Статьи
К 22 Дню Независимости Украины известный российский актер Алексей Панин сделал «великое географическое открытие» - оказывается Крым – это не Украина. Перед этим российский скандалист отметился ксенофобскими высказываниями в отношении крымских татар, которых, мол, «Сталин правильно выселил из Крыма». И даже произнес: «Татарин, которого Сталин недорасстрелял, врезался и вернулся в Крым. Вы сами из Крыма? Видели деревья вдоль дороги на Перевальное? Для каждого татарина по дереву».
Хладнокровное игнорирование таких высказываний со стороны украинской и власти, и оппозиции является темой отдельного материала, вскрывающего отношение украинцев к огромной этнической группе украинской политической нации. Однако, как уже говорилось, Панин не остановился на том, чтобы костить украинских граждан из числа крымских татар, а пошел дальше. На вопрос «Комментариев», не боится ли он, что его признают в Украине персоной нон грата, Панин ответил: «А я разве в Украине нахожусь? Я не в Украине, я в Крыму! Я прошу прощения, спросите у любого крымчанина, считает ли он себя украинцем? Только крымчанину не говорите, что он украинец! Вы видели хотя бы одного крымчанина, который любит Украину? Я вам честно говорю, у меня много друзей крымчан, но никто из них не считает себя украинцем».
«Комментарии», конечно, не возьмутся за столь серьезное предприятие, как социологическое исследование по определению нынешнего уровня патриотизма крымчан по отношению к своей родине и государству. Подобное по силам лишь ученным и таким доморощенным «титанам социологической мысли», как Алексей Панин. Но, как бы там ни было, фактом остается то, что сам Панин свято верит в свою «социологию и историю с географией» Крыма, и выглядит так, что подобные убеждения являются доминирующими в сознании россиян и российского политического истэблишмента. Однако представители последнего не могут себе позволить столь откровенные высказывания в духе Панина, более того, они обязаны вслух говорить совсем другие вещи, в частности, об уважении территориальной целостности Украины. А вот как они в уме уважают эту целостность, мы теперь знаем со слов, сорвавшихся с «бескостного» языка «шута» Панина. Что и неудивительно, потому что «шутам» всегда позволено говорить больше, чем их хозяевам. Ведь «паяц» - он что? Так, «придворный дурак», серьезно к его словам относиться не стоит. Но в каждом высказывании «скомороха» больше правды, чем шутки, а поэтому украинцы должны еще и спасибо сказать Панину за откровенность, которой не дождешься от официального Кремля.
Кстати, благодарность украинцев должен был заслужить и другой российский «паяц» Иван Ургант, который, напомним, в кулинарной программе «порубил зелень, как красный комиссар жителей украинской деревни». Парадоксально, но вместо того, чтобы честить Урганта, в первую очередь, украинские националисты должны ему были сказать спасибо. За что именно? За то, что россиянин Ургант фактически (правда, в издевательской форме) озвучил принятую в Украине историческую концепцию Гражданской войны, которая трактуется как противостояние, прежде всего, Украины и России и как война украинского села против русских коммунистов. Собственно, после этого Ургант вполне мог бы назвать Голодомор геноцидом. И такого откровенного проявления правильного понимания истории взаимоотношений Украины и России в 20-е годы, как у Урганта, не встретишь даже среди российских историков. Но даже, если Ургант понимает, что у «красных комиссаров», мягко говоря, рыльце в пушку, то этого не могут не понимать в высоких кабинетах, из которых бубнят, что Голодомор это «общая трагедия», а не геноцид.
Так что большое человеческое спасибо товарищам Панину и Урганту за правду об отношении россиян к Украине. Ведь знание этой правды сплачивает украинцев больше, чем любые формальные атрибуты государственности.
- Информация о материале
Какое место занимает день обретения независимости в календаре обычного гражданина? Недавние исследования Центра Разумкова, наверное, должны опечалить ваятелей отечественной государственности. Лишь немногим более 15% считают эту дату великим праздником. Около 30% ублаготворенно воспринимают его как лишний выходной. Почти 46% относятся к нему так же, как и к прочим официальным торжествам. То есть с известной долей равнодушия и нарастающей долей раздражения.
Математически выверенные замеры социологов и собственные субъективные впечатления позволяют говорить о Дне Независимости как о "празднике, который всегда с собой". Меньшинство, для кого 24 августа — действительно веха в истории, предпочитают не выставлять напоказ патриотическую сентиментальность. То ли стесняются желчных циников, то ли опасаются агрессивных дураков. У большинства этот сине-желтый день календаря вызывает не больше эмоций, чем день работника отечественной пищевой промышленности либо международный день ликвидации рабства. Но всякий, сам того не ведая, носит впечатанное в душу невидимое клеймо, симпатическую татуировку "24.08". В память о дне, с которого начался процесс медленного обучения населения искусству быть независимым от собственного государства. Мечты о свободе страны, достаточно абстрактные, но совершенно искренние, не прошли испытания действительностью. Реальность вызвала к жизни государство, свободное от заботы о гражданах. И граждан, свободных от заботы о будущем государства. Каждый живет, как может, и выживает, как умеет. Государство пытается "развести" всех, и всякий надеется "кинуть" государство.
Водораздел, отмечаемый социологами в ответах респондентов на большинство стратегических вопросов, позволяет говорить об отсутствии единой, полноценной нации. Живущей соузными интересами и разделяющей общие ценности. Не то, чтобы равнодушие, а, скорее, отсутствие деятельного интереса общества к происходящему сегодня и ожидаемому завтра, свидетельствует о том же.
Отсутствие полноценного государства — следствие отсутствия нации. В новейшей истории Украины остро не хватало дерзости и гордости, ингредиентов, без которых немыслимо создание народа и созидание страны. Нет, не то чтобы мы
своей страной не гордимся, но это гордость носит ситуативный, декоративный, бытовой характер. Один иностранный политик, часто бывающий в Украине, в частной беседе назвал наш патриотизм "необязывающим". Воодушевленное обертывание сине-желтыми стягами после триумфа Кличко или выигрыша футбольной сборной уютно соседствует с равнодушием, сопровождающим очередной акт издевательства над национальным знаменем. Общество великодушно прощает и российского шута, публично называющего государственный флаг "трусами Ющенко", и американского сатира, позволяющего себе привселюдно мочиться на символ страны. Не ту страну назвали Гондурасом. Там осквернение флага стало поводом для начала войны с Сальвадором.
В свое время Адам Михник назвал "польский гонор" одной из главных причин успеха "Солидарности" и, одновременно, одной из основных движущих сил польских реформ. Под "гонором" он понимал, в первую очередь, готовность доказать, вопреки сомнениям, и желание сделать, вопреки обстоятельствам.
Истинный масштаб личности измеряется силой ее стремления оставить след в истории. Сила желания де Голля вернуть Франции величие позволила де-факто стране-коллаборанту стать де-юре страной-победительницей. Кажущаяся невыполнимость задачи только придавала ему азарта. Будоражащая дерзость бесстрашной личности пробуждала уснувшую гордость испуганной нации. "Натиск лучше, чем осторожность, ибо фортуна — женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать — таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело, — писал великий Макиавелли в бессмертном "Государе".
Согласно академическим теориям, масштаб стоящих перед страной задач способствует рождению либо пробуждению масштабных личностей. Появлению гениев, которые, по меткому выражению Фазиля Искандера, "выдают за коренное свойство народа такие черты, которые ему менее всего присущи, но более всего необходимы". Уверенность личности в успехе безнадежного дела заражает гордостью апатичных граждан. Народ, незаметно для себя способен прирастать до того несвойственными ему достоинствами
Размышления — лучшее лекарство от скуки, действие — лучшее лекарство от страха. Осмысленное действие, помноженное на желание оставить след в истории; дерзость, помноженная на разум — самые точные рецепты успеха. Веймарская республика, порожденная как схема осторожных начетчиков тихо рассыпалась как карточный домик. Нацизм, созданный дерзким фанатиком, гулко обрушился подобно дьявольской Вавилонской башне. Построенное на пепелище рейха государство — памятник тем, кто соединил расчет и отвагу. Эрхард мечтал доказать, что на руинах можно создать экономическое совершенство. Аденауэр мечтал вытереть из мировой памяти представление о немцах как о нации жестоких воителей, заменив его образом искусных созидателей. Две казавшиеся безнадежными мечты. Соединившиеся в одну. Соединившие дерзость и трезвость. Объединенные желанием вернуть казалось навеки утраченное величие Германии.
Фигуру, видящую целью превращение государства в семейный бизнес, ожидает судьба Трухильо. Удел персонажа, мечтающего сожрать все, что видит — "слава" Бокассы.
Можно только предполагать, отчего так быстро иссяк запас дерзости тех, кто стоял у истоков украинской независимости. Отчего амбициозная задача — написать новую историю нового государства оказалась непосильной для казавшихся достойными. Но их страх не потерять то, что есть, быстро и очевидно сломал желание построить то, о чем мечталось.
Государственное строительство слишком уж скоро превратилось в квазинауку, механистический процесс, лишенный души, нерва, полета, поэзии. На смену идеям пришли схемы, творцов и трибунов заменили пиарщики и маркетологи. Масштабные замыслы уступили место офисному креативу. Доминирующей идеологией стал цинизм, "просвещенное ложное сознание", по определению философа Петера Слотердайка.
Взращенные на таком комбикорме элиты способны на интриги, но не готовы к преобразованиям. Клонированные политики готовы отвоевать власть либо сохранить ее, но достижение величия не значится в их ежедневниках. А без этого непрекращающийся процесс строительства-обустройства государства лишен бациллы "очуднення", превращающей ремесло политиков в творчество народа. Переплавляющий мятежную дерзость одиночек в воинствующую гордость миллионов.
Печально, но факт — последним масштабным государственным деятелем в этой стране остается Леонид Кучма, стартовавший с вопроса, что ему строить. Он, с его противоречивыми замыслами и сомнительными методами, был последним, кто пытался что-то доказать. Себе, стране, миру.
Все прочие, увы, увязывали государственный интерес с личной выгодой слишком уж скоро и плотно. Хлипкие надежды не выдерживали близкого знакомства с колючей проволокой бизнес-реалий.
Ныне в протестном сообществе спор: что важнее, — сотворение четкого плана действий или формирование ордена надежных единомышленников. И то, и другое, очевидно, важно. Но и в том, и в другом, очевидно, нет острого недостатка. Никто не убедит меня в том, что в Украине дефицит мудрецов или патриотов. В дефиците — вера и бесстрашие, превращающие планы в образ действия, а убеждения — в образ жизни. Отсутствие страха перед великими задачами, дерзновение замысла, искренняя уверенность в успехе, заражающая окружающих и естественным образом создающая то, что дОлжно называться элитами.
Обретение этого — процесс иррациональный. И необратимый.
Надо просто дерзновенно поверить в то, что мы можем.
Я верю.
- Информация о материале
На Украине не так много тех, кому удается осваивать государственные миллионы на IТ-рынке. Выяснилось, что многолетними победителями тендеров украинского Центризбиркома и Пенсионного фонда являются фирмы тестя миллионера Льва Парцхаладзе.
Как сообщает epravda.com.ua, корпорация «Атлас» много лет осваивала десятки миллионов гривен на государственных закупках. Именно фирмам "Атласа" доставались тендеры на разработку реестра избирателей, программного обеспечения системы "Выборы", информационных систем Пенсионного фонда.
По данным портала Smida, соучредитель и владелец половины акций ЗАО "Атлас" - Сергей Матвеев, который в 2011 году переоформил свою долю на фирму ООО "СВМ.Бизнес Группа" ("СВМ.Бізнес Група"), которую возглавляет помощница Матвеева в частном акционерном обществе "Атлас" Нина Антошкина.
Другой соучредитель и владелец 45% акций - Юрий Хандрос. Оба входят также в "Телеком клуб" ("клуб лидеров на рынке информационных технологий Украины”). В 2007 году компания "Атлас" отпраздновала 17-летний юбилей.
Дочь президента корпорации "Атлас" - Леся Матвеева. Она мисс Украина-2004 и с 2006 года - жена миллионера и политика Льва Парцхаладзе.
Победа Леси Матвеевой на конкурсе красоты в 2004 году связана со скандалом, поскольку имя победительницы стало известно за два дня до объявления официальных результатов.
Пресса ограничилась данными о Лесе Матвеевой как о дочери семьи интеллигентов: мать - литературовед, отец - скромный инженер.
Между семьями есть не только родственные узы. В 2008 году Парцхаладзе и Матвеев также учредили совместное предприятие "Атлас-Телеком". За это Антимонопольный комитет оштрафовал каждого на 5 тыс грн, но разрешение на регистрацию все равно дал.
Официальная причина штрафа - "за совершение нарушения конкурентного законодательства в виде создания без предварительного получения разрешения АМКУ".
Крупным заказчиком Матвеева издавна является Центральная избирательная комиссия. В частности, для нее ЧАО "Атлас" и "Медирент" делают информационные системы на выборах. В 2004 году СБУ возбуждала уголовное дело по факту незаконного проникновения в систему «Выборы президента Украины» и уничтожения информации на серверах.
Системы для ЦИК разрабатывали компании "Атлас" и "Проком", последняя входит в корпорацию "Атлас". Руководила проектом госпожа Мандрусова, которую потом привлекали в качестве свидетеля в суде. Официально виновных так и не нашли.
В 2007-2008 годах "Атлас" оказалась в эпицентре очередного недоразумения.
17 апреля 2008 Кабмин разрешил ЦИК получить услуги по разработке программного обеспечения, создание и введение информационно-телекоммуникационной системы государственного реестра избирателей.
Процедура - закупка у одного участника без соглашения с Минэкономики.
На основании постановления правительства 5 мая 2008 ЦИК заключила соглашение с АО "Атлас" о предоставлении услуг на 6 млн грн, но 2 июня президент приостановил действие постановления Кабмина и направил представление в Конституционный суд.
В дальнейшем все тендеры ЦИК с "Атласом" проводили по конкурсной процедуре. Однако независимо от смены лиц у власти фирмы "Атласа" продолжали выигрывать или не все тендеры ЦИК на разработку информационных систем на новые выборы.
29 апреля 2012 ЧАО "Атлас" обанкротилось. Официальная причина - "неудовлетворительное состояние поступления финансовых потоков от осуществления хозяйственных операций, сложное положение на соответствующем рынке товаров и услуг".
Как выяснилось впоследствии, активов компании не хватило для погашения кредиторской задолженности, поэтому Хозяйственный суд Киева признал ЗАО "Атлас" банкротом.
Однако после закрытия "Атласа" тестю Парцхаладзе, похоже, не грозит бедность. Тендеры на выборы-2012 выиграли подконтрольные ему "Медирент" и "Инфосейф".
Фирмы "Инфосейф" и "Инфосейф ИТ" зарегистрированы на Виктора Георгия, начальника отдела защиты информации ЗАО "Атлас". По данным "Наших денег", основателем "Медирента" и "Инфосейфа" является Роман Коваль, который был председателем правления ЧАО "Атлас".
Из последних новостей: 18 июля 2013 Пенсионный фонд объявил о закупке у одного участника, ООО НПП "Медирент", услуг на 10 млн грн. Всего за 2012-2013 годы "Медирент" выиграла тендеров на 32,5 млн грн.
Также за последние десять лет "Атласа" и "Медиренту" повезло разыграть с ПФ десятки миллионов гривен без конкурентных процедур. Фирмы завладели правообладателем Интегрированная комплексная информационная системы - ИКИС - Пенсионный фонд.
Для ее модернизации и внедрения портала электронных услуг фонд вынужден брать в подрядчики только фирмы Матвеева, не подпуская конкурентов. 21 ноября 2002 фирма "Атлас" признана Пенсионным фондом генеральным подрядчиком создания ИКИС. С 2002 года "Атлас" создала и внедрила около 20 подсистем ИКИС.
Имущественные права интеллектуальной собственности на компьютерную программу Пенсионного фонда "ИКИС ПФУ, версия 2" принадлежат совместно ПФ и ООО НПП "Медирент", что подтверждает Свидетельство о регистрации авторского права на произведение № 30820 от 30 октября 2009.
Похоже, Сергей Матвеев - фигура самодостаточная, а женитьба его дочери с Парцхаладзе - это признание и родство с себе равными.
Ранее пресса писала, что среди соучредителей корпорации "Атлас" является сестра Игоря Смешко, руководителя СБУ времен Леонида Кучмы, Инесса Щупаковская.
Несколько иную версию в 2008 году озвучил Андрей Кислинский.
По его словам, в числе основателей корпорации - жена Владимира Сацюка, экс-замглавы СБУ.
Сегодня официально Сергей Матвеев является соучредителем и владельцем 50% акций ЧАО "МЛП Вест Киев". Его бизнес-партнер - Яков Смолий, заместитель председателя правления "Райффайзен банка Аваль" 1994-2005 годах. Председатель правления компании - помощница Матвеева в ЧАО "Атлас" Нина Антошкина.
Фирма, зарегистрированная в 2008 году, занимается недвижимостью и перевозкой грузов.
- Информация о материале
По рассказам тружеников коммунальных предприятий, население вконец охамело и хронически не платит. Тепловикам, газовикам, энергетикам, водяным, золотарям и прочим сантехникам постоянно кто-то должен. И процент должников неуклонно повышается. Особенно, если судить по количеству судебных решений. Хотя гораздо больший процент должников и долгов вытекает со слов самих коммунальщиков. По этой причине одно время были даже попытки нанять на отъем денег у населения коллекторские конторы. В смысле – на выбивание долгов. Но теперь, похоже, все кардинально изменилось.
23 августа, в день освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков, около 10.30, домой к председателю Харьковского горкома профсоюза предпринимателей Александру Шармару пожаловала группа неизвестных лиц в составе одной женщины и трех шкафообразных мужчин. После того, как Александр открыл двери и поинтересовался, чем обязан визиту, женщина сказала, что он должен гигантские деньги коммунальщикам, потребовали заплатить. Один мужчина стал показывать какие-то документы. Шармар не поверил и предложил прислать официальную повестку.
Тогда увещевавший сказал остальным; «Он отмораживается», двое шкафов схватили его и прижали к стенке, остальные сообщили ему, что они – государственные исполнители, пришли во исполнение судебных решений по взысканию долгов за коммунальные услуги, и устроили обыск в квартире. Из найденного визитеры забрали телевизор, несколько тысяч гривен и удалились восвояси. Причем, и телевизор, и деньги были чужие. Деньги нужно было передать, а телевизор Александру принес сосед на время ремонта в квартире. И что интересно, в процессе обыска Александру рассказывали о судебных решениях весьма невнятно – кто-то у него прописан, за кого-то он должен заплатить, количество решений постоянно менялось от двух до четырех. Один из мужчин в товет на требование представиться и предъявить документы заявил, что он тут вообще никто. Разве что женщина уходя махнула через плечо ксерокопией какой-то бумаги, на которой Александр успел прочесть «Мошківська Н. А., старший державний виконавець».
Пока «исполнители» вытаскивали телевизор, к Александру приехал сын, который увидел финальную часть визита собственными глазами. То есть, стал свидетелем – ограбления ли, разбоя ли – в любом случае преступления. И как добропорядочный гражданин готов был сообщить правоохранителям все, что видел и слышал. Но правоохранителям было не до того.
Александр стал звонить в милицию В городском управлении ответили, обещали приехать, взять на контроль, но никто не приехал. Аналогично поступили и в областном управлении. В тот же день, 23 августа, около 18.00 Александр сам пришел в областное управление. Там, как оказалось, его не очень-то и ждали – попытались отправить в городское управление или райотдел, но все-таки заявление приняли и показания отобрали.
Что из этого получится – посмотрим. Возможно грабителей отыщут и накажут. А может быть и так, что у сотрудников милиции другая точка зрения на происшедшее –при большом желании это можно назвать гражданскими правоотношениями. А если визит с ограблением нанесли действительно госисполнители – то может оказаться, что вопрос вообще не подлежит рассмотрению. Ведь это ж постоянно бедствующие сантехники в кои-то веки все-таки сумели разжиться деньгами. а если вдруг окажется, что судебных решений, которые они исполняли не существует, либо они незаконны – не беда. Потом все пересчитается методом взаимозачета, а разницу погасят векселями. Эти мелочи не стоит всерьез воспринимать. Главное - то, что вопрос отъема денег у населения может быть решен быстро и эффективно. Доказано харьковскими коммунальщиками!
- Информация о материале
Для украинских банков средства физлиц являются основой ресурсной базы. По данным НБУ, на 1 августа 2013 года объем вкладов физлиц достиг 411,8 млрд. грн., составив 40% в структуре обязательств банков. Доля средств населения в банковской системе увеличивалась с апреля 2009 года от 25%. По информации опрошенных ЛІГАБізнесІнформэкспертов, в России доля средств населения в банковских пассивах составляет 29,5%, в Беларуси - 27%, в Казахстане - 32,6%, в еврозоне на начало 2013 года - чуть более 42%. "Динамика вкладов населения связана не только с экономическими, но и социально-психологическими аспектами, которые несут дополнительные риски, - комментирует начальник отдела рейтингов финансовой сферы IBI-Rating Анна Апостолова. - Но, оценивая влияние этого фактора на рисковость банковской системы, необходимо учитывать не столько долю этих средств в пассивах банков, сколько доверие вкладчиков и их подверженность массовому влиянию".
По словам начальника сектора рыночных исследований Украинского кредитно-рейтингового агентства (UCRA) Виктора Шулика, чтобы системно привлекать розничные депозиты, банк должен иметь значительную сеть отделений и возможность продавать такие ресурсы по еще более дорогой цене. Также для банка важна репутация и потенциал для рефинансирования оттока пассивов в случае информационной атаки или влияния негативных событий. Согласно действующему порядку, банк в котором средства населения на протяжении 30 дней подряд превышают половину пассивов, приобретает статус специализированного сберегательного, что предполагает применение более жестких экономических нормативов. ЛІГАБізнесІнформ, запросив в НБУ список таких банков, пока ждет ответа.
Анна Апостолова, ссылаясь на информацию сайтов банков, указывает, что на 1 июля 2013 года статус специализированного сберегательного имели 7 банков: Platinum Bank, Idea Bank, МетаБанк, Акцент-банк, Украинский финансовый мир, Промэкономбанк и банк Кредит Днепр. "Еще 6 учреждений могут получить такой статус в ближайшее время, поскольку доля средств физлиц в их пассивах достигла или превысила 50%. Еще 4 банка находятся на грани, - продолжает собеседница ЛІГАБізнесІнформ. - То есть, стать сберегательными могут Прокредит Банк, банк Киевская Русь, АктаБанк, Правэкс-Банк, банк Золотые ворота и VAB Банк". Многие другие банки со значительной долей депозитов физлиц, согласно принятой методике расчета, не являются сберегательными. В их числе такие влиятельные учреждения как ПриватБанк, Брокбизнесбанк, банк Форум, Кредобанк и др.
"Большая клиентская база - это значительная доля средств физлиц в структуре пассивов, - комментирует показатели своего финучреждения предправления ПриватБанка Александр Дубилет. - Но доля именно срочных вкладов физлиц в ПриватБанке не превышает 50% от общих обязательств. В дальнейшем банк планирует придерживаться аналогичной структуры пассивов".
В Кредобанке утверждают, что значительную часть в структуре обязательств учреждения составляют именно вклады физлиц. "Кредобанк был создан в Западной Украине. А поскольку на западе Украины нет больших индустриальных предприятий, основой формирования обязательств являются именно средства физлиц", - объясняет директор департамента рыночного и операционного риска Кредобанка Юрий Кубский. Однако, длительное время доля средств физлиц в пассивах не превышает 50%, колеблясь в пределах 44-45,5%, поскольку финучреждение не желает становиться сберегательным.
В Брокбизнесбанке, активно работающем с населением, по информации предправления Игоря Францкевича, отношение вкладов физлиц к пассивам пока не превышает установленный для универсальных банков рубеж.
"Для сберегательных банков установлен более высокий норматив мгновенной ликвидности Н4 - 30%, а также снижен порог максимально допустимого риска на одного контрагента и объем операций с инсайдерами, - рассказывает Анна Апостолова. - Если доля негативно классифицированных кредитов составит более 10%, банку будет запрещено наращивать объемы операций с инсайдерами, пока значение проблемных активов не снизится".
Повышенные требования к сбербанкам объясняются рисками, растущими по мере увеличения доли вкладов физлиц. В их числе Игорь Францкевич отмечает панические настроения населения. "Средства физлиц чувствительны к негативному информационному фону и являются более дорогими для банков, - обобщает Виктор Шулик из UCRA. - У банков, ориентированных на массовых клиентов, привлечение и удержание депозитов строится с учетом первенства финансовой выгоды клиентов и репутационной составляющей. Ведь договориться с тысячами вкладчиков о продлении депозитов в случае проблем с ликвидностью намного сложнее, чем с несколькими крупными компаниями или VIP-клиентами".
Если население, в панике забирающее депозиты, пошатнет устойчивость крупного сберегательного банка, на ФГВФЛ ляжет куда большая нагрузка, чем в случае банкротства рядового финучреждения. В связи с этим в начале года НБУ объявил о намерении ужесточить требования к сберегательным банкам. ЛІГАБізнесІнформ ожидает от регулятора ответ на запрос относительно дальнейшей судьбы данной инициативы. Банки оценивают инициативу неоднозначно. По мнению предправления ПриватБанка Александра Дубилета, ужесточение требований к сбербанкам станет стимулом для оптимизации и повышения качества услуг.
По словам Игоря Францкевича из Брокбизнесбанка, об ужесточении требований к сбербанкам говорить пока рано. "Коррективы могут вносить мировые экономические процессы, и мы должны будем подтянуться, чтобы выполнить растущие требования времени и на своем уровне способствовать укреплению стабильности системы, - отмечает собеседник ЛІГАБізнесІнформ. - Банки уже извлекли уроки из кризисов 2004 и 2008 годов и продолжают создавать подушку безопасности для уменьшения рисков".
По мнению Юрия Кубского из Кредобанка, в случае ужесточения нормативов дальнейшее развитие для многих банков может стать проблематичным, так как значительную часть пассивов составляют средства физлиц, а достаточный уровень капитала для выполнения повышенных требований НБУ у них отсутствует. "Поскольку подавляющее большинство владельцев финучреждений не планируют значительно наращивать их капитал, банки, находящиеся на грани, будут снижать темпы прироста средств физлиц за счет уменьшения ставок по депозитам, наращивать пассивы за счет операций на межбанковском рынке и увеличивать привлечение средств из альтернативных источников", - прогнозирует собеседник ЛІГАБізнесІнформ.
- Информация о материале
Украинским городам угрожают не технические, а реальные дефолты, если они не прекратят спасать свою инфраструктуру за счет заемных денег.
Сколько должны города
На первый взгляд, долги местных властей по сравнению с общей задолженностью государства это не такие большие деньги. По данным Ассоциации городов Украины, на начало 2013 года долги местных бюджетов достигли 16,7 млрд. грн. Из общей суммы около 12,3 млрд. грн. составил внутренний долг, в том числе займы банков и финансовых учреждений (около 1 млрд. грн.), беспроцентные кредиты Государственного казначейства (4,7 млрд. грн.) и обязательства по ценным бумагам местных властей (6,2 млрд. грн.). Еще 4,5 млрд. грн. составил внешний долг местных властей, сформированный преимущественно вследствие валютных займов Киева.
При этом объем средств, которые могут привлекать муниципалитеты, довольно жестко ограничен законодательством. Так, местные займы могут осуществлять только города с населением более 300 тыс. жителей, и хотя этот барьер постоянно снижается (раньше занимать могли только города-миллионники), сегодня даже не все областные центры имеют такую возможность.
Кроме того, Бюджетным кодексом установлены четкие критерии, ограничивающие размер долга, которые гарантируется территориальной общиной города. По состоянию на конец бюджетного периода он не может превышать 200% (для города Киева – 400%) среднегодичного прогноза поступлений бюджета развития. Кроме этого, любые местные внешние займы и выпуски облигаций, согласно порядку, определенному Кабинетом министров, регулируются Министерством финансов. Чтобы представить общий порядок возможной задолженности, стоит вспомнить, что в этом году общий размер бюджетов развития местных бюджетов составляет около 7 млрд. грн.
«Нормы, которые прописаны в законодательстве, в принципе, на сегодняшний день являются достаточными и пока не загоняют наши города в какую-то долговую яму, как это происходит, например, во многих европейских странах, где есть города-банкроты. С другой стороны, эти рамки достаточно широки и на сегодняшний день нормально позволяют городам использовать этот инструмент. Например, Черкассы за заемные деньги строили дороги, а Луцк решал некоторые вопросы по благоустройству», - отмечает эксперт Ассоциации городов Украины по вопросам бюджета Александр Слобожан.
Однако, следует отметить, что посчитать конечную сумму займов украинских местных властей крайне сложно, ведь, согласно законодательству, в общей сумме долгов не учитываются кредиты международных финансовых организаций, которые могут достигать очень значительных сумм.
Где занимают города
Крупные займы местные власти рассматривают в основном как средство быстро решить инфраструктурные проблемы городов, на которые в бюджетах хронически не хватает денег. По словам главы правительства Николая Азарова, только для приведения в порядок жилищно-коммунального хозяйства необходимо 400-450 млрд. грн., и эта сумма продолжает ежегодно расти. В сложившейся ситуации городам приходится либо законсервировать нарастающие проблемы, либо попытаться решить самые острые проблемы за счет заемных средств.
Наиболее выгодными для муниципалитетов являются кредиты международных финансовых организаций, таких как Всемирный банк или Европейский банк реконструкции и развития. Они могут предоставить значительные по объему кредиты, их стоимость значительно ниже, чем у других видов займов, а срок погашения может достигать более 10 лет. К примеру, крупнейшим проектом Европейского банка реконструкции и развития в Украине в 2012 году стал кредит на завершение строительства существующей линии метро для «Днепропетровского метрополитена» на сумму 152 млн. евро, выданный под госгарантии. Однако международные финансовые организации, как правило, выдают деньги только под конкретные проекты, которые проходят тщательный отбор, а сами договора займа предусматривают ряд довольно жестких условий по их выполнению.
Гораздо дороже муниципалитетам обходятся коммерческие займы украинских банков или выпуск облигаций внутреннего займа, ставки по которым могут быть довольно высокими. В частности, ставка купона для пятилетних облигаций Львова суммой в 200 млн. грн., которые были выпущены в 2009 году, составила 20%. Донецку выпуск пятилетних облигаций в том же году обошелся и вовсе в 25% годовых. Для бюджетов большинства украинских городов такие проценты по займам слишком высоки.
Пока что надежду на получение более дешевых коммерческих кредитов для развития городов дает утвержденная правительством Программа активизации экономики на 2013-2014 год, которая предполагает предоставление госгарантий на привлечение заемных средств по ряду направлений. В частности, по данным Минрегионстроя, на мероприятия в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства госпрограммой предусмотрено 46,9 млрд. грн. При этом из госбюджета планируется выделить 2,2 млрд. грн., из местных бюджетов – 4,1 млрд. грн., а остальные средства должны составить кредиты международных финансовых организаций, а также средства, которые будут привлекаться под госгарантии.
Пока что правительственная программа только начинает переходить из сферы планов в практическую плоскость, и пока не до конца понятно, удастся ли воплотить ее в жизнь в полном объеме. Однако местные власти «от безысходности и отчаяния», как отметил мэр Сум Геннадий Минаев, готовы ухватиться и за такую возможность. В частности, Сумы планируют привлечь кредиты под государственные гарантии на реконструкцию центрального канализационного коллектора, на решение транспортных проблем и проблем уличного освещения. «Без кредитов видно, что уже никак!» - пишет глава города в своем блоге в соцсети Facebook. Градоначальник добавляет, что текущая ситуация с наполнение бюджета города не позволяет финансировать даже заранее запланированные траты городской казны. «Мы многие объекты, которые заложены в бюджете, не финансируем. Спасти ситуацию в целом могут кредиты. Я думаю, в августе Кабинет Министров должен принять решение по этим кредитам» - надеется Геннадий Минаев.
На заемные средства для решения самых острых проблем города - организации работы общественного транспорта и ремонта дорог - уповает городской голова Луганска Сергей Кравченко: «Вот, мне если можно было бы взять миллиард гривен лет на 15, я бы взял и закрыл спокойно все вопросы. И люди были бы довольны», - откровенно заявляет градоначальник.
Снежный ком долгов
По словам эксперта по бюджетным вопросам Ассоциацаии городов Украины Александра Слобожана, судьба обанкротившегося Детройта украинским городам пока что не грозит.
Однако тревожные сигналы поступают и сейчас. Например, столица уже вынуждена брать новые кредиты для погашения старых. В частности, из последнего валютного кредита в $300 млн. две трети планировалось направить на погашение предыдущих займов. При этом ставку в 9,375% годовых по новому кредиту в долларах сложно назвать низкой.
И если Киев пока что может себе позволить обслуживать займы в размере сотен миллионов долларов, то другие областные центры уже испытывают трудности с выплатами по долгам, суммы которых на порядок меньше.
В частности, в июле Луцк не смог найти средства, чтобы погасить муниципальные облигации на сумму в 20 млн. грн., выпущенные в 2008 и 2009 годах. В итоге кредиторам ничего не осталось, кроме как реструктуризировать задолженность. Трудности с оплатой долгов в конце прошлого года наблюдались и в Донецке. Городские власти не смогли своевременно погасить кредит за автобусы, купленные во время подготовки к Евро-2012. В итоге городу пришлось пойти на дополнительные миллионные траты, чтобы пролонгировать выплаты по этому кредиту.
«Город, беря на себя долговые обязательства, рассчитывает на определенную стабильность доходов своего бюджета развития, из которого погашаются долги. Но вследствие изменений законодательства бюджет развития городов не стабилен. С другой стороны, Министерство финансов доводит для исполнения по доходам местного бюджета зачастую завышенные показатели и, исходя из них, рассчитывает объем расходов на так называемые делегированные полномочия - это бюджетная сфера, образование, здравоохранение. И если этот план не выполняется, руководству города для выплаты зарплат бюджетникам приходится рассчитывать на собственные ресурсы. Но из этих же ресурсов должны погашаться долги. И горсовет вынужден направлять часть этих средств на проедание, вследствие чего не может вовремя рассчитаться по долгам», - поясняет Александр Слобожан.
Кроме этого, к просрочке платежей нередко приводит несвоевременное перечисление средств Госказначейством, когда даже у городов, у которых формально на счетах есть деньги, они вовремя не перечисляются. Так, в начале 2010 года в ситуации технического дефолта оказался Львов, поскольку Госказначейство вовремя не перечислило платежи по муниципальным облигациям города, хотя соответствующее поручение местные власти сделали, а на счетах города формально находилась необходимая сумма.
Как отмечают в Ассоциации городов, обычно кредиторы соглашаются пролонгировать договоры займов, ведь за просрочку по оплате может начисляться пеня, а кроме того – увеличивается срок и, как следствие, стоимость их обслуживания возрастает.
Но хуже всего то, что из-за несвоевременного перечисления средств Госказначейством местным властям зачастую приходится привлекать новые займы для финансирования текущих нужд. В частности, в конце июля привлечь кредиты для того, чтобы профинансировать текущие расходы, был вынужден Донецк: «На сегодняшний день неоплаты Казначейством по незащищенным статьям, как их считает Министерство финансов, составляют более 70 млн. грн.», - сообщил глава города Александр Лукьянченко. При этом, по словам градоначальника, средств не хватает на закупку топлива для общественного транспорта. В связи с этим горсовет вынужден был принять решение о передаче в залог имущества города для получения кредита на эти цели.
И, по словам экспертов Ассоциации городов Украины, такие случаи не редкость. «Подобные случаи были во многих городах, в Виннице, Тернополе, Черкассах, Сумах, когда Госказначейство не перечисляет какую-то сумму по так называемым незащищенным статьям. При этом, например, средства на бензин для автомобилей «скорой помощи» также входят в эти незащищенные статьи. И каждый глава города понимает, что эти траты первоочередные и нельзя ждать, пока казначейство эти деньги проплатит. В итоге принимается решение взять кредит, и на эти средства закупается бензин. Да, позже казначейство перечислит предусмотренные на это средства, но за это время на ровном месте появляются новые расходы на обслуживание долга», - подчеркивает Александр Слобожан.
Похожие ситуации возникают и в случае просрочек по оплате договоров с подрядчиками, которые выигрывают муниципальные тендеры, ведь в договорах зачастую прописана пеня за несоблюдение сроков оплаты выполненных работ. И ее размер зачастую может быть больше, чем ставка по обслуживанию кредита, который можно взять на эти цели, не считая того, что суд может учесть в компенсации упущенную выгоду вследствие несвоевременной оплаты работ муниципалитетом.
При этом, по словам Александра Слобожана, если ситуация не изменится, украинским городам будут угрожать уже не технические, а реальные дефолты: «Это все накапливается, и наступит момент, когда у городов будет идти слишком много средств на обслуживание долговых обязательств. Такое накопление и спускание одних средств на обслуживание других, фактически на латание дыр, уже в скором времени может привести к серьезным проблемам. Если городам и дальше будут задерживать перечисление их же средств, прогнозировать расходы больше, чем доходы, и не обеспечивать под это дополнительный финансовый ресурс, а также если при этом не расширится собственная доходная база местных бюджетов, то долги будут накапливаться. В итоге придет момент, когда мы будет говорить о реальных дефолтах. Не о просрочке по платежам, а когда у города в определенный момент просто не будет средств рассчитаться по своим долгам».
- Информация о материале
Страница 927 из 1561
