Статьи
Богатырева, Бахтеева, Богачев и наводнение в Таиланде в истории со «скорой помощью» за 200 миллионов гривен. «Аргумент» начинает серию публикаций о воровстве бюджетных средств руководством Минздрава — министром Раисой Богатыревой, ее заместителями Романом Богачевым и Александром Качуром.
Начнем эту басню с морали. А она такова: Минздрав показал украинскому народу, как он надавал по рукам слишком предприимчивым бизнесменам. На самом деле они только сменили вывески, продолжая осваивать сотни миллионов под «стоматологической» крышей. История — «как это было».
Виктор Янукович, став президентом Украины, объявил несколько реформ. Одна из них — медицинская. Пилотными регионами выбрали Винницкую, Днепропетровскую, Донецкую области и Киев. Если коротко, то сводится реформа к закрытию кучи больниц в небольших населенных пунктах. А чтобы хоть каких-то крестьян спасти от смерти, решено было купить автомобили «скорой», которые сумеют за несколько минут добираться от райцентра.
Денег на ремонт сельских дорог, правда, не дали (а именно от дороги зависит, с какой скоростью доедет врач к больному), но все же новенькие иномарки должны были стать хоть символом реформ.
Символом они действительно стали. Только вовсе не реформ.
В августе 2011 года Министерство здравоохранения, возглавляемое тогда донецким врачом Александром Анищенко, объявило тендеры на приобретение 216 «скорых» типа В (так сказать, обычные «скорые») и 70 реанимобилей типа С (навороченные «скорые»).
В ноябре того же года состоялись торги, подряды получили фирмы «Крас» (140 млн грн., 650 тыс. грн. за одну «скорую» Peugeot Boxer, тип В) и «Горал» (59,5 млн грн., 850 тыс. грн . за один реанимобиль на базе Ford Transit, тип С).
После этого произошло несколько событий, которые привели к тому, что деньги госбюджета потекли туда, куда надо, в полном объеме, а вот с самим товаром случилась неприятность.
Началось все с того, что прочитав тендерные объявления, владелец «Львовского автобусного завода» Игорь Чуркин «прозрел», что Минздрав хочет купить один, заранее определенный тип «скорых». А в это время Чуркин находился под патронатом вице-премьера Бориса Колесникова, который продавил поставки автобусов и троллейбусов «ЛАЗ» на Евро-2012 на сотни миллионов. И когда в госбюджет только закладывали деньги на закупку «скорых» (т.е. еще до объявления тендера Минздрава), Колесников сообщил, что на мощностях ЛАЗа может быть начато совместное производство этой техники с компанией «Renault». Можно понять грусть Чуркина, когда он зафиксировал, что его «рено» не пролезет под требования Минздрава, а потому одна из его компаний обжаловала будущую сделку в Антимонопольном комитете.
В октябре АМКУ решил, что Минздрав действительно дискриминировал «лазовцев». Только вот предприятие Чуркина заявку на тендер так и не представило. Возможно, им было сообщено, что не они эту пасочку лепили, чтобы втыкать в нее свой цветочек.
Тем более, что обжалование никак не повлияло бы на планы организаторов. Будущие победители тендеров еще в сентябре заключили контракты на поставку «скорых».
«Горал» заказал реанимобили турецкому заводу «Hitas Ortopedi Ilkyardim ve Saglik Urunleri Turizm Tekstil Insaat San. Ve Tic. Ltd. Sti», «Крас» — известному украинскому импортеру «ВиДи Конкорд».
То есть еще до объявления результатов тендера и решения АМКУ эти фирмы знали, что победят. Так оно и получилось. Тендерный комитет Минздрава на всякий случай вообще зачистил конкурентное поле, отклонив по формальным причинам более дорогие заявки украинского завода «Пожспецмаш» и польского «АМЗ-Кутно» (AMZ Kutno Sp. Zoo). Поэтому «Крас» и «Горал» разыграли тендеры исключительно между собой, и в конце ноября 2011 года министерство заключило с ними соглашения.
Предложенная цена на автомобили была рыночной, поэтому поднимать шум не было причин.
26 декабря Минздрав с чистой совестью совершил предоплату в полном размере — 140 млн грн. «Крас» и 59,5 млн грн. «Горалу».
Вот тут и началось.
Уже 27 декабря турецкий завод, который должен был паковать реанимобили «Горалу» ценным оборудованием, остановил производство из-за ... наводнения в Таиланде. Напомним, подтапливать там начало еще летом, а в ноябре под водой оказалось все производство. Туркам же были крайне необходимы электронные устройства исключительно из Таиланда. И поэтому выполнить заказ для украинцев в срок они никак не могли.
Хотя все равно непонятно, почему производство было остановлено на следующий день после получения предоплаты, а не, скажем, за три дня до того, или через месяц.
Аналогичные проблемы накрыли и «Крас». Какие-то форс-мажорные обстоятельства сорвали поставки «скорых» для «ВиДи». К сожалению, судебные анналы, из которых мы почерпнули эту историю, не расшифровывают обстоятельств форс-мажора. Но это уже не так и важно. Более существенно другое: тендерная история стала настоящим полем битвы между различными группировками государственной медицинской сферы.
В середине февраля 2012 года Минздрав вполне неожиданно для многих возглавила Раиса Богатырева. Кадровая аппаратчица была прощена Виктором Януковичем за свое вероотступничество «оранжевых» времен и освобождена из темницы СНБОУ. В воздухе уже пахло выборами-2012, а все руководители Минздрава никак не могли утолить народное недовольство состоянием медицины вообще и стоматологии в частности. Поэтому Раиса Васильевна вернулась в кресло министра, которое она уже занимала в 1999 году, агитируя кого только можно за Леонида Кучму.
В тему: Богатырева слетала в Крым на выездное заседание МОЗ чартером стоимостью 30 тыс. долл.
Богатырева сменила Александра Анищенко, выходца из галактики донецких врачей, звездой которой является народный депутат от Партии регионов Татьяна Бахтеева, член Коллегии Министерства здравоохранения, председатель комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения, директор «Донецкого областного клинического территориального медицинского объединения», которое за два года потратило на ремонтные работы более 56 млн грн. (много ли в Украине больниц могут позволить себе такую роскошь?).
Когда-то Бахтеева и Богатырева были достаточно близки, их даже считали подругами. Однако в последние годы их разнесло по конкурирующим лагерям фармацевтов. Одну — к российскому, вторую — в так сказать, к «литовско»-индийскому. Поэтому вполне логично, хотя и довольно неожиданным для рядовых украинцев, уверенных в монолитности «донецких», стало дальнейшее развитие ситуации со «скорыми».
Фактически Богатырева получила в наследство такую ситуацию. Минздрав отдало 200 миллионов по авто и должен был получить их в конце марта 2012 г. В действительности он получил автомобили только в мае, к тому же не все, да еще и недоукомплектованные необходимым медицинским оборудованием. То есть никакой парадный въезд на территорию пилотных областей с логотипом «ПР» не устроишь.
Наиболее вопиющим было нарушение со стороны «Горала», который привез только восемь из оплаченных 70 реанимобилей, да еще и без люков в потолке медицинского салона, баллонов с закисью азота и с неподходящими устройствами для фиксации носилок в салоне.
«Крас» также сорвала сроки поставки, хотя претензии к оснащению были только к устройствам для фиксации носилок.
Заработки на «скорых» — это действительно прибыльная болезнь отечественных бизнесменов. Например, недавно прокуратура обнаружила, что в Крыму на небольшой партии «скорых» медики переплатили 640 тыс. грн. А на Волыни, покупая всего две «скорые», медики заплатили 2,55 млн грн., хотя им предлагали на 700 тыс. дешевле.
В нашем случае для полного завершения сделки оставалось только, чтобы госпредприятие «Политехмед» Минздрава подмахнуло акт приемки того, что приехало. Возможно, так бы и произошло, если бы в Минздраве осталось старое руководство. Однако власть сменилась. И «Политехмед» накатал рекламации о некомплекте и срыве сроков, что грозило штрафными санкциями.
Поставщики попытались принудить госпредприятие к миру, подав иски с требованием принять «скорые».
Однако Богатырева не хотела отвечать за чужие сделки, в которых она была не в теме и не в доле, и потому сделала свой ход. Минздрав в июне подал судебные иски на поставщиков, обвинив их в срыве сроков.
Возможно, еще и на этом этапе «заинтересованные стороны» могли провести переговоры и разойтись со своими взятки. Но 11 июля программа «Гроші» телеканала «1+1» сообщила о необычной находке. Обещанные, но якобы забытые Минздравом «скорые» мирно стоят себе во дворе одного из столичных автосалонов. Поднялся неистовый крик, так как в то время все уже успели забыть о закупке, которую проводили чуть ли не год назад.
Уже через неделю после телесюжета хозсуд Киева впаял «Красу» штрафов и пени на 27 млн грн., «Горалу» — на 12 млн грн., что составляло около 20% от суммы уже проплаченных контрактов. Бизнесмены бросились в апелляционную инстанцию.
«Крас» принес справку Центра судебных экспертиз «Альтернатива» (принадлежит юристам фирмы «Грищенко и партнеры»), в которой утверждалось, что устройства для фиксации носилок — вполне нормальные. Однако апелляционный суд не сжалился над бизнесменами и 11 июня 2013 года закрыл тему, присудив им штрафные санкции в полном размере.
«Горал» пошел несколько иным путем. В 2013 году фирма попросила суд назначить товароведческую экспертизу на предмет соответствия поставляемых машин требованиям министерства (как сообщил Минздрав на запрос «Наших Грошей», все закупленные машины, наконец, приехали в Украину). А пока экспертиза будет проводиться — апелляционное дело приостановить. Суд пошел навстречу, и в апреле дело остановили. То есть «Горал» может пока долг не возвращать.
Вместе с тем, уже завершенное дело «Краса» показывает, что дело для «Горала» должно быть полностью проигрышным. Потому что факт срыва сроков — свершившийся. Свидетельства соответствия (не) установленного оборудования могут лишь немного уменьшить размер штрафов. И, пожалуй, те, кому надо, это прекрасно понимают.
Но из сложных ситуаций всегда есть несколько выходов. «Горал» их тоже нашел. Достаточно стандартный: объявил о самоликвидации и принимает требования кредиторов до 28 июля. Если к этой дате судебная экспертиза так и не будет проведена и суд не вынесет приговора, то Минздрав может окончательно распрощаться со своими штрафными миллионами.
Перейдем к бенефициарам.
Учредителем ООО «Горал» является Ирина Савоста. Она также известна как директор «Детского благотворительного фонда. Украина» Германа Фисталя — сына известного врача Эмиля Фисталя, руководителя Донецкого ожогового центра. Эмиля Яковлевича связывают давние дружеские отношения с Татьяной Бахтеевой.
Основными учредителями фирмы «Крас» в форме ООО (именно так официально называется фирма, получившая подряд Минздрава) является Федор Саворовский и его сын Виталий. Оба баллотировались в Голосеевский райсовет в г.Киеве по списку БЮТ в 2010 году. Получил мандат только отец, который с 1994 года возглавляет госпредприятие «Специальное конструкторско-технологическое бюро с опытным производством» Института физики полупроводников НАНУ и фирму «Крас».
Однако не БЮТом единым. Саворовский также являются учредителями ООО «Научно-производственная компания Красота» и ООО «Автоспецпром», в которой их партнером является ... Владимир Фисталь, еще один сын донецкого врача.
Учитывая такое прикрытие, можно было не сомневаться, что Верховная Рада останется в стороне от проблем ПРиБЮТовцев. И не осталась. Временная комиссия, конечно, была создана. Только парламентарии решили ковырять другую историю. Совсем не о 200 млн и «скорых». Стратегическое направление следствия — закупки вакцин у фирмы «Фармстандарт-Биолик», акционером которой недавно был сын министра Александр Богатырев (37 миллионов за 2012 год).
Парламентское расследование началось после соответствующего заявления Андрея Сенченко, народного депутата от ... БЮТ (или «Батькивщины» на новый манер). Из 11 членов ВСК шестеро являются однопартийцами Бахтеевой, еще трое — Саворовских. Никакие демарши не зафиксированы. В отличие от ВСК по расследованию нападения «титушков» на журналистов.
Однако история была бы незаконченной, если не вспомнить третьего фигуранта (как говорят, the last but not the least). Имеется в виду — заместителя министра здравоохранения Романа Богачева.
Он возглавил тендерный комитет Минздрава в 2012 году, поэтому формально не имеет отношения к истории со «скорыми». Однако в структуру министерства попал гораздо раньше, став советником министра Анищенко, при котором и состоялась эта сделка.
Сразу после его появления в Минздраве фармкомпаниям, которые имеют дело с госбюджетом, стало понятно, как выглядят и сколько стоят Семейные ценности в медицинской отрасли. Параллельно была создана главная тендерная прокладка МОЗа — на государственный «Индар», возглавляемый другом Богачева, потекли сотни миллионов, которые без задержек шуруют в оффшоры.
Сейчас злые языки прочат отставку Богатыревой уже в ближайшие месяцы. И даже называют ее преемником Александра Качура, который в январе 2013 года был переведен с должности заместителя начальника Донецкого облздрава сразу на должность первого заместителя министра. И каждый из собеседников «Наших Грошей» в этом контексте отмечает, что смена министра никоим образом не отразится на Богачеве. Мол, дело, ради, которой он поставлен, он делает хорошо.
Конечно, Богатырева может и удержаться. Но для этого нужно уладить все свои конфликты и окончательно перестать вмешиваться в дела, которые освящены сверху. Правда, надо быть слишком «повернутым» на политических телешоу, чтобы болеть за карьеру одного из этих персонажей. Нас занимают собственно государственные деньги. Поэтому вернемся к успехам «Краса» и «Горала» в период с 2011 года, когда в Минздраве появился Богачев.
«Горал» получил за это время подряды на 85 млн грн. Последняя победа датирована декабрем 2012 года. После чего, как уже говорилось, фирма начала самоликвидацию.
Вместе с тем, формальная владелица «Горала» Ирина Савоста является также основательницей ООО «Мед-Инвест», которое за этот же период тендернуло 330 млн грн. И вот что характерно. «Мед-Инвест» начал выигрывать тендеры в самом конце 2011 года, когда на «Горал» завели контракт на поставку «скорых» и он начал сворачивать свою тендерную деятельность.
Подобная история и с фирмой «Крас» в форме ООО, которая с 2011 года натендерила 504 млн грн.
Последний подряд датирован серединой 2012 года, когда начались судебные разборки по «скорым». Однако с угасанием «Краса» появилось ООО «Илатанмед», зарегистрированное на Ольгу Пысану (Писаную — русск.). Она известна как бухгалтер госпредприятия «Специальное конструкторско-технологическое бюро с опытным производством» Саворовских и той же фирмы «Крас». «Илатанмед» после исчезновения «Крас» натендерил уже 298 млн грн.
Вообще эти четыре фирмы во времена Богачева с 2011 года получили государственные подряды на 1,22 млрд грн. И процесс освоения средств не прекращался ни на секунду. Даже когда Минздрав с подачи Богатыревой в суде доказывал ненадежность фирм из круга дорогих друзей Бахтеевой.
Потому что суды — так, для плебса. А реальная политика, как всегда, творится под ковром.
- Информация о материале
Все нынешнее лето Военно-морские силы Украины пытаются продемонстрировать свою мощь и великолепие убойной «показухой» - то, чем в прежние времена славилась Советская Армия, и чем по наследству пытаются блистать Вооруженные силы Украины. Но, в отличие от советских военных, у их украинских последователей все же гораздо меньше и ресурсных возможностей, и профессионализма. Но самое главное - «коррупционная составляющая» играет свою гибельную роль гораздо более явно. Итог налицо: «показуха» превращается в фарс.
Российский морячок – главный враг украинской «брони»
Апофеозом этого провала стало утопление в Севастопольской бухте злосчастного бронетранспортера БТР-80 войск береговой обороны ВМС Украины во время генеральной репетиции военно-морского парада в конце июля. Инцидент произошел в ходе показательной высадки морского десанта с носовой аппарели российского большого десантного корабля (БДК проекта 775/II) «Новочеркасск». Большего комизма ситуации не представить: утонул плавающий бронетранспортер, - машина по конструкции герметичная, к тому же практически незагруженная (во время «показухи» в ней находились лишь два члена экипажа из трех штатных, десантом и не пахло).
Еще один БТР заглох, будучи не в силах преодолеть несколько десятков метров от корабля до берега, и вытаскивать на сушу его пришлось на буксире. То есть из 10 машин, пытавшихся изобразить высадку морского десанта, 2 вышли из строя – 20% потерь за несколько минут! И не в боевой ситуации или приближенной к ней, а в ходе стопроцентного «балета» (как в войсках называют показушные мероприятия, изображающие уровень боевой подготовки, но имеющие к ней весьма условное отношение).
Больший позор трудно себе представить. Треть от допустимых потерь по нормативам военного времени еще до соприкосновения с противником – это высший пилотаж (при потерях 60% подразделение считается полностью небоеспособным). Воевать с таким войском – мечта любой армии, ведь оно «самоуничтожится» еще до начала боя.
Минобороны попыталось сделать хорошую мину при плохой игре, заявив, что «благодаря слаженным и решительным действиям экипажа боевой машины, дежурных служб и служб аварийно-спасательного обеспечения была осуществлена успешная эвакуация личного состава. БТР оперативно поднят на поверхность». Этот пиар своих «дежурных служб» на фоне позорного происшествия выглядел весьма убого. Но как могло случиться, что плавающий бронетранспортер пошел ко дну, в военном ведомстве скромно умолчали. Как не уточнили и то, что украинский БТР в конечном итоге вытаскивали из воды российским краном – так что дифирамбы надо петь службам не ВМС Украины, а ЧФ России.
Зато командующий ВМС Украины Юрий Ильин сообщил, что «внешний осмотр, который был произведен, показал, что видимых повреждений на бронетранспортере нет». Это значит, инцидент произошел либо вследствие технической неисправности машины, либо из-за ошибки экипажа.
К слову, некоторые украинские СМИ распространили удивительные комментарии «экспертов», объясняющие инцидент. Самой поразительной показалась версия, согласно которой украинская морская пехота опростоволосилась из-за козней экипажа десантного корабля ЧФ РФ, с которого десантировался наш БТР. Дескать, российские морячки, дабы дискредитировать украинские ВМС в глазах общественности, втихомолку чего-то там подкрутили на машинах, вот они и отказались плавать. В защиту этой «гипотезы» приводился тот факт, что с вечера, перед погрузкой на корабль, все бронетранспортеры были осмотрены, и поковыряться ночью в них могли лишь члены экипажа «Новочеркасска». Правда, зачем российским конкурентам в борьбе за военно-морской имидж понадобилось пакостить на репетиции, а не на самом параде (ведь тогда эффект был бы куда более мощным) – сторонники конспирологической теории умолчали.
Самое смешное – то, что некий малоизвестный севастопольский интернет-ресурс, который первым запустил эту «утку», тут же сообщил, что после появления этой «новости» их сайт подвергся мощной хакерской атаке, организованной... российской ФСБ. Комментарии, как говорится, излишни. Хотя, с другой стороны, вариант российской диверсии – куда более приятное для украинской стороны объяснение, нежели признание собственного непрофессионализма и технической отсталости.
Специфика отечественного капитального ремонта
Как бы там ни было, на первом месте оказалась версия технической неисправности бронетранспортера – именно на нее усиленно намекает командующий ВМС Украины Юрий Ильин. Действительно, такое объяснение снимает львиную часть ответственности с украинских военных начальников – ну поломалось «железо», что тут поделаешь? И Родине намек – надо больше выделять бюджетных средств на поддержание технической готовности ВМС, чтобы те не позорились. А украинские моряки, их командование и Минобороны в целом как бы ни при чем.
Но именно вариант поломки «железа» вызывает вопросы. Ведь всего год назад, летом 2012 года, Минобороны гордо рапортовало, что на ГП «Николаевский ремонтно-механический завод» был проведен капитальный ремонт бронетранспортеров для морской пехоты, на что было потрачено 7 млн 590 тысяч гривен из военного бюджета. Начальник Центра бронетанкового управления Генштаба ВСУ генерал-майор Роман Башинский тогда рассказывал, что «эта техника до капитального ремонта полностью выработала свой ресурс, а на заводе ее разобрали до винтика и собрали заново на полностью новых агрегатах. И до следующего капитального ремонта эта техника прослужит 10-15 лет».
Тогда качеством ремонта представители воинских частей остались довольны. Особенно многословен был командир батальона морской пехоты подполковник Александр Конотопенко, который упоенно рассказывал николаевским журналистам: «Какие могут быть впечатления, когда в салоне покупаешь новый автомобиль? Наверно, превосходные. Так же и у меня: когда я вижу отличную технику и знаю, что ей предстоит очень интенсивно работать (например, за прошлый год моя машина прошла 2 тыс.км), я уверен в том, что она не подведет. И мне приятно, что такие красавчики поступят в мою боевую группу».
Не отставали в демонстрации радости от выполнения контракта с МО и сами ремонтники. Генеральный директор ГП «Николаевский ремонтно-механический завод» Олег Скляренко рассказывал, что завод ждет «дальнейшей загрузки предприятия», ведь, по его словам, «мощности у завода - в рабочем состоянии, рабочих рук тоже хватает». И добавил, что руководство украинского ОПК готово подогнать предприятию и иностранных заказчиков - после визита на завод потенциальных клиентов здесь ждут предложений на поставку бронетехники (БРДМов и БТРов) в одну из африканских стран. В общем, по словам Олега Скляренко, «тяжелые задачи решаем сразу, а невозможное - чуть попозже». Но прошел всего год, и БТРы начали тонуть. Что, конечно же, заставляет задуматься: а кому такой ремонт, на который выбрасываются миллионы гривен, вообще нужен?
Но проблема не только в БТР. На той же репетиции присутствовал, помимо российского БДК, и украинский однотипный (проект 775) большой десантный корабль «Константин Ольшанский». По нашим данным, согласно первоначальному сценарию парада, «Константин Ольшанский» и российский «Новочеркасск» должны были выйти на середину бухты и демонстрировать высадку десанта в количестве 20 бронетранспортёров (10 с каждого корабля), которые, выйдя из аппарелей БДК, должны были преодолеть по воде несколько сотен метров, ведя стрельбу холостыми патронами. Однако неожиданно вышла из строя ходовая часть украинского БДК, и сценарий парада в экстренном порядке изменили.
Но вот неувязочка: БДК «Константин Ольшанский» не далее как 16 мая этого года вышел в море для проведения ходовых испытаний после комплексного заводского ремонта на ПАО «Черноморский судостроительный завод»! Тогда Минобороны Украины бравурно заявляло, что, согласно договору, ПАО «Черноморский судостроительный завод» осуществило доковый ремонт корабля, ремонт корпуса корабля, спецтехники, а также ремонт по линии электромеханической боевой части. «Мы благодарны николаевским корабелам за проведенную работу по восстановлению технической готовности корабля. Реализованный комплекс мероприятий позволит уже в ближайшее время продолжить выполнение кораблем задач в составе боевого ядра украинских ВМС», – радовался первый заместитель командующего ВМС Украины вице-адмирал Сергей Елисеев.
И вот прошло каких-то два месяца, и только что отремонтированный корабль вдруг отказался участвовать в «балете» в Севастопольской бухте. Получается, что миллионы гривен, затраченные Минобороны на ремонт этого БДК (по нашим данным – порядка 4 млн грн) были выброшены на ветер? Про странности распределения заказов на ремонт кораблей ВМС Украины «СЛЕД» недавно писал, но сейчас возникает вопрос вообще об эффективности использования этих колоссальных средств, выбрасываемых на фоне провала социальной политики в армии и на флоте и общего хронического недофинансирования Вооруженных сил Украины....
Правда, позже командующий ВМС Украины Юрий Ильин придумал объяснение, почему десантный корабль «Константин Ольшанский» остался стоять на рейде. «Ольшанский» на рейде только с точки зрения безопасности, потому что два десантных корабля такого водоизмещения на таком узком фарватере использоваться не могут, поэтому мы с командующим приняли решение, что высаживаем оба подразделения из одного корабля», — заявил Юрий Ильин.
Что и говорить, к такому объяснению подкопаться трудно. Непонятно, правда, зачем в таком случае понадобилось высаживать украинские БТР с российского корабля. Ведь раз уж решили, что «балет» играет украинская морская пехота, логичным было бы показать ее действия с украинского БДК. Или командование ВМС Украины уверено, что и в реальных боевых ситуациях украинский десант будут катать корабли ЧФ РФ?
Странности «военной элиты»
Хотя если в случае с затоплением БТР техника не причем, и проблема в уровне подготовки экипажей, складывается еще более неприятная картина. Ведь тогда получается, что даже элита украинского флота – морская пехота – далека от профессионализма.
Вот и немногим ранее, в середине июля этого года, в ходе американо-украинских учений «Си Бриз 2013» в Крыму доблестная украинская морская пехота также демонстрировала умение обращаться с боевой техникой – но не на параде, а в «обстановке, приближенной к боевой». Легкое недоумение зрителей вызвала сцена высадки морского десанта на БТРах с моря (с большого десантного корабля «Константин Ольшанский») близ поселка Черноморское. В ходе «войны», происходившей на расчищенном пляже, один БТР застрял в песке.
Военные чины успокаивали: да ничего страшного, ну подумаешь, боевая машина застряла в песке, что тут такого? Со стороны, действительно, особого повода для ажиотажа не заметишь. Но проблема в том, что в подобных условиях случиться такая ситуация могла лишь по одной причине: механик-водитель при выезде на песок должен был уменьшить давление в шинах машины, но этого не сделал. А это – уровень базовых знаний для водителя БТР, которые вкладываются в первые недели обучению вождению на бронетранспортерах. И то, что украинский даже не солдат-призывник, а военнослужащий контрактной службы (именно ими комплектуется сегодня украинская морская пехота) не знает этих азов – это приговор украинским Военно-морским силам.
Мы уже не напоминаем, что в реальной боевой обстановке выход боевой машины из строя в ходе десантной операции фактически означает гибель не только ее экипажа, но и всего десанта. Но именно этот эпизод свидетельствует об общем крайне неудовлетворительном уровне подготовки украинских военных – и это при всех декларациях руководства Минобороны о том, что в последние годы объемы боевой подготовки в ВС Украины якобы резко возросли. Учтем также, что экипажи, принимающие участие в подобных учениях, - это лучшие из лучших, да и самим маневрам предшествуют многие часы репетиций. А потому какого уровня подготовки можно ожидать от «обычных» военнослужащих – остается догадываться.
В этой ситуации трудно винить украинских морпехов. Не они отвечают за финансирование собственной боевой подготовки и свое техническое обеспечение. Но тем чинам в штабе ВМС и Минобороны Украины, которые несут за это непосредственную ответственность, стоит понимать, что плохо обученная армия и флот становятся опасными и для себя же, и для мирного населения. И далеко не все происшествия и аварии, вызванные технической неисправностью вооружения и техники, а также непрофессионализмом личного состава, заканчиваются без жертв...
В целом же имеем неутешительный итог. Перманентное недофинансирование украинской армии и флота уже никого не удивляет, и является причиной вопиющей слабости и неготовности украинских военных к выполнению основных задач. Но коррупционные игры военных чиновников, которые «неэффективно используют» даже достающиеся ВС Украины бюджетные крохи, окончательно добивают украинскую военную мощь. Точнее – немощь.
- Информация о материале
В редакцию "Отдела пропаганды" не раз доходили слухи, что знаменитая помощница Виктора Медведчука, журналистка Оксана Шкода в свое время отсидела немалый срок в тюрьме. Слухи утверждали, что сидела Оксана Шкода не за какое-то мелкое мошенничество, а за распространение наркотиков, причем в особо крупных размерах.
"Однако доказательств на руках мы не имели, и когда, бывало, случайно вспомнили об этом эпизоде ее биографии в комментариях на "фейсбуке", наш аккаунт заблокировали на сутки - "за клевету".
Ну что же, клевета - не наша специализация, мы любим истину. Было проведено специальное расследование, и мы с большим удовольствием представляем уважаемым читателям его результат", - цитирует Цензор.НЕТ запись на "Отдел пропаганды".
5 лет и 6 месяцев по статье 229-1, часть вторая.
Принимая во внимание, что суд дал Шкоде более пяти лет, значит, в составе ее преступления было или вовлечение в наркоманию несовершеннолетних, или она распространяла наркотики в школах, или оперировала большими партиями, или торговала особенно опасным зельем, или привлекалась за это преступление не впервые. Об этих подробностях, мы думаем, Оксана Шкода может рассказать и сама, если кто спросит.
Для тех, кто, возможно, не в курсе об этой выдающейся личности: Оксана Шкода - не просто какая-то рядовая журналистка, которая смогла задружитьися с самим путинским кумом. Она последовательная сторонница "Русского мира" и постоянно работает против Украины во всех возможных анти-украинских организациях, от витренковских ПСПУ и "Евразийского союза" и до "Украинского выбора" включительно.
Маленькая ретроспектива:
С Дугиным в ЕСМ.
С Добкиным.
Дружит с Бузиной.
Отрабатывает политзаказы с Дурневым.
В последнее время стала знаменита как страстная публичная защитница Вадима Титушко.
Ну и так, фотографии регионального митинга, под ручку с Самим, на память.
Это "Русский мир" в Украине, и это его кадровый состав.
- Информация о материале
В мае 2009 г. депутаты Верховной Рады приняли закон о запрете игорного бизнеса — документ, предусматривавший прекращение деятельности всех игорных заведений: казино, букмекерских контор, салонов игровых автоматов. Данный закон принимался под соусом защиты интересов социально незащищенных слоев населения. В частности, студентов, школьников и пенсионеров, которые, по мнению авторов закона, были завсегдатаями игорных заведений и несли туда последние деньги. Хотя оппоненты говорили, что закон направлен на борьбу с последствиями, а не с причиной массовой игромании украинцев.
Тем не менее данный документ был принят депутатами парламента. Легальные игорные заведения прекратили свою деятельность, что привело к увольнению приблизительно 200 тыс. человек, работавших в индустрии. А отдельные нелегальные казино и салоны игровых автоматов продолжают свою работу и по сегодняшний день. К тому же закон не лишил украинцев азарта, а самое главное — желания быстро и легко обогатиться, которое особенно возрастает в период кризиса. Поэтому не удивительно, что сегодня все больше азартных украинцев ищут альтернативу казино и тотализаторам. Многим это удается, но конечный результат, как обычно, не столь утешителен для любителей "легких" денег.
Меркантильные мотивы
Закон о запрете игорного бизнеса в Украине поставил азартных украинцев перед дилеммой: смириться с существующим порядком вещей или искать альтернативные пути удовлетворения своих азартных потребностей. Многие приверженцы дармовых денег решили заполнить возникший вакуум за счет интернет-ресурсов, которые якобы предоставляют возможность посредством азартной игры приумножить свои кровно заработанные. Поэтому львиная доля завсегдатаев игорных заведений перекочевали в виртуальные казино.
Повышенным спросом на азартные развлечения украинцев решили воспользоваться и интернет-мошенники, которые под различными предлогами, нередко используя искусно продуманные схемы, выманивают деньги у своих жертв. Сегодня наблюдается тенденция к увеличению во всемирной паутине числа различных аукционов и лотерей, где каждому предлагают стать счастливым обладателем квартиры или машины за несколько гривен. На отдельных интернет-ресурсах появляются финансовые пирамиды, разновидности популярного в 90-е годы ОАО "МММ" Сергея Мавроди, сулящие участникам баснословные прибыли с вложенных денег.
Одним из новых видов мошенничества, который успешно был апробирован в Российской Федерации и который вскоре может заполнить отечественное интернет-пространство, являются так называемые интернет-банки. Мошенники зазывают граждан открывать в них депозиты, взамен предлагая баснословные проценты.
Первопричины
Одной из особенностей всех интернет-мошенничеств является то, что их жертвы не спешат сообщать о преступлениях в правоохранительные органы.
Причин тому несколько. Зачастую суммы денег, которые мошенникам удается выманить у наших сограждан, сравнительно невелики. Поэтому многие украинцы предпочитают забыть о потере нескольких сотен гривен, нежели обращаться в милицию с соответствующим заявлением. Не исключено, что украинцы сомневаются в способности правоохранителей поймать злоумышленников. Поэтому в милицейской статистике на интернет-мошенничества приходится лишь малая толика всех преступлений.
Также стоит принимать во внимание тот факт, что большинство жертв мошенников понимают степень риска невозврата своих денег. Любой азартный человек, начиная игру, мысленно готовит себя к тому, что может потерять все деньги. Поэтому не удивительно, что часть украинцев относятся к интернет-аферам с некоторой долей скептицизма. Мол, чему быть, того не миновать.
Не менее важным фактором является то, что аферисты изначально дают каждой жертве в качестве "наживки" возможность выиграть незначительные суммы денег или малоценные призы. Естественно, что подобные доходы украинцами не декларируются, следовательно, многих жертв интернет-мошенников можно смело называть людьми, которые уклоняются от уплаты налогов. И это многие пострадавшие осознают, что, в свою очередь, является действенным сдерживающим фактором для написания заявления о преступлении.
К тому же не каждый человек готов признать тот факт, что поддался на уловки аферистов и добровольно отдал им определенную сумму. Нашим согражданам проще придумать историю о пропаже или утере денег, нежели сознаться своим родным и близким, что опростоволосились, дав себя одурачить.
Обратный эффект
Сегодня бытует мнение о том, что привлечь интернет-мошенников к ответственности практически невозможно. Но это далеко не так. Интернет является лишь средством для осуществления мошенничества. Точно так же аферисты могут использовать газеты и журналы, рекламу вдоль дорог или в транспорте. Вычислить злоумышленников и привлечь их к ответственности сравнительно несложно, особенно если интернет-ресурс зарегистрирован в Украине. Следственным органам достаточно сделать запрос провайдеру, чтобы уточнить собственников веб-сайта и отследить цепочку к организаторам аферы. Дальше, как говорится, дело техники, и если с ней все в порядке, виновные будут установлены.
Иное дело, что правоохранительные органы, как правило, отнюдь не горят желанием расследовать факты мошенничества в Интернете. Дело в том, что в большинстве случаев ущерб от него составляет несколько сотен гривен, а затраты для вычисления и поимки мошенников велики. Поэтому правдами и неправдами до вступления в силу нового Уголовного процессуального кодекса правоохранители пытались убедить людей не подавать соответствующее заявление о преступлении по факту мошенничества в Интернете, и зачастую у них это получалось. Могу ошибаться, но наверняка и сейчас подобные заявления расследуются по остаточному принципу, поскольку силы расходуются на расследование более тяжких деяний.
Гораздо большие трудности могут возникнуть с поимкой аферистов, действующих с сайтов, зарегистрированных за пределами Украины. Поскольку юрисдикция наших милиционеров и работников Службы безопасности распространяется только на территорию нашего государства, любое расследование деятельности мошенников, физически находящихся не в Украине, требует выполнения достаточно сложных процедур в рамках международных и межгосударственных соглашений. И это без гарантии того, что в конечном итоге виновных в мошеннических действиях удастся найти.
Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, отдельные эксперты предлагают внести в Уголовный кодекс специальную норму, которая бы предусматривала ответственность для интернет-мошенников. Подобная позиция, по меньшей мере, сомнительна, поскольку внятного разграничения составов преступления и, в частности, объяснения, чем общественная опасность мошенничества в Интернете выше или ниже обычного мошенничества, от таких авторов добиться не удалось. Повторюсь, что всемирная сеть является лишь средством для совершения преступления. К тому же отдельная статья в УК может позволить интернет-мошенникам уйти от ответственности за деяния, совершенные до их криминализации (проще говоря, за те факты интернет-мошенничества, которые случились до включения соответствующей статьи в УК), ведь, как известно, закон не имеет обратной силы.
По пути просвещения
Теоретически жертвой мошенников может стать каждый, особенно если афера спланирована и продумана до мелочей. Но каждый человек должен помнить золотое правило о единственном месте, в котором можно обнаружить бесплатный сыр.
Мошенники могут завладеть деньгами лишь тех людей, которые желают обогатиться, не прикладывая особых усилий, — фольклорных Емель и в современной Украине хоть пруд пруди, а спрос всегда рождает предложение.
Наиболее эффективным методом противодействия аферистам представляется разъяснительная работа. Усиление контроля за интернет-пространством со стороны государства, возможно, и приведет к определенным успехам в борьбе с мошенниками, но следует осознавать, чем это чревато для большинства людей. Вмешательство государства в работу интернет-провайдеров под предлогом защиты интересов граждан приведет к тотальному контролю и ограничению конституционных прав законопослушных украинцев, т.е. к наступлению оруэлловской антиутопии, пусть и почти через 30 лет после предполагаемого 1984-го, но не менее страшной.
Для предотвращения любых видов мошенничеств, в том числе в интернет-пространстве, украинцам следует привить несколько стереотипов. Первое, что должны запомнить наши сограждане, — виртуальных банков в украинской правовой реальности не существует. Любой банк, любое финучреждение должны иметь соответствующую государственную регистрацию и лицензии, наличие которых достаточно легко проверить через все тот же Интернет. Отсутствие необходимых регистрационных и разрешительных документов — серьезнейший повод для сомнений.
Второе — каждый украинец должен понимать, что шансы выиграть миллион или автомобиль, заплатив одну гривню, практически равны нулю.
Третье — ни один законный бизнес, привлекающий деньги посторонних лиц, не позволяет выплачивать проценты таким "вкладчикам" в несколько раз выше, чем существующие ставки на финансовых рынках государства.
При этом разъяснительную работу следует проводить не только среди потенциальных жертв интернет-мошенников, но также среди вкладчиков кредитных союзов и различных касс взаимопомощи, проще говоря, среди всех граждан Украины, такая работа должна охватывать, в первую очередь, наиболее депрессивные регионы. В этом случае, возможно, удастся избежать трагических последствий, которые произошли в марте 2013 г. в одном из филиалов кредитных союзов Донецка, когда один из пайщиков захватил в заложники работников кредитного союза и, угрожая ножом, требовал вернуть вложенные им деньги.
Как оказалось позже, горе-инвестор внес в кассу союза 3,5 тыс. грн, чтобы получить кредит в размере 50 тыс. грн, но и кредит не получил, и свои деньги вернуть не смог, что и побудило его прибегнуть к радикальным мерам.
Стоить отметить, что граждан, пострадавших от деятельности горе-кредитных союзов, значительно больше, нежели жертв интернет-мошенников. Впечатляют и суммы средств, которые потеряли их вкладчики. При этом львиная доля пострадавших пайщиков кредитных союзов — пенсионеры.
Из позитивных моментов следует отметить, что Нацкомиссия, осуществляющая регулирование рынка финансовых услуг, вроде бы начала вести разъяснительную работу среди граждан посредством размещения соответствующей информации на билбордах и ситилайтах, но я видел их пока только в столице нашего государства, где такая кампания имеет меньше адресатов.
Не хочется призывать к бдительности, хочется призвать к разуму украинцев: прежде чем отдавать кому-либо свои кровные, нужно понимать, кто это такой, насколько законной является его деятельность и какие есть гарантии если не получения прибыли, то хотя бы возврата вложенных денег. Разумеется, все эти рекомендации не адресованы профессиональным игрокам и венчурным капиталистам местечкового масштаба — у них свои мотивы и своя жизнь, существенной частью которой является риск.
В заключение хочется пожелать согражданам не быть буратинами — Поля чудес нет, философского камня — тоже.
- Информация о материале
Едва усевшись в президентское кресло, Виктор Янукович заявил, что «подолает руину» с помощью инвестиционных проектов. Да не простых, а национальных. Мол, заграничный капитал привлечем – деньгами страну завалим. «Я буду также нести ответственность за эти проекты, и работать над их реализацией – с одной стороны, как президент, с другой – как исполнитель», - заявил Виктор Фёдорович.
От слов тут же перешли к делу. Создали специальную контору – «Рога и копыта» Государственное агентство инвестиций и управления национальными проектами Украины. Руководить учреждением поставили закаленного на баррикадах оранжевой революции «полевого командира», перебежавшего в стан «контры», Владислава Каськива.
Контора солидная получилась – за три года в неё влили более двух миллиардов бюджетных гривен. А зарубежные инвесторы «отвалили» (по словам Каськива) аж 9 млрд грн. Вот только ни одному журналисту еще не удалось выведать у Госинвестпроекта, кто именно эти заграничные богатые «буратины», рискнувшие доверить клике Януковича миллиард с «мелочью» полновесных долларов. Контора Каськива все запросы отфутболивает к дочерным структурам, которые, «шифруясь», отвечать отказываются.
Среди важнейших национальных проектов было озвучено строительство железнодорожного сообщения между Киевом и аэропортом «Борисполь» - так называемый проект «Воздушный экспресс».
Первоочередной вопрос, который нужно было решить, – получение земли под строительство железнодорожного полотна. Учитывая, что Каськив еще в 2011 году заявил, что через неделю-две строительство пойдет ударными темпами (даже серебряный костыль вбил), создавалось впечатление, что вопрос земли уже решен. По крайней мере, сам Каськив божился, что земля уже выделена. Но сегодня Госинвестпроект признает, что земли у них нет. А землераспорядители (Госземагентство, Киевсовет, Бориспольская РГА и т.д.,) намекают, что и не будет, ведь контора Каськива даже не обращалась к ним с ходатайствами о выделении земли.
Из документов следует, что Госинвестпроект обращался только по поводу земли для строительства участка городской кольцевой дороги вокруг Киева, но здесь пока даже не определен маршрут.
Чрезвычайно важным является и еще один момент. Как видно на официальной кадастровой карте Украины, железнодорожный маршрут в аэропорт «Борисполь» пройдет через немалое количество земельных участков, которые сейчас находятся в собственности различных физических и юридических лиц.
Принудительное отчуждение таких объектов возможно только по решению суда. Судебное разбирательство – очень длительная и сложная процедура (многолетняя эпопея с отселением Русановских садов тому доказательство). Это как минимум 4-5 лет тяжб. Но эта работа, оказывается, даже не начиналась.
То есть, строительство может начаться где-то через пятилетку. А тот факт, что ни Госинвестпроект, ни ГП «Воздушный экспресс» по сей день так и не обратились с ходатайствами о предоставлении им земли и не ведут судебно-претензионную работу с владельцами, говорит об одном: железную дорогу в «Борисполь» никто и не собирается строить.
Хотя нельзя сказать, что по этому «проекту» работа не ведется совсем. Все эти годы одно «направление» продвигается очень даже активно. Речь о «выбивании» $370 млн китайског кредита под строительство.
Кредит получить таки удалось. Несмотря на то, что имеются государственные гарантии, в 2012 году его застраховали под 10% от суммы – на более чем $36 млн. Половину страховки уже оплатили (180 млн грн.), оставшуюся часть собираются покрыть за счет самого кредита.
Необходимость затрат на страховку в Госинвестпроекте объясняют тем, что таковым было предварительное требование китайцев перед заключением кредитного соглашения. Но кредитное соглашение № BLA201123 с государственным Экспортно-импортным банком Китая было заключено годом ранее – 5 июля 2011-го. Поэтому заключение страхового договора в 2012 году не могло быть предварительным условием кредитного соглашения, подписанного за год до этого.
Примечательно и то, что сначала китайцы требовали страховку «аж» под 7% от суммы кредита. Но такой «грабеж» зело возмутил Каськива. Он начал вести переговоры о более низкой ставке. И заключил страховой договор под 10% - на 3% выше, чем изначально предлагали финансисты из Поднебесной. Нерасторопные китайцы, наверное, до сих пор ломают голову, почему украинские «комбинаторы» сделали такой финт ушами.
Но главный вопрос заключается в другом: зачем вообще брать кредит на строительство, под которое сейчас нет земли и в ближайшем будущем не предвидится?
На веб-портале государственных закупок была размещена официальная информация о том, что, по результатам закупки у одного участника, Государственное предприятие «Дирекция по строительству и управлению национального проекта «Воздушный экспресс» и других инфраструктурных объектов Киевского региона» 17.05.2013 заключило с Китайской национальной корпорацией машинной индустрии и генеральных подрядов (СМСЕС) / China national machienery industry comlete engineering corporation договор о организации железнодорожного пассажирского сообщения г. Киев - аэропорт «Борисполь». Однако, в интернете не удалось найти сайт китайского предприятия с таким названием.
С наиболее подходящим названием есть сайт предприятия CHINA NATIONAL MACHINERY COMPLETE INDUSTRY ENGINEERING CORPORATION. Он довольно содержательный, на нем размещена информация о большом количестве конкретных объектов компании, но какие-либо упоминания об Украине отсутствуют.
В интернете есть сайт предприятия с похожим названием, а именно – China National Complete Engineering Corporation (CCEC). Судя по его наполнению, которое очень редко обновляется, Украина едва не единственный партнер этой компании. Однако, как название, так и аббревиатура сей «конторы» не совсем совпадают с «реквизитами» компании, фигурирующей в анналах Госинвестпроекта и на сайте госзакупок.
Кроме того, на сайте CCEC отсутствует какая-либо информация о уже реализованных проектах (страница «Достижения» даже не открывается). Таким образом «солидность» этой «конторы» под вопросом.
Конечно, нельзя утверждать, что китайская компания, которой перепадет $370 млн кредита, - подставная. Тем более, что Интернет безграничен, и журналисты могли не заметить «правильный» сайт China national machienery industry comlete engineering corporation. Однако и в Госинвестпроекте не смогли предоставить точное название китайской компании, с которой заключен договор на строительство «Воздушного эекспресса», как и адрес ее представительства в Интернете, не говоря уже о копии первой страницы договора с ней.
Подчиненные Каськива посоветовали обратиться к Государственному предприятию «Дирекция по строительству и управлению национального проекта «Воздушный экспресс» и других инфраструктурных объектов Киевского региона». Но там гордо заявляют, что они не государственный орган, а коммерческая компания, посему никакой информации предоставлять не будут.
То есть, информация о китайском «лыжном инструкторе», который освоит $370 млн кредита, покрыта мраком тайны. Но точно известно, что возвращать деньги китайцам (плюс проценты) придется украинским налогоплательщикам.
- Информация о материале
Не так давно министр обороны Павел Лебедев заявил о том, что Минобороны отказывается от дальнейшей разработки многофункционального ракетного комплекса (МФРК) «Сапсан». «Мы отказались от программы «Сапсан» по той причине, что за несколько лет предприятие потратило 200 с лишним миллионов гривен и не выдало не то, что опытного образца, за пять лет оно даже не выдало документации»,- уточнил Лебедев, выразив надежду, что правоохранители дадут правовую оценку такому неэффективному использованию бюджетных средств.
В мечтах об оружии сдерживания
Напомним: о том, что Вооруженным Силам Украины нужен новый многофункциональный ракетный комплекс (взамен давно устаревшего тактического комплекса «Точка-У» дальностью действия 120 км), впервые было заявлено в 2007 г. В апреле 2009 г создание ракетного комплекса было официально признано неотложной потребностью, и его разработчиком было определено государственное конструкторское бюро «Южное», которое во времена СССР специализировалось на создании межконтинентальных баллистических ракет. Главным исполнителем заказа стало ГП «ПО «Южный машиностроительный завод». Планировалось, что уже с 2012 г начнется серийное производство новых МФРК. Сроки были определены не случайно: технический ресурс имеющихся на вооружении комплексов «Точка-У» будет исчерпан к 2015-2016 гг.
Однако в реальности к концу 2009 г работы по комплексу были заморожены, едва начавшись, – Минобороны и разработчики никак не могли сойтись в цене и определить общее видение технических особенностей нового МФРК. Уже при нынешней власти, в апреле 2011 г, было заявлено, что конструкторское бюро «Южное» возобновило разработку «Сапсана». Более того: вскоре правительством была утверждена рассчитанная на период 2011-2025 гг Целевая оборонная программа по созданию многофункционального ракетного комплекса «Сапсан» в интересах ВС Украины и его закупке по гособоронзаказу. Планировалось, что создание этого комплекса потребует до 3,5 млрд грн (около $450 млн, тогда как – указывали украинские разработчики - создание близкого по ТТХ оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер» обошлось России в $1 млрд), а его испытания начнутся в 2015 г.
Многофункциональный ракетный комплекс получил такое наименование потому, что при патологической бедности украинского Минобороны разработчики намеревались одним выстрелом перебить толпу зайцев, то бишь одним комплексом удовлетворить ракетный голод всех видов Вооруженных сил Украины – Сухопутных войск, ВМС и Воздушных сил. То есть «Сапсан» должен был оснащаться различными ракетами, предназначенными для выполнения совершенно различных задач - одноступечатой баллистической ракетой для сухопутчиков с дальностью стрельбы от 30 до 280 км (т.е. играть роль обычного оперативно-тактического ракетного комплекса, ОТРК), зенитной ракетой дальнего радиуса действия для подразделений противовоздушной обороны Воздушных сил с дальностью действия от 10 до 150 км, и противокорабельной ракетой среднего радиуса действия (5-100 км) для ВМС. При этом ракеты разного назначения должны были укомплектовываться в контейнеры, устанавливаемые на комплексе в мобильной или стационарной наземной версии.
В близких к ОПК аналитических структурах рассказывали о планах на базе «Сапсана» сделать еще и реактивную систему залпового огня (РСЗО), но это был уже явный перебор – и без того «Сапсан» мог бы бороться за звание самого «универсального» ракетного комплекса в мире. По крайней мере, о реальных разработках РСЗО на базе «Сапсана» мы так и не услышали. Да и вообще вскоре оказалось, что Минобороны готово «потянуть» лишь одну версию комплекса – в виде ОТРК для Сухопутных войск (как утверждали в военном ведомстве, это был бы первый этап, после которого были бы заказаны и другие версии МФРК). Планировалось заказать для начала 200 таких оперативно-тактических комплексов, которыми ракетные подразделения начали бы укомплектовываться с 2016 года.
Особо стоит отметить тот факт, что по сути на «Сапсан» должны была быть возложены очень важная задача в деле обеспечения обороноспособности Украины – он по сути должен был стать даже не военным, а военно-политическим оружием. Смысл такового – в способности поражать объекты на территории противника до боевого столкновения войск, что имело бы мощный сдерживающий эффект для потенциального агрессора. Правда, дальность комплекса – менее 300 км (но с возможностью увеличения до 500 км) не делала бы этот эффект особо мощным, но, с другой стороны, практически все соседи Украины поблизости от границ с ней имеют мощную инфраструктуру. Тогда как в современных условиях поражение, например, объектов энергетики или химической промышленности даже обычными средствами могут иметь результаты, сопоставимые с применением оружия массового поражения.
Факт налицо: наличие военно-политического оружия для внеблоковой нынче Украины с ее микроскопической армией и полным отсутствием подготовленного мобрезерва – условие, пожалуй, просто непременное. И это – не просто умозаключение автора. Необходимость наличия способности поражать объекты противника на его территории (то есть, по сути, – наличие военно-политического оружия) зафиксировано в одном из базовых документов в сфере обороны нашей державы – Стратегическом оборонном бюллетене Украины (введен в действие Указом Президента Украины № 771\\2012 от 29 декабря 2012 г).
Почему «стражам неба» не нужен новый комплекс?
Интересно, что фактический отказ от «зенитно-ракетной» версии «Сапсана» сопровождался весьма странным брожением в Воздушных силах. Ведь ни для кого не секрет, что в последние годы украинские подразделения противовоздушной обороны катастрофически быстро теряют возможности защищать воздушное пространство страны. Устаревшие комплексы типа С-125 еще несколько лет назад были выведены из боевого состава и сняты с вооружения, но с более-менее новыми (также советской разработки и выпуска) С-200 и С-300 также проблемы. Во-первых, эти комплексы все равно устаревают, при том, что производились они в России. А во-вторых, после трагического случая на учениях в Крыму, когда украинские ПВО сбили над Черным морем российский Ту-154, учения с применением этих комплексов на территории Украины были запрещены.
Это стало серьезной проблемой: в войсках постоянно уменьшалась и уменьшается численность офицеров, которые реально стреляли из этих комплексов, молодежь осваивает их «по книжке». В 2003 году украинские полигоны открыли для учений подразделений ПВО, но запрет на стрельбу из комплексов С-200 (с наибольшей дальностью стрельбы) сохранился. Правда, по договоренности с Россией отдельные расчеты украинских зенитно-ракетных войск регулярно ездят на российские полигоны (в частности, на полигон «Ашулук» в Астраханской области РФ) и производят учебные пуски там. Но, понятно, таким образом все зенитно-ракетные войска все равно не подготовить.
Кроме того, на фоне перманентного сокращения украинской армии противовоздушный щит Украины превратился в сплошное решето – сегодня в этом плане резиденция Януковича «Межигорье» куда лучше защищена, чем масса важнейших стратегических объектов (правда, Минобороны рассказывает, что защищает не «Межигорье», а недалеко расположенную дамбу Киевского водохранилища, но это детали). В командовании Воздушных сил ВС Украины (как известно, в Вооруженных силах Украины ВВС и ПВО объединены в один вид) и Генштабе прекрасно осознают эту печальную реальность. Так, еще в январе 2010 года в то время командующий Воздушными силами Вооруженных сил Украины генерал-полковник Иван Руснак заявил, что в среднесрочной перспективе с целью усовершенствования системы противовоздушной обороны на территории Украины планируется развернуть дополнительные зенитные ракетные подразделения. По его словам, относительно среднесрочной и долгосрочной перспективы развития Воздушных сил в зенитных ракетных войсках предусмотрено развертывание дополнительных зенитных ракетных подразделений с целью усовершенствования системы ПВО. А также снятие задач по прикрытию важных государственных объектов мобильными зенитными ракетными системами, с переходом для этих целей на стационарные комплексы.
Дело, конечно, нужное, но возникает вопрос: а чем вооружать эти самые дополнительные зенитные ракетные подразделения? И вот в Генштабе нашли выход: подняли вопрос о возвращении в боевой состав безнадежно устаревших комплексов С-125, снятых с вооружения несколько лет назад (С-125 «Печора», по классификации НАТО — SA-3 Goa, был принят на вооружение в СССР еще в 1961 году). В данном случае речь идет об их возвращении на боевое дежурство после модернизации, схему которой разработали на предприятиях украинской оборонки, — в частности, на ОАО «Научно-производственное предприятие «Аэротехника-МЛТ».
Заметим, что идея вернуть эти комплексы в войска не нова, — в свое время начальник зенитно-ракетных войск командования Воздушных сил ВС Украины генерал Юрий Галушко заявлял, что возвращение С-125 после их модернизации позволило бы сделать более эффективной нынешнюю систему зенитно-ракетного прикрытия важных государственных объектов. Хотя в реальности же речь идет не о повышении эффективности, а о самом настоящем «залатывании дыр» в воздушной обороне нашей державы.
Между тем, все комплексы С-125 — а это около 30 дивизионов — были выведены из боевого состава к 2004 году, часть из них сразу же была продана за рубеж. Согласно озвученных планов Минобороны, к 2015 году можно вернуть в войска не менее 9 модернизированных комплексов, а всего в Украине осталось таких комплексов на 20 дивизионов. То есть былой противовоздушной мощи все равно не нарастить, если не закупать новые системы ПВО за рубежом или не производить своих. Да и большой вопрос: насколько комплексы разработки 50-60-х годов прошлого века, пусть и модернизированные, могут удовлетворять современным требованиям.
А модернизация старья обходится не так уж и дешево. В частности, один модернизированный комплекс С-125 обошелся бы Минобороны в сумму от 2 до 5 млн грн в зависимости от комплектации (для сравнения, на приобретение жилья для военнослужащих в 2013 году выделено из госбюджета всего 12 млн грн).
К слову, нынешний командующий Воздушных сил генерал-лейтенант Юрий Байдак также не особо вспоминает о «Сапсане». Сегодня в арсенале командования этого вида Вооруженных сил все та же фишка – модернизировать комплексы, которые были разработаны в СССР (никого почему-то не смущает, что производившая их Россия уже сняла их с производства, т.е. даже закупить комплектующие для последующего ремонта, собственно, не у кого). С одной стороны, это, действительно, требует меньше средств, чем разработка и закупка новых комплексов. Но, с другой стороны, с таким подходом весьма непросто добиться соответствия украинской противовоздушной обороны современным требованиям.
Вот пример. Осенью 2012 года в Житомирской области прошли приемо-сдаточные испытания отремонтированного зенитно-ракетного комплекса С-300ПТ. Работы проводились в рамках «Программы восстановления боеспособности техники ЗРВ Воздушных сил Вооруженных сил Украины до 2017 года». Присутствующие на испытаниях заместитель министра обороны Украины Дмитрий Пляцук, командующий Воздушными силами ВС Украины генерал-лейтенант Юрий Байдак и начальник управления Зенитно-ракетных войск Воздушных сил ВС Украины полковник Дмитрий Карпенко ликовали: благодаря ремонту ресурс дивизиона продлен на 5 лет, или 5 тысяч часов. Они же сообщили: в 2013 году планируется отремонтировать четыре ЗРК С-300ПС и один «Бук М1». Никто не спорит: комплексы С-300, производившиеся с 1978 года, вполне удовлетворяют современным требованиям, однако ресурсы их эксплуатации практически исчерпаны. Тогда самостоятельно Украина может осуществлять лишь мелкие ремонтные работы по этому комплексу, а для серьезного ремонта и модернизации необходимо обращаться к российским производителям.
Однако еще в 2011 году Россия сообщила, что прекратила производство зенитно-ракетных установок С-300, - последний такой комплекс для российской армии был произведен в 1994 году, однако на сегодня закрыто и производство на экспорт. Смешно, но в это же время принятая «Концепция реформирования и развития Вооруженных сил Украины до 2017 года» предусматривает эксплуатацию в будущем именно С-300.
Отчего же в Минобороны и командовании Воздушных сил так цепляются за старые комплексы? Здесь надо вспомнить, что именно ремонт (или, как говорят в Минобороны, «восстановление боеготовности») и модернизация позволяют легко и просто «дерибанить» выделенные на эти цели средства – поди проконтролируй истинную стоимость выполненных работ. Тогда как с производством новых вооружений, того же «Сапсана» например, сделать это куда сложнее – известна конкретная цена изделия, и от нее никуда не деться. Так что модернизация может быть дешевле лишь с первого взгляда, потому как в итоге для обороноспособности страны она может оказаться слишком дорогой...
Как Минобороны с «Лучом» сотворили чудо
Между тем, и в версии ОТРК уже в начале 2013 г с «Сапсаном» возникла странная ситуация. Он не числился в финансируемых программах создания новых вооружений, а нынешнее руководство Минобороны, рассказывая о перспективном облике армии, вовсе не упоминало об этом проекте. В июне этого года, во время авиационной выставки в Ле Бурже глава Государственного космического агентства Украины Юрий Алексеев (а именно его агентство курировало создание комплекса) признался журналистам, что «финансирование проекта составляет около 10% от планируемого». А специалисты ГКБ «Южное» на условиях анонимности заявили, что военное ведомство проект не финансирует, а заблокировало его «на уровне исполнителей».
Кстати, тогда же глава ГКАУ Юрий Алексеев сообщил, что технически и технологически предприятия ракетной отрасли вместе со смежниками полностью готовы к созданию этого комплекса. Проект, содержащий, отмечал Алексеев, 99% украинских комплектующих и привлекающий 47 предприятий, может стать основой формирования национального неядерного щита сдерживания. По его словам, хотя тестовые испытания топлива для ракет «Сапсана» еще не проводились, задача уже технологически решена.
Также на Ле Бурже генеральный конструктор - генеральный директор ГКБ «Южное» Александр Дегтярев сообщил не особо приятное известие: по его словам, действительно, работы над «Сапсаном» продолжаются, но в настоящее время ракета создается в интересах... иностранного заказчика. А за счет завершения опытно-конструкторских работ по проекту «Гром», как называется экспортная версия, продвинется и «Сапсан». При этом экспортный вариант будет иметь дальность действия до 280 км, украинская же версия будет иметь задел модернизации до 500 км. «Полагаю, «Гром» появится раньше «Сапсана», — заявил гендиректор ГКБ «Южное», добавив, что обе ракеты должны быть по характеристикам «никак не хуже российского «Искандера».
Это заявление вызвало недоумение. То есть тот факт, что Минобороны не финансирует проект, вряд ли кого-то удивило: на фоне перманентного недофинансирования армии такое отношение военных к собственным программам по созданию новых вооружений уже давно стало нормой. Но вот кто из иностранных потенциальных покупателей мог заинтересоваться еще не созданным первым для Украины ракетным комплексом подобного типа – остается неясным.
Ведь то, что ГКБ «Южное» и «Южмаш» в свое время создавали лучшие в мире межконтинентальные баллистические ракеты, вовсе не означает, что они способны тут же произвести и замечательные оперативно-тактические комплексы. Грубо говоря, это все равно, что производитель замечательных джипов заявил бы, что решил создать отличную гоночную машину по техническому регламенту «Формула-1», и к нему сразу бы выстроилась очередь. Представить такое трудно: потенциальный покупатель явно захотел бы сначала увидеть продукцию «в железе» (а не на чертежах), испытать ее, а затем уже выдавать авансы на покупку – ведь речь идет о новом для данного производителя классе техники. А потому кто финансирует «Гром» на стадии чертежей – остается загадкой.
Но еще большей загадкой стало прозвучавшее позже заявление министра обороны Павла Лебедева о том, что Минобороны нашло замену «Сапсану». В частности, он заявил, что данному ракетному комплексу уже на сегодня есть эффективная альтернатива. «Другое предприятие оборонного комплекса создало ракету, которая по некоторым параметрам оказалась эффективнее, а ее производство на территории Украины имеет более широкие перспективы в экономическом плане. Оно предусматривает большую загрузку отечественных предприятий, а также продажу изделий на рынки третьих стран. Планируется, что опытный образец мы получим уже в этом году, а его производство начнется в 2014-2015 годах», - заявил он.
Если это правда, то разработку такого «альтернативного» комплекса можно считать техническим чудом. Ведь тот же похороненный нынче «Сапсан», учитывая, что Украина раньше не разрабатывала и не производила ракетной техники подобного класса, создавался долгие годы, и все же не на пустом месте. До него первые навыки в проектировании таких ракетных комплексов украинские ракетостроители из ГКБ «Южное» получили, работая над предшественником «Сапсана» - оперативно-тактическим ракетным комплексом «Борисфен». В 2010 году тот же генеральный директор ГКАУ Юрий Алексеев заявлял: «Работы над созданием национального оперативно-тактического комплекса под названием «Борисфен» начались еще в 2006 г (в реальности, по некоторым данным, первые наработки этого комплекса появились еще в 1994 году! – прим. «СЛЕД».). Однако из-за организационных и финансовых трудностей этот проект устарел еще на «бумажной» стадии. На смену ему пришел «Сапсан». По сути, это улучшенный под последние требования военного ведомства «Борисфен». Но кто же, работая параллельно с ГКБ «Южное», мог втайне создать подобный комплекс с чистого листа?
В конце концов ИА «Укринформ» со ссылкой на того же Павла Лебедева сообщило: новым разработчиком ОТРК станет «Государственное Киевское конструкторское бюро «Луч», создающее противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) и элементы управления, контроля и диагностики зенитных ракет и торпед. Известие было странным: да, КБ «Луч» - сильнейший производитель, один из лучших в своей нише в СНГ, но между производимыми им противотанковыми комплексами и баллистическими ракетами разница не меньшая, чем между скутером и самосвалом. При этом самое странное в том, что КБ «Луч», если верить Павлу Лебедеву, не имея (в отличие от проекта «Сапсан») никакого госфинансирования, втайне уже фактически создало новый оперативно-тактический ракетный комплекс, который будет готов уже в этом году, а со следующего года готово его производить! Поверить в подобное непросто.
Show Must Go On
Но главное в другом. В заявлениях Лебедева мы видим некоторую неувязочку. В частности, он заявил, что ГКБ «Южное» и «Южмаш» по сути «кинули» Минобороны на 200 с лишним млн грн. И действительно, согласно официальному заявлению директора Департамента финансов Министерства обороны Украины генерал-лейтенанта Ивана Марко, Минобороны выделило в 2011 году на «Сапсан» 19,5 млн грн, а в 2012 году в бюджет было вбито 196 млн грн – всего выходит 215,5 млн грн.
Однако, как мы упомянули выше, всего два месяца назад глава Государственного космического агентства Украины Юрий Алексеев заявил, что «финансирование проекта составляет около 10% от планируемого» - то есть Минобороны в 2012 году потратило на проект всего около 20 млн грн (т.е. всего, вместе с финансированием в 2011 году – менее 40 млн грн, что и может объяснить ступор в работе над проектом, но никак не 200 млн, и тем более не 215,5 млн грн). В любом случае, кто-то из двух чиновников говорит неправду – либо Лебедев, либо Алексеев. Если же глава ГКАУ не лжет, и разработчики действительно получили лишь 10% от заявленной суммы, то Минобороны стоило бы объяснить, куда делось порядка 175 млн грн, якобы направленных на «Сапсан».
В целом же простое изучение хроники заявлений министров обороны с момента реанимации «Сапсана» в 2011 году наталкивают на интересные размышления. Итак, Михаил Ежель в должности министра поддерживал «Сапсан». Что он с этого имел – загадка, но сменивший его Дмитрий Саламатин тут же продемонстрировал весьма прохладное отношение к проекту – сразу же начались проблемы с финансированием. Зато в это время Минобороны усиленно раздавало заказы на ремонт и модернизацию техники – по схемам, позволяющим лихо дерибанить бюджетные средства (недавно «СЛЕД» писал об этой схеме относительно ремонта кораблей ВМС. Она же применима и для всех других видов военной техники и вооружения).
И вот Минобороны возглавил Павел Лебедев. Пожонглировав цифрами, он в две секунды доказал, что «Южное» и «Южмаш» куда-то девают многомиллионные средства, щедро раздаваемые (по его словам, понятно) военным ведомством, и тут же заявил о смене разработчика и производителя – в пользу предприятия, никогда не занимавшегося подобным видом вооружений.
А ведь это странно. Если кто-то из ракетостроителей (точнее – чиновников отрасли, потому как простые конструкторы и работяги такие вопросы не решают) все же украл деньги, предназначенные для «Сапсана», стоило бы разобраться в этих махинациях и наказать виновных, поставить на их место более чистоплотных товарищей. К чему же сразу рубить проект, над которым долгие годы работали лучшие в стране разработчики этой техники, и на который уже затрачены миллионы (которые едва ли кто вернет)? Вот в России после отставки министра обороны Сердюкова мы видим целую полосу скандалов, связанных с разного рода махинациями в «оборонке», но ведь никто не спешит выкидывать предприятия, чье руководство было в них замешено, из цикла производства оружия для российской армии. Потому что такие действия – бред чистой воды, и к настоящим национальным интересам не может иметь никакого отношения. А в Украине подобное поведение министра странным образом ни у кого не вызвало вопросов.
В итоге же имеем схему: одного разработчика комплекса Минобороны на ровном месте заменило на другого, параллельно выкинув (по словам министра обороны) более 200 млн грн на ветер. И тут же предложило другого – без всяких гарантий, что история не повторится. Стоит ожидать, что следующий министр обороны предложит «своего» производителя –например, в виде разработчика авиационных ракет. Этот веселый цирк может длиться бесконечно, и результатом его будут растраченные миллионные и миллиардные бюджетные средства. Но вот увидит ли в итоге украинская армия долгожданный ракетный комплекс – еще большой вопрос. А пока в Минобороны уверены: Show Must Go On, господа, шоу должно продолжаться!
- Информация о материале
Страница 929 из 1561
