Как сообщает "Инвестгазета", изменение упрощенной системы налогообложения не справилось со своей ключевой задачей — перекрыть схемы для ухода бизнеса от налогов, зато создало условия для дальнейшего ухода бизнеса в тень.

"Позор!", "Нет Налоговому кодексу!", "Стоп расправе над предпринимателями!". Именно в такие выражения воплотился гнев 5-6 тыс. предпринимателей, вышедших 22 ноября на центральную площадь Киева в протест против нового Налогового кодекса. Как и на митингах в Тернополе, Житомире и Полтаве. Привело их всех туда (кроме общественных организаций, возглавивших это движение) недовольство вполне конкретными изменениями в налоговой системе — ликвидацией «упрощенки». Против этого нововведения около 3 тыс. предпринимателей протестовали и 18 ноября под Верховной Радой, в день окончания второго чтения законопроекта. Но, видимо, как и предыдущий митинг, новые протесты на Майдане не принесут результата. Президент Виктор Янукович, который пока еще не подписал нашумевший закон, согласился встретиться с представителями малого и среднего бизнеса для обсуждения этой проблемы, но уже заранее предупредил, что «на 100% такого не будет». И добавил: «Мы от упрощенной системы будем постепенно уходить — переходить на такую систему налогообложения, которая будет мотивировать рост реальной экономики и выводить украинскую экономику из тени».
Но президент кое-чего не учел. Изменения, инициированные Налоговым кодексом, не решат ключевой задачи — перекрыть механизм ухода бизнеса от налогов, но зато создадут много новых проблем: недовольные им предприниматели уйдут в тень, а находившиеся в тени теперь вряд ли из нее выйдут.

За что такая нелюбовь

С момента введения единого налога в 1998 году упрощенная система налогообложения безнадежно устарела — как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения государства. Если в 1998 году компания зарабатывала 500 тыс. грн., то ее выручка составляла $145,9 тыс. Сегодня же компания с аналогичной выручкой зарабатывает в долларовом эквиваленте всего $62,9 тыс. А фирма, фактический объем выручки которой остался таким же, как раньше — $145,9 тыс. (то есть почти 1,2 млн. грн.), сейчас не может считаться небольшой и облагаться единым налогом.
Аналогичная ситуация и с бюджетными поступлениями от единого налога. Хотя многолетняя неприязнь властей к нему связана не только с обесцениванием поступлений от «единоналожников» из-за инфляции. Главная причина для нелюбви состоит в том, что единый налог помогает бизнесу уходить в тень.
«Упрощенцы должны быть готовы к тому, что мы перейдем к реальной системе учета» - Президент Виктор Янукович, 22 ноября 2010 г.
Наиболее распространенная схема для этого — оформление сотрудников как самостоятельных субъектов предпринимательской деятельности (СПД-шников). Особой популярностью она пользуется в сфере услуг — консультационных, юридических, бухгалтерских и т.д. Компании средних и крупных размеров, чьи обороты не вписываются в рамки упрощенной системы (500 тыс. грн. в год), регистрируют своих работников как частных предпринимателей. Доходы такого ЧП-шника на самом деле являются его заработной платой или частью оборота компании, но облагаются лишь единым налогом, что помогает компании минимизировать свои отчисления в государственный бюджет. Тот же механизм используют и представители реального сектора. Например, при необходимости спрятать деньги от налоговиков фирма может оформить фиктивный договор о предоставлении услуг с кем-то из «упрощенцев» — консультантом, юристом и т.д. По документу деньги фирмы переходят к лицу, предоставляющему услуги, в качестве платы. А «предоставитель» этих услуг за них уже ничего не платит.
В торговле прижилось еще больше теневых схем. Так, мелкие розничные торговцы, например, продуктами питания, как СПД-шники не обязаны иметь кассовый аппарат и вести учет расходов. Значит, они легко могут приуменьшать свои обороты, чтобы «вписаться» в предельные размеры оборота для «единоналожников». «У «единоналожника» с максимальной выручкой 500 тыс. грн. в год на складе в Киеве на момент проверки находилось товаров на 8 млн. грн. То есть это его 16-летний товарный запас. И это не гвозди, а продукты питания, которые 16 лет храниться не могут», — описал схему уклонения от налогов вице-премьер Борис Колесников в разговоре с «Зеркалом недели».
«Малый бизнес в общей системе доходов государственного и местного бюджета, составляет, к большому сожалению, несколько процентов» - премьер-министр Николай Азаров, 18 ноября 2010 г.
Воспользоваться единым налогом умудряются и совсем не мелкобизнесовые супермаркеты и крупные компании-производители. Супермаркет, скажем, для этого делится на ряд подразделений, каждое из которых оформляется как «единоналожник». «Магазин должен… заплатить и НДС, и налог на прибыль. А «упрощенец» — 200 грн., и вся дельта остается у владельца супермаркета», — говорит Виталий Хомутынник, глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики. В результате иностранные сетевые супермаркеты платят налоги на уровне 2-3% от оборота, а отечественные — на уровне 0,1%.

До и после

Чтобы устранить возможность использования подобных схем для уклонения от налогов и при этом еще и поступления в бюджет увеличить, правительство по сути вдвое урезало саму упрощенную систему налогообложения.
Во-первых, меняется ставка единого налога. Теперь она будет составлять от 20 до 600 грн. в месяц — в зависимости от вида деятельности, населенного пункта и т.д. Порог выручки, при котором возможно применение упрощенной системы при использовании регистратора расчетных операций, повышается с 500 тыс. грн. до 600 тыс. грн. В случае же отсутствия кассового аппарата предельная выручка, наоборот, снижается до 300 тыс. грн. (правда, это нововведение отложено на год).
Но главное, согласно новоиспеченному кодексу единый налог можно будет применять только к предпринимателям-физлицам. Все юрлица правительство перевело на выплату гораздо более «дорогого» налога на прибыль предприятий. А количество оставшихся в упрощенной системе физлиц и юрлиц оно уменьшило с помощью новых предельных уровней выручки.
Исключение в этом правиле «выбили» у Кабмина лишь представители IT-бизнеса. Упрощенная система используется в этом секторе достаточно активно. «Перевод IT-индустрии на общую систему сегодня свяжет нам руки, и мы проиграем конкуренцию на мировом рынке», — предупреждал после принятия Налогового кодекса в первом чтении Владимир Бек, глава харьковской IT-компании Sigma. Объясняя: сегодня во многих странах экспортеры программного обеспечения пользуются значительной государственной поддержкой. В Индии, например, социальные налоги и сборы составляют 6% от заработной платы работника, а подоходный налог равен нулю. Грузия же вообще объявила IT-отрасль свободной от налогов.
«Все... начиная с Auchan и заканчивая бабушкой на базаре, должны платить одинаковые налоги. Иначе это недобросовестная конкуренция» - Вице-премьер Борис Колесников, 11 октября 2010 г.
Этими аргументами IT-компаниям и удалось убедить правительство оставить их в числе «избранных». «Главным нашим доводом было то, что при таком Налоговом кодексе IT-специалисты начнут уезжать за рубеж — в страны, которые способствуют развитию информационных технологий», — говорит Татьяна Попова, председатель правления Интернет-ассоциации Украины и член экономического совета УСПП. Она непосредственно участвовала в отстаивании интересов отрасли при разработке кодекса.
Теоретически все это должно существенно увеличить поступления в бюджет. Кодекс, к примеру, перекрыл воздух для основной схемы оптимизации налогообложения — в сфере услуг. Теперь физлица, предоставляющие услуги, не смогут регистрироваться как СПД. Поэтому и компаниям нет смысла оформлять сотрудников физлицами-предпринимателями с целью минимизации налогов с зарплаты. Точно так же отпадает и схема уклонения от налогов, по которой для отмывания денег компании списывали их на расходы по мнимым договорам с физлицами.
Но на этом полезность нововведений и заканчивается. Авторы одиозного документа оставили лазейки для многих прежних махинаций с единым налогом, в том числе — в реальном секторе. Так, ничего не будет мешать бизнесу и дальше применять торговые схемы с приуменьшением оборотов мелкими торговцами, дроблением супермаркетов на предприятия-СПД-шинки и др. Единственное, что усложнит им жизнь — это снижение максимального оборота для СПД-шников, работающих без кассовых аппаратов. Хотя это нововведение они будут обходить так же, как и раньше — просто приуменьшая обороты еще больше.

Убить рикошетом

Еще часть мелких предпринимателей, вышедших протестовать на улицы Киева и областных центров против Налогового кодекса, документ и впрямь поставит на грань выживания.
Снижение планки для предпринимателей, работающих без кассового аппарата, практически лишит СПД-шников рентабельности. Как подсчитала Александра Кужель, экс-глава Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, при очень хорошей наценке в 25% прибыль до налогообложения с оборота бизнеса в 300 тыс. грн. составит всего 60 тыс. в год или 5 тыс. грн. в месяц. Из этих денег предпринимателю надо еще заплатить в Пенсионный фонд, рыночный сбор, аренду, все остальные платежи. «И что останется? — возмущается Кужель в интервью «Урядовому кур’єру». — А Минфин и налоговая, словно издеваясь, написали в проекте, что предприниматель может нанять еще 10 человек. Если только посчитать 375 грн. сбора в Пенсионный фонд и умножить на 11 человек, это выйдет 4125 грн. в месяц. То есть вы работайте, работайте, платите налоги, но вот дохода у вас не будет…»
«Мы договорились о том, что мы доработаем все их (протестующих. — Ред.) предложения. Мы также договорились, что разумные предложения мы поддержим» - Вице-премьер Андрей Клюев, 23 ноября 2010 г.
Еще хуже придется тем добросовестным предпринимателям-налогоплательщикам, которые выпали из списка отраслей, допущенных к упрощенной системе. Например, владельцам интернет-магазинов, 85% которых, по данным Ассоциации участников электронного бизнеса Украины (АУЭЛБУ), зарегистрированы как физлица и до сих пор платили единый налог. «Большая часть интернет-магазинов работают с персоналом до пяти человек и зачастую даже не имеет собственного склада. То, на чем они зарабатывают, это 2-3% от стоимости продукции за счет логистики», — рассказывает Денис Олейников, руководитель интернет-сервисов ProstoPrint.com, ProstoBook.com, FUTBOLKA.ua. Его бизнес — в числе тех, которые могут быть похоронены кодексом, поэтому вместе с десятками тысяч других на прошлой неделе Олейников безуспешно пытался отстоять на Майдане интересы веб-коммерсантов. «Само увеличение ставки единого налога для нас было бы не критично. Но увеличение расходов на администрирование налогов может похоронить отрасль», — объясняет предприниматель суть претензий. Так, кодекс настаивает на использовании мобильных кассовых аппаратов, которые каждые 10 минут будут посылать в ГНАУ данные об операции купли-продажи товаров из интернет-магазинов. Но в этой отрасли, в зависимости от вида товаров, в 5-30% случаев клиента-заказчика не оказывается на месте, и доставлять товар ему приходится повторно, а кассовый аппарат регистрирует обе попытки продажи. То есть двух-трех невыполненных крупных заказов хватит для того, чтобы вынудить интернет-магазин закрыться.
«Мы пришли к тому, что миллионы людей платят 200 грн., не вносят средства в Пенсионный фонд, а при этом неплохо зарабатывают» - Вице-премьер Сергей Тигипко, 25 ноября 2010 г.
Наконец, стремясь перекрыть путь для ухода от налогов, кодекс одним махом поставил под вопрос и существование в Украине ряда профессий. Вследствие запрета компаниям-юрлицам, работающим на общей системе налогообложения, покупать товары и услуги у физлиц-«единоналожников», под удар попадут не только нечестные компании, но и, например, веб-дизайнеры, установщики бухгалтерских программ 1С и другие «вольнонаемные». Единственный выход для них в таком случае — перейти на общую систему налогообложения. Но из-за высоких расходов на уплату налогов, а также сложности отчетности они в большинстве случаев не смогут себе это позволить. В результате пострадают и сами физлица, предоставляющие услуги, и компании-покупатели их услуг. Татьяна Попова из интернет-ассоциации акцентирует, что для них цены вырастут на 25%.
5103 схемы минимизации налоговых обязательств обнаружили налоговики за январь-сентябрь 2010 года. Многими из них бизнес «обязан» единому налогу.
Таким образом, приняв Налоговый кодекс в его нынешнем виде, правительство может достичь обратного эффекта. Пытаясь вывести из тени махинаторов, оно не только выведет оттуда не всех, но и загонит в тень множество остальных добросовестных налогоплательщиков.