Статьи
Украина уже давно стала Меккой для секс-туристов, однако мало, кто знает, что страна теперь рвется в лидеры порноиндустрии, говорится в сюжете программы "Гроши". Чтобы получить эксклюзивные кадры и увидеть, как снимается порно в Украине, журналистка программы "Гроши" на момент расследования стала порноактрисой.
Оказывается, чтобы попасть в кадр порнофильма нужно немного - соблазнительную внешность и аккаунт в социальной сети. Примечательно, что в соцсетях тьма-тьмущая порнорежиссеров и порностудий, которые без проблем вербуют молодых парней и девушек.
Однако, как рассказал "Грошам" завербованный студент КПИ, выйти из этого бизнеса очень сложно, особенно девушкам.
Порнорежиссеры обещают большие деньги, тем самым молодые люди, ища их, подписывают себе приговор, поскольку вырваться из этого потом очень сложно.
"Гроши" узнали, что за один час съемок можно получить 100 долларов, а за день работы около 1000. Порновидео же, сделанное в Украине, в целом уходит за границу. А за молодыми украинскими телами охотятся во всем мире.
- Информация о материале
Почти треть законопроектов, поданных Кабмином за период парламентских каникул, имеют коррупционные риски. Об этом сегодня сообщил председатель комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Виктор Чумак.
Так, за период парламентских каникул правительство зарегистрировало 30 законопроектов, восемь из которые имеют коррупционные риски.
"Наблюдаются три тенденции в создании коррупционных схем. В проблемных законопроектах усложняются процедуры получения услуг органов власти. Также в законодательстве оставляют правовые пробелы или противоречия, которые на практике граждане или предприниматели будут решать с помощью взяток - сообщает портал «ДЕЛО». Чиновникам предоставляют широкие, нечеткие и неясные полномочия, что может привести к злоупотреблениям", — сообщил директор Центра политических исследований и аналитики Виктор Таран.
Фонду госимущества предоставляют нечетко определенные права
Правительственные законопроекты которые анализировались, по словам экспертов, имеют яркие примеры таких схем. Законопроект № 2303а (о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам оценки имущества) предоставляет Фонду госимущества широкие и не четко определенные полномочия по допуску на рынок оценки имущества оценщиков. Поэтому появляется риск того, что разрешение на деятельность получат "избранные", что приведет к монополизации рынка.
Также в список попал проект закона № 3077 (относительно засвидетельствования верности копий (фотокопий) документов и выписок из них и подлинности подписи на документах). Согласно этому проекту закона подлинность копий учредительных документов компаний, участвующих в приватизационном конкурсе утверждается только ФГИ, а не нотариусом. Но обязательств утвердить подлинность копий у Фонда нет. Таким образом, чиновники смогут не допускать участников к приватизации малых государственных предприятий и заставлять покупателей способствовать коррупции, указывают эксперты.
Также противоречие нашли и в проекте закона № 3107 (относительно управления объектами госсобственности). В нем говорится, что недвижимое имущество объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации, не может быть отчуждено "кроме отчуждения такого имущества путем его приватизации". Это противоречие может быть использовано для злоупотребления ФГИУ по приватизации госимущества.
Инспекторы получат больше возможностей для коррупции
Законопроект №3095 (о государственном регулировании в сфере энергетики) также имеет коррупционные риски. Он предусматривает разрыв между минимальным и максимальным размером штрафов, налагаемых чиновниками Нацкомиссии по государственному регулированию в сфере энергетики, в сто раз (от 1700 до 170 тыс. грн.). Однако законопроект не определяет критерии по выбору размера в конкретных ситуациях.
Подобная ситуация с проектом закона № 3079 (относительно усиления ответственности за нарушение правил рыболовства), который дает чиновникам широкие полномочия, благодаря чему центральные органы власти сами определяют размер штрафа для предприятий от 990 до 6990 не облагаемых налогом минимумов.
Еще одним проблемным законопроектом является проект № 3102 (о безопасности продуктов питания). Он предоставляет госинспекторам право приостанавливать производство продуктов питания. Однако основания и срок, на который может приостанавливаться производство, не указываются. В итоге местные чиновники смогут требовать взятки для разблокирования работы компаний.
По словам экспертов, предложенные изменения в ст.11 Закона Украины "О пестицидах и агрохимикатах" в законопроекте №3086 (относительно лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности, при осуществлении которых осуществляются обращение и применение фумигантов) содержит ошибку в нормотворческой технике, вследствие чего норма может быть истолкована как требование к торговцам фумигантами проходить лицензирование. Эксперты уверены, что чиновники Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Минагропрода будут заинтересованы в таком лицензировании, заставляя предпринимателей участвовать в коррупционных действиях.
Последним проблемным законопроектом стал проект № 3067 (относительно усиления контроля за безопасностью автоперевозок грузов и ответственности за нарушение правил дорожного движения), также содержащий коллизию. В законопроекте не указано, какой должна быть санкция за нарушение для водителя, что позволит инспекторам ГАИ побуждать водителей к взяткам, чтобы получить более легкое наказание.
- Информация о материале
После окончания сезона отпусков «Комментарии» решили напомнить, какие главные изменения ждут украинцев на протяжении следующих трех месяцев.
Евроинтеграционный Вильнюс
Пожалуй, самым ожидаемым событием осени 2013 года может стать подписание на саммите «Восточного партнерства», который будет проходить в Вильнюсе 28-29 ноября, Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, которое включает создание Зоны свободной торговли. Несмотря на то, что Украине все еще нужно выполнить ряд поставленных Евросоюзом условий для подписания документа, в то, что соглашение будет подписано, верят обе стороны. И шансы, что украинская делегация вернется из Вильнюса с позитивным результатом, высоки как никогда.
Без сомнения, готовившееся почти десятилетие соглашение окажет определяющее влияние на будущее Украины, о чем свидетельствует, в частности, крайне жесткая позиция России по отношению к украинским евроинтеграционным устремлениям. Правда, чем конкретно это обернется для каждого обычного гражданина Украины, пока что толком никто не объяснил. Можно рассчитывать лишь на упрощение визового режима с ЕС и расширение на украинских прилавках ассортимента товаров с маркировкой «сделано в ЕС».
Расходы госбюджета сверят с доходами
Уже 15 сентября Верховная Рада планирует приступить к рассмотрению проекта государственного бюджета Украины на 2014 год. Однако парламенту еще предстоит навести порядок со сметой страны на год текущий. Ведь государственный бюджет Украины на 2013 год рассчитан исходя из прогнозного показателя годовой инфляции в 4,8% и темпов роста ВВП в 3,4%. Реальность же говорит о том, что по итогам года запланированных макроэкономических показателей достигнуть не удастся. По итогам второго квартала инфляция составила лишь 0,2%, вместо роста ВВП и вовсе зафиксировано его падение на 1,1%, а недовыполнение доходной части за год, согласно прогнозам, может составить около 25 млрд. грн.
Еще в июле в Министерстве финансов признали, что параметры государственного бюджета на 2013 год могут быть пересмотрены в сторону сокращения. А изменения в госбюджет правительство планировало внести на рассмотрение Верховной Рады в сентябре. При этом озвучивать какие-то конкретные планы по внесению изменений в госбюджет в Кабмине не спешат, видимо, помня о пожелании главы государства внести по итогам первого полугодия изменения в бюджет «в сторону увеличения».
Но к концу лета даже в Администрации Президента вынуждены были признать, что невыполнение плана бюджетных поступлений ставит под угрозу реализацию разработанных на Банковой социальных президентских инициатив. В любом случае осенью правительству вместе с парламентом придется решить непростую дилемму: либо сокращать уже утвержденные расходы госбюджета на текущий год, либо каким-то образом изыскать дополнительные источники поступлений средств.
Иномарки опять подорожают. Верховная Рада решит, на сколько
Не успели автомобилисты и импортеры свыкнуться с введением в апреле импортных спецпошлин на самые популярные автомобили в размере 6,46% – 12,95% от их стоимости, как парламентарии подготовили для них новый налоговый сюрприз. 5 июля Верховная Рада проголосовала за введение с 1 сентября экологического налога на утилизацию импортируемых транспортных средств. Согласно принятым ставкам сбора и коэффициентам в зависимости от объема двигателя, новые иномарки могут подорожать приблизительно на 5-30 тыс. грн., а бывшие в употреблении - на 10-60 тысяч.
Однако новый налог вызвал жесткую реакцию стран-импортеров, в частности Евросоюза, где пообещали, что введение Украиной утилизационного сбора «будет иметь очень серьезное влияние» на двусторонние экономические отношения и призвали не допустить вступления нового налога в действие.
Это вынудило украинские власти задуматься о смягчении принятого утилизационного сбора. В частности, по словам министра экологии и природных ресурсов Украины Олега Проскурякова, уже в ближайшее время правительство представит на рассмотрение Верховной Рады проект изменений в соответствующие законы. Правда окончательно отменить новый налог на импортные автомобили в правительстве не планируют – максимум, на что можно рассчитывать – ставку налога зафиксируют на уровне 5,5 тыс. грн. для легковых автомобилей и 11 тыс. грн. для остальных автотранспортных средств.
Украинцев начали приучать к безналу
С 1 сентября 2013 года вступило в силу ограничение расчетов наличными между физическими лицами и юридическими лицами, а также физлиц между собой по договорам купли-продажи, которые подлежат нотариальному заверению. Своим постановлением Нацбанк ограничил наличные операции суммой в 150 тыс. гривен. Сделки на сумму, которая превышает лимит, должны осуществляться с помощью банковских счетов, а нотариусам запрещено оформлять сделки объемом свыше 150 тыс. грн. без предоставления платежного поручения банка. Контроль за выполнением нормы будут осуществлять органы Государственной налоговой службы, а нарушителей обещают штрафовать.
По словам экспертов, ограничение наличных расчетов приведет к дополнительным тратам со стороны покупателей жилья, ведь с 1 сентября покупатель квартиры уже не сможет отдать продавцу деньги наличными, а должен будет открыть счет в банке, внести туда нужную сумму и денежным переводом перечислить ее продавцу. При этом размер дополнительной финансовой нагрузки на сделку, по разным оценкам, может составлять от 1 до 3% от стоимости покупки.
В Нацбанке же от введения ограничений ожидают приток 14-16 млрд. гривен в год в виде дополнительной ликвидности для банков, а также дополнительный рост ВВП на 0,2%. Сами банкиры хотели бы снизить предельную планку для наличных расчетов еще больше – до 30-50 тыс. грн.
Путешествовать поездами станет дороже
На осень запланировано очередное подорожание железнодорожных билетов. Тарифы на перевозку пассажиров ж/д транспортом во внутреннем и международном сообщениях поднимут для всех категорий вагонов, кроме СВ, вагонов поездов «Интерсити+» и пригородных поездов. В частности, с 1 октября на 10% подорожает стоимость проезда в плацкартном и купейном вагонах на во внутреннем сообщении. Билеты на поезда международного сообщения во всех категориях вагонов, кроме СВ, увеличится на 5%.
Регистрировать недвижимость и собственность на землю можно будет через почту
В Государственной регистрационной службе обещают, что с 1 ноября часть услуг ведомства станет доступна через отделения «Укрпочты». По словам главы Госрегистарционной службы Дмитрия Вороны, в ведомстве ожидают волны заявлений на оформление прав собственности на земельные паи, поскольку селянам не придется никуда выезжать для подачи документов, а пакет документов для передачи в Госрегистрационную службу, а также получить документы можно будет через почтовые отделения. В связи с этом, В Госрегистрации даже планируют увеличить количество регистраторов на 1,5 тыс. человек.
Предполагается, что в минимальный базовый перечень услуг, которые можно будет получить через почтовые отделения будут входить: государственная регистрация юридических лиц и физических лиц-предпринимателей; проставление апостиля на официальных документах, государственная регистрация печатных средств массовой информации и информационных агентств как субъектов информационной деятельности; государственная регистрация прав на недвижимое имущество и предоставление информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Надежда на рекордный урожай
В правительстве многократно высказывались надежды, что рекордный урожай зерновых в этом году поможет смягчить последствия падения промышленного производства. По данным Министерства аграрной политики и продовольствия, валовой сбор зерна может достигнуть 55-58 млн. тонн, а экспорт зерновых нового урожая планируется на уровне 28 млн. тонн, что на 2,1 млн. тонн больше предварительного прогноза.
Но надежды нарастить поступления от экспорта зерновых и сократить дефицит внешней торговли могут не оправдаться. Ведь высокого урожая ждут многие зернопроизводящие страны — мировое производство подрастет примерно на 7–10%, а цены на зерно начали падать еще в июне.
- Информация о материале
Недавно американские экономисты Дж.Робинсон и Д.Аджемоглу опубликовали интересное исследование под многозначительным названием: Why nations fail: origin of power, prosperity and poverty ("Почему нации приходят в упадок: происхождение власти, богатства и бедности"). Изучая эволюцию разных сообществ, исследователи вывели ряд закономерностей, позволяющих спрогнозировать или понять направление дальнейшего развития тех или иных стран. В опубликованном тексте ученые пытались не переходить в сферу практического политического прогнозирования, но все же предложили набор простых и четких выводов, которые можно экстраполировать на то или иное общество, чтобы понять, что же его ожидает. Авторы ни единым словом не обмолвились об Украине, но их экскурсы оставляют у украинского читателя недвусмысленное впечатление, что они читают книгу о родной стране...
Почему нации приходят в упадок
Направление развития сообществ, утверждают ученые, определяется типом политических и экономических институтов, формирующих стимулы и мотивацию поведения людей. Институты создаются или трансформируются на "исторических перекрестках", т.е. в моменты, когда по тем или иным причинам приоткрывается "окно возможностей" для их смены. Институты формируют позитивные или негативные стимулы у граждан. Стимулы — это двигатель, движущий общество, побуждающий его членов к тем или иным действиям. Стимулы поощряют работать честно или же воровать, бороться или избегать борьбы, создавать с помощью труда собственное благополучие и успех или убегать от притеснений и нищеты.
Стимулы — это не столько законы или формальные решения общественных институтов и их руководителей, сколько их ежедневное практическое функционирование, непосредственное влияние на общество. Если в этом государстве можно заработать миллиарды, создав компьютерную программу, то молодежь будет изучать информатику и основывать компьютерные фирмы, даже если нет закона "О содействии развитию информационного общества". Если же в этом государстве можно заработать миллиарды только на "откатных" тендерах или став бандитом, то молодежь будет изучать искусство уличных боев и коррупционных сделок, даже если будут существовать тысячи законов о борьбе с бандитизмом и коррупцией. Если общественные институты будут защищать частную собственность и справедливость, деньги будут течь рекой. Если же общественные институты будут разрешать беззаконие, отток капиталов не остановит даже самая лучшая политическая программа.
Именно политические и экономические институты доводят общество до процветания, стагнации или распада. Несмотря на все разнообразие их форм или названий, институты делятся на открытые (inclusive) и закрытые (extractive). Перевод с английского не совсем точный, но, вероятно, самый лучший из всей возможной палитры вариантов, поскольку речь идет, прежде всего, об открытом или закрытом характере доступа к ним широких общественных слоев.
Открытыми являются экономические институты, обеспечивающие недискриминационный контроль над доступом и распределением ресурсов, разрешающие честную конкуренцию и обеспечивающие сохранность частной собственности. То же касается политических институтов: открытыми являются те, где общество свободно избирает и контролирует власть, где каждый, у кого есть видение или идеи, активность и гражданская позиция, имеет практическую возможность быть избранным в законодательные органы власти и изменить в общественных институтах то, что не устраивает избирателей.
Открытые институты — это не "фасадная демократия". Проводить выборы даже с участием нескольких партий — не означает иметь открытые политические институты. Во многих странах мира с формальными признаками демократии власть держат лишь несколько сотен лиц, сформировавших несколько партий, поочередно сменяющих друг друга во властных коридорах, оставляя подавляющее большинство населения без какого-либо политического влияния. Так же и с экономическими институтами: провозгласить их рыночными не означает сделать их открытыми. Есть достаточно способов ограничить конкуренцию и доступ к ресурсам, чтобы обеспечить богатство нескольким сотням, оставив остальных в бедности.
Закрытые политические институты разрешают их руководителям трансформировать политическую власть в экономические блага и наоборот. Причем способы трансформации могут быть самыми разнообразными — от предоставления преференций приближенным до банального грабежа.
Сегодня открытые институты — это большинство стран золотого миллиарда. Даже если среди богатых стран и есть такие, чьи институты можно считать закрытыми, это, скорее, исключение, подтверждающее правило. Такие страны являются богатыми обычно за счет истощения природных или человеческих ресурсов или же в течение короткого периода времени. Закрытые институты, кроме того, что несправедливы, еще и кричаще неэффективны. Такой толчок, как, например, падение мировых цен на нефть, может разрушить даже такое, казалось бы, могущественное государство, как СССР.
Место Украины
Примеров того, как функционируют открытые или закрытые институты, более чем достаточно: от древнего Китая и империи Майя до современных США, Перу или обеих Корей. Примеры — как лекала, их можно прикладывать к ситуации в той или иной стране и быстро отыскать ее место в системе закрытых или открытых институтов. Стран с закрытыми институтами в истории несравненно больше, чем с открытыми. Хотя, пожалуй, вряд ли стоит рассказывать украинцам о том, какой вид имеют закрытые институты.
Олигархическая система распределения рынка, "откатные" принципы современной украинской экономической модели, оставляющие мало шансов достичь успеха без коррупционной составляющей, — яркие проявления закрытых экономических институтов. Что это — недоразумение или логический результат нашей истории?
С глобальной точки зрения современной истории, Украина с 1991 г. является классическим историческим перекрестком с небольшими "поворотами" внутри. В истории Украины за последнее тысячелетие к таким перекресткам, когда разрушались одни и создавались другие институты, можно причислить разве что десятилетие после Первой мировой войны, вторую половину XVII в., от Хмельницкого до Мазепы, и период монголо-татарского нашествия. Украина вошла в нынешний исторический перекресток с разрушенными закрытыми советскими политическими и экономическими институтами, с опытом закрытых институтов в течение 300-летнего российского господства в Восточной и Центральной Украине, с лишь мелкими вкраплениями коротких периодов открытости и благосостояния наподобие второй половины 1920-х гг. С другой стороны — только 50 лет закрытых советских институтов в Западной Украине, которая до этого довольно продолжительный период пользовалась относительно высоким уровнем открытости экономических и даже политических институтов Австрии или Польши. Несмотря на относительную отсталость Австрии, накануне Первой мировой войны украинцы Галичины и Буковины жили в обществах с вполне открытыми институтами, интегрированными в европейское цивилизационное пространство.
Такие периоды открытости, как и периоды закрытости, особенно крепостничества в XVIII–XIX вв. на оккупированной Россией территории, оказывают весомое влияние на развитие сообществ в течение столетий. Вместе с исторической традицией вольностей степной Украины, консервативностью и закрытостью горных регионов, недостатком языковой, этнической, экономической интегрированности разных составляющих страны, внешним давлением, все это создало довольно сложные условия, с которыми Украина вошла в современный исторический перекресток.
У других стран, вошедших вместе с нами на такой же исторический перекресток, были лучшие стартовые условия. Даже если экономика Польши или Эстонии и уступала экономике УССР, у этих стран была крепкая память существования в условиях открытых институтов всего 50 лет назад. Они были достаточно внутренне интегрированы, у них была мудрая элита, сумевшая сразу же "ухватиться" за НАТО и ЕС как за паровоз, способный быстро помочь вытянуть их из советской пропасти. Украинцы же, отдав ядерное оружие за бумажные security assurances, были предоставлены сами себе. Способности зафиксировать обязательство предоставить стране перспективы вступления в ЕС, НАТО и адекватную финансовую помощь на модернизацию экономики взамен ядерного разоружения тогдашнему руководству не хватило. Наши западные соседи получили Европейские соглашения, а мы — Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, означавшее фактически не только идентификацию нашей страны не с европейским, а с пророссийским пространством СНГ, но и потерю возможности так же "прицепиться к еэсовскому паровозу" в процессе трансформации.
В течение 1990-х гг., вместо быстрой замены закрытых советских институтов на открытые, произошла их мучительная, медленная, но в основном только "фасадная" трансформация. Смена флага, языка выступлений или вида дензнаков сопровождали не смену институтов, а только их приспособление к реалиям независимого государства. В то же время различие между нереформированной Украиной и ее западными соседями, быстро проходившими период евроинтеграции и приведение своих институтов к европейскому образцу, становилась все более впечатляющим напоминанием каждому украинцу о том, что он лично теряет от нереформированности своей страны и ее отстраненности от евроинтеграционных процессов.
Оранжевая революция может быть вписана в новое издание Why nations fail как классическое подтверждение всех правил, выведенных ее авторами. Появление среднего класса, отстраненного от прямого управления институтами, но уже довольно сильного, чтобы выйти на площади в борьбе за свое право руководить страной. Слабость закрытых институтов перед прямым вызовом сплоченного активного сообщества. Победа прореформаторских сил и... "железного закона олигархии" сразу же после этого. Те, кто возглавил институты, вместо открытия последних, оставили их такими же закрытыми и начали использовать для собственного блага. Страна, вместо радикальной смены направления развития, выходит на новую спираль порочного круга: еще большая закрытость политических институтов, еще большая концентрация экономических благ в руках узкого круга лиц, еще больший экономический упадок для основной массы населения. Отсутствие стимулов для экономической деятельности, эмиграция или серый сектор как способ социальной реализации...
Анализ наших реалий вынуждает констатировать, что мы уверенно приближаемся к кругу обществ с закрытыми политическими и экономическими институтами. Свидетельство этого — не только миграция (именно в страны с открытыми институтами) молодых, социально активных слоев населения, отток за границу отечественного и иностранного капитала, нежелание инвесторов связывать свое будущее с Украиной. Это и отсутствие социальных лифтов, возможности для молодежи или политических активистов пробиться на уровень даже местных советов, не говоря уже о национальной политике. Закрытые экономические институты — это страх или невозможность начать собственный бизнес, рейдерство и коррупция. В 2011 г. в США свыше 12% взрослого населения открыли собственный бизнес или основали старт-ап компанию, — т.е. это каждый десятый американец! Сколько у вас знакомых открыли свой бизнес в Украине за последние несколько лет?
Образ "титушко" — не только образ спортсмена-бандита, нанимаемого горе-политиками. Это олицетворение трагедии сегодняшних двадцатилетних, не имеющих возможности получить ни качественного образования (независимо от того, учатся ли они где-либо формально), ни работы, ни жизненной перспективы. Даже если они устроятся на работу в столице с зарплатой 5 тыс. грн, сколько лет им придется работать, чтобы купить собственную квартиру? 40–50, не меньше. А для преобладающего большинства 25-летних украинцев зарплата 5 тыс. — предел мечтаний!
Исторические перекрестки обычно продолжительны, но не вечны. Как только те, кто получает преимущества от закрытых институтов, достаточно окрепнут, они смогут удерживать контроль над институтами настолько, насколько захотят, или насколько им будут разрешать конкурирующие олигархические кланы либо широкие общественные группы. Если им удастся найти баланс интересов господствующих или активных групп, то созданная система институтов может существовать столетиями, если нет — это общество ждет нестабильность. Можно ли считать, что выбор сделан, и окно возможностей закрыто? Есть ли еще на нашем историческом перекрестке поворот, способный вывести страну из порочного круга? Ноябрь 2013-го? Январь 2015-го? Октябрь 2017-го? Или вообще 2020-й? Изменится ли характер украинских политических и экономических институтов со сменой руководителя государства? Или же вновь сработает железное правило олигархии? Что сделать, чтобы изменить ошибочное направление развития страны? И что произойдет со страной, если направление ее развития изменено не будет?
Евронадежды...
На сегодняшний день едва ли не единственная довольно четко сформулированная и артикулированная идеология введения в Украине открытых политических и экономических институтов — евроинтеграция. ЕС, несмотря на все свои трудности, именно и представляет собой сообщество с открытыми институтами, где успех человека зависит, прежде всего, от его личного труда и усилий. Более того, ЕС является воплощением не только мобильности внутри политических и экономических институтов, но и физической мобильности, возможности социально активного лица при отсутствии перспектив в одном месте просто переехать в другую страну ЕС, где получить лучшие шансы для самореализации.
Таможенный союз, со всеми его соблазнами, низкими ценами на энергоносители или уже достигнутым в России относительно высоким уровнем ВВП на душу населения, не может предложить социальной перспективы, предлагаемой ЕС или любым другим сообществом с открытыми институтами. Всем трем странам ТС присущи закрытые политические институты, а экономические базируются на эксплуатации природных ресурсов, а не на личной инициативе. Это не то пространство, где даже приверженцы евроазийской интеграции хранят деньги или обучают детей.
Евроинтеграция является магнитом, притягивающим к себе ожидание социально активных групп населения на улучшение своего положения. Перед ними пример соседних стран, перешедших за менее чем полтора десятилетия от "совка" к "Европе". В то же время евроинтеграция имеет для Украины намного большее значение, чем, например, для Польши или Эстонии, являющихся внутренне интегрированными странами с опытом открытых институтов и элитой, которая смогла бы провести реформы, даже если бы не было весомой финансовой и институционной помощи со стороны ЕС. В Украине принципиально другая ситуация. Мы уже отметили выше сложные стартовые условия, с которыми Украина вошла в нынешний исторический перекресток. Последнее десятилетие только усилило внутренний разлом в стране, углубило identity gap — отсутствие единой идентичности для подавляющего большинства общества. Можно сколько угодно замалчивать проблему внутренней дезинтегрированности, но с 2004 г. с помощью российских политтехнологов и съезда в Северодонецке эта проблема вышла наружу и остается, даже если мы о ней не желаем вспоминать.
Порочный круг развития общества в условиях господства закрытых институтов создает постоянный потенциал политической нестабильности и напряжения в обществе. Концентрация ресурсов и благ в руках небольшого количества лиц неумолимо ведет к активизации усилий конкурирующих центров и общественных групп, направленных на получение контроля над этими институтами, — либо для собственного блага, либо для изменения направления общественного развития. Чем больше концентрация ресурсов, тем жестче становится борьба за контроль над ними, тем меньше шансов для цивилизованных форм этой борьбы. Ключевым фактором в таких условиях становится уровень политической централизации, поскольку в условиях региональных расхождений конфликты часто начинают приобретать сепаратистские формы.
Отсутствие законных путей для получения контроля над институтами может привести к гражданским конфликтам вне границ закона, вплоть до гражданских войн или сепаратистских движений. Это характерно не только для стран третьего мира, — распад СССР или Югославии являются такими примерами на европейском континенте. Сохранение в Украине закрытости политических или экономических институтов может привести не только к конфликту, который пройдет как праздник наподобие оранжевой революции в 2004 г. При отсутствии прогресса в реформах и при сохранении нынешней закрытости институтов внутренний социальный взрыв или любое другое серьезное тектоническое сотрясение может ударить по нашим самым слабым швам — Крыму, оси Восток—Запад.
Легко представить ситуацию, когда в 2015 г. в случае победы оппозиционного кандидата повторятся попытки организовать Северодонецк-2, и не обязательно результаты второй попытки будут такими же, как и первой. Нельзя также исключать и того, что в случае победы действующего президента состоится аналогичный съезд где-то в Тернополе, но уже с противоположными лозунгами. Западная Украина всегда была самой пассионарной частью страны. Западные украинцы всегда чувствовали свою миссию в победе и самоутверждении независимой Украины, и ее возврате в Европу. Сегодня же Западная Украина похожа на пустошь, где показательно не ремонтируют дорог и не создают рабочих мест. Особенно возмущают недавние попытки отдельных политиков привнести в страну абсолютно надуманную и чудовищно опасную идею "фашизации" своих оппонентов и их избирателей, сконцентрированных в Западной Украине. Это может не только спровоцировать неуправляемость внутренних конфликтов. Это может содействовать быстрому изменению "миссионерсконаправленных" настроений на иные. И если в 2015 г. кто-то из молодых и необремененных миссионерством политиков воскликнет: "Да сколько можно мучить друг друга?!!! Не хотят донецкие в Европу — ну и не надо, пусть катятся себе в Россию или создают свой "ПіСУАР", а мы создадим какую-то себе ЗУНР и через два года будем в ЕС!" — не уверен, что их сразу затюкают и отправят на маргинес.
Евроинтеграция для Украины, перефразируя известного американского исследователя нациеобразования Бенедикта Андерсона, является едва ли не единственным "проектом сожительства в будущем", приемлемым для подавляющего большинства граждан, живущих на этой территории. Другой классик в сфере изучения феномена наций определил ее как "совместный опыт в прошлом и совместные ожидания в будущем". Евроинтеграция является на сегодняшний день единственным четко артикулированным проектом будущего сожительства, способного оставить позади отсутствие положительного совместного опыта в прошлом для жителей Львова и Донецка, предложив им взамен совместные ожидания от интеграции в европейское пространство, будущее в стране открытых политических и экономических институтов.
Отказ от евроинтеграции или отсутствие ее положительных результатов в течение ближайших лет могут уничтожить евроинтеграцию как проект, способный сохранить страну целостной. Другого проекта, приемлемого и для Донецка, и для Львова, пока что нет.
Тем грустнее, что сегодня качество дискуссии о евроинтеграции опустилось до примитивного уровня "подпишут — не подпишут", "ЕС или ТС" и так далее. Качество соглашения об ассоциации, ее соответствие евроинтеграционным планам и национальным интересам Украины при отсутствии в ней европейской перспективы является серьезным вызовом. Что будет двигателем болезненных и дорогих реформ, если соглашение не предусматривает их мощнейшего мотиватора — перспективы вступления? Откуда брать средства на эти реформы, если Украина не является кандидатом на вступление в ЕС и не будет получать помощи, аналогичной предвступительной? Как объяснить тем, кто потеряет работу из-за роста импорта, что заплачено за это каким-то "недокандидатством"? Соглашение не станет для Украины таким же паровозом, который привез страны-кандидатов в Европу. Оно только дает возможность (существующую и теперь) при наличии сверхмощной политической воли к реформам и собственным финансам осуществлять изменения по европейским стандартам. А если воли нет или ее мало, а финансы разворовали? Есть ли у страны другой проект сохранить ее целой и изменить направление общественного развития? Существуют ли другие механизмы введения системных реформ и "открытие институтов", если соглашение об ассоциации не окажется таким механизмом?
Какое будущее нас ждет
Так или иначе, евроинтеграционная модель развития страны остается единственной, способной эффективно разорвать порочный круг в ее развитии. Подписание Соглашения об ассоциации станет важным событием, но далеко не гарантией европейского будущего Украины. Только полное реформирование общественных институтов способно гарантировать ее европейское будущее. Тезис в духе Льва Толстого или Георгия Касьянова о том, что реформы надо начинать с себя (скажем, не давать взяток гаишнику), — симпатичная, но системно ошибочная. Это не вина водителя, что он вынужден давать взятку, это не только вина гаишника, берущего ее. Это вина институтов, стимулируюющих, более того — не оставляющих другого выбора ни водителю, ни гаишнику.
Реформы надо начинать с институтов, с изменения способа их функционирования и влияния на общество. Такие реформы могут быть очень простыми, но способными осуществить системные изменения в стране. Поставить камеры на дорогах и присылать штрафы по почте, запретив прямой контакт гаишника с водителем, за исключением случаев с тяжелыми последствиями. Сделать милицию подотчетной местным общинам или вообще выносить должности районных судей, руководителей районной милиции или даже участковых милиционеров на ежегодные выборы или референдумы о доверии. Ввести открытое в Интернете постоянное видеонаблюдение за кабинетами всех судей, сотрудников налоговой, таможни, прокуратуры или правоохранительных органов. Ввести пожизненное заключение за тендерные откаты и денежное вознаграждение за сообщение о взятке. Расформировать эпидемслужбу и запретить пожарникам без приглашения появляться на предприятиях. Упростить систему налогообложения до 2–3 статей, передать ее в компетенцию местных органов власти, которые не будут получать субсидий из центра, а сами будут делать взносы в центральный бюджет. Запретить личный контакт с налоговой — только через Интернет. Ввести электронное правительство, при котором все справки и документы — от жэковской формы 3 до паспорта — можно получить, не выходя из собственного дома. Перейти к страховой медицине — когда пациент платит врачу за услугу и получает возмещение части средств от страховой компании. Этот список можно продолжать и дискутировать относительно него, но только шаги такого уровня радикальных изменений подтолкнут системные трансформации.
Кто это должен сделать? Упомянутые выше американские исследователи доказывают, что не только те, кто пользуется закрытыми институтами, но часто и те, кто их критикует, не способны к системным изменениям и открытию институтов без постоянного давления либо изнутри общества, либо извне. Это давление может быть регулярными многотысячными петициями в парламент по каждому важному вопросу, как в Великобритании в XIX в., или же активным прессингом власти со стороны СМИ, как в США в начале XX в. Это может быть и внешняя угроза, давшая, например, импульс внутренней самоорганизации в Ботсване, ставшей со временем образцом открытых институтов на африканском континенте с ВВП на душу населения 14 тыс. долл. Наконец, это может быть евроинтеграция — перспектива членства в ЕС вместе с требованиями и контролем со стороны Еврокомиссии, что оказалось эффективным средством давления и привело к системным изменениям уже во многих странах нашего региона.
Безусловно одно. Сегодня моделируется наше будущее, задается направление движения страны на 20 или 50 последующих лет. Уж очень бы не хотелось, чтобы и наши дети с грустью наблюдали за счастливчиками, проходящими границу под надписью "Для граждан ЕС", стоя в очереди "Для других".
- Информация о материале
Сколько человеку нужно денег для счастья? Вопрос философский. А сколько нужно денег для выживания, чтобы не умереть с голода и не замерзнуть в холодной квартире, кутаясь в лохмотья? Украинская власть считает, что 1108 гривен вполне достаточно - именно таким на сегодня является прожиточный минимум в стране. О том, как живется на эти гроши маленьком украинцу, вы можете прочесть в блоге нашего коллеги Виктора Гаценко, решившегося на опасный эксперимент.
С 1 января 2014 года на всех нас снизойдет небольшое «покращення» - правда, большинство его практически не заметит. Прожиточный минимум увеличится до 1176 гривен, минимальная зарплата вырастет с 1147 до 1208 гривен. Для сравнения: в России «минималка» составит на наши деньги около 1300 гривен, в Беларуси - 1255, в Азербайджане около 1200, в Молдове всего 500 гривен.
На Западе минимальный размер оплаты труда (МРОТ), разумеется, гораздо выше: в Польше 350 евро, в Чехии 318 евро, в Португалии – 500 евро, в Великобритании 1200 евро, во Франции 1343 евро, в США 1305 долларов. Заметим, что при этом цены на многие товары у нас и на Западе уже сравнялись - а бывает и так, что у нас фрукты или мясо стоят дороже. Так что, выходит, французы живут на свой МРОТ в 10 раз лучше живущих на свою «минималку» украинцев или россиян.
Сколько именно народу в каждой стране живет на минимальный мизер – это уже, конечно, вопрос. Но вот что многие старики в Украине живут на пенсию в размере 1,1 – 1,3 от минимальной, это факт. А размер минимальной пенсии у нас сегодня всего 894 гривны. С 1 декабря он вырастет аж до 949 гривен. Знаете, что это значит? Что в условиях преступной умышленной ликвидации бесплатной медицины, украинские пенсионеры не смогут рассчитывать ни на больничную койку, ни на домашнюю сиделку. Лекарства им, как говорится, и не понадобятся – потому что некому будет ни укол сделать, ни стакан воды с таблеткой подать. Дети? Да, до многих, наконец, дойдет, почему в бедных неразвитых странах люди стараются иметь как можно больше детей. Но это там. А у нас хорошо, если единственный сын-алкоголик пенсию не отнимает …
Конечно, у нас ещё есть средняя зарплата по Украине, размеры которой не могут не радовать: аж 3429 гривен (в июле). Это где-то примерно 420 долларов. Для сравнения: средняя зарплата в Беларуси - 320 долларов, в Российской Федерации - 900 долларов, в Чехии и Польше 1300 долларов, в Германии 4000 долларов, в США 4300 долларов.
Но вы же знаете, что говорят многие читатели, когда читают сводки госстата о средней зарплате? Нецензурные слова! А еще искренне удивляются, где это статистики нашли «среднюю зарплату по отрасли 4350 гривен» или «среднюю зарплату по городу 4560 гривен»? Люди, получающие на руки реально от 1500 до 2500 гривен, никак не могут понять, что «средняя зарплата» - это то же самое, что и «средняя температура по больнице». Это сумма их жалких зарплат – и высоких доходов начальников, совладельцев, офисного планктона, чиновников.
Такая разница существует повсюду. В России – где московские менеджеры имеют до 10 тысяч долларов в месяц, а рязанские крестьяне не всегда дотягивают до 10 тысяч рублей. В США, где «белые воротнички» Нью-Йорка поднимают за год от ста тысяч, а парни на раздаче в закусочных получают чуть больше «минималки». Однако в Украине разница между бедными и богатыми просто чудовищна. 7 миллионов граждан получают доходы ниже прожиточного минимума …
И вот на фоне этой оголтелой нищеты, в которой живет добрая половина жителей Украины, намечается существенное повышение зарплат госслужащих. Как поведал председатель Национального агентства Украины по вопросам государственной службы Вячеслав Толкованов, с 1 января 2014 года вступит в силу новый закон о государственной службе. Который, в частности, предусматривает установить минимальный оклад госслужащего в размере 2-х минимальных зарплат.
Мы все уважаем тяжкий труд украинских чиновников, гробящих здоровье под кондиционерами среди груд бумаг. Сколиоз, целлюлит, геморрой и зрение минус пять – вот чем они расплачиваются за самоотверженное служение державе и обществу. И, тем не менее, непонятно, почему их труд ценится в два раза дороже, чем труд всех остальных украинцев? Неужели нести по коридору исполкома стопку папок тяжелее, чем тащить по забою вагонетку с углем?
Вы еще не поняли в чем дело? Подробнее: в Украине размеры зарплат вычисляются, отталкиваясь от «минималки». В первую очередь, для бюджетников – учителей, врачей и т.д. На неё ориентируются на государственных, и вообще всех серьезных предприятиях, работающих по «белой бухгалтерии». Даже в мелком и среднем бизнесе, прикидывая сколько платить наемных работникам, предприниматель тоже берет во внимание минимальную зарплату.
Таким образом, для 99,6% работающих украинцев, зарплату будут начислять, исходя из суммы 1208 гривен. А вот 0,4% украинцев – а именно столько в нашей стране чиновников – будут получать зарплату, начисленную от цифры минимального оклада, то есть 2416 гривен.
Или, выражаясь иным образом, все обычные граждане Украины должны будут получать не менее 1208 гривен. А вот чиновники – не менее 2416. Таким образом, труд и жизнь украинского чиновника ценится вдвое выше, чем «маленького украинца».
Но и это еще не всё! По словам директора департамента пенсионного обеспечения и социальной защиты Николая Шамбира, с 1 января 2014 года чиновникам будут начислять по новому и пенсии. А именно: «...будут учитываться должностной оклад, надбавка за классный чин, надбавка за ранг или квалификационные классы, специальные звания и выслугу лет в размерах, которые установлены на день назначения пенсии по последней занимаемой должности».
То есть простые украинские граждане вкалывают всю свою жизнь, горбатятся десятки лет – и потом будут бегать собирать справки, обивать пороги учреждений, чтобы выбить себе из «среднего арифметического» по какой-то путанной формуле хотя бы полторы тысячи гривен пенсии.
Чиновнику же достаточно будет оформить пенсию по своей последней зарплате. А она у него, как мы уже поняли, будет немаленькой. От 2416 гривен оклада – плюс надбавки и доплаты. Причем, пенсия украинских чиновников составляет от 80% до 90% их зарплаты. Плюс к этому, выходящие на пенсию чиновники получают единоразовое пособие в размере 10 месячных окладов, а также льготы на оплату коммунальных услуг…
Конечно, по мировым меркам, зарплаты и пенсии украинских госслужащих будут небольшими. На эти деньги не купишь «майбах» и не построишь виллу с золотым унитазом. На них можно будут просто жить по-человечески, не подсчитывая в супермаркете, на чем экономить – на спагетти, или пельменях. Покупать не одну рубашку раз в пять лет, а по паре на каждый сезон. Взять в кредит не «славуту», а более-менее приличную «KIA».
Возможно, это поможет госслужащим забыть про бытовые проблемы и полностью отдаться своей работе. А кого-то даже и отказаться от взяток или темных делишек. Почему бы не помечтать?
Однако как-то несправедливо, некрасиво устраивать человеческую жизнь 0,4% украинцев за счет остальных 99,6% - большая часть которых живет за чертой бедности, а некоторые и за чертой нищеты. Некрасиво и политически недальновидно. Или люди, стоящие у власти, полагают, что удержат её, опираясь на чиновников и ОМОН? Зря. Николай II тоже так думал...
- Информация о материале
То, что всяк преступник, тем более организованный, спит и видит, как бы получить доступ к чужим банковским счетам знают все. Копилку этого знания иногда подогревают уголовные дела, возбуждаемые по факта кражи средств со счетов клиентов различных банков. Чаще всего х- крупных, поскольку преступнику не резон размениваться по мелочам, организовывая свое преступление. Чаще всего нам рассказывают о том, как преступники взламывают западные банки – понятно, что там денег находится гораздо больше, чем в наших отечественных финучреждениях. Но теперь преступники ломают банки и у нас, о чем уж несколько дней гудит встревоженная ИТ-общественность Украины.
Как сообщается на сайте студенческой газеты КПИ, программист Алексей Мохов нашел уязвимость в Android-приложении «Приват24». Правда, сегодня с обеда этот сайт недоступен, но описание инцидента можно прочитать на сайте газеты «Капитал» или на AIN.UA.
Bug
«Сейчас я занимаюсь софтом для служб такси в Киеве (как-то так вышло, что занесло в эту степь, раньше работал в Samsung & Viewdle). Так вот. Стояла задача периодически проверять баланс банковских карт ПриватБанка ну и если надо — переводить средства на другую карту. Почему ПриватБанка? Потому что у них одна из самых больших сетей ТСО (терминалов самообслуживания). Схема такова — таксист подходит к ТСО, приложение для пополнения счета в такси запрашивает номер карты, система выдает ему карту и ожидает поступления средств. Как только средства упали на карту — зачисляет средства в системе такси.
В ходе исследования протокола связи с банком я заметил пару ошибок в системе безопасности. Начал глубже копаться в них. Оказалось, что банк позволял еще и переводить средства с карты на карту хоть в другой банк, хоть в другую страну (через Visa/Mastercard). Это помимо доступа к конфиденциальным данным человека (баланс, счета, кредиты, депозиты в банке).
После проведения экспертизы я написал об этом в твиттер, связавшись с аккаунтом ПриватБанка. Помимо этого написал сотруднику ПриватБанка в Днепропетровск, чтобы на меня быстрее вышла Служба безопасности банка.
В тот же день вечером ПриватБанк из штабквартиры в Днепре написал служебку в Киевское отделение Привата на Печерске, написали само собой в отдел СБ. Со мной созвонился представитель Привата В. Максименко и предложил встретиться, показать и рассказать что там да как. Произвел впечатление опытного специалиста, никто не давил на меня (вроде даже и не думали).
Ну я приехал, показал и рассказал, как программисты Привата допустили дыру в безопасности. Показал, как можно подставить в принципе любого человека, даже председателя правления Привата. Еще я подменил официальное приложение банка (добавил в него свой код) и показал, что можно сделать с ним. Почти нереально отличить официальное от модифицированного. Они в шоке были, отдел из 8-10 человек в комнате, — все работают и в пол-уха слушают мой монолог про все эти дела.» - говорит Алексей.
Казалось бы, Приват банку надо радоваться – человек нашел возможность беспрепятственно воровать деньги со счетов клиентов банка. И вместо того, чтобы заняться воровством, пошел в банк и продемонстрировал, что у них не в порядке. Сотрудники вполне могли бы заняться устранением дыр в безопасности, а человеку выплатить обещанную премию, о которой они также вывесили объявление на своем сайте.
Но ответ ПриватБанка был довольно неожиданным:
«Нужно понимать, что он хакер. В цивилизованных странах это уже преступление. Изъян в системе, который он нашел, не является страшным, не особенно угрожает клиентам банка. Как только Мохов попытался перевести чужие деньги, наша система безопасности забила тревогу. Его бы обязательно нашли», – завил начальник пресс-службы «ПриватБанка» Олег Серга.
Безусловно, программиста, взламывающего банк по требованию сотрудника службы безопасности нашли бы быстро – тут сомневаться не приходится. Но вот вернули ли бы деньги человеку, счет которого был взломан – это большой вопрос.
Причем, Олег Серга не опроверг слов Алексея Мохова о том, что демонстрационный взлом он делал по требованию сотрудника службы безопасности ПриватБанка. Тем более, ни слова не сказал о том, что банк обещал вознаграждение за найденные уязвимости, в том числе и на своем сайте. Даже наоборот, речь в настоящее время идет о возбуждении уголовного дела. А из этого можно сделать вывод, что благодаря найденной Алексеем Моховым уязвимости вскрыта мощная ОПГ, потрошившая счета клиентов. Так, сотрудник безопасности, по требованию которого Алексей взломал чей-то счет в демонстрационных целях, в терминах уголовного кодекса является организатором преступления. Таким же, как и неустановленные лица, разместившие на сайте ПриватБанка объявление о вознаграждении за найденные уязвимости. Ибо таким образом они и заманивали в свои сети непосредственных исполнителей, которые даже не понимали, что они делают. А также сообщниками являются разработчики мобильного приложения «Приват-24», заложившие в нем возможность взлома.
Конечно, говорить о поимке ОПГ как о свершившемся факте рановато, но, согласитесь, все указывает на это.
- Информация о материале
Страница 920 из 1561
