Статьи
 Задолженность по выплате зарплаты на пяти крупных предприятиях Харькова по состоянию на 1 ноября увеличилась с начала года на 14,8 млн.грн. и составила 58,4 млн. грн.
Задолженность по выплате зарплаты на пяти крупных предприятиях Харькова по состоянию на 1 ноября увеличилась с начала года на 14,8 млн.грн. и составила 58,4 млн. грн.
 Задолженность возросла на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии, ГП «Завод им. Малышева», ГП «Харьковский приборостроительный завод им. Т.Шевченко», ОАО «Харьковский завод электроаппаратуры», ХКП «Горэлектротранс».
В связи с отсутствием на предприятиях средств на выплату зарплаты образовалась задолженность в бюджет по налогу с доходов физических лиц, которая с начала года увеличилась на 26,4 млн. грн. и на начало ноября составила 65,6 млн. грн.
За 10 месяцев 2010 г. в местный бюджет обеспечено поступление 558 млн. грн. налога с доходов физических лиц, в т.ч. за счет контрольно-проверочной работы – 215,6 тыс. грн. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. поступления по этому налогу увеличились на 42,5 млн. грн., или на 8,3%.
14 предприятий по результатам квартальной отчетности имеют уровень среднемесячной зарплаты ниже установленного на III квартал минимального размера - 888 грн. Зарплата ниже минимального размера зафиксирована на ЧФ «Орнатус», ЧФ «Апия», ЧФ «Кибела», ОАО «Ольга», ООО «Фирма «Тагит», ООО «Фирма «Пранк», ЗАО «Акко Инвест», ООО «Будмен Интер«, ООО «Будмен», ООО «Теплоэнергопром», ООО «Институт «Харьковпроект» и другие.
Меж тем, в соответствии с Законом размер минимальной заработной платы с 1 октября составляет 907 грн., а с 1 декабря - 922 грн.
Об этом сообщили в отделе массово-разъяснительной работы и обращений граждан Специализированной государственной налоговой инспекции по работе с крупными налогоплательщиками в Харькове.
- Информация о материале
 28 ноября 2000 года лидер Социалистической партии Александр Мороз сначала с трибуны Верховной Рады, а потом в ходе пресс-конференции со своим тогдашним помощником Юрием Луценко впервые обнародовал «пленки Мельниченко». Был дан старт «кассетному скандалу», разрушившему стабильность в государстве и не позволившему Леониду Кучме доказать, что он станет «другим президентом» во время своей второй каденции.
28 ноября 2000 года лидер Социалистической партии Александр Мороз сначала с трибуны Верховной Рады, а потом в ходе пресс-конференции со своим тогдашним помощником Юрием Луценко впервые обнародовал «пленки Мельниченко». Был дан старт «кассетному скандалу», разрушившему стабильность в государстве и не позволившему Леониду Кучме доказать, что он станет «другим президентом» во время своей второй каденции. 
 Спикер парламента Владимир Литвин, тогда возглавлявший президентскую администрацию, не так давно акцентировано заявил, что сегодняшняя ситуация в Украине напоминает события 10-летней давности. Владимир Михайлович – признанный специалист по новейшей политической истории страны, поэтому не верить его словам, опирающимся не только на знания, но и политический опыт, оснований нет. Более того – властная команда своими действиями создает предпосылки для повторения «кассетного скандала» в качестве инструмента влияния на внутреннюю политику страны.
Интересно заметить, что Литвин, вопреки «кассетному скандалу», остается активным политическим игроком. Падение авторитета спикера Верховной Рады, случившееся в последнее время, не связано с его фигурированием на «пленках Мельниченко». Его настоящая причина – лихорадочное и всепоглощающее стремление Литвина сохраниться во власти любой ценой, хотя объемы полномочий парламентского председателя серьезно урезаны после возвращения к Конституции в редакции 1996 года. Нынешний Президент Виктор Янукович не был засвечен в качестве фигуранта «кассетного скандала», что дает ему определенный карт-бланш. Бывший в 2000 году премьер-министром и ставший в 2004-м президентом Виктор Ющенко перестал осуществлять последовательную деятельность в качестве политика. Юлия Тимошенко, позиционировавшаяся как один из лидеров акции «Украина без Кучмы», так и не сумела развернуть эффективную кампанию «Украина без Януковича».
С другой стороны, за прошедшее после инаугурации Виктора Януковича время в его руках сконцентрировалась вся полнота государственной власти. Отменена политическая реформа, и Украина вновь стала президентско-парламентской республикой. Правительство страны возглавляет чиновник без малейших признаков собственной политической игры Николай Азаров, парламентом руководит один из ветеранов-фигурантов, не делающий даже намеков на резкие движения Владимир Литвин. Парламентское большинство остается ирреально-послушным. Генеральным прокурором стал человек Президента Виктор Пшонка. Оппозиция переживает далеко не лучшие времена: несет постоянные кадровые потери и не демонстрирует способности предложить обществу идеи, способные консолидировать всех несогласных с властью.
Надо сказать, что Виктор Ющенко на посту главы государства совершил серьезную ошибку: так и не были названы заказчики «кассетного скандала». Самого Виктора Андреевича в бытность его активным политиком неоднократно обвиняли в том, что «пленки Мельниченко» практически напрямую сыграли ему на руку. Но это тактика, стратегически важнее иная проблема: неназванные кукловоды получили опыт безнаказанного манипулирования ситуацией в крупнейшей европейской стране. Не приходится сомневаться, что соблазн осуществить римейк весьма велик.
Условия для повторения опытов по давлению на власть в Украине сложились весьма подходящие. Как и 10 лет назад, руководство страны громко заявляет о необходимости осуществления реформ. Виктор Янукович прямо называет их непопулярными, давая понять, что многим гражданам страны придется затянуть пояса. Но ситуация по сравнению с 2000 годом радикально изменилась: реформы сегодня являются фактически залогом сохранения суверенитета Украины. Без преобразований экономической и социальной политики сторонники формирования образа нашей страны как failed state получат массу дополнительных аргументов. Собственно говоря, и на Западе не собираются верить обещаниям украинской власти, и новые кредиты будут выделять строго под осуществление реформ. Весьма вероятно, что под лозунгом реформирования системы государственного управления произойдет очередное усиление президентской власти, вряд ли способное вызвать неподдельный энтузиазм у миллионов украинцев.
Интересно другое: в поисках дополнительных финансовых ресурсов руководство Украины рано или поздно столкнется с необходимостью наступить на любимые мозоли финансово-промышленных групп, бывших его союзниками в ходе избирательной кампании. Без этого не обойтись и по той причине, что протесты представителей малого бизнеса, выплеснувшиеся на улицы больших городов, уже стали для власти серьезной проблемой, требующей реагирования. Олигархи вряд ли устроят «парад протеста» на «майбахах» и «бентли», они, вероятно, будут искать другие возможности отстоять свои права.
На руку им несколько факторов. Украина продолжает балансировать между «дружественной» Россией, четко обозначившей собственные интересы в украинской экономике, и скептически настроенной Европой, не спешащей заключать официальный Киев в дружеские объятия. Более того – малопочетная роль «последнего диктатора Европы» в свете последних действий белорусского президента Александра Лукашенко может быть расписана на двоих, с учетом усилившихся полномочий главы Украинского государства и наличия прослойки европейских политиков, протежирующих в Старом Свете Юлии Тимошенко. Понятно, что методы давления на власть могут быть самыми разнообразными.
К тому же, в 2004 году Украина пережила Оранжевую революцию, ставшую крупнейшим социальным потрясением и образцовым мирным протестом. Разочарование в политических способностях вождей Майдана не стоит проецировать на изменения в украинском обществе в целом. Нельзя сбрасывать со счетов и развитие социальных коммуникаций и информационных технологий, случившееся за последнее десятилетие. Цензурные ограничения становятся все менее действенными, вернее, они способны повлиять скорее на пассивных потребителей информации, а не тех, кто способен лично принимать участие в массовых политических акциях. К этому стоит присовокупить сохранившиеся противоречия между востоком и западом страны, тенденции радикализации общества и поиска дешевых панацей общенационального масштаба.
Между тем, Украина продолжает привлекать внимание мирового сообщества не только собственными проблемами. В стране до сих пор не проведена приватизация земельных ресурсов, и ее потенциал «житницы Европы» остается спящим. Зато в начале 2006 и 2010 годов Европа наглядно убедилась, что именно Украина является главным звеном в транзитной цепочке поставки российских энергетических ресурсов. Недавняя прокачка нефти по трубопроводу Одесса – Броды в плановом направлении на Запад напомнила еще об одной составляющей украинского транзитного потенциала. Кроме того, наша страна остается потенциально привлекательной для размещения высокотехнологичных производственных мощностей.
Команда Виктора Януковича после его победы на выборах получила Украину в виде куска породы, с которым необходимо обращаться бережно. Только путем диалога с обществом (в том числе и с оппозицией) страну можно превратить в самородок. Действия в стилистике «бандитских 90-х» могут обернуться римейком «кассетного скандала», способного поставить под угрозу существование независимой Украины в нынешних границах. Виктор Федорович в образе крепкого хозяйственника вряд ли заинтересован в разбазаривании доставшихся ему со второй попытки активов. Поэтому придется осуществлять превентивные (не полицейские меры), дабы предотвратить римейк «кассетного скандала». Для этого есть и ключевой аргумент: будущие массовые протесты по законам жанра вряд ли будут мирными.
- Информация о материале
 На чем нынче невозможно сделать бизнес? Странный вопрос. Под эту категорию подпадает все – начиная от носков и заканчивая чиновничьими креслами. Всевозможные общественные движения и организации, тем более партии, давно и прочно стали способом обеспечить безбедное существование их предводителям. Не говорю все, ибо идеалисты, желающие хоть чего-то добиться для людей, остались. Но количество их постоянно уменьшается. Не стал исключением и предпринимательский Майдан, хотя сами предприниматели пришли туда отстаивать собственные права. И часть лидеров настроена аналогично. Но часть – еще далеко не все, как я убедился, проведя там несколько дней.
На чем нынче невозможно сделать бизнес? Странный вопрос. Под эту категорию подпадает все – начиная от носков и заканчивая чиновничьими креслами. Всевозможные общественные движения и организации, тем более партии, давно и прочно стали способом обеспечить безбедное существование их предводителям. Не говорю все, ибо идеалисты, желающие хоть чего-то добиться для людей, остались. Но количество их постоянно уменьшается. Не стал исключением и предпринимательский Майдан, хотя сами предприниматели пришли туда отстаивать собственные права. И часть лидеров настроена аналогично. Но часть – еще далеко не все, как я убедился, проведя там несколько дней.
 Предпринимателей понять можно – единый налог, по сути, упраздняется, упрощенное налогообложение – тоже, фискалам дают практически ничем неограниченные права. Это тоже станет бизнесом – для самих налоговиков. И кошмаром для бизнеса. А раз наша власть решила пойти на такой шаг – надо бы ее приструнить, чтобы помнила, на кого она обязана работать. Так родилась идея не только ветирования Налогового кодекса, но и требования роспуска Верховной Рады, что было бы логично. Если люди, нанятые нами на работу, с нею не справляются – их надлежит уволить. Тут лидером стал Александр Данилюк. Он же продолжил мысль: после налогового на очереди – жилищный, земельный, трудовой кодексы. И ничего хорошего от них ждать не приходится. А собирать Майдан по каждому из них отдельно – слишком накладно. Да и президентское вето еще ничего не означает. А если парламентарии его преодолеют? Потому программа была простая – потребовать от Президента вето и роспуск Верховной Рады, а если не согласится – начать процедуру импичмента. Дабы неповадно было поддерживать такие кодексы. Предприниматели, которые начали акцию протеста, с идеей Данилюка согласились. Но уже через несколько дней появились другие идеи и другие лидеры.
Вскоре к предпринимателям присоединились «сочувствующие» - Комитет участников помаранчевой революции (КУПР), Ассамблея общественных организаций малого и среднего бизнеса, Всеукраинское объединение общественных организаций малого и среднего бизнеса "Крепость" и тьма прочих наспех сколоченных организаций. Знакомый, участвовавший в студенческих волнениях 90-х, присутствовавший на Майдане в 2004-м, когда мы стояли рядом с палаточным городком, брезгливо хмыкнул. По его словам, чуть не половина тамошних обитателей – «профессиональные майданщики», которых он постоянно видел на всех акциях.
Само по себе хобби – сбегаться на Майданы и жить в палатках – вполне безобидно. Куда хуже было то, что прилипалы были не против того, чтобы к ним присоединились бомжи, которые тут же приволокли в лагерь водку. Автор этих строк сам наблюдал, как охрана лагеря выволакивала за ограждение одного такого «протестующего» с крепко зажатой в руках бутылкой – идти самостоятельно он был уже не в силах. Но это было еще самое безобидное сочувствие.
Протестующих в лагере сподвижники-предприниматели и простые люди поддерживали, как могли. Приносили продукты, теплую одежду, снабжали генераторами и калориферами, деньгами. Все это принималось прилипалами с благодарностью, но, как выяснилось потом, учет никто не вел. А через несколько дней деньги, хранившиеся у представителей КУПР, пропали. Сколько – никто сказать не смог, известно было только, что вместе с немаленькой суммой испарились ноутбук и мешок кофе.
Тут снова пригодился Александр Данилюк, организовавший охрану лагеря. Точнее, он просто попытался навести там элементарный порядок. Но благие намерения натолкнулись на сопротивление прилипал, бизнес которых при таком обороте дел прекратился бы окончательно и бесповоротно. Тогда они стали объединяться.Видели, как носили среди участников митинга урну для сбора денег парни, представлявшиеся советом общественного комитета национального спасения. Во всяком случае, так они написали на своих, явно напечатанных наспех, визитках. Им очень не хотелось попадать в объектив. А в самом палаточном городке о них никто нам не смог ничего сказать.
Когда услыхали о «нападении на активисток «Femen», вспомнили еще одну сцену. Пока обедали, увидели, как в кафе забежала стайка этих девушек, за которыми вскоре зашли два милиционера. Как оказалось, ради составления протокола в комфортных условиях. Оказывается, факт нападения теперь может родиться прямо в кафе. Но гораздо более странные вещи мы узнали на следующий день.
Утром 26 ноября Александр Данилюк собрал координационный совет, где был избран главой. Отныне, вроде бы, он руководил акцией протеста и отвечал за все, происходящее на Майдане. А вечером того же дня был собран еще один координационный совет, где всю власть себе захватили «сочувствующие». На сцену собрания под председательством Михаила Свистовича выходили в основном представители прилипал, которые требовали отстранить Данилюка от руководства акцией, пытались рассказать, какие огромные народные массы стоят за ними и заявляли о том, что именно они теперь руководят протестом. Затем на сцену поперли и вовсе посторонние люди. Сам наблюдал, как в зал вбежала холеная мадам, которой молодой паж помог снять пальто. Паж сел неподалеку от меня, а мадам вышла на сцену, четко выступила – мол, Данилюка надлежит низложить, а предпринимателям – требовать вето из палаток. Отговоривши, мадам быстро удалилась. И общее впечатление от всего увиденного – предпринимателей кто-то пытается увести в сторону, заболтать акцию. Причем, на решение этой задачи брошено несколько десятков профессиональных провокаторов, которых направляет группа не менее профессиональных технологов. Уж очень они выступали четко, слаженно. На фоне их выступлений голоса оппонентов оказались почти не слышны.Впечатление подтвердили сами предприниматели, стоявшие на крыльце Дома писателя, которым надоела бессмысленная болтовня. Они-то и рассказали, что прилипалы появились далеко не сразу. Одни пришли вместе с депутатами, жаждавшими поддержки широких масс – например, Оксана Продан, другие прибились, увидев массу людей. И какими же многоэтажными конструкциями крыли активисты протеста прилипал! А вывод напрашивался сам собой – прилипалы уже договорились с Банковой, которой активный протест не нужен. А если предприниматели просто постоят на Майдане – от власти не убудет. Когда жить в палатках или приезжать через полстраны на митинги надоест, люди сами уйдут. Следовательно, разгон протестующих не нужен – лишнее обострение. И милиция, действительно, никого не трогает.
Митинг 29-го все это подтвердил. Данилюка просто не пустили на сцену. А Продан и компания опять говорили, что надо стоять. Впрочем, появились и новые мотивы. Так кто-то орал в микрофон, мол, с нами – Президент и потому министры с депутатами нас боятся. Предводитель «Совета общественного комитета национального спасения» Павел Нусс уже насобирал на собственное общественное движение «Свобода. Закон», о создании которого и объявил со сцены. И уж верхом цинизма и лжи стало заявление о том, что от предпринимателей требуется финансовая поддержка. Сами же они должны разъехаться по домам. План действий готов, но о нем никто ничего не скажет, ибо власть не дремлет – слушает митинг.
«Проданцы» выступали в таком ключе весь день. Их охрана не пускала на сцену ни единого оппонента. Не только Данилюка – есть же там и другие думающие люди. Это и понятно – настоящий протест Банковой не нужен. А так – акция предпринимателей развалится сама собой благодаря стараниям «проданцев», последние сделают неплохой бизнес на сборе средств в поддержку. А заодно станут предводителями неких мифических общественных организаций, ассамблей, комитетов. Некоторые продолжат свой бизнес, но уже в околовластной тусовке.
Президент же ради собственного имиджа попытался, было, ветировать кодекс. Правда, вето получилось какое-то неубедительное – некие мифические поправки. А кодекс все равно будет принят, разве что в качестве уступки предпринимателям там убрали пару запятых в разделе полномочий фискальных органов, да упрощенцам позволили пожить еще немного. Их задавят отдельным законом.
Что?! Опять недовольны?! Начали догадываться, на кого работают «проданцы»? Тогда хватит играть в демократию. Сегодня в 5 утра палаточный городок был плотно оцеплен бойцами «Беркута»...
- Информация о материале
 Проект закона "Об азартных играх", представленный специалистами Министерства финансов Украины в этом месяце, наделяет государство эксклюзивным правом организовывать и проводить азартные игры, как это установлено в большинстве стран Европы, пишет "Инвестгазета".
Проект закона "Об азартных играх", представленный специалистами Министерства финансов Украины в этом месяце, наделяет государство эксклюзивным правом организовывать и проводить азартные игры, как это установлено в большинстве стран Европы, пишет "Инвестгазета".
 Остальные участники рынка смогут получить возможность работать с разрешения госструктур: Минфина (будет выдавать лицензии) и еще не созданного государственного предприятия — Национального организатора азартных игр, которое получит исключительную прерогативу управлять игорным бизнесом в стране. Согласно законопроекту, лицензия участникам азартного бизнеса будет выдаваться на cемь лет и стоить 40 млн. грн.
Эксперты считают, что власть использует, мягко говоря, не самые оптимальные и эффективные решения урегулирования вопроса, что может объясняться как недостаточно профессиональным подходом к данной проблеме, так и личной заинтересованностью отдельных чиновников.
Новый законопроект Минфина запрещает проведение азартных игр в виртуальном казино и использование игровых автоматов, что должно привести к закрытию всех "компьютерных клубов", где ставки принимаются в режиме он-лайн. Также запретят и букмекерскую деятельность. Вице-премьер по вопросам подготовки к Евро-2012 Борис Колесников еще в марте этого года заявил, что основная цель данных запретов — максимально отдалить от азартных игр людей с невысокими доходами — пенсионеров, а особенно молодежь. Однако в данном случае не совсем понятно, почему игровые автоматы не могут быть установлены в дорогих казино, куда не сможет войти любой человек.
- Информация о материале
 Проблема фальсифицированных лекарственных средств, которой политики так настойчиво пугали общество перед выборами, утратила признаки неодолимого фантома в течение одной ночи. Выборы прошли, информационный поток прекратился, страсти улеглись. Как будто проблемы и вовсе нет. Так ли это на самом деле? «Зеркало недели» решило подойти к теме, несомненно волнующей большинство наших соотечественников, объективно и взвешенно.
Проблема фальсифицированных лекарственных средств, которой политики так настойчиво пугали общество перед выборами, утратила признаки неодолимого фантома в течение одной ночи. Выборы прошли, информационный поток прекратился, страсти улеглись. Как будто проблемы и вовсе нет. Так ли это на самом деле? «Зеркало недели» решило подойти к теме, несомненно волнующей большинство наших соотечественников, объективно и взвешенно.
 Некачественных лекарств больше, чем подделок
Для начала следует уяснить, что не все лекарственные средства, произведенные с какими-либо нарушениями, являются фальсификатом. Нужно различать фальсификацию лекарственного средства и контрафактные лекарства. Фальсификат — это сознательное изменение рецептуры производства лекарственного средства (замена дорогих компонентов более дешевыми, снижение содержания или отсутствие необходимого компонента, нарушение времени и последовательности технологического процесса, занижение степени очистки, некачественные упаковочные материалы и т.д.). Контрафакт — лекарства, выпускаемые без разрешения патентодержателя (фирмы-разработчика).
Фальсификат лекарственных средств (ФЛС) существует в каждой стране, независимо от того, признает ли официальная статистика наличие подделок на фармрынке. Так, например, в Беларуси отрицают даже возможность их появления, ссылаясь на жесткую систему контроля. В некоторых странах Африки, напротив, открыто заявляют о 50% фальсификата от общего объема рынка. В США, по данным исследований консалтинговых компаний, несмотря на новейшие системы защиты и жесткий контроль, ФЛС достигает 10—20%. В ЕС, где также уделяется повышенное внимание этой проблеме, средний уровень присутствия фальсификата 2—5%.
В текущем году в Украине, по данным Гослекинспекции, подделки вместе с некачественными и незарегистрированными лекарствами составляют 1,5—1,8% объема рынка, причем некачественных лекарств все же больше (хотя об этом политики говорить не любят). Данный процент охватывает и «рекордные» объемы фальсификата, найденные в июне с.г. на подпольном кустарном производстве
г. Василькова (самая масштабная находка в истории Украины). На подпольном производстве подделывали 14 пользующихся спросом препаратов (среди них «Фестал», «Мезим», «Омез», мазь «Лоринден А» и др.).
По словам председателя Гослекинспекции, главного инспектора по контролю качества лекарственных средств Украины Алексея Соловьева, в основном объеме это была качественная подделка, так называемый «белый фальсификат», в отдельных случаях с заниженным содержанием основного действующего вещества. «Эта часть подделок была безопасна для потребителей, но не во всех случаях эффективна. Вместе с тем некоторая часть фальсификата представляла собой переупакованные лекарства с истекшим сроком годности, которые уже могут представлять опасность для здоровья. Пока мы не можем оценить, насколько данный вид мошенничества распространен в Украине. Поэтому говорить о реальных объемах фальсификата сложно».
Между тем на рекорд Гослекинспекции по-разному реагируют политики и отраслевые эксперты. И если первые оценивают объемы одного только фальсификата в 30—40%, то специалисты считают, что упомянутые 1,5—1,8% лекарств, не подпадающих под стандарт Минздрава, — скорее прогнозный максимум. Так, в последнее десятилетие три группы лекарств — фальсификат, некачественные и незарегистрированные препараты — совокупно набирали менее 0,5% ежегодно. В прошлом году Гослекинспекция выявила 0,2% не соответствующих стандартам лекарств. Специалисты, в отличие от политиков, не могут ответить на вопрос, сколько сегодня в Украине фальсификата.
«Мы проверим каждую таблетку»?
Доктор фармацевтических наук, директор по исследованиям и разработкам корпорации «Артериум» Сергей Сур (с 2000 по 2005 г. занимал пост заместителя главного инспектора Украины по контролю качества лекарств) рассказал «ЗН», что для выяснения реальной картины распространения на рынке ФЛС в 2004 г. Госинспекция впервые провела самые масштабные в истории Украины исследования качества одного из наиболее часто фальсифицируемых препаратов — таблеток «Ко-тримоксазола» (бисептола). 24 лаборатории территориальных инспекций провели исследования 337 образцов таблеток 128 серий 8 производителей, отобранных в 263 аптеках. Было обнаружено лишь около 1,2% образцов с подозрением на фальсификат. «С учетом этого, а также на основании статистических данных Гослекинспекции о количестве проанализированных образцов лекарственных средств и выявленных ФЛС, общую долю фальсификата среди всех лекарств на рынке Украины на данном этапе развития фармрынка можно оценить в десятые доли процента», — отметил наш собеседник.
С мнением коллег согласен и первый заместитель директора Государственного фармакологического центра МЗ Украины, директор департамента фармацевтической деятельности Виктор Чумак: «Мы заинтересованы в том, чтобы весь имеющийся в стране фальсификат был обнаружен, преступники наказаны и их деятельность в Украине стала невозможной. Однако давайте оперировать реальными фактами. А они говорят о том, что и в 2007-м, и в 2010 г. спецкомиссия, наделенная огромными полномочиями, несмотря на конкретные и зачастую политические указания, не нашла подтверждения масштабным действиям фальсификаторов. На 2007 г. картина такова: 0,3% — некачественных, 0,07% — фальсифицированных. В этом году, по данным Гослекинспекции, — менее 2%. Предыдущий инспектор Гослекинспекции лично мне сказал, что его ведомство получило политическую установку найти и обнародовать большие объемы некачественной и фальсифицированной продукции. Я ему говорю — покажи, где зафиксировано, откуда данные, почему фальсификат не убирается с рынка, если вы о нем знаете? Данных нет. Почему же тогда решили, что фальсификат есть? Для меня очевидно, что всякое публично освещаемое наведение порядка — подготовка населения к повышению цен, коррупция либо набирание политических очков перед выборами».
Говоря об истинной мотивации действий политиков, специалисты приводят в пример действие постановления Кабмина №902, предусматривающее проверку посерийного контроля импортной продукции. Этим постановлением пытались реализовать лозунг предыдущего премьера — «Мы проверим каждую таблетку».
По мнению В.Чумака, проверить лекарства даже посерийно невозможно чисто физически, т.к. импортируемые медпрепараты в годовом объеме при нынешних возможностях будут простаивать на границе около десяти лет. «Но ни один груз на границе не задерживается даже на месяц. А почему? В Украине умеют договариваться, обходя постановления... Вот результат: основной двигатель кампании о качестве и фальсификате — коррупция, тотальное взяточничество, к чему законодательная власть принуждает рыночников. Все думают, что речь идет о реальной опасности для здоровья, о необходимости организации масштабной борьбы с этим явлением. Но бороться с фальсификатом в Украине, где для масштабных действий просто нет экономических условий, — все равно что искать в темной комнате черную кошку, которой там нет. Попытки фальсифицировать лекарства есть, но они минимальны, не масштабны. Есть с чем бороться, но нет причины говорить о проблеме», — резюмирует эксперт.
Риски неоправданны
На чем же основываются эксперты, заявляя об отсутствии оснований для масштабных фальсификаций?
Традиционно фальсификат широко распространяется на рынках стран, где цена на лекарства настолько высока, что не позволяет удовлетворить потребности широких слоев населения. Кроме того, к числу важнейших факторов относятся отсутствие либо слабость национальной фармпромышленности, недостаточная система контроля, большой процент интернет-торговли, которую сложно проконтролировать, и др.
Так сложилось, что ни один из этих факторов не является определяющим для украинского рынка: около 80% лекарств отечественного производства ориентированы на массового потребителя со средним и низким уровнем дохода (проблема завышенной стоимости лекарств существует, но она не критична). По словам Сергея Сура, «в Украине нет ниши дорогих лекарств, не продублированных дешевыми, поэтому причин для масштабного фальсифицирования по этому признаку в Украине быть не может».
Кроме того, нашу систему лицензирования и контроля производителей, дистрибьюторов, а с недавнего времени и аптек ставят в пример всем странам СНГ, включая РФ. Украинская система контроля качества по результатам аудита ВОЗ признана наиболее действенной на территории СНГ, близкие и далекие соседи едут к нам набираться опыта для построения национальных систем контроля. Доказательством может послужить тот факт, что 8 ноября с.г. Украина первой и единственной из всех стран СНГ стала членом Системы сотрудничества фармацевтических инспекций (РIC/S). Причем нашу страну приняли в эту организацию одновременно с США, подавшими заявку на вступление в том же 2004 году, что и Украина. Кроме репутационных дивидендов, больших возможностей развивать внешнеторговую деятельность (в частности, усиливать экспорт украинских лекарств), Украина получит дополнительные импульсы и в борьбе с некачественными и фальсифицированными лекарствами в виде доступа к базе данных фарминспекций ведущих стран мира.
Специалисты и участники рынка утверждают, что основные каналы, по которым проходят лекарства от производства до аптеки, в Украине хорошо защищены. Кроме того, сегодня уровень конкуренции на всех уровнях очень высок, что не делает«игру в подделки» привлекательной для крупных игроков. Крупные производители, прямые оптовые дистрибьюторы, аптечные сети не заинтересованы в производстве или продвижении фальсификата на рынок: риски не оправдывают получение небольшой сиюминутной выгоды. Более того, рынок изобилует историями о прямом экономическом ущербе для компаний, продукция которых была даже просто упомянута в списках фальсификата.
«После того как на рынке была обнаружена партия фальсификата лекарства, которое мы поставляем напрямую от производителя в аптеки, нам трудно было доказать, что наш продукт «чистый», — рассказал директор по развитию оптовой дистрибьюционной компании «Артур-К» Евгений Никушин. — С нашим продуктом было все в порядке, но на фоне новости о фальсификате у нас и у нашего поставщика произошел спад продаж по этой позиции до 20%. Подобные случаи нередко вынуждают крупных игроков объединять усилия для поиска источников фальсификата параллельно с силовыми ведомствами».
За фальсификат — «вышка»?
Уязвимым местом для украинского фармрынка остаются отдельные элементы многозвеньевых цепочек дистрибьюции (в отличие от прямых дистрибьюторов, продвигающих лекарства от производителя до аптеки). Ими зачастую оказываются фирмы-однодневки, которые открываются только для реализации одной или нескольких партий незарегистрированных либо фальсифицированных лекарств. При обнаружении ФЛС Гослекинспекция чаще всего упирается в предприятия, аннулировавшие свою лицензию, у которых зачастую даже нет склада.
Именно по такому принципу осуществлялся сбыт васильковского подпольного цеха: небольшая оптовая компания получала лицензию, легализировала фальсификат путем подделки документов под реально существующую серию и через два-три месяца прекращала свою деятельность. Поимка преступников, работающих по этому сценарию, значительно осложняется.
«Для нас полностью прозрачна вся цепочка движения товара через легальные структуры, — отметил Алексей Соловьев. — Осталось взять под контроль канал нелегалов. По нашему мнению, для этого необходимо прежде всего внести изменения в лицензионные требования. В частности, необходимо, чтобы основанием для аннулирования лицензии на право оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медназначения стало в том числе и выявление отсутствия у лицензиатов документов первичной отчетности относительно закупок и торговли лекарственными средствами, а также факты отпуска лекарственных средств с аптечного склада за наличный расчет. Это оптимизирует количество оптовых игроков, сократит количество звеньев дистрибьюционной цепочки и исключит появление на фармрынке фирм-однодневок».
Отдельной проблемой, косвенно влияющей также и на появление подделок, остается сегодня открытая реклама лекарств, которая служит хорошим ориентиром для мошенников. Запрет рекламы позволит, с одной стороны, снизить количество надуманных и модных болезней, сократить случаи самолечения, а с другой — «сбить маркетинговый прицел» у фальсификаторов. Ведь, не будь рекламы, фальсификаторам было бы сложнее ориентироваться, что нужно подделывать. Так сложилось, что один и тот же препарат в Украине сегодня может быть представлен десятком лекарств разных компаний. Назначение же конкретного лекарства зависит от характера лечения, проблем пациента. Монопольных каналов, возникающих при введении страховой медицины (как, например, в США и ЕС), в Украине пока нет. Это и является главным аргументом экспертов в пользу того, что у нас нет экономических условий для масштабного фальсифицирования лекарств.
Помимо запрета на рекламу лекарств, специалисты предлагают ужесточить наказание за подделку, а также внедрять новейшие методы защиты на упаковках лекарств.
Возможно, ввиду того, что проблема фальсифицирования лекарств пока не составляла явной угрозы для общества, подобные преступления рассматривались в области административного права, и наказание за подделку было символическим — 1500 грн. штрафа. На сегодняшний день в Верховной Раде находятся на рассмотрении изменения в Уголовный и Административно-процессуальный кодексы, предусматривающие от трех до пяти лет лишения свободы и штраф до 1000 необлагаемых минимумов за доказанный факт фальсификации лекарств. После обнаружения подпольного производства в Василькове по инициативе Гослекинспекции «вдогонку» к указанным изменениям в ближайшее время планируется также удвоение сроков заключения и штрафов за подделку лекарств. Напомним, что в странах, где данная проблема не относится к сфере политической риторики, фальсификация лекарств по тяжести наказания приравнивается к особо тяжким преступлениям. Так, в ЕС за это дают 10 лет тюрьмы, в США — 15 лет, в Китае предусмотрена высшая мера наказания. Штрафы в этих странах также отнюдь не символические: например, за доказанное давление на врачей при продвижении своего препарата компания Pfiser недавно заплатила штраф 2 млрд. долл. Такого же порядка штрафы предусмотрены и за нарушение авторских прав — производство «белого» фальсификата.
Что касается специальных методов защиты, специалисты в будущем предлагают защитить упаковки микронаклейками, радиометками и др.
Но пока высокотехнологичные методы будут внедряться, потребители лекарств могут и самостоятельно уменьшить риск покупки фальсификата. Специалисты и участники рынка советуют гражданам придерживаться следующих правил:
1. Не покупать лекарства с рук.
2. Избирательно подходить к покупкам через Интернет.
3. Обращать внимание на качество упаковки, на которой стоит проверить срок годности.
4. При подозрении сравнивать серию и заводской номер упаковки с имеющимися в аптеке документами на лекарства.
***
Проблема подделок актуальна для любого рынка и продукта, пользующегося массовым спросом. Фармацевтическая продукция — не исключение. Однако политические предвыборные истерики лишь отдаляют решение вопроса. Более того, преувеличение проблемы в некоторых случаях приводит к отказу пациентов от лекарств вообще. По словам Евгения Никушина, «фальсификат лекарств был, есть и будет. Даже одна упаковка фальсификата — это беда для рынка и потребителя. Но сколько его будет — зависит от ответственного отношения операторов рынка, потребителей и государственной поддержки. Культура потребления медикаментов будет расти, люди будут осознанно подходить к покупке лекарств — фальсификата станет меньше».
- Информация о материале
 Наверняка каждый из нас хоть раз в своей жизни застревал в лифте. К величайшему сожалению, официальная статистика говорит о том, что на сегодняшний день в Украине из 95 тысяч лифтов более 30 тысяч уже отслужили свой эксплуатационный срок. Что, в принципе, не мешает им так-сяк работать дальше, при этом каждый день подвергая жизнь жильцов опасности.
Наверняка каждый из нас хоть раз в своей жизни застревал в лифте. К величайшему сожалению, официальная статистика говорит о том, что на сегодняшний день в Украине из 95 тысяч лифтов более 30 тысяч уже отслужили свой эксплуатационный срок. Что, в принципе, не мешает им так-сяк работать дальше, при этом каждый день подвергая жизнь жильцов опасности.
 Максимальный срок эксплуатации лифта составляет 25 лет, но все мы помним «убитые» подъемники, установленные в наших еще советских домах, внешний вид которых не оставляет сомнений, что служат они нам не менее пятидесяти…
Сегодня использование такого транспорта, который, кстати сказать, был признан самым безопасным видом передвижения, связано, как минимум, с риском застрять на несколько часов, часто без света и реальной возможности связаться с диспетчером.
Казалось бы, в новых высотках, которые последние несколько лет как грибы после дождя вырастают в городском пейзаже, вероятность застрять в лифте или травмироваться сводится к нулю. Но это не так, хотя аварии гораздо чаще все-таки случаются в совдеповских «развалюхах». Новые блестящие лифты тоже могут нести угрозу, что несколько дней назад и доказал на собственном примере новый глава Киевской городской администрации Александр Попов. Застряв в лифте жилого восемнадцатиэтажного дома, киевский чиновник, по словам консьержки, был освобожден в считанные минуты.
В чем же тогда загадка многих и многих часов, проводимых жителями Украины в неподвижных старых подъемниках, если в новостройках людей умудряются «спасти» так быстро?
Оказывается, что застройщики, сдающие в эксплуатацию новостройки, все реже отказываются подписывать договор с ЖЭКами, но инициируют создание профессиональных эксплуатационных объединений. В таком случае жители домов оплачивают функционирование этих организаций, что обходится, естественно, дороже услуг ЖЭКа. Объясняют застройщики свою позицию тем, что ЖЭКи давно себя дискредитировали.
Об этом можно судить из жизненного случая, произошедшего в Одессе. В одном из городских домов с неработающим лифтом на девятом этаже проживал пожилой мужчина, который не мог передвигаться каждый день без его помощи, но коммунальщики объясняли, что лифт неисправен и потому не может быть включен. Когда мужчине понадобилась помощь врачей, его родственница обратилась с заявлением и просьбой отремонтировать лифт, на что им ответили: «А вы что, не можете снять дедушке квартиру пониже?». После разгоревшегося скандала лифт согласились на время включить. Так о чем это говорит – о невозможности или о нежелании работать?
Что в таком случае делать жителям старых домов, ведь, как известно, денег на починку и замену старых лифтов у государства нет, а пока они найдутся, из-за неисправности лифтов могут погибнуть невинные люди. Ведь ни для кого не секрет, что украинцы то и дело падают в шахты лифтов или оказываются между кабиной лифта и стеной шахты. Не редкость для нашей страны, когда трос лифта просто обрывается, калеча и унося человеческие жизни.
Такие случаи не единичны, и оборваться может даже трос у самого нового и технологически совершенного лифта. Например, в 2006 году в Киеве оборвался и упал с 24-го этажа лифт в здании Министерства транспорта и связи, в результате чего пострадали 10 человек. Как выяснилось позже, не помогла даже система безопасности.
Кстати, современные лифты оборудованы специальными системами пожарной безопасности, ограничения скорости и «ловителями». Последние рассчитаны как раз на сдерживание кабины в случае обрывания троса. Но, как показывает опыт, эти «ловители» – гениальное изобретение Элиша Отиса – даже в относительно новых подъемниках срабатывают далеко не всегда.
При всей этой весьма грустной статистике, фактом остается то, что чаще всего лифт калечит людей именно при попытке выбраться из него – например, когда вы застряли между этажами и, раздвинув дверь, пытаетесь выбраться, а лифт неожиданно начинает двигаться. Такие случаи не единичны, поэтому если кнопка вызова диспетчера все же работает, лучше воспользоваться ей и вызвать ремонтника. Если же вам не повезло застрять в одном из самых изношенных подъемников, где такие функции не предусмотрены, не спешите расстраиваться, просто наберите с мобильного родственников или знакомых и попросите прийти вам на помощь. Если же в вашем подъезде есть консьержка – начинайте смело стучать по стенам лифта, авось, старушка и откликнется.
Но самым проверенным способом для нас уберечься от травм этого «самого безопасного» транспорта есть и остается не что иное, как пешие прогулки по подъезду – и спокойнее, и для здоровья полезно.
- Информация о материале
Страница 1439 из 1561
 
											 
						