Тренд уходящего года во властных кругах — мода на родовые гербы. Чиновники и бизнесмены, почувствовавшие себя придворными при президенте-батюшке, массово обзаводятся новыми статусными атрибутами, заказывая фамильную символику.

В политике есть место грубости и хамству, но только не в тех случаях, когда разговор касается личных гербов. Одно воспоминание о том, что дома хранится этот фамильный символ, облагораживает современных армигеров (гербовладельцев). Нередко они тут же вспоминают о своем аристократическом происхождении, а их выражения становятся изысканнее. Бизнесмен и депутат Харьковского облсовета от Партии регионов Анатолий Шатохин моментально преобразился, как только речь зашла о причинах, побудивших его обзавестись родовым гербом. «У меня графские корни, богатая родословная», — величаво произнес армигер-новобранец. Личный герб — не обязательно признак дворянских корней его владельца, но однозначно — подтверждение прижизненного статуса армигера. Г-н Шатохин, по его собственному признанию, давно лелеял идею родового герба, но реализовал ее лишь в этом году. По всей видимости, поддавшись общему ажиотажу среди однопартийцев.

По Сеньке и шапка

В уходящем году ряды владельцев родовых гербов пополнили как минимум 55 украинских граждан. В их биографиях очевидна закономерность: ни одного представителя проигравших на выборах «тимошенковцев», зато масса политиков, чиновников и бизнесменов, дружественных к правящей партии. «Часто это просто желание как-то выделить себя в обществе: раз достиг чего-то в политике или бизнесе, то надо бы и герб сделать, в хорошем понимании, как результат достижений, — говорит Валерий Напиткин, автор мультимедиа-энциклопедии «Геральдика Украины». — Намного реже герб — это осознание себя как наследника рода. По данным «ВД», за этот год художник сделал около 10 гербов для представителей региональной политической элиты. Еще два — на подходе.

Большинство гербов, которые разрабатывал художник в этом году, предназначены для местных политиков, обитающих в донецком регионе. Ключевые позиции по разработке, утверждению и изготовлению гербов в восточном регионе занимает рекламно-информационное агентство «Удачный выбор» (г. Донецк). Компания сотрудничает с украинскими геральдистами, которые впоследствии занимаются утверждением изображений коллегией Украинского геральдического общества. Руководитель агентства Татьяна Евстафьева бережно хранит тайны своих клиентов и настойчиво просила «ВД» никого из них не беспокоить, ссылаясь на то, что ее заказчики — высокопоставленные политики и директора крупных предприятий. Впрочем, сами политики отнюдь не скрывают, что воспринимают личную символику как способ подчеркнуть новый статус. «В основном современные гербовладельцы — это люди, которые добились каких-то определенных успехов в бизнесе, политике, — рассуждает графский потомок Анатолий Шатохин. — Чем человек подтверждает свой успех? Часами на руках, машиной, на которой он ездит. Герб это тоже некий статус, его атрибутика».

Хотя само по себе удовольствие обладать родовым гербом — далеко не самое дорогое. В зависимости от специалиста, разработка герба будет стоить ?400-700. И это при том, что за последние четыре года, по словам геральдистов, «цена вопроса» выросла в три-четыре раза.
Гербы

Покорение в этом году новых политических вершин уже состоявшимися армигерами стало поводом для обновления их гербов. Как стало известно «ВД», герб самого влиятельного в настоящее время уроженца Донецкой области — Виктора Януковича — претерпит изменения в связи с победой политика на президентских выборах. По словам автора герба, вместо губернаторской короны на нем будет изображена президентская. «Я буду переделывать герб по просьбе нашей геральдической коллегии, — говорит Ефим Комаровский, художник-дизайнер, член нескольких геральдических коллегий в Украине и России. — Основа герба — это щит, все остальные элементы могут меняться. В зависимости от положения человека, его наград и так далее. В случае с гербом Януковича меняется корона. Она станет такой же, как на гербе Кучмы. Центральная часть останется неизменной, просто будет исполнена в лучшем виде. В том числе кентавр и «рулевая баранка», которую журналисты окрестили «значком Мерседеса».

Сюрприз!

В сейфе народного депутата от Партии регионов Андрея Орлова среди документов уже несколько месяцев лежит рисунок личного герба. К его появлению, по признанию самого Орлова, он имеет лишь косвенное отношение. Таким оригинальным подарком порадовал регионала друг из Днепропетровска. «Это был подарок на день рождения в этом году, — поделился впечатлениями Андрей Орлов. — Я был приятно удивлен. Такого я еще не видел. Правда, за те три месяца, что у меня есть личный герб, я еще не думал, как его использовать. Пока это только рисунок в рамке, сертификат с описанием и контактные телефоны, где его можно воспроизвести в материале».

Примерно в половине случаев инициатива по заказу герба исходит не от будущего владельца, а от его окружения. Мода на геральдический подарок стартовала 11 лет назад, когда такой презент получил второй президент Украины Леонид Кучма. Его герб зарегистрирован во Всероссийском геральдическом обществе аккурат в день рождения владельца — 9 августа 1999 г., за несколько месяцев до того, как Кучма стал президентом во второй раз. В марте 2001-го, также к праздничной дате, в российских списках владельцев гербов появилась фамилия Юрия Кравченко, на тот момент министра внутренних дел Украины. В том же году донецкая фирма «Интерхоббиэкспо» выступила заказчиком личного герба для Виктора Януковича, занимавшего тогда губернаторский пост. В нынешнем году статусный «сувенир» оказался очень популярным. Как применить геральдический подарок в жизни, теперь ломает голову не только нардеп Орлов.

По информации «ВД», презент в виде личного герба получил в день рождения столичный градоначальник Леонид Черновецкий, сумевший хотя бы условно удержаться в мэрском кресле после прихода Партии регионов. В близком окружении мэра рассказали, что идея подарить шефу герб созрела спонтанно. И реализовывалась буквально за несколько дней. Кстати, угодить с помощью геральдики Черновецкому пытаются не впервые. Еще в прошлом году новый герб Киева комиссия Киевсовета отправила на доработку, заподозрив, что в образе Архистратига Михаила угадываются… черты городского председателя. Осмелимся предположить, что на этот раз затея с гербом оказалась более успешной.

Между тем, некоторые желающие сделать модный подарок другу или начальнику его именин не дожидаются. Депутату Донецкого областного совета от Партии регионов Станиславу Толчину, генеральному директору ГП «Макеевуголь», герб преподнесли на День шахтера. В пресс-службе Толчина пояснили, что подарок от коллектива состоял из трех частей — нагрудный знак, небольшой экземпляр герба, выполненный в металле, и сертификат в рамке с его описанием. В геральдической среде имена заказчиков хранят как врачебную тайну. Однако «ВД» удалось разузнать, что как минимум еще два члена Партии регионов станут владельцами личных гербов в этом году. Портить сюрпризы нехорошо, поэтому ограничимся намеком: один из них — депутат Макеевского горсовета, работа над эксклюзивным подарком для которого практически завершена; другой — депутат парламента.

Вам только герба не хватает

Геннадий Корж, автор книги о Леониде Кучме, вышедшей в 2005 г., задавал читателям риторический вопрос: «Кстати, знаете ли вы, что у президента Кучмы был свой герб? Я нашел его описание». Всего пять лет назад личный герб еще являлся диковинкой в среде украинских политиков, а современных армигеров можно было пересчитать по пальцам. Период правления «оранжевой» команды ознаменовался затишьем в среде политических заказчиков гербов. Ни Юлия Тимошенко, ни Виктор Ющенко не задали модный тон, как в свое время это сделали Леонид Кучма и Виктор Янукович. Выбивался из всей команды, пожалуй, только Владимир Бондаренко, народный депутат от БЮТ, заказавший себе герб в 2005 г. Ныне же популярность родовых гербов вернулась. «Есть две параллельные тенденции, — обобщает Андрей Днепровский, украинский геральдист. — С одной стороны, гербы приобретают как эксклюзивный подарок, с другой — их заказывают в результате роста самосознания. Прошел период первоначального накопления капитала, и сейчас люди уже задумываются не только о деньгах, но и о том, что духовное передать своим потомкам».

Современные нематериальные ценности имеют мало общего с классическими родовыми гербами. Этот символ знати носит лишь условный статус. Наличие родового знака не дает каких-либо привилегий его владельцу, а его регистрация — не обязательное условие. Министерство юстиции регистрацией личных символов физических лиц вообще не занимается. Можно зарегистрировать герб в Украинском геральдическом обществе либо в аналогичной общественной организации другой страны, как, например, гербы Януковича и Кучмы, зарегистрированные в России. Процедура регистрации герба выглядит следующим образом: собирается геральдическая коллегия, обсуждает изображение на предмет соответствия геральдическим канонам, в случае необходимости рекомендует правки. Затем герб вносят в реестр личной символики на сайте геральдического общества, а так же в печатном реестре этой организации. После чего владелец получает грамоту с мокрой печатью о том, что герб внесен в реестр и его можно… использовать «на публичных актах в личных делах» и передавать потомкам.

Украинское геральдическое общество и аналогичные структуры других стран входят в международные геральдические объединения, однако все равно остаются лишь общественными организациями. Посему регистрация гербов не придает им легитимности. Кроме того, нарисовать будущему армигеру можно все, что угодно: например, автомобильный руль в лапах кентавра. Лишь бы будущее изображение в какой-то степени соответствовало основным законам геральдики. В остальном — учитываются пожелания заказчика. Зачастую будущие гербовладельцы лично не заполняют даже анкеты армигеров, поручая помощникам отвечать, по крайней мере, на не самую интимную часть вопросов. Впрочем, все аргументы о псевдогербах не слишком смущают отечественную элиту. Гордое звание «армигер» явно пришлось по вкусу власть имущим. «Само понятие элиты во многом обязывает человека каким-то образом себя позиционировать, — поясняет тренд художник Ефим Комаровский.

Опрошенные «ВД» художники в один голос заявили: 2010 г. — это не предел «урожайности» геральдического рынка. Обычно за полгода до и полгода после выборов наблюдается затишье — потенциальным заказчикам из среды политиков и бизнесменов не до личной символики. Но если уж за год с «двойными» выборами десятки новых представителей политической элиты успели обзавестись родовыми гербами, то будущий, 2011-й, который предполагается провести без выборов, наверняка пополнит списки гербовладельцев. Не исключено, что через пару лет Донецкая область за неимением карет запестрит дорогими авто с разноцветными родовыми гербами на капотах. Впрочем, желание представителей власти задействовать личные символы для того, чтобы подчеркнуть возросший статус, можно понять. К тому же, герб нередко воспринимается в деловых кругах как некий амулет, охраняющий достаток и стабильность его обладателя. А когда наличие личной символики сказывается еще и на манерах современных армигеров, польза моды на родовые гербы в обществе становится очевидной. Хотя бы в те редкие моменты, когда гербовладельцы вспоминают о своем элитарном статусе.