Поправки президента к Налоговому кодексу практически не коснулись финансового сектора экономики: банкиры и фондовики не предъявляли к последней версии кодекса каких-либо серьезных претензий.
Последняя версия Налогового кодекса, принятая Верховной Радой с поправками президента Виктора Януковича предполагает введение налога на доход с депозитов по ставке 5% с 2015 г. Банкиры довольны: за ближайшие пять лет они успеют убедить клиентов в том, что налог на доход депозитов — это не трагедия. «Срок, который нам дан, необходимо использовать для того, чтобы правильно коммуницировать с вкладчиками: зачем этот налог нужен и как он администрируется»,— говорит председатель правления «ОТП Банка» Дмитрий Зинков.
Изначально планировалось ввести налог на доход с депозитов на сумму больше 200 тыс грн. Но банкиры и налоговики пришли к выводу, что это приведет только к распылению вкладов по большому количеству банков, но никак не к росту налоговых поступлений в госбюджет.
В ходе обсуждения кодекса летом этого года решили ввести налог на все вклады вне зависимости от их суммы, причем уже с 2011 г. Банкиры забили тревогу: мол, введение такой меры уже со следующего года приведет к оттоку вкладов из банковской системы.
Кроме того, финансистов волновало, как налоговая планирует администрировать сбор этого налога. Банкиры опасались, что финструктурам, как налоговым агентам, придется перечислять деньги в госбюджет по каждому вкладчику отдельно, раскрывая, таким образом, данные о сумме вклада и самом банковском клиенте (что привело бы к раскрытию банковской тайны). Другой вариант более приемлемый для банкиров — ежемесячные отчисления в госбюджет с общей суммы вкладов без раскрытия данных о клиентах.
Впрочем, по словам народного депутата ВР Станислава Аржевитина, отсрочка до 2015 г. может быть и отменена. «На 2015 г. не стоит ориентироваться. Отсрочка, принятая в кодексе, может быть отменена, например, при принятии госбюджета на 2011 или 2012 гг.»,— считает депутат.
Банкиры уверяют: если отсрочку действительно отменят, то возможен отток вкладов, особенно принадлежащих обеспеченным физлицам, поскольку они опасаются, что данные об их счетах будут предоставлены в Налоговую. По словам сотрудника департамента Private Banking одного из крупных банков с иностранным капиталом, сразу после введения в Налоговом кодексе нормы о налоге на депозиты начался отток вкладов обеспеченных клиентов и только благодаря затяжному обсуждению кодекса удалось убедить клиентов повременить с изъятием средств со счетов.
Впрочем, по словам Дмитрия Зинкова, последняя версия Налогового кодекса, принятая Верховной Радой 18 ноября, содержит достаточно мягкие нормы в отношении администрирования налога на депозиты. То есть предполагается, что налог будет уплачиваться без раскрытия банковской тайны. Кроме того, банкир не опасается, что норму об отсрочке введения налога на депозиты действительно отменят: это будет просто нелогично.
Налоговый кодекс сохраняет норму о том, что банки могут относить на валовые расходы резервы, сформированные в размере 30% кредитного портфеля (до 2012 г.) и 20% (с 2012 г.). На данный момент банки относят на валовые расходы резервы, сформированные на 40% кредитного портфеля. «30% — это немало. И я не думаю, что это (снижение нормы резервирования, относимой на валовые расходы. — Авт.) фискальная мера, то есть метод для Налоговой снять с банков побольше денег. Скорее, данная мера — это метод воздействия на банки, стимулирующий рост экономики: самый простой способ для банков уменьшить уровень резервов — выдать больше кредитов»,— говорит Дмитрий Зинков.
Кстати, банкиры говорят, что планируют снижать долю проблемки в кредитных портфелях всеми доступными им способами: посредством передачи долгов коллекторам или факторам, а также путем более активного взыскания кредитов собственными силами.
О списании безнадежных долгов речи пока не идет. Согласно нормам Налогового кодекса, банкам разрешается списывать проблемную задолженность по методике НБУ (опубликована в октябре, постановление №424). То есть, с одной стороны, налоговая, наконец, признала право банков списывать безнадежные долги, но, с другой стороны, принятый Налоговый кодекс не решает проблемы двойной налоговой нагрузки на банки при списании долгов. Формально банки, как и раньше, обязаны уплатить 25% налога на прибыль при списании кредита, поскольку ранее при формировании резервов банк уменьшил свой доход на сумму резерва и фактически отложил свои налоговые обязательства. Кроме того, налоговая может требовать от банков, как налоговых агентов, уплатить налог на доходы физлиц по ставке 15% (не вернув кредит, физлицо фактически получает доход).
Только вот банки, хоть и получили отмашку от ГНАУ по списанию долгов, еще не планируют этого делать, поскольку пока не урегулирован вопрос о налогообложении такой операции. «До сих пор мы активно не использовали такой инструмент, как списание долгов. Ждем разъяснений налоговой»,— говорит предправления банка «Форум» Ярослав Колесник.
Впрочем, банкиры и не думают, что смогут существенно уменьшить уровень резервов по просроченной задолженности в течение следующего года. «Собрать много проблемных долгов за год сложно, особенно учитывая, что в портфелях многих банков большой объем ипотечных займов»,— говорит Дмитрий Зинков. Так что в первую очередь банки должны идти по пути наращивания кредитования, считает он. «Кроме того, банки могут продавать проблемную задолженность»,— резюмировал банкир.
У фондовиков тоже нет каких-либо принципиальных претензий к Налоговому кодексу. «Больше нет никаких препятствий для проведения IPO в Украине (раньше при покупке ценных бумаг по цене выше номинала разница не включалась в валовые затраты). Также сняты препятствия для интенсивной торговли ценными бумагами на фондовом рынке для физлиц (в первую очередь для интернет-трейдеров). До сих пор действовала норма, когда убытки по коротким операциям не относились на уменьшение доходов»,— разъясняет вице-президент ИК «Кинто» Анатолий Федоренко. Кроме того, фондовики не против введения налога на дивиденды для физлиц в размере 5%, поскольку ранее такие доходы облагались налогом по суммарной ставке 40% (25% подоходного налога + 15% налога на доходы физлиц). Впрочем, остается нерешенной проблема налогообложения по привилегированным акциям: такие дивиденды приравниваются к заработной плате со всеми социальными отчислениями. Кроме того, несмотря на то что весь финансовый рынок давно освобожден от уплаты НДС, фондовые биржи по-прежнему платят этот налог. Также, по словам члена набсовета ПФТС Ирины Зари, по-прежнему не прописан налоговый механизм операций РЕПО (торговля ценными бумагами с обязательством обратного выкупа).