Согласно рейтингу международной организации Transparency Іnternatіonal, которая занимается исследованием и противодействием коррупции во всем мире, в прошлом году Украина заняла 144 место в мире по индексу восприятия коррупции. Соседями Украины в этом рейтинге оказались Республика Конго, Камерун, охваченная войной Сирия и Бангладеш.

Другое исследование, проведенное компанией TNS, дает не менее шокирующую картину. Почти каждый пятый украинец на протяжении последнего года давал взятку - об этом заявили 18,9% респондентов. Вместе с тем 77,6% опрошенных в той или другой мере признают взятку как необходимость.

Но и эти цифры довольно условны - часть респондентов могла быть не до конца откровенной в опросе, поскольку закон считает коррупцию преступлением.

Коррупция в Украине есть повсюду. Она превратилась в образ жизни, средство решения любых проблем и почти официальный инструмент государственной политики. Практика распределения государственных закупок в Украине породила такой специфический вид взяток, как откат - уплата части стоимости государственного заказа за содействия в получении этого заказа. Скажем, в мае 2012 года Юлия Тимошенко обратилась в Международную группу по противодействию отмыванию грязных денег (FATF) с письмом, в котором речь шла об откатах размером в десятки миллиардов гривен, или 30-40% от общего бюджета, во время подготовки к Евро-2012.

 "По медицинским срокам - это уже четвертая стадия онкологии, при которой нужна хирургия", - описывает ситуацию народный депутат, член комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Анатолий Гриценко.

Однако при любом коррупционном действии всегда существует не только тот, кто берет взятку, но и тот, кто дает. Возвращаясь к опросу компании TNS, можем увидеть, что подавляющее большинство украинцев относится к такому состоянию вещей вполне нормально. Это такой своеобразный социальный договор, круговая порука, в которую втянутое практически все население Украины: наделенные властью лица берут взятки, потому что дают, а дают потому, что берут.

Система работает практически без сбоев. Коррупционные скандалы происходят чаще всего только тогда, когда взяточник теряет внимание, забывает поделиться или просто переходит дорогу конкурентам.

Показательная история судьи Игоря Зварыча, в кабинете которого при обыска изъяли 2 млн. долларов. Эта цифра свидетельствует не только о размерах взяток или хорошо налаженном коррупционном "конвейере", но и о том, что кто-то абсолютно сознательно "сливал" Зварыча, зная, что именно лежит у него в сейфе.

Та же ссудьба постигла и скандального экс-ректора Налоговой академии Петра Мельника. Годами система протекционного и небесплатного вступления в ВУЗ работала, как по маслу, о чем множество раз писали и абитуриенты, и журналисты. Однако правоохранительные органы взялись за Мельника лишь тогда, когда тот попал в немилость к первым лицам государства после поражения на выборах.

Но даже в таких случаях, как изобличение высокопоставленного коррупционера, реакция общества практически никогда не бывает настолько же эмоциональной, как, скажем, на разночтения в трактовании истории или языковой вопрос.

В условиях такого "общественного договора" официальная борьба с коррупцией превращается в спектакль, где часть людей делает вид, который старается противостоять взяточничеству, а другая - что верит в это.

Извращенность этой системы заключается в том, что общество ждет очередных выборов не для того, чтобы выгнать взяточников и избрать честных политиков, а для того, чтобы продать свой голос за 100 грн. или пару кило гречки по принципу "с плохой овцы хоть шерсти клок". Во время выборов 2012 года автор был свидетелем того, как один из малоизвестных кандидатов не проявлял никакой активности на округе в течение всей избирательной кампании, однако за несколько последних дней активно раздавал "продпакеты" и деньги - и попал в первую пятерку по уровню поддержки среди избирателей.

Каждая политическая сила, которая получает власть в Украине, имеет святую обязанность сделать свой взнос в антикоррупционное законодательство, однако дальше дело еще никогда не шло. По крайней мере, в 2006 году в рейтинге Transparency Іnternatіonal наша страна была 99-й, но с того времени ситуация неустанно ухудшалась.

Тем временем действующий (иногда) президент Виктор Янукович регулярно организовывает "крестовые походы" против коррупционеров, но безрезультатно. Тяжело убедить кого-то не брать взятки, если ты арендуешь за государственные средства вертолет у своей же фирмы, или живешь в доме, где стоимость одних лишь люстр сопоставима с годовой президентской зарплатой.

 "Пока на Банковой будет сидеть человек, который живет в имении на территории стоимостью сотни миллионов - я имею на внимании Межигорье - борьбы с коррупцией ожидать не следует", - считает Анатолий Гриценко. По его мнению, ситуацию можно решить уменьшением возможностей для собственно взяточничества и преодолением избирательности в деятельности правоохранительных органов.

"Борьба с коррупцией должна идти по двум направлениям: стимулы и наказания. Стимулы - имеются ввиду такие условия для граждан, для предпринимателей, когда выгоднее действовать по закону, чем обходить закон и платить взятки. Кроме того, стимулы создаются ограничениям на так называемые взяткоемкие функции, когда на каждом шагу требуется справка, разрешение, лицензия и т.д., по которым стоит возможность требования и получения взятки. Что касается наказания, второго направления - система уже хорошо отработана на законодательном уровне, введен, в том числе опыт международных партнеров - FATF, GRECO, Transparency Іnternatіonal и других. Единственное, что нужно - чтобы правоохранительная составляющая действовала не выборочно. Потому что мы видим, как время от времени задерживают или сажают за решетку главу сельсовета, чиновника какого-нибудь территориального органа министерства, но рыба гниет с головы и чистить ее с хвоста - это бесперспективное занятие", - считает Анатолий Гриценко.

В начале сентября Кабинет Министров решил организовать в органах власти специальные подразделения, которые будут заниматься "проверкой деклараций об имуществе, доходах, затратах и обязательствах финансового характера". Кроме того, что эти структуры будут дублировать функции правоохранительных органов, как дополнительный бонус - это приведет к расширению аппарата государственной власти. А вот насколько более эффективной станет борьба с коррупцией - это еще большой вопрос.

Не отстает от власти и оппозиция. Еще в феврале лидеры оппозиционных фракций подали в парламента проект закона о создании отдельного органа, который будет заниматься исключительно борьбой с коррупцией - Национального антикоррупционного бюро. Однако в мае Верховная Рада усилиями Партии регионов и коммунистов вполне ожидаемо "прокатила" этот проект.

Однако вызывает сомнение даже сама идея такого антикоррупционного бюро. Проверка уровня жизни и уровня доходов госслужащих - это хорошо, но кто проверит самих проверяющих?

История знает подобные случаи. Скажем, в османской империи в разные года абсолютно официально существовал налог на взятку, и даже существовал специальный орган, который следил, чтобы чиновники честно платили этот налог. Однако Османскую империю погубила как раз коррупция…