28 ноября 2000 года лидер Социалистической партии Александр Мороз сначала с трибуны Верховной Рады, а потом в ходе пресс-конференции со своим тогдашним помощником Юрием Луценко впервые обнародовал «пленки Мельниченко». Был дан старт «кассетному скандалу», разрушившему стабильность в государстве и не позволившему Леониду Кучме доказать, что он станет «другим президентом» во время своей второй каденции.
Спикер парламента Владимир Литвин, тогда возглавлявший президентскую администрацию, не так давно акцентировано заявил, что сегодняшняя ситуация в Украине напоминает события 10-летней давности. Владимир Михайлович – признанный специалист по новейшей политической истории страны, поэтому не верить его словам, опирающимся не только на знания, но и политический опыт, оснований нет. Более того – властная команда своими действиями создает предпосылки для повторения «кассетного скандала» в качестве инструмента влияния на внутреннюю политику страны.
Интересно заметить, что Литвин, вопреки «кассетному скандалу», остается активным политическим игроком. Падение авторитета спикера Верховной Рады, случившееся в последнее время, не связано с его фигурированием на «пленках Мельниченко». Его настоящая причина – лихорадочное и всепоглощающее стремление Литвина сохраниться во власти любой ценой, хотя объемы полномочий парламентского председателя серьезно урезаны после возвращения к Конституции в редакции 1996 года. Нынешний Президент Виктор Янукович не был засвечен в качестве фигуранта «кассетного скандала», что дает ему определенный карт-бланш. Бывший в 2000 году премьер-министром и ставший в 2004-м президентом Виктор Ющенко перестал осуществлять последовательную деятельность в качестве политика. Юлия Тимошенко, позиционировавшаяся как один из лидеров акции «Украина без Кучмы», так и не сумела развернуть эффективную кампанию «Украина без Януковича».
С другой стороны, за прошедшее после инаугурации Виктора Януковича время в его руках сконцентрировалась вся полнота государственной власти. Отменена политическая реформа, и Украина вновь стала президентско-парламентской республикой. Правительство страны возглавляет чиновник без малейших признаков собственной политической игры Николай Азаров, парламентом руководит один из ветеранов-фигурантов, не делающий даже намеков на резкие движения Владимир Литвин. Парламентское большинство остается ирреально-послушным. Генеральным прокурором стал человек Президента Виктор Пшонка. Оппозиция переживает далеко не лучшие времена: несет постоянные кадровые потери и не демонстрирует способности предложить обществу идеи, способные консолидировать всех несогласных с властью.
Надо сказать, что Виктор Ющенко на посту главы государства совершил серьезную ошибку: так и не были названы заказчики «кассетного скандала». Самого Виктора Андреевича в бытность его активным политиком неоднократно обвиняли в том, что «пленки Мельниченко» практически напрямую сыграли ему на руку. Но это тактика, стратегически важнее иная проблема: неназванные кукловоды получили опыт безнаказанного манипулирования ситуацией в крупнейшей европейской стране. Не приходится сомневаться, что соблазн осуществить римейк весьма велик.
Условия для повторения опытов по давлению на власть в Украине сложились весьма подходящие. Как и 10 лет назад, руководство страны громко заявляет о необходимости осуществления реформ. Виктор Янукович прямо называет их непопулярными, давая понять, что многим гражданам страны придется затянуть пояса. Но ситуация по сравнению с 2000 годом радикально изменилась: реформы сегодня являются фактически залогом сохранения суверенитета Украины. Без преобразований экономической и социальной политики сторонники формирования образа нашей страны как failed state получат массу дополнительных аргументов. Собственно говоря, и на Западе не собираются верить обещаниям украинской власти, и новые кредиты будут выделять строго под осуществление реформ. Весьма вероятно, что под лозунгом реформирования системы государственного управления произойдет очередное усиление президентской власти, вряд ли способное вызвать неподдельный энтузиазм у миллионов украинцев.
Интересно другое: в поисках дополнительных финансовых ресурсов руководство Украины рано или поздно столкнется с необходимостью наступить на любимые мозоли финансово-промышленных групп, бывших его союзниками в ходе избирательной кампании. Без этого не обойтись и по той причине, что протесты представителей малого бизнеса, выплеснувшиеся на улицы больших городов, уже стали для власти серьезной проблемой, требующей реагирования. Олигархи вряд ли устроят «парад протеста» на «майбахах» и «бентли», они, вероятно, будут искать другие возможности отстоять свои права.
На руку им несколько факторов. Украина продолжает балансировать между «дружественной» Россией, четко обозначившей собственные интересы в украинской экономике, и скептически настроенной Европой, не спешащей заключать официальный Киев в дружеские объятия. Более того – малопочетная роль «последнего диктатора Европы» в свете последних действий белорусского президента Александра Лукашенко может быть расписана на двоих, с учетом усилившихся полномочий главы Украинского государства и наличия прослойки европейских политиков, протежирующих в Старом Свете Юлии Тимошенко. Понятно, что методы давления на власть могут быть самыми разнообразными.
К тому же, в 2004 году Украина пережила Оранжевую революцию, ставшую крупнейшим социальным потрясением и образцовым мирным протестом. Разочарование в политических способностях вождей Майдана не стоит проецировать на изменения в украинском обществе в целом. Нельзя сбрасывать со счетов и развитие социальных коммуникаций и информационных технологий, случившееся за последнее десятилетие. Цензурные ограничения становятся все менее действенными, вернее, они способны повлиять скорее на пассивных потребителей информации, а не тех, кто способен лично принимать участие в массовых политических акциях. К этому стоит присовокупить сохранившиеся противоречия между востоком и западом страны, тенденции радикализации общества и поиска дешевых панацей общенационального масштаба.
Между тем, Украина продолжает привлекать внимание мирового сообщества не только собственными проблемами. В стране до сих пор не проведена приватизация земельных ресурсов, и ее потенциал «житницы Европы» остается спящим. Зато в начале 2006 и 2010 годов Европа наглядно убедилась, что именно Украина является главным звеном в транзитной цепочке поставки российских энергетических ресурсов. Недавняя прокачка нефти по трубопроводу Одесса – Броды в плановом направлении на Запад напомнила еще об одной составляющей украинского транзитного потенциала. Кроме того, наша страна остается потенциально привлекательной для размещения высокотехнологичных производственных мощностей.
Команда Виктора Януковича после его победы на выборах получила Украину в виде куска породы, с которым необходимо обращаться бережно. Только путем диалога с обществом (в том числе и с оппозицией) страну можно превратить в самородок. Действия в стилистике «бандитских 90-х» могут обернуться римейком «кассетного скандала», способного поставить под угрозу существование независимой Украины в нынешних границах. Виктор Федорович в образе крепкого хозяйственника вряд ли заинтересован в разбазаривании доставшихся ему со второй попытки активов. Поэтому придется осуществлять превентивные (не полицейские меры), дабы предотвратить римейк «кассетного скандала». Для этого есть и ключевой аргумент: будущие массовые протесты по законам жанра вряд ли будут мирными.