Статьи
Предприниматели говорят, что Государственная налоговая администрация ужесточила давление на компании, пользующиеся услугами по обналичке гривни. Причем иногда для этого применяются не совсем законные способы.
"Экономические известия" уже писали о намерении главы ГНАУ Николая Азарова очистить рынок услуг по обналичке денег от «посторонних» структур (см. «і» от 15 сентября 2010 г.). Летом по устному поручению заместителя председателя ГНАУ Сергея Лекаря на местах перестали принимать отчеты у всех предпринимателей, которые прямо или косвенно были связаны с обналичиванием денег. Давление испытывают и банки, входящие в такие схемы.
В результате действий ГНАУ стоимость обналички в центральных и северо-западных регионах страны резко выросла: с 3-5% до 7-10% от суммы, которую необходимо перевести из безнала в нал. При этом сложности в работе стали испытывать компании, которые занимались этим бизнесом на протяжении нескольких лет и имели налаженные связи с контролирующими органами. «В ГНАУ отлично знают такие компании. В какой-то момент у них просто перестали принимать отчеты»,— говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. По его словам, серьезное давление оказывается на банки, включенные в схемы: им рекомендуют не проводить платежи, которые могут быть связаны с обналичиванием средств. А банк, как известно, главное звено подобных схем.
По словам источников "Экономических известий" в ГНАУ, очистка рынка обналички закончилась, когда на нем осталось около 12-14 структур, имеющих непосредственные контакты с «контролирующими государственными органами в сфере налогообложения и денежно-кредитной политики» (т. е. ГНАУ и НБУ.— Ред.). Однако при этом так называемые конвертационные центры не просто «благодарят» одного хозяина, но и активно передают ему информацию о своих клиентах.
Предприниматели, пользующиеся услугами «правильных» конвертационных центров, утверждают, что при представлении документов у них все чаще возникают проблемы. «Когда мы подаем отчеты, мне в инспекции прямо говорят — вы сотрудничаете с конвертационным центром, поэтому мы будем вас проверять,— говорит один из собеседников «i».— На мой вопрос, почему же они эти конвертационные центры не закрывают, налоговики отвечают, что у них слишком хорошая крыша». По мнению предпринимателя, такая схема создана специально, для того чтобы у ГНАУ появился дополнительный инструмент воздействия на бизнес. «Если у компании есть т. н. признаки фиктивной деятельности, то налоговая может отказать в признании части валовых расходов, насчитать на них налоги и штрафы»,— говорит бизнесмен. Он считает, что такие меры воздействия применяются ГНАУ из-за низкого показателя выполнения плана по наполнению бюджета.
По данным ГНАУ, в этом году налоговой милицией выявлена и прекращена деятельность 168 конвертационных центров. «Взыскано 189 млн. грн. с контрагентов — реальных субъектов хозяйствования, которые имели отношения с фиктивными фирмами и конвертационными центрами»,— сообщили в налоговой администрации.
____________________________
Обычно стабильная схема по обналичиванию средств устроена так: в центре находится небольшой банк либо филиал крупного банка, вокруг которого создана сеть фиктивных предприятий, зарегистрированных на подставных лиц. Через проведение бестоварных операций и по поддельным финансовым документам на счета этих коммерческих структур поступают деньги от субъектов ведения хазяйства, которые переводятся в наличную форму. Для предприятий выбираются разные виды деятельности, чтобы сделать их услуги для заказчика максимально правдоподобными. Активно используются консалтинговые, аудиторские и адвокатские услуги.
- Информация о материале
Тренд уходящего года во властных кругах — мода на родовые гербы. Чиновники и бизнесмены, почувствовавшие себя придворными при президенте-батюшке, массово обзаводятся новыми статусными атрибутами, заказывая фамильную символику.
В политике есть место грубости и хамству, но только не в тех случаях, когда разговор касается личных гербов. Одно воспоминание о том, что дома хранится этот фамильный символ, облагораживает современных армигеров (гербовладельцев). Нередко они тут же вспоминают о своем аристократическом происхождении, а их выражения становятся изысканнее. Бизнесмен и депутат Харьковского облсовета от Партии регионов Анатолий Шатохин моментально преобразился, как только речь зашла о причинах, побудивших его обзавестись родовым гербом. «У меня графские корни, богатая родословная», — величаво произнес армигер-новобранец. Личный герб — не обязательно признак дворянских корней его владельца, но однозначно — подтверждение прижизненного статуса армигера. Г-н Шатохин, по его собственному признанию, давно лелеял идею родового герба, но реализовал ее лишь в этом году. По всей видимости, поддавшись общему ажиотажу среди однопартийцев.
По Сеньке и шапка
В уходящем году ряды владельцев родовых гербов пополнили как минимум 55 украинских граждан. В их биографиях очевидна закономерность: ни одного представителя проигравших на выборах «тимошенковцев», зато масса политиков, чиновников и бизнесменов, дружественных к правящей партии. «Часто это просто желание как-то выделить себя в обществе: раз достиг чего-то в политике или бизнесе, то надо бы и герб сделать, в хорошем понимании, как результат достижений, — говорит Валерий Напиткин, автор мультимедиа-энциклопедии «Геральдика Украины». — Намного реже герб — это осознание себя как наследника рода. По данным «ВД», за этот год художник сделал около 10 гербов для представителей региональной политической элиты. Еще два — на подходе.
Большинство гербов, которые разрабатывал художник в этом году, предназначены для местных политиков, обитающих в донецком регионе. Ключевые позиции по разработке, утверждению и изготовлению гербов в восточном регионе занимает рекламно-информационное агентство «Удачный выбор» (г. Донецк). Компания сотрудничает с украинскими геральдистами, которые впоследствии занимаются утверждением изображений коллегией Украинского геральдического общества. Руководитель агентства Татьяна Евстафьева бережно хранит тайны своих клиентов и настойчиво просила «ВД» никого из них не беспокоить, ссылаясь на то, что ее заказчики — высокопоставленные политики и директора крупных предприятий. Впрочем, сами политики отнюдь не скрывают, что воспринимают личную символику как способ подчеркнуть новый статус. «В основном современные гербовладельцы — это люди, которые добились каких-то определенных успехов в бизнесе, политике, — рассуждает графский потомок Анатолий Шатохин. — Чем человек подтверждает свой успех? Часами на руках, машиной, на которой он ездит. Герб это тоже некий статус, его атрибутика».
Хотя само по себе удовольствие обладать родовым гербом — далеко не самое дорогое. В зависимости от специалиста, разработка герба будет стоить ?400-700. И это при том, что за последние четыре года, по словам геральдистов, «цена вопроса» выросла в три-четыре раза.
Покорение в этом году новых политических вершин уже состоявшимися армигерами стало поводом для обновления их гербов. Как стало известно «ВД», герб самого влиятельного в настоящее время уроженца Донецкой области — Виктора Януковича — претерпит изменения в связи с победой политика на президентских выборах. По словам автора герба, вместо губернаторской короны на нем будет изображена президентская. «Я буду переделывать герб по просьбе нашей геральдической коллегии, — говорит Ефим Комаровский, художник-дизайнер, член нескольких геральдических коллегий в Украине и России. — Основа герба — это щит, все остальные элементы могут меняться. В зависимости от положения человека, его наград и так далее. В случае с гербом Януковича меняется корона. Она станет такой же, как на гербе Кучмы. Центральная часть останется неизменной, просто будет исполнена в лучшем виде. В том числе кентавр и «рулевая баранка», которую журналисты окрестили «значком Мерседеса».
Сюрприз!
В сейфе народного депутата от Партии регионов Андрея Орлова среди документов уже несколько месяцев лежит рисунок личного герба. К его появлению, по признанию самого Орлова, он имеет лишь косвенное отношение. Таким оригинальным подарком порадовал регионала друг из Днепропетровска. «Это был подарок на день рождения в этом году, — поделился впечатлениями Андрей Орлов. — Я был приятно удивлен. Такого я еще не видел. Правда, за те три месяца, что у меня есть личный герб, я еще не думал, как его использовать. Пока это только рисунок в рамке, сертификат с описанием и контактные телефоны, где его можно воспроизвести в материале».
Примерно в половине случаев инициатива по заказу герба исходит не от будущего владельца, а от его окружения. Мода на геральдический подарок стартовала 11 лет назад, когда такой презент получил второй президент Украины Леонид Кучма. Его герб зарегистрирован во Всероссийском геральдическом обществе аккурат в день рождения владельца — 9 августа 1999 г., за несколько месяцев до того, как Кучма стал президентом во второй раз. В марте 2001-го, также к праздничной дате, в российских списках владельцев гербов появилась фамилия Юрия Кравченко, на тот момент министра внутренних дел Украины. В том же году донецкая фирма «Интерхоббиэкспо» выступила заказчиком личного герба для Виктора Януковича, занимавшего тогда губернаторский пост. В нынешнем году статусный «сувенир» оказался очень популярным. Как применить геральдический подарок в жизни, теперь ломает голову не только нардеп Орлов.
По информации «ВД», презент в виде личного герба получил в день рождения столичный градоначальник Леонид Черновецкий, сумевший хотя бы условно удержаться в мэрском кресле после прихода Партии регионов. В близком окружении мэра рассказали, что идея подарить шефу герб созрела спонтанно. И реализовывалась буквально за несколько дней. Кстати, угодить с помощью геральдики Черновецкому пытаются не впервые. Еще в прошлом году новый герб Киева комиссия Киевсовета отправила на доработку, заподозрив, что в образе Архистратига Михаила угадываются… черты городского председателя. Осмелимся предположить, что на этот раз затея с гербом оказалась более успешной.
Между тем, некоторые желающие сделать модный подарок другу или начальнику его именин не дожидаются. Депутату Донецкого областного совета от Партии регионов Станиславу Толчину, генеральному директору ГП «Макеевуголь», герб преподнесли на День шахтера. В пресс-службе Толчина пояснили, что подарок от коллектива состоял из трех частей — нагрудный знак, небольшой экземпляр герба, выполненный в металле, и сертификат в рамке с его описанием. В геральдической среде имена заказчиков хранят как врачебную тайну. Однако «ВД» удалось разузнать, что как минимум еще два члена Партии регионов станут владельцами личных гербов в этом году. Портить сюрпризы нехорошо, поэтому ограничимся намеком: один из них — депутат Макеевского горсовета, работа над эксклюзивным подарком для которого практически завершена; другой — депутат парламента.
Вам только герба не хватает
Геннадий Корж, автор книги о Леониде Кучме, вышедшей в 2005 г., задавал читателям риторический вопрос: «Кстати, знаете ли вы, что у президента Кучмы был свой герб? Я нашел его описание». Всего пять лет назад личный герб еще являлся диковинкой в среде украинских политиков, а современных армигеров можно было пересчитать по пальцам. Период правления «оранжевой» команды ознаменовался затишьем в среде политических заказчиков гербов. Ни Юлия Тимошенко, ни Виктор Ющенко не задали модный тон, как в свое время это сделали Леонид Кучма и Виктор Янукович. Выбивался из всей команды, пожалуй, только Владимир Бондаренко, народный депутат от БЮТ, заказавший себе герб в 2005 г. Ныне же популярность родовых гербов вернулась. «Есть две параллельные тенденции, — обобщает Андрей Днепровский, украинский геральдист. — С одной стороны, гербы приобретают как эксклюзивный подарок, с другой — их заказывают в результате роста самосознания. Прошел период первоначального накопления капитала, и сейчас люди уже задумываются не только о деньгах, но и о том, что духовное передать своим потомкам».
Современные нематериальные ценности имеют мало общего с классическими родовыми гербами. Этот символ знати носит лишь условный статус. Наличие родового знака не дает каких-либо привилегий его владельцу, а его регистрация — не обязательное условие. Министерство юстиции регистрацией личных символов физических лиц вообще не занимается. Можно зарегистрировать герб в Украинском геральдическом обществе либо в аналогичной общественной организации другой страны, как, например, гербы Януковича и Кучмы, зарегистрированные в России. Процедура регистрации герба выглядит следующим образом: собирается геральдическая коллегия, обсуждает изображение на предмет соответствия геральдическим канонам, в случае необходимости рекомендует правки. Затем герб вносят в реестр личной символики на сайте геральдического общества, а так же в печатном реестре этой организации. После чего владелец получает грамоту с мокрой печатью о том, что герб внесен в реестр и его можно… использовать «на публичных актах в личных делах» и передавать потомкам.
Украинское геральдическое общество и аналогичные структуры других стран входят в международные геральдические объединения, однако все равно остаются лишь общественными организациями. Посему регистрация гербов не придает им легитимности. Кроме того, нарисовать будущему армигеру можно все, что угодно: например, автомобильный руль в лапах кентавра. Лишь бы будущее изображение в какой-то степени соответствовало основным законам геральдики. В остальном — учитываются пожелания заказчика. Зачастую будущие гербовладельцы лично не заполняют даже анкеты армигеров, поручая помощникам отвечать, по крайней мере, на не самую интимную часть вопросов. Впрочем, все аргументы о псевдогербах не слишком смущают отечественную элиту. Гордое звание «армигер» явно пришлось по вкусу власть имущим. «Само понятие элиты во многом обязывает человека каким-то образом себя позиционировать, — поясняет тренд художник Ефим Комаровский.
Опрошенные «ВД» художники в один голос заявили: 2010 г. — это не предел «урожайности» геральдического рынка. Обычно за полгода до и полгода после выборов наблюдается затишье — потенциальным заказчикам из среды политиков и бизнесменов не до личной символики. Но если уж за год с «двойными» выборами десятки новых представителей политической элиты успели обзавестись родовыми гербами, то будущий, 2011-й, который предполагается провести без выборов, наверняка пополнит списки гербовладельцев. Не исключено, что через пару лет Донецкая область за неимением карет запестрит дорогими авто с разноцветными родовыми гербами на капотах. Впрочем, желание представителей власти задействовать личные символы для того, чтобы подчеркнуть возросший статус, можно понять. К тому же, герб нередко воспринимается в деловых кругах как некий амулет, охраняющий достаток и стабильность его обладателя. А когда наличие личной символики сказывается еще и на манерах современных армигеров, польза моды на родовые гербы в обществе становится очевидной. Хотя бы в те редкие моменты, когда гербовладельцы вспоминают о своем элитарном статусе.
- Информация о материале
Нищенский бизнес в Украине приносит его владельцам 7 миллионов гривен в день. Команда "Деньги" погрузилась в мир нищих, и обнаружила, сколько и за что они платят нищенской мафии. Сначала вместе с главным специалистом департамента уголовного розыска МВД Николаем Рощиным прошлись по подземному переходу. Настоящие ударники нищенской труда набивают карманы именно здесь. Профессиональный глаз мгновенно отличает нищего от профессионала.
Мошенники часто используют классические фразы: "Сами мы не местные", "Нам карман с деньгами оторвали", "Подайте на билет домой".
Результаты нескольких часов прогулки мегаполисом впечатляют: две трети просителей - организованные профессионалы.
Преступный нищенский конвейер лучше двигает детский труд. Инвалиды - тоже товар для мафии.
На поиски пресловутой нищенской мафии отправляемся в метро. Нам помогает Сергей - житель одного из монастырей. Нам подают, но - никто не подходит. Сосед-музыкант объясняет, что в первый день к новичкам присматриваются.
Теперь понятно, почему так заинтересованно поглядывают на нас милиционеры. Тоже выясняют, серьезные ли мы работники.
Как выяснилось, дневной оборот профессионального попрошайничества - 7 миллионов гривен. В год это - более 2 миллиардов, из которых треть идет милиции или бандирам.
Средний заработок профессионального нищего - 300 гривен в день. По приблизительной оценке полковника Рощина, в Украине 30 000 бездомных, 30 000 нищих и 30 тысяч детей побираются и не живут дома. Четвертая часть из них - попрошайничает регулярно.
- Информация о материале
До конца года остается 14 дней, и в 2011-й страна вступит с новым государственным бюджетом (если драки в ВР не приобретут перманентный характер). 14 декабря, после представления документа в ВР и принятия его в первом чтении 275 голосами, ситуация прояснилась окончательно.
Запас депутатских голосов более чем серьезен. И что бы ни появилось в проекте бюджета в процессе подготовки ко второму чтению, намеченному на начало будущей недели, большинство парламентариев это «нечто» поддержат. Если, конечно, будет на то отмашка Кабмина и «впередсмотрящего» от фракции.
Сам проект Государственного бюджета Украины на 2011 год (регистрационный №7000 от 10 декабря с.г.), опоздавший почти на три месяца из-за эпопеи с принятием Налогового кодекса, вряд ли поразит воображение. Страна уже навиделась бюджетов и откровенно несбалансированных, и с законодательными новшествами, переписывающими чуть ли не наполовину правовое поле в социально-экономической сфере. Так что нынешний законопроект, откровенно говоря, не хуже, возможно, по причине своей сверхлаконичности (всего 20 страниц). Но рассчитан он больше на благосклонность МВФ (читай — безбедную зимовку власти), чем на решение проблем, которые стоят перед страной.
Журналисты одного из телеканалов сравнили доходы — расходы — инфляцию из нынешнего проекта бюджета и двух предыдущих, на 2010 год, — от правительств Тимошенко и Азаровa. Порядок цифр оказался на удивление похожим: по крайней мере, нынешние 281,4 млрд. (доходы) — 321,9 млрд. (расходы) на фоне прежних цифр не выглядят исключительными. А поскольку в стране наблюдается хоть и слабый, но экономический рост, и он, по прогнозу Кабмина, в будущем году ускорится (предположительно до 4,5% ВВП), то власти вроде бы даже делают робкий шаг на пути экономического реализма, не особо раздувая доходы и расходы бюджета.
Но это мнение любительское, ведь плясать надо не от запланированных цифр, а от выполнения. По расчетам экс-министра финансов Виктора Пинзеника, доходы будущего бюджета все-таки серьезно завышены: «При ожидаемом выполнении общего фонда госбюджета-2010 по доходам на уровне 190—195 млрд. грн. собрать в 2011 году 238 млрд. грн., или почти на четверть больше, нереально».
Немалые риски для доходной части бюджета, особенно в первом квартале, создает и вся эта спешка с продавливанием через ВР Налогового кодекса, который в итоге вступит в силу менее чем через месяц(!) после его подписания президентом. Еще одну проблему отмечают в представительстве Всемирного банка в Киеве: «Новые налоговые льготы (для судостроения, гостиничного хозяйства и пр. — Н.Я.) снижают налоговую базу по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость».
Возвращаясь к макропоказателям, нельзя не заметить, что правительство серьезно «причесало» инфляцию — до 8,9%, невиданного для последних лет уровня. Эта цифра, мягко говоря, не корреспондируется с планами продолжить в стране повышение коммунальных тарифов и, в частности, со свежайшим, от 16 декабря, обещанием Киева Международному валютному фонду на 50% повысить с 15 апреля 2011-го цены на газ для населения и теплокоммунэнерго. Для сравнения, прогноз инфляции-2011 в Украине от Всемирного банка — 10,7%.
Пусть никого не обманывает и более чем приличная цифра дефицита госбюджета —
38,8 млрд. грн., или 3,1% ВВП. Как видим из приложения к бюджету, в 2011 году Кабмин собирается привлечь 43 млрд. грн. внешних и 48,6 млрд. грн. внутренних займов (всего — на сумму 91,6 млрд. грн.).
Наряду с внешними и внутренними займами также предполагается финансирование дефицита госбюджета-2011 за счет поступлений от приватизации (на уровне 10 млрд. грн.). Хотя сама программа приватизации, как всегда, не утверждена.
Но это еще не все: часть бюджетного дефицита «спрятана» в текстовых статьях законопроекта №7000 и не учитывается в балансе.
Так, статьей 32 Кабмину предоставляется право осуществить выпуск облигаций внутреннего займа для увеличения уставного фонда НАК «Нафтогаз Украины» в объемах, «предусмотренных утвержденным финансовым планом этой компании». Сам финплан к проекту бюджета, естественно, не прилагается. Можно только гадать, о какой сумме идет речь. Как говорят эксперты, по минимуму — о нескольких миллиардах гривен, по максимуму — о нескольких десятках миллиардов. Естественно, сверх тех 48,6 млрд.,
о которых мы говорили несколькими абзацами выше.
Статья 33 законопроекта также предусматривает выпуск «сверхплановых» ОВГЗ — но уже в размере «не более 5 млрд. грн.». Цель — кредитование Аграрного фонда Украины, для которого в общем фонде бюджета денег не нашлось...
Статья 34 тоже потенциально увеличивает дефицит бюджета. В ней речь идет о том, что государство может приватизировать рекапитализированные банки, но может и продолжить предоставление им финансовой помощи — опять-таки за счет «сверхпланового» выпуска ОВГЗ.
По последним данным, двум рекапитализированным при участии государства банкам (без банка «Киев», который уже вроде самостоятельно держится на плаву) для поддержания их деятельности требуется около 9 млрд. грн. Не исключено, что этот вопрос будет закрыт еще в нынешнем году, но это не суть важно. Важнее то, что никто так и не может сказать с уверенностью, какой будет политика в отношении спасенных банков, ведь такую политику до сих пор не сформулировал (или боится озвучить) Кабмин.
Таким образом, правительство Азарова избрало путь наихудший из возможных — оставить вопрос о реальном размере дефицита гобюджета-2011 открытым. А поскольку на нас нет Еврокомиссии с ее жесткостью в отслеживании маахстрихтских критериев, последствия могут оказаться самыми печальными.
Статья 9 законопроекта тоже не без подвоха. Она предусматривает предоставление гарантий по кредитам в объеме 15 млрд. грн. (и то лишь благодаря МВФ, который этот показатель очень пристально отслеживает, иначе цифра была бы гораздо больше). Однако ни для кого не секрет, что кредиты, выданные под госгарантии той же Государственной службе автомобильных дорог или Национальному агентству по вопросам подготовки к Евро-2012, возврату этими ведомствами заведомо не подлежат. Рассчитываться по ним будет госказна.
Какие это могут быть суммы? 5 млрд. грн., 10 или 12 млрд.? В любом случае, это долги будущих периодов, и, похоже, о них у нынешних чиновников голова не болит. Хотя… уже в 2011-м Минфин по кредитам под госгарантии, взятым для подготовки Евро-2012, должен будет выплатить 416 млн. грн.
Мы ни в коем случае не утверждаем, будто эти 416 млн. — «заслуга» уже нынешней власти. Скорее, даже наоборот. Однако, придя к управлению государством на волне острейшей критики предшественников, нынешние политики — по крайней мере, в сфере управления госдолгом — стали продолжателями «славных» традиций Юлии Тимошенко. Не предложив какой-либо внятной политики, не сделав реальных шагов по сокращению заимствований, новая власть продолжила прежний курс — на усиление долгового бремени Украины.
Уже сейчас у нас долги до 2046 года. По прогнозам Всемирного банка, государственный и гарантированный государством долг вырастет с 41,6% ВВП по итогам 2010 года до 42,8% — в 2011-м. А внешний долг (государства и корпораций) в 2010 году составит 82,2% ВВП, в 2011-м — 77,7%.
Судя по пояснительной записке к бюджету, уже в текущем году на погашение и обслуживание заимствований казне придется выложить 85,2 млрд. грн. Грубо говоря, это — каждая четвертая гривня расходов госбюджета. Или 12 годовых семимиллиардных бюджетов Минздрава (включая специальный фонд).
Или финансирование строительства — от начала до конца! — 16 мостовых переходов через Днепр типа того, что уже семь лет мурыжат в Запорожье.
А если бы эти деньги (вдруг!) вздумалось отдать людям напрямую или направить на улучшение той же медицины, получилось бы 1860 грн. в год (155 грн. в месяц) на каждого украинца, включая новорожденных и глубоких стариков.
Вопрос ко всем нам, но в первую очередь к руководству страны: с какого числа мы начнем жить по средствам?
Еще порядка 57 млрд. грн. госказна-2011 потратит на поддержку системы пенсионного обеспечения: 40,5 млрд. грн. — на финансирование той части пенсий, которые выплачиваются за счет бюджета, и 17,7 млрд. — на покрытие дефицита Пенсионного фонда. И это лишь в том благоприятном случае, если пенсионная реформа с 1 января хоть в каком-то виде будет запущена. Иначе… расходы на поддержку ПФ будут существеннее и просто-таки сорвут «заглушку» с дефицита государственного бюджета.
Очень любопытна судьба «пенсионного» законопроекта №7455, который якобы был внесен в ВР 13 декабря. Вероятно, его сразу же после регистрации из парламента «вынесли», ведь текста документа на официальном сайте ВР нет вот уже четвертый день. Нет решимости у правительства проводить пенсионную реформу, начиная с себя, и честно рассказывать о ней обществу. Это еще один стратегический просчет властной команды, создающий огромные риски для государственных финансов в 2011 году.
Мы не будем придираться к мелочам, пересказывая нашим читателям все то, о чем уже успели поведать в стенах ВР и за ее пределами оппозиционные политики. О возросших в 2,4 раза против прошлого года, до 2,2 млрд.
грн., расходах на содержание Генпрокуратуры и о традиционно хорошем финансировании спецбольницы «Феофания». А также (по линии НАН Украины) — садово-паркового комплекса «Феофания». В то время как, например, общегосударственная программа по восстановлению окружающей среды Азовского и Черного морей благополучно почила в бозе, так как была рассчитана лишь до 2010 года. Или в прибрежных регионах все успели улучшить и спасти?
Казавшийся когда-то «прекрасным далеко» 2010 год на исходе, а вместе с ним, кстати говоря, заканчиваются и десятки различных государственных (целевых) программ — от развития сети международных транспортных коридоров, преодоления детской беспризорности до Национальной программы информатизации. И теперь у Кабмина развязаны руки: финансировать то или иное направление и в какой мере.
Подошла к завершению Государственная программа развития и функционирования украинского языка на 2004—2010 годы. И все же на эту благородную цель правительство выделяет в будущем году аж 3 млн. грн. Что просто-таки удивительно на фоне 6,5 млрд. грн., да еще по общему фонду, выделяемых Нацагентству по Eвро-2012. Действительно, зачем нам все эти конкурсы Яцыка, «диктанты на украинском», если есть интернациональный язык футбола?
В заключение о традиционном для газетных статей — о бюджете. О межбюджетных отношениях (в данном случае особенно интересны Киев и Крым) и социальных гарантиях.
Некоторые эксперты считают, что настойчиво проталкиваемое правительством решение отобрать у Киева 50% налога на доходы физлиц (в будущем году — это 6,7 млрд. грн.) и закрепить их за госбюджетом — не более чем техническая процедура. Дескать, Киев в Украине — самый богатый, в прошлые годы действовала процедура изъятия доходов из местного бюджета в государственный, потому ничего экстраординарного нынче не произошло. Эксперт по межбюджетным отношениям Юрий Ганущак другого мнения: это политика.
Во-первых, Кабмин желает показать киевским властям их место в нынешней иерархии. Во-вторых, если кто-то думает, что от данного решения пострадает только «зажравшаяся» столица, тот глубоко ошибается.
«После изъятия у Киева части налога на доходы физлиц формульный расчет доходов и трансфертов ломается по всей Украине. Ломается единый подход, единая система, начинает действовать ручное управление», — утверждает эксперт. Теперь и для других городов и районов следует ожидать таких же подходов, как и для Киева. То есть теряется основная идея формульного расчета — непредвзятость, а с ней и все мифы о курсе на децентрализацию власти. Есть и прямые потери для киевского бюджета в виде «премий» за высокий индекс налогоспособности и от традиционного для Киева перевыполнения прогнозных показателей доходов.
Кстати говоря, власть не брезгует «ручняком» и в других вопросах. Чего только стоит специальная строка бюджета о выделении Автономной Республике Крым 900 млн. грн. субвенции на социально-экономическое развитие. Сумма огромная, ведь на все остальные регионы Украины выделены с целом 2 млрд. грн. на эти цели, причем, как обычно, без распределения по регионам.
Что такого героического у нас случилось в Крыму? На какие именно проекты этот без малого миллиард будет потрачен? Или мы имеем дело с банальной взяткой крымским властям? Увы, пока приходится только догадываться.
Если же говорить о социально-экономическом развитии страны в целом, то буквально несколько цифр. Согласно бюджетному проекту, минимальная зарплата в течение 2011 года вырастет с 941 до 1004 грн., или на 6,7%. Минимальная пенсия (в декабре с.г. она составляет 734 грн.) — с 750 до 800 грн., или на те же 6,7%, что гораздо ниже даже официальной инфляции.
На ум снова приходят 85 млрд. грн., которые в 2011 году страна отдаст кредиторам украинских правительств…
В бюджетном законопроекте можно вычитать много информации — полезной, курьезной, странной. Можно узнать о планах Аграрной академии наук подготовить 150 аспирантов и о 81,8 млн. грн., выделяемых Национальной академии государственного управления при президенте Украины. Единственное, чего мы не знаем, — а сколько еще предстоит заплатить украинскому обществу, чтобы каждый «выращенный» чиновник стал наконец печься не о своем (или ведомственном, или корпоративном) кармане, а об интересах страны, за что ему, собственно, деньги и платят. Да чтобы решения принимал своевременные, взвешенные, а не плелся в хвосте событий.
Возможно, тогда, в этом отдаленно-утопическом будущем, и государственный бюджет Украины будет выглядеть по-иному. Как документ для внутреннего употребления, для целей динамичного развития страны, а не как галочка в отношениях с МВФ.
- Информация о материале
Верховная Рада Украины приняла за основу законопроект, предусматривающий ужесточение штрафных санкций за нарушение порядка установления цен и наценок на продукцию на потребительском рынке, а также за невыполнение требований госорганов по устранению соответствующих нарушений. Об этом сообщает информационное управление ВР.
Согласно законопроекту "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам ценообразования (относительно совершенствования контроля за ценами на потребительском рынке) N7264 от 18 октября 2010 г., штрафы на должностных лиц за нарушение порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также скидок, наценок, доплат к ним хотят повысить до уровня от 20 до 40 необлагаемых минимумов доходов граждан (340-680 грн.) (на сегодня 5-10, или 85-170 грн.). Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию, повлекут наложение штрафа уже не в размере 10-15 необлагаемых минимумов доходов граждан (170-255 грн.), как сегодня, а уже - от 30 до 60 (510-1020 грн.).
"Розничные торговые сети взимают с поставщиков дополнительную плату за право размещения в сети товаров, рекламные и другие услуги, в том числе на товары, имеющие решающее социальное значение, и это приводит к росту цен", - поясняют авторы проекта.
Также предлагается повысить штрафные санкции за невыполнение требований уполномоченных органов по госконтролю (надзору) по ценам. Так, невыполнение законных требований должностных лиц уполномоченных органов по госконтролю (надзору) за ценами по устранению нарушений порядка формирования, установления и применения цен, предоставление недостоверных данных, непредоставление документов органам госконтроля за ценами и создание препятствий для выполнения возложенных на них обязанностей - влечет наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (510-850 грн.) (сегодня 9-18, или 153-306 грн.).
Кроме того, разработчики документа полагают, что введение института типовых договоров относительно оборота продукции и товаров, на которые установлены государственные фиксированные и регулируемые цены, даст возможность не допустить склонения поставщика к совершению сделки на невыгодных для такого предприятия условиях.
Для этого авторы вводят определение соответствующего термина. Так, склонение поставщика к совершению сделки на невыгодных условиях относительно оборота продукции и товаров, на которые установлены государственные фиксированные и регулируемые цены, является принуждение поставщика заказчиком, непосредственно или через посредника, к совершению:
- сделок, существенные условия которых противоречат содержанию типовых договоров, утвержденных центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики по согласованию с Антимонопольным комитетом Украины относительно оборота продукции и товаров, на которые установлены государственные фиксированные и регулируемые цены;
- и/или предоставление поставщиком определенных преимуществ заказчику без достаточных на то оснований, которые нарушают соотношение имущественных интересов сторон и лишают поставщика того, на что он рассчитывал до совершения сделки.
- Информация о материале
Администрация президента готовится внести в парламент новый проект закона о выборах народных депутатов Украины. В конце прошлой недели состоялось заседание рабочей группы по вопросу реформирования избирательного законодательства. Об этом «ДЕЛУ» сообщил министр юстиции Александр Лавринович. «Это было первое рабочее совещание, в ходе которого обсуждались вопросы формирования и функционирования избирательных комиссий и то, как эффективно построить работу менеджмента, работающего на выборах», — отметил Лавринович.
Гонка по новым правилам
По информации «ДЕЛА», в новом законе о выборах будет изменен порядок формирования и функционирования избирательных комиссий, а также существенно сокращен срок избирательной кампании. Но главное новшество будет касаться внедрения смешанной избирательной системы, апробированной властью на последних местных выборах, когда часть депутатов избиралась по партийным спискам, а часть боролась за мандаты в округах.
«Изменения в закон о парламентских выборах в Украине будут поданы и приняты парламентом до начала избирательного процесса, что позволит не менять правила проведения избирательной кампании на ходу, как это у нас иногда случается», — уточнил «ДЕЛУ» народный депутат Владислав Забарский.
По словам Лавриновича, при условии планомерной работы группы законопроект будет внесен в парламент весной 2011 года. А сами выборы пройдут в 2012-м, а не весной 2011 года, как того требовала оппозиция.
Несмотря на заверения министра юстиции о том, что выборы будут лишь через 2 года, депутатский корпус все еще дискутирует относительно даты проведения парламентских выборов. «Выборы в 2012 году невыгодны Партии регионов, ведь к тому времени из-за масштабных реформ, которые в основном воспринимаются народом негативно, рейтинг этой политической силы резко упадет», — уверен народный депутат от фракции «НУ — НС» Виктор Матчук. Кроме того, по мнению политика, спокойному избирательному процессу в стране может помешать проведение Евро-2012.
В ожидании старта
Оппозиция не исключает, что выборы будут объявлены неожиданно, в наиболее выгодный для власти момент. Почву для этих слухов дают сами «регионалы». По информации «ДЕЛА», пока у президента решают, как поменять избирательное законодательство, в Партии регионов уже подсчитали, сколько денег нужно выделить на каждый из округов. «Согласно смете, в среднем на избирательный округ будет потрачено около 2 млн. грн.», — заявил «ДЕЛУ» источник в руководстве политической силы.
Если предположить, что половина депутатов в Украине будет избираться по мажоритарной системе, то на 225 избирательных округов «регионалы» готовы потратить в общей сложности около полумиллиарда гривен. Эти деньги пойдут на первоочередные нужды каждого региона — ремонт школ, дорог, газификацию и т. д. Причем необходимую сумму должен будет внести каждый из кандидатов в депутаты самостоятельно. Этого «регионалы» не скрывают, утверждая, что готовятся к выборам загодя. «Любая уважающая себя партия должна быть готова к выборам всегда. Мы точно готовы!» — отрапортовал «ДЕЛУ» Владислав Забарский. Народный депутат закреплен за одним из округов в Крыму.
Забарский не считал, сколько ему придется потратить на избирательную кампанию. «Я стараюсь сотрудничать с местными органами само-управления и с центральными, считаю, что потребности моего округа, как и других округов, должны быть профинансированы из госбюджета», — подчеркнул депутат. Вместе с тем он отметил, что и из своего кармана также помогает крымчанам: «Я хотя и не бизнесмен, но купил недавно оборудование в одну из больниц на 25 тыс. грн., а в фельдшерско-акушерский пункт села Журавки отвез на днях компьютер». В свою очередь соратник Забарского Максим Луцкий, закрепленный за Соломенским районом города Киева, признает, что в работе с избирателями на партийную кассу особо не рассчитывает. «Давайте не будем обманывать друг друга: все затраты на округ — это личная финансовая инициатива каждого партийца», — ообъяснил он. В то же время депутат не уточнил, сколько средств и на что конкретно планирует потратить.
Политические силы, которые могут попасть в Парламент на очередных выборах
| Партия регионов | 29% |
| БЮТ | 13,5% |
| «Сильная Украина» | 12% |
| «Фронт перемен» | 5,4% |
| «Свобода» | 3,6% |
| Блок Литвина | 3,2% |
| Компартия | 3,1% |
Данные Центра Разумкова по состоянию на октябрь 2010 года
Комментарии экспертов
Кость Бондаренко, политолог:
Выборы в парламент могут быть как в 2011-м, так и в 2012 году. Они будут назначены, как только Рада перестанет выполнять задания президента.
Заинтересованы в выборах те политические силы, которые сейчас в Раде не представлены. Это «Фронт перемен» Яценюка, «Сильная Украина» Тигипко. Заинтересована и Партия регионов, которая может увеличить свою фракцию в парламенте.
Константин Матвиенко, политолог:
Выборы весной 2011 года невыгодны ни оппозиции, ни власти. Парламент дискредитирован, поскольку он просто штампует то, что предлагает Администрация президента. Оппозиция не может эффективно привлечь внимание к тому, что она называет репрессиями. Если выборы будут проходить весной 2011-го, то «регионалы» получат парламент, который не сильно отличается от нынешнего.
Александр Демянчук, политолог:
Выборы весной 2011 года невыгодны для партии власти. Причина — негативная реакция населения на принятие Налогового и других кодексов. С другой стороны отсрочка выборов на год несет в себе еще большие риски.
- Информация о материале
Страница 1430 из 1561
