Ни для кого не секрет, что с приходом новой власти в Украине со стороны СМИ участились жалобы на цензуру. Мировое сообщество всерьез обеспокоено сложившейся ситуацией, бьют в набат журналистские организации, да что уж там – сам Президент вынужден был признать, что со свободой слова в стране таки не лады!
Несмотря на всестороннюю критику, ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону в ближайшее время. Об этом можно судить по тщетности всех действий, предпринятых украинскими журналистами. Заявления чиновников о поддержке журналистов и позиции невмешательства в их деятельность сегодня все еще остаются на уровне пустых обещаний.
Всем известны случаи избиения корреспондентов и фотографов редакций, попытки запрета присутствовать на том или ином мероприятии, не говоря уже о прямых угрозах и фактах слежки…
Журналист – как заноза в зад…це
Стоит напомнить, что законодательно журналистская деятельность остается на уровне каменного века. Достаточно вспомнить законопроект о доступе к публичной информации, предложенный на рассмотрение депутатам Верховной Рады еще в далеком 2008 году. Тогда по каким-то причинам он принят не был, и только через два года, в начале ноября 2010 года, депутаты от провластной партии внесли свой, «альтернативный» проект закона, с некоторыми поправками по сравнению с первым.
Проголосованный в первом чтении проект, который представители украинских СМИ сегодня считают оптимальным, дальнейшего продвижения не получил. Депутаты объясняют это тем, что зарегистрирован еще один, с очередными поправками. В то же время Институт Медиа Права раскритиковал последний, как такой, что не способствует нормальной деятельности журналистов, скорее наоборот – усугубляет их положение.
«Законопроект плохой, – рассказал From-UA директор Института Медиа Права Тарас Шевченко. – Есть письменный анализ, в котором детально рассмотрены только некоторые вещи. Если их называть, то это фактически не измененный в сравнении с нынешним законом срок подачи информации – 20 рабочих дней; это ухудшенная процедура, которая предусматривает абстрактные причины для отказа, которая предусматривает технические причины для отказа – не указан телефон или адрес электронной почты. Закон достаточно низкого качества, очевидно, нет понимания тематики, потому что много вещей просто не продуманы. Многие вещи, которые были в действующем законе и которые являлись достижениями в журналистском движении, как, например, положение, по которому орган власти не имеет права возмещать моральный ущерб в иске против журналистов, теперь вычеркнуты. У меня большие сомнения, что это могло получиться случайно».
Лицензии на воду и воздух?
Наверное, мало оказалось того давления, пресс от которого явно ощущают служители пера уже сегодня, если на этот раз вмешался сам Кабмин. Да не просто вмешался, а сходу решил взять на себя все полномочия и ответственность касательно Интернет-изданий. Напомним, об этом ранее заявила депутат от БЮТ Ольга Боднар, которая расценила такое вмешательство как попытку установить цензуру в электронных СМИ.
«Лицензированием занимается Верховная Рада Украины. Есть закон про лицензирование, в котором прописываются все виды деятельности, которые подпадают под это лицензирование. Сейчас Кабмин хочет прибрать этот вопрос к рукам, потому что постановления Кабмина провести гораздо проще. Они подали проект закона № 7021 (21 октября его в первом чтении проголосовали), где говорится о том, что этим вопросом будет заниматься Кабмин. И в проекте этого постановления я посмотрела, что такое вообще Интернет. Интернет – это последний бастион свободы слова, в котором можно еще хоть что-то правдивое прочитать без тотальной цензуры», – так объяснила From-UA Ольга Боднар свое видение проблемы.
«Сегодня хотят наложить сетку цензуры, – продолжает она. – Если ты не будешь попадать в эту сетку и будешь продолжать писать правду, то тебя ликвидируют. В это постановление они вписали даже кабельные телесети. Они перекроют все свободные телесети, которые на сегодня существуют. Они могут закрыть многоканальное вещание, если они будут освещать информацию не так, как надо власти. И предусматривают жесточайшее лицензирование, которое будет невыносимо даже для государственных каналов, не говоря уже о многоканальных Интернет-сетях».
То есть, фактически, если этот законопроект будет принят, Кабмин получит все полномочия посредством лицензирования влиять на редакционную политику изданий и, по словам экспертов, отсеивать неугодные сайты.
«Такого в Украине еще не было. Скоро они сделают лицензирование на воду, на воздух. Они не дадут нам возможности входить в Интернет так, как мы уже с вами привыкли, а разрешат только Интернет-издания Кабмина или Президента Украины, в которых будут рассказывать о строительстве свободной Украины», – говорит Боднар.
Но дело в том, что при таком развитии событий сайты изданий просто могут уйти на заграничные хостинги, не говоря уже о том, что многие из них и сегодня работают на иностранных серверах. Депутат не исключила, что плохо будет всем неугодным, даже тем, кто за границей.
«Сегодня Интернет – это свободный доступ к информации. Вообще, технически это сделать невозможно, потому что Интернет-провайдеры могут уйти за границу, и их невозможно будет никаким образом перекрыть. Тогда это будет, как в Китае и Белоруссии – есть специальные технологии, которые перекрывают все каналы Интернета, кроме тех, которые допускаются их цензурой», – отмечает Боднар.
Насильно мил не будешь
Интернет-издание, которое хочет получить статус СМИ, может прибегнуть к регистрации, но это должно быть только по их собственному желанию, иначе манипулирования свободой слова не избежать. В этом уверен Тарас Шевченко.
«Все зависит от того, какая модель будет предложена. В Казахстане недавно ввели обязательную регистрацию Интернет-изданий. Эта модель абсолютно не демократична и противоречит международным стандартам свободы слова и Конституции Украины. Модель, которая теоретически допустима, – это добровольная регистрация. То Интернет-издание, которое хочет получить статус СМИ, может пройти регистрацию. Такая процедура может быть теоретически допустимой, но мы считаем, что она не особо желательная, потому что ей можно манипулировать: ее можно очень легко, буквально сменой одной фразы, сделать из необязательной в обязательную. Поэтому мы опасаемся, что первым шагом власти может быть добровольная регистрация, а последующим – обязательная», – уверен руководитель Института Медиа Права.
Полностью уверен в крахе той власти, которая пойдет на цензурирование Интернет-изданий, народный депутат от Компартии, заместитель главы Комитета по вопросам свободы слова и информации Александр Голуб.
«Я думаю, что цензурировать Интернет нереально, – высказал он From-UA свое мнение. – И если власть пойдет на такие шаги, то это приведет только к еще большей дискредитации власти, нежели к конкретному результату. Я понимаю в некоторой степени это желание, если речь идет о насилии, о порнографии, о каких-то вещах, связанных с терроризмом, это спецслужбы, конечно, должны отслеживать. Что же касается политических вопросов, творческих, то никакая цензура здесь совершенно неприемлема».
Не видит разницы между статусами печатных и электронных изданий глава Интернет-ассоциации Украины Татьяна Попова.
«Лицензирование СМИ – это неправильно и недопустимо. Регистрация должна быть на добровольной основе. Все, что лицензируется у нас в стране, оно лицензируется согласно закону, есть список лицензируемых видов деятельности. Порядок получения лицензии уже Кабинетом министров определяется. Я не понимаю, почему печатные СМИ должны отличаться от Интернет-изданий? Есть же закон «О печатных СМИ», какая разница, в каком виде это средство? Разницы нет никакой, мы не лицензируем печатные СМИ, почему должны лицензировать электронные?» – прокомментировала она From-UA сложившуюся ситуацию.
Перефразируя знаменитое выражение Егора Лигачёва, остается лишь добавить: «Кабмин, ты не прав!» и надеяться на лучшее, если это вообще возможно в такой стране, как Украина...