В НКРСИ на финальной стадии подготовки находится законопроект с очень длинным и пространным названием, который в телеком-отрасли коротко окрестили «анализ рынков». Однако за видимой простотой названия скрываются впечатляющие амбицииНацкомиссии. Документ не только на законодательном уровне значительно расширяет полномочия НКРСИ по определению игроков с существенной рыночной долей (SMP — сокр. от Significant Market Power или значительная рыночная сила), но главное — попутно фактически наделяет Нацкомиссию правом утверждать тарифы операторов и провайдеров SMP в качестве штрафной санкции за обладание существенной рыночной долей.

Госорган, в частности, предлагает дополнить закон о телекоммуникациях статьей 39-1 «Регуляторные обязательства для операторов телекоммуникаций с существенным рыночным преимуществом на рынке определенных телекоммуникационных услуг», где в п. 3 НКРСИ наделяется правом накладывать на операторов или провайдеров SMP регуляторные обязательства относительно:

• расчета себестоимости телекоммуникационных услуг, указанных НКРСИ;

• представление на согласование в НКРСИ тарифов (тарифных планов) на предоставление услуг потребителям на рынках определенных телекоммуникационных услуг.

Данное нововведение авторы, не скрывая, называют одним из ключевых: «В случае отсутствия достаточных оснований для применения SMP-операторами тарифных предложений на предоставление телекоммуникационных услуг, Комиссия, с целью защиты интересов потребителей, имеет право заблокировать их внедрение».

Но тут возникает вопрос, по каким критериям НКРСИ будет оценивать наличие или отсутствие конкуренции на том или ином рынке? В законе о телекоммуникациях данная процедура не описана. В п.2 ст. 18-1 предлагаемого законопроекта очень пространно сказано, что Нацкомиссия оценивает тот или иной рынок «по установленным ею критериям». Что это за критерии, и в каком нормативно-правовом акте они описаны — в НКРСИ так и не ответили.

Например, критерии, по которым Нацкомиссия оценивает состояние конкуренции на рынке услуг пропуска трафика четко прописаны в соответствующем документе: «Порядок анализа рынков услуг пропуска трафика и определения операторов телекоммуникаций с существенным рыночным преимуществом». Он действует с 2011 года. Однако аналогичного порядка для анализа остальных рынков очевидно пока не существует. А без обоснованного решения о неконкурентности рынка процедура определения операторов с существенной рыночной долей, и уж тем более наложение на них какие-либо обязательств, выглядит сомнительной.

Примечательно, что Минэкономразвития, которое участвует в процессе согласования законопроекта НКРСИ, в комментарии «proIT» высказало принципиальное замечание о «необходимости определения исчерпывающего перечня критериев, по которым НКРСИ намерено анализировать состояние экономической конкуренции на рынках телекоммуникационных услуг, с целью внедрения четкой процедуры проведения такого анализа».

Кроме того, Минэкономразвития негативно относится к инициативе Нацкомиссии взять на себя полномочия по фактическому регулированию тарифов операторов и провайдеров: «Министерство высказало принципиальное замечание о необходимости исключения из проекта закона положений, которыми вводится государственное регулирование тарифов (тарифных планов) на предоставление телекоммуникационных услуг операторами, провайдерами телекоммуникаций с существенным рыночным преимуществом на рынке определенных телекоммуникационных услуг, как таковых, не согласуются с действующим законодательством».

Тем не менее, Александр Баринов, главный исполнительный директор life:) высказывает противоположное мнение: «Астелит продолжает поддерживать идею внедрения регулирования операторов со значительным рыночным преимуществом (SMP) на мобильном рынке Украины, как единственную возможность оздоровить конкуренцию среди операторов. Определение SMP-операторов — это эффективный инструмент формирования конкурентного рынка, ведь, если такой оператор злоупотребляет своим рыночным преимуществом и ограничивает конкуренцию, на него накладываются определенные ограничения, в т.ч. и в тарифообразовании».

По словам Александра Баринова, в таком случае для компаний со значительной долей рынка и для субъектов хозяйствования, которые не обладают рыночным преимуществом, условия конкуренции выравниваются, а соответственно сама конкуренция — усиливается. От этого выиграет потребитель, ведь именно у него, в итоге, есть широкий выбор поставщика услуг. «Однако такое эффективное регулирование розничного рынка будет иметь смысл лишь при условии детального анализа рынка и объективного определения операторов со значительным рыночным преимуществом, а также дальнейшего рационального применения данного инструмента», — отмечает топ-менеджер life:).

С критериями определения игрока SMP на рынке телеком-услуг все предельно ясно: в законе о телекоммуникациях написано, что это оператор или провайдер, доля дохода которого на определенном НКРСИ рынке в течение года, предшествующего проведению анализа рынка, превышает 25% суммарного дохода всех конкурентов, полученного за тот же период времени. Но в то же время, с условиями анализа рынка на предмет отсутствия конкуренции все далеко не так однозначно.

Поэтому, если законопроект НКРСИ будет принят в текущей редакции, он позволит Нацкомиссии при желании достаточно вольно манипулировать понятием «уровень конкуренции на анализируемом рынке» и навязывать игрокам тарифные планы на свое усмотрение.