Статьи
Минувшая неделя в Украине стала «евроинтеграционной». В среду Кабмин одобрил Соглашение об ассоциации с ЕС — необходимый шаг для получения Президентом права на подписание документа в ноябре. В конце недели на ежегодной конференции Ялтинской европейской стратегии разговор шел преимущественно о перспективах и сроках сближения Киева с Брюсселем. И если год назад на представительном форуме Виктора Пинчука в Крыму тоже говорили о евроинтеграции, но исключительно в связи с судьбой осужденного экс-премьера Юлии Тимошенко, сейчас контекст принципиально иной — Россия. Единственный козырь Виктора Януковича в игре с ЕС — ставка на то, что Соглашение об ассоциации сводится не к экономике и демократии, а главным образом к геополитическому будущему Восточной Европы, — наконец-то сыграл в полной мере. Европейцы нехотя и брезгливо протянули руку украинскому лидеру. С первыми залпами августовской торговой войны стало ясно — Украину уже не предупреждают, ее готовятся примерно наказать за рывок на Запад.
Бросок на юг
Благодаря неожиданному повороту в ситуации вокруг Сирии Владимир Путин добился наибольшего дипломатического триумфа России за все время после завершения холодной войны. На этом фоне проблема ускользающей из российской сферы влияния Украины отошла на второй план. После спасения (хоть и временного) последнего союзника Москвы на Ближнем Востоке от угрозы вторжения Путину вроде бы стало не по чину переживать из-за экономически слабой и политически разделенной соседки.
Бремя борьбы с самоуправством Януковича целиком и полностью свалилось на плечи советника российского президента Сергея Глазьева. Впрочем, доходя в своих заявлениях до откровенного хамства и истерики, опытный экономист Глазьев лишь камуфлирует то, что способов остановить движение Украины и ЕС к подписанию соглашения в Вильнюсе у Кремля не осталось. И пока в Киеве устраняют последние препятствия к историческому шагу на пути в Евросоюз в Москве прорабатывают план действий на период после саммита. И здесь главный упор будет делаться на то, чем Кремль гнушался заниматься после провала на президентских выборах 2004 года, — на внутреннюю украинскую политику.
Для ввода в действие наиболее важной для Киева части соглашения — положений о свободной торговле — документ должен быть ратифицирован Верховной Радой. Россияне через свои каналы влияния на депутатов в разных фракциях будут добиваться срыва голосования. Вряд ли это получится, но многим «ответственным за Украину» товарищам в Москве необходимо демонстрировать Путину активность.
Гораздо большие усилия будут прилагаться к ухудшению политического положения Виктора Януковича в целом. Если американские консультанты и ближайшие соратники убедили украинского Президента, что подписание Соглашения об ассоциации практически гарантирует ему переизбрание на второй срок, то задача россиян — на практике продемонстрировать противоположное. Поэтому, вероятнее всего, Москва начнет искать собственного сильного кандидата в президенты, который выступит против Виктора Януковича с пророссийских позиций, расширенных критикой социально-экономической ситуации в стране. Очень разных и по разным причинам ориентированных на Россию политиков, бизнесменов, общественных деятелей и журналистов призовут отказаться от любой поддержки Януковича и работать на откровенно антизападный проект. Причем «Украинский выбор» Виктора Медведчука ввиду его очевидной маргинальности станет лишь частью такого проекта. В России есть опыт создания надпартийного Общественного фронта, которому прочат место «Единой России» в центре политической системы. Некий «Славянский фронт» вполне могут попробовать сконструировать и в Украине, что позволит объединяться вокруг идеи, а не конкретной личности или группы лиц. Без этого не удастся связать в одно целое коммунистов, активистов движений в защиту русского языка, крымских и севастопольских сепаратистов. Пока все они действуют разрозненно, угроза от них для власти незначительна.
Соответствующая целенаправленная политика России больно ударит по местным структурам ПР на востоке и особенно на юге Украины, где засилье «донецких» и без того раздражает региональные элиты. Именно причерноморские области, историческая Новороссия, станут главным местом приложения усилий Москвы по созданию третьей силы — альтернативы Януковичу и проевропейской оппозиции.
Ставка на нестабильность
В короткой перспективе (из-за дыр в украинском бюджете, увлеченности американцев и европейцев Сирией, проблем Киева с возобновлением сотрудничества с МВФ) у Кремля есть хорошие шансы довести Януковича до полного отчаяния. Особенно если проблемы с украинским экспортом в Россию приобретут масштаб августовской торговой блокады, а само по себе подписание соглашения с ЕС не откроет Украине быстрый доступ к западным кредитным ресурсам. Немного умерив амбиции и переступив через свою гордость, при таком варианте Путин сможет принудить Януковича к шагам, которые на уровне символов в общественном сознании выровняют западный крен. Если оценивать ситуацию трезво, то в вопросе украинской евроинтеграции вся игра для России сводится к совершенно нематериальным ценностям вроде ощущения восстановления единоличного контроля над постсоветским пространством. Так что даже при работающей зоне свободной торговли с ЕС от Киева можно будет добиться достаточной готовности подыграть иллюзии «возрождения Великой России».
Однако, вероятнее всего, в Кремле не ограничатся наблюдением за постепенным втягиванием Украины в европейское политико-правовое и экономическое пространство, и исключительно ритуальными жестами в адрес столь дорого Путину евразийского проекта. В Москве понимают, что логично следующий за ассоциацией безвизовый режим с ЕС как уполовинит число симпатиков России в Украине, так и четко продемонстрирует российским «рассерженным горожанам», что путинский режим оставил их за границами общего европейского пространства.
В связи с этим весьма вероятно, что Кремль займется разноплановой дестабилизацией Украины, доведением ситуации до аналога 2006–2008 годов, когда прозападный курс украинского руководства блокировался его неспособностью обеспечить управляемость страны. Для этого Москва будет тайно работать с украинской оппозицией, искать пути использования партии «Свобода» и как пугала для жителей востока страны и как инструмента саботажа проекта добычи сланцевого газа в Прикарпатье. Не исключено возобновление шагов по расшатыванию ситуации в Крыму, другие провокации. Все это в качестве ответной реакции будет порождать еще большее ужесточение режима, усиление давления на региональные элиты и депутатов из Партии регионов, как это происходит уже сегодня. Как и в Грузии, россияне будут вынуждены поддерживать столь нелюбимые ими демократические процессы в надежде на связанный с ними хаос. Именно нестабильность в Украине — сегодня главная цель Москвы. Ведь Кремлю не очень важно формальное членство нашей страны в Таможенном союзе — достаточно затормозить интеграцию в ЕС, энергетическое сотрудничество с США, сближение с Западом в целом. А там, рассчитывают в Москве, они уже и разживутся собственным популярным политиком и лояльной к ним партией, которая на следующем этапе решительно поведет Украину в противоположном направлении.
- Информация о материале
Представьте, что вы — молодой олигарх, уже обвешанный футбольным клубом, медиа-холдингом, нефтеперерабатывающим заводом и отягощенный невероятной суммой чужих денег. Вы летите на частном комфортабельном самолете со своей свитой в Белокаменную, чтобы убедить главу "Роснефти" Игоря Сечина уговорить главу "Газпрома" Алексея Миллера на скидку еще на 100 долл. на нефтегазовый ресурс. Более того, вы хотите получать этот ресурс напрямую, а не как прежде — через "Нафтогаз Украины" или фирташевский Ostchem, у которого цена газа минимум долларов на 80 ниже, чем у НАКа.
Если затея удастся, вы получите самый дешевый газ в Европе. На газовом рынке Украины у вас не останется конкурентов. На блюдечке с голубой каемочкой вам преподнесут не только химическую, всю промышленность Украины. И не только промышленность. О Дмитрии Фирташе забудут. Ринат Ахметов будет стоять в очереди просящих именно у вас сравнительно дешевый газ…
Представьте, что эта ваша смелая идея понравилась президенту Украины, и он (еще до начала торговой войны РФ с Украиной) лично лоббировал вашу структуру и, возможно, вас перед В.Путиным. Это дорогого стоит.
…И вот вы приземляетесь в московском аэропорту. Ваша свита проходит надлежащий таможенный и пограничный контроль. Вы — в предвкушении результативных встреч, неимоверных перспектив и доходов. Вы окрылены. Вы жаждите триумфа!
И в этот момент российские стражи границы вам сухо говорят: "Пройдемте". Вас, такого красивого и могучего успешного украинского миллиардера, почти на четыре часа оставляют наедине со своими мыслями в отдельной комнате без связи с внешним миром.
Поверьте, в этот отрезок времени вы бы не думали о том, как ярко провести свой предстоящий день рождения на "Лазурке".
Вся короткая, но насыщенная бизнес-жизнь пролетает перед глазами. Танкеры с нефтепродуктами, цистерны и составы с горючим, таможни, неуплаченные акцизы и налоги; лица Коломойского, Арбузова, Клименко — все со сдвинутыми бровями. И еще лицо Того, о Ком и сказать страшно…
Через почти четыре часа "уединения" вас приглашают "на выход". И по пути очень внятно "шепчут": "Не воруй российский газ! Российский газ воровать нельзя!".
Страшный сон, правда? А если это не сон?..
Через некоторое время вы, оправившись от испуга, снова уверенный в себе олигарх, задаетесь вопросом: "нельзя" касается только российского газа? Если так, то есть варианты.
"Продавец воздуха", или Как создавалась и работает ресурсная пирамида
Механизм финансовых пирамид в свое время воочию во всех странах СНГ продемонстрировал Мавроди. Впрочем, он был не один. Но до сих пор люди на это ведутся. Для участников таких пирамид важно быть в числе первых. Только первые успеют снять сливки, пока пирамида не рухнет. Это аксиома.
Сергей Курченко во времена строительства пирамид Мавроди еще был школьником. Но повзрослев, не стал изобретать велосипед. Единственный нюанс: Курченко создает ресурсные пирамиды, а точнее, энергоресурсные (нефтепродуктовая и газовая). Впрочем, и в этом у него были "папередники". Он берет ресурс у одних, продает другим. Его не очень-то заботит маржа. Главное — успеть это сделать до того, как владелец ресурса опомнится и станет требовать полную оплату.
У Курченко, как неофициально говорят его бизнес-партнеры, "затерялось только по 2012 г. не менее 500 млн кубометров" газа. По самым скромным подсчетам, это стоит 178,5 млн долл. В лабиринтах предприятий, аффилированных с бизнесом Курченко, речь идет о газе, взятом у Ostchem Holding и у "Нафтогаза" и перепроданном компаниями холдинга ВЕТЭК промышленным газопотребителям. Сколько и у кого наодалживал энергоресурсов младомиллиардер, этого, может, и сам он не совсем осознает. А зачем? Он же не инвестирует и даже не оплачивает ресурс. Он перепродает…
Начиналось все даже трогательно. Кто-то упросил "газовых авторитетов" помочь трудоустроить харьковского мальчика. Помогли, выделили долю на рынке сжиженного газа. Мальчик быстро подрос, осмелел и убедил ну почти всех, что незачем им в своем бизнесе иметь такой малоэффективный и хлопотный сегмент, как сжиженный газ. Мол, он все обеспечит — ему интересно, а им хоть какая-то прибыль. Уже в 2010 г., если бы владельцы энергобизнесов были повнимательнее, они бы рассмотрели, что Курченко в общем-то работает по принципу ресурсной пирамиды: у этих взял, тем продал. О балансе ресурсов у него голова не болит — все равно не его. Но в этом самая большая опасность — дисбаланс ложится на бюджеты госкомпаний, например "Нафтогаза". Те, в свою очередь, требуют госдотаций. И вынуждены брать кредиты под сумасшедшие проценты. В результате все это становится проблемой потребителей газа, а не заботой таких торговцев, как Курченко.
Со сжиженного газа, порядком разбалансировав рынок нефтепродуктов, о чем подробно писало ZN.UA, Курченко "переключился" на природный газ. И, наверное, очень удивился, что здесь для его ресурсной пирамиды — неограниченные возможности. Ведь в этом бизнесе поначалу его никто всерьез и надолго не воспринимал...
В 2011 г. каким-то образом Курченко уговаривает "Нафтогаз Украины" отдать ему ресурсный газ на реализацию через две симферопольские (по месту регистрации) компании. И вот чудо: любого гражданина за несвоевременные платежи за три кубометра газа в месяц просто "отключат от газа", а Курченко отдали газ стоимостью миллиарды гривен без особых проблем. 25 июня 2012 г. ООО "ГазУкраина-Трейдинг" получило от НАКа газ на сумму около 1,1 млрд грн. Через сутки другое ООО — "ГазУкраина-Коммерс" получило по той же схеме газ на сумму 3,53 млрд грн. Оба ООО даже сделали условные первые проплаты, чтобы владелец ресурса не волновался раньше времени. А когда НАК "прозрела", ее газ уже давно и успешно был реализован. Только вот основных платежей за него "Нафтогаз" так и не дождался…
И с тех пор, как в анекдоте, Курченко карта пошла.
В том же 2012 г. он предлагает Дмитрию Фирташу: мол, ваши химпредприятия все равно не используют весь поставляемый вами газ, так я готов реализовать его — с выгодой для вас! Ну попробуйте, молодой человек.
Молодой человек не просто попробовал, а вкусил прелесть этого бизнеса и проникся. Да так, что попробуйте его выкорчевать. Он уже теперь и В.Януковичу "разъясняет" выгоды своих ресурсных пирамид. И посредники ему при этом уже не нужны.
Теперь тот же Фирташ пытается найти ответ на элементарные вопросы: где и когда я тебя проморгал?
Скажу больше: вы, Дмитрий Васильевич, первый вручили Курченко ключи от всех ваших (а заодно и державных) замков. А теперь удивляетесь тому, что он входит без спроса и без стука?
Пока вы там все отдыхали с мая по август, младоолигарх времени зря не терял. Только за минувшее лето, по данным источников ZN.UA, аффилированные с фирмами Курченко компании успели продать около 300 млн кубометров газа. Хотя расплатились приблизительно за 100 млн кубометров.
Ну почти высший пилотаж. Такое бывало разве что в 1993–1995 гг. И еще, когда премьер Тимошенко выбивала из схемы фирташевско-газпромовское "РосУкрЭнерго".
А 200 млн кубометров уже в 2013 г. "зависли", потому что младоолигарх, как может выясниться, "продавал воздух". И висит вся эта "благодать" на "Нафтогазе Украины" как блюстителе газового баланса всей страны. Неудивительно, что с ним все не так: пара таких, как Курченко, способны за неделю разбалансировать энергоресурсы любого континента.
Почему молчит "Нафтогаз"?
По информации различных источников ZN.UA, компании, аффилированные с холдингом Курченко, продали в прошлом году чуть ли не в два раза больше, чем было реального ресурса, взятого ими из разных источников на реализацию, — свыше 800 млн кубометров (по некоторым данным, более 1 млрд кубометров).
Это не считая долгов компаний "ГазУкраина-Коммерс" и "ГазУкраина-Трейдинг", которые тоже относят к группе компаний С. Курченко (хотя он от них и открещивается), перед НАК "Нафтогаз Украины" за газ, полученный у этой компании и проданный еще в 2011 г., на сумму 235 млн долл. (см. ZN.UA №19 от 31 мая 2013 г. "Расскажите про покупку! Про какую про покупку?"). А с учетом исковых требований "Нафтогаза" сумма долга уже превысила 2,5 млрд грн.
Никто так и не опроверг версию ZN.UA о том, что за Одесский нефтеперерабатывающий завод Сергей Курченко заплатил искомыми "Нафтогазом" "газовыми" 235 млн долл.
Никто не ответил и на вопрос (совсем не риторический): каким образом два новоявленных симферопольских ООО, если смотреть на даты, адреса и коды их юридической регистрации, умудрились — без предоплаты и хотя бы минимальных гарантий платежеспособности — получить из ресурсов "Нафтогаза" природный газ на сумму 235 млн долл.?
При этом и по коммунальным услугам, большая часть которых основана на первичных энергоресурсах (газ, электроэнергия), и по бюджетным дотациям "Нафтогазу" мы все равно платим. ВСЕ! Дважды? Трижды? За Курченко и ему подобных? Почему?!
В ZN.UA — настырные журналисты. Но, соблюдая этику общения с госслужащими, редакция отправили председателю правления НАК "Нафтогаз Украины" Евгению Бакулину всего-то три вопроса. Поскольку пока официально именно "Нафтогаз" является оператором газотранспортной системы Украины.
Мы бы дожидались ответа, если бы в пресс-службе НАКа нам не сообщили, что согласно их внутреннему распорядку с недавних пор действуют другие правила (и тем самым не дали понять, что ответ мы будем ждать долго). В свою очередь, мы напомнили о законах Украины и обязанности их выполнять. Но шанс получить ответы до верстки этого номера ZN.UA отсутствует. Поэтому пусть глава НАКа теперь сам отвечает всем небезразличным читателям. И никакой коммерческой тайной здесь не прикрыться — вопросы не требуют особых затрат времени на ответы и доступа к "закрытой" информации.
1. Сколько российского природного газа было импортировано в Украину в 2012 г., сколько — в 2013 г. (по состоянию на 1 сентября)?
2. Сколько конкретно импортировали российского газа в 2012-м и 2013 г. НАК "Нафтогаз Украины", Ostchem Holding Ltd (входящий в группу компаний Д.Фирташа), компания "Лидер" (принадлежащая к группе С.Курченко), а также другие импортеры?
3. Погасили ли компании "ГазУкраина-Коммерс" и "ГазУкраина-Трейдинг" перед НАК "Нафтогаз Украины" долги за ранее полученный газ на суму 235 млн долл. (с учетом исковых требований НАКа — более 2,5 млрд грн.)? Когда и в каком объеме?
"Пропавший" газ
Возможно, безнаказанность и бесконтрольность (хотя бы со стороны национального регулятора — НКРЭ) подвигла младоолигарха на очередные "подвиги". И почему-то именно на рынке газа. Но в этот раз, как мы предполагаем, он не учел, что в 2012 г. он взял газ не у государственного "Нафтогаза", а у давнего партнера "Газпрома" и "Газпром экспорта" — у Дмитрия Фирташа, совладельца "РосУкрЭнерго", который на газе, как говорится, собаку съел.
Видимо, Курченко в отношении Фирташа руководствуется принципом: ты меня породил, я тебя и съем. Впрочем, кому не повезло с Курченко и его ресурсными пирамидами — на сегодняшний день большой вопрос. Младоолигарха сами старожилы рынка газа всему (ну почти всему) и научили. Но они никак не ожидали, что, оперившись, он станет агрессивно вытеснять всех с рынка. Как сказала в кинофильме "Золушка" несравненная Раневская: "Королевство маловато, развернуться негде!"…
По данным источников ZN.UA, разворачивающаяся нынче очередная долговая история состоит в том, что расчеты за импортированный в 2012 г. российский газ не сошлись. Заметим, это не НАКовский долг. Из импортированных Фирташем 3,1 млрд кубометров оплачено далеко не все.
"Газпром" и "Газпром экспорт" — это не НАК "Нафтогаз Украины". В том смысле, что россияне, как они уверены, способны сами провести расследование и найти виновного. Для этого им не нужен арбитраж и даже третейский суд. Они ищут неплательщика. Может, поэтому украинскому миллиардеру в московском аэропорту дали четыре часа "на подумать"?
Мы в таких "школах", как газпромовцы, не обучались (слава Богу!). Но это не лишает нас возможности сделать выводы из фактов, которыми волею судеб располагает редакция ZN.UA.
Речь о российском газе, импортированном в Украину в 2012 г. Этот газ даже если и входит в украинскую экспортную квоту "Газпрома", на самом деле к "Нафтогазу" прямого отношения не имеет. Или глава НАКа с нами не согласится? "Нафтогаз" этот энергоресурс просто доставил адресатам как оператор ГТС. Не бесплатно. Поэтому обязан знать, кто и за какой объем услуг ему заплатил. А если не заплатил, то куда смотрит Госналоговая служба?!
"Пропавший", а точнее, неоплаченный газ не испарился, а был благополучно продан. Как известно ZN.UA, те самые 3,1 млрд кубометров через компанию Д.Фирташа Ostchem в Украине в основном получили: принадлежащие ему же химпредприятия — около 2,28 млрд кубометров; отдельно газотрейдеры — 50 млн; газотранспортникам потребовалось на технические нужды 270 млн и около 500 млн кубометров — компания "Лидер-газ", которую относят к группе ВЕТЭК С.Курченко (см. рис.). К слову, эта незатейливая схема иллюстрирует, как и кто в Украине получает не НАКовский газ.
Еще пару раз Фирташ ресурсно так поможет Курченко, и последний вполне сможет претендовать на его место под "газовым" солнцем. Ведь если импортер — Ostchem, то он и обязан окончательно расплатиться с "Газпромом". Очевидно, что совладельца "РосУкрЭнерго" такой расклад не устраивает. Курченко записали в неплательщики. Наблюдая его ресурсно-пирамидную деятельность, — небезосновательно. Хотя как знать, может, в этот раз он и расплатился. Но с кем и в какой части? Как гласит русская народная поговорка (газ-то российский), долг платежом красен. Возможно, таким образом Курченко приучают отдавать долги.
ZN.UA не утверждает, а допускает, что все 3,1 млрд кубометров российского газа Ostchem закупил у "Газпрома" (если он его реально закупал, а не "обналичил" запасы РУЭ) по цене, скажем, около 357 долл. за 1000 кубометров. С учетом 20% НДС (тут таможня и мыши не пропустит) получается, что 3,1 млрд кубометров стоят 1,107 млрд долл. И большую часть этой суммы "Газпром" получил. Но все равно пока баланс поставленного ресурса и полученной оплаты не сходится. Поговаривают, что "не сходится на 400 млн долл.". Не зря, видимо, российские "смотрящие" бесшумно проводили сверку актов приема-сдачи своего газа в Украине. Допускаем, что цена продажи-покупки газпромовского газа в 2012 г. могла быть иной. Наши расчеты — одна из версий.
Всю эту "сказку" до конца знают очень немногие люди и в Украине, и в России. Делиться своими наблюдениями даже друг с другом они не всегда считают нужным. А тем временем на сцене появляются младоолигархи. Ведомые и управляемые. Ими можно заменить любого в этом бизнесе. И на ограниченное время — до момента легализации какой-то части "активов". Но уж слишком все происходящее похоже на то, что "вор у вора украл". Поэтому и "Газпром" не шумит, как обычно? Попробовал бы "Нафтогаз" хоть цент недоплатить по контракту — вся Европа была бы оповещена.
Даже худой мир лучше доброй войны. Если ее начнут на рынке газа, то мало не покажется никому. Тем более накануне обещанного синоптиками сурового осенне-зимнего сезона. Рынок газа Украины только-только начал становиться цивилизованнее. Его участников постепенно приучали платить налоги и морально готовили к большей открытости рынка и газового бизнеса, к европейским стандартам и правилам…
Выгоду от разбалансировки украинского рынка газа может получить разве что "Газпром" — в любом случае дыру в газовом балансе Украины вынужден будет оплатить "Нафтогаз". Более того, в одни руки отдавать весь газовый ресурс, поставляемый в Украину, в "Газпроме" не намерены. Намного удобнее диверсифицировано управлять этим процессом и по мере необходимости держать в напряжении того или иного импортера газа. К тому же у Путина весьма холодное отношение к Фирташу после сверки платежей в 2009 г. между компаниями — совладельцами "РосУкрЭнерго". Он, возможно, и готов бы его заменить. Но уж никак не на ставленника еще менее "любимого" Виктора Януковича. А на что готов Виктор Федорович?
- Информация о материале
В Европе оправдательный вердикт подсудимым выносится примерно в 10% от всех рассматриваемых в судах случаев, в США примерно в 40%. В нашей же стране оправдание в суде большая редкость. Дело в том, что и правоохранительная, и судебная системы в Украине носят в целом обвинительный характер: если человек оказался на скамье подсудимых, он практически гарантированно будет осужден. В наших судебной и правоохранительной системах со времен еще первых пятилеток существовали планы и статистические показатели, которые должны были демонстрировать эффективность их работы. И если плановая экономика в целом приказала долго жить, то «плановое» правосудие осталось.
Даже в лучшие для правоохранителей годы раскрываемость с учетом латентности была не более 30%, однако нужно было гнать показатели, и их гнали. Еще несколько лет назад в Крыму раскрываемость преступлений доходила до 98%. И не одерни тогда резвых крымских «плановиков» киевское начальство, догнали бы раскрываемость и до 100, а то 120%, — это, конечно, с учетом раскрытия преступлений прошлых лет. Сейчас, по некоторым данным, реальная раскрываемость составляет не более 10%. Как тогда показать эффективность работы милицейских органов? Первое и самое простое — не регистрировать преступления.
Предположим, произошла мелкая кража кошелька, но потерпевший понятия не имеет, где и кто его обокрал. Милиционер, разбирающий этот случай, понимает, что дело раскрыть практически невозможно, значит, будет «сухарь», который негативно отразится на показателях милицейской работы. Поэтому для него выгодно всеми правдами или неправдами не регистрировать данное преступление. Однако с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса фиксировать полагается все криминальные происшествия. На деле же вряд ли все обстоит именно так.
Другой метод улучшения статистики — повесить на преступника, совершившего одно преступление, с десяток других подобных, но не раскрытых.
Один ветеран крымского уголовного розыска рассказал интересную историю. Задержал он несколько лет назад домушника, прибывшего к нам на «гастроли» из Закавказья, который признался в серии реально совершенных им краж. Но не успел правоохранитель оформить все документально, как выяснилось, что коллеги успели эти кражи повесить на других домушников, которые уже отбывали за это срок.
В случае если подозреваемый настаивает, что на него было оказано давление, судья должен назначить прокурорскую проверку. Прокуратура — контрольно-надзорный орган. На деле же ее функции иногда просто взаимоисключающие. На досудебном следствии прокуратура надзирает за выполнением законности и фактически должна делать все, чтобы соблюдались права подозреваемых, а в суде прокуроры поддерживают обвинение и, по сути, должны упечь обвиняемого за решетку. Поэтому прокурорская проверка в таких случаях чаще всего заканчивается ничем. У прокуратуры тоже есть статистика, и если милиция где-то в расследовании напортачила и это выяснится в суде, спрос будет с прокурора. Ведь и у судей тоже своя статистика — если они начнут разваливать дела, с них сурово спросят.
Получается, если человек попал под стражу, его надо обязательно посадить. А если его признают невиновным, он вправе потребовать немалую компенсацию. И тогда спрос будет со всех: и с милиции, и с прокуроров, и с судей.
По мнению специалистов, в нашей стране до 10% всех приговоров в той или иной мере незаконны, еще 20% вынесены с теми или иными нарушениями. Случаев, когда в Украине сажали невиновных людей, причем по обвинению в довольно резонансных делах, немало.
Раньше если дело было шито белыми нитками, находился беспроигрышный выход. Управляющий партнер адвокатской коллегии Status Артем Пепа поясняет: «В старом Уголовно-процессуальном кодексе Украины содержалось такое понятие, как возвращение дела на дополнительное расследование. Данная мера очень часто применялась, когда суд и прокуратура понимали, что по делу необходимо выносить оправдательный приговор, а с подсудимого снимать все обвинения; по сути, это был такой завуалированный оправдательный приговор. Дело направляли обратно следователю, где оно со временем благополучно прекращалось. В таком случае выигрывали все: подсудимый избегал незаслуженного наказания, прокурор — дисциплинарной ответственности за то, что не обеспечил надлежащий надзор за досудебным следствием, суд пребывал в уверенности, что его приговор не отменит суд апелляционной инстанции».
Когда чуть менее года назад ввели новый Уголовно-процессуальный кодекс, было много возгласов, дескать, вот оно, торжество справедливости. Действительно, с новым УПК в уголовный процесс были введены многие демократические процедуры, к примеру, признание своей вины сейчас не является доказательством. Но в целом правоохранительная система осталась старой, плановой, носящей все тот же обвинительный характер.
Милиция, привыкшая работать по старинке, долго не могла приспособиться к новым условиям да и до сих пор не всегда может. Вот и получается, новый УПК, с одной стороны, разгрузил тюрьмы и зоны, с другой — воры гуляют на свободе, а с третьей — если человек попал под стражу, сидеть ему, скорее всего, придется.
Управляющий партнер адвокатской коллегии Status Виталий Дацюк говорит: «К сожалению, новый Уголовно-процессуальный кодекс Украины не оправдал ожидания юридического сообщества. На практике правоохранительные органы и суды продолжают проводить расследование и рассматривать дела на обвинительном уклоне. Принцип равенства сторон не соблюдается, поскольку сторона обвинения имеет существенно больше прав по сравнению со стороной защиты. В подавляющем большинстве случаев суд стоит на позиции прокуратуры и выносит обвинительные приговоры, не принимая доводы защитников».
После введения нового УПК была дана негласная рекомендация — 30% приговоров должны быть оправдательными, все же в Европу движемся. Однако на деле ничего не изменилось. Оправдательными приговорами у нас сейчас заканчиваются примерно 0,17% всех судебных процессов.
Интересная статистика: если во времена Сталина, в разгар массовых репрессий, в 1937 году, народные суды вынесли 10,3% оправдательных приговоров; в 1938-м — 13,4%; в 1939-м — 11,1%; то в Украине в 2012 году всего 0,17%. По данным государственной судебной администрации, в 2012 году из-под стражи освободили только 707 человек, в то время как 185 тысяч человек были осуждены.
Конечно, мы не в коей мере не должны ориентироваться на советское правосудие времен репрессий, нынешняя ситуация кардинально отличается, но факт остается фактом — тогда оправдывали больше, чем сейчас.
Реально ситуацию в нашей правоохранительной системе может изменить кардинальная полномасштабная реформа, а не половинчатые меры вроде принятия нового УПК.
- Информация о материале
В украинских супермаркетах просроченные товары выдают за свежие и "реанимируют" протухшее мясо, сыры и колбасы лекарствами и бытовой химией. Так, мясо нередко замачивают в хлорке, а сосиски накалывают йодом сквозь вакуумную упаковку, говорится в выпуске программы "Територія обману".
Эксперт-инсайдер, которого отыскали журналисты, когда-то работал продавцом в супермаркете. Там его научили возвращать просроченным продуктам товарный вид.
"Я как вспомню, мы в печень, килограмм печени, полторы чайные ложки хлорки клали..." - рассказал бывший продавец. По его словам, секретным рецептам "реанимации" учат только проверенных продавцов, которые больше года проработали в одной сети. Говорит, что все "рецепты" им давала управляющая.
Чтобы убрать тухлый запах и смыть плесень, недобросовестные продавцы вымачивают мясо в уксусе, марганцовке, в ядовитой хлорке и даже в стиральном порошке. "Потом это прополаскивают, как, скажем, носочки", - с улыбкой добавляет эксперт.
Так же от плесени отмывают и колбасу. Сначала замачивают в воде, а затем в нее добавляют йод. Испорченные сосиски же прокалывают иглой сквозь вакуумную упаковку и вводят туда йод, чтобы они выглядели свежее.
Эксперт говорит, что часто прямо днем пропавшие колбасы и тухлое мясо мылись и натирались до блеска в туалете для персонала. "Днем, если это надо было сделать, это делалось в туалете. И кур так же мы отмачивали. И обрабатывали кур на суповые наборы. Все происходило там", - отметил бывший продавец.
Чтобы не попасться на обман и не купить "реанимированные" продукты, специалисты дают несколько советов.
1. Не спрашивайте о свежести продуктов у продавцов, они вынуждены скрывать правду. Просите документы на товар.
2. Помните, что вымытое в хлорке или стиральным порошком мясо пахнет химией.
3. Обратите внимание на этикетку. Дата упаковки и дата изготовления - разные вещи.
4. Не берите сыр в нарезках, просите резать вам от целой главы.
5. Если в сосисках нарушен вакуум - они, скорее всего, "вымывались".
6. Нажмите на мясо пальцем - это самый простой метод узнать свежее оно, или нет.
- Информация о материале
В начале сентября Администрация главы государства выложила фото Президента-теннисиста на официальной странице в Facebook, а в воскресенье в эфире телеканала «Интер» был показан сюжет, в котором Президент провел показательную игру с первой «ракеткой» страны Александром Долгополовым. До этого стране было поведано, что Виктор Федорович является одним из лучших теннисистов, правда, в своей возрастной категории. О том, что Президент увлекается теннисом, известно давно. Кстати, именно во время игры в теннис он довольно серьезно повредил колено и лечил его то в Барселоне, то на Алтае. Однако после того, как Янукович стал главой государства, о его увлечении теннисом как-то забылось, а образ спортивного Президента поддерживался лишь с помощью пеньков. И вот недавно о старом спортивном хобби Президента опять вспомнили. «Комментарии» решили выяснить у экспертов, с чем это связано и как повлияет теннис на имидж Президента в Украине и за ее пределами.
Виктор Небоженко, директор социологической службы «Украинский барометр»
- На самом деле имиджмейкеры Виктора Януковича очень плохо работали с его внешним образом. Если помните, вся страна издевалась, когда показывали, как консультанты заставили его прыгать по пенькам, и это было неправильно. А теннисная ракетка в руках Президента страны – это как бы своеобразный намек на европейские виды спорта. Потому что прыгать по ступенькам, прыгать по пенькам - это точно не европейский стиль. А вот теннис - это уже явно влияние европейских политтехнологов на создание не просто современного, а здорового европейски ориентированного Президента: «Я настолько хорошо себя чувствую, что могу два часа играть в теннис». И это, наверное, сейчас очень важно по каким-то причинам для Януковича. Плюс – ориентация на западный образ жизни, где каждый второй политик снимается с ракеткой.
Но на рейтинг Президента в Украине это никак не повлияет. Наши политики приучили электорат к грубым политико-косметическим ресурсам. Поэтому такие тонкости, как ракетка и галстук, а также легкая быстрая английская речь Азарова, вряд ли повлияют на рейтинг. Наш электорат не чувствует таких тонкостей. Им что-нибудь такое подавай: благосостояние, светлое будущее, наведение порядка, посадим в тюрьму или освободим из тюрьмы. То есть исключительно грубые постсоветские средства для изменения имиджа. Ракетка - это скорее для европейцев: мол, вы ж видите, «я уже не бегаю по пенькам, ну да, было время, тяжелое детство, бегал по пенькам в 62 года, а сейчас все в порядке, мы идем в Европу, и я купил себе ракетку». Так как у нас страна, которая не имеет своей политической элиты, и мы всем подражаем, обезьянничаем, то завтра с ракетками появятся и премьер-министр, и начальник спецслужбы, и каждый порядочный губернатор.
Олег Покальчук, социальный психолог
- В его (Президента – Ред.) имидже ничего радикального не произошло. Появилась картинка вот такого рода. Я думаю, что это скорее такой европейский маркер. Потому что это модный вид спорта в определенной западной прослойке. Не гольф, но и не дзюдо. Поэтому специалисты решили пустить такую картинку. Но момент для засветки был выбран удачный. Это дополнительная картинка для пресс-релиза, не более. Я думаю, что это пройдет мало замеченным.
Вадим Васютинский, доктор психологических наук, профессор Института социальной и политической психологии АПН Украины
- Думаю, что есть такая программа, план, чтобы изменить имидж, улучшить его, сделать из Виктора Федоровича такого современного политика европейского вида. Это один из тех возможных плюсов, которые можно было бы предложить. Думаю, что это не единственный прием, который будут использовать. Если Янукович немного умеет играть в теннис, то решили, что из всех возможных талантов надо выбрать именно этот. На фоне бега по пенькам, над которым все смеялись, теннис выглядит нейтрально и должен показать, что он моложавый, энергичный, бодрый.
Я очень сомневаюсь, что за границей кому-то интересно, играет Янукович в теннис или нет. Это все-таки больше рассчитано на украинского избирателя, на европоцентричную часть, которая сейчас явно преобладает в обществе. Я думаю, что или это случайный прием, или это один из начальных элементов программы по изменению имиджа. Вместе с тем, на рейтинг Президента такая смена имиджа не повлияет. Такие приемы если и срабатывают, то очень кратковременно. А на фоне всех претензий, выражаемых в адрес власти и Виктора Федоровича, в частности, сам по себе этот прием просто ничтожен, слишком беден и ничего не изменит. Возможно, если будет целая серия таких приемов... Понимаете, такого типа штучки, как правило, действуют на людей, которые не имеют совсем четких позиций провластных или антивластных. На них это может в какой-то мере положительно повлиять, но проблема в том, что эти люди на выборы и не пойдут. Поэтому сами по себе эти приемчики ничего не обеспечат.
- Информация о материале
Сегодня, наверное, только ленивый не говорит о том, какие шаги следует предпринять Украине на пути к подписанию Соглашения об ассоциации. Последний раз Евросоюз напоминал Украине об основных требованиях в мае 2013 г., среди которых значилось реформирование такого органа уголовной юстиции как прокуратура.
Вряд ли этот вопрос можно назвать новым для Украины, ведь еще в 1995 г., когда Украина стала членом Совета Европы, она взяла на себя обязательство изменить роль и функции прокуратуры путем превращения этого института в орган, который будет отвечать принципам Совета Европы. Согласно последним необходимо существенно урезать функции прокуратуры относительно надзора за соблюдением и применением законов. Иначе говоря, изьять у нее функции, потенциально превращающие ГПУ в репрессивный и бесконтрольный аппарат.
Данное обязательство уже нашло отражение в национальном законодательстве Украины. Так, положение о том, что функция общего надзора и предварительного следствия должна быть ликвидирована в рамках деятельности прокуратуры, уже 17 лет предусмотрено как временное в п. 9 Переходных положений Конституции Украины.
Заметки о потугах законотворчества
Никто не утверждает, что реформирование такого серьезного органа уголовной юстиции как прокуратура является легким делом: для расчистки авгиевых конюшен нужен и правда труд, сопоставимый с деятельностью мифических героев — то ли гераклов, то ли сизифов.
На сегодня живо обсуждается имеющиеся в наличии три законопроекта о прокуратуре. Первый — законопроект, принятый в первом чтении в 2009 г. и с многочиcленными поправками внесенный для дальнейшего рассмотрения Верховным Советом Украины VII созыва. Второй — законопроект, открыто подготовленный общественностью совместно с научной средой в составе Комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права и получивший положительные отзывы Венецианской комиссии (далее по тексту — Законопроект Комиссии). И третий — законопроект, кулуарно написанный в кабинетах его альма-матер — Администрации президента и направленный в августе 2013 г. в Венецианскую комиссию (далее по тексту — провластный законопроект).
Предлагаю оценить новеллы и ахилессовы пяты двух последних законопроектов, поскольку в законопроект 2009 г. часть поправок была внесена в нарушение процедуры установленной Законом Украины "О Регламенте Верховного Совета Украины", в связи с чем могут возникнуть определенные трудности с прохождением этого законопроекта далее (при этом, хочу отметить, что в нем отражено много положений из законопроекта Комиссии, поэтому фактически имеет смысл остановиться на отличиях этих законопроектов с провластным).
Pro et contra законопроекта комиссии
Анализируя положения законопроекта, можно, в частности, остановиться на основных его новеллах, а также возникающих в связи с ними вопросов, ибо, как известно, "новые законы порождают новые пробелы".
1. Полномочия органов прокуратуры приводятся в полное соответствие с требованиями Конституции и рекомендаций Совета Европы. Основным заданием прокуроров станет процессуальное руководство досудебным расследованием, поддержка государственного обвинения в суде, а также представительство интересов государства и отдельных категорий физических лиц в суде. Прокуратура лишается неконституционных полномочий проводить проверки и принимать по их результатам акты реагирования.
2. Проект предусматривает полную реорганизацию системы прокуратуры. Создаются новые окружные, региональные прокуратуры и Генеральная прокуратура.
Юрисдикция каждой из окружных прокуратур будет распространяться на территорию нынешних трех-четырех административно-территориальных единиц. По мнению одного из разработчиков законопроекта Игоря Колиушко, это должно способствовать разрыву коррупционной связки, часто встречающейся особенно в небольших сельских районах — районного прокурора, главы суда и начальника милиции. Эксперт предлагает внедрить в Украине немецкую схему, когда низший уровень прокуратуры размещен выше низшего уровня суда, а одна окружная прокуратура сотрудничает с несколькими районными судами.
Проектом закона предлагается ликвидация специализированных прокуратур, и внедряется специализация прокуроров в окружных и региональных прокуратурах.
Это является требованием международных документов, в частности Совета Европы, согласно с которыми именно специализация прокуроров (не прокуратур) должна рассматриваться как приоритет в вопросе организации работы прокуроров.
3. Законопроект впервые на уровне закона определяет конкретный перечень окружных и региональных прокуратур, а также устанавливает максимальное количество прокуроров в государстве — не более 5150. Это в два раза меньше, чем нынешнее количество прокуроров.
Однако, как отмечает в своих выводах Венецианская комиссия, стоит отказаться от установления на уровне закона максимального количества прокуроров на разных уровнях прокуратуры. Это положение может оказаться малоэффективным, поскольку рост преступности в разных регионах Украины может оправдать временное или постоянное увеличение количества прокуроров, что, в соответствии с нынешней редакцией проекта, будет требовать внесения изменений к закону.
4. Законопроектом определяется порядок назначения и увольнения Генерального прокурора Украины. Данный порядок урегулирован в соответствии с положениями ст. 122 Конституции Украины.
Право Парламента выразить Генеральному прокурору недоверие является также постоянным объектом критики со стороны Венецианской комиссии. По ее словам, Генеральный прокурор не является членом Правительства, таким образом, Парламент не должен иметь права выражать недоверие, это целиком политический инструмент.
В отличие от действующего законодательства, проектом четко определен перечень оснований для отставки Генерального прокурора.
Однако можно сделать вывод, что указанные основания не являются исчерпывающими, и создается впечатление, что президент наделен дискреционными полномочиями в этой сфере.
В то же самое время вполне очевидно, что провести полноценную реформу органов прокуратуры в Украине сложно без того, чтобы не внести необходимые изменения к действующей Конституции.
5. Важной новацией в отношении статуса прокуроров станет лишение их существующих функций по материально-техническому, административно-хозяйственному, финансовому обеспечению органов прокуратуры. Это позволит уменьшить возможности неправомерного влияния на прокуроров.
6. Занятие должности прокурора, а также перевод на должность в другую прокуратуру, на административные должности, в том числе и на должность Генерального прокурора, будет осуществляться открыто, исключительно на конкурсных началах при участии нового органа — Квалификационной комиссии судей и прокуроров.
Она должна быть создана на основе реорганизации нынешней Высшей квалификационной комиссии судей Украины. Эта комиссия будет применять аналогичные правила подбора — как судей, так и прокуроров. Таким образом, будет открыт доступ к прокурорской профессии всем желающим, кто проявит надлежащие профессиональные и личные качества, а также возможность для судей по их желанию опробовать свои силы и знания на должности прокурора, а для прокуроров — на должности судьи. Подобные перемещения, как свидетельствует зарубежный опыт, являются очень полезными с точки зрения приобретения нового опыта и знаний.
7. Дисциплинарные положения устанавливают четкие основания ответственности прокурора, открытую и состязательную дисциплинарную процедуру, которая будет осуществляться новой институцией — Дисциплинарной комиссией судей и прокуроров. Такой подход исходит из того, что Высший совет юстиции распространяет свою компетенцию как на судей, так и на прокуроров, поэтому авторы законопроекта предлагают продолжить данную логику и создать совместную общую дисциплинарную комиссию для судей и прокуроров.
Проектом определены механизмы, призванные не допустить необоснованные увольнения прокуроров с должности.
8. Важной новеллой законопроекта является создание системы прокурорского самоуправления.
Целью его создания является обеспечение независимости каждого прокурора от возможного внешнего и внутреннего давления.
Законодательное регулирование прокурорского самоуправления является для Украины достаточно революционным шагом, хотя, анализируя проект закона, возникает ряд вопросов.
На сегодняшний день не существует никаких международных норм, регулировавших бы создание и функционирование органов прокурорского самоуправления. Не вызывает сомнений, что эти предложения являются прогрессивными, хотя, похоже, Венецианской комиссии не известна ни одна система правосудия, в которой были бы созданы органы прокурорского самоуправления, имеющие такие полномочия относительно администрации и системы прокуратуры.
Авторы законопроекта в своем желании обеспечить меньшую влиятельность Генерального прокурора пренебрегли риском того, что Глава Совета прокуроров будет очень влиятельным лицом.
Благодаря своему влиянию на деятельность представителей прокуратуры в Дисциплинарной и Квалификационной комиссиях он, безусловно, будет иметь большее влияние на назначение, продвижение по службе, дисциплинарную ответственность и увольнение с должности, нежели его будет иметь когда-либо Генеральный прокурор или главы региональных и окружных прокуратур. А это, в свою очередь, может привести к дезорганизации в руководстве органами прокуратуры и неэффективности работы самих прокуроров на всех уровнях.
Поэтому, учитывая вышеизложенное, целесообразно ограничить полномочия органов прокурорского самоуправления во избежание конфликта интересов з должностными лицами прокуратуры, находящимися на административных должностях.
9. В законопроекте на уровне закона определены размер и структура вознаграждения прокуроров. Это является еще одним способом укрепления независимости прокуроров. Ведь теперь величина зарплаты не будет зависеть ни от решений Кабинета Министров Украины, Генерального прокурора или руководителя соответствующей прокуратуры. Размер должностного оклада фактически приравнивается к окладу судьи.
Pro et contra провластного законопроекта
Вне содержания законопроекта основной претензией к нему является кулуарность его подготовки и то, что законопроект был направлен на рассмотрение Венецианской комиссии без обнародования его текста широкой общественности.
Однако, не хотелось бы выступать "адвокатом дьявола" во время анализа этого законопроекта, поэтому, отбросив какую-либо политическую заангажированность, предлагаю пройтись по основным положениям законопроекта и отметить те изменения, которые предлагается внести в статус прокуратуры.
Среди основных законодательных новелл стоит выделить следующие:
1. Полномочия органов прокуратуры будут приведены в полное соответствие к требованиям Конституции и рекомендациям Совета Европы.
В редакции законопроекта предлагается совсем другая модель прокуратуры: полностью ликвидируются полномочия относительно общего надзора и временные полномочия прокуратуры — досудебного следствия.
2. Что касается такой конституционной функции прокуратуры как представительство в судах, то ее рамки также урежутся. Если говорить о сегодняшней модели, то прокуратура имеет две формы данной функции — представительство интересов гражданина и государства.
Первая форма сузится только к представительству интересов несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных. Поэтому всем остальным слоям населения (малообеспеченным и др.), ранее обращавшимся за защитой к прокурору, государство должно предложить систему безоплатной правовой помощи. По словам авторов законопроекта, с середины 2014 г. эта система должна начать действовать для всех граждан, которым необходима правовая помощь, и которые не могут нанять себе адвоката (однако в нашем государстве проблема, скорее, в том, что огромная пропасть лежит между словами "действует" и "должна действовать"...).
Есть мнение, включая таких известных юристов как Николай Козюбра, что с указанными правозащитными функциями лучше, нежели прокуроры, справятся Уполномоченный по правам человека или правозащитные организации. Эта позиция совпадает с духом рекомендаций Венецианской комиссии и Совета Европы, склонных видеть функции прокуратуры в рамках уголовного процесса. В тех же случаях, когда традициями национальной правовой системы предусмотрено, что эти функции выходят за рамки такого процесса, есть целый перечень рекомендаций, насколько точно, прозрачно и подробно эти полномочия должны быть выписаны в законе.
Последнему требованию соответствует, как бы, провластный законопроект, но при этом им предоставляется слишком широкий перечень полномочий, которые могут осуществляться не в процессе представительства интересов в суде, а только для установления наличия оснований для такого представительства. Нельзя одной рукой давать, а другой отбирать: ликвидировав функцию общего надзора, законопроект оставляет лазейки для осуществления прокуратурой отдельных полномочий вышеуказанного надзора. Прокуратура же должна перестать быть органом "святой инквизиции", наделенным широчайшими полномочиями по преследованию "еретиков", и потому указанные полномочия должны быть пересмотрены в сторону их урезания.
Что касается второй формы (функция представительства интересов государства в судах), то она также сокращается: проектом закона предоставляется возможность обратиться в суд только в случае бездеятельности государственных или местных органов власти.
3. Проект предусматривает определенную реорганизацию системы прокуратуры.
Утверждается трехуровневая система прокуратуры: Генеральная прокуратура Украины, региональные прокуратуры (аналог Крымской республиканской, Киевской и Севастопольской прокуратур) и местные прокуратуры (аналог районных прокуратур), а также ликвидируются около 122 специализированных прокуратур.
Кроме того, проектом предусмотрена возможность создания межрайонных прокуратур и районных в городах прокуратур.
Явным недостатком такой системы является наличие последнего полномочия, открывающего широкие возможности для коррупционных злоупотреблений со стороны должностных лиц органов прокуратуры, принимающих решение о необходимости создания соответствующих межрайонных или районных в городах прокуратур.
Поэтому представляется целесообразным установить четкую систему органов прокуратуры с запретом создавать какие-либо иные прокуратуры.
4. Еще одна новелла проекта — положения о доступе к профессии прокурора. Очень важно, что при разработке проекта закона авторы сделали шаг навстречу открытию процедуры, аналогичной подбору судей.
Фактически предлагается механизм назначения прокуроров на должности, очень близкий к механизму назначения судей — путем конкурсного отбора через механизм прокурорского самоуправления и соответствующих квалификационных комиссий. То есть прокурора будет практически так же сложно уволить, как и назначить на должность — только через процедуру конкурса.
Хотя если сравнить эти положения с соответствующими нормами законопроекта Комиссии, то последним предусмотрены как более высокие требования к профессиональному уровню будущего прокурора (так, специальная подготовка осуществляется в течение двух лет против шести месяцев, установленных провластным законопроектом), так и более существенные гарантии материального обеспечения на время обучения (стипендия не меньше 2/3 оклада прокурора окружной прокуратуры против минимального размера заработной платы). Такой уровень подготовки и обеспечения более бы соответствовал необходимым требованиям к кандидату на должность прокурора.
5. Позитивной новеллой проекта следует также отметить хорошо расписанную дисциплинарную процедуру. Дисциплинарные положения законопроекта устанавливают четкие основания для ответственности прокурора, открытую и состязательную дисциплинарную процедуру, которая будет осуществляться новым институтом — Квалификационно-дисциплинарной комиссией прокуроров.
Однако поскольку одна из целей реформы органов прокуратуры — максимально приблизить статус прокуроров в вопросах отбора, карьеры, ответственности — к статусу судей, несколько нелогичным представляется идея авторов законопроекта создавать абсолютно новую институцию с дисциплинарной юрисдикцией исключительно для прокуроров — Квалификационно-дисциплинарную комиссию прокуроров.
Имеет смысл просто реформировать действующую Высшую квалификационную комиссию судей, распространив ее полномочия на прокуроров, как это сделали авторы законопроекта Комиссии, за что получили позитивные отзывы Венецианской комиссии.
6. Следующей новацией законопроекта является создание системы прокурорского самоуправления.
Комментарии к этому положению анализировались выше, когда рассматривался законопроект Комиссии. Кроме того, в провластном законопроекте отсутствует положение (присутствующее в законопроекте Комиссии) о том, что делегатами всеукраинской конференции и членом Совета прокуроров не может быть лицо, занимающее административную должность.
С целью обеспечения максимальной процессуальной независимости прокуроров такое представительство прокуроров, занимающих административные должности, в органах прокурорского самоуправления стоило бы ограничить.
7. Еще один важный аспект — насколько удачно авторам законопроекта удалась попытка изменить командно-административный стиль руководства прокуратурой.
Если констатировать сегодняшние реалии: прокурор высшего звена дает телефонную команду-поручение районному прокурору. Оно нигде не фиксируется процессуальным образом. Переформатирование отношений подчинения между прокурором высшего уровня и низшего уровня планируется перевести только в рамки выполнения приказов административного характера, связанных с организационными вопросами деятельности прокуроров и органов прокуратуры.
В то же время, законопроектом Комиссии предусмотрено очень важное уточняющее положение (отсутствующее в провластном законопроекте), касающееся того, что прокурор, в случае возникновения у него сомнений в законности приказа, имеет право требовать от руководителя письменного подтверждения, после получения которого он обязан выполнить такой приказ.
В случае же, если он не осуществил такого запроса, действия прокурора могут квалифицироваться как незаконные. Такое положение законопроекта представляется обоснованным.
8. Законопроектом предлагается увеличить предельный возраст пребывания прокуроров на службе до 70 лет. Существующая редакция содержит норму, согласно которой такой возраст — 65 лет.
Учитывая то, что во многих положениях статус прокурора уравнивают со статусом судьи, данное положение было бы логично, если бы коррелировало с соответствующим положением Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей". Однако последний также четко устанавливает, что граничный срок пребывания на судейской должности — 65 лет.
9. Еще один момент, на который бы хотелось обратить внимание, — это то, что разработчики законопроекта оставили неизменными положения относительно должностных окладов прокуроров (в сравнении с действующими нормами). То есть, как и сегодня, зарплата будет зависеть от решения Кабинета Министров, что создает высокую вероятность политической заангажированности органов прокуратуры и подрывает независимость прокуроров.
Поэтому очень удачной видится конструкция вознаграждения прокуроров (приравненная к окладу судьи), предложенная законопроектом Комиссии.
10. Но чуть ли не основное замечание к провластному законопроекту касается его переходных положений. Как говорится, дьявол кроется в деталях...
Так вот, согласно переходным положениям, лица, бывшие прокурорами или занимавшие административные должности в прокуратурах до вступления в силу закона, продолжают осуществлять свои полномочия. То есть без какой-либо переаттестации хотя бы верхнего эшелона прокурорских работников система остается законсервированной кадрами, укомплектованными до сегодняшнего дня. Сможет ли корабль плыть в новом направлении, если у руля остаются все те же капитаны, привыкшие к совершенно иному курсу?
Муки Тантала: как все-таки осуществить реформу прокуратуры
Разрабатывая основные положения нового закона о прокуратуре, мы должны исходить из реалий сегодняшнего дня.
Реформирование прокуратуры путем принятия как первого, так и второго законопроекта не будет полным, поскольку им должны были предшествовать необходимые изменения в Конституцию. Причем в данном вопросе, что первично — яйцо или курица — сомнений не возникает. То есть существует четко определенная необходимость в принятии изменений в Конституцию, которыми максимально бы деполитизировалась фигура Генерального прокурора путем закрепления следующих положений:
— ликвидируется механизм выражения недоверия Генеральному прокурору Парламентом без четко определенных Конституцией оснований;
— четко закрепляется перечень исключительных оснований для увольнения Генерального прокурора;
— не допускается повторное занятие должности Генеральным прокурором;
— изменение срока полномочий Генерального прокурора, чтобы он не совпадал со сроком полномочий Парламента.
Кроме того, не стоит забывать, что со вступлением в силу нового Уголовно-процессуального кодекса Украины, в его Заключительных и Переходных положениях присутствует норма, согласно которой следователи органов прокуратуры будут осуществлять расследования уголовных преступлений, совершенных должностными лицами, занимающими особо ответственное положение, до начала деятельности Государственного бюро расследований Украины.
Это значит, что для целостности реформы органов прокуратуры, кроме нового Закона о прокуратуре и, собственно говоря, изменений в Конституцию, необходимо принять закон "О Государственном бюро расследований Украины", который создаст новый орган, уполномоченный расследовать уголовные преступления, совершаемые должностными лицами, занимающими особо ответственное положение.
Однако в той ситуации, в которой оказалась Украина в преддверии Вильнюсского саммита, не осталось времени внести изменения в Конституцию, поэтому можно только приступить к этой процедуре, принять новый закон о прокуратуре и потом, после прохождения всей конституционной процедуры по внесению изменений в Конституцию, изменить соответствующие положения закона о прокуратуре.
Выше были рассмотрены некоторые новеллы, положения законопроектов, которые считаю необходимым либо уточнить, либо изменить. Должна отметить, что отработать законопроект до идеального состояния так же сложно, как подковать блоху, поэтому так важно объединить усилия представителей законодательного органа, как власти, так и оппозиции, экспертов, ученых, опытных работников прокуратуры и, с учетом рекомендаций Венецианской комиссии, принять закон, максимально соответствовавший бы европейским демократическим стандартам и принципам.
Однако, по моему глубокому убеждению, коренное реформирование такого органа как прокуратура будет неполным только путем принятия новых норм, без внесения изменений в существующую систему, главным элементом которой является человек. Важно признать, что институт прокуратуры требует не просто ремонта, а полной реконструкции. Даже если идеальным образом отреставрировать фасад — вряд ли можно назвать это полной реконструкцией здания. Последняя предполагает и снос несущих конструкций, и изменение планировки, надстройки, изменение функционального назначения отдельных объектов. Поэтому важно не просто принять новое законодательство, но и сформировать новосозданные прокуратуры из лиц, принятых на должность в соответствии с новым законом. Таким образом, все сотрудники действующих прокуратур должны быть уволены и приняты на работу только те, кто прошел процедуру в соответствии с новыми требованиями назначения на должность прокурора. Это было бы и недискриминационным положением по отношению к лицам, желающим только занять должность прокурора, но ранее не работавшим. Реализацию такого действия можно было бы обеспечить определенными нормами, этапностью вступления в силу норм нового закона, — но это уже вопрос скорее технический. Главное — наличие политической воли осуществить подобную реформу. Только в таком случае можно было бы утверждать, что очередная реформа носит не просто характер "для галочки", "для выполнения требований Европы на бумажке", а является реальным шагом в обеспечении верховенства права в Украине.
- Информация о материале
Страница 910 из 1561
