Статьи
Новый 2011 год запомнится отечественным предпринимателям необходимостью адаптироваться к новым правилам ведения бизнеса, зафиксированным в новом Налоговом кодексе (НК). Документ был подписан президентом 3 декабря, и вступит в силу с 1 января 2011 г. Предприниматели обязаны не просто приспособиться к фискальным новациям, а должны сделать это максимально быстро. В противном случае у налоговой появится возможность воспользоваться своими новыми полномочиями и штрафовать опоздавших.
После вступления в силу Налогового кодекса перестанут действовать свыше 30 нормативно-правовых актов, в том числе 12 постановлений Верховной Рады, три декрета Кабмина и 16 законов Украины. В частности, с 1 января следующего года утратят юридическую силу законы об акцизном сборе, о госреестре физлиц, о НДС, о лицензировании некоторых видов хоздеятельности и пр. Утратят силу президентские указы о порядке оплаты акцизных сборов и механизме оплаты рыночного сбора. С 1 апреля 2011 г. прекратит действовать закон о налогообложении прибыли предприятий. Вместо него со второго квартала следующего года вступит в силу III раздел Налогового кодекса, посвященный этому налогу.
С апреля 2011 г. снижается налог на прибыль предприятий на 2 п.п., до 23%. Также со следующего года на 40% поднимается рентная плата за добычу нефти и газоконденсата и на 18,5% — рента за добычу природного газа. С 1 января 2011 г. до 31 декабря 2013 г. будет установлена новая ставка НДС на уровне 20%. Еще одним важным нововведением Налогового кодекса является освобождение от налогов на прибыль, НДС и налога на землю предприятий авиакосмической отрасли. Помимо этого, на протяжении следующих пяти лет НДС не будут платить субъекты самолетостроения, а до января 2015 г. налогом не будут облагаться операции по снабжению и осуществлению издательской и полиграфической деятельности.
«Снижение налога на прибыль не окажет решающего влияния на рентабельность компаний в 2011 г., однако постепенное снижение ставки и удержание налога на низком уровне позволит высвободить ресурсы для реинвестирования в модернизацию»,— отметил в комментарии «i» Станислав Картавых, ведущий аналитик инвестиционной компании «Сократ». Повышение ставок ренты, по его словам, негативно для нефтегазовых компаний, поскольку приведет к снижению их прибыли.
В кодексе сохранена действующая упрощенная система налогообложения. Однако со следующего года юрлица не смогут относить на валовые расходы затраты на покупку товаров и услуг у упрощенцев.
С 2011 г. изменится механизм взимания подоходного налога. Так, ежемесячные доходы, не превышающие 10 минимальных зарплат, будут облагаться по ставке 15%, однако если их объем превысит допустимое ограничение, налог составит 17%.
Налоговый кодекс облегчит жизнь кинематографистам, судо- и самолетостроителям — до января 2016 г. они освобождены от земельного налога.
НК предусматривает обновление большинства налоговых ставок. Эксперты, в отличие от представителей правительства, прогнозируют усиление фискального давления на бизнес. Юристы обращают внимание на то, что НК расширяет полномочия налоговиков. «Кодекс вводит новый вид проверки — фактическую. Такое законодательное нововведение расширяет функции фискалов по части применения штрафных санкций»,— отметила в комментарии «i» юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Екатерина Вознесенская.
Кроме того, эксперт обращает внимание на то, что в Налоговом кодексе более детально прописан порядок проведения камеральных проверок. «Принимая во внимание политическую ситуацию в Украине и необходимость в пополнении государственной казны в следующем году, проведение камеральных проверок значительно участится. Их результатом, соответственно, будет доначисление налогоплательщикам налоговых обязательств»,— прогнозирует госпожа Вознесенская. Облегчит фискалам задачу, по ее мнению, и сохранение в НК нормы о камеральных проверках без приказа руководителя контролирующего органа. В итоге, как подытожила эксперт, у предпринимателей будет два варианта действий: годами судиться с контролирующими органами, надеясь на «вдруг повезет», или уйти в тень.
- Информация о материале
Полгода назад Верховная Рада приняла Закон «О защите персональных данных», который в идеале должен регулировать отношения, связанные с защитой персональных данных в процессе их обработки. Так сказано в документе, который вступает в действие уже с 1 января 2011 года. В соответствии с новым законодательством, все владельцы баз данных, которые помещают личную информацию о человеке и могут использовать их в своей профессиональной деятельности, будут обязаны зарегистрировать эти базы в Государственном реестре баз персональных данных.
Исключение законотворцы сделали только для трех направлений деятельности: закон не распространяется на физических лиц, которые создают базы исключительно для непрофессиональных нужд, журналистов, в связи с исполнением ими профессиональных обязанностей, и творческих работников, которые собирают информацию для воплощения творческих задумок.
Весь перечень сфер деятельности, работники которых с 1 января будут вынуждены регистрировать свои базы данных, достаточно трудно представить в полном объеме.
Трудно также представить, как будет выглядеть вся процедура по регистрации владельцами баз персональных данных своих клиентских списков. Кроме того, что владелец базы должен будет подать письменное заявление с указанием информации о себе и других распорядителях базы с обязательным указанием наименования и местонахождения документа, еще нужно будет обозначить цели, с которыми обрабатывается персональная информация каждого человека, например, в клиентской базе (статья 9 Закона).
Казалось бы, ничего сложного: подаешь необходимые документы и в течение 10 рабочих дней получаешь ответ от уполномоченного органа. Но это далеко не вся процедура. Кроме того, что с Нового года все, кто хоть иногда в работе сталкивается с подобными документами, предстанут перед проблемой бумажной волокиты и, возможно, приостановкой работы с этими данными, они, кроме всего прочего, будут вынуждены потребовать у каждого человека, информация про которого внесена в реестр, письменное разрешение на владение этой информацией. А ведь это могут быть не десятки и даже не сотни человек, а скорее десятки и сотни тысяч клиентов, например, страховой компании или банка. Придется ли теперь им каждого клиента вызывать отдельно для написания разрешительного документа и как все это будет выглядеть?
Много дискуссий породил данный Закон именно из-за неточности в формулировке понятия «персональные данные». Вот как поясняется этот термин во второй статье документа: «Персональные данные – сведения или совокупность сведений о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано».
То есть нет четкого указания, за что, собственно, государство собирается «сбивать» немалые штрафы с владельцев баз персональных данных. Ведь идентифицировать человека можно по его фамилии, имени и отчеству, и, например, записанному в базе телефону или адресу проживания. Согласитесь, такие данные есть в каждом офисе и они явно не для бытового использования.
Возмущены законом профессиональные рекрутеры, деятельность которых с вступлением его в силу станет невозможной, по крайней мере, пока не будут внесены в реестр базы данных по соискателям и работодателям, а новые претенденты на внесение в базу не получат уведомление о том, что на них собирается информация с определенной целью.
Один из украинских рекрутеров вместе с коллегами составил примерный перечень организаций, которых коснется Закон «О защите персональных данных» и, скорее всего, во многом затруднит их деятельность. От нового закона, по оценке экспертов, могут пострадать:
- ЖЭК
- СБУ
- МВД (включая список преступников, находящихся в розыске)
- отделы кадров всех фирм и организаций, имеющих наёмных работников
- ГАИ
- бухгалтерия
- рекрутинговые и рекламные агентства
И это далеко не полный список, ведь, по мнению профессионалов, регистрировать свои электронные базы и картотеки будут обязаны и такие учреждения, как детсады, библиотеки, роддома и поликлиники, ведь у них всех также хранится информация, по которой можно идентифицировать человека.
Та же неприятная бумажная волокита ждет и всевозможные отели, кемпинги и туристические фирмы. Не избежать злой участи и социальным сетям, как бы маразматично не выглядела попытка потребовать от пользователя «ВКонтакте» или «Одноклассники» письменное разрешение на хранение информации профиля. И как быть с 1 января центрам занятости и сайтам по трудоустройству? А всевозможным справочным службам и издателям телефонных справочников?
Вычеркнув из списка тех, к кому относится злополучный Закон, только три сферы деятельности, законодатели не учли, что к ним можно было приписать еще пару десятков пунктов. Такую точку зрения поддерживают и некоторые из парламентариев, считая «Закон о защите персональных данных» абсолютно неприемлемым.
«В мировой практике такой закон защищает права лиц, относительно обработки их персональных данных в автоматизированных системах. В Украине к регулированию этим законом отнесли даже использование визитных карточек», – сообщил в комментарии народный депутат и президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Анатолий Кинах.
Именно по его инициативе несколько дней назад был созван круглый стол, во время которого представители разных сфер деятельности могли высказать свое мнение. В итоге были названы главные минусы документа, такие как его неоправданная всеохватность, слишком большие полномочия контролирующего органа, необходимость получения двойного согласия субъектов персональных данных и другие.
По словам президента УСПП, данный закон должен стать неотъемлемым компонентом создания цивилизованных равноправных отношений между государством и гражданами, в том числе и с предприятиями, как юридическими лицами.
«Однако он не создает условий для высокого уровня предпринимательской свободы», – настаивает на необходимости изменения закона Анатолий Кинах. А в такой редакции закон рискует стать еще одной причиной разгула коррупции в стране, уверены противники тотальной регистрации баз персональных данных.
Противоположного мнения о законе придерживается народный депутат от Компартии Александр Голуб – он считает Закон справедливым и уверен, что он соответствует мировым стандартам.
«То, что у нас эта сфера не урегулирована и нуждается в регулировке, сомнений нет. И, честно говоря, те решения, которые принимались в ВР, они приняты исходя из оценки мирового опыта. Поэтому я рассматриваю как нежелательный пересмотр всех этих решений, которые были приняты. Другое дело, что те люди, которые в своей деятельности должны пользоваться такими данными, должны иметь доступ к этим данным, но в то же время они должны нести ответственность за то, если эти данные попадают в другие руки или используются в других целях», – уверен он.
Настаивая на необходимости урегулирования отношений в сфере хранения и использования персональной информации о физических лицах, народный депутат также высказался о том, кому нужно изменить законодательство.
«Я думаю, что настаивают на изменениях те депутаты, которые лоббируют интересы организаций, которые, собственно говоря, и работают с этими данными», – заявил коммунист.
Так что же, собственно, происходит за стенами Верховной Рады? Кому выгоден такой неполноценный, по мнению одних, и отличный, по словам других парламентариев, закон? Какой судьбы ждать владельцам телефонов и адресов клиентов под новогоднюю елку, ведь за нарушение вступающего под бой курантов закона им грозят немалые штрафы, исчисляемые десятками тысяч гривен?
Возможно, там, за стенами Верховной Рады, услышат крик тех людей, чью деятельность может парализовать их закон, и прислушаются к мнению людей, не желающих платить штрафы за абсурдные промашки.
- Информация о материале
Главное, ребята, сердцем не стареть. А о том, чтобы мы подольше не теряли физических кондиций и работоспособности, «позаботилось» правительство. К концу дня в понедельник, 20 де-кабря с.г., оно решилось-таки обнародовать на сайте ВР внесенный неделей ранее законопроект №7455 «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы».
Как, наверное, уже всем известно, в документе прописано повышение пенсионного возраста: женщинам — поэтапно до 60 лет, госслужащим-мужчинам — единоразово до 62 лет. Военным повышается выслуга с 20 до 25 лет. И еще много мелких, важных и не очень, новшеств.
Почему же народ не бунтует? Объяснение простое. В законопроекте аж 73 страницы (и еще 171 страница сравнительной таблицы), так что его чтение сопряжено с не меньшими трудностями, чем постижение всей глубины мысли разработчиков Налогового кодекса. Увы, не классики мировой литературы собрались в Минсоцполитики и Кабмине.
Впрочем, плохое качество законодательного письма — не единственное обстоятельство, которое роднит Новый Пенсионный Закон с Налоговым кодексом. Как ни прискорбно, ни за первым, ни за вторым документом не стоит стратегия. И, применительно к пенсионной реформе, за нее никак не может сойти повышение пенсионного возраста.
Вышло все, как всегда, — в том смысле, что комплексная реформа не получилась. Назовем только некоторые из глобальных вопросов, оставшихся без ответа.
1. Готова ли наша страна идти по пути наиболее полного учета трудового вклада каждого пенсионера в свою будущую пенсию?
Положительный ответ был бы очень желателен политически, но в нынешней ситуации нереален. Так как требуется честно решить проблему: а) льготных пенсий; б) тех пенсионеров, которые не заработали даже на минимальную пенсию, для чего теперь надо «трубить» 30 лет женщинам и 35 лет — мужчинам;
в) скрупулезного выполнения Пенсионным фондом всех процедур, связанных с назначением и пересчетом пенсий.
Пока, судя по законопроекту, ответ скорее отрицательный, чем положительный. Зато права Пенсионного фонда расширяются.
2. Будет ли в Украине реально создаваться второй, накопительный уровень пенсионной системы?
Судя по законопроекту, в среднесрочной перспективе — не будет. Согласно ст. 1 законопроекта №7455, «перечисление страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд осуществляется начиная с года, в котором будет обеспечена бездефицитность Пенсионного фонда Украины». Фактически у нас есть билет, но с открытой датой.
Сейчас Пенсионный фонд глубоко дефицитен (по прогнозу на 2011 год — 17,7 млрд. грн. плюс, напомним, еще 40,5 млрд. грн. госбюджет выделит на повышение уровня пенсий и выплату спецпенсий). Но если не вводить второй уровень, та пенсионная система, которая имеется, через какое-то десятилетие скончается под грузом непомерного бремени — обеспечения всем работникам хотя бы минимально приемлемого уровня пенсий.
С нехваткой пенсионных средств надо бы поактивнее бороться. Отсюда очередной вопрос.
3. Есть ли у правительства комплексное видение того, как с наименьшими издержками преодолеть дефицит бюджета ПФ хотя бы в течение трех лет?
Такой концепции нет. И если с оговорками еще можно назвать людей, способных ее разработать, то самоубийц, готовых пожертвовать карьерой ради бездефицитности Пенсионного фонда, в Украине не наблюдается.
Чтобы разъяснить — почему, назову несколько рецептов по преодолению дефицита ПФ. Очень сильное (я бы даже сказала — волшебное) средство — независимый аудит Пенсионного фонда Украины. Пока для руководителей этого ведомства миллиард туда, миллиард сюда — сущий пустяк, ведь они подмахивают и подают в Кабмин проект бюджета ПФ на 2011 год, где «прочие поступления», без расшифровки, составляют 18 млрд. грн., а «прочие расходы» — 10 млрд. грн.
В числе сильнодействующих средств от дефицита — полный и категорический отказ от специальных пенсий, по крайней мере, тем, кто вступает в трудовую жизнь в 2011-м. Угадайте с двух раз, решится ли на такую меру украинская власть.
4. А как вообще правительство намерено обеспечивать в ходе реформы социальную справедливость?
Сквозь строчки законопроекта №7455 проглядывает, что никак. Будут что-то как-то «улучшать» по кусочкам. Чуть повысят пенсионный возраст для госслужащих, серьезно ухудшат условия выхода на пенсию для «трудовых» пенсионеров, «простив» всем им заработки, полученные до 2000 года. Поприжмут военных и ученых с их льготными пенсиями — чай, не судьи, отстаивать свои интересы в Конституционном суде не будут.
По большому счету, справедливость украинской пенсионной системы — самый чувствительный вопрос для общества и самый неудобный — для власти. И отмахнуться вроде нельзя, памятуя о перипетиях принятия Налогового кодекса, и дать внятный ответ не получается. Неспроста и профильный вице-премьер С.Тигипко, и председатель Пенсионного фонда Б.Зайчук, и руководители министерства что-то не очень торопятся выходить к общественности с разъяснением пенсионной реформы.
А ведь придется. Коль скоро после обнародования законопроекта ожидается его… всенародное обсуждение.
Посмотрим, как обозленных ростом цен и тарифов людей попытаются убедить, что реальное сокращение уже назначенных сверхвысоких пенсий, даже свыше 20 тыс. грн., — это неконституционно. А голосовать одному депутату пятью карточками в парламенте — конституционно? А требовать плату за медицинское обслуживание в стране, где Основной Закон гарантирует бесплатную медицину, — конституционно?
По идее, в столь сложной ситуации каждое принимаемое решение должно быть не только выверенным, но и максимально эффективным. Но о каком реальном эффекте от пенсионной реформы может идти речь, если разработчики планируют получить от нее в 2011 году лишь 1,7 млрд. грн. — менее 10% дефицита бюджета ПФ, или менее одной сотой (!) его расходов? Стоит ли ради этих копеек будоражить страну?
Заявляю ответственно: в плане финансовой эффективности пенсионную реформу в стиле законопроекта №7455 в 2011 году может заменить одна-единственная мера — проведение честной проверки финансово-хозяйственной деятельности Пенсионного фонда. Которая, если мне не изменяет память, НИ РАЗУ не проводилась с момента создания этого ведомства в середине 90-х.
Чиновники могут объяснить, что эффект от пенсионной реформы «долгоиграющий» — дескать, начинаемые сейчас сокращения дадут эффект в последующие годы. Чтобы уйти от неприятных новшеств в части учета заработка и трудового стажа, населению начнут пудрить мозги разговорами о том, как все классно будет, когда в Украине начнется внедрение накопительной системы. Внедрение — оно, может, действительно классно. Однако кто гарантирует, что очередные подоспевшие выборы, как это уже не раз бывало, не заставят кандидатов на высокие должности дать задний ход во всем том, что касается пенсионного реформирования? Помнится, реформу 2004 года подвергли ревизии, едва на законе успели высохнуть чернила.
Увы, загадывать даже на полгода вперед в нашей стране очень опасно. К слову, как и доверять обязательные пенсионные накопления власти, постоянно шарахающейся из одной крайности в другую. Поэтому оставим в сторонке все эти красивые рассуждения о создании второго, обязательного накопительного, уровня (и анализ доброй половины законопроекта). Посмотрим, что конкретно принесет нам реформа ныне существующей, солидарной системы.
Общие правила
*Нормативная продолжительность страхового стажа для получения пенсии по возрасту повышается на десять лет: женщинам — до 30 лет, мужчинам — до 35. Минимальная продолжительность страхового стажа будет составлять 15 лет (вместо нынешних пяти).
*Для всех новых пенсионеров пенсия (ежемесячное пожизненное денежное содержание) со всеми доплатами (кроме доплаты к надбавкам для отдельных категорий лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной) ограничивается 12 минимальными пенсиями, или 12 прожиточными минимумами для лиц, утративших трудоспособность (750 грн. х 12 = 9000 грн. на 1 января 2011-го).
Однако это ограничение не распространяется на «старых» пенсионеров — тех, кому пенсия (ежемесячное пожизненное денежное содержание) назначена до вступления в силу этого закона.
*Пенсия свыше 12 минимумов «старым» пенсионерам не индексируется в связи с инфляцией, ростом минимальной заработной платы, увеличением прожиточного минимума для нетрудоспособных.
*Спецпенсионерам, продолжающим работать, пенсия выплачивается в размере трудовой (то есть назначенной по закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании). И только после увольнения с работы они начинают получать положенную им специальную пенсию.
Однако новый порядок не распространяется на тех, кому уже назначена пенсия и кто устроился на работу до вступления в силу этого закона.
*Пенсия, назначенная по специальным законам, не может превышать 80% заработка (ежемесячного денежного содержания). На сегодняшний день — 90%.
Трудовые пенсии (по закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании)
*Право на пенсию по возрасту — по достижении 60 лет и при наличии страхового стажа не менее 15 лет.
*На переходный период (до 2020 года) женщины 1960 года рождения и старше будут выходить на пенсию в:
55 лет — те, кто родился до 31 января 1956 года;
55 лет 6 месяцев — те, кто родился с 1 февраля 1956-го по 31 июля 1956-го;
56 лет — ... с 1 августа 1956-го по 31 января 1957-го;
56 лет 6 месяцев — ... с 1 февраля 1957-го по 31 июля 1957-го;
57 лет — ... с 1 августа 1957-го по 31 января 1958-го;
57 лет 6 месяцев — ... с 1 февраля 1958-го по 31 июля 1958-го;
58 лет — ... с 1 августа 1958-го по 31 января 1959-го;
58 лет 6 месяцев — ... с 1 февраля 1959-го по 31 июля 1959-го;
59 лет — ... с 1 августа 1959-го по 31 января 1960-го;
59 лет 6 месяцев — ...с 1 февраля 1960 года по 31 июля 1960-го.
В 60 лет — те, кто родился начиная с 1 августа 1960 года.
*Женщинам, которые родились в период с 1 февраля 1956 года по 31 июля 1960 года, будет предоставлена льгота — повышение размера пенсии, рассчитанного по формуле, на 2,5% за каждые шесть месяцев более позднего выхода на пенсию.
Для примера. Если женщина в течение трех последних лет (2008—2010) получала среднюю зарплату по стране и выходит на пенсию, скажем, в ноябре 2011 года, то при наличии необходимого страхового стажа в 30 лет она получит пенсию в 692 грн., а за отложенную на полгода пенсию — дополнительно 17,3 грн. в месяц. Но поскольку минимальная пенсия уже на 1 января 2011 года составит 750 грн., а с 1 октября возрастет до 784 грн., естественно, никакого увеличения новая пенсионерка не почувствует: и 692 грн., и 692 грн. + 17,3 грн. «поглощаются» суммой в 784 грн.
Это «поощрение» сработает немного лучше в последующие периоды: для тех, кому выход на пенсию отсрочен на два-три-четыре года, дополнительные 2,5% будут умножены, соответственно, на четыре-шесть-восемь. Однако и тогда сотня дополнительных гривен в месяц не покроет ежемесячной потери не менее 800 грн. (неполученной пенсии).
*По ныне действующему закону, надбавку за сверхнормативный стаж (1% пенсии, рассчитанной по формуле, за каждый год, но не более 1% минимального размера пенсии по возрасту) приплюсовывали сверх минимальной пенсии по возрасту. Что увеличивало размер пенсионной выплаты. Теперь ее «спрячут» в сам размер минимальной пенсии.
То есть все, кто имеет невысокие заработки, выходят строго на минималку. А заработать солидный сверхнормативный стаж (свыше обязательных 30/35 лет) физически очень сложно.
*Для начисления пенсии учитывается заработная плата исключительно по данным персонифицированного учета, причем не за несколько лет, а за весь период начиная с 1 июля 2000 года. То есть все заработки нынешних 40—50-летних в начале их трудовой деятельности для пенсионных целей будут фактически аннулированы.
Исключение — если страховой стаж начиная с 1 июля 2000 года составляет менее 60 месяцев. Тогда при начислении пенсии учитывается заработная плата за любые 60 календарных месяцев подряд до 1 июля 2000 года независимо от перерывов и за ВЕСЬ период страхового стажа начиная с 1 июля 2000 года.
*Размер средней заработной платы, которая учитывается при назначении пенсии, определяется за ТРИ календарных года, предшествующих выходу на пенсию, а не за год, как по ныне действующему закону. Это, естественно, ухудшит ситуацию для будущих пенсионеров.
*Перерасчет пенсии (в случае увеличения размера прожиточного минимума) не проводится для работающих пенсионеров. Пенсию пересчитают лишь тогда, когда они уволятся с работы.
Зато работающий пенсионер имеет право на перерасчет пенсии после 24 отработанных календарных месяцев. Следует, однако, иметь в виду, что такой перерасчет осуществляется лишь с той зарплаты, с которой была в свое время назначена пенсия.
*Некоторые категории пенсионеров получат право на денежную помощь, не подлежащую налогообложению, в размере десяти их месячных пенсий на дату назначения. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что эта норма касается работников бюджетной сферы. Однако это не совсем точно.
Речь идет о тех, кто на дату достижения пенсионного возраста работает в заведениях и учреждениях государственной или коммунальной формы собственности на должностях, работа на которых дает право на назначение пенсии за выслугу лет согласно пунктам «е»-«ж» статьи 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», и имеет страховой стаж 35 лет (мужчины) и 30 лет (женщины) на таких должностях. То есть о работниках образования, здравоохранения и социального обеспечения; спортсменах — заслуженных мастерах спорта, мастерах спорта международного класса — членах сборных команд, а также артистах театрально-концертных и других зрелищных учреждений, предприятий и коллективов.
Пенсии госслужащим
Выход на пенсию: мужчины — в 62 года, женщины — с поэтапным повышением до 60 лет (см. выше).
Обратите внимание, что мужчины-госслужащие, родившиеся не позже 31 декабря 1952 года, выходят на пенсию в 60 лет. Таким образом, минимальный пенсионный возраст в 62 года вводится лишь с 1 января 2013 года. Логика именно такого решения, которое по срокам не коррелируется с повышением пенсионного возраста для женщин и выслуги для военнослужащих, остается непостижимой.
Отменяется норма о продлении в случае необходимости срока пребывания на государственной службе, но не более чем на пять лет. Такое продление свыше 60/62 не предусмотрено.
В период работы на должностях, дающих право на назначение пенсии согласно закону «О государственной службе», законам Украины «О статусе народного депутата Украины», «О прокуратуре», «О научной и научно-технической деятельности», пенсия выплачивается в размере трудовой, а после увольнения с таких должностей — в размере, рассчитанном в соответствии с законом о госслужбе.
Отменяется норма о том, что за каждый полный год работы свыше 10 лет на государственной службе пенсия увеличивается на 1% заработка, но не более 90% заработной платы. Вместо этого «начисление пенсий государственных служащих осуществляется в порядке, установленном Кабинетом министров Украины».
Пенсии народных депутатов
Пенсионный возраст — так же, как по закону о госслужбе.
Отменяется норма о том, что за каждый полный год работы свыше 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин пенсия по возрасту и по инвалидности увеличивается на 1% заработка, но не более чем до 90 (включительно) процентов, без ограничения предельного размера пенсии.
Пенсия работающему народному депутату и бывшему народному депутату, работающему на должностях, дающих право на назначение пенсии согласно законам «О государственной службе», «О прокуратуре», «О научной и научно-технической деятельности», выплачивается в размере трудовой, а после прекращения депутатских полномочий (увольнения с должности) — в «депутатском» размере.
В случае выхода на пенсию народному депутату выплачивается денежная помощь в размере 12 месячных должностных окладов работающего народного депутата за счет бюджетных назначений на обеспечение деятельности Верховной Рады Украины.
По истечении срока полномочий народному депутату может быть назначена досрочная пенсия, но не более чем на два года раньше положенного пенсионного возраста.
Досрочно назначенная пенсия до достижения пенсионного возраста работающему народному депутату не выплачивается.
Пенсии работникам органов местного самоуправления
Пенсионный возраст — 60 (женщины, поэтапно) и 62 года (мужчины), кроме выборных должностей.
Предельный срок пребывания на должности не продлевается. Далее — работа лишь советниками и консультантами на условиях срочного договора.
Пенсии прокурорам
Стаж для назначения спецпенсии повышается с 20 до 25 лет, в том числе на должностях прокуроров и следователей прокуратуры — с 10 до 15 лет.
Отменяются нормы:
— об увеличении на 2%, но не более чем 90% от суммы месячного заработка, пенсии за каждый полный год работы свыше 10 лет;
— о выборе заработка для назначения пенсии. По новому закону, заработок можно брать только за
60 месяцев подряд, независимо от времени обращения за назначением пенсии.
Работникам, не имеющим 25 лет выслуги (раньше было 20), если стаж службы в органах прокуратуры составляет не менее 15 лет (раньше было 10), пенсия назначается в размере, пропорциональном количеству полных лет работы на прокурорских должностях, из расчета 80% месячного заработка за 20 лет выслуги.
Мужчины-прокуроры могут идти на пенсию в 55 лет по 31 декабря 2012-го включительно, женщины-прокуроры — на пять лет раньше, чем их обычные ровесницы.
Пенсии судьям
Пенсионный возраст — такой же, как и для госслужащих.
Отменяется норма о том, что «за каждый полный год работы на должности судьи свыше 20 лет размер ежемесячного пожизненного денежного содержания увеличивается на 2% заработка, но не более 90% заработной платы судьи, без ограничения предельного размера».
Ежемесячное пожизненное денежное содержание не выплачивается в период работы на должностях, дающих право на пенсию в соответствии с законами Украины «О прокуратуре», «О научной и научно-технической деятельности», «О статусе народного депутата Украины», «О государственной службе».
Работающие пенсионеры-судьи получают трудовую пенсию.
Научные пенсии
Пенсионный возраст — такой же, как и для госслужащих.
Новый порядок расчета заработка для назначения научных пенсий фактически такой же, что и для трудовых пенсий. Заработок берется начиная с 1 июля 2000 года. Если период научной работы составляет менее 60 календарных месяцев, берется зарплата по основному месту работы за любые 60 месяцев подряд на должностях научного или научно-педагогического работника плюс за ВЕСЬ период страхового стажа с 1 июля 2000 года.
Для назначения научной пенсии применяется средняя заработная плата работников, занятых в отраслях экономики Украины, в том числе в сельском хозяйстве, за три календарных года перед обращением за пенсией.
Правила перерасчета научных пенсий после 24 месяцев научной деятельности те же, что и для трудовых пенсий.
Пенсии военным
Выслуга для получения пенсии поэтапно возрастает с 20 до 25 лет и исчисляется в календарном выражении. Это особенно больно ударит по летчикам, спецназовцам, аэромобильным войскам и т.п.
Право на пенсию за выслугу лет имеют, независимо от возраста, военные, если они уволены со службы:
— до 31 января 2011 года и на день увольнения имеют выслугу
20 лет и более;
— с 1 февраля 2011 года по
31 января 2012 года и на день увольнения имеют выслугу 21 КАЛЕНДАРНЫЙ год и более;
(аналогично 22, 23, 24 года)
— и, наконец, уволенные с 1 февраля 2015 года, на день увольнения имеющие выслугу 25 КАЛЕНДАРНЫХ лет и более.
После достижения 45-летнего возраста право на пенсию имеют военные с 25 годами страхового стажа, из которых 12 с половиной лет находились на военной службе, служили в органах внутренних дел, государственной пожарной охране, Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, органах и подразделениях гражданской обороны, налоговой милиции или уголовно-исполнительской службе.
До 20 календарных лет (против нынешних 15 лет) возрастает выслуга для военнослужащих, увольняющихся в связи с реформированием Вооруженных сил.
Одноразовая денежная помощь при увольнении по состоянию здоровья и т.п. в размере 50% денежного обеспечения выплачивается за каждый год службы лишь при наличии выслуги 10 и более лет. Такая же выслуга нужна и для получения помощи в 25% за каждый год при увольнении по собственному желанию.
К сведению бухгалтеров: новое о едином взносе
Максимальная величина базы начисления единого социального взноса возрастает до 17 (было 15) размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц. С 1 января 2011 года это 941 грн. х 17 = 15997 грн.
Органы Пенсионного фонда имеют право проводить плановые и внеплановые проверки по местонахождению плательщика единого взноса без предварительного уведомления плательщика такого взноса.
- Информация о материале
Сегодня, как и всегда, развитие судебной системы определяется в основном интересами и внутренними склоками юридических групп партии победителей. Вряд ли картина существенно изменится в ближайшем будущем — на провластных юристов нагоняет тоску и раздражение все, что выходит за рамки их личной выгоды. В таких условиях суды все больше превращаются в органы по обслуживанию интересов людей при власти. А граждане, пытаясь честным путем добиться справедливого судебного решения, фактически играют в лотерею, шансы на победу в которой с каждым годом все ниже и ниже.
Регионалы, пришедшие к власти в начале 2010 г., обещали украинцам многое, в том числе — в отношении судебной системы. Нам говорилось об улучшении доступности правосудия и о повышении прозрачности работы судов; о надлежащем удовлетворении материально-технических потребностей судов и судей; о ликвидации коррупции в процедурах назначения как судей, так и руководителей судебных инстанций; о повышении качества судейских кадров и оплаты их труда и т.д.
Именно под этими и схожими лозунгами весной-летом с.г. через Верховную Раду форсированно прошла судебная реформа. Ее главными отцами были министр юстиции Александр Лавринович, глава парламентского комитета по правосудию Сергей Кивалов и замглавы Администрации президента Андрей Портнов.
К концу 2010 г. стало предельно очевидно, что ни одно из вышеупомянутых обещаний новая власть не выполнила. Последние иллюзии по поводу того, что в украинских судах была проведена хоть какая-то реформа, испарились с появлением проекта госбюджета-2011. Документ недвусмысленно засвидетельствовал — зарплаты судьям и сотрудникам судов никто не повысил, а финансирование судебной системы в целом снизилось по сравнению с 2010 г.
Как следствие, неоспоримую и очевидную выгоду от судебной реформы получил только крайне узкий круг людей — влиятельные провластные юристы и не вызывающие у них неприятия лидеры судебных вертикалей. Этому узкому кругу лиц удалось взять под свой абсолютный контроль все ключевые рычаги влияния на судебную систему — процедуру назначения, избрания и увольнения судей; процедуру назначения и увольнения руководителей судов; финансирование органов правосудия.
Последствия такого положения дел очевидны и заметны уже сейчас: выстраивается судебная система, полностью зависимая и подконтрольная влиятельным юристам Партии регионов и лидерам трех существующих вертикалей судов. При этом фактически исключается вообще какая бы то ни была зависимость судей и органов правосудия от украинского общества.
Во-первых, сегодня всего лишь два органа отвечают за назначение и избрание судьи — Высший совет юстиции (ВСЮ) и Высшая квалифкомиссия судей (ВККС). При этом весь очерченный круг лиц как раз и представлен в ВСЮ. В то же время ВККС сформирована не только на основании официальных, но и неофициальных квот.
Во-вторых, весной-летом ВСЮ доказал свою способность мгновенно инициировать и доводить до конца увольнение за нарушение присяги судьи любого уровня, в том числе — высшего.
В-третьих, конечные решения по назначению и увольнению председателей судов и их заместителей принимает ВСЮ — по рекомендации советов судей соответствующих вертикалей. При этом и Совет судей админсудов, и Совет судей хозсудов и Совет судей общих судов в последние месяцы убедительно доказали, что являются своеобразными придатками соответствующих высших судов. Иными словами, по работе этих советов очевидно, что они дают только формально-ритуальные одобрения тем или иным кандидатам. Реальные же решения принимают председатели высших судов и их ближайшие соратники.
В-четвертых, во главе Государственной судебной администрации, которая, скорее всего, и в 2011 г. будет заниматься финансированием всех местных и апелляционных судов, находится Руслан Кирилюк — до недавнего времени член команды Андрея Портнова.
Перечисленных фактов достаточно, чтобы с определенной уверенностью прогнозировать поведение большинства судей и руководителей судов в ближайшей перспективе. Судебная система сегодня выстраивается таким образом, чтобы любой служитель правосудия был всецело зависим не просто от власти, а от очерченного выше узкого круга людей при власти. Иными словами, судья может не бояться за свое будущее и карьеру, если его работа не вызывает вопросов у высокопоставленных людей, определяющих правила игры в органах правосудия. Если это условие соблюдается, то судье простят не самое радивое отношение к нарушенным правам и свободам простых граждан, равно как и прочие шалости. Лишь бы только он не заигрывался, как скандально известный экс-глава Львовского апелляционного админсуда Игорь Зварыч.
Уничтожив оппонентов в судебной системе и заполучив ключевые рычаги влияния на суды в свои руки, высокопоставленные юристы-регионалы занялись зарабатыванием того, о зарабатывании чего говорить, как правило, не принято и даже опасно. Тяжелые конфликты между провластными правоведами не заставили себя долго ждать. И эти конфликты не только не угасают, но еще и будут определять лицо судебной системы и основополагающие изменения в ней.
В итоге ситуация складывается таким образом, что если кому и удастся честным путем добиться в суде справедливого решения, то это следует уже скорее считать исключением из правил, нежели нормой работы отечественных судов.
Правда, сегодня подобное наблюдается не только в судебной системе, но и во всех без исключения сферах общественной жизни. В этой связи важно, чтобы граждане, поддерживающие тех или иных политиков, на полном серьезе осознавали, что они делают и к чему реально приводят их действия. Ведь от того, что какой-то человек прорывается во власть, становится лучше только ему — простые граждане как жили, так и продолжают жить. Но, скорее всего, в обозримом будущем вряд ли что-то изменится — и в конце 2011 г., и в последующие годы придется, к сожалению, делать точно такие же выводы.
- Информация о материале
Харьковский городской председатель Геннадий Кернес заверяет, что коммунальное предприятие «Харьковский метрополитен», покупая скамейки, установленные на платформе новой станции метро «Алексеевская», сэкономил бюджетные средства.
Об этом мэр Харькова сказал на пресс-конференции, отвечая на вопросы журналистов о противоречивой информации в СМИ относительно стоимости скамеек для новой станции метро.
Кернес обратил внимание на высокое качество и специфическое функциональное назначение скамеек. «Это не просто скамейка у подъезда. Мы говорим с вами о пропускной способности станции, мы говорим с вами, насколько она должна быть долговечной, качественной, и в этом отношении при расчетной стоимости 630 тыс. грн., которые можно бы было расходовать, было всего потрачено 288 тыс. грн. Поэтому мы говорим с вами об экономии средств», – сказал мэр Харькова.
Он подчеркнул, что обратился в прокуратуру города с просьбой провести проверку процедуры закупки конструкций скамеек, а также проверить обоснованность стоимости конструкций.
«Если мы с вами говорим, что это дорого, я обратился в прокуратуру города Харькова, подписал такое заявление о проверке обоснованности цены на приобретение скамеек», – отметил Кернес.
Комментируя предложение вице-премьер-министра, министра инфраструктуры Украины Бориса Колесникова подарить метрополитену города 630 тыс. грн. на скамейки для станции «Алексеевская», Кернес заметил, что по возможности сделает это, но отметил, что во время строительства объекта за средства государственного бюджета «неуместны никакие другие расходы».
«Я воспользуюсь предложением вице-премьер-министра Бориса Викторовича Колесникова и обязательно, если появится такая возможность, где могу оплатить, я это обязательно сделаю. Мы говорим с вами об объекте, который строится за бюджетные деньги, и здесь неуместны любые другие расходы. Поэтому мы говорим о порядке финансовых расходов», – сказал Кернес.
- Информация о материале
Сразу после выборов, когда электорат на следующие четыре года не особо-то и нужен, увеличивается налоговое давление на простых людей. Ну а как иначе: бизнес-чиновники вложили деньги в выборы, инвестировали из Кипра, пришли к власти, а теперь надо «отбить» инвестиции. Именно этим я объясняю принятие нового Налогового Кодекса сразу после выборов.
Существуют две зависимости, которые я вывел эмпирическим путём и считаю своим ноу-хау. Это не примитивные суждения о том, что дифференциал функции цен всегда положительный. По крайней мере, и в СССР и в Украине этот дифференциал за мою осознанную жизнь никогда не был отрицательным. Говоря проще: цены всегда растут. Нет, здесь зависимость сложнее.
Зависимость первая: перед любыми выборами в Украине резко увеличивается уровень инвестиций, особенно оживляются т.н. инвесторы-киприоты; а во время и после любой избирательной компании в Украине неумолимо растет уровень потребления, увеличивается покупательная способность граждан, увеличиваются продажи автомобилей. Ларец открывается просто: Кипр – единственный оффшор, до сих пор Украиной не признанный оффшором. Он служит «заначкой» для украинских олигархов, поддерживающих ту или иную политическую силу. А перед выборами под давлением политических обстоятельств приходится раскошеливаться – лжеинвестировать. Если говорить понятным языком - заводить « бабло» из-за «бугра».
Отсюда - рост уровня потребления рядовыми украинцами: выборы- это единственный период, повторяющийся раз в четыре года, когда богатые делятся с бедными. Один народный депутат, скептически относясь к моим поискам зависимости между увеличением продаж авто и выборами, спросил: «Ты действительно считаешь, что все рядовые украинцы, заработавшие на выборах, побегут покупать авто?» Нет, конечно! Но автомобили побегут покупать пиарщики (особенно ТВ), коммерсанты, реализующие продукты, спиртное, бытовую технику ( у них ведь тоже увеличиваются продажи), любой околовыборный чиновничий народ.
Другими словами, происходят финансовые вливания в страну (а уровень инвестиций в период выборов растёт на 87 %), которые вовсе не инвестируются в производство, а распределяются чиновниками (в том числе достаётся и рядовому электорату с которым заигрывают). Финансовая ёмкость рынка Украины увеличивается и, естественно, эти деньги начинают работать, в т.ч. на авторынке.
Но из первой зависимости плавно вытекает вторая: сразу же после выборов, когда электорат на следующие четыре года не особо-то и нужен, увеличивается налоговое давление на простых людей. Ну а как иначе: бизнес-чиновники хорошо понимают, что такое фьючерный бизнес: они вложили деньги в выборы, инвестировали из Кипра, пришли к власти, а тепер надо «отбить» инвестиции. Именно этим я объясняю принятие нового Налогового Кодекса сразу же после выборов.
Причём, в этом наблюдается системная зависимость, присущая всему нашему существованию: кто-то приватизировал металлургию в девяностых, а кто-то проектировал гироскопы для подводных лодок; а теперь кто-то прохлаждается после трудов на яхте в Средиземноморье, а кто-то собирает бутылки. Системная зависимость: как только падают мировые цены на продукцию металлургии, химии, на наш экспортный потенциал; так непременно возрастает налоговое давление на граждан. То парламентарии придумают новую пошлину на импорт, то введут временную надбавку на импорт типа терёхинских13% на импорт авто. Причём , не корысти ради, а для « захисту вітчизняного виробника», как вы успели догадаться. О том, что эти надбавки на импорт сказываются на удорожании конечного продукта, за который платит своими кровными средствами украинец, чиновники стыдливо умалчивают.
Отсюда вывод: Украина – единственная страна в мире, которой следует бояться инвестиций, по крайней мере, с Кипра. Прав был старик Гомер в своей « Илиаде», когда писал о «троянском коне»: «Бойтесь данайцев ( т.е. киприотов-автор), дары приносящих!»
- Информация о материале
Страница 1425 из 1561
