Статьи
 «Медицина должна быть...» Как часто приходится слышать политические и кухоннобытовые лозунги, которые начинаются с этих слов! Окончание у лозунгов разное: «бесплатной», «качественной», «доступной», «человечной». Однако всем известно, что дешевое не бывает качественным, бесплатный сыр лежит только в мышеловке, добротой сыт не будешь, а общество равных прав Хрущев так и не успел построить. Как примирить наш житейский опыт и мечты, бьется ли чуткое сердце под белым халатом и какой может быть реформа здравоохранения, мы и попытаемся выяснить.
«Медицина должна быть...» Как часто приходится слышать политические и кухоннобытовые лозунги, которые начинаются с этих слов! Окончание у лозунгов разное: «бесплатной», «качественной», «доступной», «человечной». Однако всем известно, что дешевое не бывает качественным, бесплатный сыр лежит только в мышеловке, добротой сыт не будешь, а общество равных прав Хрущев так и не успел построить. Как примирить наш житейский опыт и мечты, бьется ли чуткое сердце под белым халатом и какой может быть реформа здравоохранения, мы и попытаемся выяснить.
 Еще в прошлом месяце Президент Украины заявил на своем официальном сайте, что одной из первостепенных и безотлагательных он видит реформу именно в сфере здравоохранения. На месяц отвлекли его от этого вопроса пертурбации с Налоговым кодексом, который пришелся не по сердцу предпринимателям, отвыкшим платить налоги. Однако сейчас Виктор Янукович вновь обращает внимание премьера Азарова на проблемы медицины и поручает ему до 1 декабря разработать план срочных мер по улучшению положения медработников и их пациентов. Жалобы на поборы врачей, хамство медсестер, на недоступность медикаментов, постоянные сборы средств в пользу больных детей, которым отечественная медицина не может, а то и не хочет помогать — все это продолжается уже больше двадцати лет, и прекратить стон больных украинцев не удавалось еще ни одному правительству. Что же планирует сделать нынешняя власть?
Терапия или ампутация
В соответствии с обсуждаемыми сейчас проектами, здравоохранение будет разделено как минимум на два уровня: первичный (поликлиники, семейные и участковые врачи) и вторичный (врачиспециалисты), причем финансирование каждого будет отдельным. Врачей, особенно в сельской местности, станут обеспечивать доступным жильем и дадут возможность людям в белых халатах «лучше работать за высокую зарплату». В Винницкой, Кировоградской и Днепропетровской областях Президент пообещал запустить эксперимент по внедрению «медицины с человеческим лицом», а потом, через два года, посмотреть, что получится. «А про скорые помощи где?!» — возмущенно спрашивал помощник одного харьковского политика у своего подопечного. Не забыл о каретах скорой помощи и Президент, указав на необходимость нормализации их работы.
Сразу же можно сказать, что вышеперечисленные меры — это не то чтобы не панацея, но и вообще никакая не реформа, а просто повышение финансирования здравоохранения. Если бы у государства были на это деньги, то оно бы их дало уже давно. Следовательно, денег нет. Тогда за счет чего правительство собирается внедрять свои реформы?
А вот здесь почва для анализа становится еще более зыбкой. Звучат лишь туманные намеки на «повышение финансовой самостоятельности учреждений» и выплаты врачам в зависимости от количества обслуженных больных. Если первый пункт — частичный хозрасчет — и так отлично применяется, правда, нелегально и в сопровождении зубовного скрежета населения, то второй вызывает серьезнейшие сомнения. В качестве примера используем культового доктора Хауса. Представим себе, что этот небритый харизматичный эскулап, вместо того чтобы по месяцу раздумывать о сложнейших болезнях, ставить умопомрачительные диагнозы и поражать всех чудачествами, вынужден гнать поток в 80 больных ежедневно, чтобы хоть както прокормиться. Будет ли он тратить время на каждого сложного пациента? А ведь на кону человеческие жизни. В России, например, которая традиционно опережает нас по всем на свете реформам, такой путь уже апробирован и всеобщего восхищения не нашел. У врачей стало намного больше работы и немного больше зарплаты, а больные вообще ничего не заметили.
Между тем Сергей Тигипко полагает, что финансирование медицины нужно увеличить до 5% ВВП (сейчас — около 3,64%; консолидированный бюджет здравоохранения — 9 млрд или по целых 200 (!) гривен в год на каждого из нас). Звучит неплохо. Ну что ж, представим, что вместо полутора тысяч гривен за день реанимации стали брать тысячу, у врачей на 50% выросли зарплаты, однако новое оборудование и необходимые медикаменты как не закупались, так и не закупаются: ноль умножить на полтора будет ноль. Ассигнования на лекарства увеличились с 85 копеек до 1,40 гривны на пациента. Стало легче? Не очень. Ведь проблемы нашего здравоохранения — структурные, их не такто просто победить даже многомиллионными вливаниями. Запорожские врачи, в частности, жалуются на нехватку рабочих мест, отсутствие ремонтов и снабжения медикаментами. Непомерные цены на лечение, как выяснилось, на 90% состоят из стоимости дорогих заграничных ампулок с лекарствами, а сами медики нищенствуют. Эти же проблемы актуальны и для всей Украины. Чтобы, не меняя структуры, решить проблемы отрасли, нужны огромные деньги. Новый мэр Москвы Собянин посчитал, что его городу для решения проблем с больницами нужно 240 млрд рублей (почти 8 млрд долларов). Таких денег наша бедная медицина никогда и не видела, а людей в Украине живет поболее, чем в российской столице. Залить проблему денежной рекой — не получится.
Трехуровневая пирамида
Единственный путь радикального решения проблем, о котором сами медики говорят с сочувствием — это страховая медицина. Путь, которым ее будут внедрять в повседневную жизнь, уже теоретически разработан и испытан на практике. В соответствии с ним вся медпомощь и ее инфраструктура делятся на три уровня. Первый — бесплатная, гарантированная Конституцией всякому гражданину и гостю Украины: право на неотложную медицинскую помощь. В нашей стране никто не должен умирать на улице. Это, кстати, и все гарантии, которые государство предоставит бесплатно. Скажете — мало? Но мы не имеем и этого, пока наши скорые не оснащены приборами, а их баки не заправлены бензином.
Дальше начинается уже страховая медицина, доступная всякому работающему человеку. На этом (втором) уровне пациента смогут вылечить от очень большого спектра болезней, но, к сожалению, не от тех, на борьбу с которыми убитые горем родственники больного пытаются сегодня собрать десятки тысяч евро. На третьем же уровне находится система добровольных медицинских услуг — то есть элитного здравоохранения для миллионеров. В эту сферу государство вообще не собирается лезть.
Итак, страховые конторы получают практически всю медицину в свое распоряжение. Хорошо ли это? На примере России мы сможем все проанализировать: 23 ноября в третьем чтении Госдумой принят законопроект об обязательном медицинском страховании. Застрахованное лицо сможет выбирать и менять страхующее агентство, будет получать единый для всей страны полис, по которому его обслужат в любом учреждении России по зафиксированной для учреждения (а не агентства!) плате. В подобной системе, помимо того, что она апробирована в Европе, Америке и Израиле с его легендарными врачами и больницами, есть один важнейший плюс: она саморегулируется. Президенту больше не надо будет думать, повысить ли качество работы врачей или увеличить количество их клиентов; куда направить деньги — на медикаменты, ремонты или зарплату врачей. Премьерминистру не нужно будет вычислять, от кого оторвать, а кому дать, и каждые полгода перетряхивать ведомство. Пациенты сами все решат: они пойдут туда, где будет нормальное отношение персонала, приемлемые цены, квалифицированные и заинтересованные в труде врачи. Если им не понравится, они разорвут договор и перестанут платить, вынуждая бизнесменов искать новый баланс скорости и качества обслуживания. Это рынок, и это рыночная экономика. Возражающим, что «в Советском Союзе на медицину денег хватало!», хочется ответить одно: и где этот «богатый» Советский Союз сейчас?
Реформа по переводу страны на рельсы страховой медицины неминуема. Пока что народ, взволнованный новым Налоговым кодексом, к этому не готов. Но он никуда не денется, потому что выхода просто нет и месторождений с долларами на Полтавщине не обнаружено. Очевидно, правительство, как всегда, воспользуется зарубежным опытом, и страховая медицина таки придет.
- Информация о материале
Б.Пастернак. «Доктор Живаго»
Налоговый кодекс принят!? Последняя неделя принятия прошла по давно предсказанному сценарию: забрать все, а затем кинуть подачку. Дескать, радуйтесь! И ведь как подачку кинули — с пафосом, со ссылкой на Конституцию Украины. Спасибо, конечно, и на этом, ведь могло быть и хуже.
Нельзя не отметить, что в кодексе есть вещи, которые устраняют ряд старых проблем по налогу на прибыль и НДС. Но для этого не надо было принимать кодекс. Для этого достаточно было бы принять закон о внесении изменений в законы о налогообложении, как это было, например, в 2005 году.
Что же мы имеем в окончательной редакции НК? Количество деклараций меньше не стало; подавать их надо так же, как и сейчас; платить налоги столько же раз, как и сейчас; количество проверок меньше не стало; налоговая милиция никуда не делась. Ровным счетом ничего не произошло для того, чтобы улучшить свое 181-е место в рейтинге легкости уплаты налогов. В таком случае почему стране, которая проснется в новом году с таким кодексом, Всемирный банк должен дать деньги? Что, собственно, изменилось в вопросах администрирования налогов?
Кодексу могут аплодировать только чиновники. Ведь он ими для них же и писался. В такой ситуации о какой ответственности сотрудников налоговых или таможенных органов может идти речь? Например, в предложениях президента к Налоговому кодексу указано буквально следующее:
«Кодексом предусматривается существенное расширение полномочий контролирующих органов и, соответственно, увеличение обязанностей у налогоплательщиков. При этом Кодекс не определяет четкого механизма ответственности должностных и служебных лиц контролирующих органов за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Должностные лица контролирующих органов в соответствии с Кодексом несут ответственность, предусмотренную законом. Однако закона, который бы предусматривал такую ответственность, на сегодняшний день нет. Зато в Кодексе системно изложены положения о привлечении к ответственности налогоплательщика. Такой дисбаланс в правовом регулировании создает предпосылки для возможных злоупотреблений правом со стороны контролирующих органов, вызывает у предпринимателей обоснованные опасения возможного давления со стороны этих органов.
Поэтому считаю, что Кодекс требует системной доработки в этой части. Нужно четко урегулировать весь комплекс вопросов ответственности работников контролирующих органов, предусмотрев ответственность за нарушение прав налогоплательщиков (в том числе при принятии налоговой отчетности, проведении проверок)».
Как четко и обоснованно изложено — дух захватывает. Добавить нечего. Но самое интересное следует дальше — это выход, который предлагает президент в данной ситуации. Далее по тексту предложений президента:
«Так, например, пункт 21.3 статьи 21 и пункт 94.13 статьи 94 предлагаю изложить соответственно в следующей редакции:
«21.3. Ущерб, причиненный неправомерными действиями должностных лиц контролирующих органов, подлежит возмещению за счет средств государственного бюджета, предусмотренных таким контролирующим органам»;
«94.13. Налогоплательщик имеет право на возмещение убытков и неимущественного вреда, причиненного органом государственной налоговой службы вследствие неправомерного применения ареста имущества такого налогоплательщика, за счет средств государственного бюджета, предусмотренных органам государственной налоговой службы, по закону. Решение о таком возмещении принимается судом».
И это в понимании президента — гаранта Конституции, ответственность контролирующих органов? После таких громких предисловий — такой пшик. Все, что предложил президент, это пустышка. Эти нормы ничего не несут. По большому счету, все это есть в Гражданском кодексе (ст. 1173—1176). И в этом — весь кодекс.
Крупных плательщиков обязали в электронном виде предоставлять налоговым органам копии документов по учету доходов и расходов, первичные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, не позднее рабочего дня, следующего за днем начала документальной проверки (пункт 85.2 ст. 85). Обеспечить это можно только одним путем — сканированием всех документов, создаваемых в результате деятельности предприятий. Например, для сети супермаркетов этот объем может достигать от 1 до 10 млн. штук первичных документов в год.
Если кому-то кажется, что это его не касается, то он очень ошибается. Все расходы по администрированию налогов тот же супермаркет закладывает в цену реализации продукции, а платит за это потребитель. Неудивительно, что рост цен на товары опережает инфляцию, ведь такую составляющую, как стоимость ведения бизнеса (администрирование налогов, разрешительная система), никто не отменял.
Те проблемы с пересчетом по п. 5.9 закона о налогообложении прибыли и убытками, запрещенными к использованию в 2010 году, о которых писал А.Кирш, кодексом так и не решены.
Вопрос с упрощенной системой налогообложения решили отложить, исключив из кодекса главу 1 раздела XIV. Но это, наверное, пока — чтобы майдан разошелся. А там потихонечку, ко второму кварталу, также быстро, как отменили, восстановят. Расчет простой, основанный на принципе: разделяй и властвуй.
Таким исключением главы из кодекса малый бизнес устраняют из среды недовольных. Ведь средний и крупный бизнес на Майдан выходить не будет, но зато будет поддерживать тех, кто вышел. А когда для среднего и крупного все уже свершилось — кодекс действует, можно потревожить и малый. Большого резонанса уже не будет.
Последний месяц власть усиленно пыталась обосновать отмену упрощенной системы тем, что эта система не выдает потребителю чеков, чем последнего в правах ущемляет; мало платит налогов, чем обижает пенсионеров, учителей, врачей; контрабандой торгует. Однако какое отношение система налогообложения имеет к правам потребителей, если есть законодательство о защите прав потребителей? К зарплате врачей и учителей, если большая часть бюджета идет на содержание власти, а не врачей и учителей (для этого достаточно посмотреть проект бюджета на 2011 год). Если власть так и не нашла в себе волю прикрыть кипрскую дырку в бюджете. К контрабанде, если ее покрывает таможня, т.е. сама власть.
Во всей этой какофонии выступлений представителей «реформаторской» власти опускается самый главный момент — в первую очередь, это система упрощенной отчетности. Предприниматель сдал отчет и свободен. И все эти «уважаемые» товарищи в погонах и при должностях, честно исполняющие свой долг, ему, предпринимателю, как… (пусть каждый продолжит сам).
Существующее законодательство настолько формализовано, что его не могут выполнить крупные, имеющие штаты бухгалтеров и консультантов. Как же его выполнит маленький своими силами? Да никак. И будет его таскать легион контролирующих, причем по полной. Именно это вывело людей на улицу — понимание своей завтрашней беззащитности.
Если власть считает, что предприниматели на едином налоге платят мало, то пусть обоснованно повысит ставку единого налога. Естественно, что 200 гривен в Киеве и, например, в Тернополе — это несопоставимые вещи. Естественно, что от различных видов деятельности получается разный доход, и ставка по видам деятельности должна быть дифференцирована, как и в зависимости от полученного дохода. Но для этого надо понаблюдать, обоснованно определить размер, а на это они уже не способны. Проще все отменить (прям как у Шарикова, только тот все делил).
И еще. Почему в той же Грузии физическое лицо делает один платеж, с которого государство само распределяет, сколько и куда? Почему у нас надо делать их в каждый фонд, по каждому налогу? Где же реформа?
То, что упрощенную систему в конечном итоге будут убирать, подтверждает и тот факт, что в кодексе осталось ограничение по отнесению на валовые расходы плательщиков налога на прибыль сумм, уплаченных в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у физических лиц — предпринимателей, находящихся на едином налоге (не касается услуг по информатизации). Однако чем хуже программиста дизайнер, оформляющий офис юридического лица, или фотограф, делающий фотографии для сайта юридического лица, или множество других профессий, сказать трудно. В итоге уже с 1 апреля 2011 года многие единоналожники потеряют свои рынки, поскольку для юридических лиц их услуги станут на 23% дороже.
О недостатках можно еще много говорить, и ближайшая практика применения кодекса их покажет. Это случится совсем скоро — 1 января 2011 года. Как!? Неужели вам, уважаемые плательщики, не хватит 25 дней, чтобы изучить кодекс и перестроить систему учета на новый лад? Тогда вы несовременные плательщики, вы не реформаторы. И не вздумайте вспоминать это антиреформаторское правило о принятии налоговых изменений за полгода до начала бюджетного года. Это кто там упал в обморок? А, главный бухгалтер. Да успокойте вы его, ведь в части налога на прибыль кодекс будет применяться аж с 1 апреля 2011 года.
Налоговый кодекс принят, налоговая реформа состоялась. Так скажет власть и попытается убедить в этом плательщиков. А тот, кто с этим будет не согласен, просто не хочет платить налоги, содержать врачей… (они найдут, что сказать).
Ответить им хочется словами доктора Живаго: «Каждый озабочен проверкою себя на опыте, а люди власти ради басни о собственной непогрешимости всеми силами отворачиваются от правды. Политика ничего не говорит мне. Я не люблю людей, безразличных к истине».
- Информация о материале
 Недавно состоялось очередное заседание ССУ, на котором в центре внимания оказалась проблема с невыплаченными судейскими зарплатами в размере более 5 млрд. грн. Данная проблема, существующая с 2006 г. и стремительно усугубляющаяся из года в год, в последнее время получила неожиданный оборот — под угрозой оказалась выплата судьям их текущей зарплаты. Дело в том, что судьи в индивидуальном порядке продолжают обращаться в суды по поводу невыплаченных зарплат и неизменно выигрывают эти процессы. По словам председателя Государственной судебной администрации (ГСА) Руслана Кирилюка, на текущий момент государство должно выплатить по этим решениям приблизительно 80 млн. грн.— Государственная исполнительная служба уже открыла соответствующие производства. Но получается, что эти средства можно взять только из одного источника — из судейского зарплатного фонда на текущий год. А это может привести к тому, что судьям не из чего будет платить уже не задолженную, а текущую зарплату.
Недавно состоялось очередное заседание ССУ, на котором в центре внимания оказалась проблема с невыплаченными судейскими зарплатами в размере более 5 млрд. грн. Данная проблема, существующая с 2006 г. и стремительно усугубляющаяся из года в год, в последнее время получила неожиданный оборот — под угрозой оказалась выплата судьям их текущей зарплаты. Дело в том, что судьи в индивидуальном порядке продолжают обращаться в суды по поводу невыплаченных зарплат и неизменно выигрывают эти процессы. По словам председателя Государственной судебной администрации (ГСА) Руслана Кирилюка, на текущий момент государство должно выплатить по этим решениям приблизительно 80 млн. грн.— Государственная исполнительная служба уже открыла соответствующие производства. Но получается, что эти средства можно взять только из одного источника — из судейского зарплатного фонда на текущий год. А это может привести к тому, что судьям не из чего будет платить уже не задолженную, а текущую зарплату. 
 Напомним, что суть задолженности государства перед судьями состоит в следующем. Размер судейской зарплаты привязан к размеру минимальной зарплаты. Несмотря на то что с 2006 г. Уровень минимальной зарплаты неизменно увеличивался, судьям их заработок продолжали насчитывать на основании неизменных 332 грн. И в 2006 г. служители Фемиды начали пробовать отстаивать свои права в судах. В частности, иск к Кабмину подал судья Александр Одинак и в конечном итоге выиграл это дело во всех инстанциях. Это означало, что судейские зарплаты должны рассчитываться на основе текущего размера минимальной зарплаты, а не на базе 332 грн., которые когда-то составляли размер минимальной зарплаты.
Однако ни одно правительство — ни Юрия Еханурова, ни Виктора Януковича, ни Юлии Тимошенко, ни Николая Азарова — вероятно, не считало справедливыми денежные претензии судей и игнорировало не только эти претензии, но и соответствующие судебные решения. Отношение исполнительной власти к данной проблеме хорошо иллюстрируют высказывания госпожи Тимошенко в статусе премьер-министра, которая вообще требовала запретить судьям обращаться в суды по поводу своих зарплат. По мнению Юлии Тимошенко, в этом случае вершители правосудия становятся заинтересованной, если не заангажированной стороной.
Тем не менее долг перед судьями по иску господина Одинака роси, по данным ГСА, составляет на
сегодняшний день 5,1 млрд. грн. К этой сумме, вероятно, стоит добавить и задолженность перед судьями Верховного суда (ВСУ) и Конституционного суда (КС) — в рамках иска экс-судьи этих обоих судов Василия Нимченко, выигранного им в ВАСУ еще в 2007 г. Как сообщил Руслан Кирилюк, государство должно выплатить по этому иску около 637 млн. грн. В общей сложности получается, что Кабмин для судей обязан отыскать в бюджетных закромах приблизительно 6 млрд. грн.
Однако не все судьи собираются безропотно ждать того момента, когда правительство и парламент проникнутся сочувствием к их финансовым проблемам. Многие служители Фемиды подают индивидуальные иски в суды, о которых уже говорилось выше и которые ставят ГСА в патовую ситуацию. Ведь у ГСА есть определенные средства на выполнение судебных решений, но на всех судей денег явно не хватит. С другой стороны, необходимо разработать механизм, чтобы предупредить блокирование текущих выплат зарплат судьям.
Тем не менее уже сейчас заметно, что судейский корпус совершенно не собирается отказываться от своих требований и, скорее всего, будет идти в этом вопросе до победного конца. И как вариант требовать, чтобы государство признало задолженность перед судьями госдолгом. Член ССУ, судья ВАСУ Сергей Амелин напомнил, что именно так в 90-х произошло с задолженностью по зарплате учителей.
В любом случае, и Виктор Янукович, и его команда оказываются в сложной и противоречивой ситуации. С одной стороны, они вряд ли смогут в короткие сроки найти упомянутые 6 млрд. грн. Тем более, как показывает история, в правительстве не так уж и склонны считать судей правыми в их требованиях. С другой стороны, разве можно от судей ожидать качественной и профессиональной работы, если Кабмин и Верховная Рада высказывают такое пренебрежительное отношение к самому сокровенному — судейскому заработку? Как минимум названные органы лишаются морального права хотя бы в чем-то критиковать работу судебной ветви власти и выдвигать к ней какие-то претензии. Еще один проблемный вопрос — как сказывается на статусе и авторитете судов тот факт, что высшие органы государственной власти злостно отказываются выполнять судебные решения?
Отвечать на все это придется Виктору Януковичу, которому члены ССУ в пятницу направили соответствующее письмо. И от ответа главы государства будет зависеть, насколько серьезными были его предвыборные обещания, связанные с обеспечением нормальной и прозрачной работы украинской судебной системы.
- Информация о материале
 Поправки президента к Налоговому кодексу практически не коснулись финансового сектора экономики: банкиры и фондовики не предъявляли к последней версии кодекса каких-либо серьезных претензий.
Поправки президента к Налоговому кодексу практически не коснулись финансового сектора экономики: банкиры и фондовики не предъявляли к последней версии кодекса каких-либо серьезных претензий.
 Последняя версия Налогового кодекса, принятая Верховной Радой с поправками президента Виктора Януковича предполагает введение налога на доход с депозитов по ставке 5% с 2015 г. Банкиры довольны: за ближайшие пять лет они успеют убедить клиентов в том, что налог на доход депозитов — это не трагедия. «Срок, который нам дан, необходимо использовать для того, чтобы правильно коммуницировать с вкладчиками: зачем этот налог нужен и как он администрируется»,— говорит председатель правления «ОТП Банка» Дмитрий Зинков.
Изначально планировалось ввести налог на доход с депозитов на сумму больше 200 тыс грн. Но банкиры и налоговики пришли к выводу, что это приведет только к распылению вкладов по большому количеству банков, но никак не к росту налоговых поступлений в госбюджет.
В ходе обсуждения кодекса летом этого года решили ввести налог на все вклады вне зависимости от их суммы, причем уже с 2011 г. Банкиры забили тревогу: мол, введение такой меры уже со следующего года приведет к оттоку вкладов из банковской системы.
Кроме того, финансистов волновало, как налоговая планирует администрировать сбор этого налога. Банкиры опасались, что финструктурам, как налоговым агентам, придется перечислять деньги в госбюджет по каждому вкладчику отдельно, раскрывая, таким образом, данные о сумме вклада и самом банковском клиенте (что привело бы к раскрытию банковской тайны). Другой вариант более приемлемый для банкиров — ежемесячные отчисления в госбюджет с общей суммы вкладов без раскрытия данных о клиентах.
Впрочем, по словам народного депутата ВР Станислава Аржевитина, отсрочка до 2015 г. может быть и отменена. «На 2015 г. не стоит ориентироваться. Отсрочка, принятая в кодексе, может быть отменена, например, при принятии госбюджета на 2011 или 2012 гг.»,— считает депутат.
Банкиры уверяют: если отсрочку действительно отменят, то возможен отток вкладов, особенно принадлежащих обеспеченным физлицам, поскольку они опасаются, что данные об их счетах будут предоставлены в Налоговую. По словам сотрудника департамента Private Banking одного из крупных банков с иностранным капиталом, сразу после введения в Налоговом кодексе нормы о налоге на депозиты начался отток вкладов обеспеченных клиентов и только благодаря затяжному обсуждению кодекса удалось убедить клиентов повременить с изъятием средств со счетов.
Впрочем, по словам Дмитрия Зинкова, последняя версия Налогового кодекса, принятая Верховной Радой 18 ноября, содержит достаточно мягкие нормы в отношении администрирования налога на депозиты. То есть предполагается, что налог будет уплачиваться без раскрытия банковской тайны. Кроме того, банкир не опасается, что норму об отсрочке введения налога на депозиты действительно отменят: это будет просто нелогично.
Налоговый кодекс сохраняет норму о том, что банки могут относить на валовые расходы резервы, сформированные в размере 30% кредитного портфеля (до 2012 г.) и 20% (с 2012 г.). На данный момент банки относят на валовые расходы резервы, сформированные на 40% кредитного портфеля. «30% — это немало. И я не думаю, что это (снижение нормы резервирования, относимой на валовые расходы. — Авт.) фискальная мера, то есть метод для Налоговой снять с банков побольше денег. Скорее, данная мера — это метод воздействия на банки, стимулирующий рост экономики: самый простой способ для банков уменьшить уровень резервов — выдать больше кредитов»,— говорит Дмитрий Зинков.
Кстати, банкиры говорят, что планируют снижать долю проблемки в кредитных портфелях всеми доступными им способами: посредством передачи долгов коллекторам или факторам, а также путем более активного взыскания кредитов собственными силами.
О списании безнадежных долгов речи пока не идет. Согласно нормам Налогового кодекса, банкам разрешается списывать проблемную задолженность по методике НБУ (опубликована в октябре, постановление №424). То есть, с одной стороны, налоговая, наконец, признала право банков списывать безнадежные долги, но, с другой стороны, принятый Налоговый кодекс не решает проблемы двойной налоговой нагрузки на банки при списании долгов. Формально банки, как и раньше, обязаны уплатить 25% налога на прибыль при списании кредита, поскольку ранее при формировании резервов банк уменьшил свой доход на сумму резерва и фактически отложил свои налоговые обязательства. Кроме того, налоговая может требовать от банков, как налоговых агентов, уплатить налог на доходы физлиц по ставке 15% (не вернув кредит, физлицо фактически получает доход).
Только вот банки, хоть и получили отмашку от ГНАУ по списанию долгов, еще не планируют этого делать, поскольку пока не урегулирован вопрос о налогообложении такой операции. «До сих пор мы активно не использовали такой инструмент, как списание долгов. Ждем разъяснений налоговой»,— говорит предправления банка «Форум» Ярослав Колесник.
Впрочем, банкиры и не думают, что смогут существенно уменьшить уровень резервов по просроченной задолженности в течение следующего года. «Собрать много проблемных долгов за год сложно, особенно учитывая, что в портфелях многих банков большой объем ипотечных займов»,— говорит Дмитрий Зинков. Так что в первую очередь банки должны идти по пути наращивания кредитования, считает он. «Кроме того, банки могут продавать проблемную задолженность»,— резюмировал банкир.
У фондовиков тоже нет каких-либо принципиальных претензий к Налоговому кодексу. «Больше нет никаких препятствий для проведения IPO в Украине (раньше при покупке ценных бумаг по цене выше номинала разница не включалась в валовые затраты). Также сняты препятствия для интенсивной торговли ценными бумагами на фондовом рынке для физлиц (в первую очередь для интернет-трейдеров). До сих пор действовала норма, когда убытки по коротким операциям не относились на уменьшение доходов»,— разъясняет вице-президент ИК «Кинто» Анатолий Федоренко. Кроме того, фондовики не против введения налога на дивиденды для физлиц в размере 5%, поскольку ранее такие доходы облагались налогом по суммарной ставке 40% (25% подоходного налога + 15% налога на доходы физлиц). Впрочем, остается нерешенной проблема налогообложения по привилегированным акциям: такие дивиденды приравниваются к заработной плате со всеми социальными отчислениями. Кроме того, несмотря на то что весь финансовый рынок давно освобожден от уплаты НДС, фондовые биржи по-прежнему платят этот налог. Также, по словам члена набсовета ПФТС Ирины Зари, по-прежнему не прописан налоговый механизм операций РЕПО (торговля ценными бумагами с обязательством обратного выкупа).
- Информация о материале
 Окончательный вариант Налогового кодекса не оставил никаких иллюзий относительно скорого введения в Крыму широко разрекламированного особого инвестиционного режима, в основе которого лежали существенные налоговые послабления для желающих вкладывать деньги в экономику полуострова. Сначала в проекте НК у автономии была своя строчка в статье 11 (Специальные налоговые режимы) — для инвестпроектов, которые осуществляются в АРК. Вся же основная «начинка» особого инвестиционного режима в автономии должна была быть выписана в отдельном законе, который с августа разрабатывался в Крыму, а затем перешел под начало первого вице-премьера Андрея Клюева, возглавившего рабочую группу по его подготовке. Крымский премьер Василий Джарты был настолько воодушевлен поддержкой «крымского проекта» со стороны президента Виктора Януковича, что публично высказывал уверенность, что уже в ноябре закон о развитии АРК будет принят и бюджет на следующий год будет верстаться с новыми возможностями и полномочиями. На этом во многом строилась, кстати, и предвыборная программа регионалов в Крыму. В так называемых социальных договорах, которые подписывались с избирателями, принятие закона о развитии Крыма стояло первой строчкой обязательств крымской власти.
Окончательный вариант Налогового кодекса не оставил никаких иллюзий относительно скорого введения в Крыму широко разрекламированного особого инвестиционного режима, в основе которого лежали существенные налоговые послабления для желающих вкладывать деньги в экономику полуострова. Сначала в проекте НК у автономии была своя строчка в статье 11 (Специальные налоговые режимы) — для инвестпроектов, которые осуществляются в АРК. Вся же основная «начинка» особого инвестиционного режима в автономии должна была быть выписана в отдельном законе, который с августа разрабатывался в Крыму, а затем перешел под начало первого вице-премьера Андрея Клюева, возглавившего рабочую группу по его подготовке. Крымский премьер Василий Джарты был настолько воодушевлен поддержкой «крымского проекта» со стороны президента Виктора Януковича, что публично высказывал уверенность, что уже в ноябре закон о развитии АРК будет принят и бюджет на следующий год будет верстаться с новыми возможностями и полномочиями. На этом во многом строилась, кстати, и предвыборная программа регионалов в Крыму. В так называемых социальных договорах, которые подписывались с избирателями, принятие закона о развитии Крыма стояло первой строчкой обязательств крымской власти.
 Но проект закона до сих пор не подан в ВР Украины — теперь его будут подгонять к Налоговому кодексу, из которого исчезли все упоминания о каких-либо льготах для инвестпроектов на территории АРК. На этапе второго чтения из переходных положений кодекса, предоставляющих налоговые послабления для проектов, связанных с отдельными видами деятельности (космическая отрасль, книгоиздание, объекты для Евро-2012), были изъяты последние крымские пожелания. А именно: освобождение на пять лет от уплаты НДС операций по ввозу оборудования и комплектующих, которые применяются для реализации инвестпроектов на территории АРК. Глава комитета по налоговой и таможенной политике ВР Виталий Хомутынник при этом заметил с трибуны, что изъятую из НК норму предполагается внедрить и урегулировать путем принятия отдельного закона. В том же заверял журналистов и Михаил Чечетов: «Нет сомнений, что для Крыма мы примем отдельный закон по налогам. И он будет предусматривать определенные налоговые льготы для крымчан, зоны приоритетного развития. Поэтому Налоговый кодекс здесь ни при чем». (РИА «Новый регион»).
Конечно, чтобы доказать, что слова у регионалов (вкупе с президентом) не расходятся с делом, и не такое можно сказать. Но в данном случае Налоговый кодекс как раз при всем: его статья 11 четко определяет: «Специальные налоговые режимы устанавливаются и применяются в случаях и порядке, определенных исключительно этим Кодексом». И как ни крути, но никакой закон, подразумевающий какие-либо особенности налогообложения, не может идти вразрез с НК. То есть сегодня можно со стопроцентной уверенностью говорить, что особый инвестиционный режим в АРК (и закон о нем) возможен только при внесении поправок в Налоговый кодекс. Реально ли? И если это будет происходить, то почему сразу не оставили в Кодексе нормы, предусматривающие специальный налоговый режим для инвестпроектов в Крыму? В правительстве автономии объясняют, что эти нормы не получили согласования с Международным валютным фондом. Хорошо, а что, через месяц-два в МВФ передумают? Между тем в парламентско-кабминовских кулуарах можно услышать и другое объяснение: налоговые послабления для Крыма выбросили из НК по той причине, что их просто некому было отстаивать.
В отличие от политиков, которые уже сделали ряд заявлений о нарушении конституционных полномочий автономии при принятии Налогового кодекса, ведущие экономические эксперты в Крыму размышляют в духе — нет худа без добра. Возможно, без заманчивых налоговых льгот крымские власти поднатужатся и всерьез задумаются о других, не менее важных составляющих привлекательности инвестиционного климата?
«Как только появился проект Налогового кодекса, стало совершенно понятно, что никаких особенностей налогообложения для отдельных территорий не будет, — говорит заслуженный экономист АРК Андрей Клименко. — А если и будут специальные режимы для отдельных приоритетных проектов, то они должны действовать по понятным и одинаковым правилам по всей стране в целом. И это абсолютно нормальный подход, который позволяет завести такие проекты. Но если все же будет принят закон о развитии АРК, если СМ будут предоставлены расширенные возможности для контроля за распоряжением землями и если будет прозрачность процесса, с журналистским и общественным контролем, то это даст гораздо больший эффект, чем какие-то льготы по налогообложению».
При этом, считает Андрей Клименко, важно иметь в виду и другое: системных иностранных инвесторов налоговая нагрузка не пугает, они считают ее нормальной. «Их волнует другое — наличие коррупции, это для них сегодня — главная проблема, а не налоговые стимулы. Второе, чего никак не могут понять наши чиновники и что с успехом делает, к примеру, Грузия. Как только приходит в Украину инвестор, наш чиновник тут же начинает его нагружать всевозможными договорами об участии в «социальном развитии» — ремонтом подъездных дорог, латанием городской канализации, а то и вымоганием денег в «фонд развития», который неизвестно как расходуется. Нужно же абсолютно обратное: сделайте площадку для инвестпроекта, проведите всю инфраструктуру, а затем уже зовите инвестора. Тогда он придет, и поверьте, наши налоги для инвесторов сегодня вполне приемлемы».
Председатель Совета министров Крыма Василий Джарты, который уже третью неделю находится на лечении в одной из клиник в Германии, в интервью «ЗН» по телефону высказал уверенность, что уже до конца года проект закона о развитии АРК и проекты изменений в другие законы будут поданы в ВР Украины.
— Василий Георгиевич, из Налогового кодекса были изъяты практически все упоминания о каких-то льготах для Крыма. Некоторые депутаты говорили о том, что нормы по Крыму просто некому было лоббировать. Что вы скажете по этому поводу?
— Для нас очень важно сегодня принятие закона о развитии Крыма. Я беседовал с премьер-министром Николаем Азаровым и первым вице-премьером Андреем Клюевым, и получил подтверждение того, что данный законопроект вскоре будет утвержден за заседании Кабинета министров Украины с тем, чтобы до конца декабря его зарегистрировали в Верховной Раде. По ряду направлений, в том числе и в тех вопросах, которые касаются Налогового кодекса, будут наработаны изменения. Я думаю, что ВР за это проголосует. Самое главное, что Налоговый кодекс принят с поправками президента, и у нас теперь есть возможность спокойно рассмотреть все изменения в законодательстве, необходимые сегодня для развития автономии.
— Если только в конце декабря законопроект по развитию Крыма будет зарегистрирован в Верховной Раде, то означает ли это, что крымский бюджет на следующий год будет верстаться по старой схеме, без учета норм по оставлению в Крыму части собираемых общегосударственных налогов, которые в этом законопроекте заложены?
— Касательно верстки бюджета, я думаю, что мы не успеем, поскольку проект уже на следующей неделе будет утверждаться. Но затем мы сможем внести изменения. Безусловно, мы от своего не отступим. И вы упоминали лоббирование крымских интересов, думаю, в хорошем смысле слова оно должно присутствовать. И народные депутаты Украины от Крыма, которые придут после следующих выборов, должны будут реально (опять-таки в хорошем смысле слова) лоббировать все позитивные направления по АРК. И я уже над этим работаю, над подбором потенциальных кандидатов, над закреплением территорий. Крым является одновременно и автономной республикой и одним из регионов Украины. Отдельный закон Украины для отдельного региона внутри страны — все-таки пилотный проект. И это было предложением президента Украины Виктора Януковича. Я беседовал с ним буквально позавчера. Он тоже заинтересован в том, чтобы закон о развитии Крыма был эффективным документом. Пусть его примут позже, но он будет более эффективным, чем мы его видели в начале работы над проектом.
— Инвесторов в Крыму интересует не только действенное законодательство, стабильная ситуация в Крыму в целом, но и уровень коррупции, и соблюдение их прав. И я не могу в этой связи не спросить о скандальной ситуации, связанной с одним из самых крупных инвесторов в крымскую экономику, — господином Лебедевым. После «масок-шоу», устроенных правоохранителями в офисах крымских предприятий НРБ, он заявил, что уходит из Крыма. А вчера сообщил, что намерен подать иск в суд, поскольку считает, что первый вице-премьер автономии, заявив об уклонении Лебедева от уплаты налогов, нарушил его презумпцию невиновности. Не считаете ли вы, что из этой некрасивой ситуации нужно выходить более цивилизованно?
— Мы должны цивилизованно выходить из всех конфликтных ситуаций. И здесь неважно — крупный это инвестор или мелкий, кто больше вложил, кто меньше. Начиная от самого мелкого инвестора и до самого крупного — перед законом все должны быть равны.
— Но здесь речь о другом. Обвинять любого человека в серьезном преступлении — уклонении от уплаты налогов — можно только после того, как это доказано в судебном порядке. И мы знаем, сколько дел, возбужденных, в том числе, и после проверок налоговой милиции, потом рассыпаются…
— Если кто-то необоснованно обвинил его, вы говорите — один из моих заместителей, он обязательно должен извиниться. Тут я с вами согласен. Только после суда мы можем обсуждать эти вопросы. Я так понял, что мой заместитель, возможно, имел в виду, что проверки на тех или иных объектах были связаны с неуплатой налогов, возможно. Но, несомненно, все эти действия должны быть в рамках закона. И если вернуться к началу нашего разговора, то нужно все-таки четко понимать, что сегодня интересует инвесторов в Крыму. Во-первых, политическая стабильность, второе — разрешительная система прозрачная, третье — отсутствие коррупции в земельной сфере, банковская система им интересна, и только на пятом месте у них идут налоговые льготы. Но застопорился законопроект только из-за льгот.
— Насколько, на ваш взгляд, ситуация в Крыму управляема в ваше отсутствие? Насколько вы ее контролируете и не следует ли ожидать каких-то кадровых изменений в ближайшее время?
— Я считаю, что в Крыму абсолютно управляемая ситуация. Потому что команда, которая работает в Совмине АРК, это дееспособная команда. И я уверен, что она может работать и во временное отсутствие первого руководителя. Это — первое. Второе. То, что я в телефонном режиме координирую деятельность правительства, я не отказываюсь, я ее координирую. У меня есть в этом потребность, я считаю, что работать для меня полезно — для скорейшего выздоровления. И я не могу оставаться в стороне от тех процессов, которые происходят в Крыму.
— К первому земельному аукциону в Крыму, который пройдет в конце января, уже вернетесь к исполнению обязанностей?
— Я думаю, что раньше вернусь. Надеюсь, что выйду на работу сразу после рождественских праздников.
- Информация о материале
 «Строительная революция» премьера приведет к переходу права брать взятки от депутатов горсоветов к чиновникам горадминистраций. И к увеличению числа безответственных застройщиков.
«Строительная революция» премьера приведет к переходу права брать взятки от депутатов горсоветов к чиновникам горадминистраций. И к увеличению числа безответственных застройщиков.
 Законопроект «О регулировании градостроительной деятельности», названный премьер-министром «революционным», действительно может стать в случае принятия парламентом эпохальным документом для отрасли.
С одной стороны, проект закона без преувеличения позволит строительной отрасли выйти из кризиса. Документ значительно упрощает разрешительные процедуры в строительстве: вместо 93-х процедур, предусмотренных действующими правилами, застройщику оставят 23, из которых только 9 шагов будут касаться его компетенции. Сегодня все разрешительные процедуры отнимают у инвестора строительства 416 дней, после принятия закона – 60 дней.
С другой стороны, принятый закон создаст беспрецедентные тепличные условия для строителей, что для Украины выльется в увеличение доли некомпетентных и неответственных застройщиков. Выход на стройплощадку и принятие объекта им максимально упростили. При этом разработчики проекта закона фактически разрешили стройкомпаниям строить без контроля над проектной документацией.
В частности, законопроект разрешает застройщику поставить забор и начать рыть котлован, никого не спрашивая и сразу, как только он получит документацию, подтверждающую права собственности или аренды на землю.
Прокладывать инженерные сети и строить объекты 1-3 категории сложности (практически все здания, кроме торговых и бизнес центров, школ, больниц, театров, жилья до 10-ти этажей и транспортной инфраструктуры) застройщик сможет сразу же после того, как Госархстройинспекция зарегистрирует его соответствующее письменное своеобразное заявление о намерениях.
Для ввода в эксплуатацию указанных объектов также потребуется только декларация о намерениях. При этом для объектов 1-3 категорий сложности не требуется никакой государственной экспертизы проектной документации. Требование провести экспертизу в тексте документа присутствует – но с поправкой «по желанию». Вся ответственность за какую-либо погрешность в проекте, которая может привести к частичному или полному разрушению объекта, будет ложиться на проектировщика. И на главу частной экспертизы, если заказчику вдруг взбредет в голову потратить на это деньги.
Разработчики документа утверждают, что лучшей экспертизой станет страхование ответственности перед третьими лицами за причинение ущерба имуществу, здоровью и жизни людей, а также страхование послепусковых гарантийных обязательств. Однако вряд ли страховому рынку следует ожидать прибылей от «Строительной революции». В проекте закона действительно прописана возможность (не обязательство) страхования, и оно даже стимулируется нормой, согласно которой при наличии акта страховки застройщику не надо будет получать акт готовности на объект. Вот только акты готовности предусмотрены только для объектов 4-5 категорий сложности. Из коммерчески привлекательных объектов, а значит тех, которые реально будут строиться, под 5-й и 4-й категориями числятся только торговые и офисные центры, а также жилищное строительство высотностью от 10 этажей.
Но это по действующим нормам. Авторы революционного документа возлагают на Кабмин обязанность утвердить обновленный перечень объектов 4-й и 5-й категорий. И.о. первого замминистра регионального развития и строительства Анатолий Беркута уже заявил, что жилые 16-этажные дома будут входить в «льготную» 3-ю категорию. А, к примеру, архитектор Лариса Скорик вообще настаивает на включении к этой категории жилых домов высотностью до 30 этажей. Таким образом, разработчики законопроекта пытаются дать стимул для развития жилищного строительства, до сих пор не оправившегося от кризиса, однако не факт, что украинский застройщик станет качественно разрабатывать проектную документацию без какого-либо контроля сверху. В Минрегионстрое кивают на соседнюю Польшу, где строительный рынок работает именно на таких принципах. Однако стоит ли объяснять разницу в менталитете и уважении к закону украинца и поляка?
И все-таки, даже не это самое главное в проекте закона. Предлагаемое сокращение и упрощение разрешительных процедур вряд ли избавит строителей от дачи взяток. Если сегодня компаниям приходится доплачивать за быстрое выделение земельного участка под застройку, что сегодня в компетенции горсоветов – то с принятием документа строителям придется нести деньги в горадминистрации.
Законопроект четко определяет, что решения о предоставлении земельных участков государственной и коммунальной собственности принимает не местный совет, а его исполнительный орган – местная администрация. Кроме того, выделение, а равно и застройка на землях государственной и коммунальной собственности возможна только при условии наличия у населенного пункта Генерального плана, и разработанных на его основе Зонинга (определяет условия и ограничения использования территории) и Детального плана территории (ДПТ, определяет планировочную организацию и развитие территории) соответствующего участка. Причем после принятия закона, у местных властей будет ровно год, чтобы разработать и утвердить соответствующий пакет документов. В противном случае – законопроект грозит мораторием на выделение земли в таких населенных пунктах. Если же власти определенного города успевают разработать и утвердить Генплан, Зонинг и ДПТ, то горадминистрация будет выставлять свободные от застройки земли на инвестиционные конкурсы. Тут-то и понадобится строителям умение всунуть определенную сумму нужному человеку.
В случае если по какому-то участку не будет утвержден Зонинг, застройщик может взять инициативу в свои руки и за свои средства разработать необходимую документацию, после чего горадминистрация выделит ему эту землю. Конечно, заинтересованное частное лицо должно будет оформить Зонинг по всем правилам, однако в его силах будет повлиять на очень важные факторы – определить, скажем, максимальную этажность или назначение объектов на интересующем его кусочке земли. А сам Зонинг, к слову, экспертизе не подлежит.
Впрочем, как показывает практика, окончательная редакция принятого Верховной Радой закона может в корне отличаться от зарегистрированного законопроекта. Ожидается, что документ пройдет первое чтение в декабре, а в целом будет принят уже в следующем году. Пока же «революционный» документ вызывает много вопросов.
- Информация о материале
Страница 1437 из 1561
 
											 
						