Статьи
Обладателям такой визитки инспекторы ГАИ прощают даже езду пьяным за рулем и желают хорошего пути.
Журналисты Гром TV сообщили, что смогли приобрести за 200 долларов настоящую визитку начальника Департамента ГАИ Украины Владимира Астапковича с его личной подписью. По их словам, купить ее оказалось непросто – на поиски у них ушло около месяца.
Сама визитка выполнена в виде золотой карточки, которая дает возможность нарушать безнаказанно любые правила дорожного движения, вплоть до езды пьяным за рулем. Эксперименты на дороге с превышением скорости в центре Киева показали, что карточка оказывает волшебное действие на инспекторов ГАИ. После ее предъявления инспектора отказываются составлять протоколы и сами подсказывают водителю, как объяснить тот факт, что от водителя несет алкоголем.
Сам Владимир Астапкович отказался давать комментарии по поводу продажи визиток с его личной подписью. После предъявления журналистами этой карточки дежурному Департамента ГАИ вышел заместитель Астапковича - Владимир Резников. Однако и он ничего внятного рассказать не смог.
- Информация о материале
Глядя глаза в глаза голодному крокодилу, сразу и не поверишь, что из него делают изящные дамские сумочки. Глядя в счастливые глаза сбежавшего налогового ректора Петра Мельника еще труднее поверить, что этот человек будет постоянно и некстати попадаться. Чем принесет массу хлопот своим покровителям и тем, кто должен его «искать и не находить». А он взял и опять нашелся. Как будто без этого у главы МВД Захарченко было мало хлопот.
С одной стороны хорошо, что Мельник долгие годы возглавлял кузницу кадров налогового ведомства, а не факультет внешней разведки в академии СБУ. В последнем случае всех украинских шпионов ловили бы в течение недели. С другой стороны именно неуклюжесть Мельника в маскировке многое объясняет в работе украинских фискалов. Тот же низкий уровень профессиональных качеств и хитрости при патологической любви к роскоши. Сила есть – зачем хитрость? Такие вот славные, хоть и бесполезные ребята.
Главное, профессионал милицейской разведки Пукач пропал когда надо – и с концами. Границу не пересекал, спокойно жил в Украине. И пока «время не пришло» никто его найти не смог. Хитрый феодал Лозинский – без всякой профессиональной подготовки на одной природной хитрости, сколько успешно прятался? Ни бело-сердечные, ни бело-голубые – никто не находил! Пока все не утряслось в ситуацию, при которой спокойно «можно выходить и договариваться». А Мельник – патологически невезучий человек.
Главное, от браслета импортного и дорогого избавился. Сутки в запасе – рванул в Беларусь. Успешно обманул украинских пограничников, а вот братья-славяне тормознули. Говорят, что хоть ты и богатый человек, но с левым паспортом пересекать кордон не положено. Взяли за шиворот и вернули украинским коллегам. Те, понятное дело, пережили несколько неприятных минут. Потому что оказались в очень непростой ситуации. У них в руках Мельник, который является сбежавшим преступником.
Этого самого Мельника как бы «активно ловят» в Украине и на границе. Они это знают. Мельник знает, что они знают. Но самое паршивое, что теперь еще и коллеги по ту сторону границы знают, что они знают. И могут сдать с потрохами. И ведь сдали в результате. АК в тот момент – что было делать серьезным ребятам в зеленых погонах? Задерживать беглого Мельника? Не так все просто.
Они же не по глупости или врожденной слепоте его пропустили первый раз. И второй раз – тоже не по глупости. Да и милиция не от халатности, как нам сейчас пытаются рассказать прокурорские, сутки пялилась на монитор и гадала – почему это сигнал от браслета склонного к побегу товарища идет странный. Как будто товарищ сбежал. Конечно нет, дураков ни в одном из этих ведомств на ответственных постах не держат, потому что чревато. Мельник успешно перегрыз браслет и с десятой попытки пересек границу на глазах внезапно ослепших украинских пограничников только потому, что этот «побег» санкционировали на самом верху. Страшно даже сказать – кто именно дал разрешение. Потому так трудно, но ушел от неловкой погони тоже не очень ловкий беглец.
Казалось бы – игра окончена. Коварный взяточник договорился с кем надо и сбежал от бдительного украинского правосудия. Для народа простая версия – «Когда-нибудь его поймают и сделают такое ата-та, что он не то что бегать – сидеть не сможет неделю». Выбрали стрелочников, обвинили в халатности – в общем, подчищают хвосты. Захарченко получил награду на День Независимости. Все устаканилось. И тут – на тебе. Нашелся бандит. Не сидится.
Как рассказал вчера журналистам министр внутренних дел Виталий Захарченко, милиция установила местонахождение экс-ректора Национального университета Государственной налоговой службы Петра Мельника и готовятся к его задержанию и экстрадиции в Украину. "Наши коллеги сейчас занимаются его задержанием, поэтому я сейчас еще раньше времени соответствующего задержания говорить, где он, не буду, но он не в Украине", - добавил Захарченко.
Что теперь делать министру – сказать трудно. С одной стороны было же решено – отпустить и потерять. С другой – постоянно же, гад такой, всплывает и находится. Надо бы теперь писать бумаги и экстрадировать в Украину. Потому что политическое убежище у Мельника получить шансов мало. С другой стороны – ситуация не такая уже и мрачная. Ну, знает теперь Захарченко, где находится Мельник. И что? Мельник тоже знает, где находится Захарченко, но не трогает министра. Почему бы главе МВД не поступить так же?
В самом деле, пройдет полгода, все забудется, а там Петр Мельник (если будет нужда) выедет в страну, откуда выдачи нет. Или купит наконец новый паспорт. И все – снова потерялся. Тут куда интереснее другой вопрос. Почему при всех своих деньгах и демонстративной слепоте украинских правоохранителей Мельник с завидным упорством попадается? Тем самым, подставляя Виталия Захарченко и самого Папу. Кто его «сливает» постоянно отечественной прессе и Интерполу? Кто-то, кто не хочет стать «украинским Ходорковским» по версии Виктора Януковича.
Возможно. Как вариант. Чтобы кому-то было трудно при схваченном Мельнике полученный за откуп компромат в дело пускать.
Или это продолжает игры главный противник Виталия Захарченко в сегодняшней системе власти? Поди знай. Разве что приедет Мельник и все нам расскажет. Но это маловероятно. Приехать, конечно, он может. Да вот знающие «очень много лишнего» редко доживают до общения с прессой.
- Информация о материале
никальная ситуация складывается в торговой войне между Украиной и Россией. Запад пребывает в шоке от событий, развернувшихся на границе наших стран. Евросоюз уже 28 августа созываетэкстренное заседание, на котором будет рассмотрено всего два вопроса – ситуацияв Египте и таможенная война Кремля против Киева. В США советуют украинской власти обратиться в ВТО… Но – чудо: премьер-министра Украины Николая Азарова, похоже, этот вопрос совершенно не волнует.
Наоборот, Николай Янович на голубом глазу заверяет всех в том, что проблема наших экспортеров не стоит и выеденного яйца. «Масштаб проблемы был слишком преувеличен и драматизирован усилиями определенных средств массовой информации. «Горячие головы» даже договорились до того, между Украиной и Россией началась торговая война», - сурово отметилон на недавнем заседании правительства. «В течение полутора месяцев российская таможня выдавала так называемые профили риска по отдельным группам товаров, которые вызвали определенные оговорки. К сожалению, часть украинских компаний-экспортеров не обратила должного внимания на усиленные требования российских таможенников. И именно с этого нужно сделать выводы организаторам бизнеса», - подчеркнул премьер. Из логики Николая Яновича можно сделать вывод, что это не Россия с бухты-барахты перекрыла границу с Украиной, а сами экспортеры виновны в том, что не подстроились к несуществующим на тот момент нормам Таможенной службы РФ.
Странно, но на это фактическое самобичевание уроженца Калуги совершенно не ложится реакция Европы. Практически параллельно с высказываниями Азарова о «преувеличениях и драматизации», а также о бездельниках-экспортерах министр иностранных дел председательствующей в ЕС Литвы Линас Линкявичюс заявилоб обеспокоенности ЕС ситуацией с Россией. «Я считаю, что мы должны быть едины и защитить наших украинских партнеров», - сказал он, видимо, не зная, что по версии Азарова ни от кого защищать Украину не нужно.
Буквально в это же время правительство Германии недвусмысленно призвало«партнеров Украины» уважать ее право на тесные взаимоотношения с Европейским Союзом, а заодно выразило надежду на скорейшее подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. И только Азаровв это время на ломанном украинском рассказывал членам правительства и журналистам о введении метро «Теремки», запуске маслоэкстракционного завода по переработке подсолнечника в Одесской области и прочих жизненно важных вопросах…
С таким отношением к происходящему даже как-то странно, что Николай Янович до сих пор не обратился в Брюссель с нотой протеста: дескать, не лезьте не в свои дела, мы сами пойдем на поклон к России, пеплом седины посыпаем. И будет все хорошо. К сожалению, иногда возникает чувство, что в таком прогнозе есть определенное рациональное зерно. Стоит учитывать, что у Партии регионов, председателем которой, к слову, является Азаров, наличествует значительный опыт политического мазохизма. Взять, к примеру, недавнюю историю с обращением нардепов от ПР и КПУ к польскому Сейму с просьбой признатьсобытия Волынской трагедии геноцидом по отношению к полякам. Данный прецедент попросту не имел аналогов в истории. Поэтому от Николая Яновича, известного тем, что он неровно дышит в северо-восточную сторону, вполне можно ожидать, что виноватыми в торговой войне будут все – Европа с председательствующей Литвой, США с ЦРУ и даже сама Украина. Но только не Россия и Владимир Владимирович Путин.
- Информация о материале
Соотечественники удивляют системно и регулярно. Согласно июльскому опросу компании GFK Ukraine, наиболее популярной радиостанцией среди жителей столицы (это серьезная выборка) является "Шансон" (там, где Владимирский централ и ветер северный). Она охватывает 33% киевской аудитории. И это заметно. В спину "Шансону" дышит непотопляемое "Русское радио". Таким образом, барабанные перепонки весомого сегмента жителей столицы наглухо забиты собирательным "тампоном" страдающих голосов С.Михайлова, Е.Ваенги, М.Шуфутинского, М.Круга, жены Круга. И остального "лесоповала". Тут же, намедни, как многим известно, решением нашего верховного "хурала" в ранг "народного Украины" возведен и исполнитель местного шансона, автор произведения "Вы конечно не б…".
В общем, "вы хочете песен?" Их есть...
Жизнь и культура "шансонизировались". По самое не хотим. И над загадкой бытия, подарившего нам такой стремительный регресс, решил поговорить-поразмышлять с экспертом — выдающимся украинским поэтом и прекрасным драматургом Юрием Евгеньевичем Рыбчинским. Он не понаслышке знаком с подлинником жанра, самым что ни на есть настоящим шансоном, который из Франции. Его пьеса об Эдит Пиаф с успехом идет уже несколько сезонов в Киеве и Одессе. Этот же человек — активный пропагандист украинской песни. На мой риторический вопрос — "Почему русский шансон сегодня торжествует и побеждает все остальные поющие "разновидности"?" — маэстро ответил замечательно: "А я вообще не приемлю такое понятие, как "русский шансон"! Это эвфемизм. "Русский шансон" — то же самое, что и "американский гопак!"
Отсюда и начнем танцевать.
* * *
Не открою Америки, сообщив следующее. Многие виды-жанры в творческом и историческом пространствах склонны к "ассимиляции", адаптации, аберрации. И нынешний тотальный "русский шансон", закупоривший все дыры нашего быта и стенающий из каждого утюга, на самом-то деле официально оформился не так давно. Как подсказывают некоторые справочники-источники, "русский шансон" — собирательный образ лихих 90-х. И объединяет он целый спектр порой контрастных подвидов русскоязычной песни. Городской романс. Блатная песня. Песня военная, эмигрантская, специфическая эстрадная etc. В этой собирательной песне душа должна не ныть, а голосить, страдать должно и нужно — о друзьях-товарищах в тюряге, о матушке родной, которая не дождется хорошего сына; важно помнить о светлом образе золотых куполов, которые выступают в этой лирике как маяк для заблудшего странника; самые разнообразные слэнговые проявления воровской хазы-малины тоже вписываются в этот собирательный образ. Впрочем, что я вам объясняю? Разве сами не слышали?
Естественно, в годы сталинщины, хрущевщины и брежневщины "блатняк" не посмел бы даже пикнуть на официальном песенном уровне. Ему быстро бы кляп в пасть и по этапу.
А вот в период поздней горбачевщины и, естественно, в криминальные 90-е, блатная песня, как праоснова нынешнего "русского шансона", начинает захватывать носители и эфиры. ОФИЦИАЛЬНО. Санкционированно. Бандитская и воровская лирика становится программным продуктом постсоветского радио и ТВ.
Мне вспомнилось, как однажды даже такой матерый человечище какМарк Захаров в начале 2000-х не выдержал напора "русского шансона" и разразился в "МК" текстом-погромом в стиле товарища Жданова. Интересная цитата из классика. "Мурка не только зашухерила всю нашу малину, она еще, шалава, заложила в нас мощную программу рождения даунов, олигофренов, генетических уродов, мощным потоком ползущих ныне из ее пьяного материнского чрева", — констатировал растерянный режиссер. — Не понимают талантливые певуны-недоумки, что их жизнь в государстве, не умеющем бороться с преступностью, становится все опаснее, и заточка в руках отморозка все ближе от ихнего брюха!"
Марк Анатольевич, таким образом, ставит в прямую зависимость обострение социально-криминальных гримас 1990–2000-х — от ставшего уже тотальным "блатного" репертуара.
То есть: количество и "качество" преступлений якобы во многом зависит от "саундтрека" современности. Мысль спорная. Но интересная.
А может и правда "заточка в руках отморозка" — это социальная рифма на музыкальный "тампон", закупоривший массовые уши? Психология народных помыслов и вкусов непредсказуема.
И еще из Захарова: "Понимаю, что это ("шансон" в виде блатной песни — Авт.) — неотъемлемая часть нашей криминальной истории, нашей маразматирующей массовой культуры. И, согласен, что без нее трудно почувствовать себя патриотом… И "Мурка" нынче — не постыдная история злобных недоумков, опустивших страну к замерзающей параше. Ан нет! Она — Мурка, наша поющая и гогочущая душа!".
Красиво сказано, черт побери! "Мурка" (творение Оскара Строка и Якова Ядова) сто раз отредактированная зэками и мирным населением — как гимн гогочущей ненасытной народной души. Бандитский гимн, почитай, популярнее гимна Союза Советских Социалистических республик.
* * *
— А ведь криминальные 90-е таки подло "стырили" у французов их исконный термин — "шансон". И "втюхали" (лексика согласно обозначенной теме;) в эту нишу замечательных французских песнопений — "хазу-малину" русского народного и авторского каторжного творчества. Так ведь, Юрий Евгеньевич? (обращаюсь к Рыбчинскому). И не кажется ли вам несправедливым подобный исторический поворот, когда "шансон" здесь, у нас, напрочь потерял свое исконное и благородное значение? Ах, Пиаф, ах, Азнавур. А в ушах-умах слушателя "шансон" — исключительно блатное, ресторанное, пошлое, сентиментальное, а-ля криминальное. Хотя часто и искреннее, и даже душевно надрывное.
— Так часто случается в истории подлинной культуры и культуры массовой. Когда разные термины или явления переживают "переоценку". Поддаются переосмыслению или заимствованию. Вы же не будете спорить, что балет возник не в России? Нет? А ведь есть явление "русского балета". И не станете возражать, что матрешка — русский символ? Хотя это тоже своеобразное заимствование, но уже из Японии. А "русский романс"? Все-таки этимология жанра корнями уходит в средневековую Испанию.
— Между тем, до 90-х никто в музыкальном социуме вообще не пользовался подобным словосочетанием — "русский шансон". Но в 1991-м в Санкт-Петербурге организовали фестиваль "Русский шансон. Лиговка". И с тех пор это определение стало жить припеваючи. Хотя, на самом деле, это же оксюморон. Поскольку во Франции — изначально — под "шансоном" подразумевались хоровые крестьянские песни. И никакого криминала. Имела значение специфика исполнения, многоголосица…
— Но в ХХ веке французская эстрадная песня в стилистике "кабаре" — это "шансон". Замечательный. Ив Монтан, Шарль Азнавур, естественно, Эдит Пиаф, Мирей Матье. Это выдающийся французский шансон, образец жанра.
— Как вы знаете, под вывеской "шансона" после распада СССР стали активно выступать не только одаренные люди, но и часто чистые криминальные элементы. Блатные.
— Бесспорно, нужно и должно говорить о подмене понятий. Поскольку то, о чем вы говорите, никакой не "шансон", а блатная песня. Произведения, живописующие нравы уголовной среды и изначально на слушателя этой среды рассчитанные. Просто "русский шансон" стал эдакой крышкой для кипящего музыкального котла 90-х, в котором одновременно варились городской романс, блатные и военные песни…
Впрочем, надо помнить, что в Российской империи (а Украина была частью ее), издавна пользовались популярностью так называемые "разбойные песни" и произведения, рожденные на каторге — "каторжные песни". Среда людей, отторгнутых обществом, и порождала это творчество.
Со временем целый пласт подобного фольклора продолжил ГУЛАГ.
То есть сама империя — композитор и автор текстов множества подобных блатных песен.
— Помнится как в 90-е, почувствовав импульсы вспыхнувшей популярности этого жанра, многие откровенно сделали из него бизнес. Например, Михаил Танич, сам сидевший во времена Сталина, создал группу "Лесоповал" (всем знакомая "А белый лебедь на пруду"). Хотя, это все-таки больше подделка под блатоту… Или я ошибаюсь?
— А вы знаете, в "систему шансона" (но только исконно французского) можно вписать и знаменитые украинские "Очи черные" нашего соотечественника Евгения Гребинки. Там чувствуется французская мелодика. Впоследствии, правда, оранжировщики сделали свое дело. Но "Очи черные", как раз — подлинник шансона.
А киевлянин Александр Вертинский с его "Шансонетками"? Вертинский во многом и обозначил одно из направлений эстрады, приобревшей впоследствии огромную популярность в России, СССР.
— Однако украинская песня, как мне кажется, сильно далека от "блатняка", переименованного в "русский шансон". Во всяком случае, ярких примеров украинской криминальной лирики я не припомню. Не относить же сюда знаменитое "Товаришам із тюрми" Івана Франко. Это, конечно, шутка.
— Украинцы, в том числе и интеллигенция, даже пройдя жесточайшие испытания тюрьмами, лагерями, репрессиями, действительно никак не проявились в подобном творчестве. Для украинской песенной среды блатная криминальная тематика — нехарактерно. В Западной Украине, например, были популярны городские романсы, городские песни.
Но основа нашей песенной культуры — все-таки почвенная. Это не минус и не плюс. Это факт. Самые популярные украинские песни — "от земли". От родины. Другое дело — "сороміцькі пісні". Но это именно "другое", поскольку в этих песнях наши языческие импульсы, а не криминальный колорит.
— В то же время, порыскав по некоторым сайтам, можно найти целые организованные группировки, обозначенные как "Украинский шансон". Да-да. И в их списках, кстати, и ваш знакомый Игорь Демарин. Есть и много мне не знакомых, но, очевидно, замечательных художников. "Драпак Грыць", "Лукьяновская группа", "Нескучный Саша", "Уличный Сергей", "Донская Ева. Киев", "Кросс Анна", "Ворон Саша"… Все "наши". Есть, естественно, и "Олег Гаврилюк", официальный "народный". Полагаю, вы не станете спорить, что подобный "украинский шансон" — с песней "Не грусти, братишка, не грусти… Грусть-печаль от сердца отпусти. Пусть надежда греет сердце нам, настоящим крепким пацанам!" — это все-таки наше местное музыкальное "отпочкование" от большого плодоносного русского ствола. Скажем так: семя русского шансона — на украинской почве. Ведь практически все песни "наших пацанов" — русскоязычные. Только вот что интересно, нет в этих списках Поплавского!
— Поплавский — это не шансон. А как раз "почвенное" начало в песне. И если вы ждете, что я его сейчас начну критиковать, то этого не будет. Он и сам знает, "как" поет. Но все-таки, это феномен человека, который сам себя создал и у которого мышление рыночного экономиста.
Вот мы говорим о засилье "русского шансона" в Украине, да? А ведь получается парадокс! Только лишь в двух телепрограммах Миши Поплавского на украинском телевидении и можно сегодня представить собственно украинские песни. Песни на украинском языке. Потому что остальные украинские телеканалы наши песни сегодня не пропускают. Им закрыта дорога. Это — "неформат". Вот о чем надо говорить — снова и снова.
И вот какая еще метаморфоза случилась. Закончилась "эпоха Кучмы" и вместе с ней закончились конкурсы украинских песен. На радио, в ТВ-эфире практически не осталось украинского продукта. Украинского языка. Меня очень тревожит эта ситуация.
И вряд ли в пропаганде украинской песни поможет Интернет. Боюсь, что нынешнее молодое поколение и поколение, которое еще помоложе — вскоре вообще не будет иметь представления о подлинных музыкальных ценностях нашей страны. Даже "Пісня про рушник" или "Два кольори" для многих, увы, могут оказаться пустым звуком.
— На "Шансоне", между тем, активно крутят Высоцкого. Стоит ли его размещать в нишу "русского шансона"?
— Высоцкий — поэт. Бард. Актер. Он создал своеобразную "энциклопедию русской жизни"…
— Как Пушкин в "Евгении Онегине"?
— Да нет, пожалуй, пошире эта энциклопедия. Пушкин-то, в основном, живописал дворянскую культуру. А песни Высоцкого, прошивают все пласты русского советского общества конца ХХ века: спортсмены, воры, инженеры, обыватели, военные.
И знаете, а было бы даже интересно представить ЧТО, глядя на нашу действительность начала XXI века, могли бы написать тот же Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор. Или такой представитель бардовского рока как Игорь Тальков, талантливейший автор и исполнитель.
— Но эти люди действительно, скорее, апостолы бардовской песни. А нынче-то аншлаги в концертных залах собирают другие "мессии". Даже традиционная эстрада уже не "покупается" зрителем, как прежде, скажем, Алла Пугачева. А народ валом валит на "шансон" — Михайлова, Лепса, в последнее время меньше — на Ваенгу. Тот же Михайлов, например, это какая ипостась "русского шансона"?
— Стас Михайлов — популярнейший исполнитель. Его песни ближе к ресторанной стилистике. Его любят женщины. А это всегда надежная аудитория для артиста.
— А Григорий Лепс?
— Это вообще никакой не шансон. Просто хорошая эстрада. Он предлагает своеобразное продолжение исполнительской манеры Высоцкого. Этот надрыв, хрип, безоглядность в манере исполнения. Хотя, если помните, начинал он иначе, и ранние его песни были поспокойнее. При этом хочу уточнить, что Лепс вовсе не подражает Высоцкому. Просто их сценические темпераменты в чем-то схожи. Тем более, он и не автор своих песен. Просто очень точно и умно подбирает репертуар.
— А Ваенга?
— Мне нравится Лена Ваенга. Живая настоящая артистка. У нее есть харизма, сценическая энергетика и способность владеть зрительным залом — эмоционально манипулировать публикой.
— А вы в тексты некоторых ее песен вслушивались, вчитывались? Многие орденоносные графоманы могли бы позавидовать этой писанине. Ну да Бог с ней. Ведь один главный вопрос этих наших "размышлизмов" пока остается открытым. В чем "секрет" нынешней тотальной победы "блатняка" (все-таки не "шансона") над иными видами популярной песни? Дело во времени? Или в нас?
— Дело во времени. И в нас. И в эфирной политике — радиостанций, телеканалов. Закон "неформата", некогда придуманный странными людьми, уничтожает творческое начало в музыке, в песне в частности. "Формат" — это же кирпичная стена, где каждый кирпич — копия себе подобного. Разве в этом искусство?
— Вы хотите сказать, что закон "неформата" (отторгающий индивидуальное творческое начало) и позволил "русскому шансону" расцвести буйным цветом? Поскольку даже в певцах-уголовниках иногда проглядывают нестандартные личности, а среди синтетических форматных фанерщиков личностей нет...
— Это только у нас разные жанры постоянно воюют между собой. А во всем мире эти разные жанры слушатель стремится понять и использовать.
— Ну а то, что "блатняк" и криминал стали не только репертуаром радиостанций, но и одним из способов общественно-политической жизни… Это же тоже — "шансон"? Подмена? "Шансон"-политика. "Шансон"-музыка. И одно практически неотличимо от другого. Как сестры Берри, как сестры Зайцевы. Как Зита и Гита…
P.S. Тема и проблема "русского шансона" затронута в этих размышлениях лишь частично. Ведь истории и репертуару этого явления посвящены многие книги, статьи. Из книг, например, рекомендую к изучению "Песнь о моей Мурке" Александра Сидорова, живо и остроумно описавшего происхождение главных блатных хитов современности: "Мурка", "Гоп со смыком", "Постой, паровоз", "Купите бублички" и т.д. И, должно быть, никто кроме вас, читателей-слушателей, точнее и не ответит на наш зависший вопрос — "почему же "шансон" победил?
Ваши варианты…
- Информация о материале
Уж сколько лет твердят производители средств информационной безопасности о рисках, поджидающих владельцев мобильных устройств на каждом шагу. А те, судя по всему, не сильно заморачиваются на эту тему. Действительно, страшный блокиратор, так напугавший когда-то пользователей ПК, на планшетниках пока не объявлялся. А что до платных подписок, так ведь сам виноват — не раздавай номер своего телефона случайным сайтам. Но, кажется, ситуация резко поменялась: вместо вирусов, снующих по просторам Интернета, на сцену вышел новый монстр, умеющий проникать в ваш смартфон через его «сердце» — SIM-карту. Этот «крысиный ход» обнаружил немецкий программист Карстен Нол из известной исследовательской компании Security Research. По одной из версий, эта запасная калитка, созданная в рамках архитектуры сетей сотовой связи для служебных целей, может оказаться широко распахнутыми воротами, в которые валом повалит зловредное ПО всех мастей и начнет распоряжаться нашими телефонами, как своим собственным. Не сильно ли сгущены краски?
По сути, то, что стало настоящим шоком для потребителей, — азбучная истина для специалистов: простенькая на вид SIM-карта, с которой запросто обращается любой школьник, — это настоящий компьютер с процессором, памятью, подсистемой ввода/вывода, файловой и операционной системой. По компьютерной мощи он сравним с компьютерами 80-х годов прошлого века. Зачем внутри телефона размещать еще один компьютер? В него упрятаны все функции, позволяющие телефону идентифицировать себя. Собственно, симка — это и есть модуль идентификации абонента Subscriber Identity Module (SIM). И то, что она живет обособленной компьютерной жизнью от компьютера, имеет большой смысл — сам владелец телефона и никакой вирус, просочившийся извне, не смогут поменять ключевые параметры идентификации владельца. В частности, уникальный номер карты International Mobile Subscriber Identity (IMSI), который «зашивается» в карту на этапе ее производства (не путать с IMEI, серийным номером телефона, который указывается на коробке с аппаратом, — он придуман для борьбы с нелегальными устройствами). Однако есть у этого SIM-компьютера одно серьезное отличие от домашнего ПК — у него нет интерфейса пользователя. Более того, все продумано так, чтобы процесс общения терминала не только с владельцем, но даже с сетью оператора происходил по максимуму в автоматическом режиме. Так появилась идея той самой служебной «калитки», через которую SIM-карта практически постоянно оживленно болтает с операторским оборудованием.
Тем для разговора у них предостаточно, например, о текущем местоположении аппарата (переместился ли абонент в зону действия другой базовой станции? Перешел на обслуживание к роуминговому партнеру?) или о текущем балансе. Если вы вставили карту в новый телефон, на нее тут же пересылаются соответствующие настройки WAP/GPRS. А еще туда загружаются приложения — те самые новости, курсы валюты, прогноз погоды, знакомства и прочее. Все эти загрузки проходят легко, и это потому, что процессом управляет собственная операционная система карты (сегодня наиболее популярный вариант — JavaCard) и виртуальная машина Java. Все удаленное управление Java-приложениями (так называемыми аплетами) ведется с помощью служебных SMS по обычному каналу сотовой связи.
Понятно, что этот служебный вход в телефон не должен быть нараспашку. На «проходной» стоит алгоритм шифрования, а его ключ хранится на SIM-карте и у оператора. Как только, скажем, вы включаете телефон, он запускает алгоритм шифрования, используя свой номер IMSI и ключ шифрования, и сообщает результат сети. Операторское оборудование проводит аналогичную процедуру и, получив такой же результат, говорит: ок, я знаю, кто ты, и верю, что ты — это ты. Собственно, Карстен Нол заявил, что сумел проникнуть внутрь SIM-карты в обличье своего родного оператора. Для этого ему удалось получить тайный ключ шифрования и идентификатор карты.
Это большое достижение. Ведь карта SIM хранит не только секретные ключи, но и адресную книгу, и список последних SMS, и имя оператора, и список сетей, предпочтительных в роуминге, и множество другой информации. Так что станет вполне возможно звонить на платные номера, отправлять premium-SMS, копировать контакты из адресной книги, читать SMS. Или заблокировать карту, а вместе с ней телефон. Или отправить абонента на зараженный сайт. Фантазировать можно долго. Вопрос в том, насколько доступны методы, использованные профессионалом в лабораторных условиях, для массового применения мошенниками по всему миру?
Точного ответа сегодня нет даже у опытных безопасников. Как опытный шоумен, Карстен Нол разогревает публику, обещая сообщить технические подробности своего эксперимента на хакерской конференции 1 августа. Пока по поведению он сильно напоминает Эдварда Сноудена, громко сообщившего о том, о чем и так не знали только домохозяйки. Протоколы шифрования DES, оказывается, можно вскрывать! «Он вскрыл шифрование с 56-битным ключом, но в SIM-картах сегодня обычно используется шифрование с ключом в 128 бит. В чем прорыв?» — спрашивает Роман Кобцев, представитель «Элвис-Плюс».
Может быть, вскрытие 56-битного шифрования теперь по плечу любому лоботрясу-тинейджеру? «Чтобы провести атаку на SIM-карту, злоумышленнику нужна специальная аппаратура, которая стоит немалых денег, и время, чтобы влезть в канал и сгенерить нужное SMS-сообщение (если верить описанию эксперимента)»,— уверен Сергей Белов, советник генерального директора по вопросам криптографической защиты информации компании «Код Безопасности».
Установить аплет в память симки можно. Но что потом делать? «Для успешной атаки нужно разбираться в устройстве других приложений, установленных на этой карте. Возможно, придется изучить специфику реализации конкретной Java-машины и использовать уязвимости в ней. Но это совсем другая история»,— говорит Виталий Камлюк, ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского». Между тем уйти от злополучного алгоритма DES с 56-битным ключом, который этот самый Нол уже вскрывал в 2009 году, весьма просто. Переход на более стойкие алгоритмы шифрования SIM-карт, включая самый современный AES, оператор может выполнить легко, поскольку речь идет о модификации ПО криптографии на карте.
А по словам Карины Абагян, директора по маркетингу завода «Микрон», та уязвимость, которую с шумом недавно обнаружил Карстен Нол, давно известна производителям карт и, более того, давно ими закрыта. «Для описанного взлома нужна SIM-карта с коротким 64-битным ключом шифрования, на которой отключена так называемая DAP-верификация — она подписывает java-аплеты цифровой подписью у оператора и тем самым блокирует возможность несанкционированной загрузки неизвестных приложений». Этот режим верификации оператор может легко включить при инициализации SIM-карты. Карина Абагян считает, что исследователи занялись взломом старой SIM-карты, выпущенной в те времена, когда данная уязвимость еще не была закрыта производителями, или нашли карту какого-то мелкого производителя, который до сих пор не поставил «заплатку» на протокол обмена.
В довершение всего эксперты указывают, что уязвимости в ПО SIM-карт обнаруживаются регулярно, но далеко не все производители карт и операторы стремятся их закрыть. Пока об угрозах SIM-карт общественность не знает, их как бы и нет. Кому, скажите, нужны судебные иски или настойчивые просьбы протестировать пару-другую миллионов карт? Пословица «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» справедлива для всех: в реальность серьезных проблем не верят до реальных инцидентов с большим количеством пострадавших. Может, демонстрацию такого инцидента и назначил Карстен Нол на 1 августа? Но возможно и другое объяснение.
Ведь криптография — материя тонкая. Слабые алгоритмы, скажем, с ключом шифрования 56 бит, доступны для купли/продажи в составе программных комплексов всем, а на более сильные накладываются разнообразные экспортно-импортные ограничения, в том числе и нашими соответствующими службами. Иногда проще не усиливать криптографическую защиту, чем добиться права ее усилить. Так что, может быть, выступление Нола продиктовано желанием определенных кругов ослабить эти международные ограничения? Американскому разработчику алгоритмов шифрования DES и AES это только на руку.
SIM-карта — это целый компьютер
— Микроэлектронная фабрика поставляет пластины с чипами разным потребителям, в частности производителям карт.
— На карточном производстве пластины режут на отдельные чипы, крепят их на контактных площадках. Затем распаиваются контакты, чипы заливаются клеем и из них формируют ленты.
— При поступлении заказа от конкретного оператора отдельные модули SIM-карт извлекаются из лент, крепятся на пластиковую основу карты. На них загружается файловая система, приложения. Следующий этап — персонализация карт: загрузка данных, уникальных для каждой карты, например индивидуального идентификатора SIM-карты (ICCID) и PIN-кодов.
По типу используемой памяти SIM-карты делятся на две группы:
— Карты с ПЗУ и перезаписываемой памятью EEPROM. Операционная система, а также постоянно используемые и малоизменяемые приложения помещаются в ПЗУ еще на микроэлектронной фабрике при производстве чипа карты. Производитель карт записывает в память EEPROM файлы для загрузки файловой системы и приложений. Цикл производства долгий, между выходом релиза ОС и отгрузкой первых чипов проходит 2—3 месяца.
— Карты с флеш-памятью. Операционная, файловая система и приложения хранятся во флеш-памяти. Загружать ОС можно на стадии производства карт, и карточному производителю не нужно заранее заказывать чипы с конкретными версиями ОС на микроэлектронной фабрике чипов. К тому же флеш-чипы дешевле и позволяют легко вносить изменения в ОС. Карты c флеш-памятью сегодня доминируют на рынке.
Мнения. Стоит ли гражданам бояться открытия Карстена Нола?
Сергей Хренов, директор департамента по предотвращению мошенничества компании «МегаФон»
Мы знаем о данной уязвимости, характерной для SIM-карт, закупленных операторами всего мира у ряда крупных производителей. Благодаря тому что специалисты Security Research Labs предварительно проинформировали Международную ассоциацию операторов сетей GSM о найденной уязвимости, мы заранее имели возможность оценить и выбрать наиболее оптимальный способ защиты наших абонентов от подобных атак. Нашим клиентам не о чем беспокоиться.
Сергей Размахнин, начальник отдела по борьбе с мошенничеством МТС
МТС постоянно сотрудничает с производителями SIM-карт, применяя новейшие методы, направленные на защиту абонентов. Что касается данного вида угрозы, то абоненты МТС полностью защищены и абсолютно неуязвимы в случае подобной атаки. SIM-карты, выпускаемые МТС для OTA, используют более стойкий алгоритм 3DES, который не подвержен описанной атаке. Также на сети МТС внедрена система контроля и фильтрации вирусных SMS, в число которых попадают и несанкционированные сообщения, с применением которых может быть реализована указанная угроза, что гарантирует дополнительную защиту абонентов от данной атаки.
Виталий Камлюк, ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского»
Описанная исследователем схема при подлинности всех указанных фактов выглядит вполне логичной. Тем не менее организовать действительно успешную атаку на произвольный телефон произвольного оператора будет довольно сложно. Мы полагаем, что рядовым пользователям не стоит беспокоиться. А людям высокого положения, которые могут стать жертвами дорогостоящей атаки, стоит проверить, какой тип карты используется у них, обратившись к своему сотовому оператору, или попросту обновить SIM-карту, если она используется уже много лет.
Роман Кобцев, представитель «Элвис-Плюс»
Теоретически, конечно, любые приложения уязвимы. Но на практике мошенники используют те методы, которые наиболее просты и наименее рискованны. Добраться с помощью уникальных высоколобых программистов до содержимого карты, хоть телефонной, хоть банковской, можно, но зачем это делать, если простейшие приемы социальной инженерии работают безотказно?
- Информация о материале
Киевский медиаменеджер Юлия Гейдюнайте за последние полгода 50 раз воспользовалась услугами украинской железной дороги. «Сейчас я занимаюсь развитием регионального медиапроекта, поэтому приходится регулярно ездить по направлениям Киев — Запорожье и Киев — Донецк. Нередко бываю в Симферополе. Почти живу в поездах, проводники меня узнают», — рассказывает она. В среднем одна поездка обходится ей в 200 грн. Стоимость билета в Запорожье, к примеру, колеблется от 109 грн. (купе в обычном поезде) до 275 грн. (вторым классом в Hyundai). Купе в Донецк или Симферополь стоит чуть больше 200 грн. За полгода Юлия Гейдюнайте потратила на билеты около 10 тыс. грн. «Конечно, это очень ощутимо для семейного бюджета», — вздыхает она. Теперь её затраты вырастут ещё больше.
Министерство инфраструктуры издало приказ, которым повышается стоимость железнодорожных пассажирских перевозок на 10–20%. Предусмотрено два этапа подорожания. Первый этап уже позади — плата за проезд в поездах внутреннего сообщения в купейных вагонах выросла на 10% с 1 июля. В октябре купе подорожает ещё на 10%. Цены на билеты в плацкартные и общие вагоны также вырастут с 1 октября на 10%. Подорожают билеты на ночные скорые поезда — министерство ввело тариф «Ночной экспресс» с коэффициентом стоимости 1,2.
В одни ворота
Выросли цены не только на внутренние перевозки, но и на международное сообщение: в июле — на 5%, в октябре планируется поднять тариф ещё на 5%. Цены на билеты в международных поездах заметно возрастут, хотя они и сейчас кусаются. Например, путешествие в купе из Киева в Москву обходилось до недавнего времени в 1050 грн. По новым расценкам пассажиру придётся доплатить ещё 100 грн. А чтобы добраться в купе из Симферополя в Пермь, придётся выложить 2500 грн. Кстати, скидки для студентов и пенсионеров, как и раньше, не действуют с 1 мая до 1 октября.
В Министерстве инфраструктуры поясняют рост тарифов тем, что очень нужны деньги. Чиновники жалуются на общую убыточность пассажирских перевозок. За январь — июнь 2013 года «Укрзализныця» сработала в минус на 3,5 млрд грн. По словам министра инфраструктуры Владимира Козака, повышение цен позволит на несколько процентов сократить убытки монополиста и за счёт этого улучшить качество обслуживания пассажиров. «На сегодняшний день «Укрзализныце» не хватает денег для нормального обслуживания вагонов, закупки запчастей и улучшения качества предоставляемых услуг», — пожаловался Козак.
По просьбам трудящихся
Билеты в общих и плацкартных вагонах в последний раз дорожали в 2008—2009 годах почти на 5%. Стоимость проезда в купе выросла в 2012 году на 15%. Украинцы согласны мириться с повышением, если бы видели адекватное улучшение сервиса. Однако пока лучшее, что могут предложить чиновники народу, это корейский Hyundai, ставший именем нарицательным из-за систематических поломок.
«В Hyundai, конечно, комфортней. Хотя, например, такая услуга, как Wi-Fi — миф, даже в Hyundai его нет. То есть теоретически он есть, но на практике я всегда использую мобильный модем, так как интернет «Укразализныци» всегда «лежит», — говорит Юлия Гейдюнайте. Зато цены на «комфортный» Hyundai гораздо выше, чем на обычные поезда, проезд в первом классе сопоставим со стоимостью перелёта европейским лоукостером. «Сколько раз я ездила, в Hyundai всегда есть пустые места. Хотя если бы билеты стоили дешевле, от желающих отбоя бы не было», — уверена Гейдюнайте.
Туда и обратно. За полгода медиаменеджер Юлия Гейдюнайте потратила на билеты 10 тыс. грн.
Что касается условий в среднестатистическом вагоне обычного поезда, то список претензий к ним у пассажиров бесконечен: засаленные окна, катастрофическое состояние сантехники, общая неопрятность, постельное бельё, давно потерявшее товарный вид. Вопросы вызывает и сам принцип формирования цен на железнодорожные билеты. Непонятно, например, почему стоимость билетов на верхние и нижние полки, на места возле туалетов и в середине вагона одинаковая. Далеко не в идеальном состоянии вокзалы и станции, которыми ведает тот же монополист. Даже на центральном железнодорожном вокзале Киева нет ни съезда для сумок на лестницах, ни движущихся лент.
На колёсах
Альтернатива железной дороге — автоперевозки. Их сеть сейчас широко развита, а расписание подстроено под деловой ритм. Например, один из самых дальних маршрутов «Автолюкса» из Киева в Луцк — ночной, и в пункте назначения пассажир оказывается утром, в начале рабочего дня. Безусловно, маршрутки менее удобны, там нет возможности прилечь, отсутствует туалет, но украинцам деваться некуда. «Если разница в цене составит 20%, то я буду ездить автотранспортом», — говорит Юлия Гейдюнайте.
Однако и автоперевозки могут оказаться лишь временным решением. Как отмечает руководитель экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин, зачастую повышение тарифов приводит к увеличению стоимости услуг в смежных отраслях. То есть в ближайшее время междугородние автоперевозчики тоже могут поднять цены.
- Информация о материале
Страница 926 из 1561
