Несмотря на летнее затишье, общество никак не может отойти от событий во Врадиевке. Стране пообещали, что мерзавцев в погонах накажут по закону и даже проведут реформу всего МВД. Сейчас, как рассказывают наши источники в киевской милиции, идет проверка работы всех столичных райуправлений. И хоть проверяющих из министерства обязали найти нарушения у 30 процентов милиционеров (с целью их последующего увольнения), уже первые результаты показывают, что закон игнорирует добрая половина столичных правоохранителей. Нетрудно предположить, что и в целом по Украине ситуация не лучше.

«ФАКТЫ» продолжают искать ответы на вопросы, почему наша милиция оказалась в столь плачевном состоянии и что делать, чтобы ее из него вывести. На эти вопросы уже отвечали легендарный сыщик Валерий Кур и бывший замминистра внутренних дел, экс-начальник столичного и крымского главков милиции Михаил Корниенко (номера «ФАКТОВ» от 17-го и 25 июля 2013 года). А сегодня своим видением путей выхода из системного кризиса, поразившего отечественные правоохранительные органы, делится полковник в отставке, создатель первого в Советском Союзе милицейского профсоюза и один из первых милиционеров на дипломатической службе Украины, имевший возможность видеть, как работает зарубежная полиция, Владимир Карасик.

— Как вы оцениваете нынешнее состояние украинской милиции, которой, по данным соцопросов, доверяет менее одного процента населения? Лично вы — доверяете?

— Результаты социологических опросов поистине удручают. А ведь в начале 1990-х годов украинская милиция довольно успешно противостояла бандитскому беспределу. В нынешнем же перманентном бесправии как граждан, так и самих милиционеров вновь поднимает голову криминалитет. Почему так? Потому что бандиты чувствуют безнаказанность. А тюрьмы скорее готовят преступников, чем перевоспитывают их. Согласно статистике МВД почти половину раскрытых преступлений сейчас совершают ранее судимые. Такого количества рецидивов не было с послевоенных времен, когда по декрету Берии выпустили свыше миллиона уголовников.

Ситуация в важнейшем правоохранительном органе государства становится все более нетерпимой, безнравственной и бесконтрольной. Менять надо не только людей, но и всю систему обеспечения правопорядка. Казалось бы, эта тема давно набила оскомину, но у нас, как говорил классик, «все течет, но ничего не меняется». Наш народ традиционно испытывал страх и неприязнь к своим правоохранителям, как бы те в разные времена ни назывались: стрельцами, опричниками, жандармами, околоточными надзирателями или милиционерами. Переломить такое отношение можно только коренными преобразованиями.

*Вслед за штурмом Врадиевского райотдела милиции волна протестов против произвола правоохранителей прокатилась по всей Украине, и в МВД заговорили о реформировании

Специфика милиции такова, что сегодня это самый крупный аппарат, осуществляющий реальные меры государственного принуждения. По новому Уголовно-процессуальному кодексу милиция теперь расследует более 95 процентов регистрируемых событий. С учетом производственных и бытовых связей людей ее деятельность так или иначе задевает интересы большинства населения. Поэтому степень своевременности, законности и справедливости, культуры применения принудительных мер — один из существенных факторов формирования морально-политического климата общества. Лояльность к людям, доверительные отношения с населением — вот залог взаимопонимания и доверия. У нас же иной раз дело доходит до абсурда. Рядовой гражданин порой опасается обращаться за помощью в милицию. Это настораживает, ибо означает, что люди не верят в адекватное реагирование стражей порядка. Поэтому-то у граждан и создается впечатление, что милиционеры равнодушны к их бедам. Оторванные от народа правоохранители служат не закону и своей высшей цели — оказывать помощь людям, а командирам, манипулирующим ими как кому заблагорассудится! Надо признать факт тотального разложения милиции, и она должна пройти через свой Иордан.

Украинцы уже давно перешли во всем на рыночные отношения, которые порождают новые экономические и социальные связи. А вот милицию по-прежнему хотят видеть «советской, социалистической», со своими бескорыстными жегловыми и шараповыми... Но ведь так не бывает! Если капитализм — то полиция и все, что из этого следует. Статус, доходы, гарантии, права и обязанности... Милиционеры тоже люди и хотят жить по-людски, имея соответствующие официально гарантированные социальные и материальные возможности.

Пару лет назад по результатам различных исследований стало ясно, что престижность работы в некоторых подразделениях МВД претерпела серьезную трансформацию. Например, в советское время престижно было работать в уголовном розыске, служба же в ГАИ «безлошадной» страны котировалась невысоко. А с 1990-х годов «статусность» милицейских специальностей стала напрямую зависеть от их прибыльности и на первые места вышли отделы борьбы с экономической и организованной преступностью, налоговая служба, Госавтоинспекция, следственная, охранная и паспортные службы. И то верно: много ли наживешь в угрозыске, где нужно пахать круглые сутки?

Милиция Украины, подобно любой полиции мира, складывалась как закрытая кастовая система. Полицейское сообщество по-настоящему реагирует только на факты любых обвинений против коллег, а не на то, правы были они или не правы. И тем не менее в полиции других стран нет такой массовой коррупции.

— Как вы думаете, в чем причина глобального недоверия к одному из важнейших институтов государства? Когда, по-вашему, началась деградация правоохранительных органов и с чем это связано?

— За 30 лет службы в органах внутренних дел СССР мне довелось работать под «знаменами» разных министров. Могу сказать одно: у милиционеров моего поколения ни о ком из них не осталось добрых воспоминаний. Временщики. В отличие от одного из последних советских министров внутренних дел Николая Щелокова, которого и сейчас все, кто служил под его руководством, помнят как человека, не пожелавшего превращать милицию в карающий меч госбезопасности и поплатившегося за это с приходом к власти Юрия Андропова. В период с 1982-й по 1985 год из советской милиции было уволено 160 тысяч обученных, профессионально подготовленных милиционеров.

— Этим цифрам, — продолжает Владимир Карасик, — вторят и более современные — за последнее десятилетие. После «оранжевой» революции и последующих многократных смен власти из-за кадровой чехарды в МВД Украины более 100 тысяч человек покинули ведомство. Хоть кто-то проанализировал, какой потерей для правоохранительной системы общества стал уход 45—50-летних профессионалов, которые вынуждены были так поступить только из-за того, что у их руководителей иные политические взгляды? Потребуется еще много времени, чтобы восстановить этот кадровый потенциал. Сейчас же картина безрадостная. У милиционеров различных рангов пропадает интерес к работе, профессии, продвижению по службе. Доминируют подобострастие, подхалимаж, угодничество, манипуляция законом.

— Что бы сделали лично вы, если бы вам пришлось реформировать МВД? Все ли упирается в проблемы финансирования, как это пытается представить почти каждый министр внутренних дел?

— Считаю, что сегодня необходимо переходить к полицейско-контрактному принципу комплектования кадров МВД. Поступающий на службу подписывает полис-контракт на определенный срок, от которого зависит сумма выплаты кредита, например на приобретение жилья, и другие преференции. Этим двусторонним договором определяются условия регресса в случае досрочного прекращения службы, а также обязательства государства по социально-бытовому обеспечению сотрудника. Во многих странах Запада действует своя специальная почасовая система оплаты труда, дифференцированная в зависимости от времени несения полицейским службы: день, вечер, выходной, праздник и т. д.

Обязательно наличие так называемых полицейских привилегий: льготные, ипотечные или лизинговые квартиры, оплата домашних телефонов, детских садов, учебы в вузах, медицинская страховка, оплата поездки в отпуск и многое другое. Наконец, самое главное — гарантированное достойное пенсионное обеспечение с сохранением всего пакета социальных благ, действующих для служащих полиции. Но если, нарушив условия двустороннего договора, полицейский уволится со службы (по любым причинам, кроме вызванного прохождением службы ухудшения состояния здоровья), тогда он потеряет все. Да еще и в бесспорном порядке регресса будет обязан возместить все материальные и финансовые средства, затраченные на него государством во время службы в полиции.

Кроме того, обязательным условием, на мой взгляд, является периодическая ротация сотрудников из одной службы в другую, что полностью ломает коррупционные, клановые связи начальников и подчиненных.

Вот в таких условиях любой правоохранитель сто раз подумает, нарушать закон или честно служить до выхода на пенсию, обеспечивая себе сохранение всех социальных гарантий, которые имелись во время службы.

Еще один принцип: рядовой полицейский, как и его начальник, должен быть универсален и не специализироваться по линии то ли ГАИ, то ли патрульно-постовой службы (ППС). Это исключит саму базу вымогательства, поборов и круговой поруки. Кстати, еще в начале 1990-х годов на коллегии МВД Украины звучало предложение отказаться от специализации милицейских учебных заведений и по западному образцу готовить универсального правоохранителя, способного нести службу в любом подразделении. Кроме того, по существовавшему тогда порядку в милицейский вуз принимали только тех, кто хотя бы год прослужил на рядовых должностях в ППС. За это время и абитуриент мог укрепиться в своем выборе, и сотрудники кадрового аппарата имели возможность присмотреться к человеку.

Такая практика существует в США, где новобранцы полиции начинают с самой неблагодарной работы, а повышение возможно лишь в том случае, если полицейский отлично служит не менее трех лет. Противники подобной системы утверждают, что, мол, она нарушает профессиональную специализацию. На это можно возразить: речь идет о служащих низшего и среднего звена, еще не устоявшихся в профессиональном плане, морально и психологически уязвимых.

Кстати, в 1970-х годах американская полиция испытывала те же проблемы, что и украинская сегодня: недоверие населения, коррупция, излишняя жестокость, непрофессионализм. В 1972-м власть и общество взялись за ее реформу. Созданная тогда комиссия Кнаппа выработала четкие рекомендации по поводу преобразований. Например, наладить сотрудничество с обществом. Власть профинансировала ряд программ, и в работу полиции вовлекались подразделения добровольцев, сформированные из местных жителей. Их обучали, затем выдавали униформу, оружие, средства связи и патрульный автомобиль. Так система становилась более открытой, потому что в нее попадали люди извне.

Какой урок может извлечь Украина из опыта реформы полиции в США? Думаю, нужно отдавать обществу как можно больше полномочий, а также контроль над милицией. Для этого необходимо существенно упростить процедуру проведения референдумов, то есть изучения общественного мнения, а также повысить статус общественных организаций. Без этого реформа МВД в нашей стране так и останется показухой.

Кроме американского, у нас есть также российский опыт 1917 года, когда потерпела крах коррумпированная и забюрократизированная правоохранительная система. Новая народная милиция из всей этой системы оставила нетронутым только уголовный сыск. В довоенные и послевоенные годы милиции удалось победить преступность, имея штат в разы меньший, чем у сегодняшнего МВД. Лишь благодаря тому, что на их стороне было все общество, весь народ.

— Прокомментируйте, пожалуйста, учитывая и экономическую составляющую, возможность распустить милицию и набрать новую на конкурсной основе. Нужна ли Украине столь многочисленная армия сотрудников органов внутренних дел?

— Часто звучит мнение, что численность украинской милиции значительно больше, чем в странах Евросоюза. Между тем штатных сотрудников в форме у нас всего 180 тысяч, из которых 12 тысяч — курсанты милицейских вузов, 33 тысячи — военнослужащие внутренних войск, 20 тысяч — сотрудники госслужбы охраны. И кстати, в Евросоюзе, не говоря уже о США, полицейский обходится налогоплательщикам гораздо дороже, чем в Украине. Там средства, затрачиваемые на обеспечение правопорядка, огромны. Но и уровень правосознания гораздо выше. Наш милиционер — очень дешевый работник: он обходится государству примерно в десять раз дешевле, чем в странах Евросоюза. Тогда как отечественный ВВП на душу населения меньше, к примеру, датского не в десять, а в четыре-пять раз.

О «милицейской» проблеме не высказался только ленивый. Политики, общественники, журналисты, интеллигенция, обыватели – у всех для «ментов» припасена «пара ласковых». Оно и понятно, ведь система МВД гниёт и разлагается уже лет двадцать, а инцидент во Врадиевке лишь подогрел давно копившееся недовольство. Пользуясь околонулевым доверием граждан, милиция стала лёгкой мишенью для критики. К сожалению, лидерами мнений у нас являются самые громкие и эпатажные, а не самые уравновешенные и вдумчивые. Поэтому публичная дискуссия о проблемах МВД моментально превратилась в балаган (если не сказать хуже). Одни предлагают немедля разогнать МВД, другие – создавать отряды самообороны от «мусоров», третьи – штурмовать каждое РОВД в поле зрения. А публика, разгоряченная репортажами о преступлениях «ментов», внемлет… Похоже, ещё одной фундаментальной проблеме суждено быть заболтанной и похороненной под предвыборными лозунгами.

Между тем, ситуация с кризисом МВД куда более серьёзная, чем может показаться. Начнём с того, что органы правопорядка (включая неотделимые от них судебные) – один из главных социальных институтов. Его функция – обеспечивать управляемость государства и общественное спокойствие. Подобные функции выполняют и многие другие институции, но правоохранительные органы имеют право на использование силы, то бишь, оружия. Сотрудники МВД – особая категория государственных служащих, вооруженных и обученных это оружие применять, а также проводить сопутствующую работу (розыск, слежка и т.п.). Как тут не вспомнить знаменитый афоризм о том, что солдат отличается от убийцы лишь тем, что служит обществу? То же самое касается и милиции.

Как только МВД выходит из-под контроля государства и начинает преследовать какие-то свои цели, в обществе обнаруживается многотысячная организованная преступная группировка, способная «закошмарить» целую страну. Нечто подобное мы увидели во Врадиевке, где местные органы правопорядка деградировали до совершенно невменяемого состояния и стали работать не на граждан, а против них. Насколько далеко зашла «мутация» системы МВД, судить трудно, но очевидно, что процесс идёт.

Последствия этого куда страшнее, чем отдельные эпизоды преступности и коррупции. Во время войны мародёрство пресекается не столько по этическим, сколько по управленческим соображениям. Армия насильников и грабителей может легко выскользнуть из-под контроля генералов. Аналогичным образом украинское государство теряет контроль над вверенной территорией из-за кризиса МВД. Во-первых, коррупция весьма плохо сочетается с профессионализмом: должности и звания покупаются, а специалиста всегда могут заменить на лояльного болванчика, удобного для теневых схем. Во-вторых, милицейская коррупция – это всегда симбиоз с криминальным миром. Власть предержащие могут заявлять сколь угодно жесткую политику в отношении преступности, но если милиция коррумпирована, борьба с криминалом будет всегда «договорным матчем». В-третьих, коррупция смещает ценностные приоритеты тех, кто составляет систему МВД. Те, кто желает добросовестно выполнять долг, в МВД долго не задерживаются, а у остальных формируется антисоциальная модель поведения. В конечном итоге, государство попросту лишается рычага силового влияния на общество: поставленные задачи «менты» либо не хотят выполнять, либо не могут.

Но коррупция – штука чрезвычайно заразная и в рамках одного института локализуется редко. Как правило, в каждом конкретном случае мы имеем дело с симбиозом коррумпированных правоохранителей, чиновников и т.д. Например, чтобы «отмазать» очередного «мажора», богатому папке приходится задействовать коррупционные рычаги в милиции, ГАИ, медучреждениях и так далее. В этом месте принято говорить о сговоре «преступного режима» с «мусорами» и коррупционерами всех мастей. Но, во-первых, система мздоимства и теневых схем зародилась ещё на заре независимости. А во-вторых, в неё входят… буквально все.

Когда «отмазывают» так называемого «мажора», мы возмущаемся до глубины души. Когда «менты»-изверги насилуют женщины и пытают людей, мы ужасаемся и негодуем. Когда местные князьки, сговорившись с милицейским начальством, превращают города и области в свои феоды, у нас сжимаются кулаки. Правда, добрая половина (если не 99%) украинцев так же негодует, когда не получается «договориться» с упрямым инспектором ГАИ, милицейским патрулём, врачом, военкомом, преподавателем… Поэтому-то деградация МВД – гораздо большая проблема, чем несколько продажных «ментов», которых добропорядочные граждане должны люстрировать. Когда гниёт целый социальный институт (не важно, с головы или с хвоста), миазмы проникают повсюду.

Кризис МВД, в свою очередь, тоже результат системных процессов в стране. Когда вчерашние компартийцы стали вождями молодого независимого государства, ими был взят курс на построение банановой республики. Энергия распада, высвободившаяся в ходе уничтожения высокоразвитых производств и «распила» всего остального, позволила финансовым элитам накопить изрядные капиталы. Естественно, что всё это происходила далеко за рамками правового поля. Поэтому система МВД независимой Украины унаследовала не только всё худшее от советской милиции, но и получила «родовую травму». С одной стороны, государство обрекло её на бедность (фактически жизнь «на подножном корму») и практически заставило участвовать в разной степени незаконных действиях новых элит. То ли беспечность, то ли тупость, то ли жадность последних привели к тому, что коррупция распространилась на все сферы общества. Причём в такой степени, что государство становится ощутимо неуправляемым. Ведь вместе с МВД «накрылись» система образования, здравоохранения, армия и прочие «столпы» государства и общества.

В конце концов, и сами милиционеры не с Марса прилетают. Они – плоть от плоти украинского общества. Представления о «решаемости» большинства проблем «мусора» впитали ещё будучи школьниками или в лихие 90-е. «Купленный» диплом милицейского вуза ничем не отличается от купленного диплома врача или программиста, с той лишь разницей, что «менту» дадут табельное оружие, хирургу – скальпель, а программисту – компьютер. Так что просто «разогнать» МВД не получится, ведь новые, некоррумпированные кадры придётся набирать всё из того же социума, а работать им придётся в условиях всё того же сверхспроса на коррупцию.

О противостоянии граждан коррумпированным «мусорам» тоже говорить не приходится. Уже хотя бы потому, что в конфликте граждан и сотрудников МВД выиграют непременно последние, поскольку только они имеют спецподготовку. Если бы «штурм» РОВД во Врадиевке дошёл до логического конца (то есть прорыва толпы в здание), дело кончилось бы трупами, причём со стороны штурмующих. Те, кто подбивает украинцев «партизанить» и вступать в противостояние с милицией, должны понимать, как легко спровоцировать бойню. Тем более, если речь идёт о милиции, которая не брезгует пытками, избиениями и прочими нечистыми приёмчиками.

Кроме того, не стоит забывать и о третьей стороне конфликта, а именно о криминальном мире, одинаково враждебном и милиции (даже разложившейся), и гражданам. Как бы то ни было, милиция так или иначе контролирует криминалитет или, по крайней мере, держит его в узде (пусть и в своих целях). Какова эффективность работы МВД – вопрос дискуссионный, но вряд ли исчезновение милиции приведёт к снижению уровня преступности. Сколь бы ни неприятными были наши «менты», сажают в тюрьму не только невинных граждан.

Всё это может показаться оправданием милицейского беспредела: мол, милиция – заложник обстоятельств и реформировать её трудно. Но объяснить – не значит оправдать. Не стоит строить иллюзий и идти на поводу у популистов и провокаторов, предлагающих быстрые решения.

Какие бы красочные картины они ни выводили, решить проблему МВД «снизу» невозможно, как невозможно и скорое её решение. Сложность состоит в том, как скоро политическая элита начнёт наводить порядок в системе МВД, и как далеко к тому моменту зайдёт её разложение.

Ведь пока парламент функционирует в режиме шапито, а политические группировки выверяют каждый шаг «под выборы», страна становится неуправляемой. МВД перестаёт защищать, суды – судить, минобразования – учить, а минздрав – лечить. И вполне вероятно, что из этой зоны турбулентности Украина может и не выйти.

В последнее время в рядах Партии регионов обострилась идеологическая шизофрения. Несмотря на то, что Президент Виктор Янукович публично заявляет о намеченном движении в сторону Европы, это вовсе не мешает другим представителям пропрезидентской партии заниматься «славянофильством» и активно продвигать Таможенный союз. В этом плане показательным стало недавнее интервью нардепа от ПР Олега Царева, в котором были озвучены незамысловатые тезисы, сводившиеся к тому, что Ассоциация с ЕС лишит Виктора Януковича поддержки Кремля, а Таможенный Союз – это лучшее место на земле. Дескать, вместо Виктора Федоровича в случае евроинтеграции Россия будет поддерживать Виктора Медведчука или другого промосковского кандидата. Но – точно не Виктора Януковича. Подобное запугивание всесильного главы украинского государства со стороны рядового нардепа от ПР выглядит спланированной операцией не только по продвижению Медведчука в информполе, но и обозначило разделение «бело-голубых» группировок по геополитическому признаку.

Стоит учитывать, что Царев в Партии регионов уже давно находится в перманентной опале. С приходом Виктора Януковича к власти Царев, который являлся главным «регионалом» Днепропетровской области, остался ни с чем. Так называемая группа «ахметовца» Александра Вилкула легко подмяла под себя регион, в результате чего Олег Анатольевич был лишен каких-либо серьезных рычагов влияния и даже «пролетел» мимо избирательного списка ПР на парламентских выборах 2012 года. Однако депутатом он все-таки стал, после того как ему выделили один из самых отдаленных округов в Днепропетровской области. Но обиды на своих однопартийцев, видимо, никуда не делись. При этом Царева знают не только как представителя группы «боевиков» в Верховной Раде, занимающейся блокированием/разблокированием парламентской трибуны, но и давно замечают в группе радикально пророссийских «регионалов» вроде Вадима Колесниченко. Обозначил свое присутствие Царев и на конференции, организованной Медведчуком к приезду Владимира Путина на Крещение Руси. «На наш круглый стол, посвященный цивилизационному выбору Украины, приехал Путин», - написал Царев в соцсетях. И хотя конференция в результате провалилась, Кремль и Ко запустил новый пробный камень по запугиванию Виктора Януковича с помощью «русской мощи». Подобные заявления Царева напрямую выгодны Медведчуку, цель которого, очевидно, заключается в том, чтобы напугать украинского Президента расколом в ПР, а в перспективе – распылением пророссийского электората.

Тем не менее, конфликт «Таможенный союз vs Ассоциация с ЕС», судя по всему, лишь информационное прикрытие конфликта между властными группами, которым гораздо проще решать свои вопросы, прикрываясь Путиным и его протеже в Украине, нежели устраивать явные разборки. Медведчук – Медведчуком, а воспользоваться подобными провокационными заявлениями могут и другие серьезные игроки. Так, в евроинтеграции кровно заинтересованы «ахметовцы» и молодое окружение Президента. Во всяком случае, от того же Арбузова слова доброго о ТС слышно не было. А с «российским» лобби давно плотно ассоциируется так называемая группа «газовиков». Как заявил «Комментариям» директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко, причина кроется как в политической, так и экономической плоскости. «Стоит учитывать, что Фирташ отвечал за всю газовую игру с Россией. Сейчас через Германию, Словакию и Венгрию другие группы начали гнать в Украину тот же российский газ. Кроме того, Фирташу непонятно на кого ставить на президентских выборах – с Януковичем у него нет будущего. Ставить на Кличко – так Янукович даст по рукам», - отметил эксперт. Поэтому лучшим прикрытием для «газовиков» может стать лишь «русофильство» на стороне. Тем более, что тот же вице-премьер по энергетике Юрий Бойко, которого связывают с данной политико-финансовой группой, имеет близкие контакты с Москвой. Для главы АП Сергея Левочкина перманентные геополитические «качели» между ЕС и ТС так же могут быть выгодными. Ведь именно за счет неразберихи ему покамест удается усидеть в своем кресле.

Правда, по мнению того же Виктора Небоженко, перспективы как латентных, так и активных «славянофилов» обречены на проигрыш в случае подписания Ассоциации с Евросоюзом. «Проблема заключается в том, что Янукович собирается идти в Европу. Конечно, в случае подписания Ассоциации он вряд ли что-нибудь еще будет делать в этом направлении. Но тем самым он прикроется от путинского удара», - считает он. В любом случае, информационная игра на внешнеполитических вопросах – лишь прикрытие реальной проблемы «газовиков». А она заключается в том, чтобы выжить при нынешней смене политических и экономических элит…

[url=http://]http://[/url]Государевы мужи в Украине всегда хозяева своего слова и при необходимости свободно берут его обратно. Так и с приватизацией оставшихся в собственности государства пакетов акций бывших обл- и горгазов…

Весь прошлый год чиновники трогательно рассказывали публике, как хорошо и правильно, что при приватизации энерго- и газовых компаний в государственной собственности оставляются 25-процентные пакеты. Мол, это позволит чутко влиять и даже местами руководить практически приватизированными энергопредприятиями.

Сказать, что им верили, — слишком сильно. Эксперты уже тогда цинично заявляли, что пакеты оставляются за государством по двум причинам. Во-первых, без госпакетов энергокомпании стоят дешевле. Во-вторых, продажа неконтрольных пакетов заранее отсекает "чужаков".

Если продавать пакет явно больше контрольного, теоретически может рискнуть и покупатель со стороны. Может быть, даже (страшно подумать) не связанный с нашими бизнес-группами. Причем такая возможность не столь уж теоретическая. Конечно, большинству представителей западного бизнеса не до покупок в стране с нашим уровнем рисков, но вот россиян они не пугают.

И чтобы отсечь возможность появления полугосударственных российских компаний, Фонду государственного имущества Украины (ФГИ) пришлось пойти практически на прямой запрет. Покупать имущество той же энергетики запретили любым фирмам с существенной долей госсобственности… И все сработало — отсекли нежелательных покупателей.

Недавно глава ФГИ Александр Рябченко, размышляя о ходе приватизации энергетики, с удовлетворением отметил: "У нас не было ни одной энергокомпании, на которую бы не был инвестор, желающий ее приобрести. Они не все украинцы, но все украинские резиденты".

Все строго так и есть — все покупатели свои. Энергетикой закупились строго те, кто ее и раньше контролировал: Ринат Ахметов, Игорь Коломойский и Константин Григоришин. Ну, и уже почти полтора десятка лет присутствующие на нашем энергорынке российские господа Михаил Воеводин и Александр Бабаков (украинские резиденты с российским гражданством).

По иронии ситуации, последние два зашли на энергорынок в 2000 г. при премьере Викторе Ющенко, который тогда очень зазывал иностранцев и продавал шесть энергокомпаний честно и прозрачно. Неожиданно для него, две трети предложенного купили вышеуказанные господа при посредничестве "дочки" словацкой госкомпании VSE. А этой весной, перекупив после нескольких попыток у американцев акции "Ровнооблэнерго" и "Киевоблэнерго", они окончательно подвели итог той попытки привлечь западные фирмы…

На газовом рынке Украины все было еще проще: почти все мало-мальски привлекательные с точки зрения бизнеса и его перспектив обл- и горгазы купил Дмитрий Фирташ. Остальным участникам действа в лучшем случае дали возможность юридически оформить уже имеющийся контроль над частью "газовых" акций (с кем-то же надо будет потом торговаться…).

Никакой российский "Газпром" или его дочерние предприятия пока и близко не нарисовались.

Заодно приватизаторы обещали, что когда-нибудь, в счастливые времена, блокирующие пакеты акций энергокомпаний таки продадут, и за очень большие деньги. И вот недавно нас порадовали: такие времена, видимо, для кого-то уже наступили — государству блокирующие пакеты уже без надобности. Грядет их массовый "слив".

По словам главы Фонда госимущества Александра Рябченко, сейчас ему передают блокирующие пакеты облгазов, и осенью их начнут продавать. И заранее г-н Рябченко обеспокоился: успеют ли в этом году все реализовать? При этом продажу снова намечают вести через аукционы, то есть с возможным выдвижением отсекающих всяких иностранцев условий.

Насчет последних глава ФГИ с присущим ему юмором поделился наблюдением: "За три года… могу четко сказать, что национальный бизнес оценивает украинское имущество дороже, чем иностранный.

Когда мы в позапрошлом году продавали областные энергетические компании, то встречались с иностранными инвесторами, которые говорили нам: вы переоценили, украинские энергетические компании должны стоить дешевле. Если вы хотите, чтобы мы пришли, оцените, пожалуйста, дешевле".

Кто из западных и российских компаний рвался на наши конкурсы, где была куча дополнительных условий, чтобы их ни разу не пустить, осталось маленькой загадкой…

В прошлогодней приватизации мелькнула разве что польская Rafako, которую "кинули" при приватизации "Донецкоблэнерго". Но и она хотела не приватизировать, а безуспешно мечтала просто получить назад многолетние долги.

А вот то, что отечественный бизнес знает реальную цену продаваемых энергокомпаний, — чистая правда. Он даже догадывается, что в стране есть люди, умеющие влиять на стоимость продажи.

К примеру, по газовым и энергетическим компаниям государство провело феерическое действо: сначала свой контрольный пакет распилило пополам, сразу снизив и его стоимость, а заодно и инвестиционную привлекательность. Потом залпом продало первую часть, а теперь "неожиданно передумало" и будет допродавать вдогонку оставшиеся госпакеты.

"Правильные" перепродавцы

Заранее можно предположить с высокой долей вероятности: цены продажи "огрызков" госпакетов бывших облгазов и энергокомпаний будут ниже, чем при продаже их первых частей. Хотя и там суммы в общем-то не поражали воображение…

Где-нибудь на Западе такое действо госорганов (например, такого, как украинский Фонд государственного имущества) сочли бы сговором. Со всеми вытекающими последствиями. И антимонопольные ведомства перекрыли бы всем даже косвенно причастным участникам подобных сделок кислород.

Но у нас — все чинно и благородно. И, несомненно, законно. Теперь можно ожидать, что до президентских выборов государство в лице Фонда госимущества в очередной раз "прозреет" — еще и насчет ненужности остатков электроэнергетических активов…

На рынке уже давненько появилась очень даже интересная тенденция и некие "новые игроки" — "правильные" перепродавцы. К примеру, "Закарпатьеоблэнерго" сначала купила такая-то компания, а уже затем перепродала. То же самое произошло и с "Полтавагазом"…

Забавно, но Фонд госимущества Украины, который раньше уверял, что дополнительными условиями конкурсы по продаже пакетов акций энергокомпаний, включая облгазы, "обвешивали" именно для исключения перепродаж, тут тактично промолчал.

А вот, к примеру, братья Суркисы нынче (в отличие от конца 90-х), похоже, — покупатели "неправильные". Их с конкурса по продаже облэнерго выгнали с прокуратурой.

Собственно говоря, выдвигать к ФГИ претензии по механизму продаж неверно. Фонд госимущества как раз заинтересован в максимально высокой цене. Но ему поставили задачу продать быстро и дешево, ее и выполнили.

А у самого Фонда госимущества Украины с треском накрывается план по поступлениям в бюджет. Результат прошлого года, когда за счет массовой распродажи объектов энергетики собрали две трети планируемого, — уже сейчас несбыточная мечта. За первое полугодие 2013-го не вышли даже на уровень 5% годового плана (и даже этот мизер поступил в основном за счет арендной платы).

В августе намечается, правда, продажа "Донбассэнерго" (это отдельная история, к которой ZN.UA в свое время вернется отдельно), но там тоже вполне смешные цены… Тогда же намерены продать два контрольных пакета акций облгазов и начнут сброс их блокирующих пакетов. Но за это много не получишь. Еще что-то крупное продать просто не успевают.

Министерства, в ведении которых еще остаются госкомпании, с чем-то вкусным расставаться тоже не спешат. С горя в Фонде госимущества традиционно накатали "телегу" на мешающих процессу относительно честного изъятия госсобственности. Жаловались на Мининфраструктуры, затем на столь "любимое" приватизаторами Госагентство по управлению корпоративными правами, ну и, конечно, на Министерство энергетики и угольной промышленности. Суммарно за ним числится более 900 одних только хозяйствующих субъектов.

ФГИ традиционно просит Кабмин обязать министерства предоставить список объектов на продажу. Министерства, в свою очередь, этот процесс по максимуму притормаживают. Более того, на этой неделе стало известно, что Минэнергоугольпром решило создать свое Агентство по вопросам недвижимости и земельных отношений в топливно-энергетическом комплексе. Так что, похоже, передача активов энергообъектов Фонду госимущества для последующей приватизации станет еще веселее.

Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Правительство на глазах отстраивает вместо государственной (точнее, чиновничьей) монополии такие же, но уже частные, принадлежащие дружественным бизнесменам. Причем целевая раздача идет практически без каких-либо обязательств… На выходе получим все прелести монополизации в ее худшем сценарии.

Заранее известно, что у новых владельцев энергообъектов средств на их серьезную модернизацию нет. Так что они будут либо выжимать деньги из купленного имущества, либо готовить объекты к дальнейшей перепродаже. В обоих вариантах в ближайшие годы притока инвестиций не ожидается.

Антимонопольный комитет, наблюдая за происходящим, старательно и привычно изображает из себя пустое место. Там уже все и давно решили: так как облэнерго или облгаз — естественный монополист, сколько их будет в одних руках, неважно. Это уже почти официальная точка зрения…

Действительно, ну какая разница: будут у "неправильного" поставщика или потребителя газа либо электроэнергии проблемы в одной области или же он их автоматически получит в половине страны?

У нас же не Европа или Америка, где такие компании иногда принудительно режут, так как по опыту знают, к чему приводит отсутствие конкуренции.

В Украине решили (за нас), что полезно сначала снова пробежаться по граблям. Только получать от этого выгоду будут одни, а вот бежать по тем же граблям придется всей стране.

Или нам не привыкать?

О том, как в казну, из которой потом щедро финансируются президентские резиденции, поместья замгенпрокуроров и парки роскошных авто, изымаются оборотные средства, необходимые для жизнедеятельности украинских предприятий. Не столь победоносно, но честно. Об одном из методов, каким достигается прирост процентов пополнения бюджета, столь милых власти, рассказала на своей странице в Фейсбук нардеп ("Батькивщина") Александра Кужель*, сообщает Цензор.НЕТ.

"В киевской области работает автотранспортное предприятие, занимающееся грузоперевозками. В 90-ые годы предприниматель создал его сам, с нуля. Никто ему не помогал, он ни у кого ничего не просил и крупица по крупице строил свой бизнес. На энтузиазме, подвижническом труде, упорстве и предпринимательском таланте создал более 100 рабочих мест. Свою деятельность вел всегда максимально честно и не уставал верить, что скоро станет легче, можно будет перевести дух и работать так, чтобы работа приносила не только неприятности, но и чувство удовлетворения от собственной миссии на Земле", - пишет нардеп.

"Правда, в Украине с предпринимательской миссией в последние три года как-то не складывается у всех, кто не принадлежит к цеху почетных стоматологов, поэтому государство задолжало предпринимателю более 5 млн. грн. не возвращая НДС. Ну не досуг вернуть то, что принадлежит кому-то другому, если он не в Семье. Сами понимаете, то беседку президенту нужно справить, то ванну с гидромассажем в НБУ прикупить… Все время денег не хватает, то то, то это…" - иронизирует Кужель.

"А начальство требует, чтобы отчетность была в порядке - и по возврату, и по налоговым поступлениям. Для того, чтобы всем злопыхателям, в том числе и послам иностранным, доказать - все в стране чудесно, приходите к нам, открывайте бизнес, а то свой-то, отечественный, в Бозе почил, отжимать уже нечего. Приходится ловчить, даже, можно сказать, изворачиваться", - продолжает оппозиционерка.

"Кто там у нас еще работает, кто на плаву держится? Сюда его, в налоговую инспекцию, в нашем случае - в Киево-Святошинскую! Хотите часть суммы возврата НДС вернуть - пишите, что уже все получили, а половину из-за высокой патриотической сознательности сами опять отдали - налоговым авансом, годиков за пять вперед, чтобы и завтра, и послезавтра голова не болела, за что же новые шины для президентского кортежа купить и ремонт в высоком кабинете сделать. И НДС для отчетности вернули, и бюджет кое-как наполнили", - рассказала о новациях налоговиков Кужель.

В оппозиции раскрыли новую схему Минсдоха по "отжиму" бизнеса. ДОКУМЕНТ  

"Чем это оборачивается для бизнеса - все понимают. Вымывание оборотных средств ведет к банкротству и миллионной безработице, уничтожению целых отраслей и ухудшению инвестиционного климата страны", - констатировала нардеп.

"Отдельно хочу сказать, что указанного предпринимателя пригласили для личной беседы к заместителю начальника Киево-Святошинской налоговой инспекции Сокальскому Игорю Александровичу, причем в официальный обеденный перерыв. Вместе с предпринимателем пришли депутат Олег Осуховский, член Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией и помощники Главы комитета по предпринимательству Кужель. Все вместе они нарушили планируемую интимность беседы, в ходе которой должны были быть озвучены дополнительные условия, касающиеся оставшейся суммы невозвратного НДС. Вдруг оказалось, что руководство налоговой вызвало в обеденный перерыв руководителя предприятия исключительно для того, чтобы поинтересоваться, как же это его предприятие не сдохло, и, несмотря ни на что, продолжает работать. А НДС поклялось вернуть в «ближайшее время", - рассказала Кужель о своих "приключениях" в налоговой вместе с предпринимателем.

"Президент Янукович неоднократно грозился «поотбивать руки всем, кому нужно это сделать, чтобы не трогали этот налог». «Нужно разработать прозрачный механизм возмещения НДС в автоматическом режиме, жесткий, прозрачный должен быть механизм, и этот стыд нужно убрать навсегда», - вещал глава державы. Виктор Федорович, так вот же они, кому нужно руки поотбивать! В связи с вашими грозными президентскими словами с нетерпением ожидаем эпическую картину: руководство налоговой Киево-Святошинского района и Янукович с учительской указкой, изо всех сил бьющий по жадным чиновничьим перстам", - с иронией резюмировала оппозиционерка.

Когда-то я написал занимательное и, надеюсь, поучительное исследование о том, какому количеству золота были эквивалентны средние доходы подданных Российской империи, Советского Союза и нынешней независимой Украины. Называлась эта статья «Золотое времечко». Среди прочего упомянуто было и то, сколько что стоило, и сколько и каких продуктов можно было купить на эти самые доходы. Вывод оказался печальным. По данным Госкомстата Украины, средняя заплата граждан страны, к коим он относит среди прочих и «нищих» народных избранников, и банковских работников, по состоянию на 1 августа 2011 года составила 2749 гривен. Это эквивалентно 5,938 грамма чистого золота. Примерно в 5 раз меньше, чем в пересчете на золото зарабатывал киевский рабочий невысокой квалификации в 1914 году, в 9,5 (!) раз меньше, чем в среднем в 1940 году, и в 46 раз (!) меньше, чем в 1986 году.

И тогда и сейчас граждане совершенно свободны в своём выборе. Хочешь всю зарплату потрать на икру чёрную, а хочешь – на икру «заморскую баклажанную». Разница будет лишь в ее количестве и последующей возможности дотянуть до зарплаты. Но всегда были и такие категории граждан, которые находятся на полном содержании государства, и именно государство решало, кому, что, когда и сколько надлежит съесть с точностью до грамма. Одна из таких категорий – заключенные. Вот на эту тему я и решил покопаться в анналах истории, и лишь в самом конце «выйти на свободу» в нашей современной независимой Украине, ведь в ней государственные мужи тоже решают, кому, что и сколько можно съесть не только в заключении, но и на свободе.

Каторга

С питанием, как и с золотом, начнем, пожалуй, с Российской империи. В разное время в каторжных тюрьмах этой «темницы народов» содержалось разное количество заключенных. В 1885-м году их было 6531 человек, в 1900-м – 10 тысяч 668, после амнистий 1904-го и 1905-го годов их количество сократилось до 5448-ми человек, а к 1912-му году из-за значительного роста уголовной преступности увеличилось до примерно 32 тысяч человек. В дальнейшем число каторжан стабилизировалось в пределах 27-ми тысяч человек, а с началом 1-й Мировой войны вновь стало сокращаться. Политических заключенных среди них было не более 1%, к каторжным работам, коими были преимущественно строительство железных дорог, добыча угля и работа на золотых приисках, они не привлекались. Если же учитывать все типы мест лишения и ограничения свободы, от ссылки и арестных домов до каторжных тюрем, то в 1913 году отбывало наказание 124 тысячи 418 подданных Российской империи.

К слову, в современной Украине на 1-е июля 2013 года в местах лишения свободы пребывало 110 тысяч 895 человек. Так что наша страна в одиночку выполнила криминальную норму на порядок большего государственного образования.

Долгое время в Российской империи питание каторжан никак не регламентировалось, как и чем их кормить, решали местные власти. Первым централизованным нормативным актом об этом стало «Положение о провиантском и приварочном снабжении войск», появившееся в 1871-м году. Распространялось положение и на каторжников. В соответствии с ним неработающим полагалось в сутки 925 граммов хлеба, 172 грамма мяса и 68 граммов крупы. Норма для больных и занятых на тяжелых работах была существенно выше – хлеба уже 1150 граммов, мяса и черемши (родственник чеснока) – по 409 граммов, и крупы 103 грамма в сутки. Кроме того им был положен чай и соль, помимо той, что использовалась при приготовлении пищи. Овощи покупались дополнительно из расчета «приварочных» 3 рублей 5 копеек. К слову, в Киеве в 1914 году кило картошки стоило 3 копейки, а кочан капусты 5 копеек. Правда, стоит учитывать, что в северных и дальневосточных районах империи, где традиционно размещались каторжные тюрьмы, цены на все были несколько выше. Калорийность такого питания составляла 2500 килокалорий для неработающих и 3700 для работающих и больных.

Чтобы было понятно, много это или мало, стоит сказать, что в зависимости от телосложения медицинская норма для мужчины, не занятого тяжелым трудом, колеблется от 2000 до 2500 калорий в сутки. При высокой интенсивности труда в зависимости от возраста норма составляет 3450 – 3700 калорий, при особо интенсивном труде, к примеру, на подземных работах – 3900 – 4300 калорий.

Кому в Украине жить хорошо, или Хочу на каторгу! 

В 1912 году нормы питания были изменены. Количество мяса и овощей осталось тем же, количество круп уменьшилось, соответственно для неработающих и работающих, до 25 и 64 граммов, а хлеба увеличилось до 1023 и 1636 граммов. При этом калорийность питания для неработающих в зависимости от количества овощей стала составлять 2700-3000 калорий, а для работающих – 4000-4500 калорий.

Помимо пищи, получаемой за счет казны, каторжники могли получать посылки из дома и использовать выращиваемые собственноручно овощи.

Конечно, пища каторжников разносолами не отличалась, но говорить о том, что они голодали, не приходится. Основной причиной смертности было не истощение, а неизлечимые инфекционные болезни, к примеру, тиф. Рабочий день каторжан длился обычно как и сейчас 7-8 часов. Тем не менее, санаторием это не было. До 1903-го года все каторжники должны были быть прикованными к тачке или носить ножные кандалы - все-таки каторга после смертной казни была самим тяжким видом наказания. Были проблемы, связанные и с элементарным воровством. К примеру, по результатам ревизии тюрем Сахалина и Сибири в 1890-м году питание заключенных было признано «недостаточным и неудовлетворительным», по причине того, что на кухне одной из них была обнаружена испорченная солонина.

ГУЛАГ

Изобретением Советской власти стала нигде до этого в мире не применявшаяся система дифференцированных пайков для заключенных. В 20-х годах она первоначально появилась в Соловецких лагерях, когда еще даже не было созданного в 1931-м году Главного управления лагерей (ГУЛАГ), и распространилась по всей стране. Изобретателем ее был некий Нафталий Френкель – бывший заключенный-уголовник, сделавший головокружительную карьеру в системе НКВД и ушедший на пенсию в звании генерал-лейтенанта инженерно-технической службы. Идея была предельно проста – питание ставилось в зависимость от нормы выработки. Пайки стали делиться на гарантированный (за 75-99% нормы выработки), трудовой (100-124%), усиленный (125-149%), «стахановский» (150% и более) и штрафной (менее 75%). Питательность гарантированного пайка составляла всего 2000 калорий. Это было отмечено в письме Лаврентия Берии предсовнаркому Вячеславу Молотову, написанном в 1939 году, в вскоре после того, как он сменил на посту наркома внутренних дел СССР Ежова: «Существующая в ГУЛаге НКВД СССР норма питания в 2000 калорий рассчитана на сидящего в тюрьме и не работающего человека. Практически и эта заниженная норма снабжающими организациями отпускается только на 65-70%. Поэтому значительный процент лагерной рабочей силы попадает в категории слабосильных и бесполезных на производстве людей. На 1 марта 1939 г. слабосильных в лагерях и колониях было 200 000 человек, и поэтому в целом рабочая сила используется не выше 60-65 процентов». К слову, в то время количество заключенных в Советском Союзе превышало 2 миллиона человек. Письмо Берии стало причиной того, что нормы питания были пересмотрены в сторону увеличения.

С тех пор питание заключенных стало осуществляться в соответствии с 16-ю нормами. При этом для работающих за полярным кругом и на подземных работах они увеличивались, за исключением хлеба, соли, лаврового листа и перца на 25%. Выполняющие норму выработки стали получать в сутки 1200 граммов хлеба, 60 граммов пшеничной муки, 130 граммов крупы, 30 граммов мяса, 158 граммов рыбы, 600 граммов овощей, 12 граммов растительного масла, 10 граммов макарон, 13 граммов сахара, а также чай, томатное пюре, стручковый перец, лавровый лист и соль.

НОРМА № 2 довольствия заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР, занятых на основных производственных работах и выполняющих норму выработки (на 1 человека в день в граммах).

Кому в Украине жить хорошо, или Хочу на каторгу! 

Самой низкой была штрафная норма, предназначавшаяся для «отказывающихся от работы, симулирующих и в связи с этим не вырабатывающих производственные задания при наличии справки об этом медперсонала, находящихся в штрафных изоляторах без вывода на работу, кроме следственных». В том случае, если штрафники выходили по собственному почину или выводились на работу принудительно, питание они получали на общих основаниях.
 НОРМА № 12 штрафного пайка для заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР (на 1 человека в день в граммах).  

В 1958-м году питание заключенных перестало зависеть от нормы выработки. В стандартном суточном рационе стало меньше хлеба, крупы, рыбы, растительного масла и увеличилось на 20 граммов количества мяса, 50 граммов овощей и 5 граммов томатной пасты.

Норма № 1 (общая) суточного довольствия заключенных, содержащихся в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР (в граммах).

Кому в Украине жить хорошо, или Хочу на каторгу!

Для тех, кто работал в горячих цехах, горнодобывающей, лесозаготовительной и торфяной промышленности нормы были несколько выше.

Независимая Украина

Ныне лишенных свободы граждан работать не заставляют. С одной стороны – демократические ценности, а с другой – работы на всех просто-напросто не хватает. На питание одного человека в среднем ежемесячно государство тратит от 240-260 гривен для здоровых и до 880 гривен для туберкулезников.

В общую суточную норму входят 500 граммов хлеба, 120 граммов круп, по 100 граммов мяса и рыбы, 500 - картофеля, 250 – овощей, 40 – жиров, 30 – сахара и 1 грамм чая. В итоге это 2500 калорий.

Туберкулезников кормят лучше. Хлеба, круп и картошки им положено чуть меньше, но зато больше овощей – 550 граммов, 200 граммов фруктов, стакан сока, 50 граммов сливочного масла, пол-литра молока, 100 граммов творога, 15 граммов сыра, 1 яйцо, 30 граммов сметаны, 220 граммов мяса и 110 рыбы, 60 сахара, 5 граммов меда, 40 граммов кондитерских изделий, 4 грамма цикория, 3 грамма натурального кофе, 6 граммов какао и 1 грамм чая.

Помимо пайкового питания заключенные имеют право покупать продукты в магазинах на территории колоний, правда, безналично.

Где сытнее?

А теперь подходим к самому интересному – потребительской корзине, из которой рассчитывается прожиточный минимум. С 1-го января 2013 года в Украине он составляет на одного человека 1108 гривен. Кстати, по канонам ООН сумма менее 510 долларов США в месяц – это уже ниже черты бедности. Потребительская корзина для украинцев, то есть минимально необходимый перечень товаров и услуг, была определена правительством еще в 2000 году и с тех пор не пересматривалась.

Так вот, трудоспособному гражданину Украины в сутки в соответствии с законом положено 277 граммов хлеба, 260 граммов картофеля, 301 грамм овощей, 145 граммов мяса, 24 грамма колбасы, 36 граммов рыбы, 10 граммов сыра, 14 сливочного масла, 66 граммов сахара, 25 граммов подсолнечного масла и маргарина, 5 граммов сала. Если говорить о макаронах и селедке, то их получается лишь по 11 граммов в день, гречки – 5,5 грамма, овсянки – менее 3 граммов. Пенсионеры, кстати, на селедку урезаются, им положено ее в день менее 2 граммов, или 700 граммов в год. А такие вещи как чай, кофе, какао, соки и алкоголь гражданам Украины вообще не положены.

Как видим, по многим параметрам законопослушным гражданам надлежит питаться хуже, чем тем, кто преступил закон и пребывая в местах не столь отдаленных ныне вовсе не обязан работать. Да что там, на отечественной зоне, хуже, чем в тюрьмах периода развитого социализма, сталинского ГУЛАГа, а тем более царской каторги с ее «санаторно-курортным» питанием, включающем в себя почти полкило мяса в день. Военнопленным немцам во времена Великой отечественной войны и то было положено, помимо прочего, по 500 граммов хлеба и картошки и 100 граммов рыбы, включая сельдь, в день.

Кому в Украине жить хорошо, или Хочу на каторгу!  

Впрочем, зачем о грустном? Ведь у нас есть то, чего не было ни при кровавом царском режиме, не менее кровавом режиме сталинском и застойном социализме – у нас есть демократические завоевания. Тут уж нужно выбирать: или демократия, или колбаса. Но почему-то от нашей бестолковой демократии все больше и больше хочется на каторгу.