«Украина в течение 10 лет должна войти в 20 наиболее развитых государств мира».

В.Янукович, 02.06.2010

«Мы, что, хотим иметь коррумпированную державу, хотим поддерживать коррумпированную бюрократию, развивать теневую экономику и дальше так жить?.. Большинство в обществе сегодня желает, чтобы мы, в конце концов, навели порядок в стране, в использовании всех ресурсов, которые есть, и финансовых ресурсов — в первую очередь».

В.Янукович, 17.11.2010

Этот вопрос президент Украины задал, выступая в среду на Совете национальной безопасности и обороны Украины, где рассматривались вопросы возможных рисков и угроз, которые возникнут перед государством в ближайшей и отдаленной перспективе. Ответ СНБО так и не сформулировало. Какой же, однако, инвестор из G20 проявит интерес к разрекламированным нацпроектам в государстве, которое занимает 134-е место в мире по рейтингу коррупции, 121-е — по рейтингу экономической свободы и 145-е — по благоприятности ведения предпринимательской деятельности? Заседание СНБО еще раз продемонстрировало: у всех этих низких рейтингов есть одна системная причина — неэффективность звеньев государственного аппарата! Государство надо строить. С иерархией, субординацией, системами управления, учета и контроля, четким определением функциональных обязанностей, прав, полномочий и ответственности. Контролировать финансовые потоки онлайн, проводить любые виды финансовых операций с высоким уровнем защиты, сдавать любую отчетность госструктурам по Интернету, освободить потребителей госуслуг от контакта и необходимости «решать вопросы» с чиновниками — все это уже сегодня реально в десятках стран мира, где реализованы свои нацпроекты развития современного «электронного государства». Увы, подняться на их уровень Украина сейчас не может. Почему? «Зеркало недели» на основе закрытых официальных документов постаралось расследовать причину, по которой в Украине срывается построение «электронного государства».

Во-первых, за шесть лет на программах информатизации, нарушая требования закона «О Национальной программе информатизации», чиновники большинства украинских министерств и ведомств успешно распилили миллиарды гривен, но державная цель по-прежнему далека.

Во-вторых, распил благополучно продолжается при новой власти. И самым ярким примером здесь является многомиллиардный проект Электронной социальной карты, уверенно претендующий на звание одной из самых дорогостоящих авантюр команды Януковича. Одновременно с проведением заседания СНБО, 17 ноября, состоялось и заседание Межведомственной комиссии по внедрению электронной социальной карты. Наиболее скандальным выглядит тот факт, что, по данным источников «ЗН», близких к Кабмину, проект планируется реализовать в рекордно короткие сроки руками иностранной компании — российской финансово-промышленной группы АФК «Система».

Краткий курс истории НПИ

Для чего реализовывают программы информатизации во всем мире? Для того чтобы снизить операционные расходы, устранить дорогостоящий бумажный документооборот, повысить безопасность хранения и передачи данных и сократить управленческий аппарат. В Украине в 1998 году принят Закон «О национальной программе информатизации» (НПИ), призванный интегрировать в одно целое все программы информатизации. С тех пор на информатизацию были потрачены около 800 млн. долл. Но бумажный документооборот во всех учреждениях сохраняется в полном объеме, а численность госслужащих возросла примерно на 45%.

«Национальная программа информатизации представляет комплекс взаимосвязанных отдельных заданий (проектов) информатизации, направленных на реализацию государственной политики и приоритетных направлений современной информационной инфраструктуры Украины за счет концентрации и рационального использования финансовых, материально-технических и других ресурсов, производственного и научно-технического потенциала государства, а также координации деятельности органов государственной власти…

Программы и проекты (или их части), которые направлены на создание, развитие и интеграцию информационных систем, сетей, ресурсов и информационных технологий… выполняются как составные части Национальной программы информатизации, если иное не предусмотрено законодательством…»

Как мы сможем увидеть на основе анализа Счетной палаты и Госкомитета по информатизации, практически все органы власти на протяжении многих лет систематически нарушают закон о Национальной программе информатизации. Причем смена власти, по сути, не меняет правила игры на этом, управляемом чиновниками, рынке. Так, в 2010 году, уже после смены властной команды, без какого-либо законодательного обеспечения и согласования с НПИ Государственная налоговая администрация провела тендер на закупку системы электронного документооборота стоимостью в 9 млн. долл., на котором победила американская компания. Этих денег в бюджете нет — и закупку осуществили, взяв кредит у Всемирного банка. И ни у кого в ГНАУ и в Кабмине не возникло вопросов: а на каком основании иностранная компания строит систему документооборота и получает, таким образом, доступ к информации, составляющей государственную тайну? А каким стандартам и техническим требованиям соответствует закупаемая система? Отвечает ли она требованиям закона о НПИ? Прошла ли она согласования в Службе безопасности, Госкомитете по информатизации и в Госслужбе спецсвязи? Разумеется, на все эти риторические вопросы может быть дан только отрицательный ответ. Ничего не меняется — потому как, если соблюдать закон, то чиновники ГНАУ не смогли бы потратить 9 млн. долл. на систему электронного документооборота, реальная цена которой, по оценкам экспертов «ЗН», в три-четыре раза меньше.

Как саботируют Национальную программу информатизации и воруют миллиарды

Пятого октября 2009 года Счетная палата направила на имя премьер-министра Ю.Тимошенко отчет за №04-2118 «О результатах аудита деятельности органов государственной власти и функционирования государственных реестров».

В этом документе содержатся строки, пахнущие бесследно исчезнувшими бюджетными миллиардами и некомпетентностью поколений украинских чиновников. По сути, государственная программа информатизации парализована. Министерства и ведомства в нарушение законов срывают выполнение этой программы, поскольку под лозунгами «информатизации» чиновники создали себе систему кормушек по распилу бюджетных денег в особо крупных размерах. В каждом ведомстве — своя кормушка, и потому госбюджет не финансирует единую Национальную программу, а через другие статьи финансирует карманные самодельные программы в каждом отдельном органе власти.

Процитируем избранное из отчета государственных аудиторов:

«Кабинет министров в нарушение законодательно определенных функциональных обязанностей не обеспечил формирование государственной политики в сфере информатизации, связанной с процессом создания органами государственной власти электронных реестров как элемента национальных информационных ресурсов. Не созданы системы формирования государственных реестров и не обеспечено их эффективное функционирование, не определены их структуры и порядок использования. Фактически реестры органов власти формируются как ведомственные и между собой не корреспондируются…

Вопреки требованиям Закона Украины «О Национальной программе информатизации» практически всеми центральными органами исполнительной власти не обеспечено исполнение всех норм закона. Только 2% работ по информатизации осуществляется согласно бюджетной программе «Национальная программа информатизации», 70% — по отдельным бюджетным программам. Реализация заданий по информатизации судебными органами власти вообще осуществляется вне рамок законодательного регулирования.

Выполнение центральными органами власти проектов, направленных на создание информационных ресурсов, осуществляется вне Национальной программы информатизации. Бюджетные назначения этих органов на создание государственных реестров в большинстве случаев законами о государственном бюджете отдельно не определяются. Расходы проводятся в рамках различных бюджетных программ…

…Не сформированы и не внедрены одинаковые для всех органов власти требования и правила, унифицированные стандарты.

Национальный реестр электронных информационных ресурсов в нарушение требований указа президента Украины от 31.07.2000 №928 не создан. Задержка с созданием Национального реестра привела к тому, что регистрация и учет таких ресурсов в денежных и натуральных показателях не осуществляется. Государством утрачен контроль за имеющимися информационными ресурсами. Неучтенные ресурсы создают угрозу информационной безопасности государства вследствие возможного их перекручивания и несанкционированного распространения.

Деятельность центральных органов исполнительной власти по созданию и обеспечению функционирования электронных государственных реестров является бессистемной, неконтролируемой и неэффективной. Социально-экономический эффект от формирования электронных информационных ресурсов с целью обеспечения прозрачности, открытости и эффективности работы органов государственной власти не достигнут. Широкий доступ граждан к государственным электронным реестрам не обеспечен».

Счетная палата приводит множество примеров, которые наглядно демонстрируют отсутствие управления и контроля со стороны государства практически во всех отраслях государства. Там, где нет реестра, там, по сути, нет учета и контроля, а это значит, что там нет и государства:

«Министерством транспорта и связи и Госкоминформатизации… не налажена координация деятельности органов исполнительной власти, связанная с созданием и интеграцией электронных информационных систем и ресурсов в Единый веб-портал органов исполнительной власти и предоставлением информационных и иных услуг через электронную информационную систему «Электронное правительство».

Министерством здравоохранения Украины в нарушение требований действующего законодательства на сегодня не создана половина из предусмотренных государственных реестров… Например, в полном объеме не внедрен реестр лекарственных средств, и, как следствие, граждане не имеют возможности получить исчерпывающую информацию о лекарствах…

Министерство регионального развития и строительства Украины и Министерство культуры и туризма не разработали Порядка ведения Государственного реестра недвижимых памятников Украины и не подали его на утверждение в Кабинет министров Украины. Реальные механизмы взаимодействия этих министерств относительно занесения объектов культурного наследия в указанный реестр не внедрены».

В руки «ЗН» попали и другие документы, которые использовали специалисты Счетной палаты. Мы уже публиковали красноречивый отчет КРУ о деятельности государственного предприятия «Информцентр» Министерства юстиции. По данным КРУ, руководитель предприятия В.Добжанский заключил на редкость невыгодные и разорительные для государства условия сотрудничества с компаниями «Артмастер» и «3Т». Коммерческие фирмы только за два года получили свыше 200 млн. грн. роялти за обслуживание разработанных этими фирмами государственных реестров при том, что закупочная стоимость этих реестров не превышала 25 млн. грн. Эти факты проверки КРУ, содержащие очевидную коррупционную составляющую, до сих пор не получили оценки компетентных органов.

Госкомитет информатизации в 2009 году подготовил для руководства Кабмина информацию о выполнении Национальной программы информатизации (НПИ) за №65/05-09. В этом документе содержится объяснение, какие суммы и каким образом много лет дерибанят руководители исполнительной власти всех уровней.

«…Объемы финансирования бюджетных программ, отнесенных Минфином к информатизации, значительно превышают объемы финансирования непосредственно бюджетной программы «Национальная программа информатизации»… Общий плановый объем финансирования таких бюджетных программ составил 3?263 млн. грн., а общий объем финансирования «Национальной программы информатизации» за этот период составил 52,9 млн. грн., что составило лишь 1,6% от общего объема финансирования бюджетных программ по информатизации. Это не дает возможности формировать и финансировать проекты информатизации общегосударственного значения.

…50% средств государственного бюджета на выполнение проектов информатизации было направлено органами государственной власти на закупку вычислительной техники и других технических средств, 31% — на создание и модернизацию существующей инфраструктуры и только 2,7% — на создание информационных ресурсов и разработку программного обеспечения. С учетом того, что средняя обеспеченность органов исполнительной власти компьютерной техникой по состоянию на конец 2007 года составляла 126%, приведенные факты свидетельствуют о нерациональном использовании бюджетных средств».

Как прокомментировать выводы Счетной палаты и Госкомитета по информатизации? Ах да, по словам экспертов «ЗН», откаты на реализацию ведомственных программ информатизации исчисляются 50—80 процентами с суммы закупки. При этом закупается «железо» и программное обеспечение, которые для построения «электронного государства» в Украине абсолютно не нужны! Это наглядно показывают тендеры на закупку систем электронного документооборота, проведенные ГНАУ и Нацбанком в марте и апреле 2010 года. Ничего не меняется. Чиновники выбивают деньги на информатизацию по другим статьям, которые не подкреплены ни концепцией, ни стратегией, ни техзаданиями… Самостоятельные проекты с самостоятельным финансированием множатся — но единой системы электронного учета, контроля, управления и предоставления государственных услуг у нас как не было, так и нет. И при дальнейшем игнорировании законов и логики развития «электронного государства» — не будет.

Карточный расклад

«Электронная социальная карта — это интересная штука — заявил на встрече с президентом В.Януковичем президент России Д.Медведев. — Я уверен, что и Украина будет обязательно переходить к подобным решениям. Мы готовы поделиться опытом. Возможно и совместный продукт продвигать, так как за этим будущее. Очевидно, что вскоре каждый житель и России, и Украины будет иметь соответствующую карту. Я думаю, что здесь тоже можно было бы наши усилия объединить». После общения с Медведевым Янукович дал поручение разобраться в вопросе. 11 октября 2010 года премьер-министр Н.Азаров подписал постановление о внедрении Электронной социальной карты (ЭСК). Премьер так обозначил цель проекта: «Она даст возможность определить, где и какие затраты в государстве идут на социальные выплаты, кто получает выплаты, позволит создать систему, по которой те, кто предоставляют услуги, автоматически получают компенсацию из бюджета в обход бюрократического аппарата». Николай Янович указал сроки внедрения карточки — 2011 год, то есть в течение нескольких месяцев. Скорость внедрения — стремительная.

29 октября Минфин издает приказ о создании Межведомственной комиссии по внедрению ЭСК. Сразу заявлено, что в качестве эксперимента ЭСК будет внедрена в Киеве, а также в Харьковской и Черновицкой областях. Госадминистрациям поручили подготовить расчеты расходов на проведение эксперимента, чтобы Минфин срочно внес эти затраты в проект госбюджета на 2011 год.

10 ноября Кабмин принимает постановление №1050, согласно которому Минфин может осуществлять предоплату бюджетными средствами за товары, работы и услуги, связанные с внедрением электронной социальной карты.

В Украине более 13,7 миллиона пенсионеров, по счетам Пенсионного фонда проходит за год 192 млрд. грн. Электронная социальная карточка — это, без сомнения, революционный проект. Однако в решениях и действиях Кабмина по данному поводу содержится так много нарушений действующего законодательства и логики развития национальной программы информатизации, что возникают вопросы: насколько продуман и подготовлен этот проект, реализация которого в масштабах страны потребует многих миллиардов гривен?

Во-первых, вызывает удивление, почему координатором проекта назначено не профильное ведомство — Министерство труда и социальной политики, — а Министерство финансов. Хотя все базы данных по социальным выплатам хранятся в Министерстве труда и социальной политики. Логическим объяснением этого казуса видятся разве что доверительные отношения премьера с министром финансов Ярошенко и естественное желание Николая Яновича держать все под личным контролем.

Во-вторых, совершенно шокирует та вольность, с которой осуществляется выделение государственных средств. Очень хотелось бы узнать, уважаемый Николай Янович, на каком основании выделяются средства Минфину по проекту социальной карточки, если в правительстве определен порядок выделения финансирования из бюджета, который требует разработку и утверждение концепции, госпрограммы, бюджета проекта и самого технического задания?! Ведь ничего этого в проекте ЭСК сейчас нет, сообщили «ЗН» участники Межведомственной комиссии!

Каким образом при отсутствии концепции и техзадания могут рассчитать возможные расходы государственные администрации в экспериментальных регионах, которые не имеют опыта работы с внедрением систем такого рода?

Не приведет ли отсутствие обязательной нормативной базы проекта к финансовым нарушениям в особо крупных размерах?

Давайте попытаемся сами подсчитать возможные расходы в случае внедрения ЭСК в масштабе страны. Возьмем только одно направление финансирования — закупку аппаратной части. У нас более 33 тысяч городов и поселков городского типа. Если в небольшом городке достаточно поставить по три—четыре терминала в местном отделении Ощадбанка и в органах социального обеспечения, то в мегаполисах такие терминалы надо ставить сотнями. Установка терминала сейчас стоит не менее одной тысячи долларов. Таким образом, предположим: если установить хотя бы 300—400 тысяч терминалов, одно «железо» для проекта ЭСК обойдется около 4 млрд. грн.! И это без учета других составных частей проекта! За чей счет планирует правительство внедрять такие удобства и новшества для обслуживания пенсионеров?

В-третьих, каким образом проект Электронной социальной карточки соответствует концепции Национальной программы информатизации? Как ЭСК будет взаимодействовать с другими госу-дарственными информационными системами? Или у пациентов Минздрава, у получателей государственных услуг в других министерствах и ведомствах тоже появятся свои карточки? Ведь нелогично, чтобы какие-то одни потоки государственных финансов управлялись и контролировались автоматизированно, а другие так и оставались в бумажном виде? И сколько десятков разнообразных карточек в таком случае планирует правительство вводить для граждан Украины? В какую сумму такая информатизация обойдется? А можно ли вообще построить электронную систему управления в отдельно взятом министерстве, если до сих пор отсутствует система управления и обмена данными между всеми финансовыми, фискальными, контрольными и правоохранительными органами? И вообще, зачем строить дом с девятого этажа, Николай Янович?

В-четвертых, какими системами защиты будут охраняться деньги пенсионеров? Кто эти системы сертифицировал? Ведь электронные карточки для большинства украинцев, а уж тем более для пенсионеров, вещь совершенно непривычная. Банковскими карточками пользуются не более 3,5% граждан. Представьте себе, как научить стариков пользоваться карточками и какое горе их ожидает, если они допустят ошибку в транзакции либо станут жертвой мошенников? Если у нас любую государственную базу данных можно при желании легко купить на рынке, если сломать пин-код магнитной карточки не составляет труда, не появятся ли на рынках электронные социальные карточки?

В-пятых, официально не назван ни технический исполнитель, ни технологии, которые он собирается применять для защиты ЭСК. Абсурд, конечно, вопиющий. Минфин проводит эксперимент в областях, в госбюджет записывается строка финансирования, а кто и как будет реализовывать проект — совершенно непонятно.

Но вот любопытная деталь — в состав Межведомственной комиссии правительства Украины по внедрению электронной социальной карточки введен один россиянин. Это Борис Вольпе — вице-президент ОАО «Ситроникс», одного из ведущих российских производителей микроэлектроники. «Ситроникс» входит в бизнес-империю россиянина Владимира Евтушенкова АФК «Система». Именно АФК «Система», которой принадлежит телекоммуникационный гигант МТС, является основным претендентом на покупку «Укртелекома». И «Система» уже заранее планирует использовать коммуникационную сеть «Укртелекома» для продвижения других направлений своего бизнеса в Украине. Очевидно, что при построении системы обслуживания социальных платежей без участия «Укртелекома» не обойтись.

Источники «ЗН» утверждают, что именно лоббирование «Системой» проекта ЭСК вдохновляет правительство на столь стремительные действия, не обремененные формальностями. Однако нельзя не заметить, что передавать иностранной компании контроль и разработку украинской платежной системы — это, мягко говоря, не вполне государственный подход. Если такие ключевые сферы управления перейдут под контроль иностранной коммерческой структуры, какие будут возможности у государства Украина влиять на управление этой «Системой» и системой вообще? Аналогичных примеров за рубежом по поиску в Интернете обнаружить не удалось.

Далее — судя по официальным данным самого ОАО «Ситроникс», компания не имеет опыта в самой России по созданию электронных социальных карточек, не имеет глубоких разработок в сфере защищенных электронных платежных систем со смарт-картами. Кроме того, возможности этой компании по внедрению инноваций в настоящее время ограничены. Согласно официальным отчетам, «Ситроникс» последние два года работает с большими убытками. За первые шесть месяцев 2010 года — более 33,5 млн. долл. По итогам 2009-го года чистая выручка «Ситроникса» по сравнению с 2008-м упала на 27%, а общий долг компании составляет более 775 миллионов долларов, в связи с чем руководство АФК «Система» планирует слияние убыточного «Ситроникса» с другой финансово эффективной компанией. Зачем вливать бюджетные деньги в поддержание иностранной компании, которая не имеет серьезных позиций на рынке, но имеет плохую кредитную историю и испытывает кризис менеджмента? Зачем доверять ей разработку и управление сферой, которая безусловно относится к одному из ключевых направлений государственной безопасности?! Более того, с политической точки зрения АФК «Система» не может считаться надежным партнером. Хозяин «Системы» Евтушенков является родственником и деловым партнером опального при президенте Медведеве экс-мэра Москвы Юрия Лужкова. И сейчас в России это далеко не лучшая деловая рекомендация. Бизнес «Системы» сейчас также находится под пристальным вниманием российских властей, как и бизнес «Интеко» — фирмы супруги Лужкова. Знающие люди поговаривают, что остаться на плаву бизнес Евтушенкова сможет лишь в случае чуткости по отношению к столповой конторе полковника Путина…

В чем логика передачи целого сегмента государственной власти в распоряжение иностранной компании? Быть может, для централизации власти и сохранения суверенитета государства следует как раз оградить от иностранного влияния государственные платежные системы? Неужели именно так подходили к созданию «электронного государства» во Франции, Эстонии, Грузии, на пример которых так любит ссылаться уважаемый Николай Янович?

ИТС «Финансы»

Лучше всего разоблачает действия правительства по поспешной реализации проекта Электронной социальной карты распоряжение премьер-министра… Виктора Януковича!

19 сентября 2007 года в полном соответствии с нормативной базой по информатизации, Янукович издал распоряжение №752-р «О создании информационно-телекоммуникационной системы «Финансы», предназначенной для обмена финансово-экономическими данными между Минфином, Минэкономики, ГНА, Гостаможней, ГлавКРУ, Госказначейством, Госфинмониторингом, ФГИ, Госкомстатом, Нацбанком, МВД и СБУ.

ИТС «Финансы» должна обеспечить коммуникацию и координацию работы всех финансовых, контрольных, фискальных и правоохранительных ведомств. По сути — это мозг «электронного государства», защищенная коммуникационная среда, которая позволяет пользователям в режиме онлайн обмениваться всеми видами конфиденциальной информации без риска утечки и дешифровки. Ничего аналогичного в государстве ранее не существовало, поскольку у нас, как и триста лет назад, самым защищенным средством связи считается фельдъегерская почта. Основой ИТС является безопасность передачи и хранения информации, а сама ИТС является фундаментом, на котором и должны разрабатываться реестры, базы данных, госуслуги, электронные карточки потребителей. Разработка ИТС, согласно приказу Минфина, основывается на базе Национальной системы конфиденциальной связи, в соответствии с законами Украины «Об информации», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и электронном документообороте», «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах». Подготовлено техническое задание, создана и действует рабочая группа всех уполномоченных органов власти, но Кабмин почему-то не берет во внимание эту работу и отдает предпочтение запуску непродуманных проектов. Казалось бы, ничто не мешает правительству Партии регионов в 2011-м году завершить начатое правительством Партии регионов в 2007-м. ИТС «Финансы» принадлежит государству, и может быть внедрена с минимальными бюджетными затратами. Но вот парадокс — внедрение ИТС «Финансы» согласно постановлению премьера Януковича сейчас заблокировано! Разумеется, если основой работы Кабинета министров станет ИТС «Финансы», то в этой системе с ее жесткими стандартами для социальных карточек «Ситроникса» просто не будет места. Ни «Система», ни кто-либо другой уже не сможет навязывать государству свои собственные проекты.

Напрашивается вывод: программы построения «электронного государства» в Украине отличаются от той же Эстонии или стран ЕС не потому, что у нас не хватает каких-то карточек, голограмм, программного обеспечения, а потому что власть не соблюдает установленные законы и нормы, потому что ради коммерческого интереса чиновников можно проигнорировать любую государственную программу, а за откат закрыть глаза на любой очевидный ущерб государственным интересам и бюджету. Как иначе можно прокомментировать проведенные в этом году новой властью, «командой профессионалов», тендеры на закупку систем электронного документооборота и центров сертификации ключей Госказначейством, Нацбанком, Гостаможней и рядом других ведомств, которые прямо нарушают распоряжение Кабмина и приказ Минфина, согласованный этими же госструктурами? Ведь все эти тендеры выиграли разные структуры, следовательно, центры сертификации несовместимы между собой. Неужели для руководства Кабмина не очевидно, что «дерибан» бюджета под лозунгами «информатизации» продолжается?

И где в таком случае СБУ, Генпрокуратура, где, в конце концов, «железный хозяин», который торжественно пообещал «свернуть головы чиновникам-коррупционерам»?

Со времен Хаммурапи цивилизованное государство от нецивилизованного отличалось не только наличием законов, но их неукоснительным исполнением. И это поняли правители почти три с половиной тысячи лет назад…

Так какая сегодня эпоха в Украине?

20 ноября 1945 года в Нюрберге начался международный судебный процесс над главными фашистскими преступниками. Для этого был создан Международный военный трибунал. В его состав на паритетных началах вошли представители от СССР, США, Великобритании и Франции.

В числе обвиняемых оказались 24 политических и военных деятеля: Г. Геринг – рейхсмаршал, главнокомандующий германской авиацией; Р. Гесс – до 1940 г. заместитель Гитлера по НСДАП, член совета министров по обороне империи; И. Риббентроп – министр иностранных дел, уполномоченный фашистской партии по вопросам внешней политики; Р. Лей – руководитель трудового фронта, один из лидеров НСДАП; В. Кейтель – фельдмаршал, начальник штаба верховного главнокомандования вооруженными силами; Э. Кальтенбруннер – обергруппенфюрер СС, начальник имперского управления безопасности и полиции безопасности; А. Розенберг – заместитель Гитлера по вопросам идеологической подготовки членов НСДАП, имперский министр по делам восточных оккупированных территорий; Г. Франк – рейхслейтер фашистской партии, генерал-губернатор оккупированных польских территорий, В. Фрик – министр внутренних дел и другие.

На скамье подсудимых оказалась почти вся правящая верхушка нацистской Германии, за исключением главы государства А. Гитлера, руководителя управления имперской безопасности рейхсфюрера СС Г. Гиммлера и министра пропаганды Й. Геббельса, покончивших жизнь самоубийством. М.Борман (с 1941 г. заместитель Гитлера по НСДАП, руководитель партийной канцелярии)был привлечен к суду заочно, место его пребывания так и не было установлено. Дело разбитого параличом промышленника Круппа было выделено в отдельное производство и приостановлено. Лей избежал скамьи подсудимых, повесившись в тюремной камере до начала процесса.

Ответчики в своей ложе, примерно 1945-1946 год.(в переднем ряду, слева направо): Герман Геринг, Рудольф Гесс, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель(во втором ряду, слева направо): Карл Дениц, Эрих Редер, Бальдур фон Ширах, Фриц Заукель

Процесс проходил до 1 октября 1946 года. К смертной казни через повешение приговорили: Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрайхера (гаулейтер Франконии, идеолог расизма и антисемитизма), Заукеля (обергруппенфюрер СС, генеральный уполномоченный по использованию рабочей силы), Зейсс-Инкварта (руководитель фашистской партии Австрии, заместитель генерал-губернатора Польши), Бормана (заочно), Йодля (генерал-полковник, начальника штаба оперативного руководства верховного командования вооруженных сил). К пожизненному заключению: Гесса, Функа, Редера (гросс-адмирал, до 1943 г. главнокомандующий ВМС). Оправданы: Фриче(начальник отдела в министерстве пропаганды и руководитель отдела радиовещания), Папен (один из организаторов захвата власти в Германии фашистами), Шахт (организатор перевооружения вермахта). Остальные приговорены к различным срокам тюремного заключения.

Поразительно то, что материалы процесса до сих пор полностью не опубликованы. Недавно в Москве прошла Международная конференция «Нюрнбергский процесс: исторические и правовые аспекты», на которой о некоторых страницах этого суда было сообщено впервые. Корреспондент «СП» присутствовал на конференции. Публикуем его заметки.

Черчилль требовал расправы без суда

Идея создания Международного военного трибунала впервые была озвучена в заявлении Советского правительства от 14 октября 1942 года «Об ответственности гитлеровских захватчиков и их сообщников за злодеяния, совершаемые ими в оккупированных странах Европы». Премьер-министр Великобритании демократ Черчилль заявил на это, что нацистская верхушка должна быть казнена без суда. Это мнение он не раз высказывал и в дальнейшем. На Ялтинской конференции в феврале 1945 года Черчилль вновь вернулся к этой теме: «Лучше всего было бы расстрелять главных преступников, как только они будут пойманы». Но диктатор Сталин возразил: «Что бы ни произошло, на это должно быть… соответствующее судебное решение. Иначе люди скажут, что Черчилль, Рузвельт и Сталин просто отомстили своим политическим врагам!». Рузвельт, услышав, что Сталин настаивает на суде, в свою очередь заявил, что процедура суда не должна быть «слишком юридической».

И все-таки Сталин взял верх. Соглашение о создании Международного военного трибунала и его устава были выработаны СССР, США, Великобританией и Францией в ходе лондонской конференции, проходивший с 26 июня по 8 августа 1945 года.

Есть мнение, что западные политики не желали судебного процесса, поскольку боялись вскрытия на нем того, что фашизм был вскормлен на деньги финансовых воротил Англии и США.

Главная цель — истребление славян

На Нюрнбергском процессе впервые были вскрыты главные цели фашизма. Вот лишь один пример. Благодаря показаниям обергруппенфюрера СС Э. Бах-Зелевски и других стало известно о состоявшемся в начале 1941 года совещании, на котором Гиммлер заявил: одной из целей похода против СССР должно стать «истребление славянского населения до 30 миллионов...» На вопрос адвоката, чем объяснялась такая постановка цели, бывший эсэсовец вынужден был дать саморазоблачительный ответ: «Это явилось логическим следствием всего нашего национал-социалистского мировоззрения... Если десятилетиями проповедуют, что славяне являются низшей расой… – неминуем именно такой результат».

По всей Европе только через лагеря смерти гитлеровцы пропустили за годы войны 18 миллионов человек, из которых 11 миллионов были уничтожены.

Проблема «секретных протоколов»

Именно на Нюрнбергском процессе впервые всплыла проблема «секретных протоколов» к пакту Молотова-Риббентропа. Её автор — адвокат Гесса, сумел якобы добыть фотокопии секретного протокола и сделал попытку огласить его текст. Трибунал запретил оглашать этот документ, как не вызывающий доверия. Но адвокат Зейдель не успокоился, потребовал вызвать в качестве свидетеля министра иностранных дел СССР Молотова…и обвинил Советский Союз в совместной с Германией агрессии против Польши. И в связи с этим поставил вопрос о правомерности участия СССР в процессе. Однако Трибунал постановил исключить это место из речи и не допустил включения этих обвинений в стенограмму.

Были и провокации

Во время Нюрнбергского процесса было несколько провокаций, которые вызвали напряжение в отношениях между представителями СССР и США. Например, убийство советского солдата недалеко от Гранд Отеля в Нюрнберге, совершенное, возможно, американцами, которое так и не было раскрыто.

Произошел также захват американскими военными советского самолета, который приземлился в Нюрнберге без уведомления представителей США. Наш прокурор Руденко потребовал прекратить произвол, поставив это условием продолжения процесса.

В другой раз американские солдаты вытащили из советского грузовика, который доставлял к зданию суда захваченные документы нацистов, и сожгли их, якобы для того, чтобы согреться. «Сожженные бумаги не представляли особой важности, и мы можем забыть об этом инциденте», - заявил Руденко американскому коллеге Джексону.

Все эти провокации происходили в тот момент, когда американские представители на суде предпринимали давление на советскую делегацию по ключевым вопросам.

Проколы надзирателей

Американцы, продемонстрировавшие беспрецедентную медлительность в открытии второго фронта, в Нюрнберге проявили необыкновенную прыть. Они быстро захватили ключевые места в Трибунале: поностью взяли на себя надзирательские функции и право привести смертные приговоры в исполнение. И в этих сферах, конечно же, установили демократические порядки. Подсудимые хотя по ночам и располагались в отдельных камерах, днем могли общаться: в столовой во время приема пищи, в перерывах между заседаниями, что давало им возможность сговариваться. По ночам около каждой камеры стоял американский полицейский и непрерывно наблюдал в глазок. Тем не менее двоих подопечных американцы не уберегли. Сначала покончил жизнь самоубийством руководитель трудового фронта Германии Лей — еще до суда. А за два часа до казни принял яд Геринг. С ним вообще темная история. Первое сообщение о том, что в отношении Геринга не может быть применена казнь,сделала американская армейская газета «Старс энд страйпс». Она написала, что будто бы советский прокурор Руденко, возмущенный в ходе допроса наглостью Геринга, выхватил пистолет и застрелил нациста N 2. Возник скандал. Пока разбирались, притупилась острота истинной ситуации: Геринг отравился ядом, который ему кто-то передал, возможно, жена при прощальном поцелуе. Перед смертью Геринг написал несколько писем, в том числе одно на роскошном бланке с пафосным титулом «Рейхсмаршал Великого германского рейха», где решение принять яд объяснил так: «Не можете же вы в самом деле повесить рейхсмаршала!». По его словам, ампула с ядом была с ним с самого первого дня заключения под стражу. Большинство исследователей считают, что 11 месяцев водить тюремщиков за нос Геринг не мог. Напрашивается предположение, что ему кто-то помогал. Под подозрение попали два американских охранника. Один - лейтенант Джек Уиллис - заведовал складом, где хранились вещи заключенных. Ему Геринг почему-то подарил часы и авторучки. Еще один американский военный, охранявший Геринга, в 2005-м году, незадолго до своей смерти, признался журналистам, что брал у рейхсмаршала автографы, заводил разговоры и передавал ему какие-то «лекарства». Но это также лишь одна из версий.

Редер просил расстрела

После оглашения приговора все фашистские преступники подали апелляции на помилование. Единственный осужденный бывший главнокомандующий ВМС Германии гросс-адмирал Эрих Редер, получивший пожизненное заключение, попросил заменить эту меру наказания расстрелом. Контрольная комиссия рассмотрела его ходатайство и ответила, что «не может увеличивать меру наказания».

Редер отбывал наказание в тюрьме Шпандау до 1955 года. 17 января 1955 года был освобождён по состоянию здоровья. Написал мемуары «Моя жизнь». Умер в ноябре 1960 года.

«Быстрая работа» Джона Вуда

Непосредственно казнь осуществлял американский сержант Джон Вуд. Для повешения подготовили спортивный зал Дворца правосудия. Там установили высокий помост с виселицами, обитый с трех сторон деревом, а с четвертой — занавешеный темной материей, чтобы не были видны предсмертные конвульсии повешенных. Самоубийство Геринга на полтора часа отстрочило и несколько изменило ритуал казни. Сначала предполагалось, что осужденные пройдут из камер к эшафоту со свободными руками. Затем, опасаясь новых эксцессов, члены комиссии по казни дали указание коменданту тюрьмы конвоировать нацистов с руками за спиной и в наручниках. Только в спортзале, у виселиц, наручники снимали, тут же заменяя на прочную тесьму, которую развязывали, когда обреченный уже стоял с петлей на шее. Осужденных убивали по очереди. «Десять мужчин за 103 минуты – это была быстрая работа», - хвастался впоследствии в интервью сержант Вуд. Кстати, он и сам не долго протянул после казни — погиб при невыясненных обстоятельствах в 1950 году.

Ну а тогда, в 1946 году, гробы с телами нацистов были отправлены в лагерь смерти Дахау, который они когда-то воздвигли для других. Там, в печах этого дьявольского заведения они были сожжены, а пепел выброшен в ближайшую реку. Это сделано для того, чтобы их прах не смешивался с останками безвинно умерщвленных узников. И не было объекта поклонения для остающихся на свободе нацистов.

Забытые уроки

К сожалению, уроки Нюрнберга забыты многими политическими деятелями современности. В Эстонии, Латвии и Литве совершенно легально действуют организации ветеранов войск СС, им устанавливаются памятники и обелиски, им выплачивается пенсия, а официальная пропаганда с сочувствием отзывается о пользе «трудового перевоспитания» в фашистских концлагерях. С другой стороны, бывшие солдаты и офицеры Красной Армии попадают под суд как «оккупанты». Неужели покровительствуемые «современным эсэсовцам» политики не знают о том, что разгром фашизма и зафиксированный в Ялте и Потсдаме миропорядок достигнут во многом усилиями Красной Армии, которая ныне объявляется оккупационной? Или им невдомек, что СС была объявлена в Нюрнберге преступной организацией? Нет, идет осознанное размывание правового механизма, запущенного в Нюрнберге. Для того, чтобы запустить иной — противоположный.

Теперь институт Международного суда используют для устранения неугодных политических режимов. Судьба некогда единой Югославии и ее лидера С. Милошевича – самое яркое тому подтверждение. Трибунал в Гааге, как свидетельствуют российские свидетели защиты Е. Примаков, Н. Рыжков и Л. Ивашов, превратился из органа юридического в орган политический, обслуживающий силы, которые бомбили Сербию и, презрев нормы международного права, осуществили вторжение в суверенный Ирак.

Попытки ревизии нюрнбергских принципов, стремление агрессивных сил действовать в обход ООН, чтобы навязать народам свою волю, грозят крушением всей международно-правовой системы. А значит – чреваты повторением Освенцима и Бухенвальда.

Отечественная экономика теряет миллиарды долларов из-за того, что они попросту «утекают» в оффшорные зоны. Но это и неудивительно: будь украинское налоговое законодательство совершеннее и лояльнее, власти – разумнее, а коррупция не столь всеобъемлюща, как раковая опухоль, бизнес бы не стремился сбежать из нашей страны. Однако возможно ли возвращение миллиардных капиталов предпринимателей на Родину? Портал «Политика и Деньги» решил разобраться в излюбленных бизнесменами оффшорных зонах и понять, где их деньги чувствуют себя «спокойнее всего».

Финансы поют романсы

Налоговая система Украины – одна из худших в мире. Это признают не только украинские налогоплательщики, но и эксперты Мирового банка, которые провели рейтинг Paying Taxes 2010, где налоговая система Украины по затратам времени и ресурсов занимает 181 место из 183. Хуже только в Венесуэле и Беларуси.

Именно поэтому украинские бизнесмены уходят "в тень". Пользуясь помощью всевозможных схем, афиллированных и «родственных» структур, компании и предприятия пытаются если не полностью избежать налогообложения, то хотя бы существенно уменьшить налоговую нагрузку.

Те же, кто предпочитает не столь явно нарушать налоговое законодательство и не хочет вступать в конфронтацию с налоговиками, выбирают более тонкий путь: выводят бизнес в оффшорные зоны, получая массу преимуществ не только в плане налогообложения, но и льгот по ведению бизнеса, защищенность капитала и полную конфиденциальность. «Ведь при создании оффшорной компании бизнесмены ставят перед собой целью укрыть от чужих глаз себя, как истинных учредителей», - отмечает адвокат Денис Тельчаров. Неудивительно, что большая часть всей украинской собственнности принадлежит компаниям Кипра, Каймановых островов, Андоры и прочих территорий.

Безусловно, о законности и «чистоте» оффшоров можно очень долго спорить. Ведь нередко они используются для различного рода махинаций, цель которых – отмывание денег, полученных нелегальным путем, чтобы затем их можно было беспрепятственно вернуть в Украину. Именно поэтому периодически слышатся заявления политиков, которые обещают прикрыть эту «лавочку». Например, нардеп Юрий Кармазин, который предложил парламенту денонсировать соглашение между правительством СССР и правительством Республики Кипр об избежание двойного налогообложения доходов и имущества, подписанное 29 октября 1982 года. Именно этот документ позволяет украинским бизнесменам пользоваться благами кипрского оффшора.

Однако "всех мух не переловишь", Кипр – это лишь капля в "море" оффшорных зон, которых во всем мире более 40. К тому же, если разобраться глубже, оффшорная зона для легально работающего бизнеса, который хочет уберечься от «кривобокости» отечественной налоговой системы, остается чуть ли не единственным способом спасения. Ведь даже принятие Налогового кодекса, баталии вокруг которого идут уже не первый месяц, вряд ли изменит условия для бизнеса – к лучшему. Так что, прямой путь - в оффшор.

Зона свободного полета

Ангилья, Княжество Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Британские Виргинские острова, Гибралтар, Княжество Лихтенштейн, Маврикий, Острова Теркс и Кайкос, Панама, Сан-Марино, остров Мэн, Нормандские острова, Сейшелы, Багамы, Каймановы острова… Это далеко не полный перечень оффшорных зон, который можно продолжать очень долго.

Несмотря на то, что оффшорные юрисдикции разбросаны по всему миру, их суть сводится фактически к тому, что выведенный «туда» бизнес защищен от покушения украинских властей, а налоговые издержки сведены к минимуму. При этом в классическом понимании оффшорная компания — это фирма, зарегистрированная в определенной офшорной зоне, но не ведущая деятельности в стране регистрации.

«Преимуществ у оффшора очень много: оптимизация налогообложения, быстрое и свободное распоряжение валютными средствами без контроля со стороны украинского обслуживающего банка, НБУ, налоговой, защита активов, находящихся в Украине, конфиденциальность информации об их истинном владельце, структурирование бизнеса», - подчеркивает Елена Кибенко, старший партнер юридической фирмы "ILF.

Например, Сейшельские о-ва и Гибралтар обеспечивают упрощенный процесс регистрации компании, отсутствие налогов и максимальную конфиденциальность. На острове Мэн офшоры платят лишь фиксированную пошлину. Оффшорный бизнес в Белизе, Панаме, на Багамских островах, в Доминике полностью освобожден от налогов. А регистрируя компанию на Кипре даже не обязательно иметь реально существующий офис.

Плюс ко всему, зачастую от владельцев оффшоров не требуют подачи финансовой или бухгалтерской отчетности, оффшорная компания вправе приобретать любое имущество и совершать любые сделки, обеспечивается полная анонимность владельцев, а также зачастую отсутствие какого-либо контроля со стороны местных властей в принципе.

«Очень популярна схема, когда оффшор выступает учредителем респектабельной европейской фирмы (из Англии или Голландии), которая является держателем активов. В таком случае найти реального собственника практически невозможно», - говорит Данил Гетманцев, почетный президент юридической компании Jurimex.

К тому же, огромный плюс в том, что украинские правоохранительные органы, даже имея пристальное внимание к какому-либо бизнесу, практически не могут получить интересующую информацию о владельцах оффшоров, их клиентах, счетах, проводимых операциях и т.д. А значит, бизнес можно вести без особых нервов, не опасаясь, что его в любой момент могут накрыть.

Моем деньги аккуратно

Для минимизации налоговых обязательств с помощью оффшоров существует немало схем. Одна из самых популярных, в которой можно задействовать оффшор – экспортно-импортные операции. Дело в том, что оффшор по своей сути является промежуточным звеном между компанией в Украине и ее партнерами за рубежом, и с его помощью можно без проблем манипулировать ценой товаров или услуг в любую сторону.

Используя одну или несколько фирм-прослоек, зарегистрированных в оффшоре, обе стороны с пользой для себя регулируют цену сделки, осуществляя так называемый «реинвойсинг», главная задача которого - минимизировать налог на прибыль путем уменьшения валовых доходов (для экспорта) или за счет увеличения валовых расходов (для импорта).

«Кроме того, оффшоры зачастую используются одновременно с легально работающей на территории страны регистрации фирмой (оншором), который выполняет представительские функции, проводит основные операции, а офшор служит для накопления денежных средств, и при этом уплачивается чисто символическая сумма налогов, либо налог вообще отсутствует», - отмечает Ирина Дедковская.

Оффшорные компании часто используются для работы на зарубежных финансовых и фондовых рынках. Например, если оффшор-компания торгует американскими акциями через американского брокера, то налогообложению подлежат лишь получаемые дивиденды. Доходы иностранной компании, связанные с увеличением курсовой стоимости ценных бумаг, в США налогообложению не подлежат. Налог, удерживаемый с получаемых дивидендов, тоже может быть уменьшен при правильном выборе юрисдикции, имеющей с США договор об избежании двойного налогообложения.

Также существует масса схем, которые дают возможность откровенно «мыть» через оффшоры деньги. Например, когда в оффшорной зоне (особо благодатна для этого Великобритания) создаются две компании с одинаковыми названиями, одна из которых является оншором. Между оффшорной и оншорной компаниями заключается агентский договор, и по законодательству налогооблагаемой прибылью британской организации будут считаться только полученные комиссионные. Вся прибыль будет накапливаться в оффшоре, где она подлежит налогообложению по минимальной или даже нулевой ставке.

С помощью оффшора можно уйти и от валютного законодательства при выведении капитала за рубеж. «Если украинское физическое или юридическое лицо покупает акции оффшорной компании или регистрирует ее на себя и формирует уставный капитал, то для этих действий нужна лицензия НБУ», - объясняет Елена Кибенко. Но проблем в том, что эту лицензию получить практически невозможно.

Однако на практике это требование легко обойти – например, акции можно приобрести по договору дарения или еще проще, номинальным акционером оффшора будет указан нерезидент, а украинский владелец будет считаться бенефициаром. Деньги же можно «завести» с любой украинской компании, оплатив работы или услуги оффшора.

Что интересно, международные торговые компании как раз заинтересованы в привлечении оффшоров к своим торговым сделкам. Это связано с тем, что доходы, получаемые от сделок при покупке товаров в одной стране и продаже их в другой, накапливаются в оффшорной компании, освобожденной от налогообложения.

Солидное прикрытие

Тем не менее, нужно понимать, что риск выявления «темных делишек» все-таки есть. В частности, если выяснится, что схема построена из цепочки оффшоров, которые отмывают деньги, организатору грозит тюремное заключение. «Санкции за нарушения валютного законодательства довольно суровы. Можно отделаться и штрафом, но и есть риск попасть под уголовную ответственность», - отмечает управляющий партнер юридической фирмы «Ольга Демченко и партнеры» Ростислав Кравец.

Кроме того, оффшор – это невысокий уровень интереса со стороны возможных клиентов; негативное отношение серьезных компаний-партнеров, банков и других субъектов бизнеса; предвзято-заинтересованное отношение со стороны налоговиков, милиции, прокуратуры; неразвитость инфраструктуры, несовершенство законодательства, отсутствие хорошей деловой репутации, недостаточно эффективные деловые связи с ведущими странами.

Плюс ко всему, существует распоряжение Кабинета министров №77-р от 24.02.2003, в котором утвержден список стран, признанных оффшорными территориями. А согласно ст. 18 закона "О налогообложении прибыли предприятий", при покупке продукции у компании, которая зарегистрирована в оффшорной зоне, попавшей в перечень Кабмина, на себестоимость относится только 85% цены ее приобретения. Это, разумеется, делает оффшорные цепочки значительно менее выгодными.

Именно поэтому иногда предпочтительнее работать в зонах, которые имеют более солидный статус: там требуется предоставление финансовой отчётности, прохождение аудита, ведётся реестр директоров и акционеров, раскрывается структура собственников в обмен на некоторые налоговые льготы (Гибралтар, Гонконг, Новая Зеландия, Кипр, к примеру). Эти оффшоры более респектабельны для клиентов, банков, то есть более легальны в бизнесе.

Поэтому совсем неудивительно, что такие «гиганты» украинской экономики как СКМ, Интерпайп, группы «Приват» или «Финансы и Кредит», имеют зарегистрированные в офшорных зонах компании. Ведь это возможность не только значительно сэкономить на налогах, как уже было сказано, но и увести деньги из Украины в «уютное гнездышко».

«Оффшорные зоны это не столько способ избежать налогообложения, сколько способ вывести свои капиталы в стабильные, в отличие от Украины юрисдикции, скрыть свою собственность за оффшорными компаниями, и защитить деньги при их инвестировании в Украину», - подчеркивает Данил Гетманцев.

И, несмотря на то, что все с ужасом ждут принятия Налогового кодекса, оффшоры вряд ли подвергнутся «гонениям». Ведь любые попытки со стороны захлопнуть это «окно» вряд ли увенчаются успехом, так как не стоит забывать, что в рядах депутатов немалое количество крупных «латифундистов», которые попросту не дадут пролоббировать неугодные для себя и своего бизнеса законы.

Если вам "посчастливилось" в этом году потерять паспорт, выйти замуж или отпраздновать 16-летие, запаситесь терпением: новый документ без боя вам не достанется. Дело в том, что, кроме всех возможных кризисов, в нашем государстве есть еще и паспортный.

Паспортная дилемма

Бланки, на базе которых изготовляют паспорта, в Украине исчезают систематически. То загранпаспорта перестают изготовлять, то внутренние. И все это - из-за спора Министерства внутренних дел с предприятиями, которые должны печатать бланки. В этом году полиграфический комбинат "Украина" недополучил средства за печать бланков и отказался выполнять государственный заказ. Еще летом паспортные столы перестали выдавать гражданам документы за неимением бланков, которые, в свою очередь, не напечатал полиграфкомбинат. Выдачу паспортов восстановили лишь в начале октября: к тому времени под дверями паспортных столов собрались немалые очереди недовольных граждан.

Перед выборами министр внутренних дел Украины Анатолий Могилев заявил, что все паспортные столы будут работать даже в воскресенье (31 октября), лишь бы все люди получили свои документы и смогли проголосовать. Но произошло не так, как обещалось. Тысячи людей из разных регионов старались получить свои документы, но напрасно: без денег к паспортному столу - ни ногой! Например, по информации "ЗІК", на Львовщине паспорт можно было "получить" за 400-500 грн. Но это еще "цветочки" сравнительно с тем "бизнесом", который организовали <в столичных паспортных столах - под самым носом у руководства милиции.

Сто "баксов" за паспорт

В Киеве "подогревать" ситуацию начинают уже во время приема документов на оформление паспорта. "Бланков нет, когда будет готовый паспорт - неизвестно, - "отрезает" паспортистка. - Возможно, через несколько месяцев". Паспортные бланки уже якобы должны были появиться : об этом, по крайней мере, заявляли в МВД. Но у паспортистки - своя правда: "Нам дали лишь кучку бланков. Их использовали на паспорта тех, кто полгода стоял в очереди, и теперь бланков снова нет".

Без паспорта человек фактически беспомощен. Он не может не то что проголосовать, а и устроиться на работу, открыть банковский счет... Если у вас нет этого документа, никакой профессиональный нотариус не поможет купить, продать и даже получить в подарок квартиру или машину. Эта проблема хорошо известна сотрудникам паспортных столов: доблестные работники стараются помочь гражданам, как могут. Конечно, за отдельную благодарность.

В одном со столичных паспортных столов за деньги сделают паспорт хоть на завтра. По обыкновению к чиновникам тяжело дозвониться, но в этом учреждении робота налажена очень четко. Клиентов непосредственно связывают с чиновницей, которая и решает эти вопросы: номер ее мобильного телефона вы можете узнать в любом отделе паспортного стола.

Есть телефон - есть контакт! Дальше договаривайтесь о встрече и решайте свои паспортные проблемы за закрытыми дверями. "Паспорт сделают на послезавтра!" - говорит счастливый мужчина своей спутнице, выйдя из кабинета. "Вам подойдет, если документ сделают на четверг?" - а это уже "агент агента" частной паспортной конторы сообщает по телефону своему клиенту об удачном "соглашении". Люди, для которых вот-вот отворятся двери кабинета чиновницы, говорят лишь о деньги: "Сто или сто пятьдесят?.." "Соседи" поочередно помогают решить им этот вопрос: "Паспорт? Говорят, за сто долларов делает".

Документы для избранных

Между прочим, к кабинету чиновницы тяжело подступиться даже в неприемные часы. К себе эта госпожа приглашает лишь "благонадежных" - клиентов в кожаный полушубках и с толстыми барсетками в руках. Поэтому бабушкам, которые могут и не дождаться нового паспорта, туда дорога заказана. Для таких, конечно, и бланков нет никогда.

Интересно, что паспортная "действительность" очень быстро меняется. Звоним по телефону в соседний паспортный стол. "Бланков нет и не известно, когда будут", - говорит суровый работник учреждения. Но следует позвонить по телефону по тому же номеру и представиться журналистом, как проблема исчерпывается: "Бланки есть, всем выдаем паспорта в обычном режиме", - говорят на том конце провода. Правда, после уточняющего вопроса теряются: "Почти всем... Звоните по телефону к начальнику!" - говорят в паспортном столе и бросают телефонную трубку.

Конечно, мы не обошли возможности пообщаться с представителями Главного управления МВД Украины в Киеве. Там нашему рассказу о "нехватке" бланков очень удивились и заверили, что ныне бланками обеспечены все паспортные столы города. Руководство управления собственноручно обзвонило несколько столичных паспортных столов: подчиненные отчитались, что паспортного "кризиса" не существует. Следовательно горе-чиновники, которые создают искусственный дефицит бланков ради собственной выгоды, делают это в обход своего начальства.

"Принимаем паспорта по 200 долларов"

Проблему с главным документом можно решить и без оббивання порогов паспортного стола. За вас это сделают смельчаки из частных фирм: лишь заплати им кругленькую сумму. Объявлениями этих коммерсантов заполнен> весь Интернет. Они даже помогают "легализироваться" гражданам других государств. "Если вам понадобился паспорт гражданина Украины, а у вас его по определенным причинам нет, вы нашли, что искали", - пишут на главной странице одного такого сайта.

Заказов у этих "предпринимателей" много. В нескрываемых комментариях граждане России, США и Молдовы заявляют, что хотят себе еще один паспорт - украинский. А один посетитель даже хвалится своей "коллекцией" паспортов разных государств: для полного набора не хватает лишь документа из Украины...

Дальше - еще интереснее. "Если фамилия, имя и отчество владельца паспорта вам не важны, можем предложить вам "переклейку". Этот процесс намного более скорый и более дешевый", - сообщают паспортные "волшебники". "Переклейка", о которой здесь идет, это фактически подделка документов. Горе-бизнесмены скупают чужие паспорта, наклеивают на них фотографии своих клиентов и выдают эти документы заказчикам. За такой паспорт просят 3 тысячи гривен, тогда как "полноценный" документ может обойтись клиенту в тысячу долларов.

Кстати , посетителям сайта, у которых нет проблем с документами, предлагают сделать "доброе дело" - продать собственные паспорта в пользу граждан, которые живут без документов. На их основе потом и делают "переклейки". Продать паспорт чуть сложнее, чем купить: для этого документ должен быть чистеньким и немятым. "Принимаем паспорта в хорошем состоянии для переклейки по 200 за штуку", - сообщает чудо-сайт.

У многих людей такие объявления о купле-продаже паспортов вызывают лишь скептическую улыбку: дескать, заплатишь деньги этой "фирме", а вожделенного документа так и не получишь. "В крайнем случае пришлют бумажку с надписью, кто ты на самом деле", - комментируют читатели "паспортного" сайта. И могут быть вполне правы, ведь незаконные "соглашения" не фиксируют в документах: "производитель" паспорта имеет большой соблазн исчезнуть вместе с деньгами клиента.

Для того, чтобы паспорт "заработал", нужно "провести" его через паспортную базу данных. Другими словами, зафиксировать серию и номер этого документа в милиции. Поэтому процедура упирается в работников паспортных столов: без них невозможно "активизировать" новенький паспорт.

Кто-то без особых укоров совести покупает себе паспорт, поддерживая преступную систему, а кто-то, плюнув на нее, начинает в сторону западных государств. Говорят, там документы оформляют быстрее...

Кстати

Чтобы иметь хоть какой-нибудь временный документ, попросите паспортистку выписать специальную справку о том, что вы сдали все документы, необходимые для изготовления паспорта. На этой бумажки обязательно должны содержаться ваша фотография и официальная печать.

Цифры

Еще в начале октября Министерство внутренних дел Украины приобрело у полиграфкомбината "Украина" более миллиона паспортных бланков. Покупка обошлась почти в 11 млн. грн. По обыкновению, паспортные столы выдают гражданам 1 млн. 200 тыс. паспортов в течение года , поэтому верить в паспортный "дефицит" не следует: приобретенных бланков должно хватить на всех.

Правительство не устает обсуждать уровень дотаций для селян на те или иные нужды. Однако, как показал опрос руководителей молочных предприятий, проведенный центром “Социальный мониторинг”, сами аграрии зачастую лишь только слышали об этих мифических деньгах. Сейчас же чиновники намерены изменить схемы выплат дотаций для производителей.

Для самих участников молочного рынка правительственные законопроекты, дотации и программы развития чаще всего остаются только лишь словами, которые не спешат превращаться в реальные деньги. Доказательством тому стал опрос руководителей молочных предприятий, проведенный центром “Социальный мониторинг” по заказу общественной организации “Деловая Рада Украины”.

Всего было опрошено 100 респондентов из разных регионов страны. Одной из основных задач исследования стало выявление предпочтений производителей молока относительно механизмов государственной поддержки. Как показали полученные данные, производители молока практически не осведомлены не только о самом механизме выплаты дотации, но даже о том, что они ее получают. Так, 21% респондентов заявили, что “не слышали” о системе государственных дотаций, а еще 55% слышали, но не могут сказать про нее ничего определенного.

Согласно результатам социологического исследования, 62% производителей молока выступают против перехода к дотированию на голову крупного рогатого скота, за — 18%.

Кроме того, результаты исследования показали: 55% опрошенных предпочитают получать дотацию на каждый литр сданного молока, а 25% — на голову крупного рогатого скота.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что лидерами прироста производительности являются самые маленькие предприятия (до 50 голов).

Напомним, что в молочной отрасли продолжается борьба по поводу сохранения старого порядка выплаты дотаций животноводам. Так, в конце прошлого года Верховная Рада приняла закон, которым был полностью изменен механизм поддержки. По новой схеме дотации уже не должны выплачиваться переработчиками за счет НДС производителей, ориентируясь на литр сданного молока или килограмм переданного на переработку мяса. На смену этому механизму должна прийти система спецфонда, выплаты которого будет контролировать Кабмин, и одаривать селян начнут, исходя из количества поголовья. Однако, как отмечают специалисты, в Украине сегодня просто не существует реестра коров, следовательно — неизвестно, кому и сколько платить при новой системе. Кстати, механизм поддержки производителей молока и мяса с выплатами на одну голову коровы содержится в Налоговом кодексе, который принят в первом чтении.

Одновременно, согласно данным исследования, самая низкая производительность фиксируется на предприятиях с численностью от 50 до 300 голов. При этом, как сообщил сопредседатель общественной организации “Деловая Рада Украины” Михаил Соколов, 77% респондентов считают, что могут увеличить объем производства молока без увеличения поголовья.

Дополнительные опросы показали, что представления последней группы о системе господдержки действительно являются крайне фрагментарными и даже фантастическими.

Так, некоторые из респондентов считают, что дотацию платит не государство, а переработчики.

Недовольство имеющейся системой и одновременный отказ от перехода к дотированию на голову КРС объясняется тем, что производители недовольны низким уровнем дотации, а не механизмом ее распределения.

“Такое положение дел неудивительно, особенно если учесть, что все остальные дотации, например, доплата за оформление ветеринарного паспорта, финансируются по остаточному принципу, т.е. не выплачиваются вовсе”,— отмечает руководитель аналитического отдела консалтингового агентства “ААА” Мария Колесник.— “Система выплаты дотаций на единицу произведенной продукции — субсидирование закупочных цен — решает эту задачу. Переход же к выплатам на голову КРС, наоборот, приведет к уравниловке. Надеюсь, что народные депутаты прислушаются к мнению самих производителей — получателей дотаций, сохранив, а, возможно, и усовершенствовав оправдавший себя механизм субсидирования закупочных цен на молоко и мясо”.

Согласны с экспертом и в ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса” (УКАБ). Представители УКАБ обратились к парламентским фракциям и политическим партиям с просьбой сохранить налоговую поддержку производителей молока и мяса. Анализ, проведенный УКАБ, свидетельствует, что предложенный ранее механизм поддержки производителей молока и мяса с выплатами на одну голову коровы (нормы Налогового кодекса, принятого в первом чтении) делает недостижимой реализацию целей развития молочной отрасли, таких как: увеличение производства молока, повышение качественных показателей молочного сырья и повышение товарности молока.

Так, согласно расчетам УКАБ, поддержка эффективных сельхозпредприятий при переходе на дотации на голову коровы уменьшится в 1,5-2 раза с 2-3 тыс. грн. — до 1,4 -1,6 тыс. грн. в пересчете на голову коровы, что негативно скажется на перспективах развития молочного животноводства.

В свою очередь эксперт аграрных рынков УКАБ Инна Ильенко отмечает, что дотации на голову коровы повлекут существенный рост расходов на администрирование государственной поддержки, вымывание оборотных средств сельхозпредприятий, усложнят возможность выполнения требований относительно полноценного ветеринарного контроля продукции, производимой в домохозяйствах, что повлечет ряд других негативных последствий.

“В молочной отрасли Украины более эффективным будет стимулирование производства по нынешней схеме дотаций, чем поголовья”,— заявляет Мария Колесник.

“Мы можем минимум в два раза увеличивать производство количества молока при том поголовье, которое существует на сегодняшний день. Нам нужно стимулировать именно производство и его продуктивность”,— сказала она.

По расчетам агентства “ААА”, стимулирование на одну голову может привести к сокращению не только поголовья, как это происходило в последние годы, учитывая объективные причины, но и к сокращению товарного количества молока на украинском рынке.

В свою очередь, как заявил Михаил Соколов, если сохраняется тот механизм, который действовал до сих пор, то по большому счету от бюджета ничего не зависит. “Таким образом, средства просто не попадали в бюджет. И поэтому что бы ни происходило в бюджете, эти деньги шли. Другой вопрос, что по новой схеме они должны идти в так называемый спецфонд и из него распределяться на голову”,— отметил он.

Таким образом, молочная отрасль остается одной из сфер бизнеса, где непонимание регуляторных действий чиновников носит массовый характер. Возможно, это происходит потому, что Минагрополитики не считает нужным уже сегодня улучшить жизнь тысячам производителей молока по всей стране, применив понятный и эффективный механизм дотирования. Взамен этого чиновники усилено создают очередную бюрократическую кормушку — Спецфонд.

Социологический опрос проводился с 29 октября по 4 ноября центром “Социальный мониторинг” по заказу общественной организации “Деловая рада Украины”. Методом телефонного интервью было опрошено 100 респондентов, руководителей предприятий — производителей молочной продукции из разных регионов Украины.

Все чаще появляется реклама кредитов наличными, да еще и обещающая ставки в 0%. Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Мы решили разобраться, почем же нынче кредиты наличными и на каких условиях их выдают банки.

Подвох - в рассрочке

Итак, кредиты выдаются в трех основных формах: наличными, в виде оплаты какой-либо покупки, этот вид кредитования еще называют рассрочкой, и при помощи кредитной карточки, когда вам открывается счет с возможностью воспользоваться кредитной линией. Кредиты бывают также с залогом или без него.

Максимальная сумма безналоговых займов - 20 тыс. гривен. А вот проценты, которые вам придется выплачивать, колеблются в широких пределах. Самые низкие ставки можно встретить в супермаркетах электроники, когда продавцы совместно с банком проводят акцию с рассрочкой под реальные 0%. Но в этом случае стоит обратить внимание на подвох… Все прекрасно понимают, что любой кредит кто-то должен оплачивать. В этом случае делает это продавец, чтобы продать определенный товар. Поэтому не рассчитывайте, что под 0% вам продадут какую-то ходовую модель по вменяемой цене. Чаще всего рассрочка распространяется на неликвид или, наоборот, очень дорогую технику.

- Я долгое время искал себе телевизор, - рассказывает наш читатель Владимир Волков. - Остановился на модели, которая в среднем стоила 5 тысяч гривен. И вот в одном из магазинов увидел рассрочку на несколько месяцев. Каково же было удивление, когда я узнал, что эта модель стоит в полтора раза дороже, если ее брать в кредит!

Другими словами, продавец поднимает цену на определенную модель на 50%, а потом приглашает ее купить под 0% годовых. В итоге переплачиваете все равно вы.

Кроме того, придя в магазин без денег, совершить покупку не удастся. Сегодня беспроцентный кредит можно оформить чаще всего на несколько месяцев, а предоплата должна составлять не менее 15%. То есть такой заем подойдет тем, кто уже скопил некоторую сумму и готов оперативно рассчитаться за купленную вещь.

Но многие банки все-таки честно говорят, что взимают высокие проценты. Самый низкий процент при выдаче кредитов наличными, который мы нашли, составляет 27% годовых, да еще с вас возьмут единоразовую комиссию в 7%. Сами понимаете, что при таком раскладе кредит обходится недешево…

По данным компании «Простобанк консалтинг», реальные ставки по кредитам наличными обходятся от 40% годовых, доходя в некоторых банках до 119% годовых. Возможно, кто-то из читателей удивится, ведь ни один банк не говорит о таких условиях.

Тонкости начисления

Откуда же берутся такие огромные суммы? Кроме самой ставки у банка есть еще несколько сравнительно честных способов поднять ставку по кредиту. Самый распространенный - сказать не всю правду, а озвучить лишь ее часть. При нулевой или невысокой процентной ставке также существует ежемесячная комиссия, которая иногда составляет до 3,5% - и не от суммы задолженности, а от суммы всего займа. То есть с каждой выплатой сумма начисляемых процентов не уменьшается. А значит, растет переплата.

Кроме того, существуют и единоразовые комиссии, которые в некоторых банках достигают 10%. Они могут называться по разному: за выдачу кредита или за рассмотрение заявки, но они существенно повышают цену займа.

Еще один хитрый способ спрятать дополнительные траты - это требование страховать жизнь в конкретной компании, и ежемесячный платеж клиента составляет 1,5%. Получается, что вы заплатите 18% годовых за пользование таким беспроцентным кредитом!

Поэтому всегда, перед тем как подписать договор, требуйте, чтобы менеджер банка рассказал вам обо всех предстоящих платежах, тем более что по закону он обязан проинформировать о них.

Карточная альтернатива

Хорошим конкурентом для займов наличными могут быть кредитные карты. Самое большое преимущество в том, что вы начинаете ими пользоваться с момента оплаты товара, а не с момента получения денег. Ведь может оказаться, что деньги вы получили, а купить товар смогли лишь через несколько дней. За эти несколько дней, которые финансы пролежали без дела, вам придется заплатить.

Правда, подавляющее большинство банков не готово сотрудничать с новыми клиентами. Нам удалось найти всего три финучреждения, которые не против кредитовать клиентов с улицы. Со справкой о доходах можно получить кредитный лимит на сумму от 8 до 30 тысяч гривен.

Если же у вас есть платежная карта и вы являетесь их клиентом, то большинство банков готово предоставить вам возможность так называемого овердрафта или ухода в минуса.

Есть три основных способа оформить карту в «своем» банке. Первый - получать зарплату через него. В этом случае рассчитывайте, что банк одолжит сумму, равную вашей ежемесячной зарплате. Если учесть, что можно договориться еще и о льготном периоде по таким кредитам, то этот вариант поможет тем, кто постоянно одалживает до зарплаты.

Второй вариант получения кредита - наличие депозита в этом банке. Если вам срочно понадобились деньги, то, вместо того чтобы разрывать депозитный договор и терять проценты, можно получить кредитку. В этом случае срок кредитования может быть до 12 месяцев, но не более срока вклада, а кредитный лимит чаще всего составляет 80% от суммы вклада, но не больше 100 тысяч гривен. Правда, льготного периода, как в предыдущем случае, у карты нет.

Ну и третий вариант - карты для заемщиков, которые последнее время проявили себя с хорошей стороны, внося все платежи вовремя. За последний месяц сразу несколько банков пообещали открыть для них кредитные линии. Хотя максимальная сумма, на которую они могут рассчитывать, - до 15 тысяч гривен.

Что касается ставок, то во всех трех случаях вы не найдете займов дешевле 30% годовых в национальной валюте. Немало, конечно, но и до кризиса ставки по карточным продуктам были не намного ниже.