Статьи
Объединительный процесс вышел на финишню прямую. Однако в ряде регионов он сопровождается сменой руководства и нередко проходит достаточно болезненно. Местная партийная элита «в штыки» воспринимает кадровые рокировки и зачастую не обходится без публичных скандалов. В результате внутри «Батькивщины» появилось несколько «горячих точек», к которым можно отнести Хмельницкую, Полтавскую, Запорожскую и Николаевскую области, где решением президиума политсовета были назначены новые руководители с приставкой и.о.
Несколько дней назад члены бюро Николаевской облорганизации «Батькивщины» единогласно выразили категорическое несогласие с назначением исполняющим обязанности главы областной организации бывшего «фронтовика» Тараса Креминя и отстранением экс-нардепа из Днепропетровска Михаила Соколова от руководства организацией. Кроме того, члены бюро посоветовали Креминю добровольно отказаться от предложенной ему должности. В противном случае, по словам выступающих, это может вызвать противостояние и даже раскол в рядах партии. Главным аргументом в пользу Соколова было то, что его рекомендовала на эту должность лично Юлия Тимошенко. Следует отметить, что поставив «фронтовика» у руля николаевской организации, от руководства партийной структурой практически отстранили «старую гвардию» во главе с нардепом Романом Забзалюком. Впрочем, сам Забзалюк, уступивший свое место Соколову под давлением, накануне обратился к членам организации с призывом не допустить раскола в партии.
Еще одной проблемной областью стала Полтавская, где замена руководства «Батькивщины» спровоцировала настоящий партийный бунт. После назначения и.о. председателя областной организации ставленника Яценюка Валерия Головко, часть районных и городских парторганизаций 23 июня в срочном порядке провели областную конференцию, на которой избрали руководителем организации экс-нардепа Руслана Богдана. Кроме того, делегаты конференции приняли решение обратиться к руководству партии с предложением и требованием – утвердить кандидатуру Богдана и освободить от должности Головко; отправить протокол партийной конференции Юлии Тимошенко; а также инициировать на очередном съезде партии отмену положений Устава, по которым президиум политсовета имеет право назначать и снимать руководство организации. Впрочем, присутствовавший на конференции представитель департамента партийного строительства «Батькивщины» Владимир Довгопол сообщил делегатам, что собрание нелегитимно и его решения центральным руководством признаны не будут.
В Запорожье, где в конце августа был назначен исполняющим обязанности председателя Запорожской областной организации экс-губернатор Александр Старух (креатура лидера партии «Реформы и порядок» Сергея Соболева), также не удалось избежать публичного скандала. В начале сентября экс-председатель организации Валерий Крайний и ряд членов его команды на пресс-конференции заявили о «рейдерском захвате областной организации. Крайний не исключил, что партийцы, вышедшие из рядов «Батькивщины», создадут новую политическую силу.
Экс-глава Хмельницкой организации нардеп Василий Кравчук был не только освобожден от занимаемой должности и выведен из состава бюро, его вообще исключили из партии «за нарушение устава партии, присяги депутата объединенной оппозиции «Батькивщина» и измену». Такое решение было принято в связи с тем, что Кравчук проголосовал за закон о векселях вопреки решению фракции. Кроме того, ранее Василий Петрович засветился среди подписантов открытого письма к Тимошенко с критикой Арсения Яценюка и его команды. Вместо него в начале июля и.о. председателя Хмельницкой «Батькивщины» был назначен экс-секретарь горсовета - Валерий Лесков. Он считается креатурой народного депутата Олега Лукашука (был его помощником-консультантом), ранее Лесков возглавлял городскую организацию «Батькивщины» в Хмельницком. Кроме того, в состав бюро был введен народный депутат Лев Бирюк и депутат облсовета, бывший главный «фронтовик» Александр Ксенжук. Стоит отметить, что в знак солидарности с Кравчуком ряды партии покинул и основной спонсор областной оппозиции, бизнесмен Валерий Мурза.
Кроме уже обнажившихся болевых точек, борьба за лидерство в «Батькивщине» может получить продолжение и в других регионах. Так, невелики шансы остаться «у руля» у нынешнего главы Львовской облорганизации Романа Илыка. На его место претендует бывший глава «Фронта Змин» Львовщины Степан Кубив, который знаком с Яценюком еще со времен, когда последний возглавлял Нацбанк. В Черновицкой области, которая является вотчиной Арсения Петровича, на пост председателя облячейки «Батькивщины» претендует его соратник, народный депутат Максим Бурбак.
Со старта присоединяться к новому партийному пристанищу Арсения Петровича отказались сразу несколько его соратников-нардепов. Среди них - председатель Житомирской облорганизации ФП Геннадий Зубко, Днепропетровской – Андрей Павелко и Киевской – Владимир Полочанинов. Стоит отметить, что отказавшись от борьбы за влияние в этих региональных структурах, политики оказали в своем роде услугу Яценюку, которому таким образом удалось избежать публичного раскола в этих организациях. Однако, если скандала удалось избежать на местном уровне, то есть все основания предполагать, что осложнения возникнут в Киеве и обиженные нардепы могут запросто податься в «тушки».
Старые же нардепы-«тушки» Андрей и Александр Табаловы, а также Виталий Немилостивый, которые могли претендовать на лидерство в Кировоградской и Харьковской парторганизациях, своим демаршем уже давно сняли проблему дележа партийных кресел в этих регионах. Так экс-глава Харьковской областной организации «Фронт перемен» Александр Давтян отказался вступать в объединенную «Батькивщину». Свое решение он объяснил тем, что для него ФП де-факто перестал существовать, еще когда избирательный штаб возглавил Немилостивый (который, впрочем, еще и занял его место в списке «Батькивщины»). Отказались от вхождения в «Батькивщину» и другие харьковские депутаты, избранные в местные советы от «Фронта Перемен». Поэтому Арсен Аваков может чувствовать себя вполне уверенно в роли главного харьковского оппозиционера.
Также бесконфликтно прошла смена руководства в Кировоградской области. В конце июня на областной конференции новым главой организации был избран депутат Кировоградского облсовета Александр Черноиваненко. Бессменный с 2000 года руководитель «Батькивщины» Валерий Кальченко ушел по собственному желанию, но Черноиваненко является близким ему человеком.
Подавление личных амбиций некоторых партийцев руководством обновленной «Батькивщины» приведет к кадровым потерям, что обязательно будет выражаться в появлении новых «тушек» разного калибра, а также клонов региональных структур. В принципе, любой объединительный процесс сопровождается определенным количеством недовольных происходящим. Тем более что в данном случае речь идет о крупнейшем за все годы независимости партийном слиянии оппозиции, которое крайне невыгодно ее политическим оппонентам. Но главный вопрос состоит в том, насколько критическим станет число отщепенцев и предателей в нынешнем процессе партстроительства «Батькивщины». И это, напомним, в преддверии крупнейшей политической битвы - президентских выборов 2015 года.
- Информация о материале
11 сентября Кабмин, формально соблюдя процедуру, одобрил проект государственной сметы на 2014 г. Впрочем, уже традиционно сам документ остается пока закрытым для общественности — официально были обнародованы лишь макропараметры, на базе которых он рассчитывается (рост ВВП на 3%, потребительская инфляция — 8,3%, дефицит — 2,7% ВВП, госдолг — 32,4% ВВП).
Как было объявлено, до 15 сентября, когда законопроект о госбюджете должен быть внесен в парламент, ему надлежит дорабатываться, а значит, в него могут вноситься коррективы. Впрочем, как отметила первый заместитель главы администрации президента Ирина Акимова, макропоказатели вряд ли изменятся, поскольку это "принципиальные вещи".
К моменту сдачи этого материала в печать (14.00 пятницы, 13 сентября) законопроект еще не появлялся на сайте ВР, так что возможность ознакомиться с его содержанием так и не появилась. Впрочем, не только у рядовых граждан, но и у нардепов и даже у многих освящавших его министров. Хотя не исключено, что в этом и нет необходимости, так как в возникшем на фоне секретности сонме опубликованных и нет СМИ слухов и предположений содержится информация, что документу уготована незавидная участь предшественника — быть возвращенным правительству без рассмотрения в парламенте. И что якобы нынешняя его версия разработана пока больше для МВФ, в переговорах с которым в последнее время наметился значительный прогресс и которого в этом документе тоже больше интересуют "принципиальные вещи". Ну а серьезная и детальная работа над госбюджетом-2014 как в министерствах, так и парламенте еще впереди.
От присутствовавших на правительственном заседании парламентариев в прессе появились еще некоторые дополнительные данные. Так, вроде бы номинальный ВВП ожидается на уровне около 1,7 трлн грн, расчетный размер общего фонда оплаты труда — около 560 млрд грн, объем поступлений от приватизации — 17 млрд грн, на соцвыплаты в рамках президентских инициатив должно пойти 10 млрд грн.
Как расценивать эти параметры? Не повторяется ли синдром последних лет, когда при планировании используются чрезмерно оптимистичные "маяки", что снова обрекает бюджет на недовыполнение?
Такие риски, конечно, существуют, так как, даже несмотря на наметившееся оживление в экономике мировой, вовсе нет уверенности, что отечественную таки удастся разогреть даже до весьма умеренных 3% роста, а инфляцию — до 8,3%. Для этого еще должны произойти кардинальные изменения по сравнению с текущим положением дел (по последним статистическим данным, и ВВП, и индекс потребительских цен оставались в минусе).
В частности, должен более ощутимо вырасти спрос на отечественный экспорт — восстановление мировой экономики пока носит очень нестабильный характер. И вовсе не добавляет этому процессу уверенности возможное сворачивание политики количественного смягчения американским центробанком, ожидание которого уже повлияло на финансовые рынки и может аукнуться на сырьевых, от динамики которых Украина, как известно, крайне зависима. И нельзя, конечно же, сбрасывать с украинских счетов как российский, так и сирийский факторы.
В предвыборный год, даже на фоне подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, наивно рассчитывать и на значительный приток инвестиций: бизнес традиционно предпочитает тактику пережидания периода потенциальной политической турбулентности.
Различных факторов неопределенности, каждый из которых может повлиять на выполнение макропрогнозов и бюджета как в положительную, так и в отрицательную сторону, на самом деле множество. И попытка учесть их все сейчас была бы сродни гаданию на кофейной гуще. Но появится ли наконец у основной финансовой сметы страны хоть какой-то запас прочности в следующем году, учитывая то, с какими сложностями выполняется госбюджет года нынешнего?
Чтобы попробовать разобраться, что можно и нужно сделать для улучшения бюджетной ситуации, ZN.UA совместно с "Лигой финансового развития" пригласило к круглому столу представителей правительства и авторитетных независимых экспертов. Ниже приводим основные выдержки из их выступлений и реплик в ходе дискуссии.
Госпассивность: саморефлексия
Анатолий Максюта, первый заместитель министра экономического развития и торговли:
— Действительно, макропрогнозы, положенные в основу госбюджета на текущий год, по отдельным позициями не сбылись, поскольку реальность оказалась хуже, чем предполагалось. В частности, сегодня промышленность, хотя темпы ее падения и сокращаются, пока остается в минусе. Сельское хозяйство демонстрирует плюс 13,3% (данные за восемь месяцев), но этого недостаточно, чтобы перекрыть недобор в других секторах. Имеем также значительно более низкую инфляцию, чем закладывалась.
Однако, по моему мнению, в середине сентября говорить о секвестре бюджета следует очень осторожно. Это может быть даже опасно, учитывая, что уже проведены тендеры, заключены контракты и т.д. Если сокращаем расходы, то необходимо, чтобы это не привело к росту кредитной задолженности бюджета и созданию проблем для экономики, поскольку предприятия не получат средства, которые они должны были бы получить, продавая государству свою продукцию.
Что было бы правильным сделать в этой ситуации? На мой взгляд, следует усилить роль государства. Как показывает опыт других стран, государство должно активно влиять на приоритеты развития экономики не только через политику регулирования, но и путем активного участия в развитии этих приоритетов. Кстати, именно отсутствие этого приводит к снижению позиций Украины, в частности, в глобальном рейтинге конкурентоспособности.
Во многих странах существует целая система так называемых корпораций развития, помогающих национальным предприятиям производить и реализовывать продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Немало европейских стран имеют такие учреждения, как, например, KfW, свои банки реконструкции и развития, экспортно-кредитные агентства и т.д., которые помогают реальному сектору. В Украине такой инфраструктуры практически нет. Поэтому наши производители и экспортеры сегодня сталкиваются с серьезными проблемами.
Мы ожидаем, что во втором полугодии экономическая ситуация в Украине несколько улучшится, потому что собран неплохой урожай, будет сказываться и эффект статистической базы прошлого года. Поэтому надеемся, что экономика выйдет на положительный реальный рост ВВП по результатам года. Но он, очевидно, будет меньше тех 3,4%, которые прогнозировались на этот год.
Нам нужно переосмыслить отношение в целом к государственному планированию и прогнозированию, сделав акцент все же на планировании. Причем планировании не кратко-, а среднесрочном, когда мы не просто прогнозируем, что будет, но и что-то для того делаем. А это, опять-таки, означает активную позицию прежде всего государства.
Из-за пассивности государства мы видим, что в структуре экономики добавленную стоимость дают прежде всего торговля, финансовые услуги и т.п. Поэтому нужно думать о том, чтобы все же переходить к более жесткому планированию развития. Тогда мы и сможем формировать более высокотехнологичную структуру наших производств. Если же хотим получать доходы от того же, что и сегодня, то постоянно будут возникать проблемы с дефицитом. И постоянно будем брать заимствования, чтобы перекрывать недопоступления. Ведь обсуждаемые нами бюджетные проблемы, их основное решение и сущность лежат в реальном секторе. Будет производство — будет и бюджет, да и все остальное. На сегодняшний день у Украины есть два варианта развития — это по 2–3% в год, как сейчас, т.е. без участия государства или с минимальным участием. Либо вариант ускоренного развития, когда мы включаем механизмы, созданные мировым опытом. На мой взгляд, для этого необходимы три основных условия. Во-первых, бизнес-климат, и в этом направлении уже сделано многое и в дальнейшем будет делаться. Во-вторых, среднесрочная стратегия и, возможно, среднесрочный план развития, как это происходит и в европейских государствах, и в тех государствах, которые демонстрировали быстрые темпы развития. В-третьих, инструменты развития, существующие во всех развитых государствах.
Детенизационный ответ
Сергей Крухмалёв, директор департамента аналогового и таможенного аудита Министерства налогов и сборов:
— Говорить о сильном проседании доходов бюджета я бы не стал. Естественно, повлияла, среди прочего, политическая ситуация с нашим северным соседом касательно экспорта товаров и оформления на таможне. Но в целом рост налоговых и таможенных поступлений адекватен тому валовому внутреннему продукту, который имеем на сегодняшний день.
Думаю, на третий-четвертый кварталы будет приходиться рост добавленной стоимости, с которой в основном уплачиваются налоги, а также будет повышаться активность предприятий.
Перед Миндоходов сегодня стоит несколько основных задач. Мы говорим о том, что налоговое сопровождение экономики не должно ни в коей мере влиять на развитие реального сектора экономики. К тем предприятиям, которые дают стране добавленную стоимость, обеспечивают страну рабочими местами и выплачивают заработную плату в легальном виде, Министерство доходов и сборов претензий не имеет и максимально сопровождает их развитие.
Что мы для этого делаем? Внедряем, в частности, электронные сервисы. Уже год выдаем бесплатные электронные ключи — 600 тыс. физических и юридических лиц получили эти ключи и сдают свою отчетность в электронном виде. Естественно, это удешевляет и упрощает все процессы взаимодействия налогоплательщиков с государством.
Однозначным приоритетом на сегодняшний день является детенизация экономики. Все планируемые мероприятия проводятся исключительно после тщательного анализа и выявления фактов сокрытия доходов от налогообложения. Все остальные налогоплательщики находятся в более-менее спокойном режиме работы.
Как известно, с 1 сентября вступил в силу закон о трансфертном ценообразовании. Те крупные корпорации, которые будут осуществлять контролируемые операции, пересмотрят свои планы, бюджетирование на текущий квартал. И до конца года мы ожидаем, что они проявят сознательность и будут исполнять закон. Тем более что последние исследования показывают, что уровень налогового сознания значительно повысился.
Кстати, введение в прошлом году 1,5-процентного сбора на внебиржевые операции с ценными бумагами, использовавшиеся для оптимизации налоговых обязательств либо вывода денег за пределы нашей страны, уже принесло результаты. По последней информации, внебиржевой оборот ценных бумаг практически сведен к нулю.
В таможенной сфере перед нами стоит задача максимально упростить процедуры на границе — сократить время на оформление с увеличением аналитической составляющей в рамках таможенного постаудита (для этого уже создано специальное управление). Кстати, практически 80% таможенных деклараций уже оформляются в электронном виде. Сокращение времени на оформление товаров при ввозе на территорию Украины даст стимул инвесторам увеличивать товарооборот. А от этого зависит объем взимаемых пошлин и налогов.
За счет всех этих мер мы хотим максимально уменьшить бюджетный разрыв, существующий на сегодняшний день, и не допустить его роста в следующих кварталах до конца года.
Невесомость слова и роста
Роман Шпек, старший советник "Альфа-Банка" (Украина):
— Наш опыт стимулирования различных приоритетных направлений — далеко не лучший. Государство уже управляло приоритетами. Потому и имеем немало стадионов и аэропортов, которые не используются. И дорог, по которым невозможно проехать. Разве функция власти — управлять проектами? Считаю, что нет. Нужно управлять ожиданиями. Если их разделяет бизнес-сообщество, тогда не будет недостатка в тех, кто готов реализовывать проекты.
Вы посмотрите, какое количество коммерческих банков — украинских и с иностранным капиталом — пошли в приоритетный проект кредитования добычи угля. И что? Резервы по этим кредитам сформированы на 100%. Одни судятся, другие начинают судиться, а ответа нет. Если почитать план реформ президента, проанализировать программу правительства, то везде пишут, что увеличение добычи угля является приоритетным. Мы поверили. Сели играть в покер, а закончили подкидным дураком.
Все инвесторы, финансисты еще с самого начала понимали, что дефицит бюджета нереальный — такого роста экономики и, соответственно, поступлений не будет. Только за счет масштаба цифр государство недополучит около 30–35 млрд грн.
Возможности финансировать эти нужды за счет внешних заимствований нет. Или же делать это очень дорого. Да, у НБУ есть различные инструменты. Эмиссионные — это выкуп облигаций внутреннего госзайма, выкуп валюты, рефинансирование банков. Но эти средства идут не в реальный сектор экономики, а на финансирование дефицита бюджета и разницы в ценах за импортированный газ, т.е. в Россию.
Правительство неоднократно увеличивало уставные капиталы государственных банков на протяжении последних лет. Но адекватен ли прирост финансирования реального сектора экономики приросту этого капитала? Если правительство как акционер вкладывает деньги в банки и финансирует дефицит, то может ли оно призывать нас финансировать другие сектора экономики, где нереальные прогнозы относительно роста?
Да, в этом году будет 0,7% роста экономики. Но это не рост, это арифметика и результат именно базы сравнения. Мы можем говорить, что в следующем году в Украине может быть до 2,5% роста ВВП. Но разве это рост для страны с переходной экономикой? Это даже не расширенное воспроизводство. Должно быть 7–9%. Но для этого нужны инвестиции. А как инвестиции придут в наше государство, если здесь в суде невозможно защитить право собственности?
Затратный мораторий
Виктор Пинзеник, народный депутат, экс-министр финансов:
— Все меньше времени остается для того, чтобы сократить расходы бюджета. При этом я понимаю тревогу, озвучиваемую по поводу секвестра. Но ведь существуют расходы, не имеющие отношения к тендерам! До каких пор, в частности, будем дотировать потребление газа людям, которые далеко не бедные и для которых эта дотация — несколько походов в ресторан? Но мы продолжаем это делать.
Кроме того, нужно обязательно наложить мораторий на увеличение расходов. Вспомните июнь. В последнюю неделю в парламенте были проголосованы законы об изменениях в бюджет. И посмотрите сегодняшнюю повестку дня и очередные инициативы правительства...
Очевидно, что этот год уже потерян. Очевидно и то, что будут ожидания от правительства относительно секвестра или изменений в бюджет. Пусть правительство лучше не подает никаких изменений! От этого была бы самая большая польза в нынешней ситуации.
Я далек от мысли, что вопросы, существующие в бюджетной сфере, можно решить только за счет доходов. Невозможно это сделать. Но и здесь резервы существуют. Безусловно, один из путей — это отмена льгот. Ударяет ли она по экономике? Нет. Поскольку выравнивает условия конкуренции и способствует инвестиционному климату. Но я не говорю, что соответствующее решение должно быть реализовано одним взмахом. Это невозможно. Однако двигаться в этом направлении нам нужно.
Проанализируем следующую ситуацию. Одна часть сектора экономики получает дотации (имею в виду, в частности, угольную промышленность), а другая — нет. Почему так? Ведь там работают такие же граждане Украины. Почему одни дотируются, а другие — нет? Почему? Какое решение здесь следует принять? Здесь продажа госактивов не является фискальной целью. Следует отказаться от дотаций. А это немалая сумма — миллиарды.
Не хочу заниматься сейчас арифметикой, чтобы подсчитать, на сколько процентов надо перевыполнить госбюджет за последние четыре месяца, чтобы выполнить план. По моим расчетам, недобираем около 40 млрд грн. И, к сожалению, эта оценка ухудшается.
Точки роста
Александр Савченко, ректор Международного института бизнеса:
— Любой кризис во всех странах ведет к бюджетному дисбалансу. Это — объективная реальность. Вопрос: как с минимальными расходами вновь вернуться на сбалансированность?
В нормальной стране "топливом" для экономики выступают кредиты. Затем — фондовый рынок. В развивающихся странах — прямые иностранные инвестиции. На последнем месте — бюджет.
Сейчас в Украине надеяться на быстрое возобновление кредитования, фондового рынка и даже прямых иностранных инвестиций нельзя. Оснований для этого я не вижу ни в этом году, ни в следующем. Единственная возможность исправить ситуацию — выпуск ОВГЗ с дальнейшим их выкупом Нацбанком, хотя бы до 200 млрд грн с нынешних 137 млрд.
Многие работы сейчас выполнены для правительства, больше половины не оплачено. Задержки составляют уже полгода и больше. Эти предприятия не платят зарплаты, не платят налоги, и маховик затухает. Чтобы оживить эту экономическую ситуацию, правительство должно рассчитаться. Пусть даже векселями, но исключительно на добровольной основе. Я считаю, что многие предприятия согласились бы получить эти векселя. Это тоже долг, только в другой форме.
Чем должно заниматься государство? Какие сейчас могут быть локомотивы в развитии экономики?
Во-первых, это ІТ-индустрия. Государство там ничего не может сделать, кроме дерегуляции и умеренного налогообложения. Эта сфера должна тоже платить налоги, соцвзносы. И здесь следует тонко сыграть. Этот сектор по темпам экономического роста в ближайшие лет пять будет локомотивом. Прогнозирую, что через несколько лет он обгонит сельское хозяйство и металлургию.
Второй сегмент — агросектор. Государство там тоже ничего не может сделать, кроме монополизации экспорта, но здесь помехой является традиционная проблема — коррупционная. Третий сектор — энергосбережение. Это также потенциально мощный фактор. Но если брать государственные предприятия, то "Нафтогаз" — это лишь убытки и проблемы, ЖКХ — то же. Надо вывести их на приватизацию. И чем быстрее, тем лучше.
Руки, которые ничего не сделали
Игорь Уманский, бывший и.о. министра финансов:
— Дискуссию о пересмотре бюджета-2013 действительно лучше закрыть. Мало времени осталось, чтобы вносить какие-то существенные коррективы. Более того, предложения в такой ситуации, особенно со стороны правительства, в том числе по сокращению расходов госбюджета (так было и в 2009 г.), на самом деле приводят к их увеличению. И, как следствие, — дорисовывание доходов.
Действительно, если ситуация кардинально не изменится (а предпосылок для этого нет), по доходной части госбюджет недополучит 40–45 млрд грн.
Понимают ли это в правительстве и Министерстве финансов? Безусловно, понимают и понимали еще по результатам первого квартала. Поэтому и начали так активно проводить законодательные инициативы, связанные с введением казначейских вексельных обязательств. У нас сложится ситуация, при которой расходы в этом году будут финансироваться за счет доходов в будущих периодах. Каким образом следующие правительства должны балансировать бюджет следующих периодов — никто не задумывается.
Соглашаюсь с мнением, что государство должно работать прежде всего для создания комфортных условий для деятельности бизнеса, а не на реализацию конкретных проектов.
В этом контексте можно вспомнить подписанные в прошлом году соглашения с Китаем на 3,6 млрд долл. относительно реализации ряда проектов, связанных с замещением природного газа на уголь на ряде предприятий. По расчетам, это должно было уменьшить на 4,4 млрд кубометров потребление природного газа и на 10 млн тонн увеличить потребление украинского угля. Дополнительно это создавало 2,5 тыс. рабочих мест. И где этот проект? На какой стадии реализации он находится? Что реально сделано? А ничего.
Пока правительство будет говорить о поддержке реального сектора, а в действительности делать все возможное для того, чтобы только фискальная часть двигалась, у нас будет ситуация, когда при довольно неплохих стартовых условиях получим падение экономики.
Льготные "за" и "против"
Алексей Молдован, заведующий сектором денежно-финансовой стратегии Национального института стратегических исследований:
— В фискальных системах западных стран, что может быть показательно для Украины, сейчас складывается двоякая ситуация. С одной стороны, вводится на временной или постоянной основе НДС, поднимаются его ставки, вводятся дополнительные ставки налога на доходы (особенно это касается физлиц), повышаются ставки на хозяйственную деятельность, связанную с эксплуатацией природных ресурсов, усиливается налогообложение предметов роскоши.
Но, с другой стороны, почти каждое правительство западных стран с 2007 г. ввело комплекс дополнительных стимулов. То есть средства от усиления налоговой нагрузки фактически обеспечивают либерализацию налогообложения отдельных видов хозяйственной деятельности, прежде всего инновационных.
Например, Канада сокращает поддержку нефтедобывающей отрасли, являющейся для нее стратегической. Но вводит льготы на инновационную деятельность. Прежде всего это ускоренная амортизация. Фактически за два года можно списать все оборудование.
То же во Франции. Все слышали, что вводится 75-процентный налог на доходы самых богатых граждан. Но еще в 2007 г. Париж ввел самые большие в мире льготы для поддержки инновационной деятельности. Сейчас Франция компенсирует до 35% инвестиционного проекта. То есть эта деятельность не только не облагается налогами, а по сути государство выступает соинвестором.
Я понимаю, что главный аргумент, играющий против каких-либо налоговых льгот в Украине, — это коррупция. Но правда в том, что эти налоговые льготы очень слабо выписаны в нашем законодательстве. Вместе с тем у поляков или словаков предусмотрен такой механизм, что можно немного денег вывести, но, тем не менее, государство довольно жестко все контролирует.
Налоговые калькуляции
Артем Рудик, директор департамента налоговой политики и мониторинга Института бюджета и социально-экономических исследований:
— Если анализировать официальную статистику выполнения госбюджета в разрезе отдельных налоговых поступлений, то увидим, что самая острая проблема у нас с НДС. Именно НДС в 2012 г. дал самый большой минус. Он фактически обеспечил 37 млрд грн, которые недобрали в бюджет. И в этом году за шесть месяцев было выполнено 40% плана по НДС. Если мы предположим, что такая же динамика сохранится до конца года, недобор по этому налогу может составить 24–28 млрд грн.
Если сравнивать ситуацию с прошлым годом, когда доходная часть бюджета также была недовыполнена (кроме НДС, был минус по налогу на прибыль предприятия и акцизам), то в текущем году недобора по акцизам в целом, скорее всего, не будет; налоги на внешнюю торговлю не дотянут до запланированных около 2 млрд грн.
Если возьмем налог на прибыль, то здесь вообще ситуация интересная. Авансово его платят крупные предприятия, показавшие в 2012 г. доход свыше 10 млн грн. Эти платежи составляют две трети поступлений по налогу на прибыль всех предприятий. Если посмотреть на чистые суммы, поступающие авансом с марта, то можем оценить, сколько их поступит до конца года. Среднемесячно с марта по июнь поступало по 4 млрд грн налога на прибыль предприятий. То есть за второе полугодие в целом получается приблизительно 24 млрд.
Плюс одна треть, которая платится по старой схеме ежеквартально. Сюда входят, кроме новообразованных и мелких предприятий, еще сельскохозяйственные предприятия, у которых плюс за счет неплохого урожая. Это означает, что эта треть может быть немного большей. В отличие от прошлого года, поступления от налога на прибыль предприятий, скорее всего, будут в "плюсе" на 5–6 млрд грн. То есть если план 56 млрд, то можно ожидать где-то 60–62 млрд грн поступлений.
Если свести эти показатели и не учитывать фактор отчислений НБУ (фактически административных) и казначейские векселя, эффект от которых сейчас проблематично прогнозировать, госбюджет может недополучить 20–22 млрд грн. Это если опираться на динамику первых шести месяцев текущего года.
* * *
Палитра представленных мнений еще раз свидетельствует, что предстоящий предвыборный год — тут и к гадалке не ходи — окажется еще одним испытанием на прочность для отечественной экономики и ее госфинансов.
И формирование запаса этой самой прочности — вполне посильное дело, ведь возможности как для увеличения поступлений в госказну, так и для оптимизации ее расходов, несомненно, имеются. Но для этого понадобятся сложные и непопулярные решения, прецедентов которых в современной украинской истории чрезвычайно мало.
Поэтому взамен, конечно, у рулящих нынче страной политиков и чиновников возникает соблазн опять "похимичить" с расчетными макропоказателями и поиграть в подкидного дурака с функционерами Международного валютного фонда. Соблазн велик, так как на кону власть в стране на последующие после 2014-го пять лет.
Однако нынешняя ситуация, вполне может быть, уже дошла до той критической точки, когда продолжение авантюрной игры в рулетку "на шансах" существующих экономических реалий будет означать неизбежное выпадение "зеро". На что поставите, господа политики?
- Информация о материале
Согласно рейтингу международной организации Transparency Іnternatіonal, которая занимается исследованием и противодействием коррупции во всем мире, в прошлом году Украина заняла 144 место в мире по индексу восприятия коррупции. Соседями Украины в этом рейтинге оказались Республика Конго, Камерун, охваченная войной Сирия и Бангладеш.
Другое исследование, проведенное компанией TNS, дает не менее шокирующую картину. Почти каждый пятый украинец на протяжении последнего года давал взятку - об этом заявили 18,9% респондентов. Вместе с тем 77,6% опрошенных в той или другой мере признают взятку как необходимость.
Но и эти цифры довольно условны - часть респондентов могла быть не до конца откровенной в опросе, поскольку закон считает коррупцию преступлением.
Коррупция в Украине есть повсюду. Она превратилась в образ жизни, средство решения любых проблем и почти официальный инструмент государственной политики. Практика распределения государственных закупок в Украине породила такой специфический вид взяток, как откат - уплата части стоимости государственного заказа за содействия в получении этого заказа. Скажем, в мае 2012 года Юлия Тимошенко обратилась в Международную группу по противодействию отмыванию грязных денег (FATF) с письмом, в котором речь шла об откатах размером в десятки миллиардов гривен, или 30-40% от общего бюджета, во время подготовки к Евро-2012.
"По медицинским срокам - это уже четвертая стадия онкологии, при которой нужна хирургия", - описывает ситуацию народный депутат, член комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Анатолий Гриценко.
Однако при любом коррупционном действии всегда существует не только тот, кто берет взятку, но и тот, кто дает. Возвращаясь к опросу компании TNS, можем увидеть, что подавляющее большинство украинцев относится к такому состоянию вещей вполне нормально. Это такой своеобразный социальный договор, круговая порука, в которую втянутое практически все население Украины: наделенные властью лица берут взятки, потому что дают, а дают потому, что берут.
Система работает практически без сбоев. Коррупционные скандалы происходят чаще всего только тогда, когда взяточник теряет внимание, забывает поделиться или просто переходит дорогу конкурентам.
Показательная история судьи Игоря Зварыча, в кабинете которого при обыска изъяли 2 млн. долларов. Эта цифра свидетельствует не только о размерах взяток или хорошо налаженном коррупционном "конвейере", но и о том, что кто-то абсолютно сознательно "сливал" Зварыча, зная, что именно лежит у него в сейфе.
Та же ссудьба постигла и скандального экс-ректора Налоговой академии Петра Мельника. Годами система протекционного и небесплатного вступления в ВУЗ работала, как по маслу, о чем множество раз писали и абитуриенты, и журналисты. Однако правоохранительные органы взялись за Мельника лишь тогда, когда тот попал в немилость к первым лицам государства после поражения на выборах.
Но даже в таких случаях, как изобличение высокопоставленного коррупционера, реакция общества практически никогда не бывает настолько же эмоциональной, как, скажем, на разночтения в трактовании истории или языковой вопрос.
В условиях такого "общественного договора" официальная борьба с коррупцией превращается в спектакль, где часть людей делает вид, который старается противостоять взяточничеству, а другая - что верит в это.
Извращенность этой системы заключается в том, что общество ждет очередных выборов не для того, чтобы выгнать взяточников и избрать честных политиков, а для того, чтобы продать свой голос за 100 грн. или пару кило гречки по принципу "с плохой овцы хоть шерсти клок". Во время выборов 2012 года автор был свидетелем того, как один из малоизвестных кандидатов не проявлял никакой активности на округе в течение всей избирательной кампании, однако за несколько последних дней активно раздавал "продпакеты" и деньги - и попал в первую пятерку по уровню поддержки среди избирателей.
Каждая политическая сила, которая получает власть в Украине, имеет святую обязанность сделать свой взнос в антикоррупционное законодательство, однако дальше дело еще никогда не шло. По крайней мере, в 2006 году в рейтинге Transparency Іnternatіonal наша страна была 99-й, но с того времени ситуация неустанно ухудшалась.
Тем временем действующий (иногда) президент Виктор Янукович регулярно организовывает "крестовые походы" против коррупционеров, но безрезультатно. Тяжело убедить кого-то не брать взятки, если ты арендуешь за государственные средства вертолет у своей же фирмы, или живешь в доме, где стоимость одних лишь люстр сопоставима с годовой президентской зарплатой.
"Пока на Банковой будет сидеть человек, который живет в имении на территории стоимостью сотни миллионов - я имею на внимании Межигорье - борьбы с коррупцией ожидать не следует", - считает Анатолий Гриценко. По его мнению, ситуацию можно решить уменьшением возможностей для собственно взяточничества и преодолением избирательности в деятельности правоохранительных органов.
"Борьба с коррупцией должна идти по двум направлениям: стимулы и наказания. Стимулы - имеются ввиду такие условия для граждан, для предпринимателей, когда выгоднее действовать по закону, чем обходить закон и платить взятки. Кроме того, стимулы создаются ограничениям на так называемые взяткоемкие функции, когда на каждом шагу требуется справка, разрешение, лицензия и т.д., по которым стоит возможность требования и получения взятки. Что касается наказания, второго направления - система уже хорошо отработана на законодательном уровне, введен, в том числе опыт международных партнеров - FATF, GRECO, Transparency Іnternatіonal и других. Единственное, что нужно - чтобы правоохранительная составляющая действовала не выборочно. Потому что мы видим, как время от времени задерживают или сажают за решетку главу сельсовета, чиновника какого-нибудь территориального органа министерства, но рыба гниет с головы и чистить ее с хвоста - это бесперспективное занятие", - считает Анатолий Гриценко.
В начале сентября Кабинет Министров решил организовать в органах власти специальные подразделения, которые будут заниматься "проверкой деклараций об имуществе, доходах, затратах и обязательствах финансового характера". Кроме того, что эти структуры будут дублировать функции правоохранительных органов, как дополнительный бонус - это приведет к расширению аппарата государственной власти. А вот насколько более эффективной станет борьба с коррупцией - это еще большой вопрос.
Не отстает от власти и оппозиция. Еще в феврале лидеры оппозиционных фракций подали в парламента проект закона о создании отдельного органа, который будет заниматься исключительно борьбой с коррупцией - Национального антикоррупционного бюро. Однако в мае Верховная Рада усилиями Партии регионов и коммунистов вполне ожидаемо "прокатила" этот проект.
Однако вызывает сомнение даже сама идея такого антикоррупционного бюро. Проверка уровня жизни и уровня доходов госслужащих - это хорошо, но кто проверит самих проверяющих?
История знает подобные случаи. Скажем, в османской империи в разные года абсолютно официально существовал налог на взятку, и даже существовал специальный орган, который следил, чтобы чиновники честно платили этот налог. Однако Османскую империю погубила как раз коррупция…
- Информация о материале
Силовые методы выселения из квартир становятся законными и называются "законом справедливости". Новые владельцы квартир, которые покупают их на сомнительных торгах, просто врываются в помещение и выбрасывают людей на улицу, рассказывают в сюжете ТСН.19:30.
Журналисты ТСН воочию наблюдали, как в квартиру врываются новые владельцы и выбрасывают людей на улицу. Теперь не нужно ждать решения суда, чтобы забрать квартиру, которую задолжали банку. Главное организовать так, чтобы имущество и люди "вылетели" из помещения.
"Куда мы пойдем ночевать - не знаем. Я, мама, мой брат. Нас просто выбросили на улицу", - жалуется Валентина Степановна, которую только просто выбросили из квартиры.
"Чтобы попасть на торги надо было оплатить 24 тысячи гривен. Я заплатила", - рассказала женщина, но ее не пустили. За квартиру соревновались двое людей. Один предложил 20 тысяч, другой 50.
Выселять силой сейчас наиболее действенный способ присвоения недвижимости, которую покупают на спорных торгах. Покупатель, который приобретает квартиру, должен лишь понимать, что жителей надо будет как-то выселить. Таким образом любой может потерять жилье, которое задолжал перед банком. Даже, если готов за него заплатить
Напомним, что в Ивано-Франковске жильцы квартир внезапно задолжали за тепло из-за частной фирмы. В своих квартирах жители установили индивидуальное отопление, вдруг оказалось, что они до сих пор остаются потребителями теплокоммунэнерго.
- Информация о материале
В конце августа Владимир Путин рекомендовал подчиненным ускорить темп реформ портовой отрасли. «По оценкам экспертов, к 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов в портах Южного федерального округа достигнет 150 млн. т, это более чем в два раза превышает сегодняшние возможности», — сказал российский президент. Рост объемов торговли и транзитных грузоперевозок на южном направлении, по мнению Путина, сдерживают инфраструктурные ограничения, изза чего российские компании вынуждены использовать зарубежные порты. Этот месседж был однозначно расценен экспертами и чиновниками как требование ускорить строительство железнодорожной и морской инфраструктуры. А значит, ранее заявленные планы — к 2020 году увеличить объем грузопотока через российские порты до 1 млрд. т (в 2012 году — 565 млн. т) — будут выполнены любой ценой.
Речь в первую очередь идет о портах в АзовоЧерноморском регионе, прежде всего в Тамани и Новороссийске. Чем грозит Украине увеличение российских мощностей, можно наблюдать уже сейчас. В Министерстве инфраструктуры Украины «k:» сообщили, что сокращение объемов перевозок российского мазута произошло изза переориентации ЗАО «РН — Транс» на порты Новороссийска, Тамани и УстьЛуга. Перевозки сырой нефти из Казахстана через Украину сократились в пользу нового терминала «Таманьнефтегаз» (РФ). Российские порты перетянули на себя и угольные грузы, которые ранее переправлялись в Турцию по украинской территории. Как отмечают в Мининфраструктуры, доля портов Украины в объеме перевозок экспортных российских удобрений тоже постепенно снижается — с июля 2012 года они поступают в Туапсинский балкерный терминал (РФ), мощность которого — 2,3 млн. т.
И если в прошлом году через украинские государственные порты было перевалено 33,9 млн. т транзитных грузов, то в этом году, по мнению экспертов, поступления от перевалки транзитных грузов через госпорты сократятся на 22%. То есть если при среднем значении стоимости перевалки через порты всех грузов 5 $/т в прошлом году транзит дал около $170 млн., то в этом году принесет в лучшем случае $133 миллиона. «А через тричетыре года цифра будет близка к нулю, — объясняет «k:» представитель одной из крупных транспортных компаний. — Транзитные грузы России уходят из Украины».
Такая тенденция заставляет украинских портовиков задуматься, каким образом можно компенсировать потери от сокращения российского транзита. «Транзитные перевозки — наиболее прибыльные, поэтому о «компенсации» не может быть и речи», — заявили в прессслужбе Мининфраструктуры. По традиции, там рассчитывают, что все проблемы решит реформа украинских портов и приход инвесторов с собственными грузами. На первый взгляд перспективы развития агросектора позволяют портам надеяться на дальнейший рост экспортного потенциала. Свежий прогноз на среднесрочную перспективу обещает урожаи до 90 млн. т сельскохозяйственной продукции, из которых около 50 млн. т пойдут на экспорт. Но к перевозке таких объемов транспортная система страны пока не готова. По данным портала «Зерно.UA», сегодня существует двукратный дефицит мощностей по хранению, который в течение ближайших трех лет может стать трехкратным (при планируемом к тому времени урожае 70–80 млн. т мощности элеваторов должны составлять 84–96 млн. т). Плюс вопрос нехватки рабочего парка «Укрзализныци». Кроме того, еще недавно стоимость перевалки зерна в украинских глубоководных портах составляла 20 $/т, мелководных — 14–15 $/т, тогда как в Европе комплексная ставка перевалки составляет около 6 евро за тонну зернового груза.
Перспективы наращивания железорудного экспорта тоже туманны. В последние годы украинские горнообогатительные комбинаты работают почти со стопроцентной загрузкой. Увеличение экспорта возможно только за счет разработки новых месторождений. Но только в случае, если не произойдет падение цен на руду изза насыщения мировых рынков продукцией. «Если новая цена на железорудное сырье будет ниже 90 $/т, многие из проектов окажутся нерентабельными и не будут завершены изза проблем с финансированием», — говорит аналитик горнометаллургических рынков Александр Макаров. Хотя даже если конъюнктура окажется болееменее благоприятной для украинских производителей, им все равно придется улучшить логистику. Сейчас их конкуренты — австралийские и бразильские компании — при себестоимости производства руды 30–35 $/т платят за доставку продукции морем в Китай $7–8 и 20–22 соответственно. Себестоимость же производства руды в Украине составляет 35–40 $/т, а фрахт в Китай обходится в $25–30.
Перспективы роста экспорта угля составляют около 2 млн. т, но и за этот прирост придется бороться. Зато есть вполне реальный шанс вернуть транзитный уголь, поскольку в России не хватает мощностей для перевалки этих грузов. Но это возможно лишь при условии установления конкурентных транзитных тарифов. «Украинскому правительству имеет смысл действовать по аналогии с российским — поддерживать национальных экспортеров», — считает представитель транспортной компании, аффилированной с крупным грузоотправителем. Причем поддержка грузовладельцев должна иметь материальное выражение. Государство же в свою очередь рассчитывает на частных инвесторов, которые в избытке должны появиться в процессе реформы портовой отрасли. А при таком перекладывании ответственности велика вероятность, что Россия отберет у нас не только транзит, но и часть экспорта.
- Информация о материале
Реальное улучшение инвестиционного климата в Украине — одно из основных ожиданий бизнеса от подписания и выполнения властью Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Но насколько оно оправдано? Что в действительности стоит за во многом высокими лозунгами и обтекаемыми формулировками в евродоговоре? На какие изменения, прежде всего, в налогово-таможенной сфере могут рассчитывать предприниматели? И как быстро благодаря этому в Украину может хлынуть поток европейских инвестиций?
Тема улучшения бизнес-климата была одной из ключевых в так называемом списке Фюле — перечне требований Брюсселя, которые Украина должна выполнить для подписания Соглашения об ассоциации. Но со временем именно этой составляющей стали уделять меньше внимания — на первом плане остались, прежде всего, вопросы Ю.Тимошенко, изменений в системе правосудия и проведения выборов. Это обусловлено несколькими факторами.
Во-первых, ряд "инвестиционных" требований Киев частично выполнил или сделал заявку на выполнение. Во-вторых, с приближением Вильнюсского саммита и на фоне таможенной игры мышцами России Брюссель несколько смягчил позицию и сосредоточил внимание лишь на наиболее важных для себя аспектах торгово-экономического сотрудничества. Речь идет, в первую очередь, о введенном в Украине утилизационном сборе с автомобилей и запрете на импорт кокса. И хотя эти вопросы до сих пор не закрыты, тональность дискуссий дает основания предположить, что их решение могут отложить.
Может ли Украина к саммиту Восточного партнерства в ноябре предпринять какие-то меры, прежде всего, в налогово-таможенной сфере, чтобы повысить заинтересованность европейских партнеров в подписании Соглашения об ассоциации? Заведующий сектором денежно-финансовой стратегии отдела экономической стратегии Национального института стратегических исследований Алексей Молдован иронично отмечает, что Украине уместно позаботиться не только и не столько о том, чтобы сделать что-то положительное, сколько о том, чтобы не сделать ничего такого, что усложнит подписание Соглашения об ассоциации. Например, не ввести разные ставки НДС для внутренних и внешних операций или не предоставить дополнительные необоснованные налоговые льготы, носящие откровенно лоббистский характер. А сейчас подобная возможность существует.
По словам сопредседателя комитета по таможенной политике Американской торговой палаты в Украине Игоря Данькова, за оставшееся до саммита время физически невозможно разработать и качественно внедрить кардинальные реформы. "Да это и не нужно делать в спешке. Самое главное, чего ожидает Европа от Украины, — это стабильность, прогнозируемость госполитики и реальное подтверждения верховенства права в государстве. Чтобы дать сигнал Брюсселю о готовности Украины двигаться европейским путем, власть должна просто выполнять действующее законодательство. Выполнять последовательно, справедливо и прозрачно — как это предусмотрено проектом Соглашения об ассоциации", — подчеркивает эксперт.
Налоговая начинка
В проекте Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, который обнародовал Кабмин, немало внимания уделено совершенствованию и развитию налоговой системы Украины. Часть из позиций с разной скоростью уже фактически реализуется, часть — декларировалась как намерение.
Среди вопросов, на которых в документе недвусмысленно сделан акцент, — возмещение НДС: "во избежание накопления задолженности, обеспечения эффективного сбора налогов и усиления борьбы с налоговым мошенничеством, а также уклонением от уплаты налогов" (статья 351).
Статистика дает правительству основания утверждать, что сдвиги в этом направлении наметились, так как объемы возмещения НДС растут, несмотря на экономическую ситуацию и соответствующие вызовы с выполнением бюджета. За январь—август 2013 г. объем возмещения НДС увеличился по сравнению с прошлым годом на 5,8 млрд грн (18,8%), до 36,9 млрд.
Руководитель аналитического департамента ИК Concorde Capital Александр Паращий обращает внимание, что эти результаты выглядят довольно странно на фоне того, что за семь месяцев на 6,6% сократились объемы экспорта в номинальном выражении. Правда, руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский объясняет это положительным эффектом от внедрения системы автоматического возмещения НДС (из 36,9 млрд грн в автоматическом режиме возмещено 15,7 млрд) и увеличением количества плательщиков этого налога из-за упрощения процедур регистрации. Кроме того, в 2012 г. объемы подтвержденного (однако не возмещенного) НДС были выше, чем сейчас, что позволило улучшить статистику реального возмещения в 2013-м.
"Не исключено, что опережающая динамика возмещения НДС связана с осознанием того, что в условиях внутренней рецессии, охлаждения внешних рынков и слабого кредитования своевременное и полное возмещение НДС — это тот минимум, который государство должно выполнить для бизнеса. Задержки с возмещением НДС уменьшат оборотные средства предприятий и приведут к сокращению производства", — дополняет А.Молдован.
Вместе с тем председатель комиссии УСПП по вопросам экономической политики Юлия Дроговоз обращает внимание, что значительная часть возмещения возвращается в бюджет в виде платежей по налогу на прибыль. Эксперт также прогнозирует, что из-за применения казначейских векселей к концу года темпы возмещения НДС "живыми деньгами" могут снизиться. А сама постановка вопроса о возмещении НДС-долгов векселями, дополняет А.Паращий, является свидетельством того, что проблема остается актуальной. В том числе с точки зрения использования равного подхода ко всем плательщикам.
Говоря о проблеме налогового мошенничества и уклонения от уплаты налогов, Ю.Дроговоз отмечает, что здесь есть определенные достижения. По данным Минфина, за семь месяцев поступления в госбюджет по НДС увеличились на 1% — до 105,5 млрд грн (данные за восемь месяцев в разрезе отдельных налогов Минфин еще не обнародовал). Причину этого представитель УСПП видит именно в активизации борьбы с теневым сектором и различными оптимизационными схемами. Это же подтверждает и управляющий партнер PSP Audit Дмитрий Сушко и связывает, прежде всего, с низкой экономической активностью в Украине, что затрудняет выполнение бюджетных планов.
Проект Соглашения об ассоциации предусматривает, среди прочего, и обязательство "приложить необходимые усилия для обеспечения внедрения международных стандартов… борьбы с уклонением от уплаты налогов на всей ее территории" (статья 127). Здесь украинская сторона может уже записать себе в актив, в частности, принятие закона о трансфертном ценообразовании. Д.Сушко не исключает, что документ был утвержден в том числе для повышения шансов на подписание Соглашения об ассоциации, ведь контроль за трансфертным ценообразование — более распространенная практика в странах ЕС (согласно заключению экспертов, где-то более жесткая, чем вводится в Украине, где-то более мягкая).
Важную роль здесь будет играть и обмен налоговой информацией между украинскими и европейскими фискальными органами. Однако, как указывает директор "PwC Украина" Светлана Билык, в этом контексте Соглашение об ассоциации носит больше рамочный характер — в документе отсутствуют конкретные механизмы обмена именно налоговой информацией (в отличие от таможенного сотрудничества).
По мнению эксперта, для интенсификации соответствующего процесса, в т.ч. в сфере борьбы с налоговым мошенничеством и уклонением от налогообложения, Украине необходимо имплементировать конкретные механизмы такого обмена, в частности присоединиться к существующим в ЕС процедурам и действующим базам данных. А перед этим нашей стране нужно провести также определенную "домашнюю" работу, в частности, внедрить внутренние механизмы контроля за трансфертным ценообразованием.
"Не только Украина, но и Евросоюз заинтересован в эффективном обмене налоговой информацией. Относительно результативности такого обмена, вероятно, в итоге каждая страна ЕС будет предоставлять информацию, учитывая взаимовыгодность сотрудничества с Украиной. Также следует принять во внимание, что даже автоматизированные системы обмена налоговой информацией между странами ЕС охватывают сейчас далеко не весь спектр доходов, что сужает рамки такого обмена", — уточняет С.Билык.
Алексей Молдован несколько оптимистичнее оценивает качество сотрудничества между налоговыми ведомствами европейских стран. По словам эксперта, именно оно является причиной того, в ЕС самая низкая доля теневой экономики по сравнению с другими регионами и странами мира.
"Вступление Украины в эту систему, налаживание постоянного обмена информацией между фискальными ведомствами государств ЕС и Украины, безусловно, значительно уменьшит транснациональные теневые операции, а заимствование опыта позволит более эффективно бороться с негативными явлениями теневой экономики внутри страны", — убежден представитель Национального института стратегических исследований.
Вместе с тем он обращает внимание на необходимость урегулировать вопросы избежания двойного налогообложения со странами ЕС. Ведь, несмотря на то, что Украина имеет соответствующие подписанные договоры с большинством стран ЕС, европейские предприятия часто жалуются на то, что отечественные налоговые органы препятствуют легальному выведению их доходов из Украины. Но Светлана Билык указывает на то, что ратифицированные Украиной соглашения об избежании двойного налогообложения предусматривают обмен информацией относительно налогов на доходы и имущество. А вот на практике эта норма часто оказывается лишь декларативной, поскольку получение необходимой информации проблематично из-за отсутствия действенных процедур обмена (регламентов, протоколов обмена и т.д.) и доступа к европейским базам данных.
Оценивая в целом влияние Соглашения об ассоциации на налоговую систему Украины, ректор Международного института бизнеса Александр Савченко предполагает, что гармонизация нашего налогового законодательства с европейским приведет к упрощению администрирования налогов и, как следствие, к снижению расходов времени, человеческих и финансовых ресурсов на это.
"Кроме того, думаю, у нас должны быть внедрены международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. Это принципиальная вещь для налоговой системы, так как сейчас действует система кривых зеркал. Наш налог на прибыль 17% примерно равен 27% по европейским стандартам учета и отчетности. Такая ситуация возникает из-за другой методологии — мы не включаем много статей затрат, поэтому налоговая нагрузка больше", — поясняет эксперт.
Таможенная обертка
Учитывая природу Договора об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, естественно, что в "абсолютном" выражении больше внимания в нем уделено таможенным вопросам. Если обобщить, то все сводится к необходимости упрощения требований и формальностей в Украине, сокращения и стандартизации данных и документации, требуемых таможней. Причем функционировать эта система должна под "соусом" действенного контроля со стороны госорганов.
По мнению Игоря Данькова, ожидаемые изменения должны стать логическим продолжением реформ, которые уже начались в Украине. Определяющим здесь является принятие нового Таможенного кодекса, который вступил в силу в 2012 г. и, по определению представителя Американской торговой палаты, "приблизил таможенное оформление и таможенный контроль в Украине к лучшим мировым практикам, а иногда и превзошел эти практики".
При этом менеджер таможенной группы компании "PwC Украина" Денис Шендрик (также является сопредседателем таможенного комитета Европейской бизнес-ассоциации) указывает на то, что Таможенный кодекс, отвечая в основном стандартам ВТО и ГАТТ, а также принципам Киотской конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур, уже достаточно похож на европейское законодательство. "Нельзя говорить, что после подписания Соглашения об ассоциации будут установлены новые правила игры или внесены новаторские изменения в законодательство. Проблема таможенного законодательства Украины не в его несовершенстве (хотя надо признать, что определенные нормы требуют технической доработки), а в практике его применения или неприменения", — подчеркивает специалист.
В этом контексте эксперт обращает внимание, в частности, на институт уполномоченных экономических операторов, который пока так и не заработал в Украине из-за длительных межведомственных дискуссий, в каком именно виде он должен появиться. А на этом вопросе в проекте Соглашения об ассоциации сделан отдельный акцент. И предусмотрено намерение о взаимном признании сторонами соглашения соответствующих статусов (статья 80).
Напомним, что Минфин выступал за достаточно мягкие требования к претендентам на статус УЭО, чтобы предоставить возможность большему количеству компаний воспользоваться определенными облегчениями в таможенных процедурах. Однако таможня, а после ее реорганизации — Миндоходов настаивали на более жестких условиях, чтобы получить шанс на признание соответствующего статуса в ЕС. Хотя последняя концепция вроде бы и победила, соответствующий министерский приказ еще не утвержден.
Если же говорить о других конкретных механизмах совершенствования таможенной системы, прописанных в соглашении, то следует обратить внимание на применение современных методов контроля — оценка рисков и постаудитный контроль (статья 76); административное сотрудничество между госорганами при расследовании таможенных правонарушений и мошенничества (статья 37), защита интеллектуальной собственности (посвящена отдельная глава) и т.д. Все эти вещи, опять же, постепенно внедряются в Украине. Правда, по признанию представителей и государства, и бизнес-сообщества, с достаточно разной успешностью.
Среди положительных последствий для бизнеса от имплементации Соглашения об ассоциации Д.Шендрик видит возможность проведения совместного контроля (одноразового) на границе украинскими и европейскими таможенниками; унификации транзитных систем; применения единых подходов к классификации товаров и определению страны происхождения товаров; создания дополнительных предохранителей от недоразумений между бизнесом и таможенниками при определении таможенной стоимости и т.д.
И.Даньков также отмечает выгоды применения таможенных режимов переработки товаров в рамках производственной кооперации со странами ЕС; гармонизации систем сертификации качества и безопасности товаров в странах ЕС и в Украине; совершенствования ветеринарного и фитосанитарного контроля перемещаемых грузов и т.п.
Особые надежды возлагаются (прежде всего, государством) и на повышение эффективности обмена информацией между таможенными органами Украины и европейских стран, что будет помогать в т.ч. предотвращать уклонение от налогообложения. Сейчас же возникает ситуация, когда по данным Евростата стоимость европейской продукции, ввезенной в Украину, больше, чем по данным отечественных Госстата, НБУ, таможенных органов. Однако то, с каким скрипом продвигалось до самого последнего времени решение этого вопроса с обеих сторон, дает основания прогнозировать, что и в дальнейшем процесс поиска компромиссов в этом вопросе не будет простым.
Инвестиционное послевкусие
В проекте Соглашения об ассоциации очерчены четкие временные параметры гармонизации налогового и таможенного законодательства Украины со стандартами Евросоюза — до пяти лет. При этом в документе сделан четкий акцент на необходимости обеспечить стабильность нормативной базы. Как совместить эти две, казалось бы, взаимоисключающие задачи? Очевидно, что здесь нужен целевой, адресный подход: надо знать, что изменить, а что оставить в покое.
Как быстро благодаря этому в Украине могут увеличиться инвестиции — главный индикатор того, что "покращення" в бизнес-климате происходят? И.Даньков ожидает, что года через три-четыре после вступления соглашения в силу. В свою очередь, А.Молдован отмечает, что Брюсселю по большому счету все равно, насколько оперативно и эффективно Киев будет осуществлять реформы, улучшать инвестиционный климат в государстве. Их цель — расширить, прежде всего, экспорт товаров.
"В большей степени все зависит от способности правительства реагировать на изменение ситуации. Создание зоны свободной торговли значительно усилит конкуренцию, что заставит власть сосредоточиться на создании внутренних рыночных механизмов поддержки отечественного бизнеса. При этом правительство будет вынуждено предпринять реальные шаги по улучшению инвестиционного климата", — убежден эксперт.
Руководитель налогово-юридической практики EY, председатель налогового комитета Европейской бизнес-ассоциации Владимир Котенко обращает внимание на то, что соглашение не дает прямого ответа, как стимулировать его выполнение. Да и, по сути, не должно давать, считает эксперт. "Соглашение заточено, прежде всего, на институциональные изменения. Вопрос в том, насколько Украина действительно готова к новым правилам игры. И здесь важно, чтобы у власти был план достаточных быстрых успехов. Это важный сигнал, в частности, для общества", — подчеркивает В.Котенко
В любом случае украинцам не стоит надевать розовые очки и строить воздушные замки. Как показывает недавняя история, украинская власть умеет пренебрегать историческими шансами. А потому у граждан из-за высоких и завышенных ожиданий может наступить разочарование. Соглашение об ассоциации с ЕС действительно не является панацеей — после его подписания жизнь лучше автоматически не станет. Однако, повторимся, появится шанс. Главное — им воспользоваться.
- Информация о материале
Страница 917 из 1561
