«По-моему, чувак, нас кинули!» — так звучит первая строфа гимна протестующих предпринимателей. Они не стояли на площадях по поводу языкового вопроса, вступления Украины в НАТО или признания УПА. Для представителей мелкого и среднего бизнеса эти вопросы, очевидно, казались второстепенными, отвлекающими от дел насущных. Но вот уже неделю они перекрывают улицы, ночуют в палатках и срывают голоса на митингах, протестуя против Налогового кодекса. А все потому, что власть напрямую залезла в их карманы.
«Колбасная революция-2010» по сути является первым классовым бунтом с момента обретения Украиной независимости. Малый бизнес вступил в сражение с крупным, не дожидаясь начала раскуркуливания. И не веря в искренность намерений власти.
Каждый из протестующих четко определяет свою личную цель, однако когда наступает черед коллективных решений, возникают трудности. Любой, самый элементарный организационный вопрос превращается в проблему. Объединяющее недоверие к власти органично уживается со взаимной подозрительностью. Постоянно перебирая друг у друга полномочия, с утра они щедро обмениваются взаимными обвинениями, а вечером торжественно мирятся на сцене Майдана. Удивительно, что при всем этом разброде и шатаниях им все-таки удалось слегка разворошить высокопоставленный улей.
Предприниматели откровенно дистанцируются от политиков, с явным удовольствием демонстрируя им свое пренебрежение. При этом они непроизвольно, но с удивительной точностью копируют правила, привычки, манеры осмеиваемых небожителей. То же исконное стремление к гетманству, то же привычное желание «спутать свою собственную шерсть с государственной». У многих — та же, замешанная на недоверии, внутренняя готовность, в случае чего, подставить локоть вместо плеча.
Однако изрядный запас объединяющей злости на общего врага пока позволяет им держаться вместе. И помогает верить в успех. Впрочем, печать ожидаемого вето на Налоговом кодексе способна ненадолго согреть предпринимательские души. (Если ВР не преодолеет вето, выгодно оттенив хозяина Банковой.) Сам документ, в лучшем случае, будет слегка подкорректирован, что принесет, скорее моральный, нежели материальный эффект.
Главным положительным результатом антиналоговой акции могло, и должно было бы стать утверждении в Украине по-настоящему независимых и сильных отечественных профсоюзов. Бизнес нуждается в реальной альтернативе провластной Федерации регионала Василия Хары и прооппозиционной Конфедерации бютовца Михаила Волынца (который, очевидно, уже видит себя новым Лехом Валенсой).
На нынешней волне народного гнева отчаянно пытаются всплыть на поверхность маргинальные общественные организации, лидерам которых после 2004 года не повезло, в отличие от Каськива из «Поры». Почва для взращивания по-настоящему новых профсоюзных лидеров почти идеальна. Вот только где семена? Среди присутствующих на митингах явный дефицит новых лиц, очевидная нехватка будущих полноценных защитников интересов среднего класса. Сам средний класс, несмотря ни на что, уже обозначает готовность к объединению и демонстрирует готовность к борьбе. Хотя эта демонстрация порою приобретает и несколько экзотические формы.
Ниже предлагается небольшая подборка из высказываний предпринимателей на сцене Майдана. Авторская лексика и стилистика народных ораторов сохранены.
Елена КИСЕЛЬ, частный предприниматель, Киев:
Здравствуйте, я хочу рассказать вам о себе. Год назад я зарегистрировалась частным предпринимателем, и в этом году был первый отчет, который я сдавала. Я допустила в нем ошибку. Бывает! Все ошибаются — бухгалтеры, аудиторы, Наполеон ошибался, и я ошиблась. Инспектор Пенсионного фонда Соломенского района скрывала эту ошибку в течение пяти месяцев от налоговой и от меня, а потом предложила мне эту ошибку исправить и не назначать штрафных санкций в обмен на взятку.
Я отказалась категорически, тогда она сказала, что сдаст меня в прокуратуру. До какого же навоза розложилась вся эта инспекция? Они сами уголовники — требуют взятку, и из нас делают уголовников, заставляя давать им взятки.
Все доходы, которые они получают от нас, нигде не декларируются, не сообщается, куда они используются. А украсть — это всегда легче, чем заработать. Чтобы заработать, ты там должен обрыгаться, думать, бегать, крутиться, рисковать деньгами, силами и здоровьем. Поэтому я прошу вас, товарищи киевляне, если кто слышит — помогите приезжим, поддержите их морально, принесите что-нибудь вкусненькое...
Алексей, предприниматель, Сумская область:
Доброго дня, громадо! Ви знаєте, кажуть, що коли на весілля йде дощ, то самі небеса благословляють цей шлюб. Я думаю, що цей дощ благословляє наше діло і омиває нашу країну від того бруду, який отам залип на Банковій. Так давайте його змиємо, цей бруд!
Ви знаєте, я чув, як Чечетов, ну ви знаєте, отой карлік з Партії регіонів, діріжор парламентський, сказав, що тут, на Майдані, стоять за гроші. То скажіть отому шибздику, ви тут за гроші стоїте? Міша, убєйся об стєнку!
Вони прийшли до влади за гроші і хочуть узаконити за наші гроші ті закони, які вони написали, нібито, шоб заповнити бюджет. Так продай бізнес Ахметова — і ми всі будемо ще 10 років жити добре! Продай бізнес своїх депутатів — і будемо ще 100 років жити добре! Ми Гітлера погнали з нашої святої землі, так невже ми зека якогось з крісла не вигонимо?
Людмила СЕРГИЕНКО, Каховка:
Я хочу сравнить наше государство с обычной семьей, в которой пятеро детей. Например, батько ушел на работу, дома дети балуются. Разве батько будет бояться вернуться домой и успокоить, помирить своих детей? Я думаю, что нормальный батько не побоится зайти в свой дом.
Разве нормальный отец будет желать своим детям, чтоб они расли необразованными в нищете? Разве нормальный президент позволил бы нам стоять здесь под дождем? Так зачем же ж нам такой президент и вся эта влада? Геть зграю кровосісів!!!
Юрий ХАРИТОНЧИК, Борисполь:
Борисполь, я вас люблю! Вы — молодцы! Стойте! Четко! Классно! Нам тяжко, нам дуже тяжко. Нас угнетают, нас давят, но мы стоим. Стойте жестко, ребята! Стойте до конца! Ура! Слава Украине!
Зоя МАКСИМЧУК, Черкассы:
Ми — представники оптової торгівлі. Сьогодні влада так звузила рамки закону, що ми випали з цих рамок. Влада нас не чує. Вони хочуть поставити нас на коліна, зробити з нас злиднів, зробити дірки в наших кишенях, такі самі, як вони зробили в бюджеті. Ганьба такій владі!
Алексей ОБУХОВСКИЙ, Винницкая область:
У мене був магазинчик, я займався порізкою скла для людей і рамочки робили. Влада до такого ступеню обнагліла, що розвалила магазин, на який була маса документів, бо треба були взятки. Вони показали, що ми для них ніхто. Ми можемо це терпіти чи ні?
Ми вирішили об’єднуватися і йти до кінця. Якщо треба, ми підемо в катакомби, ви нам будете носити якусь їду, і ми будемо звідти вилазити в потрібний момент… я вважаю, що назад у нас дороги немає. Ми не закликаємо до непокори, але ми вже до цього готові…
Александр ДУДКО, глава независимого профсоюза предпринимателей Крыма:
Друзья, я хочу вам пересказать очень маленький фрагмент беседы с Клюевым. Когда зашел спор о том, чем мешает налоговый кодекс, я сказал: Андрей Петрович, давайте я вам буквально за 30 секунд обрисую наш налоговый кодекс по простой системе, в которую вы загоняете упрощенный бизнес. Представьте, что я как предприниматель нанялся мыть полы у вас в Кабмине на седьмом этаже. За тысячу гривен. У меня нет ни бухгалтерии, никого, есть только тряпка и швабра. И я хочу тысячу, но я должен начислить на нее 386 гривен в фонды и НДС сверху. Итого, я вам выставляю счет 1680 грн. «О-о-о, это уже многовато», — отвечает Клюев.
То есть тысячу я не получу, потому что я из нее должен заплатить налоги, фонды, и мне останется 816 гривен. И на эти 816 гривен я не получу товаров и услуг, потому что приду в магазин, а там в цене сидит 16,6% НДС. Итого 1?680 возьму с вас, а 680 — себе и 987 гривен отдам на содержание бездельников, государству, которое ничего не делает, и в абсолютно бесполезные фонды. «Что вы сделаете?» — спрашиваю я Клюева. «Ой, — отвечает он, — я с вами постараюсь договориться за 900, но чистыми». Вот, говорю, вы со всей Украиной и договариваетесь 15 лет.
Клюев спрашивает у Хомутынника: «Это что, у нас такие высокие налоги?» Хомутынник отвечает: «Да, все цифры правильные». Я говорю: «А вы что, не знаете, какие налоги платит страна? Не знаете, что это 61%? Конечно, откуда вы можете знать, вы же их не платите». А помощник говорит: «Вы не то сказали. Не забывайте, что господин Клюев с 93-го года — госслужащий». А я про себя думаю: «Ну да, я забыл, что он эти миллиарды на госслужбе накосил».
И в заключение я сказал: «Если вы не прислушаетесь к нашим поправкам, то мы на каждом ценнике будем писать не «в том числе НДС», а вот так и напишем: «Шуба — 1660 гривен, в том числе 980 гривен государству и 680 гривен предпринимателю». Пусть тогда все пенсионеры и бюджетники увидят, из-за чего такие цены…
Александр ДАНИЛЮК, руководитель центра содействия предпринимательской деятельности:
Податковий кодекс ухвалений незаконно, і ми не будемо його виконувати. Ми вимагаємо від президента негайно накласти вето на цей документ та відправити у відставку його розробників — Азарова, Тігіпка і Бродського.
В іншому разі ми починаємо збір підписів за проведення референдуму щодо дострокового припинення повноважень президента та Верховної Ради. Нам треба всього лише три мільйони підписів. Краще, якщо президент сам оголосить про референдум, не чекаючи, поки ми зробимо це за нього...