Глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский отказался согласовать проект новых правил предоставления телекоммуникационных услуг, разработанный правительством. Свой отказ в ведомстве аргументировали тем, что проект «не соответствует принципам прозрачности регуляторной политики». В официальном отказе ведомства, размещенном на сайте Госкомпредпринимательства, говорится о том, что в комитет поступили замечания и предложения от компании «Киевстар», которые комитет решил поддержать. В этой связи ведомство Михаила Бродского предложило Национальной комиссии регулирования связи (НКРС), которая разрабатывала проект правил, продлить срок согласования документа и создать рабочую группу, в которую включили бы и представителей мобильных операторов.

Напомним, НКРС одобрила проект постановления Кабмина о новых правилах предоставления телекоммуникационных услуг 28 октября этого года. После этого документ был направлен на согласование в различные министерства и ведомства. Замечания некоторых из них, в частности Минэкономики, Минфина и Минтранссвязи, были учтены. По словам члена НКРС Надежды Кострыбы, по пожеланию Минэкономики рабочая группа была вынуждена отказаться от некоторых принципиальных моментов, прописанных в правилах. В частности в нынешней редакции проекта уже нет запрета на взимание платы за соединение и поминутной тарификации. «Чтобы пойти навстречу операторам, мы вынуждены были принять компромиссный вариант и прописать в правилах возможность предоставления услуги как с платой за соединение, так и без нее. Это же касается и тарификации — возможна как посекундная, так и поминутная тарификация звонков. В четверг, 2 декабря, комиссия планирует утвердить проект правил с замечаниями гос-органов, после чего еще раз направить их на согласование в министерства», — говорит Надежда Кострыба.

Что предлагалось?

Среди самых существенных для рынка новаций предлагаемых проектом правил, утвержденных НКРС, стоит выделить запрет операторам взимать с абонентов плату за соединение. Также правила усложняют использование операторами различных уловок при тарификации вызовов. В них прописано, что плата с абонентов взимается только за фактически предоставленный объем услуг, что означает запрет использования поминутной и прочих сложных видов тарификации. Также правила вводят концепцию «адресное оповещение» абонентов, что обязывает операторов предупреждать о любых изменениях тарифов на услуги, уже предоставляемых абоненту. И запрещают указывать цену услуг мобильной связи без отчислений в Пенсионный фонд.

Помимо этого, правила предусматривают целый ряд новаций и существенных изменений основ работы рынка контент-услуг. В частности НКРС утвердила норму обязательного предварительного уведомления абонентов (при помощи SMS) о размере платы за голосовые контент-услуги. А после завершения сессии абонент также должен получить информацию о ее общей стоимости. К тому же у абонентов появится возможность закрывать доступ к контент-услугам для детей и устанавливать пороговое значения для своих расходов на контент-услуги или роуминг. Правила также запрещают рассылку любых SMS-сообщений операторской компании, которые не касаются уже предоставляемых ею услуг. То есть торговля операторов базами данных своих абонентов и массовая рассылка спама становятся неправомочными.

Кто против?

Утверждение правил в таком виде дало участникам рынка основание утверждать, что их  принятие лоббируется «Астелитом». Более того, президент «Киевстара» Игорь Литовченко публично обвинил комиссию в том, что при принятии правил она действовала в интересах исключительно одного игрока — оператора life:).

В «МТС» проект правил также воспринимают без особого восторга. «Я не раз заявлял, что мы не собираемся раскачивать лодку, то есть предпринимать какие-то радикальные действия, направленные на смену правил игры на рынке. Мы просто считаем, что правила игры, устанавливаемые регулятором, должны быть едины для всех», — отмечает генеральный директор «МТС-Украина» Андрей Дубовсков. По его словам, если НКРС примет решение об отмене практики взимания платы за соединение или запрете поминутной тарификации, то МТС согласимся с ним. Но только при условии, что эти решения будут выполнять все операторы.

Контент-провайдеры также считают, что все изменения в схемах работы контент-провайдеров направлены на то, чтобы уменьшить объем доходов конкурентов «Астелита» от предоставления контент-услуг. «Видимо, руководство турецко-украинского оператора  исходит из того, что это направление не является ключевым  и высокодоходным для него. В случае отмены платы за соединение доходы операторов и провайдеров от предоставления голосовых контент-услуг упадут на 70%. Если провайдеров заставят делать двойное оповещение о стоимости услуги направление SMS-контента упадет на 50%. А на него приходится — 80% рынка», — считает гендиректор контент-провайдера Jump Ukraine Игорь Шрайбман.


Основные новшества проекта правил предоставления телекоммуникационных услуг*:

- Отмена платы за соединение

- Обязательная посекундная тарификация

- «Адресное оповещение» абонентов о любых изменениях тарифов

- Обязательное предварительное уведомление абонентов о размере платы за голосовые контент-услуги, а также стоимости уже полученной услуги

- Запрет на рассылку SMS-рекламы

* Редакция правил, утвержденная НКРС

Распоряжение МВД №466 утратило силу в связи с приведением нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность подразделений Госавтоинспекции, в соответствие с требованиями законодательства. Итак, какие же нормы гаишники уже не будут выполнять?

Уже не актуально

Во-первых, отменены требования, ставшие на сегодня неактуальными, или уже выполненные. Например, о необходимости установки соответствующих дорожных знаков в местах, где проводится контроль скорости движения радарами. Действительно, на дорогах появилось много знаков, информирующих о милицейских засадах. Хотя, следует признать, есть они не на всех точках, где гаишники контролируют скорость.

Также была проведена ревизия знаков, ограничивающих максимальную скорость движения, и демонтированы указатели, необоснованно ограничивавшие скорость. Например, убрали знаки, требовавшие ехать по столичным мостам со скоростью не более 40 км/ч.

На дорогах государственного значения — там, где позволяют требования безопасности, — заменены знаки «Начало/конец населенного пункта» с белым фоном (на большинстве участков разрешено ехать со скоростью не более 60 км/ч) на знаки с синим фоном (можно ехать быстрее 60 км/ч, но не более 110 км/ч).  

Опять будут прятаться

Вместе с тем необходимо отметить, что с ликвидацией распоряжения №466 было упразднено достаточно много позитивных норм и положений. Вот самые главные из них:

 запрет на ведение контроля за дорожным движением из мест, закрытых для участников движения (объектов дорожного сервиса, зеленых насаждений и пр.). То есть отныне гаишники опять могут прятаться от водителей в кустах, за будками остановок общественного транспорта и пр.;

 запрет на документирование нарушений ПДД, если они совершены из-за ненадлежащего содержания дорожного покрытия (выезд на встречную полосу для объезда препятствий, ям и пр.). То есть, если водитель, объезжая яму, пересек сплошную линию разметки или повернул не с крайнего правого ряда, его оштрафуют и объяснения типа «нарушение было совершено по вине разбитой дороги» не будут приниматься в расчет;

 запрет на безосновательные остановки транспортного средства. Если раньше водители могли пожаловаться вышестоящему руководству ГАИ на чересчур придирчивого инспектора, тормознувшего их просто так, и последнего могли даже пожурить за это, отныне гаишникам дан карт-бланш — останавливай и проверяй любого автомобилиста;

 требование неукоснительно выполнять статьи 33 и 34 Кодекса Украины об административных нарушениях (обстоятельства, смягчающие и отягощающие ответственность за нарушение) при вынесении постановлений о наложении штрафа. Для водителей были актуальны смягчающие обстоятельства, позволяющие заплатить минимальный штраф, предусмотренный за то или иное нарушение ПДД. Например, если водитель торопился в больницу и при этом превысил скорость движения.

Они таки действуют!

Впрочем, несмотря на отмену «либеральных» положений, на самом деле некоторые из положений все-таки действуют. В частности, сами статьи 33 и 34 КоАП Украины никто не упразднял, и данный нормативный документ стражи порядка обязаны выполнять. Водители имеют полное право напомнить гаишнику об этих статьях кодекса и попросить выполнить их.

Согласно требованию Закона «О дорожном движении» и ПДД водитель вправе отступать от их выполнения при возникновении обстоятельств непреодолимой силы или если иными действиями нельзя предотвратить увечья граждан и угрозу собственной безопасности. Таким образом, например, водитель может аргументировать гаишнику поворот направо со средней полосы, если в крайнем правом находится яма. Влетев в нее, он может повредить свой автомобиль, результатом чего станет дорожное происшествие. Если такое объяснение не повлияет на автоинспектора, водитель вправе отстоять свою позицию в суде. В данном случае желательно зафиксировать на фото или видео причину, повлекшую нарушение, — например, ту же яму на дороге.  

За что могут остановить

В Законе «О милиции» задекларированы всего три причины, по которым работникам милиции (в том числе гаишникам) разрешено останавливать транспортные средства: в случае нарушения водителем ПДД; при наличии оснований, свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства или загрязнении им окружающей среды; при наличии данных о том, что транспортное средство используется с противоправной целью.

Вместе с тем приказом МВД №111 от 27.03.2009 г. список оснований, позволяющих инспекторам ГАИ останавливать транспортные средства, значительно расширен — там их свыше десятка. Хотя на самом деле большинство гаишников исходят из требований, перечисленных в Законе «О милиции». Например, отсутствие на автомобиле номерных знаков или талона о прохождении ТО; если характер движения транспортного средства вызывает подозрение в способности водителя управлять им — все это является нарушением правил дорожного движения.

Хотя в приказе МВД есть и явная отсебятина — гаишники могут останавливать машину при проведении спецопераций, отработок, для проверки документов водителя, на автомобиль и грузы. Впрочем, можно взглянуть на это требование и с другой стороны — как стражи порядка, например, выявят угнанный автомобиль, не проверив документы у управляющего им человека?

По поводу «засад» в кустах тоже ситуация двоякая. С одной стороны, неправильно и даже как-то некрасиво со стороны гаишников прятаться в разных удобных, по их мнению, укрытиях. Но если они будут стоять на открытых местах, там водители будут вести себя максимально дисциплинированно, а миновав стражей порядка — могут ехать, как заблагорассудится. То есть, по большому счету, у нас в стране ПДД действуют только там, где есть гаишники! И почему, например, наш человек, выехав за границу, строго придерживается тамошних правил, не жалуется на то, что по городу можно ездить не быстрее 50 км/ч, поворачивать только с крайнего ряда, и удивляется тому, что только нарушил — а тут откуда ни возьмись полицейский...  

Знайте свои права!

В завершение хотим посоветовать водителям быть бдительными на дороге, соблюдать правила, хорошо знать свои права и обязанности и не давать недобросовестным гаишникам поводов обобрать себя. А если вы считаете, что ситуация действительно спорная или, что еще хуже, инспектор совершает неправомерные действия, вы всегда можете обратиться по телефону доверия ГАИ. Этот ход достаточно часто срабатывает в спорах на дорогах.

Зруйнувавши за останні півроку незалежність судової влади, президентсько-урядово-парламентська більшість відкрила "шлюз" для корупційної лавини. Як результат, чиновники за серпень-жовтень швидко і "зрозумілою мовою" всім пояснили скільки, кому і за що доведеться платити "в темну". І тепер сотні тисяч людей на вулицях, а найближчий економічний прогноз країни виглядає скоріше песимістично, ніж оптимістично.

На фоні цієї "картини маслом" на порядку дня нові зміни до Конституції, схвалені висновком Конституційного Суду та попередньо проголосовані 305-ма голосами у парламенті.

Про що ж ці зміни? Звісно про вибори.

На заміну нинішнього порядку проведення чергових виборів до парламенту у березні четвертого року його повноважень пропонується проводити такі вибори у жовтні п'ятого року повноважень. Відповідно, чергові вибори президента планується перенести з жовтня на березень.

Що означає така рокіровка? Чи вона допустима?

Нагадаємо, що дата проведення парламентських виборів саме у березневий період в Конституції 1996 року визначалась не випадково, "не зі стелі". Логіка такого визначення обумовлена жорсткою логікою бюджетного процесу та державного управління.

Загальновідомо, що у бюджетному процесі щороку у першому півріччі парламент приймає так звану бюджетну резолюція (схвалює основні напрями бюджетної політики на наступний рік).

Саме на основі цієї бюджетної резолюції уряд і готує на наступний календарний рік проект державного бюджету, який має подаватись на розгляд парламенту до 15 вересня.

Чому до 15 вересня? А тому, що у Верховної Ради має бути щонайменше два місяці для розгляду (в разі необхідності повернення для доопрацювання) і прийняття до кінця листопада цього головного фінансового документу, по якому з 1 січня країна має організовувати своє життя.

Відтак, "березнева" логіка парламентських виборів цілком зрозуміла. А саме. У березні вибори. У квітні-травні починає діяти новий парламент, який одночасно опрацьовує підготовлені урядом до квітня зведені дані про виконання бюджету минулого року, порівнюючи їх з поточними даними, та схвалює проект основних напрямків бюджетної політики на наступний рік.

Окрім того, в разі необхідності парламент вносить поточні зміни до податкового законодавства (які мають бути прийняті до 15 липня).

В цей же період новообраний парламент визначається з урядом (висловлюючи довіру чи недовіру). І це логічно та правильно. Парламент має довіряти уряду, якому доведеться виконувати прийнятий ним державний бюджет. А разом з урядом, довіряти і спроможності місцевих адміністрацій.

В разі ж конституційного закріплення жовтневої дати за черговими парламентськими виборами (про що йдеться у попередньо проголосованому Верховною Радою та схваленому Конституційним Судом  конституційному законопроекті №7265), логіка бюджетного процесу та організації державного управління буде перетворюватись у ці виборчі роки у суцільний хаос.

А саме. "Уходящий" склад парламенту, який природно не знає і не може знати (хіба що в ньому будуть суцільні нострадамуси) пріоритети та спрямування майбутнього парламентського складу, буде готувати квітневу бюджетну резолюцію "від ліхтаря".

Так само "від ліхтаря" буде готуватись урядом, а потім прийматись вже у розквіт виборчої кампанії, як правило, підкреслено популістський бюджет.

А обраний у жовтні новий парламент зможе зібратись на своє перше засідання не раніше кінця грудня або середини січня, в той час як країна вже з 1 січня має жити з новим бюджетом, зрозуміло популістським. І далі неминуче щоразу будуть "у пожежному порядку" вноситись зміни до закону про бюджет. І так по колу.

Таким чином, рокіровка за схемою "чергові вибори парламенту на жовтень, а президента на березень" - це не варіантно-альтернативні зміни, це легковажне, непрофесійне, конституційно безграмотне рішення.

Більш ніж очевидна річ. Чергові вибори президента можна проводити у будь-який час (окрім різдвяних канікул та літніх відпусток, що співпадають також з часом збирання врожаю), а чергові вибори парламенту розумні люди проводять лише у березні. А в Україні?

Далі. Конституційним законопроектом №7265 планується встановити строк каденції нинішнього президента - 5 років і два місяці, а парламенту (якщо рахувати від дати виборів 2007 року) - 5 років і один місяць.

Жодна норма ані Конституції в редакції 2004 року, ані Конституції в редакції 1996 року не передбачає можливості довільного збільшення терміну повноважень обраних державних органів ані на день.

Категорично обмежувальна визначеність строків повноважень обраних державних органів - це свята конституційна основа.

Кожному, хто проводить конституційні зміни щодо термінів обрання державних органів влади бажано розуміти і пам'ятати, що строк своїх повноважень (повноважень діючих органів) зменшувати можна, а збільшувати - ніколи і ні за яких обставин.

Довільне, конституційно безпідставне збільшення власних термінів повноважень хоч на один день (в тому числі, шляхом закріплення такої можливості в перехідних положеннях Конституції) - це ніщо інше як форма узурпації влади.

На жаль, вітчизняний "пильний" Конституційний Суд знову і як завжди не помітив у таких змінах очевидне порушення статей 1, 3, 5, 6, 8, 19, 22, 38, 76, 103 Конституції.

Не менш цікавим є і сам висновок Конституційного Суду від 18 листопада 2010 року (№3-в/2010), яким стверджена безумовна конституційність законопроекту №7265.

Відомо всім і кожному, що будь-яке рішення (висновок) суду, в тому числі і Конституційного, має бути обґрунтованим, має містити мотивувальну частину (статті 4, 63, 66 закону про Конституційний Суд). Але у висновку КСУ від 18 листопада мотивувальна частина просто відсутня!!!

Так, висновок про конституційність внесення змін до статті 77 Конституції не містить жодного мотивувального слова.

Висновок про конституційність внесення змін до статті103 Основного Закону так само не містить жодного мотивувального слова.

Обґрунтування щодо доповнення перехідних положень Конституції в редакції 1996 року пунктами 15 і 16 (про проведення чергових виборів до Верховної Ради в останню неділю жовтня 2012 року, а чергових виборів президента - в останню неділю березня 2015 року) виглядає, м'яко кажучи, досить сумнівним.

В цьому так званому обґрунтуванні немає посилання на жодну конституційну норму.

Більше того, посилаючись на своє власне рішення від 10 червня 2009 року (№14-рп/2009), в якому стверджувалось, що "строки проведення виборів є важливим інститутом гарантії реалізації виборчих прав громадян. ... перенесення строків їх проведення з підстав, не передбачених законом, є порушенням цих прав громадян", служителі української конституційної Феміди станом на 18 листопада 2010 року дійшли, як видається, "обґрунтованого", але протилежного висновку.

Висновку про те, що безпідставне збільшення строку повноважень ВРУ на один місяць (а якщо поділяти поширену нині у політичних колах логіку тлумачення статті 77 Основного Закону, то на рік і один місяць; а якщо рахувати правильно, а саме, з дати проведення попередніх чергових парламентських виборів 2006 року, то на два роки і один місяць), а президента - на два місяці цілком відповідає статті 157 Конституції і жодним чином не обмежує права і свободи людини і громадянина.

Суцільні Чудеса!

Згадаймо нещодавні наголоси представників влади відносно необхідності суворого дотримання процедури внесення змін до Конституції, зокрема на прикладі політреформи 2004 року.

То в цьому контексті вже маємо чіткі підстави для майбутньої відміни зазначених конституційних норм (в разі їх схвалення на лютневій сесії Верховної Ради).

Більш ніж очевидно, що у статті159 Конституції йдеться не просто про будь-який висновок Конституційного Суду, а саме про обґрунтований висновок, який обов'язково має містити мотивувальну частину.

Нинішня влада, вибудовуючи свої конституційні пасьянси, вірогідно, сподівається, що з настанням холодів протести підприємців поступово "замерзнуть".

Скоріш за все, ці сподівання марні. Підприємці сьогодні здобули дуже добрий "розігрів" у формі неконтрольованого тиску чиновників та "дев‘ятого валу" корупції.

Але зупинити розгул чиновників і корупцію нині в країні без незалежної (саме незалежної!!!) та сильної судової влади НЕМОЖЛИВО.

Как сообщает "Инвестгазета", изменение упрощенной системы налогообложения не справилось со своей ключевой задачей — перекрыть схемы для ухода бизнеса от налогов, зато создало условия для дальнейшего ухода бизнеса в тень.

"Позор!", "Нет Налоговому кодексу!", "Стоп расправе над предпринимателями!". Именно в такие выражения воплотился гнев 5-6 тыс. предпринимателей, вышедших 22 ноября на центральную площадь Киева в протест против нового Налогового кодекса. Как и на митингах в Тернополе, Житомире и Полтаве. Привело их всех туда (кроме общественных организаций, возглавивших это движение) недовольство вполне конкретными изменениями в налоговой системе — ликвидацией «упрощенки». Против этого нововведения около 3 тыс. предпринимателей протестовали и 18 ноября под Верховной Радой, в день окончания второго чтения законопроекта. Но, видимо, как и предыдущий митинг, новые протесты на Майдане не принесут результата. Президент Виктор Янукович, который пока еще не подписал нашумевший закон, согласился встретиться с представителями малого и среднего бизнеса для обсуждения этой проблемы, но уже заранее предупредил, что «на 100% такого не будет». И добавил: «Мы от упрощенной системы будем постепенно уходить — переходить на такую систему налогообложения, которая будет мотивировать рост реальной экономики и выводить украинскую экономику из тени».
Но президент кое-чего не учел. Изменения, инициированные Налоговым кодексом, не решат ключевой задачи — перекрыть механизм ухода бизнеса от налогов, но зато создадут много новых проблем: недовольные им предприниматели уйдут в тень, а находившиеся в тени теперь вряд ли из нее выйдут.

За что такая нелюбовь

С момента введения единого налога в 1998 году упрощенная система налогообложения безнадежно устарела — как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения государства. Если в 1998 году компания зарабатывала 500 тыс. грн., то ее выручка составляла $145,9 тыс. Сегодня же компания с аналогичной выручкой зарабатывает в долларовом эквиваленте всего $62,9 тыс. А фирма, фактический объем выручки которой остался таким же, как раньше — $145,9 тыс. (то есть почти 1,2 млн. грн.), сейчас не может считаться небольшой и облагаться единым налогом.
Аналогичная ситуация и с бюджетными поступлениями от единого налога. Хотя многолетняя неприязнь властей к нему связана не только с обесцениванием поступлений от «единоналожников» из-за инфляции. Главная причина для нелюбви состоит в том, что единый налог помогает бизнесу уходить в тень.
«Упрощенцы должны быть готовы к тому, что мы перейдем к реальной системе учета» - Президент Виктор Янукович, 22 ноября 2010 г.
Наиболее распространенная схема для этого — оформление сотрудников как самостоятельных субъектов предпринимательской деятельности (СПД-шников). Особой популярностью она пользуется в сфере услуг — консультационных, юридических, бухгалтерских и т.д. Компании средних и крупных размеров, чьи обороты не вписываются в рамки упрощенной системы (500 тыс. грн. в год), регистрируют своих работников как частных предпринимателей. Доходы такого ЧП-шника на самом деле являются его заработной платой или частью оборота компании, но облагаются лишь единым налогом, что помогает компании минимизировать свои отчисления в государственный бюджет. Тот же механизм используют и представители реального сектора. Например, при необходимости спрятать деньги от налоговиков фирма может оформить фиктивный договор о предоставлении услуг с кем-то из «упрощенцев» — консультантом, юристом и т.д. По документу деньги фирмы переходят к лицу, предоставляющему услуги, в качестве платы. А «предоставитель» этих услуг за них уже ничего не платит.
В торговле прижилось еще больше теневых схем. Так, мелкие розничные торговцы, например, продуктами питания, как СПД-шники не обязаны иметь кассовый аппарат и вести учет расходов. Значит, они легко могут приуменьшать свои обороты, чтобы «вписаться» в предельные размеры оборота для «единоналожников». «У «единоналожника» с максимальной выручкой 500 тыс. грн. в год на складе в Киеве на момент проверки находилось товаров на 8 млн. грн. То есть это его 16-летний товарный запас. И это не гвозди, а продукты питания, которые 16 лет храниться не могут», — описал схему уклонения от налогов вице-премьер Борис Колесников в разговоре с «Зеркалом недели».
«Малый бизнес в общей системе доходов государственного и местного бюджета, составляет, к большому сожалению, несколько процентов» - премьер-министр Николай Азаров, 18 ноября 2010 г.
Воспользоваться единым налогом умудряются и совсем не мелкобизнесовые супермаркеты и крупные компании-производители. Супермаркет, скажем, для этого делится на ряд подразделений, каждое из которых оформляется как «единоналожник». «Магазин должен… заплатить и НДС, и налог на прибыль. А «упрощенец» — 200 грн., и вся дельта остается у владельца супермаркета», — говорит Виталий Хомутынник, глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики. В результате иностранные сетевые супермаркеты платят налоги на уровне 2-3% от оборота, а отечественные — на уровне 0,1%.

До и после

Чтобы устранить возможность использования подобных схем для уклонения от налогов и при этом еще и поступления в бюджет увеличить, правительство по сути вдвое урезало саму упрощенную систему налогообложения.
Во-первых, меняется ставка единого налога. Теперь она будет составлять от 20 до 600 грн. в месяц — в зависимости от вида деятельности, населенного пункта и т.д. Порог выручки, при котором возможно применение упрощенной системы при использовании регистратора расчетных операций, повышается с 500 тыс. грн. до 600 тыс. грн. В случае же отсутствия кассового аппарата предельная выручка, наоборот, снижается до 300 тыс. грн. (правда, это нововведение отложено на год).
Но главное, согласно новоиспеченному кодексу единый налог можно будет применять только к предпринимателям-физлицам. Все юрлица правительство перевело на выплату гораздо более «дорогого» налога на прибыль предприятий. А количество оставшихся в упрощенной системе физлиц и юрлиц оно уменьшило с помощью новых предельных уровней выручки.
Исключение в этом правиле «выбили» у Кабмина лишь представители IT-бизнеса. Упрощенная система используется в этом секторе достаточно активно. «Перевод IT-индустрии на общую систему сегодня свяжет нам руки, и мы проиграем конкуренцию на мировом рынке», — предупреждал после принятия Налогового кодекса в первом чтении Владимир Бек, глава харьковской IT-компании Sigma. Объясняя: сегодня во многих странах экспортеры программного обеспечения пользуются значительной государственной поддержкой. В Индии, например, социальные налоги и сборы составляют 6% от заработной платы работника, а подоходный налог равен нулю. Грузия же вообще объявила IT-отрасль свободной от налогов.
«Все... начиная с Auchan и заканчивая бабушкой на базаре, должны платить одинаковые налоги. Иначе это недобросовестная конкуренция» - Вице-премьер Борис Колесников, 11 октября 2010 г.
Этими аргументами IT-компаниям и удалось убедить правительство оставить их в числе «избранных». «Главным нашим доводом было то, что при таком Налоговом кодексе IT-специалисты начнут уезжать за рубеж — в страны, которые способствуют развитию информационных технологий», — говорит Татьяна Попова, председатель правления Интернет-ассоциации Украины и член экономического совета УСПП. Она непосредственно участвовала в отстаивании интересов отрасли при разработке кодекса.
Теоретически все это должно существенно увеличить поступления в бюджет. Кодекс, к примеру, перекрыл воздух для основной схемы оптимизации налогообложения — в сфере услуг. Теперь физлица, предоставляющие услуги, не смогут регистрироваться как СПД. Поэтому и компаниям нет смысла оформлять сотрудников физлицами-предпринимателями с целью минимизации налогов с зарплаты. Точно так же отпадает и схема уклонения от налогов, по которой для отмывания денег компании списывали их на расходы по мнимым договорам с физлицами.
Но на этом полезность нововведений и заканчивается. Авторы одиозного документа оставили лазейки для многих прежних махинаций с единым налогом, в том числе — в реальном секторе. Так, ничего не будет мешать бизнесу и дальше применять торговые схемы с приуменьшением оборотов мелкими торговцами, дроблением супермаркетов на предприятия-СПД-шинки и др. Единственное, что усложнит им жизнь — это снижение максимального оборота для СПД-шников, работающих без кассовых аппаратов. Хотя это нововведение они будут обходить так же, как и раньше — просто приуменьшая обороты еще больше.

Убить рикошетом

Еще часть мелких предпринимателей, вышедших протестовать на улицы Киева и областных центров против Налогового кодекса, документ и впрямь поставит на грань выживания.
Снижение планки для предпринимателей, работающих без кассового аппарата, практически лишит СПД-шников рентабельности. Как подсчитала Александра Кужель, экс-глава Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, при очень хорошей наценке в 25% прибыль до налогообложения с оборота бизнеса в 300 тыс. грн. составит всего 60 тыс. в год или 5 тыс. грн. в месяц. Из этих денег предпринимателю надо еще заплатить в Пенсионный фонд, рыночный сбор, аренду, все остальные платежи. «И что останется? — возмущается Кужель в интервью «Урядовому кур’єру». — А Минфин и налоговая, словно издеваясь, написали в проекте, что предприниматель может нанять еще 10 человек. Если только посчитать 375 грн. сбора в Пенсионный фонд и умножить на 11 человек, это выйдет 4125 грн. в месяц. То есть вы работайте, работайте, платите налоги, но вот дохода у вас не будет…»
«Мы договорились о том, что мы доработаем все их (протестующих. — Ред.) предложения. Мы также договорились, что разумные предложения мы поддержим» - Вице-премьер Андрей Клюев, 23 ноября 2010 г.
Еще хуже придется тем добросовестным предпринимателям-налогоплательщикам, которые выпали из списка отраслей, допущенных к упрощенной системе. Например, владельцам интернет-магазинов, 85% которых, по данным Ассоциации участников электронного бизнеса Украины (АУЭЛБУ), зарегистрированы как физлица и до сих пор платили единый налог. «Большая часть интернет-магазинов работают с персоналом до пяти человек и зачастую даже не имеет собственного склада. То, на чем они зарабатывают, это 2-3% от стоимости продукции за счет логистики», — рассказывает Денис Олейников, руководитель интернет-сервисов ProstoPrint.com, ProstoBook.com, FUTBOLKA.ua. Его бизнес — в числе тех, которые могут быть похоронены кодексом, поэтому вместе с десятками тысяч других на прошлой неделе Олейников безуспешно пытался отстоять на Майдане интересы веб-коммерсантов. «Само увеличение ставки единого налога для нас было бы не критично. Но увеличение расходов на администрирование налогов может похоронить отрасль», — объясняет предприниматель суть претензий. Так, кодекс настаивает на использовании мобильных кассовых аппаратов, которые каждые 10 минут будут посылать в ГНАУ данные об операции купли-продажи товаров из интернет-магазинов. Но в этой отрасли, в зависимости от вида товаров, в 5-30% случаев клиента-заказчика не оказывается на месте, и доставлять товар ему приходится повторно, а кассовый аппарат регистрирует обе попытки продажи. То есть двух-трех невыполненных крупных заказов хватит для того, чтобы вынудить интернет-магазин закрыться.
«Мы пришли к тому, что миллионы людей платят 200 грн., не вносят средства в Пенсионный фонд, а при этом неплохо зарабатывают» - Вице-премьер Сергей Тигипко, 25 ноября 2010 г.
Наконец, стремясь перекрыть путь для ухода от налогов, кодекс одним махом поставил под вопрос и существование в Украине ряда профессий. Вследствие запрета компаниям-юрлицам, работающим на общей системе налогообложения, покупать товары и услуги у физлиц-«единоналожников», под удар попадут не только нечестные компании, но и, например, веб-дизайнеры, установщики бухгалтерских программ 1С и другие «вольнонаемные». Единственный выход для них в таком случае — перейти на общую систему налогообложения. Но из-за высоких расходов на уплату налогов, а также сложности отчетности они в большинстве случаев не смогут себе это позволить. В результате пострадают и сами физлица, предоставляющие услуги, и компании-покупатели их услуг. Татьяна Попова из интернет-ассоциации акцентирует, что для них цены вырастут на 25%.
5103 схемы минимизации налоговых обязательств обнаружили налоговики за январь-сентябрь 2010 года. Многими из них бизнес «обязан» единому налогу.
Таким образом, приняв Налоговый кодекс в его нынешнем виде, правительство может достичь обратного эффекта. Пытаясь вывести из тени махинаторов, оно не только выведет оттуда не всех, но и загонит в тень множество остальных добросовестных налогоплательщиков.

Далее пойдет рассказ о жилищно-коммунальных злоключениях человека с достатком немногим более среднего. О злополучиях настолько типических, что их впору перекрестить в норму существования.

«Дождь по крышам, дождь по лужам…»

Начну с такой мелочи, что неловко упоминать, но налогоплательщик из низов пищевой цепочки, аки курочка, клюет проблемы по зернышку и бывает ими сыт по самый клюв. Перед началом отопительного сезона дали опрессовку батарей. Один из радиаторов в квартире дал течь – эка невидаль. Квартира приватизирована, значит, все, что в ней творится, является моим приватным делом. Потому высокое чувство хозяина заставило оперативно купить и установить новое 10-секционное чугунное изделие.

Сия дребедень стоила мне 1260 грн. (вместе с доставкой и установкой). Можно было порадоваться, что отопительный сезон начался без особых приключений, если не считать, что за теплые батареи, согласно новым тарифам, надо будет платить 624 грн. в месяц. Но есть такое мобилизующее слово у православных – надо!

Однако проблемы ходят поездом. Потекла крыша в квартире дочери, живущей по соседству с мужем и трехлетним пострелом. Летом возникла возможность разжиться для молодых «двушкой», и квартирный вопрос был решен. Не подумайте лихого, что я с женой, имея совокупного дохода лишь в полтора раза больше того, что указывает Госкомстат для средней украинской семьи (денежное довольствие сватов даже ниже пресловутой среднестатистической), могли сходу выложить 15 тысяч долларов за требующую капитального ремонта двухкомнатную квартиру в кирпичном 4-этажном доме 1959 года постройки. А зять с начисляемой зарплатой в 2100 грн. и дочь с 1500 грн. явно не проходят по разряду покупателей на вторичном рынке жилья. Всё прозаичнее: просто удалось весьма удачно продать ухоженную однокомнатную квартиру, а разницу доплатить из сбережений на черный день.

Как только на потолке в туалете обнаружилось мокрое пятно (Бог миловал, там ещё не успели сделать ремонт), я тотчас рванул в ЖЭК, к которому приписан дом. В приемной накатал заявления в двух экземплярах. Челобитные без проволочек культурно зарегистрировали и тиснули печатью, второй экземпляр вернули мне. Европа, однако.

Через несколько дней на крыше «закипела» работа. К многочисленным латкам, напоминающим ветхие заплатки на штанах Гавроша – жизнерадостного голодранца из парижских трущоб, присовокупили ещё несколько рубероидных хламид.

Первый же осенний грибной дождичек, отличающийся от летних ливней мелким и нудным до подлости характером, проэкзаменовал выполненную работу – потекло более уверенно, но в другом месте – в коридоре, где уже провели тщательный ремонт. Я прыснул к начальнику ЖЭКа с настроением встать на тропу тяжбы. Командиром «сантехуюта» оказался мой старинный знакомец ещё со времен беззаботной молодости. Он-то и поведал мне, как на духу, трагедию жэковского существования, сообщив с финансовой безысходностью в голосе историю болезни вверенного ему хозяйства.

Квартирный вопрос

Дебиторская задолженность, а проще говоря, сумма долга по квартплате на ноябрь 2010 года составила 3,5 млн. грн. В среднем каждый из 215 домов, числящихся на балансе, задолжал конторе 16,3 тыс. грн. И кривая долгов продолжает забирать вверх. Бюджетное финансирование явно смахивает на политику намеренной дискредитации «последнего из могикан» советской системы хозяйствования. В этом году ЖЭКу требовалось в срочном порядке отремонтировать полсотни крыш, прохудившихся на загляденье. Однако средств выделили только на 3 кровли. О капитальных ремонтах домов не слышно со времени провозглашения независимости.

Мы начали обсуждать, какие варианты с реконструкцией кровли могут быть в зоне нашей досягаемости. Их немного. Первый – напрячь ЖЭК оперативно провести капитальный ремонт кровли – отметался как совершенно нереальный. С потолка пока не льет, а только вяло «мироточит», а таких крыш у него не менее 30 %. И по суду горемычный «жилсервис» не напрячь на трудовой подвиг. Какие бы решения не выносил наш самый справедливый и гуманный суд, однако требовать с конторских, пребывающих в ничтожном состоянии, так же контрпродуктивно, как принуждать коматозника делать утреннюю гимнастику. Ремонтируется лишь то, что грозится вот-вот рухнуть.

Да и сутяжничать с коммунальщиками в эпоху руин также противоестественно, как (прошу прощение за натурализм) с незалеченным триппером, случайно приобретенным по пьяному делу, домогаться близких отношений у дамы сердца. Никто из моих знакомых, пытавшихся добиться правды в судах, не отсудил у контор даже суммы, которой бы хватило на покупку мыла и веревки.

Второй – провести ремонт кровли своими силами, но расходы, понесенные в процессе обустройства крыши, возложить на могучие плечи «жилсервиса». Дельный вариант. Дело в мелочах – оформить строительное мероприятие по фактическим затратам.

Однако ЖЭК, отстаивая свои честь и достоинство, составит калькуляцию, больше соответствующую строительству добротной собачьей будки. И эту сумму будет погашать в счет частичной квартплаты долгие годы. Ведь из 55 грн. ежемесячной платы за квадратные метры жилья меньше половины поступает на лицевой счет самого ЖЭКа. А жить жилконторам, согласно державным планам, осталось до 2015 года. Но с потолка капает сейчас, и мне необходимо окончательное, на многие лета, решение вопроса с водонепроницаемостью потолка, а не хитропопые эксперименты по поиску рационального способа герметизации на один сезон.

Потому решили полюбовно: ЖЭК помогает, чем Бог послал, а реконструкция крыши – дело моего кошелька. А Бог послал мне через контору три рулона по 10 кв. м еврорубероида, мешок цемента и автовышку по первому требованию. Матпомощь потянула примерно на 1200 грн.

Съездил в закрома, где в помещении в 50 кв.м, в углу по-сиротски стояло 3 рулона акваизола, а рядом у мешка с цементом валялся труп мыша, умершего, по всему видать, от складской безнадеги. Нанял опытных кровельщиков, и дело завертелось. За три дня напряженных работ (погода поджимала) было основательно отремонтировано 70 кв.м крыши, что находилась над моей квартирой. Вся работа, включая стоимость материалов и прочие сопутствующие расходы, потянула на 7250 грн. (без учета жэковского презента).

В процессе реконструкции крыши имел беседы с возбужденными жильцами, услышавшими, что ведутся кровельные работы. Все, кто живет на верхнем этаже, бойко интересовались, будут ли и над их «чертогами» возведено надежное «укрывище». Отвечал доходчиво: «За ваши деньги построим коммунизм над отдельно взятой квартирой, причем недорого – 1 кв. м непромокаемого счастья стоит 120 грн.». После озвучки этих скромных цифр пенсионеров ровно ветром сдувало (насельниками наших райских кущ 1959 года выпуска на 40 % являются люди «похилого вика»). Это те партнеры, с которыми министр ЖКХ Хиврич агитирует объединяться в ОСМД. Главный коммунальщик державы злоумышленно полагает, что терпилы вроде меня – середняки, готовые в любой момент слететь в разряд «незаможных казаков» – возьмут на содержание владельцев квартир, бытующих от пенсии до пенсии, в ветшающих на глазах домах.

Лирическое отступление в тему

В процессе «крышевания» углядел на столе начальника ЖЭКа глянцевый журнал «Время ЖКХ» № 1 (октябрь 2010), с обложки которого на мир смотрел ясными очами над мускулистыми ланитами сам министр по вопросам ЖКХ Юрий Хиврич. Попросил полистать сие презабавное информационно-аналитическое чтиво для руководителей и работников коммунальных предприятий.

Чтобы не марать отдельную статью про некоторые весьма нахальные материалы, вкратце остановлюсь на двух главных материалах журнала.

На первом месте интервью с главным домоуправом державы. Пан министр поет осанну ОСМД. Он сам живет в доме, находящемся под эгидой «общества совладельцев», потому видит только плюсы в создании объединений. Надо полагать, Хиврич обитает не в панельке ровеснице 20 партсъезда (1956 г.), потому его и его сотоварищам по «обществу» не колышут вопросы жизнеспособности сооружения, исчерпавшего все земные сроки эксплуатации. А таковых строений (которые необходимо срочно сносить ввиду их ветхости) в державе примерно 54 тысячи (4,2 % всего жилого фонда Украины), в которых проживают почти 200 тысяч человек. А каждый третий дом из 250 тысяч, стоящих на балансе коммунальщиков, нуждается в капитальном ремонте или очень серьезной реконструкции.

Изумителен перл нашего небожителя: «Но почему государство должно оставаться один на один с проблемами, связанными с содержанием дома, если жителям дома на эти проблемы плевать?». Гениально! Сначала «инопланетяне» (у меня очень серьёзные подозрения, что разум украинских вождей имеет инопланетное происхождение) ободрали народ, аки липку, пенсионерам всучили пайку военнопленного, в процессе розбудовы обобрали до нитки ЖЭКи, а потом гундят про то, что надо «отважиться на решение, которое не сразу станет популярным».

Цитата от продвинутого министра-реформатора (из другого источника): «Будем не только агитировать, но и стимулировать. В бюджете на этот год заложили (заметим, не «выделили», а только «заложили». – Авт.) 110 млн. грн. на поддержку ОСМД. Тем, кто рискнул и взял ответственность за свой дом на себя, дадим по 100-120 тысяч грн.».

Но что можно сделать на 120 тысяч грн.? Этого едва хватит только на капитальный ремонт крыши дома вроде моего (900 кв. м). А получишь ли их вообще? Ведь, как пить дать, надуют! Вот уже без малого 20 лет власти неутомимо натягивают население на свои маленькие, но твердые рейтинги.

Пан Хиврич проговаривается о риске. Народ приглашают поучаствовать в авантюре – рискованном и сомнительном деле, предпринятом в надежде на случайный успех. Но генеральный коммунальщик гнет свою линию, чисто хитрый еврей в анекдоте: «Сара, ты жарь, а рыба будет».

Обратил внимание ещё на один материал под саморазоблачающим названием «Централизованное теплоснабжение – безопасность государства». Вывод статьи вопиет. Надо всемерно развивать ЦТ в городах на базе ТЭЦ, работающих в парогазовом цикле. Индивидуальное отопление жилищ – путь к катастрофе национального масштаба. Все западные страны движутся именно в направлении развития Централизованного теплоснабжения как наиболее эффективного. А те младоевропейцы (Албания, Грузия, Молдова, Армения, Азербайджан и др.), что сделали ставку на децентрализацию, потерпели полное фиаско.

Какая новость! Да это было известно ещё со времен Советского Союза. Именно принципы советской системы централизованного теплоснабжения европейцы взяли за основу в своей энергетической политике. А наши обалдуи ещё пару лет назад гремели на всех углах, что установке поквартирных агрегатов отопления нет альтернативы. А всех тех, кто пытался внять разуму клептократов, клеймили врагами Украины, смотрели на оных, как на половозрелых олигофренов, которые мочатся на людях.

А кто даст гарантию, что «коллективизация» многоквартирных домов не есть очередная афера властей, завалившх в стране всё, до чего дотягиваются их реформаторские ручонки?

«По-моему, чувак, нас кинули!» — так звучит первая строфа гимна протестующих предпринимателей. Они не стояли на площадях по поводу языкового вопроса, вступления Украины в НАТО или признания УПА. Для представителей мелкого и среднего бизнеса эти вопросы, очевидно, казались второстепенными, отвлекающими от дел насущных. Но вот уже неделю они перекрывают улицы, ночуют в палатках и срывают голоса на митингах, протестуя против Налогового кодекса. А все потому, что власть напрямую залезла в их карманы.

«Колбасная революция-2010» по сути является первым классовым бунтом с момента обретения Украиной независимости. Малый бизнес вступил в сражение с крупным, не дожидаясь начала раскуркуливания. И не веря в искренность намерений власти.

Каждый из протестующих четко определяет свою личную цель, однако когда наступает черед коллективных решений, возникают трудности. Любой, самый элементарный организационный вопрос превращается в проблему. Объединяющее недоверие к власти органично уживается со взаимной подозрительностью. Постоянно перебирая друг у друга полномочия, с утра они щедро обмениваются взаимными обвинениями, а вечером торжественно мирятся на сцене Майдана. Удивительно, что при всем этом разброде и шатаниях им все-таки удалось слегка разворошить высокопоставленный улей.

Предприниматели откровенно дистанцируются от политиков, с явным удовольствием демонстрируя им свое пренебрежение. При этом они непроизвольно, но с удивительной точностью копируют правила, привычки, манеры осмеиваемых небожителей. То же исконное стремление к гетманству, то же привычное желание «спутать свою собственную шерсть с государственной». У многих — та же, замешанная на недоверии, внутренняя готовность, в случае чего, подставить локоть вместо плеча.

Однако изрядный запас объединяющей злости на общего врага пока позволяет им держаться вместе. И помогает верить в успех. Впрочем, печать ожидаемого вето на Налоговом кодексе способна ненадолго согреть предпринимательские души. (Если ВР не преодолеет вето, выгодно оттенив хозяина Банковой.) Сам документ, в лучшем случае, будет слегка подкорректирован, что принесет, скорее моральный, нежели материальный эффект.

Главным положительным результатом антиналоговой акции могло, и должно было бы стать утверждении в Украине по-настоящему независимых и сильных отечественных профсоюзов. Бизнес нуждается в реальной альтернативе провластной Федерации регионала Василия Хары и прооппозиционной Конфедерации бютовца Михаила Волынца (который, очевидно, уже видит себя новым Лехом Валенсой).

На нынешней волне народного гнева отчаянно пытаются всплыть на поверхность маргинальные общественные организации, лидерам которых после 2004 года не повезло, в отличие от Каськива из «Поры». Почва для взращивания по-настоящему новых профсоюзных лидеров почти идеальна. Вот только где семена? Среди присутствующих на митингах явный дефицит новых лиц, очевидная нехватка будущих полноценных защитников интересов среднего класса. Сам средний класс, несмотря ни на что, уже обозначает готовность к объединению и демонстрирует готовность к борьбе. Хотя эта демонстрация порою приобретает и несколько экзотические формы.

Ниже предлагается небольшая подборка из высказываний предпринимателей на сцене Майдана. Авторская лексика и стилистика народных ораторов сохранены.

Елена КИСЕЛЬ, частный предприниматель, Киев:

Здравствуйте, я хочу рассказать вам о себе. Год назад я зарегистрировалась частным предпринимателем, и в этом году был первый отчет, который я сдавала. Я допустила в нем ошибку. Бывает! Все ошибаются — бухгалтеры, аудиторы, Наполеон ошибался, и я ошиблась. Инспектор Пенсионного фонда Соломенского района скрывала эту ошибку в течение пяти месяцев от налоговой и от меня, а потом предложила мне эту ошибку исправить и не назначать штрафных санкций в обмен на взятку.

Я отказалась категорически, тогда она сказала, что сдаст меня в прокуратуру. До какого же навоза розложилась вся эта инспекция? Они сами уголовники — требуют взятку, и из нас делают уголовников, заставляя давать им взятки.

Все доходы, которые они получают от нас, нигде не декларируются, не сообщается, куда они используются. А украсть — это всегда легче, чем заработать. Чтобы заработать, ты там должен обрыгаться, думать, бегать, крутиться, рисковать деньгами, силами и здоровьем. Поэтому я прошу вас, товарищи киевляне, если кто слышит — помогите приезжим, поддержите их морально, принесите что-нибудь вкусненькое...

Алексей, предприниматель, Сумская область:

Доброго дня, громадо! Ви знаєте, кажуть, що коли на весілля йде дощ, то самі небеса благословляють цей шлюб. Я думаю, що цей дощ благословляє наше діло і омиває нашу країну від того бруду, який отам залип на Банковій. Так давайте його змиємо, цей бруд!

Ви знаєте, я чув, як Чечетов, ну ви знаєте, отой карлік з Партії регіонів, діріжор парламентський, сказав, що тут, на Майдані, стоять за гроші. То скажіть отому шибздику, ви тут за гроші стоїте? Міша, убєйся об стєнку!

Вони прийшли до влади за гроші і хочуть узаконити за наші гроші ті закони, які вони написали, нібито, шоб заповнити бюджет. Так продай бізнес Ахметова — і ми всі будемо ще 10 років жити добре! Продай бізнес своїх депутатів — і будемо ще 100 років жити добре! Ми Гітлера погнали з нашої святої землі, так невже ми зека якогось з крісла не вигонимо?

Людмила СЕРГИЕНКО, Каховка:

Я хочу сравнить наше государство с обычной семьей, в которой пятеро детей. Например, батько ушел на работу, дома дети балуются. Разве батько будет бояться вернуться домой и успокоить, помирить своих детей? Я думаю, что нормальный батько не побоится зайти в свой дом.

Разве нормальный отец будет желать своим детям, чтоб они расли необразованными в нищете? Разве нормальный президент позволил бы нам стоять здесь под дождем? Так зачем же ж нам такой президент и вся эта влада? Геть зграю кровосісів!!!

Юрий ХАРИТОНЧИК, Борисполь:

Борисполь, я вас люблю! Вы — молодцы! Стойте! Четко! Классно! Нам тяжко, нам дуже тяжко. Нас угнетают, нас давят, но мы стоим. Стойте жестко, ребята! Стойте до конца! Ура! Слава Украине!

Зоя МАКСИМЧУК, Черкассы:

Ми — представники оптової торгівлі. Сьогодні влада так звузила рамки закону, що ми випали з цих рамок. Влада нас не чує. Вони хочуть поставити нас на коліна, зробити з нас злиднів, зробити дірки в наших кишенях, такі самі, як вони зробили в бюджеті. Ганьба такій владі!

Алексей ОБУХОВСКИЙ, Винницкая область:

У мене був магазинчик, я займався порізкою скла для людей і рамочки робили. Влада до такого ступеню обнагліла, що розвалила магазин, на який була маса документів, бо треба були взятки. Вони показали, що ми для них ніхто. Ми можемо це терпіти чи ні?

Ми вирішили об’єднуватися і йти до кінця. Якщо треба, ми підемо в катакомби, ви нам будете носити якусь їду, і ми будемо звідти вилазити в потрібний момент… я вважаю, що назад у нас дороги немає. Ми не закликаємо до непокори, але ми вже до цього готові…

Александр ДУДКО, глава независимого профсоюза предпринимателей Крыма:

Друзья, я хочу вам пересказать очень маленький фрагмент беседы с Клюевым. Когда зашел спор о том, чем мешает налоговый кодекс, я сказал: Андрей Петрович, давайте я вам буквально за 30 секунд обрисую наш налоговый кодекс по простой системе, в которую вы загоняете упрощенный бизнес. Представьте, что я как предприниматель нанялся мыть полы у вас в Кабмине на седьмом этаже. За тысячу гривен. У меня нет ни бухгалтерии, никого, есть только тряпка и швабра. И я хочу тысячу, но я должен начислить на нее 386 гривен в фонды и НДС сверху. Итого, я вам выставляю счет 1680 грн. «О-о-о, это уже многовато», — отвечает Клюев.

То есть тысячу я не получу, потому что я из нее должен заплатить налоги, фонды, и мне останется 816 гривен. И на эти 816 гривен я не получу товаров и услуг, потому что приду в магазин, а там в цене сидит 16,6% НДС. Итого 1?680 возьму с вас, а 680 — себе и 987 гривен отдам на содержание бездельников, государству, которое ничего не делает, и в абсолютно бесполезные фонды. «Что вы сделаете?» — спрашиваю я Клюева. «Ой, — отвечает он, — я с вами постараюсь договориться за 900, но чистыми». Вот, говорю, вы со всей Украиной и договариваетесь 15 лет.

Клюев спрашивает у Хомутынника: «Это что, у нас такие высокие налоги?» Хомутынник отвечает: «Да, все цифры правильные». Я говорю: «А вы что, не знаете, какие налоги платит страна? Не знаете, что это 61%? Конечно, откуда вы можете знать, вы же их не платите». А помощник говорит: «Вы не то сказали. Не забывайте, что господин Клюев с 93-го года — госслужащий». А я про себя думаю: «Ну да, я забыл, что он эти миллиарды на госслужбе накосил».

И в заключение я сказал: «Если вы не прислушаетесь к нашим поправкам, то мы на каждом ценнике будем писать не «в том числе НДС», а вот так и напишем: «Шуба — 1660 гривен, в том числе 980 гривен государству и 680 гривен предпринимателю». Пусть тогда все пенсионеры и бюджетники увидят, из-за чего такие цены…

Александр ДАНИЛЮК, руководитель центра содействия предпринимательской деятельности:

Податковий кодекс ухвалений незаконно, і ми не будемо його виконувати. Ми вимагаємо від президента негайно накласти вето на цей документ та відправити у відставку його розробників — Азарова, Тігіпка і Бродського.

В іншому разі ми починаємо збір підписів за проведення референдуму щодо дострокового припинення повноважень президента та Верховної Ради. Нам треба всього лише три мільйони підписів. Краще, якщо президент сам оголосить про референдум, не чекаючи, поки ми зробимо це за нього...