Статьи
Как стало известно, Служба внешней разведки Украины готовит законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О разведывательных органах Украины». Цель этих изменений – создание некоего разведывательного монстра в виде «обновленной и расширенной» СВР, путем присоединения к этой структуре в ее нынешнем виде Управления разведки Администрации Госпогранслужбы и стратегической разведки Главного управления разведки Минобороны Украины.
Таким образом, СВР Украины рвется получить монополию на разведывательную деятельность в Украине, что позволит полностью контролировать поступающую руководству державы развединформацию, и не иметь никаких конкурентов в стране. Такую роскошь не мог позволить себе даже всемогущий КГБ в СССР – для формирования системы сдержек и противовесов, а также для создания здоровой конкуренции в разведывательном сообществе государства, как известно, советское руководство лелеяло одновременно две мощнейшие структуры – непосредственно КГБ, а также Главное разведывательное управление (ГРУ) при военном ведомстве.
И это не говоря уже о западных демократиях, где разделение функций и полномочий разведывательных структур, а равно и их конкуренция давно является непреложной нормой при организации деятельности спецслужб. Ведь уже сам факт полного контроля поступающей руководству страны разведывательной информации создает опасную ситуацию: глава такой спецслужбы де-факто может управлять действиями первых лиц державы. Насколько это вяжется с принципами демократии, и насколько попахивает попыткой «тихого» силового переворота – понятно каждому.
Но украинской СВР, судя по всему, мировой опыт нипочем. Впрочем, как и свой собственный.
Концептуальный бред
Ведь возникшая в недрах СВР идея не нова, и овладевает разумом главы этой службы Григория Ильяшова достаточно давно. Предыдущая его попытка провернуть этот финт с созданием разведывательной сверхструктуры на базе возглавляемого им ведомства провалилась всего три месяца назад, когда на заседании СНБОУ «прокатили» подготовленную СВР Концепцию реформирования правоохранительных органов.
У Ильяшова этот документ готовили в обстановке строжайшей секретности – по крайней мере, с заинтересованными ведомствами (кроме СБУ, но о ее роли ниже) он не согласовывался. То есть господин Ильяшов уже сейчас считает себя единственным и неповторимым вершителем судьбы не только украинского разведывательного сообщества, но и правоохранителей, которому просто не интересно мнение коллег из иных структур, хотя речь идет именно об их дальнейших перспективах. Что там заикаться об основах гражданского контроля над силовыми структурами, процесс реформирования которых глава СВР пытается сделать полностью непрозрачным.
История с созданием Концепция реформирования правоохранительных органов сама по себе выглядит бестолково состряпанным детективом. В частности, не совсем понятно, к чему СВР вообще взялась за этот документ – думается, в Украине есть структуры, более компетентные в вопросах функционирования правоохранительных органов, нежели внешняя разведка. Тем не менее, у Ильяшова родили целый ряд предложений, поражающих размахом и некомпетентностью.
Например, в СВР, не удосужившись хотя бы на досуге полистать ныне Уголовный кодекс (или, по крайней мере, вникнуть в смысл написанного), предложили создать Государственное бюро расследований – но не в виде предусмотренной УК отдельной подобной структуры для досудебного расследования уголовных преступлений, совершенных должностными лицами, а структуру с тем же названием и функциями... в составе СБУ. Понятно, что создание такого структурного подразделения, призванного бороться с коррупцией в высших эшелонах исполнительной и судебной власти, резко повысило бы политический вес СБУ, а потому Служба безопасности Украины рьяно поддержала фантазии Ильяшова. Причем эта идея так понравилась контрразведчикам, что, по нашим данным, они уже выразили заодно и полную поддержку нового законопроекта СВР о создании «разведывательного монстра».
Еще одним финтом ушами в СВР с помощью своей Концепции попытались «реформировать» МВД. В частности, проект Концепции предусматривал создания некоего Следственного комитета МВД Украины для проведения досудебного расследования уголовных преступлений широкого спектра – вплоть до нарушений налогового законодательства. В дальнейшем, по задумке Ильяшова, этот комитет должен был выйти из состава МВД и стать просто Следственным комитетом Украины – отдельной структурой, куда бы вошли, кроме следственных подразделений МВД, также аналогичные подразделения СБУ и прокуратуры.
То, что действующим законодательством, включая упомянутый Уголовный кодекс, существование всяких там «следственных комитетов» просто не предусмотрено, Ильяшова не смутило. Как и тот факт, что это противоречит все той же мировой практике: в цивилизованных странах давно признано, что досудебное расследование уголовных правонарушений, в зависимости от их характера, соответственно следователями органов внутренних дел, безопасности, налоговыми службами или прокуратуры намного более эффективно, чем расследование всех уголовных правонарушений одним следственным органом. Кроме того, создание таких единых структур, как показывает опыт, не влияет на успешность борьбы с преступностью, но требует огромных дополнительных бюджетных средств. А кроме того, создает просто шикарную почву для процветания коррупции.
«Чудо-писатели» из внешней разведки
Но основной смысл фантазий руководства Службы внешней разведки сводится все же к реализации упомянутой идеи создания «монстра» на базе СВР. В проект своей Концепции глава внешней разведки впервые вложил эту сомнительную идею – лишить Госпогранслужбу разведки, а заодно обкорнать ГУР МО, и взять их под свой контроль, дабы почувствовать себя наконец великим вершителем судьбы державы.
Выше мы упрекнули руководство СВР в том, что, взявшись за «реформирование» правоохранительных органов, оно не удосужилось изучить правовую базу относительно их деятельности. Как показали предложения СВР по разведке, Ильяшов со своими писателями-законотворцами не знает и тех законов, которые регулируют деятельность разведывательного сообщества, включая саму СВР.
В частности, базовый Закон Украины «О разведывательных органах Украины» гласит, что на разведывательные органы нашей державы возлагаются задачи по добыванию, аналитической обработке и предоставлению Президенту Украины, Председателю Верховной Рады Украины, Премьер-министру Украины и руководству других органов государственной власти разведывательной информации. Основополагающий принцип при этом - независимость и оперативность разведывательных структур. Это – основной принцип обеспечения безопасности и обороны Украины, благодаря которому сводится до минимума возможность предоставления первым лицам «выборочной» или недостоверной информации, а то и откровенной «дезы». Именно поэтому Закон Украины разграничивает сферу деятельности структур разведки в державе.
Стоит также понять, о слиянии каких именно структур идет речь. Так, разведка Госпогранслужбы – это глаза и уши наших пограничников, позволяющие бороться с потоками нелегальных мигрантов и контрабанды, и вообще контролировать госграницу. Ведь последняя уже давно не «на замке», как было в советские времена, и возле каждого погранстолба не стоит бравый солдат ПВ с верным псом Алым. В европейских странах в таких условиях именно разведка профильных служб позволяет контролировать государственную границу и приграничные территории, не раздувая штаты до невообразимых размеров. Если же эти разведывательные структуры переподчинить другому ведомству, то о какой оперативности можно будет говорить? Сложится анекдотичная ситуация: мозг и руки – в одном ведомстве, глаза и уши – в другом. Последствия легко предсказуемы. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы это понять.
По логике нынешнего реформирования правоохранительных органов, как известно, Госпогранслужба Украины перешла в подчинение МВД – пока в виде «кураторства», а в перспективе – как структурное формирование в составе Министерства внутренних дел. Это вполне соответствует европейской практике. Но и в этом случае, как показывает опыт, куда разумнее подчинять «пограничную» разведку главе этой службы, а не сливать ее с разведывательными структурами МВД. В СВР же ее предлагают и вовсе изъять, подчинив себе, любимым.
Полный идиотизм этого пути в свое время испытали на себе разведчики иного ведомства – военного, о которых также идет речь в фантазиях руководства СВР. Как известно, на заре СССР существовала схема разведывательного сообщества, по которой внешней разведкой занималась ВЧК, которая должна была заодно удовлетворять потребности армии в развединформации (Региструпр, разведывательная структура Полевого штаба РККА, поначалу не занималось стратегической разведкой). Очень скоро стало ясным, что не может военное руководство составлять планы войны, оперативно принимать важнейшие решения и руководить войсками, не контролируя добывание развединформации стратегического уровня, и каждый раз бегая на поклон в соседнее ведомство. Таким образом и был сделан важный шаг по созданию полноценной военной разведки, которая объединяла в себе стратегическую и войсковую разведки, трансформировавшись в конечном итоге в легендарное ГРУ. Позже советское руководство убедилось в том, что создание конкуренции в сфере стратегической разведки между ГРУ и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-КГБ – важный фактор эффективности разведывательного сообщества страны.
По тому же пути шли и идут и другие страны мира. Существование военной разведки наряду с иными разведывательными структурами сегодня стало нормой для абсолютного большинства держав – количество стран, в которых нет военной разведки, можно сосчитать на пальцах. Для Украины же существование эффективного разведывательного сообщества имеет сегодня огромное значение еще ив связи с провозглашенной руководством державы внеблоковостью – как известно, в сегодняшнем мире именно разведка вкупе с дипломатией позволяет обнаружить и нейтрализовать львиную часть возникающих вызовов и угроз.
К слову, в Украине на законодательном уровне для ГУР МО определены шесть сфер деятельности, которые касаются подготовки государства к обороне, обеспечения готовности Вооруженных Сил Украины к обороне государства, выявления угрозы применения вооруженной силы против Украины и информационного обеспечения руководства державы. И все эти сферы являются «вотчиной» исключительно военной разведки. Не забудем и тот факт, что аппараты военных атташе (а это де-факто – легальные резиденты военной разведки за рубежом) являются представителями Министра обороны Украины в странах пребывания, и их переподчинение СВР было бы попросту невозможным.
Но в СВР далеки от всех этих высоких материй. Перед руководством службы видится одна цель – подмять под себя все разведывательное сообщество и создать иллюзию собственного величия. На здравый смысл ему плевать.
Тень великого реформатора
Конечно, неизбежно возникает вопрос: как же руководству СВР удалось протащить свою доморощенную Концепцию реформирования правоохранительных органов до уровня СНБО? То, что ее «зарубили» - прекрасно, но ведь кто-то пролоббировал этот проект с тем, чтобы он без всяких согласований с заинтересованными структурами попал на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны?
Такой человек, конечно же, есть. Именно с его подписью проект Концепции прошел Аппарат СНБОУ и отправился на экспертизу в Генеральную прокуратуру Украины. Это заместитель секретаря СНБОУ Владимир Сивкович, который и ранее рвался реформировать спецслужбы Украины, но его вовремя отвлекли.
Имеется в виду проект Концепцию реформирования правоохранительных органов (до боли знакомое название, не так ли?), которую Сивкович, будучи народным депутатом от ПР, подал на рассмотрение Верховной Рады в декабре 2009 года. В пояснительной записке к своему творению Сивкович утверждал, что предложенная им реформа направлена на «четкое размежевание полномочий должностных лиц путем недопущения их дублирования». «Вследствие реформы в Украине будут ликвидированы Служба внешней разведки, Служба безопасности, Управление государственной охраны, Министерство чрезвычайных ситуаций, Государственная пограничная служба, налоговая милиция, а также спецподразделения по борьбе с организованной преступностью при Министерстве внутренних дел, СБУ и других государственных органах», – говорилось в документе. В случае проведения реформы, инициированной Сивковичем, система правоохранительных органов выглядела бы следующим образом: Национальная служба безопасности Украины, частью которой должны были стать «внешняя разведка, служба госбезопасности и государственная служба охраны», Национальная служба расследований, МВД из «национальной милиции, специальной милиции, миграционной службы и пограничной милиции», прокуратура Украины и Государственная уголовно-исполнительная служба.
Интересно, что тогда инициатива Сивковича была явно направлена на противодействие «оранжевой» власти. Однако дураку понятно, что, создав придуманную им Национальную службу безопасности Украины, можно было разве что бросить все ростки демократии в стране под траки новосозданного монстра из мира спецслужб, о котором сейчас (правда, немного в другом виде) мечтает глава СВР Ильяшов.
После победы Януковича Сивкович как-то отвлекся от темы силовых структур, хотя и был назначен профильным «силовым» вице-премьер-министром. При его вице-премьерстве в армии прекратилась боевая подготовка и решение социальных проблем, в милиции и налоговой начал расцветать полный «правовой беспредел», СБУ окончательно и бесповоротно стала послушным инструментом политических игрищ. Сивковича все это не интересовало. Но когда его турнули с вице-премьера как человека Клюева вниз, на должность зама секретаря СНБО, он опять взялся за старую благодатную тему – теперь в союзе с главой СВР.
Кстати, непонятно, когда Сивкович находит время для своих интриг – ведь, судя по громким скандалам вокруг его имени, у этого господина нынче кипит активность на ином фронте. Вот в конце прошлого года Сивкович-младший продал в СНБО, где замом работает его отец, автомобилей на 2,5 млн грн. Скандал получился громким: пока власть кричала об экономическом кризисе в стране, СНБОУ закупало машины с двухзонным климат-контролем, ионизатором-ароматизатором воздуха, массажным сиденьем водителя с электрорегулировкой и функцией автозапоминания, обогревом сидений, C-box, Bluetooth и пр. (сообщивший об этом «Вестник государственных закупок» «забыл» упомянуть марку машин, но уж явно не производства ЗАЗа). На фоне разгоревшегося скандала секретарь СНБО Андрей Клюев был выгужден отменил проведенный тендер, и пригрозил: «Я подписал распоряжение отменить этот тендер и уволить тех людей, которые допустили это». Правда, о наказании виновных так ничего и не сообщалось.
А вот в мае 2013 г бизнесмен Константин Кагаловский обвинил уже и самого папашу - заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны, экс-вице-премьер-министра Владимира Сивковича в организации рейдерского захвата ООО «ТРК ТелеРадиоСвит» (ТВі). «Зная Княжицкого, я также понимал, что сам он такой сложной комбинации (рейдерского захвата ТВі) придумать не мог... Я думаю, (это сделал) еще один мой друг - Володя Сивкович... И это как раз в его стиле... Кроме того, сколько я их с Княжицким знаю, Сивкович всегда психологически "вел" Княжицкого... В советские времена так могли выглядеть отношения кагебешного куратора и агента", - заявил Кагаловский, явно намекая на КГБэшное прошлое Сивковича.
Но скандалы скандалами, а реформирование разведки увлекло Сивковича никак не меньше различных махинаций. С его подачи и за его подписью проект подготовленной Ильяшовым Концепции и отправился «на высшее согласование» в Генпрокуратуру Украины, которая не имеет никакого отношения к разведывательному сообществу. Но причем здесь ГПУ? Замысел Ильяшова и Сивковича очевиден: именно для того, чтобы получить согласие далекой от разведки (но весьма влиятельной) структуры, руководству СВР и понадобилась затея с «реформированием» правоохранительных органов. Чтобы под этим соусом «раздерибанить» разведку, не упомянув ее даже в названии своей Концепции.
Однако Ильяшов с Сивковичем просчитались. В ГПУ, может быть, не сильно разбираются в вопросах разведки, но «параллельная» затея со Следственным комитетом Украины, которому бы отошли подразделения прокуратуры, генпрокурору явно не пришлась по вкусу. В итоге ГПУ назвала предложенную Концепцией реформу «нецелесообразной и административно неоправданной».
А сам Сивкович после такого заключения сидел на заседании СНБО, на котором рассматривался проект этого документа, как таракан за печкой – тихо и скромно, ничем не объясняя свои лоббистские усилия по продвижению детища Ильяшова. К слову, его почему-то никто и не спросил о том, с чего бы вдруг зам секретаря СНБО так горячо поддерживал подобные маразматические фантазии.
Когда в Минюсте – свои люди
А спросить явно стоило. Ведь суть всей этой истории в том, что за полтора года перед президентскими выборами в Украине некие граждане в лице главы разведслужбы и представителя руководства Совета национальной безопасности и обороны пытаются создать структуру разведывательного сообщества страны, при котором они могут полностью контролировать все потоки разведывательной информации, которую получают первые лица государства. И происходит это в момент, когда Украина является мишенью внешнего влияния и объектом мощных внешнеполитических процессов, связанных с ее отношениями с Евросоюзом с одной стороны, и Россией с Таможенным союзом – с другой.
Не надо быть великим дипломатом, чтобы понимать: в этих условиях один неверный шаг украинского руководства может означать полный внешнеполитический, а затем и внутриполитический провал нынешней власти. У которой и без того проблем в этом плане – выше крыши. В то время, как только получение оперативной и объективной информации позволяет ориентироваться в ситуации и принимать решения. И Бог с ними, Януковичем и его компанией, – речь идет о судьбе державы, как ни громко это звучит.
Мотивы главы СВР, при всей его недальновидности, мы понять все же можем. В условиях, когда возглавляемая им внешняя разведка не демонстрирует своей эффективности, придать себе атмосферу значимости – весьма нужное дело. Понятно, что до судьбы разведывательного сообщества державы ему нет дела, ведь по сути предлагаемые им «реформы» - это рецепт развала всего разведывательного сообщества Украины. Но тут для него важнее хотя бы на миг почувствовать себя государственным мужем и великим разведчиком. Мелко и мелочно, но понятно.
Но что движет заместителем секретаря СНБО? Это еще большой вопрос. И при прошлой власти, и при нынешней он неуклонно стремится развалить одним махом все украинские спецслужбы (а заодно и правоохранительную систему), создав на их основе какого-то чудовищного мутанта. Возможно, Сивкович лелеет надежду на реванш и возвращение его «боссу» Клюеву былых позиции во власти, а для себя самого – возвращение на должность «силового» вице-премьера, но уже в новом качестве, как куратора упомянутого монстра. Как знать.
Но факт в том, что после первого провала с Концепцией реформирования правоохранительных органов, данные господа никак не уймутся, готовя законопроект на все ту же тему. Как будет проталкиваться новое детище – пока не известно. Но, возможно, к делу будет подключена супруга Ильяшова - Елена Лукаш. Ведь ее назначение месяц назад министром юстиции решает очень важную для «реформаторов» задачу – теперь можно не притягивать за уши разные структуры вроде Генпрокуратуры, а получить заключение о соответствии законопроекта законодательству непосредственно от Минюста. Редкая удача!
То, что данные бредовые фантазии не выносятся на широкое обсуждение, и даже не согласовываются с профильными структурами, опять никого не интересует. Как и то, что на карте – безопасность Украины...
- Информация о материале
На фоне коррупции, незаконного отмывания денег представителями высшего эшелона власти, контрабандой бензина приближенными к «СЕМЬЕ» людьми и укрывательствами от налогов членов семьи Клименко, возглавляющего МИНСДОХ, стервятники этой структуры 18 сентября пришли в квартиру радиоведущей «Эра FM» Татьяны Демьяненко с обыском.
В этот день у нее как раз умер отец и она готовилась ехать на похороны. Но под ее квартирой нарисовалось шесть бойцов, что размахивали постановлением Броварского суда об обыске.
Изначально спецы ничего не желали объяснять и вели себя агрессивно. Убитая смертью отца Татьяна ничего не понимала, а учитывая еще и факт своей деятельности, боялась, дабы стервятники ей в квартиру ничего не подбросили (из мести за эфиры).
После того, как к квартире подтянулись камеры «5 канала» и «Эры», стервятники вынуждены были дать ознакомиться с постановлением суда. Оказалось, что судья подписал этот документ, ссылаясь на «доказательную базу» (которую в момент обыска не предъявили), что якобы по адресу, по которому проживает журналистка, ходил некто, и что в ее квартире могут хранятся документы, причастные к конвертационному центру.
Все просьбы оставить убитую горем женщину в покое или придти в следующий раз – не увенчались успехом. Что такое смерть отца? Для стервятников Клименко – мелочи! После оказалось, что в постановлении суда указан один следователь, а проводил следственный действия – другой. Причем у этого другого не оказалось удостоверения, а только справка, что он работает в налоговой милиции. Для подтверждения своей личности он предъявил водительские права.
Не нравилось стервятникам Клименко, что на зов о помощи приехали и другие журналисты, понимающие права граждан и постоянно требующие, чтобы все было в рамках закона.
Естественно, что при обыске никаких документов, подтверждающих причастность ведущей радио к отмыванию денег, не нашли. Но возникает масса вопросов. Во-первых, в постановлении суда указано, что есть доказательная база, что некто ходил в эту квартиру постоянно, хотя Татьяна фамилию обвиняемого первый раз слышала в своей жизни. Во-вторых, выходит, что следователи Клименко даже не устанавливают личность того, к кому идут с обыском, а значит, занимаются подтасовкой фактов и допущениями типа «возможно». В-третьих, учитывая, что журналистку обыскали безосновательно, кто ей возместит моральную компенсацию, лично Клименко?
И, в-четвертых: оказывается, никто незащищен от произвола стервятников Клименко, поскольку эти «птички» не берут на себя основания хотя бы объяснить происходящее и показать «доказательную базу», что в обыскиваемую квартиру приходил обвиняемый. Что же до следователя, который не имел права проводить обыск (в постановлении стояла другая фамилия, и этого человека так и не предъявили), то вел он себя нахраписто, нагло, запугивал присутствующих вызовом опергруппы и на любые замечания (вплоть до того, что пишет неправильную фамилию в протокол) – реагировал неадекватно, заявляя, что всех выставит из квартиры, потому что ему мешают работать. Особенно его злило, когда журналисты указывали на нарушение прав: ну не любят опера, когда кто-то знает, как себя защищать и оперирует законодательной базой.
Обыск квартиры прошел быстро (чего искать в детских игрушках и одежде?), но осадок от беспредела, от того, что любой гражданин может оказаться в жерновах репрессивной машины (и не каждый может позвать на помощь журналистов) – остался страшный. Осознаешь, что репрессивная машина работает безлико, аморально и жестоко. И страдают невинные люди, тогда как настоящие преступники, занимающиеся воровством денег из бюджета, контрабандой нефти, газа, бензина и имеющие покровителей на самом высоком уровне, вплоть до Банковой - преспокойно и комфортно продолжают свою деятельность…
- Информация о материале
Чем ближе дата саммита Украина — ЕС, на котором может быть подписан договор об ассоциации, тем страшнее становятся прогнозы российских прорицателей о будущем нашей страны. «Дефицит платежного баланса Украины, хронический и большой, закрывается растущим внешним долгом. И хотя доля внешнего долга по отношению к ВВП не так велика, чуть больше 40%, он краткосрочный. Если Украина сейчас не сбалансирует свою финансовую систему, дефолт не за горами. Он может случиться через два-три месяца, может быть, через полгода», — заявил на этой неделе советник президента РФ Сергей Глазьев.
Ссылаясь на отдельные экономические показатели, российские эксперты попросту манипулируют цифрами. К примеру, размер российского госдолга по отношению к ВВП остается одним из самых низких в мире — 12,2% по итогам прошлого года. А вот в США, к примеру, он к началу 2013 года составил 73,6% ВВП, в Японии — 214,3%. Но вряд ли кто-то на основании этих данных станет серьезно утверждать, что российская экономика чувствует себя лучше, чем американская или японская.
В некоторых отечественных СМИ появились как под копирку состряпанные экономические выкладки, якобы подтверждающие неизбежность дефолта в нашей стране. В ответ на эти публикации появились статьи с антитезой: спекуляции на тему дефолта используются нынешней властью для того, чтобы отвлечь внимание общественности от экономических проблем. Что же прошло незамеченным за информационной шумихой? Действительно, финансовая ситуация в Украине далека от блестящей. Уже сейчас в стране назревает дефицит валюты. По данным НБУ, международные валютные резервы в августе снизились на $1 млрд., достигнув минимума с осени 2006 года. Как поясняют в Нацбанке, причиной стали выплаты по облигациям госзайма на $392 млн. и погашение очередного транша кредита МВФ на $961 млн. До конца года Украине предстоит вернуть фонду еще $1,5 млрд., что вызовет дальнейшее уменьшение резервов. По информации Миндоходов, в январе-августе в бюджет поступило на 4,3% меньше средств, чем за аналогичный период прошлого года. «Украина оказалась в условиях классического двойного дефицита — бюджетного и валютного. Ослабление внутреннего спроса обещает рекордный дефицит бюджета — около 80 млрд. грн., или почти 5,5% ВВП. Покрывать такой разрыв можно только масштабной эмиссией гривни. Но возникают девальвационные риски. Вплеснув в экономику свежеотпечатанные гривни, государство получит валютный шок и будет вынуждено реструктуризировать долги», — допускает исполнительный директор Центра социально-экономических исследований CASE-Украина Дмитрий Боярчук.
Впрочем, стоит вспомнить, что скорый дефолт Украине прочили еще в 2009-м. Более того, Украина не покидает Топ-10 стран с наибольшим риском дефолта в течение нескольких посткризисных лет. И хотя такие риски действительно высоки, большинство экономистов считают, что Украина способна избежать этой участи и сейчас. Чтобы компенсировать выплаты МВФ и поддержать золотовалютные резервы, правительство готовится к новым внешним заимствованиям, рассчитывая привлечь до $750 млн. «Сейчас на рынке много банков, в том числе с участием иностранного капитала. Они активно поддерживают рынок ОВГЗ, а значит ликвидность системы госфинансов. Не стоит забывать и о введении механизма казначейских векселей, что стало очень своевременной мерой», — отмечает главный финансовый аналитик РА «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран. Можно не сомневаться, что Кабмин в ближайшее время воспользуется предоставленным ему правом рассчитываться ценными бумагами по бюджетным долгам, возникшим до 1 января 2013 года, а также по задолженности по возмещению НДС. Кроме того, Минфин уже готовит законопроект по секвестрованию бюджета, что снизит нагрузку на него, нивелировав падение доходов казны.
Очевидно, что России сейчас политически выгодно наводнять медиапространство мрачными прогнозами для Украины в случае ее сближения с ЕС. Интересно, что за четверть века с начала евроинтеграционных процессов на постсоветском пространстве суть и наполнение российской пропаганды никак не изменились. В конце 1990 года российские экономисты так же прочили странам Балтии экономическую смерть в составе Евросоюза и подогревали опасения пессимистов, сравнивая, к примеру, ВВП Литвы с ВВП Габона. Российские знатоки экономики безапелляционно утверждали, что после разрыва «хозяйственных связей» прибалты и вовсе загнутся. Особо же «экспертами» подчеркивалась полная неконкурентоспособность прибалтийских товаров на европейских рынках. Впрочем, после того, как вступление в ЕС стало свершившимся фактом, подобная истерия закончилась. Да и поводов особых к подобным прогнозам уже вроде и нет. В 2012 году Эстония, Латвия и Литва стали единственными странами во всем ЕС, показавшими более 3% экономического роста.
Так что воплощение в жизнь апокалиптических прогнозов относительно будущего украинской экономики не выгодно ни РФ, ни Евросоюзу. Во-первых, это чревато закрытием одного из самых емких потребительских рынков мира. По итогам 2012 года Украина вошла в тридцатку крупнейших импортеров товаров и услуг, заняв 25-е место с объемом импорта $85 млрд. Об этом говорится в отчете Всемирной торговой организации «World Trade Report — 2013». Доля Украины в общемировом объеме импорта составляет 0,6%, а его ежегодный прирост — не менее 2%. В случае дефолта гривня может обесцениться практически вдвое, как это было в 2008 году, что автоматически удорожит импортные товары и, соответственно, сделает их недоступными для массового потребителя. «ЕС и Россия являются ключевыми торговыми партнерами Украины. Если государство объявит дефолт, упадет спрос на российские и европейские товары. Общее снижение товарооборота с Украиной негативно отразится на экономической статистике как Российской Федерации, так и европейских партнеров», — прогнозирует финансовый аналитик компании «Альпари» Александр Михайленко. А в условиях общего сворачивания внешних рынков позволить себе такую роскошь, как потеря крупнейшего заказчика, не может никто. По данным Госстата, импорт из ЕС сейчас составляет 35% от общего объема импорта в Украину ($129,9 млрд.), из России — 27,5% ($9,6 млрд.). Во-вторых, пострадают европейские и российские кредиторы, которые частично или полностью лишатся своих инвестиций в украинскую экономику. Ведь в случае наступления дефолта Украина прекратит выполнять все свои долговые обязательства.
Что немаловажно — украинская власть и сама кровно заинтересована в том, чтобы любой ценой предотвратить дефолт страны. Ведь в этом случае будут заморожены все иностранные счета украинских резидентов. А это значит, что под угрозой окажется вся заграничная собственность наших олигархов. К дефолту Украину сейчас может привести лишь отсутствие конструктивного диалога с крупнейшими кредиторами. Однако и это маловероятно. Какой бы путь ни выбрала наша страна, правительству будет подставлено кредитное плечо.
- Информация о материале
В январе—июле 2013 г. государственный бюджет недополучил около 4,7 млрд грн налогов нефтепродуктов, из которых порядка 2,22 млрд грн составляет акцизный сбор и 2,47 млрд — налог на добавленную стоимость.
В целом поступления акцизного сбора с нефтепродуктов сократились по сравнению с прошлым годом на 33%. Это следует из данных, которые ZN.UA передал источник в Министерстве доходов и сборов Украины на условиях конфиденциальности. Согласно этим данным, за семь месяцев 2013 г. объем собранного акциза снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 37,24%, или на 1,74 млрд грн. По дизельному топливу отставание от уровня прошлого года составило 23,9% (475,5 млн грн).
"Приходится констатировать наличие растущего теневого рынка, не может потребление бензина за год сократиться почти на 40%", — говорит источник в Миндоходов.
Это подтверждают и официальные данные Минэнергоугольпрома, согласно которым в январе—июле 2013 г. потребление бензина в Украине снизилось по сравнению с 2012-м на 6,24% (2,23 млн т), дизтоплива — на 3,57% (3,1 млн т).
В свою очередь, согласно данным Миндоходов, под налогообложение подпало 1,42 млн т бензина (63,7% от общего потребления) и 2,59 млн т дизельного топлива (83,1%).
Таким образом, за семь месяцев 2013 г. без налогов на рынок поступило около 1,33 млн т нефтепродуктов, или 25% от всего потребленного объема.
"С учетом средних цен на топливо размер потерь по НДС при таком объеме оценивается почти в 2,5 млрд грн", — говорит специалист министерства. По его мнению, при такой динамике суммарные потери налогов с бензина и ДТ в текущем году превысят 8 млрд грн.
Министерство доходов и сборов Украины ранее не ответило на официальные запросы редакции ZN.UA об объемах уплаты акцизного сбора на нефтепродукты.
Между тем серия расследований, проведенных еженедельником ZN.UA, показывает, что основной причиной растущей недоимки топливных акцизов являются поставки импортных нефтепродуктов через систему лицензионных таможенных складов компаний "Зовнитрансгаз", ЧП "Фирма Армада Плюс" и ДП "Петрол-Форвардинг".
Впоследствии эти нефтепродукты оформляются как транзитные или реэкспортные, т.е. без уплаты акциза и НДС, хотя реализуются на внутреннем рынке через компанию "Газ Украина-2020" входящую в неформальную группу компаний ВЕТЭК Сергея Курченко. "Газ Украина-2020" приобретает нефтепродукты через систему предприятий, обладающих признаками фиктивности, и формально не является импортером данных нефтепродуктов.
- Информация о материале
Волонтеры, собирающие деньги для больных детей на улицах городов, уже стали обычным явлением. Судя по заполненности стеклянных ящиков для пожертвований, к примеру, в Донецке, жители шахтерской столицы — люди неравнодушные и отзывчивые. Но к сожалению, даже среди благотворителей находятся мошенники, которые пытаются нажиться на горе и милосердии.
В хороший день собирают 10 тысяч
«Сегодня» нашла объявление о наборе волонтеров в Донецке. Мы позвонили, и нам рассказали, что задача волонтеров — стоять с ящиками и собирать деньги. «За три-четыре часа работы платим около 150 гривен», — сообщила собеседница на том конце провода. Некоторые волонтеры признаются, что работают за 10—25% от собранных денег. В хороший день в ящике волонтера может оказаться и до 10 тысяч гривен. Также благотворители посылают волонтеров из Донецка собирать пожертвования, к примеру, в Днепропетровск, а харьковские волонтеры едут в Запорожье. В чем здесь смысл — остается только догадываться. Вероятно, чтобы волонтеры «не примелькались» местным жителям. Кстати, нередко даже на официальных акциях по сбору средств организаторам приходится сталкиваться с проходимцами. «Однажды мы проводили акцию по сбору денег и раздавали людям листовки с фотографией ребенка и просьбами о помощи. Так некоторые ушлые бабушки взяли листовки, встали возле цирка и лихо начали собирать подаяние «для больного внучка», — рассказала «Сегодня» координатор акции «Успей помочь» Виктория Кузнецова. — Если мы собираем деньги для кого-то, то максимально освещаем это событие, отчитываемся за каждую собранную гривню. О мошенничестве волонтеров лично я не слышала, но меня немного смущает тот факт, что благотворительные фонды берут волонтеров на оплачиваемую работу. По закону Украины о благотворительности, волонтерство — это безвозмездная помощь».
- Информация о материале
В Украине банки выдают кредиты на ворованные паспорта, говорится в программе "Гроші". Журналисты программы вышли на след одной из крупнейших столичных аферисток, за плечами которой десятки поддельных паспортов и кредиты на более 500 тысяч гривен.
"Женщина, до 30 лет, светлые волосы, яркая блондинка", - рассказала жертва мошенницы Дарья Старченко и добавила: "С меня требуют по кредиту 29 тысяч гривен за технику и 15 тысяч за оформленную кредитную карту, и того, с меня требуют 44 тысячи гривен. Говорят - ищите, иначе мы начнем действовать".
Почти полсотни тысяч гривен столичный банк выдал на похищенный 5 лет назад документ Дарьи. "Кроме того, паспорт был на мою девичью фамилию, юридически такого лица вообще не существует", - говорит девушка.
В чем же главный секрет аферистов, рассказал один из таких "охотников за паспортами", который знает все нюансы мошеннических кредитных схем. "Это карманные воры, которые украли паспорт. Их (документы) просто сдают нужным людям, которые в этом заинтересованы", - рассказывает карманный вор Игорь.
Своих жертв он находит в общественном транспорте или просто на улице. Главная цель мошенника - паспорт, на черном рынке аферисты покупают их целыми мешками.
По словам юристов, на украинские паспорта началась настоящая охота. Эксперты утверждают, что если украинец когда-нибудь отдавал копию своего паспорта, то уже автоматически стал потенциальной жертвой, ведь нет никаких гарантий того, что данные не попадут в руки мошенников.
"Ксерокопию - и все. Можно оформлять на вас кредит на любую сумму денег, купить на ваше имя автомобиль, или отправить на ваше имя некую посылку с наркотиками. Почему бы и не килограмм героина - и вам 20 лет тюрьмы, ну я шучу, лет 10 точно", - говорит юрист Эдуард Багиров.
Даже заявление в милицию о похищенном документе не всегда является гарантией безопасности.
"Если паспорт аннулирован, могут и задним оформить, это за дополнительные деньги. Ну, в банке тоже есть своя внутренняя служба - каждый входит в долю", - отмечает карманный вор.
Программа "Гроші" провела беспрецедентный эксперимент и вышла на поставщиков ворованных паспортов в интернете. Молодой парень, который представился курьером, уже на следующий день предложил журналистам выбрать документ "на свой вкус".
"Вам мальчика, девочку, бабушку, дедушку?", - спросил курьер.
Кроме паспортов "бизнесмены" предлагают купить и идентификационный код. Причем все документы настоящие.
В то же время, на вопрос о происхождении паспортов мужчина отмалчивается. За комплект ворованных документов он просит 700 гривен, в частности, за паспорт - 500 грн и код - 200 гривен.
Чтобы получить банковский кредит, журналисты получили все необходимое - чужой паспорт и копию идентификационного кода, все документы на руках, осталась одна деталь - вклеить свою фотографию.
Профи рассказывает, что на самом деле секрет прост: "Кредиторы, которые в банке, не могут определить твое это фото или нет. Это только в милиции эксперты могут. А здесь ты же пришел с паспортом".
Для очевидности эксперимента журналисты наклеили снимок сверху и пошли в банк. Это абсурд, но работник банка не заметил элементарно наклеенной фотографии и начал оформление документов на кредит в 50 тысяч гривен. За шаг от уголовного преступления журналисты остановили эксперимент.
- Информация о материале
Страница 916 из 1561
