Специалисты и болельщики охотно сравнивают прежнего и нынешнего наставников главной футбольной команды страны. Партнеры по блестящему киевскому "Динамо" 70-х очевидно не схожи. Взрывной, напористый Блохин был эталоном форварда, цепкий и хладнокровный Фоменко — образчиком центрбека. Безжалостный "убийца"-голеадор был на виду. Столь же безжалостный "убийца голеадоров" был незаметным и незаменимым. Такие игроки не считаются "звездными", даже если являются великими. Мерилом класса нападающего является обожаемая болельщиками результативность, показателем мастерства защитника — редко оцениваемая трибунами надежность. Блохин был и остается олицетворением максимализма и амбициозности, Фоменко — воплощением целеустремленности и четкости.
Фоменко был вдумчивым игроком и остался вдумчивым тренером. Эту вдумчивость отмечал его бывший наставник Валерий Лобановский, оптимистично отозвавшись о тренерских перспективах своего питомца еще в 1989-м.
"Что он выиграл?" — наиболее часто задаваемый вопрос после назначения Фоменко на пост рулевого сборной. В том самом 89-м он вывел в высшую лигу советского первенства скромную "Гурию" из провинциального грузинского Ланчхути. Новый серьезный шанс доказать свою профессиональную состоятельность представился в 93-м. Бывший игрок "Динамо" был призван восстановить пошатнувшуюся репутацию родного клуба. В 1992-м флагман отечественного футбола сенсационно уступил "золото" первого украинского чемпионата. А затем быстро и бесславно завершил европоход, "влетев" "Андерлехту" с постыдным счетом 2:7 по сумме двух матчей. Новый наставник ожидания оправдал — "бело-голубые" выиграли первенство страны и национальный Кубок. И, вопреки прогнозам экспертов, достойно сразились в Лиге чемпионов с великой "Барсой" Йохана Кройффа. В украинской столице "Динамо" (распродавшее к тому времени практически всех своих лидеров) в меньшинстве (!) обыграло 3:1 команду, цвета которой защищали Стоичков, Куман, Лаудруп. Первый год в "Динамо" оказался для Фоменко последним. Как утверждают знатоки футбольного закулисья, причиной неожиданного ухода стал конфликт с президентом клуба Григорием Суркисом. О сути конфликта — неизвестно, но то, что очередная кадровая перестановка не пошла на пользу ни команде, ни тренеру, — очевидно.
После этого была целая череда временных остановок, самыми экзотическими из которых были Белгород и Гвинея. Особой славы не снискал: президентам, с которыми работал тренер, не доставало то терпения, то средств. А зачастую — и того, и другого.
Сборная — это был шанс, которого он, возможно, ждал всю свою жизнь. И которым тем более дорожит. Смена наставника Федерации футбола, случившаяся год назад, в сентябре 2012-го, такой шанс ему предоставила. Появление у руля ФФУ Анатолия Конькова (еще одного партнера по звездному "Динамо" 70-х, с которым Фоменко, насколько известно, все эти годы поддерживал дружеские отношения) во многом предопределило выбор в пользу тренера, многими уже подзабытого.
Исследование мнения футбольных болельщиков, проведенное Киевским международным институтом социологии в августе нынешнего года (метод телефонного интервью, 1450 анкет) по инициативе нашего еженедельника, свидетельствует о достаточно высоком уровне доверия болельщиков к фигуре главного тренера национальной команды.
43% скорее удовлетворены игрой сборной под руководством Фоменко, 20% — удовлетворены полностью. Относительное неудовлетворение высказали 19%, совершенно недовольных — только 7%. 10% затруднились с ответом. Остается предположить, что в случае удачного исхода в поединках с англичанами и поляками, оценка работы коуча будет более высокой. И остается надеяться, что в случае возможных неудач Фоменко (призванного под знамена сборной в пожарном порядке и уже сделавшего больше, чем от него ожидали) не сделают "стрелочником". И предоставят возможность завершить то, что он, по сути, только начал — создать команду, сочетающую ярко выраженную боевитость с тактической выучкой.
Следует отметить, что год назад, согласно аналогичным исследованиям, проведенным тем же КМИС, наставник сборной был в большем почете у болельщиков. В апреле 2012-го Блохиным были полностью удовлетворены 32%, скорее удовлетворены 47%, количество совершенно недовольных его работой ограничивалось лишь 3%. Но справедливости ради признаем: эти цифры были не столько реальной оценкой его работы, сколько авансом. Блохин принял команду за год до опроса, за его плечами были лишь 13 "товарняков", из которых, кстати, шесть были проиграны. Но на дворе был канун домашнего Евро, страна жила воспоминаниями об успехах сборной Блохина образца 2005/06, верой в его фартовость и надеждами на новые свершения. Тогда 46% полагали, что нашей команде по силам выйти в четвертьфинал, а 16% даже полуфинал первенства континента считали вполне посильной задачей…
Локальные (надеемся, пока) успехи команды Фоменко — один из немногих поводов порадоваться за наш футбол. Скандалы и проблемы идут чередой. Позорное изгнание "Металлиста" из еврокубков за давний "договорняк" с "Карпатами", недавняя дисквалификация киевского "Динамо" за расистские лозунги болельщиков, отлучение от футбола судьи Кузьмина (за пьянство!), гибель "Кривбасса", фактическое банкротство "Арсенала", медленное умирание "Таврии".
Совсем свежая история — слухи о "сплаве" "Говерлой" матча с "Карпатами". Инициаторы скандала позже свои заявления дезавуировали, но осадок остался. И в ФФУ уже начали аккуратно поговаривать о том, чтобы сократить Украинскую премьер-лигу до 12 команд. Надо полагать, для того, чтобы уменьшить количество "хозрасчетных" команд и снизить число проблемных матчей. Под "хозрасчетными" командами мы понимаем те, игроки которых, не всегда регулярно получая зарплату, зарабатывают, как могут.
Впрочем, механическое сокращение едва ли снимет проблему "странных" матчей и решит проблему должного финансирования. Даже клубы, принадлежащие миллиардерам, испытывают не лучшие времена. Комплектование донецкого "Металлурга" Таруты оставляет желать много лучшего, у "Ворсклы" Жеваго — ситуация еще хуже. Новинский, кажется, до сих пор не понимает, как дал Ахметову уговорить себя взвалить на плечи заботы о "Севастополе". Фирташ окончательно потерял интерес к "Таврии". "Металлист" после ухода Ярославского и перехода под фактический патронат "семьи" финансируется, как выразился в частной беседе один тренер, "рывками, странно и нелогично. Чувствуется, что к руководству команды пришли люди, слишком далекие от футбола". На что уж богатей Коломойский, но масштаб трансферных трат "Днепра" не дает повода говорить о явном стремлении брать новые высоты. Команда на ходу, порою выдает блестящие матчи, но вот уже который год погоду в ней делают в основном те, кто по разным причинам в разное время не прижился в "Динамо" и "Шахтере". А то, что Игорь Валерьевич сейчас стал еще экономнее, чем раньше, можно убедиться на судьбе "Кривбасса" и "Арсенала".
Футбол остается миром больших денег, но желающих тратить эти деньги — все меньше. А значит, "странных матчей" меньше не будет. Скажем, шесть игроков, принадлежащих "Шахтеру", играют в аренде в "Севастополе", еще 12 — в "Ильичевце". Никого ни в чем не обвиняем, но стоит ли в таком случае официальным лицам чемпиона обижаться на тех, кто публично сомневается в наличии борьбы как таковой в матчах некоторых команд?
Известный футбольный эксперт из России Александр Бубнов, заявивший: "Если "Шахтер" что-то и покупает, то это их стратегия ведения войны. Проблема не в "Шахтере", а в том, что президенты других команд продаются…", может и резковат. Но если и резковат, то, пожалуй, самую малость…
Избрание Анатолия Конькова главой ФФУ многие называли "политической победой" Рината Ахметова. В футболе, как я уже писал в прошлом номере ZN.UA, политики, увы, больше, чем хотелось бы.
Скажем, неудачная игра отлично укомплектованного "Динамо" — чисто футбольная история. Даже при том, что судьи в этом году к "бело-голубым" откровенно неравнодушны. Арбитры держат динамовцев в тонусе в каждом матче, и явно не по собственной инициативе. Но претензий к команде это не снимает. Сошлемся на наше исследование.
Решение судьи Швецова, "не заметившего" удар Тайсона, нанесшего травму Ярмоленко в игре "Шахтер" — "Динамо", назвали полностью несправедливым 32% опрошенных болельщиков, скорее несправедливым — еще 31%. Полностью справедливым назвали только 7%. 39% считают, что решения Швецова помогали горнякам, 4% — что они помогали динамовцам. Но при этом 56% уверены, что судейство не повлияло на исход матча. Предвзятое судейство осложняет игру, но оно ее не исключает.
Пример — тот же "Металлист". После смены собственника арбитры заметно лояльнее относятся к харьковчанам. Но в игре с "Шахтером" служители футбольной Фемиды уже не были столь чуткими. Бывший судья ФИФА Сергей Шебек убежден, что в поединке чемпионов и вице-чемпионов рефери Евгений Арановский не дал два (!) очевидных пенальти в ворота "оранжево-черных". Но "Метал" все равно не проиграл.
У "Шахтера", выражаясь языком Бубнова, своя стратегия ведения войны. Скандал вокруг Хачериди — часть этой войны. Не столько нужен был горнякам сам футболист, сколько возня вокруг него. Выбили из колеи ведущего исполнителя команды соперника, посеяли склоку в коллективе, осложнили отношения между игроком и тренером, игроком и президентом. В "Динамо" к такому "троллингу", похоже, оказались не готовы.
И не только к этому. А все так хорошо начиналось — купили всех, кого хотели. Откуда деньги? Все указывают на Фирташа, но при этом сомневаются, что десятки миллионов долларов — адекватная цена за спонсорство. В то же время и повода говорить о вхождении олигархов в число собственников ФК, вроде бы, нет. Тогда в чем кроется причина такой благотворительности? Версий, пускай и не подтвержденных, две. Первая — Фирташ вкладывает средства в формирование нового, позитивного имиджа. С той же целью, мол, он обильно жертвует и на церковь. Версия вторая: политическая группировка, к которой принадлежит Фирташ, инвестирует в среду, враждебную его политическим оппонентам. В определенном смысле, динамовские болельщики — в авангарде противников "донецких". И не только в футбольном смысле этого слова. Не зря фаны "бело-голубых" носят прозвище "хохлов". Не зря они игнорировали пресловутый "объединенный турнир".
Политика, а, точнее, околополитические интриги, вмешались в управление отечественным футболом. Коньков, в силу своих профессиональных качеств не мог быть классным управленцем. Он просто лучше других подходил на роль "не человека Суркиса", а именно этим критерием руководствовались те, кто управлял процессом переизбрания главы ФФУ год назад. Григорий Михайлович — далеко не ангел, но и вешать на него чужие грехи тоже не стоит. "Суркис, гори в аду!" — призывали болельщики "Металла" после дисквалификации любимой команды. Думаю, избрали не ту цель. Скандал о "сплаве" матча появился в тот момент, когда некие околофутбольные деятели затеяли досрочную отставку Суркиса. И скандал этот должен был скомпрометировать тогдашнего главу ФФУ в глазах УЕФА и лишить Платини возможности защищать футбольного начальника Украины. Но Суркису скандал не повредил. Повредил "Металлисту", заслуженно завоевавшему право впервые сыграть в Лиге чемпионов. Усугубило ситуацию заслуживающее лучшего применения упорство новых хозяев клуба. Ведь известно — с Лозанной глупо спорить. "Стяуа" вовремя повинилась — и получила условно. Но "хозяева жизни" решили обострить. И нарвались.
ФФУ в этой ситуации тоже оказалось не на высоте. Потому что там нынче — не то, чтобы безвластие, а скорее, хаос. Анатолий Попов, рассчитывавший быть "серым кардиналом" при "свадебном генерале", не получил необходимой власти. Потому что Коньков быть "свадебным генералом" не хочет — у бывшего звездного футболиста взыграло ретивое. Рулить, как должно, он не может, нет навыков и опыта. И не рулить не может.
Не мудрено, что при таком руководстве проблема судейства встало с особой остротой. И не в Коллине тут дело. Он как раз поломал схему, долгое время кормившую большое количество людей, разрушил назначение судей как системный теневой бизнес. На смену системной коррупции пришла анархичная. Вот и "плавят" итальянца чиновники, оставшиеся без кровных. Вряд ли он знает, как с этим бороться. Вряд ли он знает, как отучить всех наших судей брать деньги. И вряд ли хочет этого знания. Как заметил спортивный журналист Андронов, "Коллина ведь не нанимался менять украинский "поздний феодализм".
Это должны менять свои. Вот только кто?