Правительство не устает обсуждать уровень дотаций для селян на те или иные нужды. Однако, как показал опрос руководителей молочных предприятий, проведенный центром “Социальный мониторинг”, сами аграрии зачастую лишь только слышали об этих мифических деньгах. Сейчас же чиновники намерены изменить схемы выплат дотаций для производителей.
Для самих участников молочного рынка правительственные законопроекты, дотации и программы развития чаще всего остаются только лишь словами, которые не спешат превращаться в реальные деньги. Доказательством тому стал опрос руководителей молочных предприятий, проведенный центром “Социальный мониторинг” по заказу общественной организации “Деловая Рада Украины”.
Всего было опрошено 100 респондентов из разных регионов страны. Одной из основных задач исследования стало выявление предпочтений производителей молока относительно механизмов государственной поддержки. Как показали полученные данные, производители молока практически не осведомлены не только о самом механизме выплаты дотации, но даже о том, что они ее получают. Так, 21% респондентов заявили, что “не слышали” о системе государственных дотаций, а еще 55% слышали, но не могут сказать про нее ничего определенного.
Согласно результатам социологического исследования, 62% производителей молока выступают против перехода к дотированию на голову крупного рогатого скота, за — 18%.
Кроме того, результаты исследования показали: 55% опрошенных предпочитают получать дотацию на каждый литр сданного молока, а 25% — на голову крупного рогатого скота.
Результаты опроса свидетельствуют о том, что лидерами прироста производительности являются самые маленькие предприятия (до 50 голов).
Напомним, что в молочной отрасли продолжается борьба по поводу сохранения старого порядка выплаты дотаций животноводам. Так, в конце прошлого года Верховная Рада приняла закон, которым был полностью изменен механизм поддержки. По новой схеме дотации уже не должны выплачиваться переработчиками за счет НДС производителей, ориентируясь на литр сданного молока или килограмм переданного на переработку мяса. На смену этому механизму должна прийти система спецфонда, выплаты которого будет контролировать Кабмин, и одаривать селян начнут, исходя из количества поголовья. Однако, как отмечают специалисты, в Украине сегодня просто не существует реестра коров, следовательно — неизвестно, кому и сколько платить при новой системе. Кстати, механизм поддержки производителей молока и мяса с выплатами на одну голову коровы содержится в Налоговом кодексе, который принят в первом чтении.
Одновременно, согласно данным исследования, самая низкая производительность фиксируется на предприятиях с численностью от 50 до 300 голов. При этом, как сообщил сопредседатель общественной организации “Деловая Рада Украины” Михаил Соколов, 77% респондентов считают, что могут увеличить объем производства молока без увеличения поголовья.
Дополнительные опросы показали, что представления последней группы о системе господдержки действительно являются крайне фрагментарными и даже фантастическими.
Так, некоторые из респондентов считают, что дотацию платит не государство, а переработчики.
Недовольство имеющейся системой и одновременный отказ от перехода к дотированию на голову КРС объясняется тем, что производители недовольны низким уровнем дотации, а не механизмом ее распределения.
“Такое положение дел неудивительно, особенно если учесть, что все остальные дотации, например, доплата за оформление ветеринарного паспорта, финансируются по остаточному принципу, т.е. не выплачиваются вовсе”,— отмечает руководитель аналитического отдела консалтингового агентства “ААА” Мария Колесник.— “Система выплаты дотаций на единицу произведенной продукции — субсидирование закупочных цен — решает эту задачу. Переход же к выплатам на голову КРС, наоборот, приведет к уравниловке. Надеюсь, что народные депутаты прислушаются к мнению самих производителей — получателей дотаций, сохранив, а, возможно, и усовершенствовав оправдавший себя механизм субсидирования закупочных цен на молоко и мясо”.
Согласны с экспертом и в ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса” (УКАБ). Представители УКАБ обратились к парламентским фракциям и политическим партиям с просьбой сохранить налоговую поддержку производителей молока и мяса. Анализ, проведенный УКАБ, свидетельствует, что предложенный ранее механизм поддержки производителей молока и мяса с выплатами на одну голову коровы (нормы Налогового кодекса, принятого в первом чтении) делает недостижимой реализацию целей развития молочной отрасли, таких как: увеличение производства молока, повышение качественных показателей молочного сырья и повышение товарности молока.
Так, согласно расчетам УКАБ, поддержка эффективных сельхозпредприятий при переходе на дотации на голову коровы уменьшится в 1,5-2 раза с 2-3 тыс. грн. — до 1,4 -1,6 тыс. грн. в пересчете на голову коровы, что негативно скажется на перспективах развития молочного животноводства.
В свою очередь эксперт аграрных рынков УКАБ Инна Ильенко отмечает, что дотации на голову коровы повлекут существенный рост расходов на администрирование государственной поддержки, вымывание оборотных средств сельхозпредприятий, усложнят возможность выполнения требований относительно полноценного ветеринарного контроля продукции, производимой в домохозяйствах, что повлечет ряд других негативных последствий.
“В молочной отрасли Украины более эффективным будет стимулирование производства по нынешней схеме дотаций, чем поголовья”,— заявляет Мария Колесник.
“Мы можем минимум в два раза увеличивать производство количества молока при том поголовье, которое существует на сегодняшний день. Нам нужно стимулировать именно производство и его продуктивность”,— сказала она.
По расчетам агентства “ААА”, стимулирование на одну голову может привести к сокращению не только поголовья, как это происходило в последние годы, учитывая объективные причины, но и к сокращению товарного количества молока на украинском рынке.
В свою очередь, как заявил Михаил Соколов, если сохраняется тот механизм, который действовал до сих пор, то по большому счету от бюджета ничего не зависит. “Таким образом, средства просто не попадали в бюджет. И поэтому что бы ни происходило в бюджете, эти деньги шли. Другой вопрос, что по новой схеме они должны идти в так называемый спецфонд и из него распределяться на голову”,— отметил он.
Таким образом, молочная отрасль остается одной из сфер бизнеса, где непонимание регуляторных действий чиновников носит массовый характер. Возможно, это происходит потому, что Минагрополитики не считает нужным уже сегодня улучшить жизнь тысячам производителей молока по всей стране, применив понятный и эффективный механизм дотирования. Взамен этого чиновники усилено создают очередную бюрократическую кормушку — Спецфонд.
Социологический опрос проводился с 29 октября по 4 ноября центром “Социальный мониторинг” по заказу общественной организации “Деловая рада Украины”. Методом телефонного интервью было опрошено 100 респондентов, руководителей предприятий — производителей молочной продукции из разных регионов Украины.