«Бесы» в данном случае – не фигура речи, не какая-нибудь зиновьевско-каменевская оппозиция. И даже не булгаковский Воланд, чуть позже возникший в Москве. Просто уголовная хроника 1925 года отмечает несколько дел, в которых натуральным образом фигурировала нечистая сила. А поскольку церковь в те времена преследовалась, разбираться приходилось милиции и судам.

Но потусторонний мир – дело загадочное, неопределенное. Можно ли бороться с тем, что никто не видит? Впрочем – почему «никто»? Например, Корней Каламарчук, процесс над которым шел тогда в украинском селе Чернихово, очень даже видел.

Красный дракон

Дьявол (по Каламарчуку – «дракон») выглядел так: семь голов, на каждой по семь рогов и хвост в 25 верст. На вопрос судьи, как подсудимый сумел окинуть взором такую громадину, тот угрюмо ответил, что «тильки хвост бачыв». Тут в газетном отчете следует реплика: «смех в зале». Хотя, если кто смеялся, то, скорее, привезенные на суд комсомольцы. Основная публика внимала рассказу с полным доверием.

Каламарчук был «пророком» секты «корнеевцев», популярной в те годы среди крестьян Украины и южной Белоруссии. «Корнеевцы» вышли из «малеванцев», последователей украинского крестьянина Кондрата Малеванного, объявившего себя в конце 1880-х «первенцем Бога» и призвавшего к новому, безгреховному укладу жизни. После смерти Кондрата в 1913 г. движение раздробилось. Каламарчук возглавлял одну из общин на Житомирщине. Внешне, судя по газетным отчетам, это был обычный украинский деревенский дядька: высокий, кряжистый, суровый. Жил сельским трудом, зажиточно – восемь десятин земли (еще пять арендовал), восемь коров, пять лошадей. Народ Корнея почитал: прежде чем заговорить с ним, полагалось упасть ниц, подползти, поцеловать лапоть. Все знали, что вечерами «пророк» беседует с Богом.

«Корнеевцы» недолюбливали большевиков, звали их «красными драконами» («дракон» – дьявол) – но скорее по исконной крестьянской неприязни к чужим городским людям, которые заходят в хаты, именем непонятно чего реквизируют хлеб, коней. Однако – не более: «всякая власть от Бога». Только как-то случилась история, которую любая власть, от Бога она или нет, не имела права спустить с рук.

За несколько лет до того Корней объявил грехом официальный брак: «Адам и Ева не венчались». «Брак – узы сатаны, кольцо – чертов обруч, сожительство с женой – блуд, рожденные от него дети – нечистая погань». Мотивировка? С 1914 г. не было людям покоя – Первая мировая война, Гражданская. «Христос поведал миру: настанет время, когда поднимутся царство на царство, брат на брата. Начнут воевать десять царей, десять языков. В такое время нельзя детей рожать». Как решать плотские проблемы? Ходили слухи, что радения «корнеевцев» кончаются свальным грехом. Но это про многие секты рассказывают, а доказательств на суде не предъявили. Суд вообще волновало другое.

Крестьянин села Новополь Иосиф Цымбалюк попросился в секту уже зрелым человеком, отцом четверых детей. Как любой неофит, рвался быть святее Папы Римского (точнее пророка Корнея). Пришел к мысли, что, наделав детей, крепко нагрешил. Решил «очиститься» – и ночью всех своих спящих малышей забил насмерть печным ухватом.

Естественно – арестовали, судили: Цымбалюка – как убийцу, Каламарчука – как идейного вдохновителя.

На суде Цымбалюк, однако, объяснял, что «пророк» ни при чем: сам виноват. Плакал. Почему убил? «Нашло на меня что-то». Кто виноват? «Дракон». Но суд особо интересовал Корней: требовалось «вскрыть подоплеку». Тот держался с достоинством: убивать детей никогда не призывал, а как быть с Цымбалюком – вам решать. Суд расценивал как испытание: «Мучение претерпеваю». На вопросы отвечал односложно, уклончиво, хотя от взглядов своих не отрекался. Тут-то судье и удалось втянуть его в разговор, как происходит общение с Богом и как выглядит нечистый.

Цымбалюку дали восемь лет, Каламарчуку – два года.

Деревенский экзорцизм

Если история Корнея способна лечь в основу какого-нибудь триллера, то происшествие в деревне Тепловка Сердобского уезда – скорее комедии. «Известия» (12.11.1925), конечно, высмеивали местного милиционера Скобелева, ехидно опубликовали составленный им протокол – но, может, не такой это был дурак? А даже наоборот – эдакий сметливый Анискин, быстро разруливший внезапный конфликт?

К Скобелеву обратился тепловский крестьянин Храпов. У него разом занемогли жена и корова. Вызванный для консультации знахарь Вдовин из соседней деревни Юрьевка сказал: кто-то наслал бесов. Кто? Да тут к гадалке не ходи! – ясно, что храповский сосед Мишин. С ним как раз недавно поругались. А у Мишина и дед – известный ведун. Пошел Храпов мириться, просил забрать бесов – Мишин ни в какую. Только зловеще хохотал. Храпов потребовал привлечь соседа к ответственности.

Скобелев отправился к месту происшествия. Удостоверившись, что потерпевшая Храпова стонет в постели, а корова мычит и ничего не ест, милиционер предпринял неординарный шаг. Он послал за подозреваемым – после чего (цитируем протокол), «учитывая самоуверие, собрал граждан дер. Тепловки и административно приказал гражд. Мишину повторить слова больной Храповой; т.-е. я тебе прощаю и беру бесов обратно». (Интересно, что такое «административно приказал» – наган, что ли, на стол положил?) Так или иначе через 20 минут «больная Храпова заявила, что теперь ей легче, так как бесы ее не мучают». Тут приехал знахарь Вдовин, за которым накануне послали подводу. Сходу поняв, что милиция уже вопрос решила, а лишать Скобелева ореола героя дня – дело стремное, сказал, что остается лишь закрепить эффект. «Вынул из пиджака Евангелие и спросил горшок воды, стал наговаривать и когда окончил свою церемонию, то налил чашку воды и стал давать пить больной, а также спрыснул ее». «По просьбе Храповой проделал такую же церемонию над коровой. Но корова все равно есть не стала».

…Тем, кто думает похихикать над деревенскими суевериями двадцатых годов, заметим: люди не меняются. Меняются лишь исторические обстоятельства. Потому гляньте приложение к этому материалу – сюжет из «лихих девяностых».

Житейское дело

Третья криминальная история – скорее просто житейская. Но тоже не без участия потусторонних сил.

В деревне Бугровой Омской губернии жил некий Пешков, парень-гуляка. У него была молодая жена Анна. И прожили-то вместе всего неделю, да Анна сразу после свадьбы забеременела, а Пешков снова загулял. Скоро у него новая подруга появилась. Анна же все плакала и умоляла вернуться – не понимая, как мужу кругом мешает жить.

И вот в один непрекрасный день Пешков пришел к супруге и завел примерно такой разговор. Хочешь, чтобы я вернулся? Что ж… Душа у меня к тебе, конечно, не лежит. Но был я у бабки-ворожеи, она сказала, что дело поправимое. Надо, чтобы мы с тобой три ночи подряд приходили к колодцу. И чтобы никто не видел! – поскольку дело лишь нас двоих касается. Из колодца ты самолично должна трижды вытащить ведро с водой, из каждого ведра мы оба сделаем по три глотка. Эта вода нас свяжет.

Жена согласилась. В первую ночь все прошло нормально. Пришли во вторую. Но беременной из-за живота крутить ворот было трудно. Пешков предложил: сядь на колодезный сруб и тяни цепь с ведром руками. Анна села. Тут Пешков ее и кувыркнул в колодец. После чего пошел спать. Никто ж не видел! А если что – понятия не имею, сама с тоски кинулась. Только Анна не утонула. Упершись руками-ногами в стенки колодца, сумела зависнуть. Стала кричать. И – надо же! – кто-то крик услышал.

Пешкову дали восемь лет. Как он оправдывался? Ясно как: «Бес попутал».

Может, и впрямь?

Нехорошее яблочко

О подвиге милиционера Скобелева автор рассказал приятелю – криминальному репортеру. Тот хохотнул – и поведал в ответ историю, услышанную… ну, скажем так, от офицеров одной из спецслужб. Приведем ее – без имен и с измененными подробностями.

Шальные 1990-е. К сыщикам приходит серьезный человек, глава крупной фирмы. Объясняет: есть у него зам. Вроде бы – давний друг, но вот поругались, и зам потребовал раздела бизнеса. Шеф отказал. Зам поджал губы: ничего, скоро я здесь сам хозяином буду.

Потом вроде замирились. А еще через какое-то время начинают на шефа сыпаться болячки. Полнокровный мужик буквально чахнет на глазах. Врачи лишь выписывают горы таблеток, явно ничего не понимая.

Через пару месяцев в фирме – корпоратив. Шеф с печальной улыбкой объясняет главбухше, почему скромно пьет: здоровье… таблетки… все после того скандала… У главбухши округлились глаза. Выяснилось: зам недавно при ней прихвастнул – дескать, сходил он к некоему колдуну. Заплатил. Колдун взял яблочко, пошептал, обмотал ниткой, отдал посетителю и велел подвесить дома. С тех пор яблочко висит – и сохнет. Оно сохнет, а шеф чахнет.

Сыщиков не яблочко озаботило. Но, может, человеку что-нибудь радиоактивное в кабинет подбросили? Или, скажем, ртуть разлили? Решили негласно проверить. Только все оказалось в порядке. Оставалось развести руками.

Дальнейшее выяснилось случайно, через несколько лет. Озабоченный шеф после отказа в официальных структурах пошел к людям, к которым в те времена многие обращались в скользких ситуациях. К крепким ребятам, деятелям утюга и паяльника. Те запросили немало, но и тонкими материями не маялись. Просто завалились к заму на дом: где яблочко? Ой, не надо, вон висит на люстре. Ах, висит… Что ж, бери мобилу, вызывай своего колдуна!

Колдун приехал и видит: клиент в крови, в углу его жена связанная, а в квартире – страшные люди с электронагревательным инструментом. «Твое яблочко? Снимай! И заклятье снимай! Причем без дурилова, а то мы тобой займемся». Колдун понял, что чары чарами, а лучше подчиниться. Снял яблочко, пошептал над ним, вышел на балкон – и зашвырнул куда подальше в ночную темень.

Хотите – верьте, хотите – нет, но шеф после этого чахнуть перестал. А зам уволился и исчез с горизонта.

Ни для кого не секрет, что с приходом новой власти в Украине со стороны СМИ участились жалобы на цензуру. Мировое сообщество всерьез обеспокоено сложившейся ситуацией, бьют в набат журналистские организации, да что уж там – сам Президент вынужден был признать, что со свободой слова в стране таки не лады!

Несмотря на всестороннюю критику, ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону в ближайшее время. Об этом можно судить по тщетности всех действий, предпринятых украинскими журналистами. Заявления чиновников о поддержке журналистов и позиции невмешательства в их деятельность сегодня все еще остаются на уровне пустых обещаний.

Всем известны случаи избиения корреспондентов и фотографов редакций, попытки запрета присутствовать на том или ином мероприятии, не говоря уже о прямых угрозах и фактах слежки…

Журналист – как заноза в зад…це

Стоит напомнить, что законодательно журналистская деятельность остается на уровне каменного века. Достаточно вспомнить законопроект о доступе к публичной информации, предложенный на рассмотрение депутатам Верховной Рады еще в далеком 2008 году. Тогда по каким-то причинам он принят не был, и только через два года, в начале ноября 2010 года, депутаты от провластной партии внесли свой, «альтернативный» проект закона, с некоторыми поправками по сравнению с первым.

Проголосованный в первом чтении проект, который представители украинских СМИ сегодня считают оптимальным, дальнейшего продвижения не получил. Депутаты объясняют это тем, что зарегистрирован еще один, с очередными поправками. В то же время Институт Медиа Права раскритиковал последний, как такой, что не способствует нормальной деятельности журналистов, скорее наоборот – усугубляет их положение.

«Законопроект плохой, – рассказал From-UA директор Института Медиа Права Тарас Шевченко. – Есть письменный анализ, в котором детально рассмотрены только некоторые вещи. Если их называть, то это фактически не измененный в сравнении с нынешним законом срок подачи информации – 20 рабочих дней; это ухудшенная процедура, которая предусматривает абстрактные причины для отказа, которая предусматривает технические причины для отказа – не указан телефон или адрес электронной почты. Закон достаточно низкого качества, очевидно, нет понимания тематики, потому что много вещей просто не продуманы. Многие вещи, которые были в действующем законе и которые являлись достижениями в журналистском движении, как, например, положение, по которому орган власти не имеет права возмещать моральный ущерб в иске против журналистов, теперь вычеркнуты. У меня большие сомнения, что это могло получиться случайно».

Лицензии на воду и воздух?

Наверное, мало оказалось того давления, пресс от которого явно ощущают служители пера уже сегодня, если на этот раз вмешался сам Кабмин. Да не просто вмешался, а сходу решил взять на себя все полномочия и ответственность касательно Интернет-изданий. Напомним, об этом ранее заявила депутат от БЮТ Ольга Боднар, которая расценила такое вмешательство как попытку установить цензуру в электронных СМИ.

«Лицензированием занимается Верховная Рада Украины. Есть закон про лицензирование, в котором прописываются все виды деятельности, которые подпадают под это лицензирование. Сейчас Кабмин хочет прибрать этот вопрос к рукам, потому что постановления Кабмина провести гораздо проще. Они подали проект закона № 7021 (21 октября его в первом чтении проголосовали), где говорится о том, что этим вопросом будет заниматься Кабмин. И в проекте этого постановления я посмотрела, что такое вообще Интернет. Интернет – это последний бастион свободы слова, в котором можно еще хоть что-то правдивое прочитать без тотальной цензуры», – так объяснила From-UA Ольга Боднар свое видение проблемы.

«Сегодня хотят наложить сетку цензуры, – продолжает она. – Если ты не будешь попадать в эту сетку и будешь продолжать писать правду, то тебя ликвидируют. В это постановление они вписали даже кабельные телесети. Они перекроют все свободные телесети, которые на сегодня существуют. Они могут закрыть многоканальное вещание, если они будут освещать информацию не так, как надо власти. И предусматривают жесточайшее лицензирование, которое будет невыносимо даже для государственных каналов, не говоря уже о многоканальных Интернет-сетях».

То есть, фактически, если этот законопроект будет принят, Кабмин получит все полномочия посредством лицензирования влиять на редакционную политику изданий и, по словам экспертов, отсеивать неугодные сайты.

«Такого в Украине еще не было. Скоро они сделают лицензирование на воду, на воздух. Они не дадут нам возможности входить в Интернет так, как мы уже с вами привыкли, а разрешат только Интернет-издания Кабмина или Президента Украины, в которых будут рассказывать о строительстве свободной Украины», – говорит Боднар.

Но дело в том, что при таком развитии событий сайты изданий просто могут уйти на заграничные хостинги, не говоря уже о том, что многие из них и сегодня работают на иностранных серверах. Депутат не исключила, что плохо будет всем неугодным, даже тем, кто за границей.

«Сегодня Интернет – это свободный доступ к информации. Вообще, технически это сделать невозможно, потому что Интернет-провайдеры могут уйти за границу, и их невозможно будет никаким образом перекрыть. Тогда это будет, как в Китае и Белоруссии – есть специальные технологии, которые перекрывают все каналы Интернета, кроме тех, которые допускаются их цензурой», – отмечает Боднар.

Насильно мил не будешь

Интернет-издание, которое хочет получить статус СМИ, может прибегнуть к регистрации, но это должно быть только по их собственному желанию, иначе манипулирования свободой слова не избежать. В этом уверен Тарас Шевченко.

«Все зависит от того, какая модель будет предложена. В Казахстане недавно ввели обязательную регистрацию Интернет-изданий. Эта модель абсолютно не демократична и противоречит международным стандартам свободы слова и Конституции Украины. Модель, которая теоретически допустима, – это добровольная регистрация. То Интернет-издание, которое хочет получить статус СМИ, может пройти регистрацию. Такая процедура может быть теоретически допустимой, но мы считаем, что она не особо желательная, потому что ей можно манипулировать: ее можно очень легко, буквально сменой одной фразы, сделать из необязательной в обязательную. Поэтому мы опасаемся, что первым шагом власти может быть добровольная регистрация, а последующим – обязательная», – уверен руководитель Института Медиа Права.

Полностью уверен в крахе той власти, которая пойдет на цензурирование Интернет-изданий, народный депутат от Компартии, заместитель главы Комитета по вопросам свободы слова и информации Александр Голуб.

«Я думаю, что цензурировать Интернет нереально, – высказал он From-UA свое мнение. – И если власть пойдет на такие шаги, то это приведет только к еще большей дискредитации власти, нежели к конкретному результату. Я понимаю в некоторой степени это желание, если речь идет о насилии, о порнографии, о каких-то вещах, связанных с терроризмом, это спецслужбы, конечно, должны отслеживать. Что же касается политических вопросов, творческих, то никакая цензура здесь совершенно неприемлема».

Не видит разницы между статусами печатных и электронных изданий глава Интернет-ассоциации Украины Татьяна Попова.

«Лицензирование СМИ – это неправильно и недопустимо. Регистрация должна быть на добровольной основе. Все, что лицензируется у нас в стране, оно лицензируется согласно закону, есть список лицензируемых видов деятельности. Порядок получения лицензии уже Кабинетом министров определяется. Я не понимаю, почему печатные СМИ должны отличаться от Интернет-изданий? Есть же закон «О печатных СМИ», какая разница, в каком виде это средство? Разницы нет никакой, мы не лицензируем печатные СМИ, почему должны лицензировать электронные?» – прокомментировала она From-UA сложившуюся ситуацию.

Перефразируя знаменитое выражение Егора Лигачёва, остается лишь добавить: «Кабмин, ты не прав!» и надеяться на лучшее, если это вообще возможно в такой стране, как Украина...

Уверенность, с которой действуют инициаторы судебной реформы, дает свои плоды: все указывает на то, что с 1 ноября Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССГУД) начнет свою работу. Несмотря ни на отсутствие полного состава судей, ни, что вполне вероятно, соответствующего помещения.

Как известно, Высший спецсуд было решено разместить в административных помещениях, где сейчас работают палаты Верховного Суда по гражданским и уголовным делам, т.е. по адресу: ул. Пилипа Орлика, 4. Как отмечал замглавы Администрации Президента Андрей Портнов, это сделано для удобства судей ВСУ, чтобы они могли «даже не выезжать из своего кабинета». Законодатели явно рассчитывали на то, что судьи ВСУ без проблем «вольются» в новый Высший суд: переходными положениями Закона №2453-VI для них установлен упрощенный порядок перехода в ВССГУД – на основании заявления о переводе по решению парламента (без участия ВККС). Однако эти нормы судей ВСУ не вдохновили, и покидать свои кресла они не спешат – желание работать в ВССГУД, по разным данным, пока изъявили не более 4 судей ВСУ. И это несмотря ни на «агитацию» со стороны председателя Высшего спецсуда Леонида Фесенко (для этого он посетил ВСУ лично), ни на лояльные условия: судья ВСУ, переведенный в другой суд, приравнивается по статусу и по уровню финансового, социального обеспечения к судье ВСУ.

Действительно, никто не может принудить судей перейти на работу в ВССГУД. Согласно Закону Верховный Суд работает всем составом, с тем количеством судей, которое есть на сегодняшний день, в пленарном режиме до тех пор, пока число судей в нем не будет составлять 20 человек, то есть, хоть 10-20 лет. Такой подход в свое время г-н Портнов назвал «эволюционным». Как известно, основной эволюционный механизм – естественный отбор. Насколько применимы законы природы к судьям ВСУ, покажет время. Таким образом, ввиду добровольного порядка выхода/перехода судей ВСУ из его состава, возникает вопрос – насколько скоро освободится помещение под новый Высший суд?

Как стало известно, к Президенту уже поступило обращение от Высшего спецсуда с просьбой предоставить для палат ВСУ другое здание. В связи с этим стоит вспомнить высказывание г-на Портнова о том, что не исключено переселение ВСУ в другое помещение, «возможно, не в центре Киева».

Напомним, что у ВСУ сейчас есть еще одно помещение: буквально год назад ему отдали памятник архитектуры – здание Кловского дворца, на реставрацию которого тогда потратили 134 млн грн. из Госбюджета. Именно на вопрос о выселении из дворца достаточно резко отреагировал председатель ВСУ Василий Онопенко – по его мнению, это все слухи. Если все же ВСУ частично выселят, возникает вопрос, сколько времени займет адаптация к новому помещению – ведь у его судей в производстве находится достаточное количество дел, принятых еще по старой процедуре (всего в производстве ВСУ сейчас около 20000 дел), рассмотрение которых в таком случае может затянуться надолго.

Высший спецсуд в лицах

Количественный состав судей ВССГУД составляет 120 человек – в соответствии с приказом, который 13 октября подписал председатель ГСА Руслан Кирилюк. Однако на сегодняшний день действующих судей в его составе – меньше одной четвертой. Так, 21 октября парламент избрал 25 судей, рекомендованных ВККС (см. стр. 5) и перевел двух судей ВСУ (Николая Пшонку и Николая Мороза) на работу в ВССГУД. Ранее ВККС планировала рассмотреть вопрос о даче рекомендации к избранию еще нескольких судей, но документы в отношении кандидатов оказались не готовы (однако, ввиду стахановских темпов работы Комиссии, скорее всего, на этой неделе в ВССГУД будет рекомендована еще часть судей). Помимо этого, ВККС объявляла о подготовке материалов в отношении еще 67 будущих судей ВССГУД.

ВССГУД будет разделен на уголовную и гражданскую палаты. Примечательно, что, судя по собеседованию в ВККС, некоторые судьи собираются поменять предыдущую специализацию (например, глава палаты по гражданским спорам Апелляционного суда Закарпатской области Геннадий Животов изъявил желание слушать в ВСС уголовные дела). Отметим, что секретари палат в суде не являются лицами, занимающими админдолжности. Они назначаются на должности собранием судей суда, и на них порядок, предусмотренный ст. 20 Закона, не распространяется. То есть, например, председатель Совета судей общих судов Павел Гвоздик может спокойно занять должность секретаря палаты.

Напомним, что полномочия председателя в соответствии с новым законом изменились. Таким образом, Леониду Фесенко не придется ощутить их в том объеме, который успели прочувствовать его коллеги. В его компетенции представительство суда с третьими лицами, определение полномочий заместителя, принятие на должность судьи (зачисление в штат), уведомление ВККС о наличии вакансий судей, обеспечение исполнений решений собрания судей, обеспечение выполнения требований по повышению квалификации судей и контроль за ведением судебной статистики, контроль за информационно-аналитическим обеспечением судей в целях повышения качества судопроизводства.

Как известно, руководитель аппарата ВССГУД уже назначен – это Виктор Капустинский, ранее занимавший должность заместителя председателя ГСА, на которую перешел с должности руководителя аппарата Верховного Суда. Отметим, что руководитель аппарата – должность ответственная. Так, ему переданы некоторые функции председателя суда: он будет организовывать все, что связано с работой автоматизированной системы (за что несет персональную ответственность), деятельностью судебных распорядителей, помощников судей и секретарей судебных заседаний. К полномочиям руководителя аппарата также отнесено надлежащее организационное обеспечение суда, которое предполагает подписание финансовых документов, договоров аренды помещений и т.д. Именно руководитель на конкурсных началах, но без согласования с судьями, принимает на работу работников аппарата, в число которых входят также помощники судей, научные консультанты и секретари судебных заседаний. Он же налагает на них дисциплинарные взыскания.

Перебои с финансами

В недавно опубликованном заключении Венецианской комиссии относительно Закона №2453-VI (неофициальный перевод) непосредственно касательно работы ВССГУД сказано, что государство должно быть уверено в наличии соответствующих средств в Госбюджете. Исходя из информации, озвученной на заседании Совета судей Украины 22 октября с.г., дела с финансированием ВССГУД обстоят, мягко говоря, туго.

Как сообщил Руслан Кирилюк, ГСА направила соответствующие расчеты в Министерство финансов относительно, в частности, обеспечения данного суда помещением. Однако в ответ от Министерства пришло письмо от 12 октября, где сказано, что «отсутствуют источники для покрытия увеличения расходов Госбюджета на 2010 год для реализации мероприятий, связанных с принятием Закона «О судоустройстве и статусе судей». ГСА немедленно обратилась и к Президенту Украины, и Премьер-министру, председателю ВССГУД. 20 октября на заседании КМУ все же было принято соответствующее постановление. По информации г-на Кирилюка за счет средств Стабилизационного фонда для ГСА было выделено 6,3 млн грн, также утвержден порядок использования этих средств. Кроме того, были перераспределены бюджетные назначения Верховного Суда для обеспечения функционирования ВССГУД. Таким образом, ВСУ части средств лишится и они пойдут на новый высший специализированный суд. То есть, как констатировал г-н Кирилюк, «напряжение снято». Однако, как подчеркнул, председатель Совета судей Украины Ярослав Романюк, эти средства являются недостаточными и необходимо продолжать работу.

Помнится, сразу после принятия нового закона о судоустройстве Андрей Гнатенко, бывший председатель Судебной палаты по гражданским делам (уволен месяц назад в отставку), предсказал, что создание ВССГУД «не только недешево обойдется налогоплательщикам, но и, учитывая организационные проблемы, в первую очередь негативно отразится на оперативности судопроизводства. Достаточно вспомнить особенности создания Высшего админсуда и проблемы с его функционированием». Будем думать, что этот прогноз сбудется лишь частично. По крайней мере представители ВАСУ уверены, что ВССГУД столкнется со значительно меньшим количеством проблем (см. комментарий Александра Пасенюка).

Кассация: в чьи руки дело?

В соответствии с Переходными положениями Закона №2453-VI, кассационные жалобы на решения общих судов по уголовным и гражданским делам, поданные в Верховный Суд до 15 октября и назначенные (принятые) им к рассмотрению, рассматриваются ВСУ в порядке, который действовал до вступления в силу этим Законом. Кассационные жалобы, поданные в ВСУ после 15 октября 2010 г., передаются в ВССГУД.

С тем, что процедурные вопросы так или иначе возникнут, согласны даже судьи ВССГУД. Одной из проблем может стать то, что переходные положения Закона № 2453-VI не устанавливают, что делать с кассационными жалобами на решения общих судов по уголовным и гражданским делам, которые поданы в Верховный Суд до 15 октября и не приняты к производству (в Законе сказано лишь о жалобах, «поданных и принятых»). Однако, как он осторожно отметил, это «формальность, которая решается в рабочем порядке».

Кроме того, сторонам, желающим обжаловать решения в ВССГУД, придется постараться вложится в сроки и соблюсти все условия обжалования, которые во многом изменились. В соответствии с обновленной ст. 386 УПК Украины, на обжалование приговоров и постановлений, вынесенных апелляционным судом в апелляционном порядке, дается месяц (срок может быть восстановлен по ходатайству лица). Лицам же, которые обжалует судебные решения в гражданской юрисдикции – 20 дней, вместо 2 месяцев, как было раньше (также может быть восстановлен). Эти сроки начнут действовать с 1 ноября.

Впрочем, «Все решается практикой» — именно так отвечает на вопрос о возможных коллизиях большинство судей. Таким образом, ВССГУД, несмотря на всю твердость позиции реформаторов, ожидает непростая судьба.

Комментарии

Председатель Высшего спецсуда по рассмотрению уголовных и гражданских дел Леонид Фесенко:

– Вопрос с финансированием Высшего спецсуда решается, но по частям. Для того, чтобы до конца года решить все организационные проблемы, нам необходимо до 1 января 2011 г. 6 млн грн. Выделили нам пока 4 млн. грн. Отмечу, что даже если в составе ВССГУД будет всего 28 судей, мы начнем работу, как предусмотрено Законом, – с 1 ноября.

Что касается ситуации с помещением для ВССГУД, мы направили письмо Президенту Украины, чтобы судебным палатам по гражданским и уголовным делам ВСУ предоставили другое помещения, так как по Закону о судоустройстве помещение на П. Орлика, 4 должно принадлежать нашему суду.

После 15 октября все жалобы подаются на юридический адрес высшего специализированного суда. Уже есть канцелярия, есть люди, которые принимают жалобы и регистрируют их. Поэтому мы полноценно принимаем все, что положено принимать после 15 октября, а с 1 ноября мы по Закону приступаем к исполнению своих обязанностей.

В отношении кадрового вопроса, то я не знаю, что планируют судьи Верховного Суда, но они не активно переходят в ВССГУД – это их право, и я не могу ничего по этому поводу сказать. Пусть думают – у них есть время, пока не сформировался весь корпус Высшего спецсуда. Я считаю, что в конце-концов мы все же будем работать вместе.

Первый заместитель председателя Верховного Суда Украины Петр Пилипчук:

– В законе прописано, что ВССГУД обеспечивается за счет помещений, где находятся судебные палаты Верховного Суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Но стоит учитывать, что у судей этих палат, во-первых, большое количество дел в производстве, во-вторых – они работают, пока их полномочия не прекратятся. Таким образом, пока этот вопрос не решен. Скорее всего, что некоторое время ВССГУД будет работать в Верховном Суде – в помещениях, который занимают палаты по уголовным и гражданским делам. Его 120 судей – это плюс 500-600 человек аппарата. Поместить их всех, даже если мы покинем помещение, в принципе невозможно.

С передачей кассационных жалоб также есть проблемы. Мы просим законодателя урегулировать этот вопрос, и не только его: как быть, допустим, с жалобами, которые поданы непосредственно 15 октября, а не до или после? Но в целом, я не думаю, что будут особенные вопросы.

Что касается того, возникнут ли проблемы в связи с тем, что состав Верховного Суда сокращается – конечно, уже возникли. В уголовной палате меньше дел, чем в гражданской – где-то полторы-две тысячи. Но в связи с тем, что многие судьи ушли в отставку, эти дела «зависают». У меня лично уже много дел, которые поступили ко мне от судей, ушедших в отставку. По гражданским делам большая часть социальных дел перейдет к административным делам. В целом, у судей уголовной палаты уже назначены к рассмотрению дела по январь включительно.

Председатель Высшего административного суда Украины Александр Пасенюк:

– При создании Высшего спецсуда по рассмотрению гражданских и уголовных дел придется решать, в основном, организационные задачи, среди которых – формирование структуры и штатного расписания, проведение переговоров о разделе помещения Верховного Суда, где, согласно переходным положениям ЗУ «О судоустройстве и статусе судей», будет размещаться новый суд.

Опираясь на свой опыт, могу заверить, что у руководителей ВССГУД будет значительно меньше проблем, нежели было у ВАСУ, когда в январе 2005 года мы начали свою работу. В то время фактически отсутствовало бюджетное финансирование, необходимое для функционирования ВАСУ, не было помещений, оргтехники, мебели и т. п., были избраны только девять судей, отсутствовал резерв судей, подготовленных к рассмотрению именно административных дел, не было законодательной базы (КАСУ был принят только в июле 2005 года). Высшему спецсуду в настоящее время гораздо проще. Помещением обеспечен, материальная база есть. Количество гражданских и уголовных дел у судей этого суда будет фактически таким же, как в Верховном Суде Украины. Проблем с обеспечением суда кадрами не должно быть. Так что все задачи по созданию Высшего специализированного суда на нынешнем этапе разрешимы.

Кабинет Министров Украины отказался от своего обещания, данного Международному валютному фонду, повысить пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет. По словам вице-премьера Сергея Тигипко, вместо этого правительство предложит МВФ определенные компенсаторы поступлений в бюджет. Этот шаг правительства и нынешнее состояние пенсионной системы в Украине прокомментировали, а также рассказали, что и почему нужно менять в рамках пенсионной реформы, президент Центра рыночных реформ, экс-министр экономики Украины, доктор экономических наук Владимир Лановой, председатель Всеукраинского союза ученых-экономистов, доктор экономических наук Александр Кендюхов, и глава Ассоциации поддержки прогрессивных реформ Вячеслав Редько. 

Проблемы украинской пенсионной системы

Первой основной проблемой пенсионной системы в Украине, по мнению председателя Всеукраинского союза ученых-экономистов Александра Кендюхова, является вопиющая несправедливость в начислении пенсии, не отражающая реальный трудовой вклад.

«Сегодня пенсии назначаются преимущественно на основании субъективного фактора и не отвечают трудовому вкладу граждан. Это – недостатки солидарной пенсионной системы, о которых говорят все эксперты отрасли», – заметил экономист.

Кроме того, по словам Кендюхова, ряд пенсий крайне завышены. В том числе это касается пенсий депутатов, установленных ими на свое усмотрение.

Второй проблемой, по мнению экономиста, являются излишние начисления на заработную плату – один из главных факторов тенизации экономики. Специалист уверен, что именно этим обусловлены зарплаты в конвертах, которые сегодня сплошь и рядом получают украинцы. «Если эти начисления и другие налоги бизнес начнет платить как положено, то многие виды бизнеса просто прекратят свое существование», – заметил эксперт.

Третьей проблемой Александр Кендюхов считает дефицит Пенсионного фонда. По его словам, эта проблема не первостепенная, а скорее следствие несовершенства пенсионной системы в Украине, которая почти не изменялась за годы независимости.

«Закон о пенсионном обеспечении, принятый семь лет назад, почти не работает. Поскольку многоуровневая пенсионная система написана для нашей страны очень проблемно. Я бы сказал, что она написана не для Украины, а для какой-то европейской страны, где совсем другой уровень жизни, психология граждан, социально-экономические, в том числе и трудовые, отношения. Уверен, что в ближайшие десять лет данный закон не заработает», – отметил Кендюхов.

Специалист подчеркнул, что сегодняшние попытки реформировать эту сферу никоим образом не решают проблем. Поэтому нужно искать новые системные пути.

«Нельзя управлять с закрытыми глазами!»

Решить проблему Пенсионного фонда в рамках сегодняшних отношений государства с обществом невозможно, считает президент Центра рыночных реформ, экс-министр экономики Украины Владимир Лановой. По его словам, нужно менять компоненты Пенсионного фонда, чтобы сбалансировать его доходы и расходы.

Первый из них – численность пенсионеров. «Просто нужно, чтобы было меньше пенсионеров, тогда будет достигнута сбалансированность», – добавил экономист.

Второй – ставки отчислений из заработной платы в Пенсионный фонд, которые в Украине составляют 39%, отметил эксперт. «В Европе существует солидарная пенсионная система, но таких ставок нет. Средний налог на заработную плату в этих странах составляет 5-9%. У нас необходимо снижать ставки отчислений: они влияют на легальную часть фонда заработной платы, которая в Украине не превышает 60%. Большую часть зарплат руководители предприятий пытаются выплатить вне таких начислений, нелегально, в конвертах, в обход налоговых и пенсионных органов. Поэтому вопрос в том, чтобы снизить эти ставки», – отметил Лановой.

Экономист также заметил, что во времена Леонида Кучмы в Украине была разработана пенсионная реформа, был принят закон о ней, но отсрочен. Согласно этому закону, должна была быть создана государственная накопительная пенсионная система, в соответствии с которой отчисления шли бы за счет граждан. Украинцы должны были отчислять 15% своей зарплаты. «Но это откладывалось, откладывается и будет откладываться. Никто этим реально не занимается», – заключил эксперт.

«Не может человек платить 17% заработной платы в бюджет, а потом еще 15-20% на свой пенсионный счет. У него просто не хватит средств на существование в этой жизни при нынешних условиях, тарифах, тенденциях по оплате жилищно-коммунальных услуг и других характеристиках», – отметил Лановой.

Экс-министр экономики также обратил внимание на Налоговый кодекс, который сейчас разрабатывается. Согласно документу, налог на заработную плату растет, но при этом налог на дивиденды от разного типа доходов (от собственности, капитала и так далее) оставляют на уровне 5%, заметил экономист. Во всех странах, по словам эксперта, последний составляет до 40%, а у нас – всего 5%.

Кроме того, Лановой отметил, что вопрос о повышении пенсий – один из ключевых в экономической политике государства. «Если этого не понимать, то очень скоро власть получит соответствующую реакцию от пенсионеров, которые являются основными голосующими на выборах», – предостерег он.

В этом контексте следует говорить и о концепции социального страхования, считает Владимир Лановой. «Плохая медицина снижает число живых пенсионеров очень быстро – они становятся инвалидами и преждевременно умирают. Для кого-то это – тоже путь: не финансировать медицину и таким образом уменьшать количество пенсионеров, и в результате – сбалансировать Пенсионный фонд», – отметил экономист.

Поэтому эксперт призвал реформировать пенсионную систему Украины с сегодняшнего дня. «Со следующего года половина бюджета будет расходоваться на погашение долгов и в уплату процентов по долгам. А вторая половина будет идти на финансирование дефицита Пенсионного фонда. И на сами бюджетные расходы ничего не останется. Нельзя управлять с закрытыми глазами, как страус, который спрятал голову в песок и говорит, что мы все держим под контролем», – отметил Лановой. Прежде всего, по мнению специалиста, нужно в корне менять состояние предприятий и отношения государства с бизнесом.

«Бизнес перечисляет больше денег за границу, чем получает зарубежных инвестиций. Это впервые за годы независимости!» – отметил он.

«Нельзя решить вопрос Пенсионного фонда в контексте сегодняшней структурной экономической политики – непродуктивной и направленной не на экономию, а на монополию и разного рода коррупционные схемы. Нельзя социальные вопросы решать вне контекста реальных реформ экономики, реальных предприятий и рынков», – подытожил Владимир Лановой.

Предложения ученых-экономистов

То, что сегодня называют пенсионной реформой, на самом деле не является ею, считает председатель Всеукраинского союза ученых-экономистов Александр Кендюхов. «Повышение пенсионного возраста, от которого на днях отказалось правительство, нельзя считать реформой. Поскольку это не меняет сути пенсионной системы и не решает ее проблем», – уверяет эксперт.

Всеукраинский союз ученых-экономистов разработал свою концепцию пенсионной реформы и впервые представил ее в «Главреде». Цель пенсионной реформы, по словам Кендюхова, заключается в переходе от «уравниловки» и несправедливости пенсионной системы к максимально справедливому механизму. Кроме того, по мнению специалиста, необходимо исключить основы тенизации экономики в этой сфере.

«Мы предлагаем полностью перейти от системы отчислений из заработной платы в Пенсионный фонд к системе отчислений в Государственный пенсионный банк. В результате каждый гражданин получит пенсионное обеспечение, полностью отражающее его трудовой вклад, и будет представлять собой процент, отчисленный гражданином на свой собственный пенсионный счет, который будет действовать по принципу депозитного вклада», – рассказал экономист. Он также заметил, что если человек умирает, не достигнув пенсионного возраста, то эти средства передаются его наследникам, а не растворяются в государстве».

Разработчики этого предложения считают, что данная реформа может быть реализована в течение 30 лет. «Быстрого пути тут быть не может. Если запускать систему в 2011 году, то она может распространяться только на лиц 1985 года рождения и младше. На все население ее распространять нельзя, потому что не хватит средств на покрытие дефицита существующего Пенсионного фонда», – подчеркнул Александр Кендюхов.

По словам экономиста, такая пенсионная реформа способна в корне изменить принцип пенсионного законодательства и пенсионной системы в Украине. «Она позволит перейти от нынешней социально несправедливой системы к абсолютно социально справедливой», – убежден Кендюхов.

Глава Ассоциации поддержки прогрессивных реформ Вячеслав Редько считает предложение ученых-экономистов «очень трезвой методологией». «Она будет совершенно справедливой для населения. И каждый гражданин с удовольствием будет накапливать свой персонифицированный фонд. На Западе в странах, где есть подобные накопительные программы, люди живут на десять лет дольше. Потому что это элемент покоя», – отметил Редько.

Уже второй руководитель подразделения подконтрольного Министру экономики Василию Цушко уволен с занимаемой должности в связи с подозрениями в коррупции и взяточничестве. Так, на днях, вслед за главой Госпотребстандарта Украины Олегом Поволоцким, с занимаемой должности была уволена и даже взята под стражу Татьяна Рудь, которая возглавляла Государственную инспекцию по контролю за ценами (оба, кстати, земляки Цушка).

При этом, сам министр остается недосягаемым для правоохранительных органов. Как уверяет Василий Петрович, ни к первому ни ко второму случаю он не имеет ни малейшего отношения и о «левых заработках» своих подчиненных не догадывался. Мол, «я их практически не знал и знать не хочу».

В то же время, примечательными являются несколько фактов, которые, похоже, свидетельствуют о противоположном. Во-первых, назначение Олега Поволоцкого и Татьяны Рудь было инициировано Министром экономики Василием Цушко за его официальной подписью. Во-вторых, оба госоргана - и Госпотребстандарт, и Госинспекция по ценам, то есть и их руководители - подконтрольны Василию Цушко, как Министру экономики. И наконец, оба экс-подчиненные Василия Петровича являются одесситами, как и сам Министр. На этом фоне заявления Цушко о своей якобы непричастности к указанным случаям, кажется, выглядят как минимум лицемерными и циничными.

Более того, как утверждают информированные источники в Минэкономики, между земляками Василием Цушко и новоназначенной Татьяной Рудь сразу же завязались хорошие деловые отношения. При этом, якобы Цушко на неоднократные жалобы в адрес Татьяны Рудь, заявлял, что она «государственник высшей пробы», а обвинения в коррупции называл ни чем иным как «белибердой» и лоббированием собственных интересов.

В то же время, после заключения под стражу Татьяны Рудь, Василий Цушко поспешно инициировал ее увольнение с занимаемой должности. При этом Министр начал «взваливать» назначение Тальяны Рудь на нардепа Антона Яценко (в СМИ его ассоциируют со скандально известной Тендерной палатой), который якобы и пролоббирровал ее на указанную должность. Однако и здесь, что-то не клеется: почему Цушко, после скандальной ссоры с Антоном Яценко, не уволил Татьяну Рудь вместе с другими «министерскими» ставленниками нардепа? Ведь по его утверждениям, он уволил всех «людей Яценко».

Кроме того, непонятно, почему правоохранительные органы не проверили экс-министра МВД, а ныне Министра экономики на предмет его причастности к выявленным коррупционным действиям в Госкомиссии по ценам?

В конце концов, почему автора практически всех Законов Украины, наделивших печальноизвестную Тендерную палату Украины (к которой Цушко якобы также не имеет ни малейшего отношения) широкими полномочиями, снова руководит госзакупками?

Невозможно обойти вниманием и многочисленные обвинения Минэкономики в коррупции при согласовании закупок у одного исполнителя, а также коррупционные законодательные инициативы Министра, которые, кстати, были подвергнуты жесткой критике представительством Мирового банка (МБ) и Еврокомиссии в Украине и подставили под угрозу получение третьего транша от МБ.

Похоже, напрашивается вывод: если Министр все время «не при чем» по отношению к тому, что творится в его ведомстве, так может пора сменить министра? Ведь, в любой европейской стране при такой концентрации коррупционных скандалов вокруг одного министра, высокопоставленный чиновник либо сам уходит в отставку или, как минимум, его немедленно увольняют с занимаемой должности. В Украине же за это могут и наградить - например очередной должностью, или медалью за заслуги.

Поэтому остаются риторическими некоторые вопросы. Сколько еще будет Министр экономики подставлять Президента Украины, Кабинет Министров и Премьер-министра под скандалы? Каких еще скандалов стоит ожидать от Василия Цушко? Ведь, ни в одном другом министерстве не было такого количества громких коррупционных скандалов, как в Минэкономики при Василии Цушко.

Представители страховых компаний заявляют коррупции и взяточничестве в Государственной комиссии по вопросам регулирования рынков финансовых услуг (Госфинуслуг), возглавляемой лидером «Союзом левых сил» Василием Волгой.

В частности, Украинская федерация страхования обратилась к Президенту Украины, Премьер-министру, Кабинету Министров, другим государственным органам, а также общественности с просьбой защитить рынок от «поборов», коррупции и взяточничества со стороны руководителя Госфинуслуг Василия Волги, его подчиненных и помощников.

По мнению авторов документа, в течение 2010 г. Василий Волга, в вверенном ему ведомстве, внедрил практику вынесения сомнительных предписаний за незначительные, иногда даже надуманные нарушения. При этом, страховым компаниям за неприменение соответствующих санкций, в том числе лишения лицензии, предлагается уплатить определенную сумму, которая потом, как уверены авторы, направляется в карманы Главы Комиссии Василия Волги.

«Создается впечатление, что за этими провокационными действиями (авт. - заявлениями Волги о якобы выявленных нарушениях) скрывается желание использовать служебное положение для наращивания дешевого политического капитала, скрыть собственную бездеятельность и отвлечь внимание общества от истинных мотивов создания системы незаконных поборов со страховщиков»,- заявляет президент Украинской федерации страхования Александр Завада.

«Почему-то в аналогичных случаях одним страховым компаниям останавливают действие лицензии, другие вызывают на серьезный разговор в Госкомиссию, а в отношении третьих проводят переговоры с акционерами», - описывает сложившуюся на рынке ситуацию Наталья Гудыма, президент Лиги страховых организаций Украины.

Таким образом, Госфинуслуг содействует укреплению позиций недобросовестных компаний, что зачастую обманывают своих клиентов. Более того, по прогнозам объединений участников рынка, в случае продолжения «подобной политики» Госфинуслуг половина компаний может быть доведена банкротства, а тысячи их работников пополнят ряды безработных.

Участники рынка уверены, что действия главы Комисии дискредитируют участников рынка, подрывают доверие к нему и свидетельствуют о невозможности для руководства Госфинуслуг обеспечить выполнение заданий, поставленных перед комиссией.

При этом, всевозможные переговоры и дискуссий с Главой Госфинуслуг Василием Волгой ни к чему не привели. Поэтому участники рынка обращаются к Президенту Украины, Премьер-министру и другим органам государственной власти с просьбой уволить Василия Волгу из занимаемой должности.

По их словам, если их требования не будут выполнены, а также на данном рынке не будет наведен порядок, они выйдут на улицы для проведения массовых мероприятий под стенами Кабмина и Госфинуслуг.

Стоит также отметить, что по информации издания, после выхода соответствующего заявления УФС в ряде СМИ Госфинуслуг значительно усилила административное давление, а также увеличила количество проверок в отношении компаний - членов УФС, видимо, таким образом, пытаясь «заткнуть рот» участникам рынка.