Статьи
Отмена обязательной сертификации ряда продовольственных продуктов разделила экспертов рынка на два "лагеря". Одни подчеркивают, что данная мера является обязательным шагом Украины по осуществлению европейской практики контроля над безопасностью продуктов после вступления в ВТО, другие предупреждают, что отмена сертификации, которая является одним из гарантов безопасности товаров, откроет украинский рынок для продовольственного "секонд-хенда".
Продукты питания остались без сертификатов
Согласно поручению Кабинета Министров Украины N53215/2/1-10 от 3 сентября 2010 г., Госпотребстандарт своим приказом N426 от 22 сентября 2010 г., который вступил в силу 22 октября 2010 г., исключил из перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации:
- сыр,
- маргарин,
- растительные масла,
- спреды,
- сливочное масло,
- шоколадные конфеты,
- продукцию из мяса,
- колбасу,
- консервы,
- соки,
- чай и кофе.
После исключения названной продукции сертификаты соответствия будут выдавать только на:
- детское и диетическое питание,
- питьевую воду,
- рыбную продукцию, а также
- алкогольные напитки и табачные изделия.
Таким образом, отмена сертификации станет началом приведения системы технического регулирования в соответствие с требованиями ВТО и ЕС, говорят авторы нововведения. Однако, по их словам, для полного перехода от обязательной сертификации к оценке ее соответствия согласно европейским требованиям необходимо реформировать не только систему техрегулирования, но и систему госконтроля и ответственности за введение в оборот некачественной и небезопасной продукции. Для этого необходимо принять такие законы, как, в частности, "О рыночном надзоре и контроле продукции" (законопроект N6694 от 9 июля 2010 г.) и "О недопущении обращения в Украине опасной продукции" (законопроект N7094 от 6 сентября 2010 г.), проекты которых уже внесены Президентом на рассмотрение парламента и приняты в первом чтении.
Аргументы "против"
На данный момент отмена обязательной сертификации ряда продовольственных продуктов в Украине - преждевременный шаг, считает Владимир Месячный, заместитель генерального директора ГП "Укрметртестстандарт", заместитель главного государственного инспектора г.Киева по надзору за качеством продукции, требованиями стандартов, норм и правил.
Для того, чтобы Украина могла жить по законам ЕС, где обеспечение безопасности продукции и защита прав потребителей осуществляется без обязательной сертификации, необходимо гармонизировать и перестраивать украинскую систему государственного надзора поэтапно, не ломая того, что достигнуто, и сохранив при этом защиту прав потребителей, отмечает В.Месячный.
По его словам, если в Европе рыночный надзор осуществляется согласно требованиям европейских директив, которых от 600 до 1000, то в Украине на сегодня разработан только 31 технический регламент на основании европейских директив (из них 23 на продукцию), и только 5 технических регламентов на продукцию - действуют. "В техрегламентах идет ссылка на доказательную базу, на стандарты, гармонизированные с европейскими. Однако в госбюджете Украины нет денег на разработку этих стандартов", - говорит эксперт.
В анализе влияния приказа N426 сам же Госпотребстандарт отмечает: в Украине вследствие отсутствия законодательной базы не организован рыночный контроль на европейском уровне, не закреплена ответственность поставщика и импортера за введение в оборот некачественной и небезопасной продукции. "На сегодня, согласно действующему законодательству, полную ответственность за качество и безопасность продукции несет только отечественный производитель", - говорится в аналитическом документе Госпотребстандарта.
В контролирующем органе убеждены: отмена сертификации существенно увеличит риск поставок на украинский потребительский рынок некачественной и небезопасной продукции.
Обязательная сертификация - это подтверждение того, что продукция соответствует всем нормам безопасности, подчеркивает глава ассоциации "Укролияпром" Степан Капшук. По его словам, в Европе 27% от общего объема производимых продуктов питания подлежат утилизации по тем или иным причинам. "Отмена сегодня обязательной сертификации - это открытие внутреннего рынка для всего хлама, который хлынет в Украину. Это - секонд-хенд, только в продовольствии", - говорит представитель масложировой отрасли.
С.Капшук отметил, что украинские экспортеры подсолнечного масла добровольно в одностороннем порядке сертифицируют свою продукцию, чтобы подтвердить, прежде всего, ее безопасность. При этом за последний год от всех 88 стран мира, куда поставляется украинское масло, не поступало не одной рекламации.
Заместитель гендиректора ГП "Укрметртестстандарт" также допускает, что с отменой обязательной сертификации продтоваров и в случае принятия законопроекта N6694, исключающего рыночный надзор за пищевой продукцией, алкогольными и табачными изделиями на стадии производства, в Украину могут начать бесконтрольно импортировать небезопасные пищевые продукты.
Кроме того, В.Месячный указывает, что законопроект N6694 предусматривает проверку продукции только на соответствие техническим регламентам. "В Украине более 50 тысяч технических условий, по которым предприятия выпускают продукцию. Их владельцы будут в выигрышном положении, так как не подпадают под сферу рыночного надзора. А нужно сказать, что технические условия разрабатываются на новые виды продукции, на которые отсутствуют национальные стандарты", - говорит В.Месячный.
Также в названном законопроекте остается действующая норма о необходимости предупреждения за 10 дней производителя или торгового предприятия о проверке товара. "Представьте, что увидит инспектор на полках магазина? Ничего. Это требование также противоречит и европейской практике проведения рыночного надзора", - говорит эксперт, объясняя, почему госнадзор на предприятиях и в торговых сетях такой неэффективный.
Аргументы "За"
С принятием указанного приказа Украина наконец выполнила свои обязательства, взятые при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), согласно которым обязательная сертификация пищевой продукции должна была быть отменена с даты вступления Украины в ВТО, то есть с 16 мая 2008 года, - говорит Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации.
Во-первых, по словам А.Деревянко, сертификация, которую осуществлял Госпотребстандарт Украины, являлся одним из, как минимум, трех видов контроля, которому подлежит пищевая продукция, включая ветеринарный и санитарный контроль. Во-вторых, с момента вступления Украины в ВТО контроль за продукцией должен был проводиться исключительно государственной санитарной и ветеринарной службами.
Обязательная сертификация в сочетании с действующей системой государственного надзора ограничивает конкуренцию потребительских товаров, что приводит к сужению доступного для потребителей ассортимента, к неоправданно высокому уровню цен и низкому качеству товаров, считает, со своей стороны, Наталья Королевская, глава Комитета ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства, автор законопроекта N7064, который предусматривает, кроме прочего, отмену обязательной сертификации.
В то же время, утверждает глава Комитета в пояснительной записке к названному законопроекту, система обязательной сертификации не обеспечивает качества и безопасности имеющейся на рынке продукции, так как, по данным Госпотребстандарта, около 80% продаваемых товаров, так или иначе не отвечают действующим в Украине требованиям.
Генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Владимир Лапа напоминает, что согласно Закону "О защите прав потребителей", на какой-либо продукции должно отмечаться название нормативно-технического документа, которому она соответствует. "Производитель все равно должен будет указывать название государственного стандарта или технические условия, согласно которым изготавливается продукция. Таким образом, этих нормативно-технических документов необходимо придерживаться так или иначе. То есть здесь элементы сертификации остаются", - говорит эксперт УКАБ.
Так, приверженцы отмены сертификации убеждены, что данная мера не будет иметь негативных последствий для украинского потребителя, а бизнес от этого только облегченно вздохнет.
"На конечных потребителях отмена обязательной сертификации никак не отразится. А вот для производителей, продукция которых проходит контроль нескольких органов, включая неоднократные лабораторные исследования практически по аналогичным показателям, жизнь немного станет легче. При этом ни о каком росте импорта некачественной продукции из-за отмены обязательной сертификации пищевой продукции речь идти не может", - подчеркивает А.Деревянко.
Производители будут освобождены от ненужных бюрократических процедур, которые, фактически, дублируют другие инструменты контроля безопасности продукции, считает директор по коммуникациям компании "Сандора" Сергей Макаренко.
Потребитель может быть спокоен, подчеркивает С.Макаренко, государство не отказывается от функций контроля в сфере безопасности пищевой продукции - законодательством Украины определены эффективные меры по предотвращению попадания на рынок продукции, которая не соответствует требованиям по безопасности. Вопрос, по его убеждению, заключается лишь в эффективности исполнения действующего законодательства. "Обязательная сертификация к этому вопросу не имеет никакого отношения", - полагает представитель компании "Сандора".
В то же время, по мнению В.Лапы, расходы на сертификацию не были такими уж значительными, если речь шла о крупных поставках импортного товара. Сертификация была более обременительной для мелких производителей, так как у крупных производителей затраты на обязательную сертификацию в общей структуре расходов незначительные, если не говорить о сертификации ISO или HACCP. "Это было, скорее, определенное бюрократическое препятствие", - говорит эксперт УКАБ.
- Информация о материале
Когда очень плохо предпринимателям, учителям, шахтерам, они выходят на демонстрацию или стучат касками о мостовую на улице Банковой. Если бы на демонстрацию пришли военные и оборонщики, это уже была бы баррикада. Они, сцепив зубы, молчат — сказывается привитый в советское время комплекс дисциплины. Поэтому когда они письменно, через СМИ обращаются к премьеру, это означает только одно: они начинают страдать от асфиксии.
Именно так можно оценить написанное, но пока еще не опубликованное «Открытое письмо Премьер-министру Украины Азарову Н.Я.», которое подписали глава Ассоциации предприятий ОПК «Украинские оборонные технологии», эксперты Центра исследований армии, конверсии и разоружения и сотрудники компании Defense Express. Так или иначе, эти структуры являются выразителями настроений той части сектора национальной безопасности, которую можно обозначить как оборонная промышленность и, частично, армия — ее среднее, рабочее звено. Они и обеспечивают пресловутую обороноспособность страны.
Оборонный сектор экономики, которого уже нет
«Страна не строит новые заводы, не совершенствует существующие производственные линии, не внедряет современные технологии; с каждым годом снижается научно-технический потенциал, знания и опыт уходят вместе с не нужными сегодня государству специалистами на пенсию и в иной мир…» — отмечает Владимир Грек, глава Ассоциации оборонной промышленности и инициатор открытого обращения к руководителю правительства.
Публичное обращение к главе правительства содержит детальный анализ ситуации и указывает на главную причину инженерной деградации страны — отсутствие государственного заказа машиностроительным предприятиям, причем не только тем, которые выпускают оборонную продукцию.
«Так почему же в Украине не развивается оборонная промышленность? Нет денег у государства? Неправда. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно изучить ежегодные законы о государственном бюджете. Не нужно новое вооружение? Но и тут нельзя согласиться. По заявлению министра обороны, ВСУ оснащены вооружением только на 80% (хотя Украина исправно торгует излишками уже почти два десятилетия). Когда вооружению уже 25—40 лет, трудно рассчитывать на успех, даже если учесть, что в свое время его производили очень надежно. Ставка на ремонт правильна, но с каждым годом все больше сомнений вызывает возможность его проведения, ведь запасные части для ремонта тоже не вечны. А с учетом того, что электроника в существующей технике давно вышла из строя, очень остро встает вопрос о ремонтопригодности сложных образцов ВВТ, особенно это важно для зенитно-ракетных комплексов». Это — из текста письма. Все по существу, и об этом, в принципе, власть не может не знать.
Неслучайно большие опасения вызывает обнародованный проект стратегического оборонного бюллетеня, в соответствии с которым Минобороны, по предложению Минфина значительно сократив расходы, предполагает сохранять на вооружении существующую технику еще до 2025 года и только после 2020-го начать программу перевооружения, открыв новые опытно-конструкторские работы. Не нужно быть аналитиком, чтобы понять: эти заказы некому будет выполнять. Создать новое оружие, технологии можно лишь тогда, когда государство занимается этим системно, непрерывно и последовательно. Директора предприятий ОПК утверждают, что и трех-четырехмесячные перерывы в финансировании в начале года полностью подрывают последующую работу, даже если в конце года появляются «золотые горы». А потому традиционное промедление с принятием постановления о гособоронзаказе просто убивает перспективные разработки.
В 2010 году государственные ассигнования на разработку и закупку новой техники не увеличились. То есть не изменилось отношение власти к национальной армии. Армия не стала приоритетом и поэтому не может претендовать на авторитет. Непопулярной стала и профессия военного. Поэтому разговоры о стабилизации в ВСУ, как минимум, неуместны. Если, согласно заявлению министра обороны Михаила Ежеля, для приведения техники ВСУ в надлежащее состояние необходимо около 8 млрд. грн., то при нынешнем уровне финансирования ее катастрофическое состояние будет сохраняться в течение ближайших пяти лет.
По мнению В.Грека, законодательство, обязывающее госзаказчиков проводить конкурсы на продукцию, выпускаемую только на одном предприятии, а предприятия — проводить тендеры на комплектующие, производимые исключительно по утвержденной документации на подготовленном производстве, в 2010 году полностью парализовало работу оборонки. Пресловутый стабфонд довел проблему получения средств до абсурда: чтобы получить из него деньги, необходимо было выпустить дополнительно два постановления Кабмина. Руководитель Ассоциации предприятий ОПК утверждает, что средства на предприятия так практически и не поступили.
Оборонка — «на щите», армия — как зверь в загоне
Теперь вкратце об итогах 2010 года. Бюджетная программа по закупке вооружений должна составить 7,1 млн. грн. по общему фонду (это стоимость 1,5 модернизированного танка), программа по разработкам вооружений предусматривает выделение 80,9 млн. грн. по общему фонду (стоимость одного этапа одной опытно-конструкторской работы по проектированию сложного комплекса вооружения). При этом на начало года, в соответствии с заключенными договорами, на предприятиях ОПК находилась в разработке и производстве научно-техническая продукция, требовавшая финансирования на сумму более 1,5 млрд.
грн. Кстати, и эти мизерные деньги поступили в 2010 году в четвертом квартале, что уже стало традицией. Поэтому пока что в ОПК выживают только те заводы, которые выполняют контракты в интересах иностранных заказчиков. То есть говорить о перспективных планах развития бессмысленно.
Самый плачевный результат 2010 года — замораживание всех проектов по созданию новых комплексов вооружений. Ориентиры для промышленности разрушены. Не согласованы Минфином и не утверждены правительством программа развития вооружения и военной техники до 2015 года (предполагала задействовать более 200 предприятий), программа строительства корабля класса «корвет» (предполагается участие более 60 предприятий), не внесены изменения в программу Ан-70 (работают более 40 украинских предприятий). Не говоря уж непосредственно об обороноспособности.
Если опытный образец ракетного комплекса «Сапсан» появится в 2016 году, то еще три-четыре года уйдет на то, чтобы поставить его на вооружение. Вот и получается, что ближайшее десятилетие является периодом вакуума, и говорить о способности государства адекватно ответить на угрозу военной агрессии, мягко говоря, сложно. Впору вообще задаться вопросом: а нужна ли Украине армия?
Парламентский комитет по вопросам национальной безопасности и обороны после заседания на этой неделе пришел к выводу о недопустимости остановки программ строительства корвета, разработки ОТРК «Сапсан», производства Ан-70. По словам главы профильного комитета Верховной Рады Анатолия Гриценко, об этом, а также о недопустимости остановки заводов спецхимии президенту и главе правительства направлены обращения.
Теперь о проекте госбюджета на 2011 год. На указанные бюджетные программы по общему фонду предусмотрено 350 млн. грн. При необходимых для выполнения работ по уже заключенным договорам около 6 млрд. грн. В открытом письме Н.Азарову указывается, что эта цифра соответствует утвержденной в 2009 году концепции Государственной программы развития вооружения. Но предыдущие указы президента и предыдущие решения правительства в Украине, похоже, выполнять не принято.
К этому стоит добавить, что особенно остро необходима последовательность действий при выполнении контрактов с иностранными оборонными компаниями. В 2010 году ни создание самолета Ан-70 с РФ, ни модернизация вертолета Ми-24 с Францией, ни разработка и производство корвета с Францией, Италией, Швейцарией и другими странами не финансировались. Правда, по корвету произведены расчеты за работы, выполненные в 2009-м. Любопытно, что из заявлений Минобороны следует, что не стоит ожидать их финансирования и в 2011 году. Неужели Украине выгоднее платить штрафные санкции и слыть ненадежным, непредсказуемым партнером? Например, Соглашением между правительствами Украины и РФ предусмотрено, что прекращение финансирования ведет к уплате штрафных санкций в объеме 20% от стоимости проекта.
По информации главы Ассоциации «Украинские оборонные технологии», в соответствии с решениями Кабмина в период 2007— 2009 годов проведено семь раундов переговоров с РФ по продолжению проекта Ан-70. В результате удалось убедить партнеров в необходимости продолжения работ (о выходе из проекта РФ объявила в декабре 2006-го). По проекту строительства корвета проведено около 200 раундов сложных переговоров с иностранными компаниями, по их результатам получены разрешения правительств Франции, Италии, Швейцарии на поставку корабельного вооружения. Первый модернизированный вертолет Ми-24 в декабре 2010 года должен уже летать, но его нет. Это не может не удивлять, принимая во внимание, что на вертолете — новый украинский двигатель, новые украинские ракеты и прицелы, современная европейская авионика, позволяющая выполнять задачи в ночное время… Этот проект значительно повышает эффективность применения армейской авиации. Но самое главное, он демонстрирует состоятельность Украины как участника модернизации вооружений иностранного производства.
Непоследовательность в оборонной сфере — катастрофа для обороноспособности Украины и ее оборонной промышленности. С этим соглашаются и эксперты, и промышленники. Но на фоне этого всеобщего понимания в 2010 году по предложению Минфина значительно сокращены ранее утвержденные расходы на программу развития вооружений.
Есть смысл напомнить, что указом президента Украины от 2004 года об утверждении долгосрочной программы развития вооружений и военной техники на период 2005—2015 годов на разработку и закупку вооружения должно быть предусмотрено более 23 млрд. грн. Решением Кабмина от 2009 года об утверждении Концепции среднесрочной программы развития вооружений и военной техники на 2010—
2015 годы с учетом инфляции определены прогнозные ассигнования на указанный период в размере 39 млрд. грн. Но эти цифры не просто урезаны. Нынешний оборонный министр является первым в истории Украины главой ведомства, который не настаивает на увеличении средств на национальную оборону!
Украина остается страной, в которой вопросы закупки вооружений и военной техники, управление национальным ОПК и военно-техническое сотрудничество все еще не увязаны в единый управленческий узел. Не говоря уж о том, что все это имеет прямое отношение к развитию технологий, к экономическому росту.
«Уважаемый Николай Янович, будущее Вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса находится сегодня полностью в вашей компетенции. Сегодня есть уникальная возможность возродить развитие наукоемких отраслей оборонной промышленности и заложить основы обороноспособности страны, высокого интеллекта народа Украины, создать условия для работы людей и дальнейшего развития прикладной
науки и техники в Украине» — так заканчивается открытое письмо к премьеру. Достучится ли оборонка до главы правительства? Или ей придется по-прежнему жить отдельно от государства, уповая на активно перевооружающиеся иностранные армии?
- Информация о материале
Президент Украины Виктор Янукович внес в Верховную Раду Украины проект Закона Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине". Как сообщает пресс-служба Президента, в частности, законопроектом предусматривается ведение Единого государственного реестра лиц, которые совершили коррупционные правонарушения, - единой базы данных, в которой будут сосредотачиваться данные о всех лицах, которые привлечены к ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Эти данные будут подлежать передаче в реестр в трехдневный срок со дня обретения соответствующим решением суда законной силы, привлечению к правовой ответственности, наложению дисциплинарного взыскания.
Определение порядка формирования и ведение Единого госреестра, собственно формирование и ведение такого реестра предполагается возложить на Министерство юстиции Украины.
Также законопроектом предусмотрено, что лицо, относительно которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступления в сфере служебной деятельности, подлежит отстранению от выполнения полномочий до рассмотрения дела судом. Данное отстранение осуществляется по решению руководителя органа (учреждения, предприятия, организации), в котором работает это лицо.
Одновременно с внедрением института отстранения лица законопроектом предусмотрены гарантии отстраненному лицу, когда в случае установления отсутствия события или состава правонарушения этому лицу возмещается средний заработок за время вынужденного прогула, связанного с таким отстранением.
Кроме того, законопроектом предполагается, что лица, которые привлечены к ответственности за нарушения, связанные с нарушением ограничений, предусмотренных законодательством для этих лиц, подлежат освобождению от соответствующих должностей в трехдневный срок.
Также законопроектом предполагается, что в случае освобождения лица, виновного в совершении коррупционного правонарушения, этому лицу по мотивированному решению суда может быть запрещено занимать должности, связанные с выполнением функций государства, органов местного самоуправления. При этом срок такого запрета устанавливается судом.
Таким образом, применение механизма отстранения лица от выполнения обязанностей, а также освобождение и лишение данного лица права на протяжении определенного времени занимать должности, связанные с выполнением функций государства, должно стать действенным предостережением для того, чтобы воздерживаться от коррупционных действий.
Кроме мероприятий уголовного и административного наказания, на лицо, совершившего коррупционное правонарушение, возлагается обязанность возместить в полном объеме моральный и/или имущественный вред, убытки, которые нанесены государству, физическим и юридическим лицам, права которых были нарушены вследствие совершения коррупционного правонарушения.
Законопроектом также вводится положение, в соответствие с которым средства и прочее имущество, полученные вследствие совершения коррупционного правонарушения, подлежат конфискации по решению суда в установленном законом порядке, а стоимость незаконно полученных услуг и льгот - взысканию в пользу государства.
Таким образом, данные положения обеспечат гарантирование восстановления в полном объеме нарушенных прав государства и других лиц, пострадавших вследствие коррупционных действий со стороны субъектов коррупционных правонарушений.
- Информация о материале
Кабмин и Верховная Рада подталкивают суды к тому, чтобы те и в 2011 г. чуть ли не самостоятельно занимались решением своих финансово-материальных проблем. Интересно, представители действующей власти хоть немного задумываются над тем, что суды, переходящие в режим самоокупаемости, фактически перестают быть судами по своей сути. Или, может, властям предержащим именно такое положение дел и нужно, раз они из года в год предпочитают держать органы правосудия на голодном пайке.
В распоряжении «Экономических известий» имеются бюджетные запросы судов разных уровней, в которых, помимо прочего, детализировано, какие именно потребности органов правосудия и в каком объеме не учтены в проекте госбюджета-2011. Отдельные цифры свидетельствуют, что в будущем году на первый план для большинства служителей Фемиды выйдет проблема своего собственного выживания и благополучия. Другие цифры говорят, что многим судам придется проявить серьезную изобретательность и инициативность, чтобы обеспечить свою деятельность хотя бы на сносном уровне. Прежде всего это, естественно, касается семи сотен местных судов.
Но есть и третьи цифры, демонстрирующие, что Высший админсуд (ВАСУ) и Высший хозсуд (ВХСУ) серьезно улучшили свое финансовое положение — на фоне плачевного положения нижестоящих судов. Великолепно будет себя чувствовать в следующем году и Верховный суд (ВСУ).
Все эти проблемные моменты уже сейчас наглядно демонстрируют, какой будет ситуация с работой украинских судов в 2011 г. и какого именно развития судебной системы приходится ожидать уже в самой ближайшей перспективе.
Прежде всего привлекает внимание бюджетный запрос Государственной судебной администрации (ГСА), через которую, скорее всего, и в следующем году будет идти финансирование местных и апелляционных судов. В документе прямым текстом говорится о нехватке более 1 млрд. грн. на зарплаты судей и сотрудников судов. «Для надлежащего уровня обеспечения судей и других работников на зарплату дополнительно необходимо 1 млрд. грн. и начисления 376 млн. грн. В частности, расходы на зарплату апелляционных и окружных админсудов не учитывают существующую штатную численность судей и работников аппарата судов»,— говорится в бюджетном запросе ГСА. Следовательно, намек на удар по карману судей и сотрудников судов — более чем ощутимый.
Помимо этого, по данным ГСА, необходимо более 3 млрд. грн. для «обеспечения надлежащей работы суда, с учетом загруженности судей в зависимости от количества поступивших дел, стоимости их рассмотрения и т.д.». При этом в последнее время уже все осознали, что между нехваткой бумаги, конвертов, марок, картриджей для принтеров и т.д. и остановкой работы суда существует прямая взаимосвязь.
«Остается нерешенным вопрос обеспечения судов надлежащими помещениями. Дополнительная потребность в средствах на капремонт и реконструкцию помещений судов составляет 1,7 млрд. грн.»,— отмечает ГСА, и это уже не требует никаких дополнительных комментариев.
Конечно, и данные ГСА необходимо воспринимать крайне критически — как опытный боец за бюджетные деньги, тамошнее руководство, скорее всего, максимально раздувает бюджетный запрос. Но когда по жизненно важным для работы судей и судов моментам речь заходит о нехватке миллиардных сумм, это не может не привлекать внимание. И не вызывать серьезную тревогу.
Как в данном контексте не могут не вызывать дополнительных вопросов и резко потолстевшие бюджеты высших судов на 2011 г. Ведь финансирование ВХСУ увеличится с 73 до 124 млн. грн., а ВАСУ — с 62 до 85 млн. грн. Несмотря на то, что ВСУ покинуло около трех десятков судей, финансирование суда снизилось всего лишь на 8 млн. грн. — с 127 до 119 млн. грн. Не хотелось бы предполагать, что судейским верхам, в общем-то, не так уж и важно положение дел в нижестоящих судах. Судьба и власть глав этих судов, кажется, во многом зависит от того, в какой мере они будут способны удовлетворить финансово-материальные запросы и потребности судей из соответствующих органов правосудия. Если судьи высших судов будут довольными своими лидерами, последние могут уже не опасаться за устойчивость своих кресел.
В любом случае даже элементарный анализ только этих данных заставляет сделать парадоксальный вывод: создается впечатление, что нынешняя власть усиленно подталкивает большинство украинских судей к тому, чтобы те самостоятельно искали дополнительные источники заработка и самостоятельно заботились об обеспечении своей деятельности на судейских должностях. Еще один парадокс — влиятельные представители действующей власти сами публично заявляют: суды не получат в 2011 г. достаточно средств, чтобы на минимально допустимом уровне выполнять свои функции.
Но если раньше снижение уровня финансирования судов можно было оправдывать международным экономическим кризисом, то сейчас весомых оправданий для ограничения судебных бюджетов у регионалов нет. Однако простая логика подсказывает, что судьи, серьезно озабоченные проблемой собственного выживания, уже вряд ли смогут быть судьями в нужном для общества смысле. То же самое касается и судов, главный фокус внимания которых направлен прежде всего на ежедневную необходимость выкручиваться, чтобы хоть на удовлетворительном уровне поддерживать свою работу.
Таким образом, вопрос по поводу того, какую судебную систему строит действующая власть, плавно переходит из разряда открытых в разряд закрытых вопросов.
- Информация о материале
Общий долг жителей VIP-дома в центре Киева, в котором живет в том числе Генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка, составил уже почти полмиллиона гривен.
Элитный дом находится на улице Владимирская, в ста метрах от Национальной оперы. Как выяснили "Деньги", аренда трехкомнатных апартаментов в здании-должнике стоит четыре с половиной тысячи долларов в месяц.
Жители дома уведомлены о долге. В объявлении коммунальные службы угрожали отключением воды со светом еще на прошлой неделе. Однако жители, которых удалось опросить, утверждают, что платят за коммунальные услуги.
Местные уборщики рассказывают, что выходят на работу постоянного, электрик, которого встретили журналисты, сказал, что тоже принимает каждый вызов. Итак, услуги жителям элитного дома предоставляются.
Управляющая домом на вопрос, планируется ли отключение воды, газа или света, ответила "Пока нет". У нее также не удалось выяснить, планируются ли хоть какие-то санкции в отношении неплательщиков.
- Информация о материале
Всеукраинская ассоциация частных инвесторов ЖКХ Украины выступает за создание комиссии, которая будет взыскать задолженность за ЖКУ. Такое мнение высказал президент Всеукраинской ассоциации частных инвесторов ЖКХ Украины (ВАЧИ ЖКХ) Сергей Бульбас, комментируя принятие ВР в первом чтении законопроекта о внесении изменения к статье 2 Закона Украины «О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги».
«Возобновление пени – шаг необходимый, но нужно понимать, что пеня - лишь полумера. Пеня и штрафы не обеспечат своевременную и стопроцентную оплату за коммунальные услуги по ряду причин: судебные инстанции из-за загруженности не в состоянии обработать существующее количество исковых заявлений, процедура взыскания задолженности несовершенна», - сказал он.
С. Бульбас выразил надежду, что возобновление пени и штрафов активизирует население на своевременную оплату коммунальных услуг, а не на защиту своих прав и кошельков. «Ведь, по нашим данным, реальное количество потребителей, которые задолжали за коммунальные услуги, сегодня достигает 70%», - добавил он.
Президент ВАЧИ ЖКХ считает, что ситуацию по усилению платежной дисциплины нужно решать комплексно: улучшить качество жилищно-коммунальных услуг, предусмотреть жесткие меры к нарушителям платежной дисциплины и законодательные механизмы их реализации, создать при Государственной исполнительной службе специальное подразделение, которое бы целенаправленно занималось только взысканием задолженности.
17 декабря т.г. Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменения к статье 2 Закона Украины «О временном запрещении взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги», предусматривающего с 1 января 2011 года начисление пени населению за несвоевременную оплату ЖКУ.
Законом прекращается действие закона, которым было установлено запрещение на начисление пени за несвоевременное внесение квартплаты и плату за жилищно-коммунальные услуги.
В принятом законе предусмотрено, что начисление и взимание пени за несвоевременное внесение платы за ЖКУ осуществляется на сумму задолженности, которая образовалась с 1 января 2011 года.
- Информация о материале
Страница 1428 из 1561
