Окончательный вариант Налогового кодекса не оставил никаких иллюзий относительно скорого введения в Крыму широко разрекламированного особого инвестиционного режима, в основе которого лежали существенные налоговые послабления для желающих вкладывать деньги в экономику полуострова. Сначала в проекте НК у автономии была своя строчка в статье 11 (Специальные налоговые режимы) — для инвестпроектов, которые осуществляются в АРК. Вся же основная «начинка» особого инвестиционного режима в автономии должна была быть выписана в отдельном законе, который с августа разрабатывался в Крыму, а затем перешел под начало первого вице-премьера Андрея Клюева, возглавившего рабочую группу по его подготовке. Крымский премьер Василий Джарты был настолько воодушевлен поддержкой «крымского проекта» со стороны президента Виктора Януковича, что публично высказывал уверенность, что уже в ноябре закон о развитии АРК будет принят и бюджет на следующий год будет верстаться с новыми возможностями и полномочиями. На этом во многом строилась, кстати, и предвыборная программа регионалов в Крыму. В так называемых социальных договорах, которые подписывались с избирателями, принятие закона о развитии Крыма стояло первой строчкой обязательств крымской власти.
Но проект закона до сих пор не подан в ВР Украины — теперь его будут подгонять к Налоговому кодексу, из которого исчезли все упоминания о каких-либо льготах для инвестпроектов на территории АРК. На этапе второго чтения из переходных положений кодекса, предоставляющих налоговые послабления для проектов, связанных с отдельными видами деятельности (космическая отрасль, книгоиздание, объекты для Евро-2012), были изъяты последние крымские пожелания. А именно: освобождение на пять лет от уплаты НДС операций по ввозу оборудования и комплектующих, которые применяются для реализации инвестпроектов на территории АРК. Глава комитета по налоговой и таможенной политике ВР Виталий Хомутынник при этом заметил с трибуны, что изъятую из НК норму предполагается внедрить и урегулировать путем принятия отдельного закона. В том же заверял журналистов и Михаил Чечетов: «Нет сомнений, что для Крыма мы примем отдельный закон по налогам. И он будет предусматривать определенные налоговые льготы для крымчан, зоны приоритетного развития. Поэтому Налоговый кодекс здесь ни при чем». (РИА «Новый регион»).
Конечно, чтобы доказать, что слова у регионалов (вкупе с президентом) не расходятся с делом, и не такое можно сказать. Но в данном случае Налоговый кодекс как раз при всем: его статья 11 четко определяет: «Специальные налоговые режимы устанавливаются и применяются в случаях и порядке, определенных исключительно этим Кодексом». И как ни крути, но никакой закон, подразумевающий какие-либо особенности налогообложения, не может идти вразрез с НК. То есть сегодня можно со стопроцентной уверенностью говорить, что особый инвестиционный режим в АРК (и закон о нем) возможен только при внесении поправок в Налоговый кодекс. Реально ли? И если это будет происходить, то почему сразу не оставили в Кодексе нормы, предусматривающие специальный налоговый режим для инвестпроектов в Крыму? В правительстве автономии объясняют, что эти нормы не получили согласования с Международным валютным фондом. Хорошо, а что, через месяц-два в МВФ передумают? Между тем в парламентско-кабминовских кулуарах можно услышать и другое объяснение: налоговые послабления для Крыма выбросили из НК по той причине, что их просто некому было отстаивать.
В отличие от политиков, которые уже сделали ряд заявлений о нарушении конституционных полномочий автономии при принятии Налогового кодекса, ведущие экономические эксперты в Крыму размышляют в духе — нет худа без добра. Возможно, без заманчивых налоговых льгот крымские власти поднатужатся и всерьез задумаются о других, не менее важных составляющих привлекательности инвестиционного климата?
«Как только появился проект Налогового кодекса, стало совершенно понятно, что никаких особенностей налогообложения для отдельных территорий не будет, — говорит заслуженный экономист АРК Андрей Клименко. — А если и будут специальные режимы для отдельных приоритетных проектов, то они должны действовать по понятным и одинаковым правилам по всей стране в целом. И это абсолютно нормальный подход, который позволяет завести такие проекты. Но если все же будет принят закон о развитии АРК, если СМ будут предоставлены расширенные возможности для контроля за распоряжением землями и если будет прозрачность процесса, с журналистским и общественным контролем, то это даст гораздо больший эффект, чем какие-то льготы по налогообложению».
При этом, считает Андрей Клименко, важно иметь в виду и другое: системных иностранных инвесторов налоговая нагрузка не пугает, они считают ее нормальной. «Их волнует другое — наличие коррупции, это для них сегодня — главная проблема, а не налоговые стимулы. Второе, чего никак не могут понять наши чиновники и что с успехом делает, к примеру, Грузия. Как только приходит в Украину инвестор, наш чиновник тут же начинает его нагружать всевозможными договорами об участии в «социальном развитии» — ремонтом подъездных дорог, латанием городской канализации, а то и вымоганием денег в «фонд развития», который неизвестно как расходуется. Нужно же абсолютно обратное: сделайте площадку для инвестпроекта, проведите всю инфраструктуру, а затем уже зовите инвестора. Тогда он придет, и поверьте, наши налоги для инвесторов сегодня вполне приемлемы».
Председатель Совета министров Крыма Василий Джарты, который уже третью неделю находится на лечении в одной из клиник в Германии, в интервью «ЗН» по телефону высказал уверенность, что уже до конца года проект закона о развитии АРК и проекты изменений в другие законы будут поданы в ВР Украины.
— Василий Георгиевич, из Налогового кодекса были изъяты практически все упоминания о каких-то льготах для Крыма. Некоторые депутаты говорили о том, что нормы по Крыму просто некому было лоббировать. Что вы скажете по этому поводу?
— Для нас очень важно сегодня принятие закона о развитии Крыма. Я беседовал с премьер-министром Николаем Азаровым и первым вице-премьером Андреем Клюевым, и получил подтверждение того, что данный законопроект вскоре будет утвержден за заседании Кабинета министров Украины с тем, чтобы до конца декабря его зарегистрировали в Верховной Раде. По ряду направлений, в том числе и в тех вопросах, которые касаются Налогового кодекса, будут наработаны изменения. Я думаю, что ВР за это проголосует. Самое главное, что Налоговый кодекс принят с поправками президента, и у нас теперь есть возможность спокойно рассмотреть все изменения в законодательстве, необходимые сегодня для развития автономии.
— Если только в конце декабря законопроект по развитию Крыма будет зарегистрирован в Верховной Раде, то означает ли это, что крымский бюджет на следующий год будет верстаться по старой схеме, без учета норм по оставлению в Крыму части собираемых общегосударственных налогов, которые в этом законопроекте заложены?
— Касательно верстки бюджета, я думаю, что мы не успеем, поскольку проект уже на следующей неделе будет утверждаться. Но затем мы сможем внести изменения. Безусловно, мы от своего не отступим. И вы упоминали лоббирование крымских интересов, думаю, в хорошем смысле слова оно должно присутствовать. И народные депутаты Украины от Крыма, которые придут после следующих выборов, должны будут реально (опять-таки в хорошем смысле слова) лоббировать все позитивные направления по АРК. И я уже над этим работаю, над подбором потенциальных кандидатов, над закреплением территорий. Крым является одновременно и автономной республикой и одним из регионов Украины. Отдельный закон Украины для отдельного региона внутри страны — все-таки пилотный проект. И это было предложением президента Украины Виктора Януковича. Я беседовал с ним буквально позавчера. Он тоже заинтересован в том, чтобы закон о развитии Крыма был эффективным документом. Пусть его примут позже, но он будет более эффективным, чем мы его видели в начале работы над проектом.
— Инвесторов в Крыму интересует не только действенное законодательство, стабильная ситуация в Крыму в целом, но и уровень коррупции, и соблюдение их прав. И я не могу в этой связи не спросить о скандальной ситуации, связанной с одним из самых крупных инвесторов в крымскую экономику, — господином Лебедевым. После «масок-шоу», устроенных правоохранителями в офисах крымских предприятий НРБ, он заявил, что уходит из Крыма. А вчера сообщил, что намерен подать иск в суд, поскольку считает, что первый вице-премьер автономии, заявив об уклонении Лебедева от уплаты налогов, нарушил его презумпцию невиновности. Не считаете ли вы, что из этой некрасивой ситуации нужно выходить более цивилизованно?
— Мы должны цивилизованно выходить из всех конфликтных ситуаций. И здесь неважно — крупный это инвестор или мелкий, кто больше вложил, кто меньше. Начиная от самого мелкого инвестора и до самого крупного — перед законом все должны быть равны.
— Но здесь речь о другом. Обвинять любого человека в серьезном преступлении — уклонении от уплаты налогов — можно только после того, как это доказано в судебном порядке. И мы знаем, сколько дел, возбужденных, в том числе, и после проверок налоговой милиции, потом рассыпаются…
— Если кто-то необоснованно обвинил его, вы говорите — один из моих заместителей, он обязательно должен извиниться. Тут я с вами согласен. Только после суда мы можем обсуждать эти вопросы. Я так понял, что мой заместитель, возможно, имел в виду, что проверки на тех или иных объектах были связаны с неуплатой налогов, возможно. Но, несомненно, все эти действия должны быть в рамках закона. И если вернуться к началу нашего разговора, то нужно все-таки четко понимать, что сегодня интересует инвесторов в Крыму. Во-первых, политическая стабильность, второе — разрешительная система прозрачная, третье — отсутствие коррупции в земельной сфере, банковская система им интересна, и только на пятом месте у них идут налоговые льготы. Но застопорился законопроект только из-за льгот.
— Насколько, на ваш взгляд, ситуация в Крыму управляема в ваше отсутствие? Насколько вы ее контролируете и не следует ли ожидать каких-то кадровых изменений в ближайшее время?
— Я считаю, что в Крыму абсолютно управляемая ситуация. Потому что команда, которая работает в Совмине АРК, это дееспособная команда. И я уверен, что она может работать и во временное отсутствие первого руководителя. Это — первое. Второе. То, что я в телефонном режиме координирую деятельность правительства, я не отказываюсь, я ее координирую. У меня есть в этом потребность, я считаю, что работать для меня полезно — для скорейшего выздоровления. И я не могу оставаться в стороне от тех процессов, которые происходят в Крыму.
— К первому земельному аукциону в Крыму, который пройдет в конце января, уже вернетесь к исполнению обязанностей?
— Я думаю, что раньше вернусь. Надеюсь, что выйду на работу сразу после рождественских праздников.