Статьи
«Мы справляемся с пассажирскими перевозками, как только можем - и ежегодно имеем убытки» - таков лейтмотив практически всех публичных заявлений Укрзализныци по данному вопросу. «Инвестировать же в убытки – это нонсенс, это финансовый дисбаланс, хотя и это мы делали, выполняя социально важные и ответственные государственные задачи, такие как Евро, например», - добавляют в ведомстве.
Действительно, убыточность пассажирских железнодорожных перевозок не уменьшается. Причины этого кроются в невыполнении государством своих обязательств по компенсации потерь перевозчика и закупок пассажирских вагонов. В результате убытки от перевозки пассажиров покрываются доходами Укрзализныци от грузовых перевозок. Но при этом железные дороги вынуждены жертвовать капитальными инвестициями в инфраструктуру, обновлением и развитием грузового парка вагонов, за счет которого и «держится» отрасль, а также происходят отчисления в бюджет. Замкнутый круг, от которого в результате страдают все. «Комментарии»выяснили, как может развиваться данная ситуация.
Рецидивы порочной схемы
Только за 8 месяцев этого года убытки от пассажирских перевозок составили 3,859 млрд грн. За последние же 5,5 лет совокупные потери по данной статье достигают 35 млрд грн., что соответствует объемам закупок около 140 современных скоростных поездов.
По большому счету, во многих странах мира перевозка пассажиров приносит железнодорожникам убытки. Но за рубежом она рассматривается, прежде всего, как социальная услуга со стороны государства, поэтому им же и дотируется. Социальное значение пассажирских перевозок не оспаривается и в Украине, с одной лишь разницей – у нас убытки перевозчику приходится покрывать за свой счет. При этом страдают инвестиционные программы и программы капвложений, играющие для развития и перспектив отрасли, несомненно, более важную роль. Ведь сейчас большая часть доходов попросту идет на покрытие убытков. Это происходит путем так называемого перекрестного субсидирования - иными словами, перекладывания прибыли, которую Укрзализныця получает от перевозки коммерческих грузов, в убыточный карман пассажирских перевозок. Лишь благодаря такому методу пассажирские и пригородные поезда в Украине продолжают движение, ремонтируются и даже время от времени модернизируются.
Однако любое сокращение участия национального перевозчика на рынке грузовых перевозок (и, как следствие, падение доходов ведомства) приведет к тому, что Укрзализныця не сможет поддерживать на должном уровне сегмент пассажирских перевозок и будет вынуждена отменять наиболее убыточные маршруты.
И время «Ч» уже наступило – причем сразу по всем направлениям. Техника, закупленная во времена СССР, списывается по старости: тут и локомотивы, и вагоны. В данной ситуации правомерен вопрос: с чего начать или кому помогать первому для спасения всех.
Приведем простой пример. Расходы на один рейс ночного пассажирского поезд № 70 Мариуполь – Донецк – Львов около 178 тыс. грн. при доходах от одного рейса на уровне 52,1 тыс. грн. Таким образом, расходы на 1 рейс пассажирских поездов превышают в отдельных случаях получаемые доходы более чем в 3 раза. Для сравнения: доход перевозки каменного угля грузового поезда на маршруте Мариуполь – Львов составляет 589,62 тыс. грн. при расходах 215 тыс. грн. С точки зрения ведомства, совершенно логичной является поддержка того источника благосостояния, который питает не только себя, но и параллельные направления (то есть перевозку пассажиров).
В поисках утраченных возможностей
Пока государство медлит с выделением средств на обновление парка вагонов и локомотивов, отечественные банки испытывают стойкое отвращение к длительному кредитованию под вменяемые проценты. В самой Укрзализныце говорят, что ведомство просто не располагает (да и не может располагать) достаточным объемом средств на полномасштабное обновление техники.
В поисках более выгодных способов получения средств на модернизацию техники в Укрзализныце обратились к такому финансовому инструменту, как лизинг, по которому будут закупаться 350 современных грузовых электровозов и грузовые вагоны. Эксперты рынка отметили коммерческую привлекательность сделки. «Возможность получения в лизинг 350 электровозов на сумму 22,168 млрд грн под 9,5% – это очень выгодное предложение, – сообщил старший аналитик инвестиционной компании «Арт Капитал» Алексей Андрейченко. – По такой ставке компания разместила еврооблигации в мае. С тех пор доходность еврооблигаций выросла до 12,5% – такие условия сейчас требуют инвесторы Укрзализныци».
Кроме того, уже до конца текущего года с использованием механизма финансового лизинга ведомство намерено приобрести 5 тысяч полувагонов.
Впрочем, в Укрзализныце отмечают, что и этого количества полувагонов недостаточно для обеспечения своего присутствия на рынке грузовых перевозок. Ведь до конца текущего года закончится нормативный срок службы для 18 тысяч грузовых вагонов и 7 тысяч полувагонов.
На этом фоне в ведомстве с нетерпением ожидают информации о том, будет ли заложена в государственный бюджет на 2014 год долгожданная статья об обновлении пассажирского парка. Правда, какие гарантии даст эта строчка – вопрос спорный. Ведь в текущем году государство должно было закупить 248 новых пассажирских вагонов. Но средства для этого так до сих пор не выделены.
«Укрзализныця уже более 20 лет тянет на себе груз перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, жертвуя при этом возможностями инновационного развития. Данная политика приводит к многочисленным частым расходам на ремонты той техники, которая по всем законам уже давно должна быть списана: срок службы «уставших» вагонов и локомотивов невозможно продлевать бесконечно. Ведь все равно придется закупать новую технику, которая в первые годы требует лишь плановой диагностики и замены комплектующих, то есть вложений – на порядок ниже», -ранее заявлял экс-глава «Укрзализныци»,ныне министр инфраструктуры Украины Владимир Козак.
Но при политике невмешательства государства в проблемы отрасли вагоны для пассажиров закупить не удастся. И тогда останется лишь проверенный годами метод ремонта того, что давно пора бы списать в утиль. Метод не совсем сочетающийся с представлением пассажиров о том, чего они заслуживают, и их претензиями к уровню комфорта отечественных поездов.
- Информация о материале
Действующие тарифы на тепловую энергию практически по всем областям были утверждены в течение января—марта 2011 г. и являются социально обусловленными, но экономически не обоснованными. По данным Минрегионстроя, по состоянию на 1 августа текущего года тарифы на тепло для населения в большинстве регионов покрывают только 60–75% от их фактической себестоимости.
В свою очередь, теплоснабжающие предприятия переносят эти убытки на расчеты с поставщиками энергоносителей, что, по мнению Минэнергоугольпрома, "ставит под угрозу обеспечение энергетической безопасности Украины".
Возмещение разницы в тарифах предприятиям теплоэнергетики создает огромную дыру в бюджете, которую латать особенно нечем. Выход один: поднимать тарифы на тепло до уровня экономически обоснованных, как это, кстати, и предусмотрено обновленной Энергетической стратегией Украины на период до 2030 г. Этого же требует и Международный валютный фонд. Но подобный вариант для действующего правительства неприемлем, поскольку приведет к значительному повышению коммунальных платежей, что вызовет общественное недовольство. И это накануне президентской избирательной кампании! Такое решение не перекроется никакими социальными инициативами, какими бы результативными они ни были.
Находясь в такой безвыходной ситуации, Минэнерго решается на большой, до сих пор не проводившийся в Украине эксперимент, очень напоминающий хороший фокус.
"Каждый фокус состоит из трех частей или действий. Первая часть называется "наживка". Фокусник показывает вам самый обычный предмет… возможно, даже просит проверить, убедиться, что он реальный, не эфемерный, самый обычный, но, разумеется, это, скорее всего, не так…"
Из к/ф Кристофера Нолана "Престиж", 2006 г.
"Наживка"
20 августа 2013 г. на сайте Министерства энергетики и угольной промышленности Украины был размещен проект закона "О проведении эксперимента в сфере теплоснабжения на базе дочерней компании "Газ Украины".
В объяснительной записке к законопроекту указано, что ДК "Газ Украины" детально изучила вопрос обеспечения тепловой энергией потребителей и считает, что предприятия теплоэнергетики должны предоставлять свои услуги по экономически обоснованным тарифам. Но разницу между установленным и экономически обоснованным тарифом переложат не на потребителей, а на ДК "Газ Украины". По убеждению членов правительства, это "единственно правильный путь решения проблемы убыточности предприятий теплоэнергетики и обеспечения 100% расчетов за энергоносители".
Как же это возможно? Каким образом ДК "Газ Украины" сможет аккумулировать у себя долги и за счет чего будет их перекрывать? В действительности все просто: ничего ниоткуда не берется (это о деньгах) и никуда не исчезает (это о долгах), только изменяется система оборота средств, которые потребители платят за поставки тепла. Для того чтобы понять этот фокус, попробуем углубиться в суть эксперимента.
"…Второе действие называется "превращение". Фокусник берет этот самый обычный предмет и делает с ним что-то необычное. В этот момент вы начинаете искать разгадку, но не находите, потому что не особенно стараетесь. Вы не хотите ее знать. Вы хотите быть обманутым…"
Из к/ф К.Нолана "Престиж", 2006 г.
"Превращение"
Данным законопроектом предлагается создать мегаструктуру — единственного поставщика тепловой энергии, который поставляет природный газ предприятиям теплоэнергетики и обеспечивает тепловой энергией, произведенной из природного газа, все категории потребителей. Этим субъектом хозяйствования станет ДК "Газ Украины". Таким образом, "Газ Украины" из поставщика природного и сжиженного газа превращается в поставщика тепла.
Собственно, сам термин "теплоснабжение" для потребностей этого законопроекта изменяется: теперь это означает хозяйственную деятельность единственного поставщика тепловой энергии.
Следовательно, вместо простого распределения газа среди всех предприятий теплоэнергетики "Газ Украины" теперь должен осуществлять ряд последовательных операций:
1. Заключать договора со всеми участниками эксперимента, а это все предприятия теплоэнергетики, использующие для производства тепловой энергии природный газ. В этих договорах определяется объем необходимого каждому из участников газа.
2. Получать от НАК "Нафтогаз Украины" определенный на основе договоров с участниками эксперимента объем газа. Интересная деталь: разработчики законопроекта предусмотрели, что "Нафтогаз" обязан обеспечить ДК "Газ Украины" заявленными объемами топлива, учли вариант, при котором необходимого объема голубого топлива у "Нафтогаза" может не оказаться, а поэтому разрешили в таких случаях покупать газ у других собственников.
3. Поставлять полученный газ исключительно для теплогенерирующих организаций по "экономически обоснованным" ценам, которые устанавливает национальная комиссия — регулятор в сфере энергетики (НКРЭ).
4. Покупать у теплогенерирующих предприятий весь объем произведенной тепловой энергии, которую передает теплоснабжающим предприятиям на основании типового договора, утвержденного национальной комиссией — регулятором в сфере коммунальных услуг. Стоимость переданной тепловой энергии в расчете на 1 Гкал соответствует уровню тарифа, установленного НКРЭ.
5. Порядок расчетов между всеми участниками эксперимента должен разработать Кабинет министров Украины.
Возникает логичный вопрос: почему теплогенерирующие предприятия не могут передавать произведенное тепло далее по цепочке потребителю самостоятельно, а должны прибегать к посредничеству "Газа Украины"? И как "Газ Украины" превращает более высокую стоимость тепловой энергии в такую, которая соответствует установленным "социально обусловленным" тарифам? Вот в этом и заключается весь фокус.
"…Но вы не торопитесь хлопать, потому что заставить предмет исчезнуть — это еще не все, его следует вернуть. Вот зачем нужна третья часть номера, самая сложная часть, которую мы называем "престиж".
Из к/ф К.Нолана "Престиж", 2006 г.
"Престиж"
Дело в том, что согласно предложенному законопроекту обычные потребители тепла, как юридические, так и физические лица, должны платить за услуги не теплоснабжающим организациям, а непосредственно единственному поставщику тепловой энергии — ДК "Газ Украины". Для этого единственный поставщик тепловой энергии открывает в учреждениях уполномоченного банка текущие счета, которые доводит до сведения всех участников этого эксперимента путем опубликования в официальном печатном издании Кабмина. Теплоснабжающие организации должны в течение десяти рабочих дней проинформировать об этих счетах всех исполнителей и потребителей. При этом оплата потребителем услуг на специализированные текущие счета является обязательным условием поставки тепла. Если же потребитель, не дай Бог, заплатит на другие счета, то получатели этих средств должны вернуть их потребителю в трехдневный срок с момента их получения. Невозврат таких средств признается правонарушением и предусматривает санкцию — изъятие уплаченной суммы в государственный бюджет Украины. При этом возврат аналогичной суммы средств потребителю обязателен.
Но и это не все: открытые текущие счета в учреждениях уполномоченного банка будут иметь специальный режим использования. Во-первых, уполномоченный банк получит право на договорное списание (перечисление) средств с этих счетов по всей цепочке генерации и поставки тепла согласно алгоритму распределения средств, определенному владельцем счетов. Во-вторых, средства с этих счетов не могут взиматься по обязательствам предприятий теплоэнергетики — участников эксперимента. Операции по счетам даже не подлежат приостановлению.
Следовательно, в теории разработчиков закона схема выглядит следующим образом: потребитель платит средства за полученное тепло непосредственно ДК "Газ Украины" на специальные счета, откуда они, без задержек и изъятий, перечисляются теплоснабжающим, теплотранспортирующим и теплогенерирующим организациям.
Учитывая разницу между реальной стоимостью тепловой энергии и установленными тарифами, согласно которым и осуществляют оплату потребители, "Газ Украины" получает небольшие остатки средств (в лучшем случае) или же не получает ничего. То есть, как и предполагалось, все убытки отрасли ложатся на единственную определенную структуру.
"Фокус — номер, демонстрирующий непонятные с точки зрения зрителя эффекты, "чудеса".
Определение из Википедии
Непонятные эффекты
Возникает вопрос: откуда "Газ Украины" возьмет средства на приобретение очередной "порции" газа? Законопроект предусматривает, что разницу в тарифах единственному поставщику тепловой энергии должны возместить из государственного бюджета. Но в чем же тогда фокус? Ведь проблема бюджетной дыры, которую нечем латать, остается нерешенной. Хотя законопроектом предусмотрено, что НАК "Нафтогаз Украины" обязана обеспечить свою дочернюю компанию "Газ Украины" необходимыми объемами природного газа. Следовательно, бюджетная дыра перемещается в бюджет "Нафтогаза", который и так находится в чрезвычайно сложном финансовом положении. Но таким образом нагрузки с госбюджета сняты, а дальнейшая судьба "Нафтогаза" — это тема отдельного исследования.
Взглянем на проблему с другой стороны. В пояснительной записке к законопроекту указано, что целью его принятия является обеспечение безубыточности предприятий теплоэнергетики, полноты расчетов за энергоносители, стимулирование поступления инвестиций на модернизацию основных фондов предприятий теплоэнергетики, уменьшение объемов использования природного газа путем уменьшения объемов потребления тепловой энергии за счет модернизации основных средств теплогенерирующих и теплотранспортирующих организаций.
Безубыточность — возможно. Но как этот фоку... простите, эксперимент повлияет на полноту расчетов? А стимулирование поступления инвестиций — это вообще, говоря словами Путина, "дурь несусветная". Попробуйте заинтересовать инвестора вложить деньги в предприятие, которое работает с потребителями через посредников и не получает от них средств за предоставленные услуги, а ждет поступления своей доли от уполномоченного банка, счета которого защищены от каких-либо блокирований или изъятий. Да и для чего, в конце концов, модернизироваться, если все затраты и так национальным регулятором будут заложены в тариф как "экономически обоснованные"? В чем стимул?
Так и хочется подвести черту и сделать вывод о том, что эксперимент заведомо провальный. Но не надо спешить — фокус может заключаться совсем в другом. Все зависит от того, что является "престижем" с точки зрения его разработчиков. Ведь только концентрация всех платежей за тепло на счетах одного банка, да еще и с таким специальным статусом, — уже это становится игрой, которая стоит свеч.
А теперь умножьте это на полный контроль над всеми расчетами в сфере теплоснабжения. Причем банк проводит эти расчеты даже без участия владельца счетов — ДК "Газ Украины" определяет только алгоритм их осуществления. Платежи от потребителей будут поступать хаотически, так как в разных областях установлены разные тарифы. Так, в Полтаве, Запорожье, Чернигове, Симферополе и Киеве за отопление платят по единому тарифу. В Днепропетровске, Донецке, Кировограде, Херсоне и Ровно сезонный тариф. В остальных областных центрах — двухставковый тариф.
Такое многообразие тарифов, помноженное на несистемность поступления платежей от потребителей, создает ситуацию, когда банк сам будет выбирать, какому из предприятий теплоэнергетики перечислять средства в первую очередь. И, конечно, все в рамках заданного алгоритма.
В этом случае мегаструктурой на самом деле становится не единственный поставщик тепловой энергии, а уполномоченный банк, который выбирается "Газом Украины" по согласованию с Кабинетом министров (последний согласовывает и публикует перечень счетов со спецрежимом использования). Банк становится единственным источником поступления средств для всех предприятий теплоэнергетики, использующих газ, от его действий фактически зависит судьба каждого из них.
В связи с этим следует вспомнить обновленную Энергетическую стратегию Украины на период до 2030 г., принятую на заседании Кабмина 24 июля 2013 г., согласно которой все предприятия отрасли теплоснабжения должны быть приватизированы уже до конца следующего года. Получить полный контроль над всеми финансовыми потоками в сфере теплоэнергетики в период тотальной приватизации — вот в чем может заключаться настоящая цель предлагаемых преобразований. А спасение отрасли, финансовое оздоровление предприятий и стимулирование своевременных расчетов — это все для отвода глаз. Ведь фокус — это непонятные эффекты только для зрителя, а его разработчикам он приносит "чудесные" результаты.
- Информация о материале
В том, что в Украине народ и армия едины, сомневаться трудно. В реальной жизни это означает, что все общественные болячки, коих в нашей стране хватает, присущи и военной среде. И если державу насквозь пронизала коррупция, то и для Минобороны она – обычное явление.
Главный критерий – политическая воля
Более того: как указывают, например, эксперты Женевского центра по демократическому контролю над вооруженными силами, армия как закрытая среда создает самые благоприятные условия для процветания коррупции. Это понятно: многие процессы, происходящие в военном ведомстве, скрыты под предлогом секретности, и, как следствие, слабость общественного контроля в этой сфере создают весьма благоприятные условия для различных злоупотреблений со стороны военных чиновников.
Результат известен: вот киевский Центр исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) при поддержке правительства Великобритании и Офиса связи НАТО в Украине закончил реализацию проекта «Воспитание добропорядочности и борьба с коррупцией в оборонных структурах: опыт Украины». Проводя данное исследование, эксперты ЦИАКР сделали уверенный вывод, что коррупция в оборонной сфере Украины «приобрела признаки системного явления, ставит под серьезную угрозу эффективность развития и функционирования Вооруженных сил, подрывает доверие к армии, приводит к деградации государственного управления в сфере обороны и угрожает самому существованию государства».
Комментируя результаты исследования, в ЦИАКР указывают: «Сегодня Вооруженные силы Украины в очередной раз оказались на пороге глубоких реформ. Необходимы перевооружение войск и переход на новые технологии управления, совершенствование боевой подготовки и реформирование системы социальной защиты военнослужащих. Это, безусловно, потребует значительного финансирования со стороны государства. Но пока мы не преодолеем коррупцию в оборонной сфере (взятки, «откаты»), значительная часть выделенного на оборону финансового ресурса будет потеряна». Трудно отказать в логике: на фоне перманентного недофинансирования Минобороны и острой нехватки средств для армии, борьба с коррупцией в военном ведомстве обретает особое значение.
Что касается предложений, выработанных экспертами (кстати, на основании международного опыта, которым с украинскими аналитиками поделился Женевский центр по демократическому контролю над вооруженными силами), то ключевые из них - налаживание действенной системы аудита, системы контроля за деятельностью структур и ведомств оборонного сектора, и в том числе, парламентского и общественного контроля. Главным критерием в борьбе с коррупцией в армии эксперты назвали наличие политической воли, поскольку невозможно реально преодолеть коррупционные проявления, если сопротивление этому позорному явлению не окажет высшее военно-политическое руководство - президент Украины и министр обороны.
К слову, одной из главных проблем борьбы с коррупцией в оборонном секторе называется отсутствие ответственности должностных лиц, либо же выборочное привлечение к ответственности. В ОПК, например, известны такие примеры, как срыв производства военно-транспортного самолета Ан-70 в 2008 году, искусственное доведение до банкротства Киевского авиационного завода «Авиант» (ныне - филиал ГП «Антонов», долги составили около 2 млрд. грн.), и другие. За все эти деяния никто ответственности не понес.
В Вооруженных силах – та же самая картина. На фоне сотрясавших в последние годы Минобороны скандалов с махинациями в сфере аутсорсинга (в частности, обеспечения питания военнослужащих), незаконным отчуждением земель, аферами в сфере закупки жилья для военных и т.д., «козлами отпущения» обычно назначались мелкие чиновники, да и те редко когда несли за это серьезную ответственность. Тогда как главные организаторы и «крышеватели» этих схем в лице высоких чиновников Минобороны вообще не попадали в прицел правоохранителей.
В поисках «варягов»
В общем, в том, что бороться с коррупцией в армии надо, никто не сомневается. Вопрос в том, как это делать? Военные до сих пор помнят разных кудесников в кресле министра обороны, вроде Анатолия Гриценко, которые рубили шашкой направо и налево, увольняя пачками офицеров за коррупционные деяния (правда, потом львиная часть из них восстанавливалась в должностях через суд, поскольку показушные увольнения чаще всего имели сомнительные юридические основания). Но под топор попадал почему-то в основном все тот же офицерский состав младшего и – редко – среднего звена. До верхних эшелонов военного руководства руки ни у кого не доходили. Тогда как общеизвестно, что рыба гниет таки с головы.
Поэтому никого особо не впечатлили заявления нынешнего главы Минобороны Павла Лебедева о начинающейся в ведомстве масштабной борьбе с коррупцией, прозвучавшие вскоре после его назначения на должность министра. Подобные заявления были хорошо знакомы из уст его предшественников, и на деле никаких конкретных результатов за ними не следовало. Однако с весны 2013 года вдруг начали появляться резонансные сообщения об «отлове» в военном ведомстве птиц довольно высокого полета, погрязших в разного рода злоупотреблениях – от взяток до махинаций в хозяйственной деятельности. Что для армии было в диковинку, и заставило иначе взглянуть на обещанную Лебедевым борьбу с коррупцией.
К слову, этому процессу предшествовали весьма неприятные для военного ведомства события. Павлу Лебедеву досталось сомнительное наследство: например, расследуя прежние деяния военных чиновников, Генеральная прокуратура Украины заявила о систематическом хищении боеприпасов и запчастей к военной технике в Вооруженных силах Украины. По информации ГПУ, были выявлены факты хищения военного имущества и служебной халатности по его сохранению в 20 военных частей, - разворовывались патроны и незаконно расходовались боеприпасы при организации стрельб для посторонних лиц, была выявлена кража 340 тонн топлива для ракетных двигателей стоимостью более 5 млн гривен, значительное количество военной техники стоимостью почти 2,5 млрд грн без достаточных правовых оснований было передано предприятиям ОПК.
При этом изначально было понятно, что львиная должность этих преступлений не могла совершаться без покрывательства (а то и по прямой указке и участии – как, например, при организации незаконных стрельб или передаче военной техники предприятиям ОПК) должностных лиц. То есть, расцвет коррупции был налицо.
Далее произошло беспрецедентное для украинской армии событие. А именно – обращение начальника Генштаба с открытым письмом к военнослужащим. В своем обращении НГШ констатировал небывалый по размаху расцвет воровства и должностных злоупотреблений в Вооруженных силах, угрожал и требовал прекратить этот «беспредел» на местах. Впервые военное руководство признало масштаб проблемы и попыталось принять меры.
Но всякому было ясно, что открытым письмом пусть и «первого генерала державы» ситуацию не исправить. В то время, как собственные ревизорские и аудиторские возможности Минобороны не внушали доверия: контролем занимались те же самые военные чиновники, многие из которых многие годы либо были причастны к не совсем законной деятельности, либо покрывали ее. Замкнутый круг можно было разорвать, только пригласив «варягов» - представителей других структур, которые не обросли связями в Минобороны и не были втянуты в преступные схемы.
Собственно, это и было сделано незадолго до того, как Генпрокуратура начала откапывать прошлые грешки некоторых военных чиновников. И на тот момент, когда ГПУ выступила со своим заявлением, в МО набирала обороты деятельность Департамента внутреннего аудита и финансового контроля Министерство обороны, возглавленного выходцем из прокуратуры Максимом Гольдарбом.
Хроника превентивного удара
В военном ведомстве возглавляемую Максимом Гольдарбом структуру очень скоро назвали «финансовым гестапо» - уж слишком безапелляционно и жестко она проводит свою деятельность по выявлению фактов злоупотреблений военных чиновников. К тому же произошла крутая ломка стереотипного восприятия проверок: раньше львиная доля (около 80%) аудитов были плановыми, и только 20% - внезапными. Руководство Департамента внутреннего аудита и финансового контроля кардинально изменило эту схему, проводя 80% внеплановых аудитов, и только 20% - согласно ранее утвержденному плану.
Это стало весьма неприятным сюрпризом для многих руководителей структурных подразделений военного ведомства, воинских частей, организаций и учреждений (старые "схемотехники" сетуют, что сейчас «работать» стало практически невозможно). Соответственно, и статистика выявленных нарушений сразу же подскочила в разы. Но главное в том, что такая практика позволяет выполнить главную задачу департамента – не констатировать нарушения по факту их совершения, а предупредить принятие неправильных управленческих решений, недостач и хищений, пресечь их еще до того, как державе был нанесен урон. Тем более, что в нашей стране после выявления фактов убытков вернуть деньги державе бывает очень непросто, а часто – и невозможно.
Собственно, в этом и состоит новизна подхода нынешнего руководства МО к борьбе с коррупцией. Как охарактеризовал его сам Максим Гольдарб, «мы стремимся не «догонять ушедший поезд», констатируя факты недостач, хищения, неправомерных или неэффективных решений относительно распоряжения средствами либо имуществом, а предотвращать эти случаи, предупреждать проблемы». На практике же этот механизм заключается в том, что департамент изучает проекты управленческих решений до их принятия и подписания. Рассматриваются решения в самых различных сферах - проекты договоров на отчуждение и на приобретение того или иного имущества для нужд военных, производится мониторинг распределения средств, которые готовятся для перечисления в войска, анализируются документы, подтверждающие необходимость различных выплат.
Эффект от такой деятельности Департамента внутреннего аудита и финансового контроля ярко демонстрируют цифры. Так, только за июль-август этого года было предупреждено необоснованных расходов средств на сумму порядка 40 млн грн. Также удалось избежать продажи имущества по заниженной стоимости, что имело бы результатом потери для МО более чем на 30 млн грнен. Легко подсчитать, какой результат такая работа может дать за год.
Всего за восемь своей работы Департамент внутреннего аудита и финансового контроля обнаружил потерь и убытков на сумму 158,1 миллионов гривен, из которых державе уже возвращено 33,6 млн. Правоохранительным органам передано 138 материалов по делам о нарушениях в общей сложности на 125,7 млн грн. 878 (!) человек привлечено к ответственности, уволено 53 чиновника. Глава департамента МО отметил по этому поводу: «Мы стремимся докладывать министру не об обнаруженных нарушениях или хищении, а о том, что не разрешили неправомерно распорядиться имуществом и средствами. На наш взгляд, как только мы выйдем на такой уровень отчетности, можно будет с уверенностью утверждать, что департамент внутреннего аудита и финансового контроля оправдывает свое существование как структура».
В конечном итоге, ясно, что за день-два, и даже за год коррупцию в армии не побороть. Уж слишком долго эта болезнь подтачивала изнутри военное ведомство, пуская метастазы во все сферы его деятельности. Но эффективно бороться с нею, очевидно, все же можно. Была бы, как говаривают эксперты из ЦИАКР, политическая воля, которая по-видимому у нынешнего руководства есть.
- Информация о материале
Союз или даже симбиоз громадного неидеологического образования под названием «Партия регионов» и президентом Виктором Януковичем обречен на провал. Они давно превратились друг для друга в чемоданы без ручки. Нести тяжело, а бросить жалко. Но с каждым шагом жалко все меньше.
Плюс, оба путешественника считают чемоданом попутчика. «Он все испортит, все провалит, плохо кончит и подведет нас под монастырь», - тихо шепчутся те партийцы, которых стоит принимать в расчет. «Чем они недовольны, все же нормально, все в порядке, соскучились по кнуту - неблагодарные», - наверняка вздыхает Виктор Федорович временами. Союз чемоданов без ручки постепенно превращается в вооруженный до зубов нейтралитет. Дальше события будут развиваться по цепочке и дискутировать можно лишь на тему «когда?» и «кто первым нападет?», а остальное доказано исторически.
Когда точки зрения мужа с женой на решение какого-либо вопроса расходятся, они часто поступают так, как хочет жена. Она называет это компромиссом. В отношении Виктора Януковича и Партии регионов все происходит почти так же. Правда, приоритет тут у мнения Виктора Федоровича и труд называть это «компромиссом» он на себя не берет. И если в семье это будет продолжаться слишком долго и мужу надоест – дело закончится разводом. Почему у лидера Партии и самой партии должно быть иначе? Нет причин. И даже контакт одного из ярких членов ПР Чечетова с Богом ничего не меняет.
Какой-то спаянной общей идеологией Партии регионов не просто нет, ее и не было никогда. Просто на заре независимости группа бизнесменов поняла, что для увеличения капиталов необходимо идти в политику. Для этого создали партию. Она так и существует, служа владельцам в качестве системы для лоббизма и шансом стать социальным лифтом для карьеристов. Только шансом – никаких гарантий. И чем меньше шанс, тем активнее в ПР приходится загонять бюджетников, студентов и прочих, на кого можно надавить. Это Колосс на глиняных ногах. Которые подтачивает общее недовольство в самом низу и усталость вверху.
Основной массе в Партии регионов уже давно не нужен Виктор Янукович. Как он становится не нужен и тем, кто принимает хоть какие-то решения. Запас плюшек давно распределяется не по партийным квотам, а по признаку личной преданности «Семье». Никаких преимуществ партийность не дает – и безопасность не гарантирует. Доказано тем же Мельником.
Зато шансы на политическое будущее партии Виктор Федорович уменьшает с каждым днем. Просто потому что именно его грехи и любовь к роскоши на фоне общей бедности народ связывает с Партией регионов в целом. И когда маятник пойдет назад (а с законами физики не смог спорить даже Каддафи) – за грехи вождя ответят и однопартийцы. Естественно, их такой вариант категорически не устраивают. Они хотят сохранить себя в политике.
Самое интересное, что и самому Януковичу Партия регионов уже совершенно не нужна. Мавр сделал свое дело – свободен. Янукович прекрасно понимает, что его власть сегодня держится на силовых структурах, административной вертикали и сотрудничестве с несколькими олигархами. Никакая партийность тут ничего не значит. Партия регионов не поможет президенту в ближайшей кризисной ситуации (да и не захочет), а делить с ними победы – зачем?
Что мы имеем в результате? Типичную для массы несчастливых семей ситуацию. С вполне понятными перспективами. Партия регионов устала от президента – он тянет ее с собой в пропасть. Самые активные и влиятельные партийцы уже выбирают преемника. Сам Янукович тоже не понимает, зачем ему этот разболтанный формальный механизм – никакой пользы он уже не принесет. Вот так они пока и сосуществуют – испытывая легкое раздражение друг от друга. Несчастливы вместе. Значит, развод неизбежен. Правда, станут ли они счастливы порознь – тоже очень сомнительно.
- Информация о материале
«Комментарии» опросили экспертов, с какой целью создан проект «Украинская Кривда».
Владимир Фесенко, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»
- Это одна из негативных технологий, которая должна дискредитировать, прежде всего, ведущие СМИ, отдельных журналистов, посеять разброд и шатания в умы и поведение читателей, прежде всего в Интернете. Зародить и усилить недоверие к средствам массовой информации, отдельным публикациям, максимально запутать потребителя политической информации – это главная цель. Это классическая черная технология. Судя по истории с клоном «Украинской правды», это не единственный случай.
Есть и еще одна параллельная функция – «сливной бачок». У меня такое подозрение, что через дискредитацию ведущих СМИ распространяются информационные войны внутри самой власти. Понятно, что заказчики, как правило, люди, наделенные серьезными финансовыми ресурсами.
Я думаю, что сейчас апробируются, обкатываются технологии, которые будут активно использоваться во время президентских выборов. Но, кроме того, сейчас очень заметна эта история с пиар-кампаниями претендентов на пост премьера, активный слив по поводу претендентов на пост главы АП. Тут как раз мы видим проявления информационных войн внутри власти. С одной стороны – против оппозиции, с другой – использование таких неблаговидных технологий для разборок внутри власти.
Удар наносится по ведущим и авторитетным изданиям, стремятся их дискредитировать и тем самым донести до читателя, что никому верить нельзя.
Это та же технология «против всех», которая используется на выборах, только уже в информационном плане. Подрыв доверия в любой сфере деятельности - это угроза не только для бизнеса, это угроза нормальной жизни. Однако нормальные социальные и информационные инстинкты все равно уберегут значительную часть читателей от этого вируса недоверия. Если человек выбрал какое-то издание, он видит по публикациям, что это издание соответствует его мировоззрению, что оно является честным по отношению к самому читателю, он от него не уйдет. Я думаю, что компетентный читатель, он разберется, где правда, а где кривда.
Знаете, есть свои посетители и у порносайтов, разной «чернухи», и от этого не застрахуешься. Но каждому свое. Я просто напомню для любителей и профессионалов «черных» технологий опыт 2004 года. Тогда черные технологии широко использовались. Но в итоге, именно масштабное использование таких технологий, привело к поражению одного из кандидатов. Когда от чьей-то политической и информационной кампании воняет, то это первый шаг к информационному поражению.
Кость Бондаренко, председатель правления Института украинской политики и Фонда «Украинская политика»
- Это некая технология, которая призвана показать, в первую очередь, что у нас нет объективных средств массовой информации, что все СМИ у нас – это «джинсовики», что все у нас подвержены одним и тем же общественным болезням. Это первый момент. Второй момент - фактически посеять некое недоверие в среде самих журналистов. По крайней мере, сейчас накануне выборов и многочисленных избирательных кампаний многие редакции будут хорошенько думать относительно того, связываться с теми или иными структурами или не связываться, для того, чтобы брать или не брать у них заказы. Я думаю, что немножко пошумят, немножко почитают, вокруг этого немножко волны поподнимают, но реально это мало изменит ситуацию на рынке.
Евгений Копатько, директор компании Research and Branding Group
- Я могу сказать только одно: если говорить о «джинсе», то бороться с ней другой «джинсой» не совсем правильно. «Украинская Кривда» не может решить эту задачу. Это не глубокая аналитика, мягко говоря, это не такие глубокие материалы, чтобы их обсуждать.
Юрий Романенко, директор Центра политического анализа «Стратагема»
Главная цель - потрогать за мягкое вымя украинские СМИ и дискредитировать их таким образом. Какая разница, кто за этим стоит. Есть ситуация, и есть инструмент. Понятно, что инструмент существует в интересах того или иного субъекта - политического, или неполитического, не важно, и преследует свои интересы, вскрывает нарывы, так сказать. Эта ситуация интересна исключительно объектам и субъектам медийного процесса. Для большинства людей «Украинской Кривды» не существует.
Виктор Небоженко, директор Социологической службы «Украинский барометр»
- Я не думаю, что нужно пиарить такие проекты своими комментариями. Понимаете, после комментария Небоженко еще люди войдут туда (на сайт «Украинской Кривды» - Ред.). Не будем поддерживать такие вещи.
- Информация о материале
Морские порты продолжают снижать объемы перевалки. В прошлом году падал импорт, в этом — экспорт. Но самые большие потери по-прежнему на транзитном направлении. В основном за счет российских грузов. Переориентация на порты России идет давно, но предстоящее подписание Украиной соглашения с Европейским Союзом и, как следствие, начатая северным соседом торговая война еще больше обострили эту проблему. Транспортная отрасль в ожидании новых потерь.
Чтобы удержать грузопотоки и привлечь новые, конкурентоспособность украинских портов должна вырасти в разы. Однако, несмотря на усовершенствование законодательной базы, внедрение современных методов контроля и оформления грузов, на практике украинским гаваням так и не удалось приблизиться к европейским стандартам. Это хорошо видно на примере контейнерных перевозок, являющихся своеобразным индикатором уровня развития портов и их привлекательности. Если в целом падение грузооборота в портах отражает нынешнее экономическое положение страны, то состояние контейнерного рынка демонстрирует еще и работу контролирующих органов. А тут, по сути, мало что меняется.
Небольшое оживление
В мире большая часть пригодных для затаривания грузов (в том числе жидких и сыпучих) перевозится в контейнерах. В Украине их доля в общем объеме грузооборота морских портов невелика — всего 8,5%. Наше государство с большим опозданием осознало выгодность и перспективность данного направления. Но в нынешних планах Министерства инфраструктуры — довести к 2027 г. ежегодный грузооборот контейнеров до 6 млн TEU (эквивалент двадцатифутового контейнера). По нынешним меркам, это фантастическая цифра. Напомним, в самом пиковом 2008 г. порты Украины перевалили 1,2 млн TEU, в 2012-м — 723,9 тыс. TEU. В первом полугодии нынешнего года они смогли увеличить объемы на 4,9%. Если эти темпы сохранятся, то к концу декабря Украина выйдет на показатели двухгодичной давности. В отличие от соседних стран Черноморского региона, наш контейнерный рынок за три с половиной года так и не сумел восстановиться. Между тем Россия, Румыния, Грузия вышли на докризисные показатели еще в 2011-м и перекрыли их по итогам 2012 г.
Можно ссылаться на то, что украинский контейнерный рынок пострадал от кризиса сильнее всего. Объемы упали больше чем наполовину. И все же, если Украина не сделает рывок вперед, то ее доля (а она сегодня в общем объеме перевалки контейнеров на Черном море самая высокая) будет снижаться, а у соседей — расти.
В Министерстве инфраструктуры считают, что нынешний потенциал украинских портов позволяет дополнительно привлечь около 1 млн TEU. Но далеко не все участники контейнерного рынка разделяют такой оптимизм. И это показал Седьмой Международный черноморский контейнерный саммит, который прошел в Одессе в начале сентября. Представители бизнеса, власти и таможни вновь рассматривали вопросы о том, как нарастить дополнительные объемы. Точнее, как удержать транзит и вернуть ушедший в порты Румынии, Польши и Литвы импорт? Ибо на рост ВПП и покупательский спрос рассчитывать особо не приходится. Ежегодный прирост импорта в Украину на уровне 2% — это фактически ничто, считают эксперты.
Чиновники отмечают, что сегодня наблюдается частичное возвращение грузопотоков, благодаря стабилизации работы таможенных служб.Но так ли это? Эти объемы пока незначительны. По данным экспертов, существует два трафика доставки грузов в обход украинских портов. Та часть, которая идет в контейнерах без перегрузки (а это2,5% от импортного контейнерного оборота украинских портов),в этом году демонстрирует тенденцию к снижению. А та часть (наибольшая), которая идет с перегрузкой в другую тару, к концу года может вырасти вдвое и достигнуть порядка 78 тыс. TEU.
Кто виноват? Чиновник
Сегодня перевалка контейнеров находится в частных руках, поэтому проблем с мощностями, которые стивидорные компании усиленно наращивали в последние годы, нет. С учетом ввода к концу 2013-го нового терминала в Одесском порту Украина технически сможет перегружать свыше 2,6 млн TEU в год. Заметим, нынешний контейнерооборот всех портов на Черном море, включая украинские, — около
2,5 млн TEU. Так что мощности с лихвой перекрывают нынешние потребности рынка. Специалисты констатируют, что нет проблем и с автомобильным, и с железнодорожным транспортом. Так в чем же беда?
Для любого грузовладельца важно получить товар быстро, надежно и дешево. Вот с этим в украинских портах большая проблема. Не счесть, сколько было сломано копий, исписано бумаг, произнесено речей с самых высоких трибун по поводу бумажной волокиты, бюрократизма и намеренного затягивания оформления грузов. Все помнят обещания президента и премьер-министра страны привести украинские реалии к европейской практике,искоренив поборы и коррупцию. Но воз проблем и ныне стоит на том же пути.
На оформление одного контейнера в украинских портах по-прежнему уходит от восьми часов до нескольких суток. В портах ЕС — 30 минут. Таможенному досмотру подвергаются 50% транзита и 100% импорта. В ЕС — 1 и 5% соответственно.
При этом в Украине самые высокие портовые сборы. Они вдвое выше, чем в портах Черноморья и втрое — чем в портах Средиземноморья. По словам коммерческого директора контейнерного терминала компании "Трансинвестсервис" Дианы Стамиковой, даже если расчеты показывают, что транспортировка через Украину с учетом морского фрахта и наземной доставки дешевле, чем в соседних черноморских портах, то это все равно ничего не значит. Сроки оформления документов, дополнительные платежи и сборы в конечном итоге значительно повышают стоимость доставки. Очень часто оформление документов в портах передается коммерческим структурам, что тоже приводит к росту тарифов на обработку контейнеров.Но что особо возмутительно — для многих грузовладельцев таможня намерено затягивает оформление документов, чтобы подпитывать коррупционные схемы.
Надо сказать, что поборы со стороны различных контролирующих служб исправно на протяжении многих лет косят имидж нашей страны и в глазах иностранных судовладельцев, для которых Украина остается коррумпированным государством. "Чиновник поднимается на борт судна с целью получить конверт или наложить штраф, не важно, по какому поводу. У наших иностранных партнеров, кроме раздражения или смеха, такое поведение ничего другого вызывать не может", — говорил президент Ассоциации контейнерных линий Украины Стефан Кленчу.
Иными словами, гарантировать скорость, стоимость и прогнозируемость доставки груза через наши порты архисложно. Это показали и события, произошедшие месяц назад в Одесском порту, когда таможня начала сканировать все подряд импортные контейнеры, задержав доставку тысяч тонн груза потребителям. Представители судоходных компаний считают, что с такими подходами бессмысленно рассчитывать на улучшение ситуации с контейнерами. "Министерство доходов и сборов в течение нескольких недель нанесло еще больший ущерб экономике Украины, чем задержка грузов на российской границе, — считает генеральный директор судоходной компании "Маерск Украина" Йеспер Педерсен.
В отличие от стран Европы, таможня в Украине является главным инструментом для наполнения бюджета и личного обогащения. Власть не может отказаться от первого и не желает искоренять второе. Это сегодня данность. В итоге импортеры ищут более дешевые логистические цепочки для доставки груза в обход украинских портов — через Румынию, Польшу, Германию, страны Балтики. Хотя путь из Китая в порты Большой Одессы намного короче.
Основания для оптимизма
В Министерстве инфраструктуры признают, что существующий в портах контроль и порядок прохождения и оформления судов и грузов сложный, продолжительный и отрицательно влияет на имидж Украины как морской державы. Поэтому для упрощения норм контроля, сокращения сроков оформления документов в портах будет внедрена система электронного документооборота. Проект под названием "Информационная система портового сообщества" сейчас обкатывается в Одесском порту. На очереди — Ильичевский.
Помимо этого, для повышения конкурентоспособности наших гаваней министерство разрабатывает новую методику расчета портовых сборов с целью оптимизации уровня ставок. Для транзитных грузов, если их на судне половина и больше, будет предоставляться скидка в размере 50%. Это первое. Второе. Раньше тарифы на перевалку регулировались государством. Теперь, после вступления в силу в июне этого года Закона "О морских портах Украины", они отпущены в свободное плавание. Стивидорные компании вправе сами устанавливать цены на свои услуги, что создаст условия для конкуренции и привлечения грузопотоков. Третье. Администрация морских портов Украины, созданная в результате реформирования отрасли, намерена реанимировать ранее существовавшие в портах Одесской области свободные экономические зоны, расширив их границы, и организовать новые в самое ближайшее время.
Однако, что касается режима "порто-франко", то пожеланий одних портовиков тут мало. Пример тому законопроект о контейнерных перевозках, который бизнес ждет второй год. Данный документ из-за преград других министерств и ведомств, которые не согласны с урезанием их полномочий (то бишь поборов), так и не попал в парламент. Сегодня чиновники из Министерства инфраструктуры уверяют, что он уже передан в профильный комитет Верховной Рады и в самое ближайшее время будет вынесен на рассмотрение. С их точки зрения, его принятиепозволит увеличить объемы контейнерной перевалки без привлечения инвестиций, поэтому у депутатов возражений быть не должно.
Будущее контейнерных перевозок зависит от многих факторов. В том числе и от способности Украины быстро адаптироваться к новым мировым тенденциям. В частности, к готовности принимать контейнеровозы большей вместимости, на которые делают ставку ведущие судоходные линии. Здесь свой комплекс проблем. Однако что толку говорить сегодня о глобальных вызовах, стоящих перед всеми портами Черного моря, когда Украина не может справиться с элементарными внутренними проблемами, требующими не денежных вложений, а лишь новых подходов.
***
Как сообщила в ответ на запрос ZN.UA по поводу претензий предпринимателей пресс-служба Министерства доходов и сборов Украины, использование 100-процентного сканирования грузов, перемещаемых в режиме импорт и транзит через Одесский МТП, Ильичевский МТП, а также порт "Южный", начато исключительно для ускорения таможенного контроля по сравнению с непосредственным осмотром транспортных средств.
При использовании мобильных сканирующих систем типа RapiscanEagle M4507 в Южной таможне среднее время, необходимое для проведения неразрушающего осмотра (проверки) всех типов транспортных средств и контейнеров, составляет от 2 до 5 минут в зависимости от сложности груза и наличия (отсутствия) скрытых от таможенного досмотра товаров. А также, учитывая отсутствие оплаты за сканирование транспортных средств и контейнеров (Миндоходов предоставляет такие услуги на бесплатной основе), накладные расходы перевозчиков (брокеров) на услуги по разгрузке/загрузке транспортных средств и контейнеров при проведении таможенного досмотра должны быть значительно уменьшены за счет отсутствия необходимости выгрузки товара, при условии отсутствия замечаний к грузу со стороны операторов мобильной сканирующей системы. Средняя же стоимость услуг по разгрузке/загрузки транспортного средства или контейнера (в зависимости от размера и веса) при проведении таможенного досмотра составляет от 1500 до 15000 грн за одно транспортное средство (услуги сторонних организаций).
Согласно информации пресс-службы МДСУ, практика введена в целях борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил. Это позволяет точечно осматривать только те контейнеры, которые после сканирования вызывают вопросы. И, соответственно, снижает риск коррупции и необоснованных доначислений. По данным Миндоходов, количество протоколов о нарушении таможенных правил, составленных подразделениями Южной таможни Миндоходов в Одесском морском торговом порту, Ильичевском морском торговом порту, а также в порту "Южный", за период проведения оперативных мероприятий с использованием мобильных сканирующих систем уменьшилось на 54%.
- Информация о материале
Страница 912 из 1561
