Статьи
В августе медиа много внимания уделили "переходу Украины на европейские стандарты качества" в связи с принятием "Технического регламента по требованиям к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу". Процесс создания этого документа действительно был мучительным для чиновников, которые умудрились сохранять интригу даже после его одобрения в целом на заседании Кабмина 1 августа.
Пришлось "поработать локтями" и профессиональной общественности, благодаря чему техрегламент приобрел хоть какой-то реальный смысл: жизнь у нелегальных производителей моторного топлива может стать еще интереснее, а, значит, есть надежда, что когда-то всем нам будет легче дышать.
В остальном документ малоинтересен: фактически он цементирует отставание Украины на десять лет от первоначального плана ужесточения топливных стандартов, сделан наспех, слабо проработан, а в итоге смысл его создания оказался во многом утерян. Имеем еще одну "грамоту", в то время как рынок, да и потребитель заждались элементарных практических шагов по контролю качества топлива.
Необходимость создания "топливной" библии назревала давно. В Украине широкую практику получила выдача технических условий (ТУ), подразумевавших те или иные отклонения от стандартов, и топливная отрасль не была исключением. Этим нехитрым путем шли как добросовестные операторы, регистрируя ТУ на так называемые фирменные нефтепродукты с добавлением моющих присадок, так и различные переработчики и смесевики, получая техусловия на вариации на топливную тему (смесевые, спиртосодержащие и прочие нефтепродукты).
Был нужен документ, устанавливающий для всех единые правила, а заодно поднимающий планку качества путем запрета использования компонентов, которые чаще всего используют так называемые бодяжники. Но в нашем случае двигателем появления единого документа, кажется, было что-то иное. Во-первых, на гармонизации законодательства настаивает Евросоюз, где техрегламенты очень распространены. Во-вторых, этот шаг числился в перечне мероприятий Национального плана действий на 2012 г. по реализации Программы экономических реформ на 2010–2014 гг. "Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство".
Исхитрись-ка мне добыть…
Участники разработки и обсуждения техрегламента считают, что если бы не последнее обстоятельство, то документ появился бы нескоро, а скорее всего, никогда. В среде специалистов сферы стандартизации нет единого мнения относительно пользы техрегламентов. "Существует некая мода на такого рода программные вещи, но документы получаются низкого качества, разработаны на скорую руку, хотя эти задачи можно решать и путем внесения необходимых изменений в ГОСТы", — говорит руководитель одного из отраслевых институтов.
Сказанное, похоже, полностью применимо к истории с разработкой "топливного" ТР. Нацплан президента — дело серьезное, выполнение находится на контроле. На ответственный за разработку документа орган — Минэнергоугольпром — насели контролеры из администрации президента (если точнее, то из координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Украины), и отвертеться не получилось.
Как обычно бывает в случае с "неденежными" проектами, документ был разработан спустя рукава, и появившийся к осени 2012 г. первый вариант поверг одних в шок, других в уныние. Помимо явных технических ляпов, документ попробовали провести без надлежащего согласования с общественностью. Но благодаря активной позиции упомянутого координационного центра, "Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины", НТЦ "Психея" и отраслевых СМИ удалось добиться внесения корректив, которые смогли вдохнуть в эту макулатуру хоть какой-то смысл.
Наиболее важным является запрет на использование в бензинах присадок с содержанием фосфора, соединений свинца и железа, а также ароматических аминов (монометиланилины, моноэтиланилины и т.д.). С 1 января 2017 г. будут введены ограничения на концентрацию марганца в присадках к бензинам.
Технический регламент также содержит ключевые требования к качеству бензинов и дизельных топлив, которые разделены на три класса качества — Евро-3, Евро-4 и Евро-5. На этом, собственно, позитив заканчивается.
Когда позже — не лучше
Центральным моментом техрегламента является график перехода на пресловутые "европейские стандарты качества". На самом деле график такого перехода существовал в Украине со второй половины 90-х годов прошлого столетия. Однако из-за постоянного срыва планов модернизации украинских НПЗ он, мягко говоря, был скорректирован. Судите сами. Изначально переход на улучшенные стандарты качества Евро-4 и Евро-5 был запланирован на 2008 г. Но тогда по просьбе владельцев НПЗ, в частности в Надворной и Дрогобыче, принадлежащих группе "Приват", этот срок перенесли на начало 2011-го. Потом пролонгировали еще дважды, и так до 1 июля 2013 г. Таким образом, уже было сформировано пятилетнее отставание от графика. А с учетом нового техрегламента отставание от первоначальных планов составит десять лет! Но и за это пришлось побороться.
Существенным достижением упомянутых активистов стало приближение сроков внедрения улучшенных стандартов, чтобы синхронизировать их с графиком подобного перехода в странах Таможенного союза. "В первоначальной редакции техрегламента отказ от стандарта Евро-3 отставал от аналогичного шага в Таможенном союзе на два года, что могло обернуться для Украины превращением в сливную яму для топлива пониженного качества из всего СНГ", — говорит президент отраслевой ассоциации Леонид Косянчук. Правда, несмотря на все усилия, по неизвестным причинам полностью синхронизировать сроки не удалось.
Остается совершенно непонятным, зачем было продлевать действие стандарта Евро-3 до 2016 г., если единственный поставщик топлив такого класса — Россия — запретит у себя такое качество годом ранее?
В свою очередь, в Украине также нет производителей нефтепродуктов по этому стандарту. До сих пор принято считать, что таковым являлся государственный Шебелинский ГПЗ, однако его продукция требованиям Евро-3 не отвечает и неизвестно когда начнет соответствовать, ведь инвестиции в модернизацию предприятия фактически нулевые.
Получилось, как всегда…
Зададимся вопросом, решил ли техрегламент по качеству нефтепродуктов поставленные перед ним задачи?
В стране перестали выдавать техусловия? Пока нет. Правда, с принятием техрегламента нельзя будет производить топливо хуже прописанных стандартов и с применением некоторых компонентов. Но ведь и раньше также было нельзя хуже, чем в ГОСТах.
Техрегламент приблизил сроки внедрения улучшенных стандартов качества? Тоже нет. Скорее, даже наоборот. Как выяснилось, 1 августа 2013 г. Кабмин только одобрил документ в целом, но еще предстоят некие корректировки. Когда же он будет опубликован, неизвестно, а ведь в силу он вступит лишь через полгода после этого.
Тем временем 1 июля 2013 г. прекратили действие так называемые старые стандарты качества (Евро-2) и автоматически начали действовать новые — Евро-4 и Евро-5. После вступления в силу ТР в следующем году произойдет возврат к Евро-3.
Придется разочаровать и тех, кто считал, что технический регламент заменит собой все ГОСТы. На самом деле ГОСТы являются неотъемлемой частью техрегламента, на них, в частности, необходимо ссылаться в декларации соответствия, оформление которой теперь станет обязательным для операторов рынка нефтепродуктов.
Кстати, ГОСТа на стандарт Евро-3 в стране нет, а в техрегламенте он предусмотрен. Поэтому его еще предстоит разработать. Делать это бесплатно государственные НИИ не хотят, так что в следующем году может случиться нормативно-правовая коллизия.
Далее. Потребитель почувствует улучшение качества бензина и ДТ на заправочных колонках? На практике доказано, что можно вводить самые передовые стандарты, но если нет надлежащего контроля, результата это иметь не будет.
В плане мероприятий по внедрению ТР говорится, что Минэнерго, Минэкономразвития и Госэкоинспекция должны разработать и внедрить систему мониторинга качества нефтепродуктов с 2014 г. Что это будет за система? Не исключено, что Минэнерго вместе с Госэкоинспекцией, подконтрольной Минэкологии, а значит, тому же министру энергетики Э.Ставицкому, попробуют реанимировать тему топливных маркеров. Во всяком случае, попытки министра в этом направлении уже были, и, что характерно, содержание маркеров каким-то чудным образом предусмотрено и в техрегламенте.
Между тем обращает на себя внимание, что в компанию "контролеров" не позвали единственный ответственный за это орган — Госпотребинспекцию. Видать, классические и оперативные методы контроля в Минэнерго не рассматриваются.
Вызывает удивление и то, почему техрегламент не охватил так называемые альтернативные топлива с содержанием более 30% неуглеводородных компонентов (как правило, спиртов). Это также моторные топлива, которые к тому же находятся в зоне особого риска относительно качества. Государственного стандарта на них нет, производятся они по техническим условиям, так что усилить контроль не помешало бы…
"Так зачем нужен такой техрегламент, если он ничего не решает и практически ничего не меняет?!" — в профессиональной среде это достаточно распространенный вопрос. "В некоторых отраслях уже происходит возврат от техрегламентов к ГОСТам. Этот инструмент более понятен и конкретен", — говорит один из специалистов в области стандартизации.
Определенный позитив и движение вперед техрегламент с собой несет. Это новый формат технического регулирования, который к тому же гармонизирован с передовыми практиками. Однако на поверку оказался очень слабо проработан, по сути, для галочки. Для рядового потребителя куда более эффективными были бы проверки качества на заправочных станциях и жесткие санкции к нарушителям.
- Информация о материале
Печальный опыт крупнейшей классической пирамиды МММ Сергея Мавроди украинцев так ничему не научил — в сети растёт число мошеннических организаций, предлагающих заработать лёгкие деньги. По данным Министерства внутренних дел, в Уанете действует уже около сотни финансовых пирамид. Хотя всего пару лет назад их счёт шёл на единицы. Возможно ли законодательно регулировать подобную деятельность в интернете и как уберечь соотечественников от ловушек, расставленных аферистами?
Никакого насилия — только усыпление бдительности и обещания, на основании которых вы принимаете решение расстаться с нажитым самостоятельно.
Пару месяцев назад в правительстве одобрили законопроект, запрещающий работу финансовых пирамид в Украине. Его разработала Национальная комиссия, регулирующая рынок финансовых услуг. Эксперты попытались дать точное определение понятию «финансовая пирамида». По их мнению, это любые операции с финансовыми активами, будь то денежные средства, ценные бумаги или долговые обязательства, которые осуществляются физическими или юридическими лицами ради получения выгоды за счёт перераспределения активов других лиц. Фактически под это определение попадает любая законная предпринимательская деятельность.
Судя по предложенному описанию, авторы документа руководствовались опытом 90-х годов. Воды с тех пор утекло немало, одураченный народ научился распознавать некоторые схемы и избегать их, но «строители» пирамид придумали новые способы. Например, маскировать свои структуры под благотворительные и религиозные организации.
В мировой практике, чтобы не изобретать велосипед, для описания пирамид давно используют универсальные определения. В США такие схемы регулируется Конституцией и существующими поправками к ней. При этом и в украинском законодательстве уже давно закреплено вполне подходящее тут понятие «мошенничество».
Предугадать, каким именно образом попытаются обмануть людей через год, два или пять лет, невозможно, но известно наверняка, что это будет «завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество посредством обмана или злоупотребления доверием». Именно так определяются мошеннические действия в Уголовном кодексе. Какие вспомогательные средства при этом будут использоваться — устная речь, телефон, интернет — не имеет никакого значения. Преступление остаётся преступлением.
Обман при мошенничестве — это ложное утверждение виновного о том, что заведомо не соответствует действительности, либо умышленное замалчивание фактов, сообщение которых было обязательно. Проще говоря, если вам обещают: скоро будет получена лёгкая прибыль, но не уточняют, что прибыль получите не вы, при этом выманивают у вас какие-либо средства, это не что иное, как мошенничество. Вас не грабят, а просто обманывают. Никакого насилия — только усыпление бдительности и обещания, на основании которых вы принимаете решение расстаться с нажитым самостоятельно. И как только ваше имущество или право на имущество перейдёт к злоумышленнику, преступление можно считать совершённым.
Что грозит мошеннику за его действия? В зависимости от размера полученной обманным путём прибыли наказание колеблется от штрафа около 800 гривен до двенадцатилетнего тюремного срока с конфискацией имущества.
При этом случаи финансовых махинаций не исчезают, сколько бы специальных законов ни принималось. Люди всегда желали легко обогатиться обманным путем за счёт других. Единственный эффективный способ противостоять этому — научиться критически оценивать разного рода сомнительные финансовые операции.
На сайте возрождённой МММ висит дерзкое предупреждение: «Это пирамида. Участвуя в ней, вы крайне рискуете!» Думаете, это останавливает охотников за лёгкой наживой? Нет. К организации постоянно примыкают новые «вкладчики».
Кстати, о лёгкой наживе. Украинцы готовы поверить даже электронным письмам о многомиллионном наследстве в Нигерии, получить которое можно только, положив 10 тыс. долларов в местный банк. Сейчас это звучит странно, но в юридические фирмы постоянно обращаются люди, которые отдали свои сбережения, рассчитывая на больший куш, а теперь пытаются вернуть хотя бы что-то.
Полагаться исключительно на закон в таких случаях не приходится, тем более зачастую его можно применить лишь тогда, когда уже есть обманутые и пострадавшие. Желание легко обогатиться всегда будет двигать людьми. Надеяться можно только на своё критическое мышление. Личное благосостояние куда более эффективно приумножать постепенно и надёжными способами.
- Информация о материале
Девушки, наряду с национальной кухней и живописной природой, являются гордостью нашей страны. В прошлом году, когда Украина принимала на своей территории Чемпионат Европы по футболу, отечественные СМИ не уставали петь дифирамбы в адрес местных красавиц.
Достояние Украины
Именно украинки должны были обескуражить приезжих туристов. Именно их, словно товар, собирались представлять иностранцам, а девушки, что интересно, были совсем не против этого.
В то время, как зарубежные гости женского пола разгуливали по Киеву в футболках со спортивной тематикой, наши дамы облачались в мини-юбки и сексуальные платья, ходили по брусчатке на высоких каблуках и отчаянно пытались протоптать себе дорогу в Европу знакомствами с иностранцами.
Последние оценивают такие дешевые представления на должном уровне и продолжают воспринимать украинок исключительно в качестве ходячих половых органов. Ведь началось все это далеко не год назад, а Украина уже давно занимают лидирующие позиции по количеству проституток в Европе.
В одной из социальных сетей мне пришло сообщение о наборе модельных тусовок в Грецию, Дубаи и Марокко.
Подобные оповещения меня давно уже не удивляют. Приглашения в Турцию на подтанцовки, вечеринки в Европе, высокий заработок, «отличные условия» – такие объявления рассылаются массово, возможно из-за того, что на каждый товар находится свой покупатель.
«Улыбайся. Знать язык не обязательно»
Заманчивое предложение о легкой работе мне сделала девушка Ксюша. Она разыскивает красивых украинок в социальных сетях и предлагает им своеобразный заработок. Ее страница - настоящий рай беспечной бабочки: фотографии телефонов Верту, живописных курортов и внушительное количество красивых девушек в списке друзей.
Чтобы узнать нужную мне информацию, я сказала, что предложение меня заинтересовало, и я хочу с Ксюшей связаться. В первые минуты разговора в скайпе молодая девушка выложила мне все, как на духу.
Так называемые «модельные тусовки» организовываются систематически. Группы из девочек от 7 до 15 человек летят в одну из жарких стран. До летнего сезона девушки летают в Дубаи, Марокко, на Сейшелы, летом - в Грецию и Бодрум.
Туда, где их ждет организатор мероприятия. Ксюша называет свою должность интересным для эскорт-услуг словом – «менеджер». В ее задачи входит бронь отелей, покупка билетов на самолет, которые в итоге она передает девочкам.
Когда группа девушек прилетает в страну назначения (в ближайшем времени это будет Греция) их, как утверждает Ксения, селят в номера по 2-3 человека. Отличные номера, бесплатная еда, - заверяет она. «Менеджер» явно намекает на то, что условия такой «работы» райские.
Якобы, днем делай, что душа пожелает – купайся в море, загорай на золотых песках курортов, веселись с девочками, а вечером - работай.
Под покровом ночи девушки трудятся: идут в ресторан, затем в клуб. Красоток, которые непременно должны быть в хорошем настроении, сопровождает менеджер и главный заказчик данного действия. Мистер Х.
«Не быть угрюмой – это максимум, что требуется от претендентки». Ксюша уверяет - знание английского языка на уровне «My name is» не станет помехой. Разговор в этом деле не важен.
Но позже упоминает о том, что нужно пытаться общаться. Правда, путаница в своих словах ее не смущает. Она продолжает утверждать, что важно уметь веселиться. Ну, и, конечно же, нужно обладать эффектными внешними данными – это главный критерий отбора.
Прежде чем попасть на вечеринку за границей, девушке нужно прислать свое фото, параметры и видео-презентацию. Для наглядного примера Ксюша отправляет мне видео одной из тех, кто «прошел» кастинг».
Красивых девушек у Ксюши в друзьях много. Все, как на подбор. Длинные волосы, длинные ноги. Модели и просто студентки. Все они по устоявшейся традиции любят постить на страницах себя, свою еду и свои вещи.
Всех девушек, которые выбирают такой заработок, лично отбирает таинственный мистер Х. Какими качествами ты должна обладать, чтобы ему понравиться – никому неизвестно. «На вкус и цвет…», - говорит Ксюша. Сегодня ему по душе блондинка, завтра брюнетка. Вкус и цвет у заказчика непостоянный. Оказывается, одна девочка может летать максимум три раза. Состав модельных тусовок постоянно обновляется.
Сославшись на то, что для меня важна расовая принадлежность заказчика, я спрашиваю у Ксюши, кто этот организатор. Как оказалось, он темнокожий, а «может слишком загорелый». Девушка его национальности не знает, как не знают и те, кто постоянно туда летают. Кто он – непонятно. Более того – сей факт никого особо не интересует. Все очень конфиденциально.
«Нам же всем не выгодно, чтобы кто-то что-то знал, понимаешь?». Понимаю, и в свойственной бабочкам манере решаю узнать об оплате.
Находиться на курорте нужно 3-5 дней. Оплата за день безудержного веселья и компании неизвестного иностранца составляет 150 долларов в день. Но это не все.
«А интим-услуги?», - спрашиваю я. Ксюша не пугается и бегло рассказывает мне об условиях секса за деньги. За интим оплата 1500 долларов. Кто из девушек согласен на близость - оговаривается до поездки, а мистер Х ставится в известность заранее.
По словам менеджера, обычно на это идут две-три девушки. Но Ксюша добавляет, что цена в 1500, если честно, «плохая» и по-дружески предлагает мужчину в Киеве, который за ночь дает от 3000 долларов. «Если будет интересно, я тебя с ним свяжу», - резюмирует она.
Мышеловка для дурочек
Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. На историю-миф о богатом неизвестном иностранце, который любит красивую жизнь, наверное, ведутся многие из девушек. Но украинки, ввиду недостатка образования и нежелания думать, забывают о безопасности и летят в эту мышеловку, как глупые мотыльки на огонь.
Самые открытые для торговли женщинами страны – Турция, Италия и Греция. Заманивают на работу за границей по-разному.
Бывали случаи, когда сотрудники турфирмы предлагали девушкам работу посудомойками в Греции. Казалось бы, никакого подвоха здесь быть не может.
Но вначале женщин вывозили в Румынию, где несколько дней держали в доме с закрытыми ставнями, а затем грузили в автобус и привозили в Турцию. А там уже все по привычной и всем давно известной схеме – грязный бордель, групповые изнасилования и отсутствие паспорта.
Наказание сотрудники российской турфирмы не понесли – пустились в бега, а подобные махинации не просто продолжают работать, они приобретают масштабный характер.
Более того, можно не придумывать истории о посудомойках. Все проще. В моем случае была озвучена легенда о богатом иностранце, который собирает модельные тусовки. Не работа – счастье. Веселись, зажигай, не спи ни с кем и получай 150 долларов в сутки.
Зачем богатому иностранцу находить плохо говорящих собеседниц «My name is I love you» именно в Украине? Проходить волокиту с паспортами, визами, билетами? Ах, да. Наверное, потому что украинки самые красивые девушки в мире.
Да еще и закрадывается мысль в юной голове о том, что именно ты покоришь сердце таинственного мистера Х, который до конца дней своих будет осыпать тебя, счастливицу, деньгами и бриллиантами.
Во время нашего разговора Ксюша пообещала сбросить мне ссылки на девчонок, которые уже ездили. В качестве доказательство безопасности поездки. Однако «менеджер» не сделала этого ни через 10 минут, ни через день.
Страны, которые назвала Ксения – это места сосредоточения борделей, куда поставляют украинских дурочек.
Бодрум, к примеру, - турецкий город. Именно в Турцию массово отправляют наших соотечественниц в качестве живого товара. Тамошние бордели переполнены украинками. Нечеловеческие условия жизни, огромный поток клиентов и отсутствие возможности сбежать. Это приводит к тому, что секс-рабыни зачастую становятся инъекционными наркоманками.
Греция, находящаяся не первый год в условиях жесточайшего кризиса, открыто признает, что бордели спасают ее от банкротства. Даже греческие футболисты рекламируют местные публичные дома. Именно с двумя борделями подписал контракт греческий футбольный клуб «Вокефалас».
Цена проститутки в доме терпимости смешная – 12-20 евро. Наверное, потому что в Грецию украинок поставляют в огромных количествах. Предложения превышают спрос.
Что касается арабских стран вроде Дубаи и Марокко, которые называла менеджер Ксюша – это тоже отдельная история.
Широко распространенное мнение о том, что в мусульманских странах Ближнего Востока внебрачный секс – редкое явление. Выдумки! Это действительно так, когда речь идет об отношениях между мужчинами, исповедующими ислам, и мусульманками.
Именно ОАЭ называют центром торговли живым товаром на Ближнем Востоке, а особенно сильно индустрия проституции развита на шикарных курортах Эмиратов вроде Дубаи. Еще в 2009 году отечественные спецслужбы раскрыли банду торговцев людьми, которая всего за несколько лет смогла продать в Дубаи около 500 (!) молодых украинок. Как девушек заманивали в ОАЭ? Да почти так же, как пытались заманить меня - по Интернету предлагали им работу в модельном бизнесе за рубежом.
Причины проституции в Украине называются разные. В основном, это безработица, кризис, и, конечно же, «власть» (у нас ведь во всем виновата власть). Желание легких денег и нежелание думать головой заставляют украинских красавиц ехать в страны дальнего зарубежья в поисках лучшей жизни. Обычно, на свой страх и риск. Никаких гарантий безопасности быть не может. Менеджер Ксюша безопасность этой эскорт-поездки подтверждает лишь своим честным словом и постоянно вторит: «Это безопасно. Я менеджер».
По статистике каждая 4-я проститутка в Европе – украинка. Повальная мода на красивую жизнь заставляет все больше девушек забыть о правилах приличия, моральной стороне вопроса и «перейти Рубикон». Правда слепая меркантильность не дает им увидеть тот факт, что обратной дороги нет.
- Информация о материале
Неделя посещений Брюсселя украинскими политиками как из лагеря власти, так и из стана оппозиции, закончилась довольно неоднозначно. С одной стороны, секретарю Совбеза Андрею Клюеву четко дали понять, что подписание ассоциации с Украиной напрямую зависит от решения проблемы «выборочного правосудия». И хотя имя Юлии Тимошенко не прозвучало публично, однако намек был более чем прозрачным. С другой стороны, из стана ЕС раздались голоса, что в свете «торговой войны» Украины и России Киев необходимо уже заключить в ассоциированные объятия Евросоюза. Об этом заявил депутат Европарламента Павел Коваль. «Я предложил, что было для многих несколько неожиданно, подписать договор поскорее. Если практически уже все договорено и если мы имеем текст, если Украина и ЕС готовы к подписанию, не надо ждать до Вильнюса, а подписать документ раньше, а в Вильнюсе - только выпить шампанское», - сказал Коваль. В этом отношении возникает большой вопрос – имел ли в виду депутат, что шампанское можно пить, даже если Тимошенко останется за решеткой?
Видимо, положительный ответ на этот вопрос может дать довольно большая группа европейских политиков. Не секрет, что сейчас между Европой и Россией идет настоящая геополитическая битва за Украину – при чем европейцы с распростертыми объятиями действуют «пряником», а Россия взялась за «кнут», удары которого больно бьют по Украине. И с учетом того, что «торговая война» - это всего лишь «цветочки» и Россия припасла Киеву еще и «ягодки», к которым Украина совершенно не готова, в Брюсселе многие опасаются, что в какой-то момент Янукович попросту сдрейфит. Особенно, если давить на его с психологической точки зрения больное место – «тимошенкобоязнь». А следовательно, они предлагают как минимум рассмотреть возможность безоговорочного подписания ассоциации с ЕС. Впрочем, европейский лагерь сторонников четкого выполнения плана – сначала Тимошенко, хотя бы на лечении в Германии, а потом ассоциация с ЕС – выглядит внушительнее. Достаточно сказать, что одним из главных и последовательных защитников Тимошенко выступает влиятельнейшая Ангела Меркель.
Таким образом, перед Януковичем непростая задача со многими неизвестными. Прежде всего, Президенту Украины следует ответить самому себе на вопрос – готов ли он к дальнейшей войне с Россией. С учетом визита премьера Николая Азарова в Россию, после которого российская сторона заявила, что говорить с Украиной больше не о чем, Виктор Федорович готов побороться с Путиным, отстаивая свой имидж евроинтегратора. Однако второе уравнение задачи сложнее – в свете «разновекторных» заявлений европейцев Януковичу остается лишь гадать о судьбе Тимошенко - «выпустить-не выпустить». С одной стороны, Клюеву напомнили о «выборочном правосудии», а с другой – заявляют, что ассоциация почти в кармане у Виктора Федоровича. Возможно, Янукович предположит, что Клюева просто стращали, но точно он это узнает, только проведя «тест Тимошенко».
Впрочем, какие бы действия Виктор Янукович ни предпринял, уже можно сказать, что на 2015 год от европейцев он не получит никаких гарантий. Даже если отпустит Тимошенко. В этом контексте Виктору Федоровичу следует обратить внимание на пример Леонида Кучмы, который в 2000-2003 годах пребывал в полной внешнеполитической изоляции из-за дела Гонгадзе и «кольчужного скандала», но после реверанса в сторону США с посылкой украинцев в Ирак положение его несколько улучшилось. Однако это не спасло его игру на выборах 2004 года от «оранжевой революции» и беспрецедентного давления Запада. Впрочем, тогда Кучма играл и проиграл Януковича в обмен на гарантии себе. В 2015 году Виктор Федорович будет играть собой, и если игра пойдет не в его пользу, то теперешнее подписание ассоциации с ЕС (а это гарантировано произойдет, если он отпустит Тимошенко) создаст ему поле для нахождения компромисса. Впрочем, если подписание ассоциации состоится, а Тимошенко останется за решеткой, то это вряд ли улучшит отношение Европы лично к Януковичу и в 2015 году ему не стоит рассчитывать даже на малейшую благосклонность Запада. Есть и третий вариант развития событий - Тимошенко в тюрме, а Янукович без ассоциации с ЕС, а тут еще и никакого уважения от России. Нужно ли такое положение Президенту к 2015 году – вопрос риторический.
- Информация о материале
Накал торговой войны, развязанной российской властью против Украины, немного спал. Таможня северо-восточного соседа перестала "в особом режиме" без ограничений во времени исследовать на молекулярном уровне украинские товары. Но из окружения Путина продолжают звучать угрозы в адрес "непослушной" Украины, которая делает "неправильный" геополитический выбор. Посему речь идет лишь о затишье.
По данным ZN.UA, все это время отечественные бизнесмены с особым вниманием следили за тем, как "родное правительство" защищает интересы украинского бизнеса. В частности, как это делает главный "младореформатор" первый вице-премьер Сергей Арбузов, сам выходец из связанного с Семьей банковского бизнеса. Почему особое внимание было обращено на Сергея Геннадьевича? Во-первых, потому что начало и разгар торговой войны пришлись на период, когда именно Арбузов был и.о. премьер-министра. Во-вторых, именно первый вице-премьер по должности отвечает за состояние экономики Украины. В-третьих, Арбузов — без пяти минут премьер-министр. В деловых и политических кругах убеждены, что человек, называющий Николая Азарова "дежурным по Кабмину", рано или поздно займет его место. В-четвертых, агрессивность политики Семьи уже очевидна для всех. Семья поглощает бизнесы, потоки, медиа, политические и силовые рычаги власти. Посему олигархи тщатся понять свой статус — они для Януковичей и Арбузова уже только еда или все еще сотрапезники? Поэтому для них было важно в обострившейся ситуации понять, встанет ли Сергей Арбузов на их защиту в отношениях с Кремлем, может ли украинский бизнес рассчитывать на свою власть в этой войне. Ведь история с политическим давлением и выживанием украинских производителей с российского рынка явно будет иметь продолжение. Более того, эксперты единодушно прогнозируют, что Россия будет усиливать свое давление на Украину.
"Все разрулим"
Когда власти РФ через руководителя Роспотребнадзора Онищенко начали 24 июля "строить" украинских экспортеров, 27 июля Арбузов выдал заявление, суть которого сводилась к тому, что запрет на ввоз в Россию конфет кондитерской компании Roshen, за которой стоит Петр Порошенко, не является торговой войной. "Никакой торговой войны там нет. Сейчас мы занимаемся этим процессом. Будет формироваться группа, которая займется расследованием этого вопроса. Думаю, через два-три дня мы разберемся и сможем сделать заявление", — пообещал чиновник.
Напрасно ждали заявления от высокого должностного лица. 24–25 июля 40 украинских предприятий-экспортеров были внесены в базу данных Федеральной таможенной службы РФ как рискованные. Среди бизнесменов, с которыми их связывают, кроме Петра Порошенко, оказались Игорь Коломойский, Борис Колесников, Андрей Клюев и даже Дмитрий Фирташ с Юрием Бойко. Без "объявления войны" их компаниям резко усложнили условия досмотра грузов.
Затем Федерация работодателей Украины распространила заявление о том, что российская таможня заблокировала весь украинский экспорт, о грядущих миллиардных убытках. ZN.UA обнародовало информацию о существовании кремлевской стратегии срыва евроинтеграции Украины, которая включает и примененные Россией торговые санкции.
Евросоюз 28 августа созвал экстренное заседание, на котором были рассмотрены всего два вопроса — ситуация в Египте (где идет настоящая гражданская война) и таможенная война Кремля против Киева. Кшиштоф Лисек, евродепутат от Польши, заявил телеканалу БТБ после завершения дебатов по украинскому вопросу, что Европарламент примет резолюцию онедопустимости действий России в отношении Украины, направленных на срыв подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. В частности, речь идет о развязывании Россией торговой войны, целью которой является срыв евроинтеграции Украины.
Иными словами, вещи своими именами назвали все, кроме украинской власти, представители которой — главным образом, министры, выполняли роль свадебных генералов, приезжая на переговоры, подготовленные самими производителями.
Все это время Сергей Арбузов, выполнявший на время отпуска премьера Азарова его обязанности, хранил мертвое молчание. "Младореформатор" не разобрался в проблемах Roshen и других пострадавших предприятий ни через два-три дня, ни через две-три недели. Не отреагировал на заявления украинских работодателей и европейских политиков. Молчит украинское правительство и дальше, после переговоров премьеров Азарова и Медведева.
Виноваты сами бизнесмены. И журналисты?
21 августа, вернувшись с отдыха, Николай Азаров начал заседание правительства с заявления совершенно в духе Арбузова (который наверняка доложил премьеру о состоянии дел в украинско-российских отношениях).
Во-первых, не было и не будет никакой торговой войны. Ее придумали фантазеры журналисты, "слишком преувеличившие и драматизировавшие масштабы проблемы". К тому же Азаров фактически обвинил самих украинских бизнесменов-экспортеров в том, что те не стали заранее подстраиваться под еще не принятые, но провозглашенные новые стандарты российских таможенников (которые, кстати, они украинским предприятиям не предоставили).
Получается, г-н Онищенко вынужденно стал задерживать на границе тысячи фур и вагонов с украинскими товарами, выискивая притаившиеся в них "риски". В продукции Roshen нашли некий "бензопирен", правда, результатов экспертиз никому не показали. И больше ни в одной стране этого вредного вещества в отечественных конфетах в недопустимых количествах не нашли, но все равно послевкусие осталось. Бензопиреновое.
На ряде пропускных пунктов российская таможня, несмотря на официальные сообщения, так и не заработала в штатном режиме, по-прежнему задерживая украинские грузы (в частности, подобная информация приходит с Белгородской таможни).
Депутаты Госдумы прозрачно намекнули, что все происходящее — из-за того, что Украина не является членом ТС, в ином случае не было бы проблем на российской таможне.
Когда начинается война?
Хочется спросить у руководителей правительства: скажите, а каковы все-таки признаки торговой войны? Как определить ее начало? Ясно, что громогласных объявлений войны нет, снаряды и пули не летают. Речь идет о действиях одного государства, ограничивающего в значительной степени торговлю с другим государством и вызывающего большие убытки и потери его экономики и бизнеса.
Так с какой цифры убытков начинается война? Скажем, цифра убытков и потерь в один миллиард гривен, которую на пресс-конференции назвало руководство Roshen и которую уж никак не нафантазировали журналисты, это достаточно? Или маловато будет?
Субъективное мнение автора состоит в том, что все происходившее — это именно торговая война против Украины, в которой страдает ее бизнес, ее бюджет и ее граждане, которые недополучат деньги из этого бюджета в виде зарплат, пенсий, социальных выплат. Граждане, за благосостояние которых отвечает хранящее молчание правительство, которое в упор не заметило торговой войны. Не интересуют граждане? Не интересуют рабочие места? Допустим. Хотя в преддверии выборов — это весьма опрометчиво. Но власть существует главным образом на деньги крупных налогоплательщиков. Именно их она потрошит, собирая средства на каждую предвыборную кампанию. Именно к ним в бизнес залазят ее доверенные лица. Именно их бизнес власть использует как детский автомат, загребающий призы.
Поэтому правительство и по долгу, и по совести, и из шкурных, и из общественных интересов должно эффективно защищать украинских производителей и экспортеров. Даже если речь идет о частной корпорации едва ли не единственного отечественного олигарха, открыто демонстрирующего свои симпатии к оппозиции. Хотя выше отмечалось, что Roshen — далеко не единственный пример несущего потери бизнеса. Ранее на сотни миллионов "попали" лояльные к власти трубопроизводители и автопромышленники (из-за пресловутого утилизационного сбора). А цифры убытков последних дней напоминали настоящие фронтовые сводки: по оценкам ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса", только украинским экспортерам аграрной продукции каждый день "проверок на дорогах" стоил 5,5 млн долл.
Где протесты и разбирательства в ВТО? Хорошо хоть украинская власть додумалась использовать ошибку России — грубое применение таможенной силы — для переговоров с ЕС и МВФ. Мол, смотрите, что творят, нам отступать некуда — за нами Москва. Поэтому было бы неплохо протянуть руку помощи, смягчив радикальность требований по подписанию ассоциации с ЕС и снятию непосильных для украинской власти требований МВФ. Например, о повышении тарифов. Примерно эти тезисы в Брюсселе на этой неделе излагал секретарь СНБОУ Андрей Клюев. Но, повторюсь, где юридические гвозди, забитые украинской властью в международных организациях и арбитражах?
В правительстве думают, что все само собой рассосется и "перетрется"? Нет, не смирится Россия с евроинтеграцией "непокорной" Украины. Главсанврач РФ Геннадий Онищенко обещает уже осенью возобновить инспекцию украинских предприятий корпорации Roshen. И какие еще "бензопирены" будут обнаружены, одному Онищенко ведомо. Сей господин к тому же в хамском стиле обвинил Министерство экономразвития Украины в том, что ему не те документы предоставили, да еще (подумать только!) на английском языке. В отместку он еще несколько лет не пустит продукцию "Рошен" на российский рынок.
А советник Путина Сергей Глазьев сообщает, что Евразийская экономическая комиссия изучает вопрос прекращения отношений свободной торговли с Украиной в случае подписания Киевом Соглашения об ассоциации с ЕС. А еще грядет ужесточение таможенного администрирования, системы ветеринарного и санитарного контроля, сокращение многих проектов в области атомной энергетики, оборонно-промышленного комплекса, ракетно-космической и авиационной промышленности. Сам Путин вслед пообещал, что страны ТС "введут защитные меры в случае либерализации Украиной отношений с Евросоюзом".
Вице-премьер РФ Игорь Шувалов, исполняющий при Путине "особые обязанности", пренебрежительно заявил, что продолжение переговоров об одновременном участии Украины в зоне свободной торговли с ЕС и Таможенном союзе является "бессмысленным". ЗСТ с ЕС не даст технически урегулировать торговые отношения между двумя странами, поэтому "в случае подписания Украиной Соглашения об ассоциированном членстве в Евросоюзе Россия может начать применять к ней специальные ограничения торговли".
Иными словами, это были только разведывательные бои, настоящая война впереди.
Тем временем Азаров, как бы не слыша этих малоприкрытых угроз, рассказывает, что "Киев готов присоединиться к ряду положений ТС". Параллельно с подписанием соглашения с ЕС. Ведь ему же русским языком сказали: или — или…
"Дурак, живу я здесь…"
Почему серьезность положения понимают Запад и Европа — и упорно не понимает украинское правительство? Европарламент готовит жесткую резолюцию с прямым употреблением словосочетания "торговая война". Посол США советует украинской власти обратиться в ВТО. Правительство Германии недвусмысленно призвало "партнеров Украины" уважать ее право на тесные взаимоотношения с Европейским Союзом и выразило надежду на скорейшее подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Министр иностранных дел председательствующей в ЕС Литвы Линас Линкявичюс заявил об обеспокоенности ЕС ситуацией с Россией: "Я считаю, что мы должны быть едины и защитить наших украинских партнеров".
Парадоксально, но правительство "украинских партнеров" по сути отказывается защищать интересы Украины. Что это? Боязнь прогневить "старшего брата"? Откуда она у Арбузова — молодого еще чиновника? С Азаровым хоть понятно, он давно в ЕЭП хотел… Может, мы, журналисты и общественность, чего-то не знаем? О ГТС, например…
Поневоле вспоминается притча, рассказанная героем Олега Янковского в фильме Андрея Тарковского "Ностальгия": "Увидел мужик, как в болоте тонет человек. Он бросился ему на помощь, с огромными трудами вытянул на сухую землю. А тот преспокойно говорит ему: "Дурак, живу я здесь…"
Обломаются ведь европейцы нас из евразийского болота вытаскивать против воли руководства собственного правительства…
- Информация о материале
Возможность покупать железнодорожные билеты в Интернете у украинцев существует уже не первый год. Несмотря на это, многие по-прежнему продолжают действовать старым проверенным способом, отправляясь в кассы на вокзал. Мол, все равно придется туда ехать после покупки онлайн. Ведь распечатанный бланк заказа нужно обменивать в кассе на билет обычного образца.
Несколько упрощена процедура покупки билетов через Интернет сегодня на поезда категории Интерсити+ и поезд 37/38 Донецк – Киев. Чтобы уехать в нужном направлении на одном из них, можно приобрести электронный билет, распечатать дома на принтере Посадочный документ, который должен появиться на мониторе вашего компьютера после завершения покупки, и отправляться в день отъезда с этой бумагой сразу к поезду, минуя тем самым огромные очереди у касс железнодорожного вокзала.
В Укрзализныце говорят, что распространить продажу таких билетов планируют и на другие поезда. На официальном сайте ведомства указывают, что ориентировочно 3 августа продажа электронных билетов будет внедрена на электропоезда производства компании Skoda Vagonka на маршрутах Харьков-Симферополь-Харьков, Донецк-Симферополь-Донецк. А со середины сентября до начала декабря 2013 - электронные билеты будут внедрены на поезда № 12/11 Киев - Симферополь (ЮЗЖД), № 91/92 Киев - Львов (Львовская железная дорога), № 80/79 Киев - Днепропетровск (Приднепровская железная дорога), № 105/106 Киев - Одесса (Одесская железная дорога), № 64/63 Киев - Харьков (ЮЖД). В целом, к концу 2013 года электронные билеты планируют внедрить на все поезда внутреннего сообщения. Это около 120 пар поездов.
К слову, по информации ведомства, количество перевезенных пассажиров, оформивших такие электронные проездные документы, по состоянию на 11 июля составляло всего 2,5% от общих продаж через Интернет.
Посадочные непонятки
Вместе с тем, несмотря на кажущуюся простоту процедуры, практика показывает, что путаница у пассажиров, оплативших проезд по такой схеме, все же возникает.
«Я заказала билет по Интернету, мне сказали, что можно спокойно идти к поезду, в кассе менять ничего не надо. Я пришла, а меня не пускают. Говорят, что нет какой-то распечатки, а у них – ведомости. Я оббегала весь вокзал…», – громко и возмущенно кричит в трубку заходящая в вагон женщина, невольными слушателями которой становятся наши корреспонденты, и добавляет: «Больше в жизни не буду заказывать билеты так. Лучше в очереди постою».
Не исключено, что подобный инцидент не единичный. Поэтому ForUm решил разобраться, как пассажирам сэкономить время и нервы, покупая электронный билет, а также при каких обстоятельствах проводник может не пустить вас в поезд и куда обращаться в случае непредвиденного развития событий?
Билетный алгоритм
Итак, если вы собрались в путь на поезде №37/38 Донецк–Киев или Интерсити+ и купили электронный билет, вы сразу же отправляетесь к своему вагону и там предоставляете проводнику распечатанный дома проездной документ.
Кстати, особой разницы в цене между обычным билетом, приобретенным в железнодорожной кассе (вне вокзала), и купленным на сайте Укрзализныци нет. Второй обойдется даже на гривню дешевле. «При оформлении билета в билетной кассе комиссионный сбор составляет 12,5 грн. При оформлении и оплате билета через официальный сайт Укрзализныци по ссылке booking.uz.gov.ua пассажир платит комиссионный сбор 11,5 грн. При оформлении на других сайтах комиссионный сбор устанавливается поставщиком услуг по оформлению билетов», – сообщили в пресс-службе госструктуры.
Вместе с тем стоит учитывать, что за час до отправления поезда оформление таких билетов прекращается. Поэтому, если уж решили воспользоваться благами технологий, лучше это сделать заранее. В Укрзализныце объясняют, что прибегают к такой схеме во избежание недоразумений при контроле данных проездных документов. Ведь вместе с закрытием онлайн-продажи печатается ведомость оформленных через Интернет проездных документов, которая предоставляется начальнику поезда.
Тут важно знать, что проводник не вправе не пустить вас в поезд, если у него нет той самой ведомости. Иными словами, если вы предоставили распечатку электронного билета и документ, удостоверяющий вашу личность, вы имеете полное право войти в вагон и сесть на свое место. Подтверждают этот факт и в самом госведомстве: «Ответственность за доставку ведомости в поезд возлагается на железную дорогу». Если же возникает какая-то внештатная ситуация, нужно обращаться к дежурному администратору вокзала или старшему билетному кассиру.
Нюанс только в том, что поезд подается на посадку зачастую менее чем за час. К тому же пассажир может приехать на вокзал и за 15 минут до отправления. И это его право. Поэтому на выяснение подобных недоразумений времени может попросту не остаться. Соответственно, работники поезда должны следовать установленным правилам, а сами пассажиры – быть более внимательными.
Впрочем, волокита с ведомостями должна прекратиться уже с сентября. Так как, по информации Укрзализныци с 23 июля электронные посадочные документы, действующие на скоростные поезда Интерсити+ и поезд № 37/38 Киев - Донецк, получили статус расчетного документа (фискального чека) и QR-код, содержащийся на них, будет считываться мобильными терминалами контроля документов, которые собственно и нивелируют необходимость пользоваться ведомостями. В пресс-службе нам сообщили, что на поездах Интерсити+ и поезд № 37/38 Киев – Донецк такие устройства уже есть. С учетом того, что внедрение электронных билетов хотят распространить и на другие поезда, на них также планируют закупить эти мобильные терминалы. Само же новшество, относительно приравнивания электронных билетов к расчетному документу, позволяет людям, которые ездят в командировку, предоставлять их в качестве расчетного документа о совершенной поездке в бухгалтерию.
Но если уж речь зашла о том, по каким причинам вас могут не пустить в поезд, то это может быть сделано только в том случае, если вы представите проводнику недействительные билеты или у вас их вообще не будет. Или же фамилия и имя в вашем проездном документе не соответствует данным документа, удостоверяющего вашу личность. Описки допускаются не более чем в трех знаках. Остаться на перроне рискуют также те, чья ручная кладь превышает установленные нормы веса и размера. Согласно существующим правилам перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом, к ручной клади относятся предметы и вещи, независимо от вида упаковки, которые легко переносятся и по своим размерам без труда размещаются на предназначенных для них местах в вагонах. Каждый имеет право перевозить с собой бесплатно ручной багаж до 36 кг, если его размер по сумме трех измерений не превышает 200 см. Эти правила касаются абсолютно всех пассажиров, независимо от того, едут они по обычному билету или по электронному.
Что касается новации, действующей с апреля нынешнего года, в частности предоставления при посадке на поезд документа, удостоверяющего личность, то, как утверждают в пресс-службе Укрзализныци, это может быть не только украинский или заграничный паспорт, но и другие документы. Например, удостоверение водителя, карточка мигранта, вид на жительство и др. Дети от 14 до 16 лет могут совершать поездку по предъявлению документа, подтверждающего их возраст.
Стоит отметить, что если вы едете по льготным и бесплатным проездным документам, то обязаны предъявить проездной и подтверждающий право на льготу документы.
Чудеса оперативности
Говоря в целом о приобретении билетов через Интернет, нельзя не остановиться также на работе самой системы, позволяющей воспользоваться этой услугой. Немало нареканий на этот счет звучит от пассажиров именно сейчас – в разгар летних отпусков.
«Я решила купить билет в Крым в первый же день открытия продажи билетов (за 45 дней до отправления. – Ред.) на интересующий меня поезд. Парадоксально, но даже рано утром большинство билетов уже были раскуплены. Да и количество оставшихся моментально сокращалось. Пока я просматривала по электронной системе возможные варианты, она, в конце концов, вообще зависла. Причем на целый час. А когда сайт, наконец, начал работать, оказалось, что нужных мне билетов уже нет. Пришлось бронировать билет на дополнительный поезд», – рассказывает Марина.
В свою очередь, в Укрзализныце вопросы о том, с чем связаны сбои в системе и как так получается, что билеты раскупаются в считанные минуты, комментируют отмахиваясь. «Автоматизированная система продажи проездных документов работает стабильно. Количество предлагаемых мест одинаково как для осуществления оформления в кассах, так и через Интернет. Учитывая разветвленную сеть продаж и многочисленные одновременные запросы на оформление проездных документов, количество мест, особенно на поезда повышенного спроса, может стремительно уменьшаться», – сообщили ForUm’у в ведомстве.
В любом случае, оценка качества услуг остается за пассажирами. И, конечно же, было бы хорошо, если бы к этой оценке прислушивались.
- Информация о материале
Страница 924 из 1561
