«Комментарии» опросили экспертов, с какой целью создан проект «Украинская Кривда».
Владимир Фесенко, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»
- Это одна из негативных технологий, которая должна дискредитировать, прежде всего, ведущие СМИ, отдельных журналистов, посеять разброд и шатания в умы и поведение читателей, прежде всего в Интернете. Зародить и усилить недоверие к средствам массовой информации, отдельным публикациям, максимально запутать потребителя политической информации – это главная цель. Это классическая черная технология. Судя по истории с клоном «Украинской правды», это не единственный случай.
Есть и еще одна параллельная функция – «сливной бачок». У меня такое подозрение, что через дискредитацию ведущих СМИ распространяются информационные войны внутри самой власти. Понятно, что заказчики, как правило, люди, наделенные серьезными финансовыми ресурсами.
Я думаю, что сейчас апробируются, обкатываются технологии, которые будут активно использоваться во время президентских выборов. Но, кроме того, сейчас очень заметна эта история с пиар-кампаниями претендентов на пост премьера, активный слив по поводу претендентов на пост главы АП. Тут как раз мы видим проявления информационных войн внутри власти. С одной стороны – против оппозиции, с другой – использование таких неблаговидных технологий для разборок внутри власти.
Удар наносится по ведущим и авторитетным изданиям, стремятся их дискредитировать и тем самым донести до читателя, что никому верить нельзя.
Это та же технология «против всех», которая используется на выборах, только уже в информационном плане. Подрыв доверия в любой сфере деятельности - это угроза не только для бизнеса, это угроза нормальной жизни. Однако нормальные социальные и информационные инстинкты все равно уберегут значительную часть читателей от этого вируса недоверия. Если человек выбрал какое-то издание, он видит по публикациям, что это издание соответствует его мировоззрению, что оно является честным по отношению к самому читателю, он от него не уйдет. Я думаю, что компетентный читатель, он разберется, где правда, а где кривда.
Знаете, есть свои посетители и у порносайтов, разной «чернухи», и от этого не застрахуешься. Но каждому свое. Я просто напомню для любителей и профессионалов «черных» технологий опыт 2004 года. Тогда черные технологии широко использовались. Но в итоге, именно масштабное использование таких технологий, привело к поражению одного из кандидатов. Когда от чьей-то политической и информационной кампании воняет, то это первый шаг к информационному поражению.
Кость Бондаренко, председатель правления Института украинской политики и Фонда «Украинская политика»
- Это некая технология, которая призвана показать, в первую очередь, что у нас нет объективных средств массовой информации, что все СМИ у нас – это «джинсовики», что все у нас подвержены одним и тем же общественным болезням. Это первый момент. Второй момент - фактически посеять некое недоверие в среде самих журналистов. По крайней мере, сейчас накануне выборов и многочисленных избирательных кампаний многие редакции будут хорошенько думать относительно того, связываться с теми или иными структурами или не связываться, для того, чтобы брать или не брать у них заказы. Я думаю, что немножко пошумят, немножко почитают, вокруг этого немножко волны поподнимают, но реально это мало изменит ситуацию на рынке.
Евгений Копатько, директор компании Research and Branding Group
- Я могу сказать только одно: если говорить о «джинсе», то бороться с ней другой «джинсой» не совсем правильно. «Украинская Кривда» не может решить эту задачу. Это не глубокая аналитика, мягко говоря, это не такие глубокие материалы, чтобы их обсуждать.
Юрий Романенко, директор Центра политического анализа «Стратагема»
Главная цель - потрогать за мягкое вымя украинские СМИ и дискредитировать их таким образом. Какая разница, кто за этим стоит. Есть ситуация, и есть инструмент. Понятно, что инструмент существует в интересах того или иного субъекта - политического, или неполитического, не важно, и преследует свои интересы, вскрывает нарывы, так сказать. Эта ситуация интересна исключительно объектам и субъектам медийного процесса. Для большинства людей «Украинской Кривды» не существует.
Виктор Небоженко, директор Социологической службы «Украинский барометр»
- Я не думаю, что нужно пиарить такие проекты своими комментариями. Понимаете, после комментария Небоженко еще люди войдут туда (на сайт «Украинской Кривды» - Ред.). Не будем поддерживать такие вещи.