Заканчивается 2010 год, десять месяцев у власти президент Украины Виктор Янукович. Можно подводить первые итоги: что же произошло в политике и экономике после прихода к власти новой команды? Куда движется Украина: по пути к демократии или авторитаризму? Будут ли проведены реформы в стране? Если да, то в чьих интересах и за чей счет?

Пирровы победы регионалов

В развитых демократиях власть и общество формируют свои отношения как партнерские и равноправные. К сожалению, новая властная команда или не понимает природы таких отношений, или генетически не способна к ним.

Весь ее предыдущий опыт, как правило «донецкий», подсказывает им совершенно другую модель поведения: власть и подчиненные, вассалы и сюзерены, феодалы и крепостные. Без сомнения, с точки зрения власти такой страной, наверное, управлять проще.

Поначалу такой подход регионалов не вызвал ожесточенного неприятия или сопротивления в обществе. Вспомните: продление сроков пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины проглотили. Индивидуальное членство в коалиции — съели. Отмену выборов в районные советы в Киеве проигнорировали. Закон о местных выборах, который давал явные преференции правящей команде, оставил многих равнодушными. Отмена политической реформы 2004 года, означающая монополизацию власти главой государства, не привела к серьезным акциям протеста.

Такое развитие событий развратило новую властную команду. По привычке власть была убеждена, что общество и предприниматели проглотят любой вариант Налогового кодекса. И тем неожиданнее стал для нее предпринимательский Майдан, который явился общественной самоорганизацией и гражданским ответом тем, кто так и не понял менталитет украинцев.

В первые дни Майдана властная команда пребывала в состоянии грогги, не понимая причин происходящего. Для этой власти любой настоящий, организованный не за деньги Майдан — страшная угроза, против которой пока не было найдено действенное противоядие.

Однако растерянность продолжалась недолго. Кто сказал, что методы «убеждения» оппозиционных депутатов (деньги, давление, доля в бизнесе) не годятся для разговора с лидерами предпринимателей? Впрочем, для большинства украинских граждан, не посвященных в нюансы протестного закулисья, Майдан-2 стал положительным социальным опытом: мы увидели, что общество может с помощью таких акций влиять на властные решения.

Теперь, собственно, о политических задачах нового главы государства. Стабилизация политической системы, о которой так долго говорили регионалы, состоялась. Правда, постепенно стабилизация переросла в концентрацию, а потом и в монополизацию власти в руках лично Виктора Януковича. Глава государства не только замкнул вертикаль исполнительной власти на себя, ему удалось сформировать пропрезидентское большинство в парламенте, поставить под контроль власть судебную и большую часть местного самоуправления.

Сей процесс завершился двумя знаменательными событиями: местными выборами 2010 года и отменой политической реформы 2004 года.

На первый взгляд, регионалам удалось одержать политическую победу на местных выборах. К десяти областным советам, которые возглавляли регионалы, прибавилось еще десять областей, подпавших под их контроль.

Однако эти выборы оказались для регионалов, скорее, пирровой победой.

По данным «Зеркала недели», совокупные результаты Партии регионов на выборах в областные советы оказались меньше на 3 млн. голосов, чем аналогичный показатель Виктора Януковича в первом туре президентских выборов.

И дело тут не только и не столько в низкой явке избирателей. Ведь если посчитать проценты, набранные Партией регионов, то они тоже не дают оснований для оптимизма. Суммарно эта политическая сила на выборах в областных советах (без Киева и Тернопольской области) набрала 32,23%, что на 5% меньше, чем получил Виктор Янукович в первом туре президентских выборов (37,25% без Киева, Тернопольской области и зарубежного избирательного округа).

Одержав политическую победу, регионалы проиграли электорально.

Местные выборы были своеобразным полигоном для обкатки избирательных технологий, которые доказали выгодность для правящей партии выборов по мажоритарным округам. Не исключено, что следующие парламентские баталии будут проходить как минимум по смешанной — мажоритарно-пропорциональной системе, а как максимум — только по мажоритарным округам.

Впрочем, вопрос об избирательной системе пока окончательно не решен, как нет окончательной ясности и с датой парламентских выборов.

Одни представители властной команды (поговаривают, что ее представляет Сергей Левочкин) предлагают в феврале 2011 года сорвать повторное голосование за конституционные изменения, предусматривающие парламентские выборы в 2012 году.

Одномоментно будет принят новый избирательный закон, определяющий дату выборов в марте одиннадцатого года, произойдет сокращение избирательной кампании до 50 дней, что не даст оппозиции вовремя отмобилизоваться и провести эффективную кампанию. Как предполагают авторы этого варианта, такая схема позволит обеспечить политический контроль главы государства в будущем парламенте.

Другое крыло президентской команды (главным лоббистом которого выступает Андрей Клюев) отстаивает в качестве наиболее приемлемой даты выборов осень 2012 года. Ведь если провести выборы весной 2011 года, то, несомненно, в Верховной Раде окажется и Юлия Тимошенко, и Александр Турчинов, которые получат парламентскую трибуну и депутатскую неприкосновенность. Да и неизвестно, что будет с рейтингом Партии регионов после зимы. В 2012 же году выборы планируются аккурат после летнего затишья, а главное, после чемпионата Европы по футболу, который, по мнению регионалов, должен пройти на ура.

Еще одна ремарка. Проголосовав за конституционные изменения, предусматривающие парламентские выборы осенью 2012 года, народные депутаты тем самым подтвердили, что по ныне действующей Конституции образца 1996 г. выборы в Верховную Раду должны были бы проходить в марте 2011 года. Иначе зачем вносить изменения с иной датой выборов? А Конституционный суд, рассмотрев соответствующий проект закона и не найдя в нем крамолы, лишь придал еще большую легитимность марту 2011 года.

Однако процесс конституционных изменений отнюдь не означает отмену нынешних конституционных норм и действующего закона о выборах народных депутатов. Так что избирательный процесс сегодня должен быть в самом разгаре. Правда, голосов в Центральной избирательной комиссии для объявления о начале избирательной кампании почему-то не нашлось.

Отмена политической реформы 2004 года означает не только переход от парламентско-президентской к президентско-парламентской форме правления, не только монополизацию власти в руках главы государства и создание условий для авторитаризма в стране. Такой шаг приведет к усилению подковерных, административных и бюрократических методов работы президента в ущерб методам политическим. Сфера публичной политики будет суживаться как шагреневая кожа, постепенно будет сокращаться воздействие формально легальных способов влияния на властные решения, снижаться роль политических партий, в том числе и Партии регионов. Сфера реальной политики все больше будет перемещаться в теневой сектор, где балом будут править отдельные группы влияния из окружения главы государства.

Отмена политической реформы 2004 года также приведет к возобновлению новых-старых методов работы с парламентом. Во времена Леонида Даниловича для результативного голосования за нужный законопроект либо за кадровое назначение необходимо было перманентно удовлетворять интересы десяти-пятнадцати парламентских групп. Леонид Данилович это мог, сможет ли Виктор Федорович — покажет время.

И в самом конце о стратегических интересах новой власти. Кое-кто из новой властной команды (ее наиболее дальновидные представители) уже сейчас думает о втором президентском сроке Виктора Януковича.

Впрочем, единого мнения в команде президента относительно того, каким образом будет обеспечено избрание Виктора Федоровича в 2015 году, пока еще нет. Некоторые ее представители достаточно легковесно убеждены, что «сделают» любые нужные результаты.

Другие уже сейчас рассчитывают стратегию победы Януковича без тотального применения административного ресурса. Например, за счет поляризации общества и творческого использования опыта 1999 года, когда украинские граждане во втором туре были поставлены в ситуацию «выбора без выбора» — между Леонидом Кучмой и Петром Симоненко.

Как вам такой вариант: Виктор Янукович и Олег Тягныбок во втором туре президентских выборов-2015? Попробуйте с трех раз угадать, кто в таком случае будет победителем?

Реформы? Забудьте…

Партия регионов продолжила давнюю украинскую традицию: новая команда приходит во власть практически без серьезных наработок, которые сразу могли быть изложены в виде президентских указов либо проектов законов. Ей, вернее, фирме Маккензи, понадобилось сто дней для того, чтобы «выкатить» план проведения реформ в Украине. Заявка была сделана серьезная.

Какими же формальными показателями характеризовалась деятельность президента Виктора Януковича за прошедший год, каким образом он претворял в жизнь собственный реформаторский план?

В соответствии с Конституцией 2004 года, президент серьезно ограничен в издании указов, которые бы кардинально влияли на ситуацию в стране. Так что анализировать весь массив указов и распоряжений — а их было подписано Виктором Федоровичем соответственно более 1000 и более 1100 — особого смысла нет. Большинство из них посвящено вопросам назначений, помилований, гражданства и награждений. Те же из указов, которые действительно имеют общественное значение, мы рассмотрим ниже.

Глава государства имеет право серьезно влиять на законодательную деятельность: либо через внесение собственных законопроектов, либо путем применения вето к наиболее одиозным продуктам парламентского законотворчества.

За период с 25 февраля по 1 декабря 2010 года президентом было внесено 32 проекта законов на рассмотрение Верховной Рады. Из них 19, то есть около 60%, это законы о ратификации. Такая интенсивность деятельности главы государства, скажем прямо, не впечатляет.

Естественно, из законов о ратификации можно выделить Соглашение о пребывании Черноморского флота на территории Украины, которое фактически пролонгировало на достаточно длительный срок усиление геополитического влияния России на Украину. Необходимо отметить и внесенный президентом в парламент проект закона об основах внутренней и внешней политики, определяющий внеблоковый статус Украины.

Также глава государства заветировал 11 законов, принятых Верховной Радой. К сожалению, ни на сайте президента, ни на сайте Верховной Рады нет отдельных разделов, посвященных заветированным законам. Так что автору статьи пришлось собирать эти данные по различным разрозненным источникам. Надеюсь, они достаточно полные.

Таковы формальные показатели. Из всей этой массы документов родились три реформы, которые власть на сегодня считает своим активом: судебная, налоговая и административная. Впрочем, два первых актива безусловно «токсичные», а административная реформа вызвала достаточно противоречивые чувства отечественных экспертов.

Теперь больше о сути реформ.

Представленный президентом и принятый Верховной Радой закон о судоустройстве и статусе судей многие эксперты называют «одним шагом вперед и двумя шагами назад» в деле построения некоррумпированного, справедливого и доступного для граждан судопроизводства. Нельзя не заметить, что с проведением этой так называемой реформы глава государства через подконтрольную ему Высшую раду юстиции получил серьезные рычаги влияния на судебную систему в целом.

А представители авторитетной европейской Венецианской комиссии никак не могут понять логику авторов упомянутого закона, который существенно ограничивает роль Верховного суда Украины.

Впрочем, логика здесь присутствует хотя никакого отношения ни к судебной реформе, ни к попыткам создания независимого справедливого суда в Украине не имеет. Скорее всего, это банальная месть нынешней власти за решение Верховного суда о проведении так называемого третьего тура президентских выборов в 2004 году. Ведь Виктор Федорович до сих пор свято верит, что его победа на президентских выборах шесть лет назад была попросту украдена.

О Налоговом кодексе было очень много сказано и пересказано. Впрочем, отнести этот документ к реформаторским достаточно сложно. Во-первых, из-за его философии — богатые должны платить меньше, а бедные больше. Причем и те, и другие должны находиться под неусыпным оком Большого брата — государства в виде налоговой инспекции. Во-вторых, из кодекса так и не был убран наиболее коррумпированный налог — налог на добавленную стоимость. В-третьих, Налоговый кодекс — это скорее не кодификация, а компиляция действующего законодательства в налоговой сфере.

Теперь о последней предновогодней попытке провести административную реформу. Такой шаг нынешней власти можно только приветствовать, если бы не некоторые нюансы.

Нюанс первый. По большому счету, реорганизация, разделение, слияние министерств, а также сокращение численности чиновников к административной реформе не имеют отношения. Главная ее цель — создать эффективный некоррумпированный компетентный государственный аппарат.

А для этого в качестве первого шага необходимо провести так называемое функциональное обследование — то есть выяснить, какие функции министерства выполняют, за счет какого числа чиновников, где эти функции дублируются. У автора пока нет точной информации, провела ли нынешняя власть такое функциональное обследование. Одни источники утверждают — да, в полном объеме. Другие свидетельствуют, что нынешняя команда просто воспользовалась исследованием, проведенным два года назад одной из российских фирм.

Проведение функционального обследования позволяет понять: где и что нужно сокращать, какие ведомства соединять, а какие, наоборот, усиливать. Оно должно формализоваться в виде указов президента, утверждающих положения о министерствах, их штатном расписании. Однако глава государства дает еще два месяца на подготовку этих документов, тем самым ставя под сомнение технологию проведения реформы.

Ликвидируя органы исполнительной власти, президент Виктор Янукович должен был понимать, что в десятках и сотнях законов есть прямые отсылки на конкретные министерства и ведомства, с четкими дореформенными наименованиями. Это приведет к тому, что эти самые законы необходимо будет изменять в пожарном порядке. Спешили так, что Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы превратилось в указе президента из-за отсутствия предлога «по» просто в Министерство чрезвычайных ситуаций — как будто оно само эти чрезвычайные ситуации и продуцирует.

Недостаточно ясным представляется разделение центральных органов власти на три вида: министерства, службы (агентства) и инспекции. Создается такое впечатление, что госкомитеты переименовали в службы, не озаботившись изменением их функциональной роли, просто скалькировав российский опыт. Кстати, не совсем удачный.

Административная реформа невозможна без качественного антикоррупционного сопровождения. Поэтому возникает вопрос: когда вступит в силу уже принятый, но неоднократно откладывающийся антикоррупционный пакет, предусматривающий декларирование чиновниками своих расходов?

Нюанс второй. Административная реформа вовсю используется властью для банального пиара. Народу нравится, когда сокращают чиновников. Хотя один из ведущих экспертов в области административной реформы Игорь Колиушко подсчитал, что, вопреки заверениям власти, число ведомств не только не сократилось, а наоборот, увеличилось. На этом фоне достаточно волюнтаристски звучат заявления Виктора Януковича о поголовном 30-процентном сокращении числа чиновников.

Конечно, руководители ведомств постараются сократить лишь «пустые клетки» штатного расписания, попутно избавившись от неугодных чиновников. Сам процесс такой реорганизации достаточно длительный — за два месяца необходимо предупредить госслужащих об увольнении, потом принять новых, написать сотни приказов. Так что, дай бог, к весне управиться. А кто будет в это время работать?

Кстати, сейчас принимается госбюджет на следующий год. Естественно, там указаны дореформенные министерства и госкомитеты с их нынешней численностью, которую будут сокращать. Как в этом случае правильно рассчитать расходы вновь сформированных министерств с неизвестной пока численностью?

И в качестве небольшой ремарки: наша родимая власть о себе, конечно, не забывает. В проекте госбюджета на 2011 год предусматривается увеличение финансирования президентского госуправления делами на 400 млн. грн. — с 946 млн. до 1 млрд. 343 млн. грн.

Нюанс третий. Проведение реорганизации исполнительной власти серьезно усилило позиции главы государства. Отметим, что президент до этого уже получил право без участия министра, только по представлению главы Кабинета министров, назначать заместителей руководителей центральных органов исполнительной власти.

Теперь Виктор Янукович получит право без участия министра назначать руководителей служб, агентств, инспекций, которые курирует министерство.

Нюанс четвертый. К сожалению, реорганизация министерств наложилась на политическую борьбу властных группировок внутри президентской команды, совпала с награждением непричастных и наказанием невиновных за провальный проект Налогового кодекса.

Поэтому вполне оправданные слияния министерств (например, Министерства топлива и энергетики с Министерством угольной промышленности) сочетаются с решениями, которые вызывают недоумение.

Произошла перестановка чиновников: кто-то оказался поближе к «телу», кто-то был вообще отодвинут от «кормушки». В результате проведенной реорганизации усилилась группа Андрея Клюева, Борис Колесников получил одно из наиболее ресурсных министерств. А вот политическое будущее Сергея Тигипко под серьезной угрозой — ему необходимо проводить социально взрывоопасные реформы: пенсионную, жилищную, трудовую.

Президент Украины, кроме того, что он является главой государства, выполняет обязанности Верховного главнокомандующего Вооруженных сил и председателя Совета национальной безопасности и обороны Украины.

За время президентства Виктор Янукович своими указами ввел в действие четыре решения СНБО: о проекте закона об основах внешней и внутренней политики, о противодействии риску пожаров в Украине, о ситуации в сфере приватизации государственного имущества и, самый главный, об угрозах национальной безопасности Украины в 2011 году.

Правда, точного перечня количества заседаний СНБО на сайте этого ведомства вы не найдете: соответствующий раздел отсутствует как класс. А заседаний СНБО было минимум на два больше, чем открытых указов президента о введении в действие решений этого органа: например, СНБО
26 апреля и 8 июля рассматривало ситуацию в военной сфере.

По оценкам экспертов, ситуация в украинской армии критическая: она не готова к выполнению задач по обороне страны. Обещанного повышения должностных окладов всем военнослужащим не произошло, такое повышение решили компенсировать введением новых надбавок, которые в любой момент можно отменить. Из 2000 обещанных военным квартир Министерство обороны отчиталось о передаче лишь 778 квартир. До сих пор не утверждена численность Вооруженных сил Украины, хотя обязанность президента подать, а парламента утвердить соответствующий законопроект.

Создается впечатление, что президент мало интересуется военной сферой, армия не готовится защищать страну, а занимается самовыживанием. Роль Совета национальной безопасности существенно снижена. При Викторе Януковиче Совет так и не стал органом, который выявляет угрозы, предлагает меры по их нейтрализации и координирует деятельность органов исполнительной власти в этой сфере.

* * *

Монополизировав власть в стране, Виктор Янукович взял на себя колоссальную ответственность. В том числе и за проведение так необходимых Украине реформ. Пока реформистские усилия власти скорее порождают больше вопросов, нежели ответов.

Попытки проведения реформ за счет простых украинцев обречены на провал. Либо власть поймет, что начинать реформирование нужно с себя, либо она обречена уйти в политическое небытие.

Я бы не стала писать про обманы в салоне красоты - должно быть в жизни что-то святое. Но, когда за чистку лица и окраску ресниц косметолог взял с меня 5000 рублей, мои принципы растаяли. Так же, как краска с ресниц через неделю. Можно было потребовать вернуть деньги, но верх взяло любопытство: а за что, собственно, берут ТАКИЕ суммы? Работу администратором я нашла быстро в разрекламированном салоне красоты. Хватило двух недель, чтобы понять: лучше бы я потребовала деньги.

«Зелень» смоется

Утро первого рабочего дня началось со скандала.

- Вы мне сказали, что блондирование сделаете, а это что?! Сплошной пергидроль. Да мне соседка лучше голову покрасит, чем вы! Я вас засужу! - истошно кричала клиентка. С моего наблюдательного пункта блондинка лет 25 выглядела очень ничего, но тут она рванула в кабинет управляющего, и на свету волосы «заиграли». Такой окрас я видела у своего кокер-спаниеля Матильды, когда она начала линять.

- А что за краска была - «Титаник»? - улыбнулась я.

- Да с «Супрой» переборщила, на глаз налила, теперь Инесса Николаевна оштрафует, - замахала в воздухе длинными ногтями мастер Нина и вздохнула: - Будем перекрашивать.

- Подумаешь, блондирования ей захотелось, - передразнивая клиентку, добавила парикмахер. - Я ей волосы покрасила в светлый цвет, как просила. А «зелень» быстро смоется.

Забегая вперед, сразу скажу: все навороченные парикмахерские процедуры имеют вполне земные названия. Блондирование - элементарное обесцвечивание и окрашивание, глазирование - та же покраска, но с добавлением бальзама с кератинами, биоламинирование - лакировка шевелюры специальными составами, которые смываются после нескольких раз мытья головы. Разумеется, о каком-либо «био» речи не идет, живыми волосы не могут быть в принципе: это отмершие структуры волосяного покрова. Но кто об этом знает? Поэтому слова «биоокрашивание» и «лечение натуральными маслами» я выучила быстрее, чем название любимого кофе нашего директора салона Инессы Николаевны.

- Твоя задача - завлечь клиента, - объяснила мне управляющая, прихлебывая капучино. - Например, звонит девушка, просит записать на стрижку. А ты спроси: «Только на стрижку? Может быть, еще что-то?!» Мол, у нас акция - наращивание ресниц со скидкой или солярий по льготной цене.

- А у нас акция?

- Ну что ты как маленькая! Она же в прайс-лист не смотрит, скинешь ей 200 рублей за все, но при условии, что она потратила не меньше 2 тысяч рублей.

- А если меньше?

- Скажешь, акция закончилась. Да, и еще... У нас бывают запарки, тогда тебе придется подменить кого-то из девочек. На маникюр сесть или в косметологический кабинет.

- Так я же не умею.

- А кто умеет? Я же тебя не стричь заставляю. У нашей «косметички» Светы из образования - только двухмесячные курсы и две книжки «Учимся быть красивыми дома», да и то вторую часть, я так подозреваю, она не одолела. Но клиенты к ней в очередь за две недели записываются. А маникюрша у нас опытная, но мы тебе ее постоянную клиентуру давать не будем. Только «спохватившихся».

Как у вас все запущено!

«Спохватившимися» Инесса Николаевна называет клиенток, которые однажды, взглянув в зеркало, поняли, надо что-то делать!

- Пятьдесят лет за собой не ухаживали, а потом «А лимфодренаж с мезотерапией точно поможет?!» - передразнила директор. - Но тут тоже надо смотреть. Одни готовы отдать многое и прийти еще, а другие считают, что и одного курса хватит, чтобы разрушить семейное счастье Наоми Кэмпбелл. Со вторыми можно не церемониться, выписывай прайс по полной, а первые - наши будущие постоянные клиенты.

- А как их определить?

- В основном работает Света. А ты помогай: улыбка, чай-кофе, карту постоянного клиента предложи оформить.

Как работает Света, я смогла убедиться сразу. Я принесла чай в тот момент, когда она впервые консультировала брюнетку лет 35.

Осмотрев лицо женщины через увеличительное стекло, Света расстроилась. Если бы еще пять минут назад я не наблюдала, как она хохочет, разговаривая по телефону, решила бы, что у нее кто-то умер...

- У вас все очень запущено! - с трагизмом вымолвила она клиентке. - Поры расширены, акне по всему овалу, черные точки на носу и проблемная линия декольте. Нельзя же до такого состояния себя доводить!

Оставалось удивляться профессионализму нашего косметолога. Стоя рядом, я таких страшных для любой женщины диагнозов не наблюдала. Клиентка тоже испугалась.

- Для начала предлагаю провести курс мезотерапии (5700 рублей - процедура, а надо десять. - Прим. ред.), потом добавим массаж Жаке, чтобы инъекции хорошо распределились под кожей (самый дорогой вид - 1300 рублей за сеанс. - Прим. ред.). Ну а после я бы рекомендовала курс силиконовых масок, чтобы закрепить эффект (350 рублей одна. - Прим. ред.), - голосом повидавшей многое Арины Родионовны заявила Света.

- Я хотела только чистку сделать, ну и, может быть, маски! - в голосе брюнетки слышались сомнения, а в области проблемного декольте, похоже, поселилась «жаба»: денег клиентке было жалко.

- В вашем случае чистка даст мимолетный эффект. Конечно, вы сэкономите, но скоро придется начинать сначала. Давайте сразу над личиком поработаем, - Света и не думала отступать. А после указала на меня: - Посмотрите на Женечку, она полный курс мезотерапии прошла, куколка просто!

«Пятерка за находчивость!» - ухмыльнулась я про себя. Мне 21 год, какая мезотерапия, хотя за куколку спасибо!

- Ну хорошо, но подсчитайте, пожалуйста, общую сумму, - пала перед аргументами брюнетка. Так салон заработал 73 тысячи рублей.

Я думаю, после этого клиентке предложат «уколы молодости». Ботокс здесь не колют, он дорогой, колют диспорт, он дешевле, правда, и эффективность меньше. И на это, кстати, у салона имеется лицензия. Лицензия выдается салону, если инъекции колет врач-дерматовенеролог, но у Светы, например, нет медобразования...

Маска из овса - тот же жемчуг

- Я тебе дам маску на основе овса, делай каждый день, больше ничего не надо, - такой вердикт моему «мезотерапевтическому» лицу вынесла косметолог, когда я попросила проконсультировать и меня.

- А маски с экстрактом жемчуга? - не унималась я, вспомнив наш прейскурант.

- Да это то же самое. И то и другое аминокислоты, просто разные гидролизаты, - похоже, второй том «Учимся быть красивыми дома» Света все же одолела. - Экстракт из овса или сои даже лучше хотя бы потому, что дешевле в сто раз, но клиентам мы крупы предложить не можем, не звучит, то ли дело жемчуг.

У Светы «окно», и она не прочь поболтать.

- Это тот же самый «развод», что лечебная косметика. Если бы она лечила, шла бы как лекарство и проходила другой уровень сертификации, но клиенту приятно осознавать, что она целебная.

По ходу разговора мы со Светой складываем инструменты в стерилизатор. Все приборы, расчески и инструменты должны проходить так называемую санобработку, в такого рода приборах они просвечиваются УВ-лучами. УВ-печки стоят в мужском и женском залах и в кабинете косметолога. Видя их, клиент уверен, что в салоне стерильная чистота. Если бы! На самом деле они убивают бактериологическую микрофлору, но бесполезны против всех гепатитов и ВИЧ. Для этого нужны приборы помощнее, а значит, подороже, а кто будет тратиться?

Дешевую краску я узнаю по запаху!

Еще сложнее при таком бешеном ритме бороться с пылью и грязью. Там, где видно, стараемся убирать я и приходящая уборщица, где не видно, не убираем. Так, первую неделю я протирала капсулу барокамеры в солярии после каждого клиента, а потом бросила: всего не успеть!

Из-за того же бешеного ритма чаще всего баночки с кремами и экстрактами в «косметичке» не закрываются. А если крем натуральный, дорогой, в нем содержится много жирных масел. Оставил на воздухе - через 10 минут по краям он пожелтел. Еще через 10 в нем водят хороводы микробы, которые вскоре переместятся на лицо клиентов. Но не выкидывать же продукт!

Такая же ситуация и с красками для волос. Когда меня попросили помочь Жанне, еще одному нашему мастеру, развести краску, остатки ее мы смешали с эмульсией для другого клиента. Принцип тот же - что добру пропадать!

У меня есть подозрение, что именно поэтому процедуры с красками во всех салонах происходят в отдельных комнатах. - Да так положено по нормативам! - сказала мне Жанна, выдавливая в миску лишь половину тюбика. Надо ли говорить, что для клиентки она подсчитала весь!

Правда, дорогую краску совсем дешевой в нашем салоне не заменяли. И дело не в нравственных устоях парикмахеров, просто дешевая краска отличается по запаху - в ней нет парфюмерной отдушки, и надо иметь заложенный нос, чтобы не отличить подмены. Но, конечно, и самую дорогую на клиентов не переводят - закупают что-то среднее через дилеров, знакомых из фирм-посредников.

Жмых вместо масла жожоба

А вот где точно не разберешь, что на тебя намазывают, так это в шоколадных обертываниях. Процедура очень популярная, стоимость сеанса 2500 рублей. И все потому, что дорогими считаются ингредиенты: натуральные какао-масло и тертый какао-порошок. Однако их-то я и не видела. Зато однажды нам привезли цистерну с «пластилином» на основе пальмового масла.

- Мы отдельно добавляем вытяжку подсолнуха, чтобы кожу смягчать вместо масла жожоба, и оборачиваем, - объяснила словоохотливая Света. - Инесса говорит, что прибыль почти стопроцентная. И мне 15% отстегивают!

Инструкция маникюрши

На десятый день случилось страшное: меня поставили помогать мастеру маникюра. Точнее, я должна была развлекать клиента, пока маникюрша Маша придет на работу. Маша - единственный сотрудник в салоне, у кого на стене висит персональная инструкция. Вот только пара обязанностей из нее:

рабочий день мастера маникюра начинается в девять утра и заканчивается в три часа дня;

мастер маникюра должен быть вежливым (два раза подчеркнуто) с клиентом и, если тот считает, что ему нужно скомбинировать два цвета лака, должен выполнить заказ.

Инструкции эти Маша, конечно, не соблюдает. Зато саму работу выполняет лучше всех, особенно удается ей французский маникюр. Правда, это не мешает Марии игнорировать другие обязанности: отправлять в стирку полотенца и складывать инструменты в стерилизатор.

Маша появляется в тот момент, когда Зинаида Петровна, ее старая клиентка, рассказывает мне о своем правнуке. О внуках и детях я все уже знаю.

- А завтра сможешь подменить? - с места в карьер набрасывается на меня Маша.

- Нет, я увольняюсь.

- Конкуренты переманили, что ли? Но знай, у нас лучше!

«Не лучше!» - ухмыляюсь я про себя, вспоминая про побелевшие ресницы. Но в моем салоне расценки дешевле и «развода» меньше.

ВАЖНО!

На что обратить внимание, отправляясь в салон красоты

Ольга Заугольная, заместитель начальника отдела по коммунальной гигиене управления Роспотребнадзора по Саратовской области:

- Первое - это внешний вид салона, обстановка внутри. Все должно быть чисто, аккуратно. Рядом с администратором - уголок потребителя с полной информацией о салоне: как давно работает, какие услуги оказывает и прочее.

- Если это косметологический салон, а не обычная парикмахерская с ярким названием, обязательно должна быть лицензия на медицинскую деятельность. Смело требуйте, чтобы вам показали этот документ.

- Маникюрные ножницы и другие инструменты после каждой процедуры должны обрабатывать. Все это записывается в специальный журнал. Вы вправе его потребовать, чтобы убедиться, что маникюр вам делают чистыми инструментами.

- Обязательно спрашивайте документы на все кремы и лосьоны, которыми вам будут делать процедуры. Если средство изготовлено до июня 2010 года - то это сертификат качества, после этой даты - декларация соответствия от самого производителя.

- Перед тем как зайти в кабинку для загара, удостоверьтесь, что аппарат продезинфицировали после предыдущего клиента. Также перед походом в солярий лучше проконсультироваться с врачом.

- Случаи заражения в салонах серьезными инфекциями, например, гепатитом, бывают крайне редко. Но если все-таки это произойдет, доказать, что вирус занесли вам во время косметических процедур или простого маникюра, очень сложно. Здесь можно посоветовать, прежде чем отправиться на какую-то серьезную процедуру, сдать анализы на эти инфекции и получить справку.

В Вооруженных силах Украины массово подводятся годовые итоги. Задача поставлена одна – усиленно показывать успехи года, который руководство назвало Годом стабилизации ситуации в ВС Украины. Правда, бывает весьма проблематично хвастаться достижениями, если на лицо их сомнительность.

В частности, по определению руководства Генштаба, эта самая стабилизация должна была заключаться прежде всего в повышении профессионализма и боеготовности войск. И вот, согласно докладам представителей Командования Сухопутных войск ВС Украины, показатели боевой подготовки в этом виде Вооруженных сил «увеличились как количественно, так и качественно». В частности, планы боевой подготовки выполнены почти на 70%, а в Объединенных силах быстрого реагирования – на 74%.

Также Командование Сухопутных войск бодро рапортует, что на протяжении 2010 года было проведено почти на четверть больше командно штабных учений и тренировок, чем в прошлом году. А на командирскую подготовку затрачено на 30% больше времени, чем в 2009-м. По убеждению генералитета, все это позволило осуществить чуть ли не прорыв в боевой подготовке, повышении профессионализма и обученности войск.

Правда, со стороны трудно объяснить, как могут вырасти объемы боевой подготовки, - т.е. количество различных учений, вождений и стрельб, - если затраты на нее в военном бюджете на этот год существенно не изменились по сравнению с прошлым годом. Наоборот: при тех же затратах, цены на горюче-смазочные материалы, на обеспечение войск в полевых условиях (прежде всего – продовольствием) существенно выросли даже с января 2010-го. Потому по любой арифметике темпы подготовки войск должны снизиться. А они, если верить бодрым рапортам командиров, возрастают. Может ли быть такое?

Ответ в условиях грустной украинской военной реальности однозначен: да, может. Вопрос в том, как именно проводить эти самые стрельбы и вождения.

В частности, сразу после прихода на пост министра обороны Украины весной этого года Михаил Ежель заявлял, что для армии отсутствие средств не должно являться причиной просиживания в казармах. Мол, войска могут готовиться «пеший по конному», не выезжая на полигоны и стрельбища. Тогда мало кто из людей в погонах понимал, о чем вещает новый глава Минобороны. Но на протяжении года его идею осознали все Вооруженные силы.

В частности, в официальных документах военного руководства сейчас сплошь и рядом, при упоминании об учениях, тренировках и даже стрельбах, встречается термин «проведенные на приказарменном фонде». На самом деле это означает дикую вещь: техника и системы вооружения выгоняются на плацы воинских частей (иногда это действо проходит прямо в автопарках, у боксов с техникой), где и проходят занятия. Т.е. танкисты проводят все действия, как при реальных занятиях на полигоне, даже заряжают танковые орудия и прицеливаются, но выстрелов не производят. Саперы «минируют» плац своими минными заградителями, инженеры наводят понтонно-мостовые переправы у стен казарм. Ну и так далее. Все эти телодвижения и засчитываются как «полноценные» мероприятия по боевой подготовке.

Именно отсюда и берутся бодрые рапорта о росте показателей боевой подготовки. Правда, не особо понятно, как они при этом могут «увеличиться как количественно, так и качественно». Ведь реальные действия на полигоне, как и реальную стрельбу не заменит никакой плац и никакая имитация. С таким же успехом можно готовить военных специалистов с помощью компьютера и игр-шуттеров. То есть какие-то навыки отработать, может быть, и получится, но настоящим специалистом такой «имитатор», понятно, никогда не станет.

Стоит также заметить, что далеко не по всем воинским специальностям можно работать «на приказарменном фонде». Как прикажете здесь готовить, например, десантников? В этом случае военное руководство ищет другие пути выхода из ситуации.

Например, согласно данным Управления боевой подготовки Командования Сухопутных войск, за этот год в подразделениях аэромобильных войск, войск специального назначения и учебных центрах было выполнено более 14 тысяч прыжков с парашютом (60% от плана). При этом 6% этих прыжков оплатили спонсоры, и 20% были проведены за личные средства самих военнослужащих. На остальное удалось наскрести бюджетных средств.

Согласно указу «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти», подписанному президентом 9 декабря, в новой схеме центральной исполнительной власти, должности министра Кабинета министров больше не будет.

По информации "Зеркала недели", функции Секретариата Кабмина будет выполнять специально созданная для этого патронатная служба.

Интересное название для службы - патронатная. Патронат (лат. рatronatus) – покровительство. Покровительство над кем, или чем? Неужто покровительство над Кабинетом министров Украины?

Впрочем дело тут не в названии, но в статусе. Судя по всему, руководитель главной канцелярии, больше не есть членом КМУ. Иными словами, он больше не несёт ответственности за решения Кабмина. Отставка Кабмина его тоже не коснётся.

Но есть и другая сторона медали. Новый украинский "канцлер" больше не буде участвовать в принятии решений Кабинетом министров. При этом, согласно служебным обязанностям – будет продолжать неусыпно бдить всё делопроизводство КМУ.

Как говориться, статус помельче – управляемость получше. Служи верой и правдой назначившему тебя и будет всем нам счастье.

Получается, из-под носа Кабмина уводят его же канцелярию, превращая оную, по умолчанию, в службу - филиал Администрации Президента Украины. И значится, "премьерский поводок" становится ещё короче…

Вот это уже по нашему. Ответственная безответственность: "рулит" один, отдувается другой.

В сухом остатке, получается в Украине больше нет полноценного Кабинета министров. И отныне Верховный Совет будет согласовывать "фасадный" Кабмин из эдаких "мальчиков для битья".

Понятие министр, приобретает своё начальное значение - менестрель (лат. ministerialis) – слуга. И здесь нужно понимать, что слуга никак не народа.

В общем. Похоже теперь от украинцев на следующих выборах уже точно ничего не зависит.

Выбираем депутатов, они, в свою очередь, голосуют за Премьер-министра, дальше - назначаются какие-нибудь менестрели, а реально управляет всем – самолично президент, через подконтрольную ему и только ему канцелярию КМУ и, конечно – посредством своей администрации.

Страна замерла в ожидании наступающего нового... "премьер-патрона".

ЗЫ

Если по-чесному, нужно было вообще ликвидировать Кабмин, а не делать из него "дурилку картонную". Вот тогда административная, может и была бы взаправду реформой. Президентская республика - президентская ответственность. Точка.

Товарищи ученые, доценты с кандидатами…

Вы можете прославиться почти на всю Европу…

В.Высоцкий

Невероятно, но факт: на сегодняшний день, по данным НАНУ, в Украине насчитывается свыше 110 тысяч кандидатов и докторов наук, из которых только немногим более 20 тысяч работает в научно-исследовательских учреждениях и системе высшей школы. Чем занимается еще 90-тысячная армия «остепененных» соотечественников, можно только догадываться.

Предвидим наводку читателей: а вы поинтересуйтесь, какой удельный вес чиновников с учеными степенями во властных структурах. О повальной моде в высших эшелонах власти на владение дипломами докторов или хотя бы кандидатов наук в «Зеркале недели» писано-переписано, как, впрочем, и о том, что от увеличения их количества почему-то не зависит качество реформ. Вот и нынешняя власть рьяно схватилась за реформаторскую метлу. В частности, президентским указом №1085/2010 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» велено из двух министерств — образования и науки и по делам семьи, молодежи и спорта — создать Министерство образования и науки, молодежи и спорта (МОНМС). На должность его руководителя назначен все тот же главный «освітянин», профессор Д. Табачник. Вышеназванным указом президента также ликвидирована Высшая аттестационная комиссия (ВАК), а ее функции возложены на новосозданное МОНМС. Такая трансформация вызывает множество вопросов. И главный из них — приведет ли это к качественным переменам в сфере образования и подготовке научных кадров?

С одной стороны, эксперты считают роспуск ВАК позитивным решением: слишком уж забюрократизирована была его структура. С другой — скептически предрекают, что качественных улучшений это не даст: ученые степени все равно будут присуждаться по бюрократической вертикали, только теперь решение об их присвоении будет зависеть не столько от научного сообщества, сколько от министерских чиновников. «Дебюрократизировать» этот процесс могла бы передача права присуждать ученые степени университетам — на первых порах хотя бы наиболее авторитетным в плане научно-исследовательской деятельности. Хотя подобная практика в мире распространена, украинские власти на такой шаг не идут.

Проблему ученых степеней затрагивает и проект нового закона «О высшем образовании», вынесенный МОНМС на общественное обсуждение. Документ вызвал бурные дискуссии (хотя, помня о том, как «учли» министерские чиновники замечания общественности к Условиям приема в вузы-2011, эксперты опасаются, что к их мнению не прислушаются и в данном случае).

В частности, в Центре образовательного мониторинга (ЦОМ) считают, что разработчики законопроекта «остались в плену советских стереотипов и не решились на давно назревшие законодательные новации».

Так, на первый взгляд прогрессивными кажутся статьи 6—9, согласно которым структура высшего образования предполагает три образовательно-квалификационных уровня — младший специалист, бакалавр, магистр (специалиста из «уравнения» убрали) и два образовательно-научных — доктор философии (PhD) и доктор наук. Однако при этом сохранена старая традиция: степень бакалавра не считается оконченным высшим образованием, поэтому тот, кто окончил бакалаврат, в магистратуру может поступать только на аналогичную специальность, подчеркивают эксперты ЦОМ.

Что касается образовательно-научной степени доктора наук, то последнее слово и впредь остается за ВАК, а не за высшим учебным заведением, как это практикуется в европейских странах. И хотя ВАК вышеназванным указом упразднен, «дело его живет», так как эту структуру просто передали новообразованному Министерству образования и науки, молодежи и спорта, то бишь в руки г-на Табачника.

Так, в ч. 3 ст. 24 проекта указано, что исследовательский институт имеет право принимать решение о присуждении в установленном порядке степеней доктора философии, доктора наук, а также званий старшего исследователя, доцента, профессора с выдачей соответствующих государственных документов. Однако в других статьях уточняется, что окончательное решение все же остается за ВАК (теперь читай — за МОНМС), которая, по сути, будет проводить процедуру такой себе «повторной защиты ученых степеней».

В Западной Европе существует процедура хабилитации, в результате которой доктор философии получает степень «хабилитированного доктора» (аналогичную нашему доктору наук) и право преподавания в высшей школе на должности доцента или профессора. Соискатель пишет работу, выступает с докладами на конференциях, семинарах и т.п., а затем подает свои наработки ученому совету университета, который либо присуждает ему докторскую степень, либо мотивированно отказывает. Защита работы не предполагается.

Понятно, что у нас подобной процедурой и не пахнет. Хотя президент Киево-Могилянской академии Сергей Квит считает, что ее стоило бы внедрить, хотя бы параллельно с традиционной защитой докторской. Так, на недавнем заседании Совета ректоров высших учебных заведений С.Квит представил экспертное заключение НаУКМА в отношении проекта нового закона «О высшем образовании». Было в нем и такое предложение: «Ст. 6, ст. 8, п. 1: предлагаем защиту степени доктора наук проводить не только путем процедуры «защиты диссертации», но и, согласно предложению НАНУ и ВАК в проекте Закона Украины «Об аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации», ст. 7 (Бюллетень ВАК, №8, 2008), присуждать эту степень по весомости научного вклада и фактически путем хабилитации».

C.Квит считает, что внедрение понятия «доктор философии» (PhD) — совершенно формальный шаг: кандидату наук просто выдадут диплом PhD. А по существу система подготовки нашего «доктора философии» останется прежней. Поэтому он предлагает вписать в новый закон норму о том, что «в вузах создаются структурированные PhD программы, которые кореллировались бы с соответствующим третьим циклом высшего образования западных университетов».

«В законопроекте нет места междисциплинарным программам, поэтому норму ч. 1 ст. 11, где речь идет о том, что образовательные услуги предоставляются только в соответствии с перечнем специальностей, утвержденных МОН, предлагается упразднить. То же самое касается перечня специальностей от ВАК (ч. 7 ст. 12) — это еще больше отбрасывает нас от Европы и мира, где работы на степень PhD выполняются и защищаются на стыке наук, а «область», в которой присуждается степень (фактически — специальность), определяется самим университетом». Имеется и ряд других замечаний и предложений.

Могилянские эксперты предлагают отказаться от данного законопроекта в нынешней редакции. Хотя их замечания весьма резонны, конкретны и соответствуют духу и букве Болонской декларации, на которую по малейшему поводу так любят ссылаться в Минобразования, чиновники встретили выступление С.Квита категорическим неприятием.

По единодушному мнению экспертов, законопроектом предусмотрены лишь косметические изменения структуры высшего образования. А Европейская кредитно-трансферная система (ЕКТС), которая является одним из краеугольных камней Болонского процесса, в проекте закона не упоминается вообще. Стоит ли удивляться, что у нас возникают проблемы со взаимным признанием документов об образовании, кредитов и периодов учебы? А с признанием иностранных дипломов о высшем образовании и ученых степеней, полученных за рубежом (процедура их признания носит неудобопроизносимое название — нострификация), ситуация просто анекдотическая. О крайней забюрократизированности и зачастую абсурдности этой процедуры говорится уже много лет, однако на практике все остается по-прежнему. И сегодня те из наших соотечественников, кому присуждена ученая степень PhD за рубежом, вернувшись на родину, вынуждены либо занимать должность «доцента без ученой степени», либо проходить унизительную процедуру нострификации со множеством формальных требований, на что уходит от полугода до двух лет. Упрощение процедуры признания западных ученых степеней принесло бы немало пользы как нашим университетам, так и имиджу страны. Поэтому в процессе обсуждения законопроекта звучало предложение: функции нострификации иностранных дипломов об образовании и ученых степенях передать университетам. Однако оно так и осталось благим пожеланием. Во-первых, потому что реальной университетской автономии у нас пока нет, несмотря на усилия, предпринятые в последние годы несколькими ведущими вузами страны. А во-вторых, потому что, как говорит один наш знакомый PhD, «ВАК ест и будет есть», даже в обличье структурного подразделения МОНМС.

Возможно, теперь под руководством настоящего доктора наук у нас сдвинется дело с подготовкой «докторов философии»? До сих пор это понятие вызывало в нашей академической среде отторжение. В редакции «для истории» хранится интересный документ — проект решения Совета президентов академий наук Украины, датированный октябрем прошлого года. Поводом для собрания ученых мужей послужило обсуждение проекта закона «О внесении изменений в Закон Украины «О высшем образовании», подготовленного Министерством образования и науки. (Ох, сколько обсуждений и доработок пережил этот многострадальный законопроект!) Чинно посоветовавшись, президенты академий наук во главе с Борисом Евгеньевичем Патоном единодушно решили, что предложенные в законопроекте нововведения «разрушают существующую и проверенную временем систему подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации». Академики выразили обеспокоенность тем, что в обществе «возникнет путаница в отношении понятий «доктор философии» и «доктор наук», что неотвратимо приведет к снижению общественного статуса докторов наук». (Ах вот что больше всего волнует настоящих докторов!) Было принято воистину соломоново решение: «Считать, что подготовка докторов философии может быть введена как цикл высшего образования по соответствующей программе образовательно-научного уровня в высших учебных заведениях, а не как соискание ученой степени, предусмотренной законодательством». Предлагалось также «сохранить ученую степень кандидата наук». Единственное, что поддержал Совет президентов академий наук, так это введение ученого звания «старшего исследователя» вместо «старшего научного сотрудника», действительно ставшего анахронизмом.

«Евроремонт» системы высшего образования, происходящие сегодня процессы реструктуризации управленческих структур в сфере образования и науки многие незаангажированные люди называют не иначе как псевдореформой. Молчаливо-выжидательную, а то и угодливую позицию избрали ректоры наших многочисленных университетов, без автономии они фактически в подчинении министра, который может назначить или уволить руководителя вуза, дать или не дать госзаказ. Сегодня президент Киево-Могилянки С.Квит — единственный из ректорского корпуса, кто открыто высказал свое мнение о «законопроекте Табачника».

Наталья Шульга, исполнительный директор Украинского научного клуба, также убеждена, что от всех этих пертурбаций толку не будет. Украина опоздала с настоящими реформами, и потому не удивительно, что оказалась на обочине европейского образовательного пространства. Еще в 2005 году рабочая группа по реформе сферы науки и образования, возглавляемая академиком Я.Яцкивым, в которую вошли прогрессивно мыслящие ученые и эксперты (в том числе и Наталья Шульга), подготовила пакет предложений, в частности и проект закона о высшем образовании. Однако многим он показался слишком радикальным и его не приняли к рассмотрению в парламенте. Разработчики законопроекта предлагали гармонизировать нашу систему образования, подготовку научных кадров с давно зарекомендовавшими себя в странах Запада, чтобы мы стали «узнаваемыми для мира».

Впрочем, шанс «прославиться почти на всю Европу» у нас таки есть.

***

Кстати, песню «Товарищи ученые», строки из которой вынесены в эпиграф, Владимир Высоцкий написал под впечатлением посещения одного из киевских академических институтов. Осенью 1971 года во время гастролей в Киеве Театра на Таганке прославленный актер и бард встретился с коллективом украинского НИИ и, находясь под впечатлением от увлекательной беседы, пообещал сочинить песню об ученых. И вскоре она появилась — «Товарищи ученые, доценты с кандидатами…» Как теперь оказалось, в отношении «прославиться почти на всю Европу» поэт-песенник будто в воду глядел…

Что общего у Степана Хмары и Михаила Бродского, Юлии Тимошенко и Николая Рудьковского? У Игоря Зварича, Игоря Диденко, Анатолия Макаренко?.. Правильно, все они в разное время попадали под статьи Уголовного кодекса и оказывались в «казенных домах» — следственных изоляторах системы исполнения наказаний. Некоторые из упомянутых персон и сейчас находятся там в ожидании приговора, готовятся, выражаясь зэковским сленгом, к «посадке» или освобождению.

Только оказавшись в СИЗО, на нарах, отведав баланды и познав тюремные порядки, многие осознают, что такое неволя и каково в ней жить. Именитым, известным в Украине сидельцам еще везет — учитывая былые заслуги, их определяют в пристойные VIP-камеры на 2—3 человека, а не 10, 20 и более, разрешают некоторые послабления. Большинству же узников уготована участь средневековых изгоев — из-за перенасыщенности спать приходится по очереди, задыхаться в табачном дыму, делить кров с туберкулезниками...

Закон не делит узников на белых и черных, но в жизни все получается наоборот. У одних — холодильник, телевизор, кондиционер, душ, прочие удобства, и жизнь за решеткой уже не так безнадежна. Другие всего этого лишены и вынуждены довольствоваться минимумом. Почему? Реально ли узаконить человеческие условия жизни и быта? Могут ли в Украине, по примеру других держав, появиться частные тюрьмы, что для этого нужно и изменят ли они ситуацию к лучшему?

За: конкуренция государственной тюряге

Частные тюрьмы необходимы Украине, прежде всего, для конкуренции и альтернативы существующим государственным. Так считает наш постоянный автор и эксперт, ветеран органов внутренних дел Владимир Ажиппо, один из тех, кто знаком с пенитенциарной системой изнутри, проработав в ней многие годы. Своими мыслями о том, какими могут и должны быть частные учреждения исполнения наказания, чем полезным для общества там могут заниматься осужденные и насколько реальна перспектива создания таких тюрем в обозримом будущем, он поделился с «Сегодня».

«Государственные тюрьмы представляют собой существующий за счет общества, но совершенно закрытый для общества сектор деятельности с непомерно раздутыми штатами начальников, не влияющих ни на какие процессы, клерков, не производящих никакого продукта, и, выражаясь словами Петра I, «прочей штабной сволочи», — считает Ажиппо. — На бюджетных деньгах «кормится» огромное количество бездельников — департаментских и областных управленцев, бухгалтеров, кадровиков, сочинителей «воспитательных» трактатов, интендантов, IT-шников и прочая, и прочая. Они носят погоны, имеют, непонятно за что, льготную выслугу в виде 40 дней за месяц скольжения по паркету, и через 13—15 лет такой «службы» каждый из них, ничтоже сумняшеся, получает право на военную пенсию, ничем не уступающую, скажем, шахтерской.

Труд зэков грабительски эксплуатируется, однако прибыль от него идет не в госбюджет, а в карманы тюремных, прокурорских, административных и иных руководителей. С помощью тщательно удерживаемой закрытости создается легенда об убыточности содержания заключенных и необходимости государственного дотирования тюрьмы (читай — за счет налогоплательщика).

Без взяток и откатов

В частной же тюрьме инвестору — а иная форма финансирования невозможна, так как в бюджете свободных денег нет — нужна долговременная стабильная прибыль, убежден Владимир Ажиппо. Инвестор по определению не может быть коррумпированным временщиком-хапугой. Поэтому ему необходимы высокоорганизованное производство, квалифицированные рабочие-зэки, мотивированные к производительному труду и его рационализации. Инвестор не будет держать штат служивых-прихлебателей, не станет давать взятки прокурорским (ему не выгодно нарушать закон) и платить откаты госчиновникам (а за что, собственно?!).

Инвестору не нужен колоссальный бюрократическо-контролирующий аппарат. Единственный контролер для него — положительное сальдо. У частника в тюрьме не будут сидеть лодыри-качки, благополучие которых проплатили папа-мама, «чвыркающая через губу» блатная шушера и обкуренные наркоманы. Он закупит современные электронные системы охраны, технические средства наблюдения и разгонит армию ленивых продажных сторожей, бездарных «воспитателей» и безграмотных «оперативников». Его затраты окупятся уже через три-пять лет. Но для этого нужен закон, гарантирующий стабильную деятельность капиталиста-тюремщика.

То есть введение частных тюрем обусловит значительную экономию бюджетных средств. Какую именно, трудно сказать — нужны хотя бы приблизительные расчеты и опыт хотя бы на примере одной, экспериментальной частной тюрьмы.

Заграница: как зэки на частников работают

Руководители и сотрудники Госдепартамента по исполнению наказаний не раз бывали за рубежом, где знакомились с опытом работы тамошних пенитенциарных учреждений. На основании увиденного сформировалась и официальная позиция ведомства: Украине сейчас не до частных тюрем, сохранить бы те, что есть. Об этом говорит и руководитель департамента охраны и безопасности Александр Кислов.

— Во время командировки в США я посетил частную тюрьму среднего уровня безопасности в штате Арканзас, — рассказывает он. — Никаких отличий от федеральной или муниципальной (у них три вида тюрем) у нее нет. Об этом нам говорили и представители администрации. Перед тем как ее строить и вводить в эксплуатацию, был проведен тендер. Его выиграла некая охранная фирма, которая и стала заниматься вопросами ее жизнедеятельности от и до, брала на себя все заботы по содержанию, охране, питанию осужденных, обеспечению их работой, прочим... Директора нанимает губернатор штата, с ним заключается контракт. В частной тюрьме действуют те же законодательные нормы и стандарты содержания заключенных, что и везде. Но здесь и наиболее лояльный, мягкий режим. Люди работают, есть мастерские, доводятся производственные задания. Там, где мы были, осужденные очищали от заусениц какие-то пластмассовые формы. Труд не очень квалифицированный. Но цель — не получать прибыль, а занять людей общественно полезным делом, дать профессию. Содержится в частной тюрьме около 800 человек. Их охраняют 400 сотрудников. То есть соотношение 2 к 1 (в наших учреждениях — 3 к 1). Питание централизованное, как и в федеральной, и муниципальной тюрьме — традиционный фастфуд. В столовой человек берет поднос, ему кладут гамбургеры, чизбургеры, другую пищу. Ежедневная часовая прогулка. Камеры многоместные. В тюрьме, которую мы посещали, сидят по 30 человек в каждой. На некоторых яркая оранжевая одежда — как нам объяснили, это те, приговор по которым не вступил в законную силу, чьи апелляции еще рассматриваются. Охрану обеспечивает частная фирма. За технические средства, обеспечение видеокамерами, прочим отвечает замдиректора тюрьмы — начальник секьюрити...

А из Италии недавно вернулся Олег Безорчук, начальник управления социально-воспитательной и психологической работы с осужденными госдепартамента. В этой стране есть две сотни обычных государственных тюрем. С прошлого года начато сооружение так называемых крыльев — смежных с ними корпусов. Они-то и строятся за счет частных инвестиций.

— Я побывал в тюрьме в Турине, где тоже пристраивается такое крыло, — говорит Безорчук. — Финансирование за счет госбюджета и персонал — госслужащие. Затраты на одного заключенного в день — 160 евро, из них на питание — 60 (для сравнения: в Украине — около 200 грн., из которых 20 на еду. — Авт.). Как и у нас, в тюрьмах перенаселенность. Но сидят по двое в камере. Есть телевизор, умывальник, душ, туалет. Питание — великолепное, сам пробовал — вкусно! При этом каждый может при желании что-нибудь состряпать и в камере...

Ноу-хау: одна уже есть. Полулегальная

— Представьте небольшую тюрьму, где за счет международных социальных программ специально отобранные и обученные зэки-добровольцы дрессируют... собак-поводырей для слепых! — говорит Владимир Ажиппо. — Сколько в Украине незрячих? А сколько псов, обученных им помогать? Кто смог бы решить эту проблему? Никто, кроме зэков, привязанных к одному месту. Четвероногого поводыря нужно готовить не менее двух лет. Зэки прекрасно справились бы с этой работой, но и воспитательный, по-настоящему воспитательный эффект был бы колоссален, если бы вчерашний грабитель, бандит, вор вложил душу в своего питомца, а потом передал обреченному на вечную незрячесть человеку, фактически дав ему новые глаза... Государственная тюрьма с этим никогда не справится — система настолько заскорузла, что на корню убьет любое творчество. Даже если такую тюрьму обязать выполнять столь благородную работу, ее руководители разворуют благотворительные деньги, «кинологами» за взятки станут маньяки, а бедные собаки перемрут от болезней и отсутствия должного ухода. А какие замечательные пожарные, спасатели получились бы из зэков, чье наказание связано не с лишением, а лишь с ограничением свободы (конечно, при условии их добровольности и адекватности)!.. И дело не в навыках лазить по форточкам, проникать в другие труднодоступные места. Спасение людей, животных с риском для жизни — это не тупое сколачивание ящиков, а действительно путь преступника к доброте и справедливости. Осуществить такой проект можно только в условиях частной тюрьмы. В государственной все заорганизуют, и начальников, начальничков, контролеров-ревизоров, кадровиков, воспитателей-методистов будет втрое больше, чем спасателей. Где же деньгам взяться? Все это — не сказка. Более того, я знаю частную тюрьму. В Украине! С большим уважением отношусь к ее «хозяину», поэтому имя без его разрешения разглашать не могу. Да и существует учреждение полулегально, но не потому, что преступно по своей сути, а просто закона нет! На территории промзоны арендован цех, производящий, не стану называть какую, но вполне современную ликвидную продукцию, закупаемую государством. Он жестко изолирован от остальной территории, причем сторожа — зэки, очень дорожащие своей работой и потому неподкупные. Цех — образец почти японской производительности труда и культуры производства: чистый, теплый, светлый, с рационально размещенным оборудованием. Техперсонал (мастера, наладчики, высококвалифицированные спецы) — тоже зэки. Вольнонаемный работник — всего один, надзирателей нет, только видеокамеры. Обсчитывает производство один бухгалтер. Рабочие сыты, аккуратно одеты, спокойны. И уверены в завтрашнем дне. Их по рекомендациям отбирает лично «хозяин», и обмануть его невозможно. Живет бригада на территории жилзоны колонии (другой-то возможности нет), но вне общей массы осужденных. Оплата труда, конечно же, извращена с точки зрения действующего закона, хотя люди ею довольны. Существует «тюрьма» благодаря авторитету, связям «хозяина», и почти все ее затраты ложатся на колонию. Дайте ему возможность — и бизнес пойдет вверх.

Против: такие тюрьмы не для нас

B государстве, где торжествуют принципы верховенства права, законности, частные тюрьмы — обычное явление, и ни у кого это не вызывает вопросов. Но Украина настолько коррумпирована, что, если попытаться создать хоть одну, это неизбежно повлечет злоупотребления, связанные с направлением туда осужденных, их занятостью, содержанием. Такова позиция известного адвоката Валентины Теличенко.

«Узник любой американской или канадской тюрьмы, как Отче наш, знает, что вступать в конфликт с законом наказуемо, — говорит Теличенко. — У нас иначе: если закон нельзя обойти, это можно сделать за деньги. В СИЗО есть камеры для избранных и остальных. В одной, рассчитанной на 36 мест, держат 50 человек, и спят они по очереди. В другой сидят по одному-двое, там телевизор и прочие удобства. Есть камеры, где гонят самогон — мой подзащитный рассказывал. Были камеры, куда приводили девушек...».

Однако уже сегодня, считает адвокат, большинство наших тюрем находится в частных руках. Несколько лет назад она сопровождала в образцово-показательную зону для рецидивистов иностранного правозащитника, выступала в роли переводчика. «Поводили нас, рассказали, показали. А потом начальник учреждения предложил мне в подарок... мебельный гарнитур, которые на промзоне осужденные выпускают. Мол, только скажите, а мы привезем вам в Киев и установим. Понимаете, зэки работают не на государство, а на свое начальство».

Перспективы: в приваттюрьмы никто не верит

В ближайшее время, считает Ажиппо, рассчитывать на создание в Украине частных тюрем не приходится.

— Их у нас не будет не только к Евро-2012, а, наверное, и к Евро-3012, — размышляет эксперт. — Причин тут несколько, но главная — создание частной тюрьмы возможно при исключительно максимальной ее открытости для общества. Нынешнего же контроля со стороны органов прокуратуры и уполномоченного Верховной Рады по правам человека совершенно недостаточно. В эту тюрьму должен быть обеспечен упорядоченный, но беспрепятственный доступ правозащитных организаций и журналистов СМИ. Иначе как можно доверить частнику содержание общественно опасных преступников?! Но тогда придется «открыть» и государственную тюрьму — закон-то будет един для всех. А вот это, образно говоря, станет крахом для многочисленной армии ее чиновников. При такой прозрачности на фоне тюрьмы частной сразу обнажится и станет видна их скрытая, завуалированная сейчас неэффективность, некомпетентность, коррумпированность, а иногда и откровенно невысокий интеллект, и психическая неадекватность. Поэтому гостюрьма будет стоять насмерть, так же, как сейчас она отчаянно противится своему переходу в Министерство юстиции. И на сегодняшний день частные учреждения исполнения наказаний в Украине — такие же фантазии, как космические или подводные города будущего.

— Частная тюрьма — это бизнес, и не более, — считает экс-первый зампред Госдепартамента исполнения наказаний Александр Пташинский. — За годы независимости в Украине ни одной обычной тюрьмы не построили, достаточных средств на ремонт существующих не выделяют, а вы хотите, чтобы частникам руки развязали — не будет такого, а если и будет, то неизвестно, когда...

— Идея частных тюрем в Украине не нова, но насколько мне известно, на законодательный уровень она не выносилась и обсуждалась лишь в узком кругу специалистов, — сказал нам народный депутат Валерий Бевз, в прошлом — высокопоставленный сотрудник правоохранительных органов. — Прямо скажем, до частных тюрем мы еще не доросли — уровень законопослушания граждан пока невысок. А если отдать такое учреждение какому-нибудь олигарху, он быстренько превратит его в кормушку и будет жировать, а преференции от пребывания в такой тюрьме получат лишь состоятельные преступники, у которых водятся деньги, друзья-приятели и родственники, способные поддерживать их материально. Очевидно, в обозримом будущем вряд ли что-то будет решено в практическом плане — в системе есть немало других проблем...

А вот в России иной подход. Так, первый вице-спикер Совета федерации РФ Александр Торшин и член СФ Евгений Тарло убеждены, что частные тюрьмы — уже ближайшая перспектива. Россияне намерены активно перенимать опыт США, где создано более 260 таких учреждений, и считают, что благодаря им удастся не только гуманизировать процесс отбытия наказания, но и усовершенствовать условия содержания осужденных.