Едва усевшись в президентское кресло, Виктор Янукович заявил, что «подолает руину» с помощью инвестиционных проектов. Да не простых, а национальных. Мол, заграничный капитал привлечем – деньгами страну завалим. «Я буду также нести ответственность за эти проекты, и работать над их реализацией – с одной стороны, как президент, с другой – как исполнитель», - заявил Виктор Фёдорович.
От слов тут же перешли к делу. Создали специальную контору – «Рога и копыта» Государственное агентство инвестиций и управления национальными проектами Украины. Руководить учреждением поставили закаленного на баррикадах оранжевой революции «полевого командира», перебежавшего в стан «контры», Владислава Каськива.
Контора солидная получилась – за три года в неё влили более двух миллиардов бюджетных гривен. А зарубежные инвесторы «отвалили» (по словам Каськива) аж 9 млрд грн. Вот только ни одному журналисту еще не удалось выведать у Госинвестпроекта, кто именно эти заграничные богатые «буратины», рискнувшие доверить клике Януковича миллиард с «мелочью» полновесных долларов. Контора Каськива все запросы отфутболивает к дочерным структурам, которые, «шифруясь», отвечать отказываются.
Среди важнейших национальных проектов было озвучено строительство железнодорожного сообщения между Киевом и аэропортом «Борисполь» - так называемый проект «Воздушный экспресс».
Первоочередной вопрос, который нужно было решить, – получение земли под строительство железнодорожного полотна. Учитывая, что Каськив еще в 2011 году заявил, что через неделю-две строительство пойдет ударными темпами (даже серебряный костыль вбил), создавалось впечатление, что вопрос земли уже решен. По крайней мере, сам Каськив божился, что земля уже выделена. Но сегодня Госинвестпроект признает, что земли у них нет. А землераспорядители (Госземагентство, Киевсовет, Бориспольская РГА и т.д.,) намекают, что и не будет, ведь контора Каськива даже не обращалась к ним с ходатайствами о выделении земли.
Из документов следует, что Госинвестпроект обращался только по поводу земли для строительства участка городской кольцевой дороги вокруг Киева, но здесь пока даже не определен маршрут.
Чрезвычайно важным является и еще один момент. Как видно на официальной кадастровой карте Украины, железнодорожный маршрут в аэропорт «Борисполь» пройдет через немалое количество земельных участков, которые сейчас находятся в собственности различных физических и юридических лиц.
Принудительное отчуждение таких объектов возможно только по решению суда. Судебное разбирательство – очень длительная и сложная процедура (многолетняя эпопея с отселением Русановских садов тому доказательство). Это как минимум 4-5 лет тяжб. Но эта работа, оказывается, даже не начиналась.
То есть, строительство может начаться где-то через пятилетку. А тот факт, что ни Госинвестпроект, ни ГП «Воздушный экспресс» по сей день так и не обратились с ходатайствами о предоставлении им земли и не ведут судебно-претензионную работу с владельцами, говорит об одном: железную дорогу в «Борисполь» никто и не собирается строить.
Хотя нельзя сказать, что по этому «проекту» работа не ведется совсем. Все эти годы одно «направление» продвигается очень даже активно. Речь о «выбивании» $370 млн китайског кредита под строительство.
Кредит получить таки удалось. Несмотря на то, что имеются государственные гарантии, в 2012 году его застраховали под 10% от суммы – на более чем $36 млн. Половину страховки уже оплатили (180 млн грн.), оставшуюся часть собираются покрыть за счет самого кредита.
Необходимость затрат на страховку в Госинвестпроекте объясняют тем, что таковым было предварительное требование китайцев перед заключением кредитного соглашения. Но кредитное соглашение № BLA201123 с государственным Экспортно-импортным банком Китая было заключено годом ранее – 5 июля 2011-го. Поэтому заключение страхового договора в 2012 году не могло быть предварительным условием кредитного соглашения, подписанного за год до этого.
Примечательно и то, что сначала китайцы требовали страховку «аж» под 7% от суммы кредита. Но такой «грабеж» зело возмутил Каськива. Он начал вести переговоры о более низкой ставке. И заключил страховой договор под 10% - на 3% выше, чем изначально предлагали финансисты из Поднебесной. Нерасторопные китайцы, наверное, до сих пор ломают голову, почему украинские «комбинаторы» сделали такой финт ушами.
Но главный вопрос заключается в другом: зачем вообще брать кредит на строительство, под которое сейчас нет земли и в ближайшем будущем не предвидится?
На веб-портале государственных закупок была размещена официальная информация о том, что, по результатам закупки у одного участника, Государственное предприятие «Дирекция по строительству и управлению национального проекта «Воздушный экспресс» и других инфраструктурных объектов Киевского региона» 17.05.2013 заключило с Китайской национальной корпорацией машинной индустрии и генеральных подрядов (СМСЕС) / China national machienery industry comlete engineering corporation договор о организации железнодорожного пассажирского сообщения г. Киев - аэропорт «Борисполь». Однако, в интернете не удалось найти сайт китайского предприятия с таким названием.
С наиболее подходящим названием есть сайт предприятия CHINA NATIONAL MACHINERY COMPLETE INDUSTRY ENGINEERING CORPORATION. Он довольно содержательный, на нем размещена информация о большом количестве конкретных объектов компании, но какие-либо упоминания об Украине отсутствуют.
В интернете есть сайт предприятия с похожим названием, а именно – China National Complete Engineering Corporation (CCEC). Судя по его наполнению, которое очень редко обновляется, Украина едва не единственный партнер этой компании. Однако, как название, так и аббревиатура сей «конторы» не совсем совпадают с «реквизитами» компании, фигурирующей в анналах Госинвестпроекта и на сайте госзакупок.
Кроме того, на сайте CCEC отсутствует какая-либо информация о уже реализованных проектах (страница «Достижения» даже не открывается). Таким образом «солидность» этой «конторы» под вопросом.
Конечно, нельзя утверждать, что китайская компания, которой перепадет $370 млн кредита, - подставная. Тем более, что Интернет безграничен, и журналисты могли не заметить «правильный» сайт China national machienery industry comlete engineering corporation. Однако и в Госинвестпроекте не смогли предоставить точное название китайской компании, с которой заключен договор на строительство «Воздушного эекспресса», как и адрес ее представительства в Интернете, не говоря уже о копии первой страницы договора с ней.
Подчиненные Каськива посоветовали обратиться к Государственному предприятию «Дирекция по строительству и управлению национального проекта «Воздушный экспресс» и других инфраструктурных объектов Киевского региона». Но там гордо заявляют, что они не государственный орган, а коммерческая компания, посему никакой информации предоставлять не будут.
То есть, информация о китайском «лыжном инструкторе», который освоит $370 млн кредита, покрыта мраком тайны. Но точно известно, что возвращать деньги китайцам (плюс проценты) придется украинским налогоплательщикам.