобных проблем нет по простой причине — на границах производится лишь пропуск грузовых автомобилей, а всевозможные процедуры по оформлению груза и его контролю производятся на внутренних (а не приграничных) терминалах. В нашей же стране все происходит с точностью наоборот: оформление грузов происходит на границе, где представители всевозможных контролирующих органов просят деньги «за проезд». Суммы поборов, на первый взгляд, небольшие, однако, по подсчетам дальнобойщиков, за год каждый грузовик фактически облагают дополнительными сборами в размере 3—4 тыс. евро. Если учесть, что в Украине на международных маршрутах работает порядка 25 тыс. машин, получается 75—100 миллионов европейских денег.
Так, по словам опрошенных нами водителей-дальнобойщиков, сотрудники СМАП берут чисто символические 30—40 грн. и по «двадцатке» берут сотрудники фитосанитарного, радиологического, ветеринарного органов контроля. Ну и, естественно, 80 грн. нужно отдать таможеннику и пограничнику.
А вот если с документами не все идеально, выложить денег нужно намного больше. Например, если нет дополнительного сертификата на продукцию, на это закроют глаза за $50, а международными разрешениями (компетенция ДП «СМАП») на дефицитные направления, на границе часто торгуют из-под полы (от $50 до 300 в зависимости от дефицитности направления). Стоит отметить, что такая система поборов сложилась на границах еще с 1990-х годов и работает не только на украинских пунктах пропуска, но и погранпереходах других стран бывшего СССР. Так, по данным Международного союза автомобильного транспорта, именно тотальная коррупция в пунктах пропуска мешает развитию транспортных коридоров и восстановлению исторического Шелкового пути — европейские перевозчики в СНГ ездить просто боятся.
Почему бастовали поляки
В 2007-м году польские таможенники объявили всеобщую забастовку и на протяжении почти 3-х месяцев не пропускали товары, вызвав серьезный международный скандал. Главной причиной бунта поляки назвали низкие: зарплаты (сотрудник польской таможни в среднем зарабатывал около 500 евро). Однако возник логичный вопрос почему работали за такие деньги раньше и не возмущались? Знающие люди рассказали нам, что настоящая причина забастовки — таможенникам запретили брать взятки и начали сажать.
«Контрабанда-стоп» повышает цены
Каждая новая-старая власть начинает свою работу с обещания закрыть все лазейки для контрабанды, однако методы борьбы, которые применялись до сих пор, лишь приводили к росту цен на прилавках магазинов. Напомним, что Кабмин Юлии Тимошенко в 2005 году провел целую PR-кампанию на тему борьбы с контрабандой. Но громкие заявления привели лишь к тому, что в течение нескольких месяцев таможенники сознательно тормозили процессы оформления грузов, устраивая полный досмотр для всех без исключения грузовиков. Затем на границе подняли размеры взяток (за быстрое прохождение фуры стали брать $40—50 вместо $20—30, а если есть проблемы с документами — $500 вместо $300). Естественно, что закладывали эти издержки в стоимость товаров: мы помним, как во второй половине 2005-го начали резко расти цены. «Это больше напоминало саботаж и дискредитацию идеи борьбы с контрабандой, чем реальные действия», — вспоминает перевозчик Виталий Омельченко из Львова: груз зимой часто выгружали прямо на снег, а летом он портился из-за долгого простоя на жаре. А за мелкие нарушения таможенных правил конфисковывали транспорт.
Но никаких кардинальных изменений в работе таможни не произошло. Эксперт по логистике Александр Шульман (работает в отрасли около 15 лет) говорит, что проблема — в подходе к работе таможни. «Она должна не наполнять бюджет, а оформлять товары и контролировать законодательство», — говорит г-н Шульман. Так, таможня при определении размера сбора, который должен оплатить бизнесмен, ориентируется на базы данных, информация в которых часто взята с потолка (их редко обновляют). А пересчитать по реальной цене соглашаются лишь за взятку. «Чтобы реально решить проблемы, нужно оснастить таможню новым оборудованием (например, рентген-системами) и автоматизированными системами документооборота», — считает эксперт.
Пять ножей в спину таможенной коррупции
Побороть злоупотребления помогут техника и повышение зарплат.
1. Переориентация функции наполнения бюджета на контрольную.
Таможню не должны заставлять искать способы как можно больше стянуть денег с бизнесмена — этот госорган должен лишь объективно контролировать соблюдение законодательства. А базы данных налоговой должны обновляться в режиме реального времени. Добавим, что нынешняя система определения таможенной стоимости является слишком сложной и непрозрачной — чтобы предотвратить коррупцию, каталоги товаров нужно выложить в открытом доступе.
2. Современная техника.
Установка специализированного современного оборудования в пунктах пропуска и в портах в 10—15 раз ускоряет процедуры прохождения товаров и упрощает работу таможни, одновременно снижая коррупционный фактор. Неплохо, если бы еще и в момент загрузки товара за инспектором следила видеокамера, а все данные передавались в автоматическом режиме на центральный сервер.
3. Автоматизировать процессы.
Существующее законодательство было разработано 10 лет назад и уже устарело. В новой редакции Таможенного кодекса необходимо расписать процедуры электронного документооборота, чтобы максимально автоматизировать процессы.
4. Повышение зарплат таможенников и повышение контроля.
Человек, представляющий интересы государства, должен ценить свою работу, а за злоупотребления и взяточничество нужно наказывать жестче — лишением свободы (сейчас за это просто увольняют).
5. Изменение технологических процедур в портах.
В морских портах на грузовики должны загружать товар, который уже прошел предварительную таможенную очистку — это позволит избежать такого явления, как «склад на колесах», когда грузовик простаивает месяцами в ожидании какой-либо бумажки. И хозяин груза хочешь не хочешь должен давать на лапу таможенникам. Сегодня в Украине есть так называемые «сухие порты», однако толку от них немного, пока не изменят технологию обработки грузов.