Чем ближе дата саммита Украина — ЕС, на котором может быть подписан договор об ассоциации, тем страшнее становятся прогнозы российских прорицателей о будущем нашей страны. «Дефицит платежного баланса Украины, хронический и большой, закрывается растущим внешним долгом. И хотя доля внешнего долга по отношению к ВВП не так велика, чуть больше 40%, он краткосрочный. Если Украина сейчас не сбалансирует свою финансовую систему, дефолт не за горами. Он может случиться через два-три месяца, может быть, через полгода», — заявил на этой неделе советник президента РФ Сергей Глазьев.
Ссылаясь на отдельные экономические показатели, российские эксперты попросту манипулируют цифрами. К примеру, размер российского госдолга по отношению к ВВП остается одним из самых низких в мире — 12,2% по итогам прошлого года. А вот в США, к примеру, он к началу 2013 года составил 73,6% ВВП, в Японии — 214,3%. Но вряд ли кто-то на основании этих данных станет серьезно утверждать, что российская экономика чувствует себя лучше, чем американская или японская.
В некоторых отечественных СМИ появились как под копирку состряпанные экономические выкладки, якобы подтверждающие неизбежность дефолта в нашей стране. В ответ на эти публикации появились статьи с антитезой: спекуляции на тему дефолта используются нынешней властью для того, чтобы отвлечь внимание общественности от экономических проблем. Что же прошло незамеченным за информационной шумихой? Действительно, финансовая ситуация в Украине далека от блестящей. Уже сейчас в стране назревает дефицит валюты. По данным НБУ, международные валютные резервы в августе снизились на $1 млрд., достигнув минимума с осени 2006 года. Как поясняют в Нацбанке, причиной стали выплаты по облигациям госзайма на $392 млн. и погашение очередного транша кредита МВФ на $961 млн. До конца года Украине предстоит вернуть фонду еще $1,5 млрд., что вызовет дальнейшее уменьшение резервов. По информации Миндоходов, в январе-августе в бюджет поступило на 4,3% меньше средств, чем за аналогичный период прошлого года. «Украина оказалась в условиях классического двойного дефицита — бюджетного и валютного. Ослабление внутреннего спроса обещает рекордный дефицит бюджета — около 80 млрд. грн., или почти 5,5% ВВП. Покрывать такой разрыв можно только масштабной эмиссией гривни. Но возникают девальвационные риски. Вплеснув в экономику свежеотпечатанные гривни, государство получит валютный шок и будет вынуждено реструктуризировать долги», — допускает исполнительный директор Центра социально-экономических исследований CASE-Украина Дмитрий Боярчук.
Впрочем, стоит вспомнить, что скорый дефолт Украине прочили еще в 2009-м. Более того, Украина не покидает Топ-10 стран с наибольшим риском дефолта в течение нескольких посткризисных лет. И хотя такие риски действительно высоки, большинство экономистов считают, что Украина способна избежать этой участи и сейчас. Чтобы компенсировать выплаты МВФ и поддержать золотовалютные резервы, правительство готовится к новым внешним заимствованиям, рассчитывая привлечь до $750 млн. «Сейчас на рынке много банков, в том числе с участием иностранного капитала. Они активно поддерживают рынок ОВГЗ, а значит ликвидность системы госфинансов. Не стоит забывать и о введении механизма казначейских векселей, что стало очень своевременной мерой», — отмечает главный финансовый аналитик РА «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран. Можно не сомневаться, что Кабмин в ближайшее время воспользуется предоставленным ему правом рассчитываться ценными бумагами по бюджетным долгам, возникшим до 1 января 2013 года, а также по задолженности по возмещению НДС. Кроме того, Минфин уже готовит законопроект по секвестрованию бюджета, что снизит нагрузку на него, нивелировав падение доходов казны.
Очевидно, что России сейчас политически выгодно наводнять медиапространство мрачными прогнозами для Украины в случае ее сближения с ЕС. Интересно, что за четверть века с начала евроинтеграционных процессов на постсоветском пространстве суть и наполнение российской пропаганды никак не изменились. В конце 1990 года российские экономисты так же прочили странам Балтии экономическую смерть в составе Евросоюза и подогревали опасения пессимистов, сравнивая, к примеру, ВВП Литвы с ВВП Габона. Российские знатоки экономики безапелляционно утверждали, что после разрыва «хозяйственных связей» прибалты и вовсе загнутся. Особо же «экспертами» подчеркивалась полная неконкурентоспособность прибалтийских товаров на европейских рынках. Впрочем, после того, как вступление в ЕС стало свершившимся фактом, подобная истерия закончилась. Да и поводов особых к подобным прогнозам уже вроде и нет. В 2012 году Эстония, Латвия и Литва стали единственными странами во всем ЕС, показавшими более 3% экономического роста.
Так что воплощение в жизнь апокалиптических прогнозов относительно будущего украинской экономики не выгодно ни РФ, ни Евросоюзу. Во-первых, это чревато закрытием одного из самых емких потребительских рынков мира. По итогам 2012 года Украина вошла в тридцатку крупнейших импортеров товаров и услуг, заняв 25-е место с объемом импорта $85 млрд. Об этом говорится в отчете Всемирной торговой организации «World Trade Report — 2013». Доля Украины в общемировом объеме импорта составляет 0,6%, а его ежегодный прирост — не менее 2%. В случае дефолта гривня может обесцениться практически вдвое, как это было в 2008 году, что автоматически удорожит импортные товары и, соответственно, сделает их недоступными для массового потребителя. «ЕС и Россия являются ключевыми торговыми партнерами Украины. Если государство объявит дефолт, упадет спрос на российские и европейские товары. Общее снижение товарооборота с Украиной негативно отразится на экономической статистике как Российской Федерации, так и европейских партнеров», — прогнозирует финансовый аналитик компании «Альпари» Александр Михайленко. А в условиях общего сворачивания внешних рынков позволить себе такую роскошь, как потеря крупнейшего заказчика, не может никто. По данным Госстата, импорт из ЕС сейчас составляет 35% от общего объема импорта в Украину ($129,9 млрд.), из России — 27,5% ($9,6 млрд.). Во-вторых, пострадают европейские и российские кредиторы, которые частично или полностью лишатся своих инвестиций в украинскую экономику. Ведь в случае наступления дефолта Украина прекратит выполнять все свои долговые обязательства.
Что немаловажно — украинская власть и сама кровно заинтересована в том, чтобы любой ценой предотвратить дефолт страны. Ведь в этом случае будут заморожены все иностранные счета украинских резидентов. А это значит, что под угрозой окажется вся заграничная собственность наших олигархов. К дефолту Украину сейчас может привести лишь отсутствие конструктивного диалога с крупнейшими кредиторами. Однако и это маловероятно. Какой бы путь ни выбрала наша страна, правительству будет подставлено кредитное плечо.