О том, что на второй вариант Налогового кодекса президентом будет наложено вето, я впервые услышала на Банковой в конце августа. И не поверила. Во-первых, потому что в Кабинете министров бои за новый вариант НК были нешуточные. Во-вторых, новый бюджет-2011 должен был быть, по идее, тщательно выписан на основе нового кодекса. В-третьих, не мог же президент допустить, чтобы после провалившегося налогового летнего блиц-крига его команда второй раз упала лицом в грязь. Но, похоже, сеча между Колесниковым и Ярошенко, Бродским и Ефименко, Тигипко и Папаикой президента не особенно занимала. Проблемы с бюджетом оказались второстепенными, а понятие «команда» сузилось до круга имеющих регулярный «доступ к телу» на Банковой. Всех, принимавших участие в подготовке второго варианта НК, и 258 депутатов, проголосовавших за него, Янукович подвел под расстрельные статьи. Напомню только несколько подзаголовков из законопроекта, внесенного президентом после наложения вето: «Нарушение конституционного принципа презумпции невиновности»; «Нарушение конституционных гарантий защиты личностью своих прав и свобод»; «Нарушение конституционных гарантий права собственности, права совершения предпринимательской деятельности» и т. д.
По сути, это приговор. Констатация некомпетентности правительства и парламентского большинства. Но на самом деле правительству и парламенту, похоже, осознанно дали совершить все возможные ошибки. Перед внесением в парламент кодекс изучали в АП и в Комитете по реформам? Изучали. Во время работы над ним профильного парламентского комитета Банковая могла внести все желаемые изменения? Могла. Во время постатейного голосования в зале проставить четко плюсы и минусы в шпаргалке Чечетова могла? Могла. Но ни на одном из этапов серьезное вмешательство президента осуществлено не было.
По большому счету, глава государства, взявший на себя генерацию и координацию экономических реформ, должен был: во-первых, не допустить дискредитации самого понятия «кодекс», ибо принятие того, над изменением чего намерены начать работать на следующий день, Кодексом не является; во-вторых, Кодекс должен был внести коренные, а не косметические изменения в правила налоговой игры, среди которых — ликвидация коррупционного налога на добавленную стоимость и введение прозрачного и легко администрируемого налога с оборота; в-третьих, президент должен был проследить за тем, чтобы Кодекс стал инструментом стратегического развития ключевых отраслей. С чем мы выйдем на мировой рынок в ХХI веке? С гостиницами? Российскими кораблями? Полуукраинскими самолетами? А ведь почему-то именно эти отрасли получили налоговые льготы. Правда, при этом глава государства, становящегося все менее конкурентоспособным из-за высоких цен на импортный газ, ликвидировал в НК льготы на ввоз энергосберегающего и энергогенерирующего оборудования, работающего на возобновляемых источниках! Президент мотивировал свою поправку тем, что изменения вносятся в законы, не связанные с Налоговым кодексом. Правда? А 32 закона чохом изменить в рамках изменений к одному Закону «О Кабинете министров»? Не смутило? Просто в первом случае президент теряет деньги, а во втором — приобретает полномочия.
Виктор Янукович явил Украине радикальную педагогическую методику: в процессе воспитания он дал ребенку вставить пальцы в розетку, дабы воспитуемый ощутил результат. Конечно, Кабмин — не младенец, но и Виктор Федорович в данной ситуации отцом родным не выглядит. Схема, которую отстроила Банковая, проста и понятна: малый и средний бизнес восстал против несправедливости, а президент, прислушавшись к народу, ее восстановил, укротив «кровосісів». Именно эта картинка должна остаться в народной памяти. А декорации, необходимые для ее обеспечения, снесли в ночь с четверга на пятницу.
Недооценивать сам факт протестов малого бизнеса в столице и регионах было бы большой ошибкой. Это — начало. Неслаженное, внутриконфликтное, больное всеми болезнями старших политических товарищей — но очень важное начало. Предпринимателям под свои бесцветные флаги удалось собрать на акции протеста людей несоизмеримо больше, чем самым рейтинговым оппозиционным политикам. Попрание идей и принципов нынешней властью не вывели из офисов и МАФов тех, кто разочаровался в лидерах, эти
самые идеи и принципы провозглашавших, но пользовавших, а не соблюдавших. Однако ком протеста будет нарастать за счет недовольства населения именно экономическими решениями Януковича. Акции протеста на Майдане — это лишь первый, наспех слепленный малым бизнесом снежок, на который будет наворачиваться недовольства остальных слоев общества. Пока что недовольство бумажками — законами, кодексами, указами; впоследствии — реальным уровнем жизни, условиями ведения бизнеса, «двойным» налогообложением, отношением к собственности, созданными этими бумажками.
Значительная часть предпринимателей считает, что президентское вето — это их победа. Эти люди, пришедшие отстаивать свои кровные интересы, очень не хотели, чтобы их борьбу пользовали в своих целях политики. И, по большому счету, они себя пользовать не дали. Оппозиции...
Если бы эти люди только знали, как и в какие комбинации их ввинчивала власть не спросив. По обе стороны внутривластных баррикад — и в АП, и в Кабмине — никто не верил в искренность протеста: «Их финансирует Юля!», «Их финансируют владельцы базаров!», «Их финансирует Клюев, чтобы, стать премьером, подставив с Кодексом Азарова!», «Их финансирует Левочкин, чтобы посадить на место Азарова Бойко и создать президенту массовку для выезда на белом коне с вето!»... И это далеко не все варианты. В кулуарах власти искренне отказывают народу в праве совершать неоплаченные ее бизнес- или политическими конкурентами действия. Закулисная манипуляция самим фактом состоявшихся акций протеста — это не только метод власти, используемый во внутренних разборках. Это еще и подсознательная самозащита: все непонятное пугает, а когда убедишь себя в том, что протестанты понятно-купленные, то все становится на свои места. Пугает не факт протеста мелких предпринимателей — пугает знание властью своих последующих шагов, как объективно необходимых, так и алчно несдержанных. Шагов, которые выведут из спячки другие, более широкие слои населения. Почему не разогнали палаточный городок, не задавили в зародыше? Потому что пока что уверены в своих силах и способности сделать это в любую минуту. Потому что по сценарию этот маленький Майдан нужен был для того, чтобы туда приехал Янукович. Потому что нужен был осязаемый образ народа, которому великий кормчий пошел навстречу.
Так зачем же Виктору Януковичу понадобилась показательная порка правительства и парламента? Порка, которой можно было избежать, упредив принятие корявого Налогового кодекса.
Во-первых, президент наглядно продемонстрировал, что нет в стране власти кроме президента, и... пророков тоже нет. Конституционная реформа, которую Виктор Янукович провел через КС, нужна была ему не столько для наращивания антиоппозиционных бицепсов, сколько для создания эффективной сбруи, которую можно в любую минуту набросить на своих — на свое правительство, на свое парламентское большинство, на своих силовиков, на своих губернаторов и глав райадминистраций. Президентское вето, в первую очередь, показательно рвет рот премьер-министру и депутатскому корпусу, припадающему на одно колено на корде.
Во-вторых, оппозиция сегодня слишком слаба для того, чтобы быть зрелищным спарринг-партнером президенту. Для того чтобы образ был более выпуклый и светлый, президенту нужен кто-то, кто его оттенит. Обугленная, после забав с розеткой тушка Кабмина для этого вполне подойдет, равно как и серая депутатская масса.
В-третьих, наблюдающий за нынешним состоянием оппозиции президент, похоже, убежден: из этой среды конкурент, способный претендовать на кресло №1 в стране не вырастет. Другое дело, собственная команда. Тут саженцы в тепле, сами себя финансово удобряют по полной программе, медийного солнца — хоть отбавляй. Главное не проморгать, когда кто-то из них пойдет в рост в качестве будущей альтернативы. Именно поэтому время от времени президент будет проходиться собственной косой по всей командной теплице. Два вето (де-факто и де-юре) на один и тот же Кодекс, анонсированный изначально, как первая ласточка реформ и стабильности, публично поставили под вопрос состоятельность практически всех ключевых игроков Партии регионов и ее сателлитов.
В-четвертых, вчера страна должна была увидеть указ президента, дающий старт административной реформе. Но Налоговый кодекс на несколько дней отвлек ключевых архитекторов. Конструкция админреформы до сих пор является тайной за семью печатями. Президент убежден в том, что исполнительная власть не может разрабатывать реформу самой себя, хотя бы потому, что организм сам себе больно не сделает. И в этом Виктор Янукович, пожалуй, прав. Реформа предполагает слияние отдельных министерств; ликвидацию региональных представительств многих центральных органов исполнительной власти; конкретизацию функций и ликвидацию их дублирования; отводит министерствам роль разработчиков стратегии, передавая реальные распорядительные полномочия агентствам; ограничивает нормотворчество министерских чиновников, перещеголявших дрозофилу в способности плодить подзаконные акты; допускает 30-процентное сокращение армии чиновников; убиение разросшегося аппарата СНБО; концентрацию сил для принятия ключевых решений в АП и т. д. Короче — бомба!
Однако не только желанием скрыть смысл реформы от чиновничьего лоббизма продиктован тот факт, что на сегодняшний день в детали админреформы посвящен от силы десяток человек. Виктор Янукович должен принять ключевое решение: он ограничится косметическими кадровыми изменениями, продиктованными новой конструкцией исполнительной власти, или выберет вариант, который в свое время Роман Бессмертный назвал «Все с пляжа!». Напомню, что в 2005 году, раздав в феврале поствыборных слонов всем активным участникам президентской кампании, Виктор Ющенко дал каждому шанс проявить себя. В сентябре того же года он смахнул с кадровой пустографки всех, кто по каким-либо причинам не оправдал его чаяний. Сегодня Виктор Янукович такой вариант не отметает. Как и пять лет тому назад, речь идет не только о правительстве, но и об администрации президента.
Какой из вариантов выберет президент, в руках которого находятся все нити управления украинской властью, сегодня не знает никто. Но и для первого, и для второго варианта дискредитация команды в глазах общества путем выпячивания ее профессиональной несостоятельности в истории с НК дает возможность Януковичу доступно объяснить свои хирургические действия в отношении им же сформированной команды. После истории с Кодексом растоптанный Кабмин и парламент получили комплекс вины. Из такого материала лепить нужные варианты еще легче.
И что в сухом остатке? Президент — на коне. Но и народ начал верить, что может брать его под уздцы. А что там — на царских конюшнях? Это уже детали. Когда всерьез достанут, Геракла звать не понадобится...