Наверняка каждый из нас хоть раз в своей жизни застревал в лифте. К величайшему сожалению, официальная статистика говорит о том, что на сегодняшний день в Украине из 95 тысяч лифтов более 30 тысяч уже отслужили свой эксплуатационный срок. Что, в принципе, не мешает им так-сяк работать дальше, при этом каждый день подвергая жизнь жильцов опасности.
Максимальный срок эксплуатации лифта составляет 25 лет, но все мы помним «убитые» подъемники, установленные в наших еще советских домах, внешний вид которых не оставляет сомнений, что служат они нам не менее пятидесяти…
Сегодня использование такого транспорта, который, кстати сказать, был признан самым безопасным видом передвижения, связано, как минимум, с риском застрять на несколько часов, часто без света и реальной возможности связаться с диспетчером.
Казалось бы, в новых высотках, которые последние несколько лет как грибы после дождя вырастают в городском пейзаже, вероятность застрять в лифте или травмироваться сводится к нулю. Но это не так, хотя аварии гораздо чаще все-таки случаются в совдеповских «развалюхах». Новые блестящие лифты тоже могут нести угрозу, что несколько дней назад и доказал на собственном примере новый глава Киевской городской администрации Александр Попов. Застряв в лифте жилого восемнадцатиэтажного дома, киевский чиновник, по словам консьержки, был освобожден в считанные минуты.
В чем же тогда загадка многих и многих часов, проводимых жителями Украины в неподвижных старых подъемниках, если в новостройках людей умудряются «спасти» так быстро?
Оказывается, что застройщики, сдающие в эксплуатацию новостройки, все реже отказываются подписывать договор с ЖЭКами, но инициируют создание профессиональных эксплуатационных объединений. В таком случае жители домов оплачивают функционирование этих организаций, что обходится, естественно, дороже услуг ЖЭКа. Объясняют застройщики свою позицию тем, что ЖЭКи давно себя дискредитировали.
Об этом можно судить из жизненного случая, произошедшего в Одессе. В одном из городских домов с неработающим лифтом на девятом этаже проживал пожилой мужчина, который не мог передвигаться каждый день без его помощи, но коммунальщики объясняли, что лифт неисправен и потому не может быть включен. Когда мужчине понадобилась помощь врачей, его родственница обратилась с заявлением и просьбой отремонтировать лифт, на что им ответили: «А вы что, не можете снять дедушке квартиру пониже?». После разгоревшегося скандала лифт согласились на время включить. Так о чем это говорит – о невозможности или о нежелании работать?
Что в таком случае делать жителям старых домов, ведь, как известно, денег на починку и замену старых лифтов у государства нет, а пока они найдутся, из-за неисправности лифтов могут погибнуть невинные люди. Ведь ни для кого не секрет, что украинцы то и дело падают в шахты лифтов или оказываются между кабиной лифта и стеной шахты. Не редкость для нашей страны, когда трос лифта просто обрывается, калеча и унося человеческие жизни.
Такие случаи не единичны, и оборваться может даже трос у самого нового и технологически совершенного лифта. Например, в 2006 году в Киеве оборвался и упал с 24-го этажа лифт в здании Министерства транспорта и связи, в результате чего пострадали 10 человек. Как выяснилось позже, не помогла даже система безопасности.
Кстати, современные лифты оборудованы специальными системами пожарной безопасности, ограничения скорости и «ловителями». Последние рассчитаны как раз на сдерживание кабины в случае обрывания троса. Но, как показывает опыт, эти «ловители» – гениальное изобретение Элиша Отиса – даже в относительно новых подъемниках срабатывают далеко не всегда.
При всей этой весьма грустной статистике, фактом остается то, что чаще всего лифт калечит людей именно при попытке выбраться из него – например, когда вы застряли между этажами и, раздвинув дверь, пытаетесь выбраться, а лифт неожиданно начинает двигаться. Такие случаи не единичны, поэтому если кнопка вызова диспетчера все же работает, лучше воспользоваться ей и вызвать ремонтника. Если же вам не повезло застрять в одном из самых изношенных подъемников, где такие функции не предусмотрены, не спешите расстраиваться, просто наберите с мобильного родственников или знакомых и попросите прийти вам на помощь. Если же в вашем подъезде есть консьержка – начинайте смело стучать по стенам лифта, авось, старушка и откликнется.
Но самым проверенным способом для нас уберечься от травм этого «самого безопасного» транспорта есть и остается не что иное, как пешие прогулки по подъезду – и спокойнее, и для здоровья полезно.