Европейский суд по правам человека 9 января 2013 обнародовал решение по делу «Волков против Украины» и постановил вернуть на должность судьи Верховного суда Украины Александра Волкова, уволенного парламентом в июне 2010 года. Главным аргументом ЕСПЧ стало то, что депутаты голосовали за отставку судьи чужими карточками, чем нарушили Конституцию и закон о статусе народного депутата.

В Основном Законе Украины чётко прописано: народные избранники должны голосовать персонально, но украинские суды закрывают глаза на то, что депутаты открыто нарушают закон. Фактически Верховная Рада является единственным европейским законодательным органом, в котором использование чужих карточек для голосования поставлено «на поток».

В феврале 2013 года оппозиционные фракции заблокировали парламентскую трибуну с единственным требованием: прекратить в сессионном зале практику «кнопкодавства». Действия меньшинства принесли результат: Верховная Рада внесла изменения в закон о регламенте, согласно которым в случае выявления факта неперсонального голосования рассмотрение вопроса повестки дня останавливается. Но единичные нарушения регламента фиксируются до сих пор.
Первый шаг сделан, говорит глава Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала: «Бои вокруг персонального голосования стали первым важным шагом к тому, чтобы депутаты не нарушали закон. Вопрос в том, чтобы это переросло в традицию. Тогда голосование «за себя и за того парня» станет моветоном». Правда, предсказать, когда это произойдёт и произойдёт ли вообще, не берётся никто. Но депутатам в любом случае стоит задуматься: приняв решение в пользу Александра Волкова, ЕСПЧ открыл путь к тому, что в Страсбурге может быть оспорен любой закон, принятый украинским парламентом.

Обман по-европейски

Депутаты европейских парламентов, поплатившиеся за попытку проголосовать за коллег

Ихиель Хазан — Израильский кнессет

В 2003 году во время рассмотрения экономической программы правительства проголосовал не только за себя, но и за отсутствующую соседку Инбаль Гавриели. В 2006-м по обвинению в фальсификации результатов голосования, мошенничестве и обмане доверия приговорён к четырем месяцам общественных работ и шестимесячному заключению условно.

Линас Каралюс — Литовский сейм

Находясь в отпуске, передал свою карточку для голосования коллеге по фракции Христианской партии Александру Сахаруку. В 2010 году Конституционный суд Литвы признал обоих виновными в нарушении присяги и Основного Закона, вследствие чего Каралюс лишился мандата, а для импичмента Сахаруку не хватило пяти голосов.

Ивета Радичова — Национальный совет Словакии

Добровольно отказалась от депутатского мандата после того, как в апреле 2009 года проголосовала за свою отсутствующую коллегу Татьяну Россу. Правда, политическую карьеру Радичовой это не испортило — в июле 2010-го она стала премьер-министром Словакии и занимает этот пост до сих пор.

В законе

Страны с узаконенным «кнопкодавством»

Регламент Государственной Думы РФ предусматривает, что депутат может передать карточку для голосования одному из своих коллег, но только после письменного заявления на имя спикера, где должно быть чётко указано, как именно следует распорядиться его голосом по тем или иным вопросам. Отдельно в регламенте прописан список уважительных причин, по которым допускается передача депутатского голоса. Среди них — командировки, брак, рождение ребёнка и «обстоятельства непреодолимой силы».

Депутаты Национального собрания Франции могут делегировать своё право голоса коллеге, но об этом должен быть уведомлён председатель парламента. Если срок, на который передаётся право голоса, не определён, то он не может превышать восьми дней. Французские парламентарии объясняют, что, учитывая местную избирательную систему, они очень привязаны к округам, много времени проводят на местах и не всегда могут находиться в парламенте.

Плачевное состояние отечественной экономики усугубляет бюджетные проблемы. Фискалам становится все труднее выполнять налоговые планы. Причем одно из самых больших отставаний от плана зафиксировано по сборам от налога на доходы граждан.

Что и не удивительно: желая сократить производственные издержки, собственники все активней экономят на персонале, уменьшая зарплатный фонд и, соответственно, отчисления в соцфонды с выплат своим сотрудникам. Однако контролеры не желают мириться с экономическими реалиями, всеми возможными способами заставляя работодателей раскошеливаться на зарплаты.

Как сообщает "Деловая столица", согласно бюджетному плану за первое полугодие в общий фонд должно было быть собрано 142,3 млрд грн., из которых 126,6 млрд — поступления от налогов. Однако на 1 июля общий объем налоговых платежей составил 124,5 млрд грн., или 98,3% от плана.

Учитывая сокращение производства, и этот результат можно считать успешным. Однако фокус в том, что запланированные на первое полугодие объемы налоговых поступлений составляют 39,2% от доходов по этой статье, которые бюджет должен получить за год. Иными словами, до конца года фискалам, чтобы выполнить план, придется увеличить налоговые сборы в 1,5 раза.

Одним из самых провальных направлений в работе налоговой стал сбор налога на доходы физических лиц. Фискалы отрапортовали, что по этому виду поступлений им удалось собрать лишь 95% от намеченного. И это притом что теперь по плану придется собирать еще больше. И в этом фискалам уже начали активно помогать и Госинспекция по труду, и прокуратура, и правоохранительные органы.

Силовики совместно с трудовой инспекцией активизировали борьбу с зарплатными задолженностями. По информации Минсоцполитики, в первом полугодии 2013 г. в правоохранительные органы было направлено 1872 сообщения о наличии зарплатной задолженности и открыто почти 1,7 тыс. уголовных дел в отношении руководителей предприятий.

По словам директора департамента заработной платы и условий труда Министерства социальной политики Александра Товстенко, к настоящему моменту закончено расследование 472 дел и к уголовной ответственности привлечены 69 руководителей, еще 242 их коллеги смогли избежать этой участи, успев выплатить зарплаты до суда.

Наличие уголовного дела, как показывает опыт, становится хорошим стимулом рассчитаться с персоналом (в этом случае виновному удается избежать скамьи подсудимых) и, что самое важное для государства, перечислить средства в социальные фонды.

Чтобы соцфонды наполнялись активнее, контролеры начали негласную кампанию за повышение разплат. "Мы объединили усилия служб занятости, Пенсионного фонда и инспекции по труду, тесно сотрудничаем с Министерством доходов и мониторим каждую вакансию и людей, которые получают минимальную зарплату. Все структуры получили задание идти и знакомиться с этими людьми, разговаривать с работодателем о том, почему он выплачивает своим сотрудникам минимальную зарплату", — рассказала министр социальной политики Наталья Королевская. По ее словам, с прижимистыми работодателями уже вовсю ведется работа, чтобы "лояльными методами стимулировать их поднять зарплату".

По словам представителя одной из районных налоговых инспекций столицы, руководителей предприятий вызывают на доверительную беседу и ненавязчиво просят увеличить персоналу белую зарплату.

Смельчаков, решившихся отказать в этой просьбе, находится немного. Поскольку "непослушание" чревато для предприятия скрупулезной налоговой проверкой, по результатам которой штрафы могут оказаться еще выше, чем просят отдать на зарплату (умение фискалов находить нарушения ни у кого не вызывает сомнений).

В неофициальных беседах с "ДС" налоговые инспекторы признают, что сейчас вопросу легализации наемной рабочей силы и зарплат в их ведомстве и у "смежников" уделяют особое внимание.

Причем, если ранее центральный офис требовал от местных налоговых, чтобы предприятия обеспечивали выплаты "минималки", то по последним циркулярам местная инспекция должна добиваться, чтобы выплачиваемые зарплаты соответствовали среднеотраслевому уровню.

"Наши методы — убеждение и разъяснение. И надо сказать, многие прислушиваются к нашим аргументам, идут навстречу. В итоге выигрывают местные бюджеты, в которые предприниматели с начала года дополнительно направили 43 млн грн.", — рассказала "ДС" первый заместитель начальника луганского управления Миндоходов Алина Королева.

А поскольку сейчас от фискалов требуется нарастить объем собираемых налогов, подобные беседы станут еще задушевнее.

В Западной Украине, где местные власти контролируются оппозицией, американской Chevron пришлось в очередной раз затянуть процедуру экологической экспертизы проекта освоения крупного месторождения сланцевого газа — 20 августа Ивано­Франковский областной совет снова не смог одобрить выдачу лицензии. В отличие от американцев британская Shell, зашедшая в украинскую добычу несколько раньше, давно преодолела все необходимые бюрократические процедуры и уже почти год ведет активное поисковое бурение на востоке Украины. А на осень украинские власти запланировали подписание соглашения о разделе продукции с консорциумом, который в 2012 году выиграл тендер на право освоения морского месторождения на Скифском участке. В консорциум входят американский гигант ExxonMobil, британская Shell, румынская Petrom и украинская «Надра Шельф». Уже через несколько лет все эти корпорации — разработчики месторождений газа или их местные партнеры будут вынуждены начать продавать добытый ресурс.

В ходе деятельности по реализации небольших объемов газа или накоплению более крупных объемов в хранилищах иностранный инвестор должен будет заключать контракты на транспортировку добытого сырья покупателям и на использование мощностей хранения украинских ПХГ. Изначально предполагалось, что такие договоры будут заключены с государственной компанией «Укртрансгаз», входящей в состав НАК «Нафтогаз Украины». Эта компания оперирует всей украинской ГТС, и закономерно, что именно она может предоставить инвестору или его парт­нерам максимальные возможности.

Конкретно, как в случае совместного проекта Shell по Скифскому участку, так и в случае с проектом нетрадиционных месторождений газа уплотненных песчаников Харьковской области речь может идти о подписании договора с управлением «Харьковтрансгаз». Оно оперирует линейными газопроводами, нитки которых соединяют Харьков, Крым и Придунайский регион. Но по этим же трубам ГТС российский «Газпром» осуществляет половину экспорта своего газа в Румынию, Болгарию и Грецию. Еще одна часть идет через «Голубой поток», обходящий Украину через Турцию. Кроме российской монополии никакие другие газовые компании в южном направлении трубопроводы не заполняют.

При этом в 2013 году на направлениях, которые связывают РФ и запад Украины, на рынок транспортировки газа наряду с «Газпромом» уже вышли местные и формально не связанные с российской монополией украинские компании. Они рискнули стать контрагентами немецкой корпорации RWE Trading and Supply и венгерской Optenergy, которые выдвинули на украинский рынок более дешевый газ, чем ныне продает Украине «Газпром». Вполне возможно, что компании и банки группы «Газпром» для возобновления своего эксклюзивного права на использование украинской ГТС в западном направлении в 2014–2015 годах с удовольствием поглотят газотрейдеров­-выскочек. И даже все накопленные ими активы — подобными примерами история украинского газового рынка изобилует. Однако в отличие от западноукраинского направления на южноукраинском такая перспектива не просматривается. По крайней мере, по той простой причине, что ранее никогда не наблюдалось никакого значительного перетока газотранспортных или добывающих активов между «Газпромом», ExxonMobil, Shell либо румынской Petrom. Даже мимо приватизации последней компании — Petrom — российский газовый монополист в 2004 году с треском пролетел, он был вынужден уступить право выкупа ее контрольного пакета акций австрийской OMV.

Важность полного контроля «Газпрома» над украинскими магистральными газопроводами, идущими в южном направлении, касается в первую очередь определенных этим поражением слабых позиций «Газпрома» в Румынии. В этой стране российской монополии все же удалось сохранить символические позиции на рынке импорта. В то же время сеть газопроводов низкого давления, а также предприятия генерации и распределения выработанной из российского газа электро­энергии Румыния предпочла отдавать не российским офшорам, а исключительно компаниям из ЕС. И если такое уменьшение роли «Газпрома» Кремлю показалось просто несправедливым, то намерения европейских инвесторов добывать более­-менее крупные объемы газа в Украине, чтобы потом вклиниваться со своими поставками в эксклюзивный российский газовый маршрут, — это вопиющий подрыв устоев.

В принципе, в контексте политики принуждения Украины к Таможенному союзу это могло бы стать предпосылкой для очередного раунда противостояния Москвы и Киева, тем более что это вполне согласуется с обычной российской схемой. Действительно, таможенная война еще не отгремела, а Киев уже пугают войной газовой.

Главными лицами этого конфликта могут стать те, кто еще не добыл ни одного кубометра газа, но уже прозрачно намекнул Москве на неприятие эксклюзивных прав компаний РФ на украинские трубопроводы — Shell Exploration и консорциум по шельфу. Вполне возможно, что вопреки чрезвычайной насыщенности нынешней украинской власти представителями пророссийского лобби этот список пополнится американской Chevron или итальянской ENI, которые все еще не развернули свои крупные украинские проекты в полном объеме. Для всех этих инвесторов главной гарантией возврата вложенных средств является право равного доступа к газопроводам. Тогда как многострадальная идея украинско­российского или многостороннего газового консорциума подразумевает, что есть равенство для членов консорциума и есть равенство для других. Не меньше этого газовым инвестициям корпораций угрожает вступление Украины во всякого рода кооперационные союзы с РФ, название которых совсем не важно. Куда более важна содержащаяся в такой кооперации идея совместного «рукоположения» доверенных лиц российских компаний и банков на те должности в Украине, которые считаются ключевыми для интересов российского газового бизнеса.

Можно искать и другие причины ныне раскручивающегося нового витка украинско­российской газовой полемики. Начиная с внешнеполитических до сугубо внутриполитических клановых или просто долговых проблем предприятий газовой отрасли. Каждая из них, как и в предыдущие предкризисные периоды, играет важную роль в разжигании газовой конфронтации между Украиной и РФ. Но никогда еще российские газовые и нефтяные компании не были так близки к утрате эксклюзивного доступа к поставкам газа по украинскому направлению. А значит, в грядущем противостоянии Кремль пойдет на любые шаги, чтобы сохранить статус­-кво. Однако аргумент силы к ним не относится. Война — любая — стоит дорого, но ввиду кризиса капитализации «Газпрома» и общей рецессии российской экономики соотношение рисков и выгоды для Москвы может оказаться неприемлемым, особенно если в ходе конфликта пострадают третьи стороны. Поэтому, по всей видимости, третья газовая война, если до нее дойдет, будет виртуально медийной.

Украинская экономика сегодня как никогда нуждается в мощном положительном импульсе для развития, который позволил бы ей вырваться из рецессии, все больше поглощающей ее. Обеспечить такой толчок можно только за счет внедрения весомых стимулов для инновационной деятельности частного сектора, чего сложно достичь при нынешней системе налоговых льгот. Комплекс налоговых стимулов в Украине способствует не развитию экономики, а лишь дальнейшему расширению налоговых льгот, что закончится их полной ликвидацией.

О роли инноваций в современной экономике

Понятие "инновации" для большинства украинцев довольно абстрактно и ассоциируется с нанотехнологиями или полупроводниками из Кремниевой долины, перспективы развития которых в Украине крайне туманны. На самом же деле инновационная деятельность — это значительно шире, чем работа небольшого количества высококвалифицированных специалистов над научно-исследовательскими или конструкторскими проектами, порой далекими от промышленного внедрения. Инновационная деятельность — это, по сути, процесс постоянного технологического и технического обновления производства, целью которого является выведение на рынок новых, более качественных и совершенных товаров.

Высокая инновационная активность обеспечивает опережающее развитие отдельных экономик или отраслей, конкурировать с которыми странам, не способным стимулировать инновационную деятельность, становится все сложнее. Достаточно показательна в этом аспекте ситуация в строительной отрасли стран ЕС. Экономический спад в ней, обусловленный ухудшением конъюнктуры на рынке недвижимости, несколько затмил те качественные структурные трансформации, которые происходят там даже в условиях затяжной экономической рецессии. Жесткие технологические требования (согласно союзным директивам с 2020 г. львиную долю недвижимости в ЕС нужно будет строить по "зеленым" технологиям, требующим применения качественно новых энергоэффективных и экологически безопасных подходов в строительстве) и мощные фискальные стимулы, позволяющие снизить стоимость инноваций, способствовали тому, что строительная отрасль ЕС оторвалась в своем развитии от украинской на несколько десятилетий. В ближайшей перспективе она восстановит темпы роста, но будет базироваться уже на более новой и прогрессивной технологический основе.

Сознавая, что только постоянное технологическое развитие способно обеспечить конкурентоспособность экономики, большинство стран в последнее десятилетие значительно увеличили объем и расширили перечень налоговых льгот, на которые могут претендовать предприятия, ведущие инновационную деятельность. Сегодня даже страны, которые неукоснительно придерживаются принципов рыночной экономики и равенства правил игры для всех участников, активно внедряют разные фискальные инструменты стимулирования инновационной деятельности. В частности, 26 из 34 стран — членов ОЭСР предлагают фискальную поддержку инновационным предприятиям. Среди стран, не входящих в организацию, такую практику активно применяют Бразилия, Китай, Индия, Российская Федерация, Сингапур, Южно-Африканская Республика и другие.

Благодаря применению налоговых льгот государство уменьшает расходы предприятия на инвестиции в инновации. При этом, если еще в 90-х годах прошлого столетия государственная помощь часто сводилась лишь к освобождению от налогообложения таких инвестиций, то сейчас по мере усиления тенденции к расширению фискальной поддержки инновационной деятельности государство уже фактически субсидирует инновационные проекты. Как видим из приведенного рисунка, в некоторых странах инвестор за счет налоговых льгот может компенсировать 20–25% расходов на инновации, в Испании — до 35, в Франции — даже до 42,5%. Более того, во многих странах субъектам малого и среднего бизнеса, учитывая его важную социальную функцию, предоставляют дополнительные налоговые преференции, поэтому государственная поддержка их инновационной деятельности еще больше.

Вместе с тем в другой группе стран, имеющих отрицательное значение этого показателя, в том числе и в Украине, инновационная деятельность не то что не поддерживается налоговыми инструментами, она еще и облагается налогами. И если в Швеции, Швейцарии, Финляндии, Израиле, Германии отсутствие налоговых льгот компенсируется значительными объемами прямых трансфертов из бюджета на поддержку инновационных проектов, то в Украине и этот механизм практически не работает. Неудивительно, что в таких условиях инновационная деятельность в Украине практически замерла, а реальные серьезные инновационные проекты наподобие проектирования и внедрения в производство на львовском заводе "Электротранс" современного низкопольного трамвая, являются скорее исключением.

О дестимулирующей функции налоговых льгот в Украине

Несмотря на то, что Украина имеет разветвленную систему налоговых льгот, их эффективность остается сомнительной. Одна из главных причин этого — отраслевой подход при их распределении. Он провоцирует в Украине своеобразный кумулятивный эффект, когда увеличение перечня отраслей, получающих налоговые льготы, усиливает желание других лоббировать и себе налоговые преференции. Если в начале разработки Налогового кодекса льготы планировалось предоставить лишь альтернативной энергетике, авиастроению и предприятиям, занимающимся добычей метана из угольных месторождений, то на завершающей стадии перечень таких отраслей значительно расширили, включив в него в частности судостроение, аграрное машиностроение, легкую промышленность, гостиничный бизнес. Уже после принятия НК льгот добились предприятия ІТ-индустрии, а представители судостроения лоббировали дополнительный пакет преференций, в частности эксклюзивное снижение ставки единого социального взноса (ЕСВ) и списание налоговой задолженности. Принятие Закона "О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест" вообще позволяет получить льготы фактически любому предприятию, имеющему возможность лоббировать свои интересы в органах власти.

Вместе с тем мир постепенно отходит от отраслевого подхода к предоставлению налоговых льгот. Правительства в рыночных экономиках стараются стимулировать не отдельные отрасли, а процессы технологического и технического обновления как таковые, независимо от отраслевой или региональной принадлежности. Украина в последние годы несколько отстала от этой глобальной тенденции. С принятием Налогового кодекса объем и перечень фискальных инструментов, стимулирующих инновационную деятельность, был значительно сужен. Как следствие, сформировались существенные препятствия для инновационной деятельности в нашем государстве. Ситуация, при которой предприятию для того, чтобы внедрить какую-либо инновацию на производстве, нужно заплатить дополнительные налоги, тогда как в соседних европейских странах правительство готово даже профинансировать часть затрат этого предприятия, явно не располагает к осуществлению инновационной деятельности в Украине.

О стимулирующих налогах

В большинстве стран, заботящихся о перспективе своего развития, налоги сконструированы таким образом, чтобы максимально способствовать инновационной деятельности частного сектора. Чаще всего они содержат возможность получения льготы путем вычитания определенной части расходов (признанных согласно правилам расходами на инновационные проекты) из базы налогообложения налога на прибыль или уменьшения размера уже начисленного налогового обязательства.

Например, во Франции предприятия имеют право на так называемый исследовательский налоговый кредит, позволяющий уменьшить налоговое обязательство на 30% инновационных
расходов предприятия (если они не превышают 100 млн евро) и дополнительно 5%, если эти расходы более 100 млн евро. В Канаде малые и средние предприятия могут исключить из базы налогообложения до 35% затрат на инвестиционно-инновационную деятельность, крупные — до 20%. В Японии из налогового обязательства разрешается вычесть 12% расходов на цели развития научной базы и создания новых технологий. В Грузии предприятия, инвестирующие в инновации с целью улучшения окружающей среды, перевооружения основных фондов или освоения новых видов продукции, могут применять налоговые кредиты в размере от 3 до 8% своих расходов. При этом, если кредит превышает этот размер, то неиспользованные средства могут быть перенесены на срок до десяти лет и применяться к налоговым обязательствам будущих лет.

Кроме льгот по налогу на прибыль, довольно часто применяются льготы по социальным взносам. Они могут быть весьма привлекательными для предприятий, поскольку в инновационной деятельности львиную долю добавленной стоимости создают высокооплачиваемые работники. В частности, во Франции программы "Молодое инновационное предприятие" и "Молодое университетское предприятие" предусматривают не только льготы по уплате налога на прибыль, но и частичную компенсацию социальных страховых взносов, которые платят работодатели за работников, занятых в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В Грузии неиспользованные налоговые кредиты по налогу на прибыль на инновационные расходы могут быть распространены на социальные взносы.

Ждать внедрения подобных фискальных инструментов стимулирования инновационной деятельности в Украине сегодня весьма сложно. Правительство ссылается на нехватку бюджетных средств, хотя иногда пропускает законы, расширяющие налоговые льготы отдельным отраслям. Но даже в таких условиях можно найти механизм, который позволит дать весомый инновационный импульс для национальной экономики.

Во-первых, следует пересмотреть перечень уже действующих налоговых льгот. Снижение уровня налогообложения для отдельных отраслей без жестких условий по использованию полученных дополнительных ресурсов приводит в лучшем случае к временному росту уровня загруженности мощностей, а в худшем — просто к дополнительной прибыли владельцев предприятий. Цель предоставления налоговых льгот должна заключаться в стимулировании модернизации технической и технологической базы производства, расширении выпуска инновационной продукции, увеличении количества высококвалифицированных рабочих мест, что в результате обеспечит инновационно-инвестиционное развитие страны.

Во-вторых, учитывая дефицит финансовых ресурсов, налоговые льготы можно предоставлять исходя из прироста ожидаемых результатов предприятия. Например, на прирост объема инвестиций или увеличение количества рабочих мест. Так, в США и Японии предприятия могут списать на затраты значительную часть прироста инновационных расходов к базовому периоду, в Канаде малому предприятию предоставляется льгота по уплате социальных взносов для каждого дополнительного трудоустроенного работника. Предоставление налоговых льгот таким образом не приводит к потерям бюджета по сравнению с текущим состоянием, однако стимулирует инновационное развитие предприятий.

В-третьих, можно было бы уменьшить максимальную границу для начисления ЕСВ для отдельных категорий специалистов, что позволило бы предприятиям повысить им заработные платы и привлечь высококвалифицированные и талантливые кадры для НИОКР.

В целом конструировать эффективную систему налоговых льгот нужно путем имплементации в законодательство уже проверенных на практике развитых стран эффективных фискальных инструментов, а не изобретать собственные. Такой путь требует меньше времени и финансовых ресурсов. Так делает большинство стран, пытающихся активизировать инновационную деятельность в экономике.

Так или иначе, но Украине сегодня крайне необходимо внедрять весомые стимулы в этом направлении, ведь ждать внешних факторов роста экономики можно очень долго. При этом даже улучшение спроса на продукцию украинских производителей не будет гарантировать устойчивой экономический рост, поскольку требования к товарам большинства отраслей постоянно повышаются, что требует непрерывного технического и технологического обновления производства. В противном случае Украина стабильно будет терять и без того невысокую конкурентоспособность своей экономики.

В конце лета Украина получит шанс на либерализацию антинаркотического законодательства. Если Кабмин утвердит новые правила, в тюрьмы станут сажать наркодилеров, тогда как сейчас за решётку попадают наркоманы.

В конференц-зале киевского отеля «Интерконтиненталь» собралась сотня экспертов по наркополитике из разных стран. Склонив голову, перед ними выступает экс-президент Польши Александр Квасьневский. «Я очень ошибался, и мои ошибки не должны повторяться нигде в мире», — тихим голосом произносит он. До этого бывший президент рассказывал о своей неудачной политике борьбы с наркоманией.

В 2000 году с подачи Квасьневского Польша настолько ужесточила законодательство, что за любое количество запрещённых веществ, найденных у человека, стали сажать на срок до трёх лет. Спустя годы, признаётся экс-президент, стало ясно, что один из самых жёстких антинаркотических экспериментов в Европе провалился: наркоторговцы процветают, уровень наркомании не снизился, зато тысячи молодых поляков побывали в тюрьме.

Молодо-зелено

В Украине подобные законы тоже суровы и неэффективны. Госслужба по контролю над наркотиками попыталась изменить ситуацию, ещё в прошлом году, разработав новую, более либеральную стратегию в отношении запретных веществ. Согласно документу, сажать за хранение наркотиков для собственного употребления больше не будут.

Однако прогрессивный проект застрял в кабинетах правительственных чиновников. И лишь сейчас появился шанс исправить ситуацию: по информации главы Госслужбы по контролю за наркотиками Владимира Тимошенко, Кабинет министров может утвердить Нацстратегию.

День зависимости. Почему в Украине не сажают в тюрьмы наркоторговцев

 

 

Проблема более чем актуальна: согласно данным отчёта Украинского медицинского и мониторингового центра по алкоголю и наркотикам Министерства здравоохранения, опыт употребления наркотических веществ имеют 25,4% украинских учеников и студентов старше 16 лет. Самые распространённые наркотики — марихуану или гашиш хотя бы раз в жизни попробовал каждый шестой молодой человек. Как правило, школьники пробуют марихуану из любопытства, причём среди опрошенных встречались и те, кто употреблял «травку» уже в возрасте 13 лет.

Тяжелее ситуация с инъекционными наркотиками: по оценкам Минздрава, число их потребителей составляет 278–387 тыс. человек, 62% из которых употребляют опиаты, а 16,9% — стимуляторы. И хотя опиаты пока занимают наибольшую долю, число потребителей стимуляторов увеличивается, отмечает главный нарколог Минздрава Анатолий Виевский.

Липовые борцы

По данным председателя Международного альянса по ВИЧ/СПИД в Украине Павла Скалы, ежегодный нелегальный оборот инъекционных наркотиков в стране составляет $2 млрд. Борьбой с распространением психоактивных веществ занимается Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УБНОН) Министерства внутренних дел. На первый взгляд, показатели работы управления впечатляют: количество одного только изъятого кокаина в 2012-м выросло в 14 раз по сравнению с 2011 годом. Однако несмотря на то, что в ведомстве числится 2,5 тыс. сотрудников, эффективность их работы под сомнением из-за обвинений в коррупции, вымогательстве и наркоторговле.

 

 

 

25-летний киевлянин Семён руководит отделом в небольшой фирме. «Иногда курю коноплю — это помогает отвлечься от обыденности, расслабиться и посмеяться с товарищами. Сигареты не курю, алкоголь употребляю крайне редко, по натуре не агрессивен», — рисует свой портрет собеседник Фокуса. Весной нынешнего года он столкнулся с сотрудниками УБНОН одного из районов Киева. При обыске милиционеры нашли у него три грамма марихуаны. Согласно закону, такое количество тянет максимум на административное правонарушение и штраф в несколько сотен гривен. Вместо этого милиционеры пытались запугать Семёна тем, что «экспертиза покажет не пакет, а стакан марихуаны». «Я откупился относительно недорого благодаря знакомствам, всего две тысячи долларов, хотя обычный тариф — три — три с половиной тысячи», — рассказывает Семён.

Случаи злоупотребления властью среди милиционеров не единичны. В начале года за торговлю наркотиками был задержан начальник Полтавского УБНОН и трое его коллег. Всего на скамье подсудимых оказались 13 участников, причём, по данным прокуратуры Полтавской области, организатором группировки был именно начальник управления, который к своей деятельности привлёк многих своих подчинённых.

Полтавские наркоторговцы в погонах были разоблачены Службой безопасности Украины. С этой целью в декабре 2012 года была сделана контрольная закупка на 400 тыс. грн. По подсчётам СБУ, за полгода деятельности денежный оборот преступной группы составил более 1 млн грн.

Милиционеры производили наркотики сами — в лаборатории дома у одного из соучастников. Всего с начала 2013 года против сотрудников УБНОН был возбуждено почти два десятка уголовных дел, а в прошлом году — более 30.

Избавиться от нечистых на руку сотрудников антинаркотического подразделения в руководстве МВД намерены с помощью переаттестации. Однако глава Госслужбы по контролю над наркотиками Владимир Тимошенко уверен: ни переаттестация, ни даже набор новых кадров в подразделения УБНОН принципиально ситуацию не изменят. «Вопрос не в лицах, не в порочности конкретных сотрудников, которых заменят кристально чистыми, — отмечает он. — Нужно изменить систему, чтобы она могла жёстко пресекать попытки срастания с наркобизнесом». По словам Тимошенко, сейчас сотрудники УБНОН предоставлены сами себе и фактически являются монополистами в сфере борьбы с наркобизнесом. «Но с чем борешься, тем и заразишься. Нужно, чтобы существовали и другие структуры по борьбе с наркотиками», — говорит глава Госслужбы.

Лечить, нельзя сажать

Согласно проекту Национальной стратегии в отношении наркотиков число госструктур и негосударственных организаций, задействованных в борьбе с психоактивными веществами, действительно будет увеличено. «Противодействовать наркотикам нужно не только напрямую, но и косвенно — например, посредством образования. Именно поэтому стратегия включает и Министерство образования, и Министерство социальной политики — без них многие вопросы решить невозможно», — говорит Тимошенко.

Кроме того, по утверждению авторов, документ полностью изменит подход государства в этой сфере — от репрессивных методов к более гуманным и эффективным. «Основная идея состоит в том, что наркозависимых нужно лечить, а не сажать в тюрьму. Репрессии нужны, но в отношении наркобизнесменов», — поясняет Владимир Тимошенко. Сейчас крупные наркодилеры нередко уходят от ответственности, у них есть деньги, чтобы откупиться, кроме того, всю грязную работу делают распространители. Между тем, как отмечает Павел Скала, каждый десятый осуждённый в Украине получил приговор исключительно за хранение наркотических веществ. Только в 2011 году за преступления, связанные с наркотиками, было осуждено почти 26 тыс. человек.

В июне проект Нацстратегии в отношении наркотиков был направлен в Кабмин. «И хотя все положенные сроки рассмотрения документа истекли, в повестку дня заседания правительства этот вопрос так и не попал», — говорит Тарас Ратушный, активист, выступающий за декриминализацию наркотиков. Он предполагает, что прогрессивный проект хотят «завалить» те, кто заинтересован в сохранении репрессивных законов. «Это прежде всего УБНОН и силовые структуры в целом. Они хотят сохранить ещё на год-два действующее законодательство, потому что оно позволяет извлекать выгоду, например, путём вымогательства денег у наркозависимых», — утверждает активист.

У Владимира Тимошенко настрой более оптимистичный. «По нашей информации, 21 августа проект Национальной стратегии будет вынесен на заседание Кабинета министров. Надеюсь, наша инициатива будет поддержана», — говорит он. Если правительство утвердит проект Нацстратегии, она будет направлена президенту. Подпись Виктора Януковича под документом позволит избежать уголовного преследования из-за своей вредной привычки почти 15 тыс. украинцам ежегодно.

Экс-министр труда и социальной политики Украины, а ныне председатель подкомитета по вопросам государственного социального страхования, развития социального диалога и деятельности объединений граждан, Комитета по вопросам социальной политики и труда Людмила Леонтьевна Денисова рассказала интернет-изданию Новости Украины – From-UA о том, почему вымирает Украина и как с этим бороться.

Численность населения Украины неуклонно сокращается, в среднем, на 330 тысяч ежегодно. По прогнозам ООН, к 2050 году нас останется 36 млн.

Новости Украины – From-UA:  – Людмила Леонтьевна, какие факторы, по Вашему мнению, влияют на уменьшение численности населения?

Людмила Денисова:  – Институт демографии Украины еще хуже картину нарисовал – к 40-50-м годам нас останется 25 млн. Что касается факторов, то их множество. Два основных вопроса – почему люди умирают и почему не рожают.

Новости Украины – From-UA:  – Да, действительно, сегодня каждый десятый украинец не доживает до 35 лет, каждый четвертый – до пенсии. Почему так уменьшилась средняя продолжительность жизни, как Вы считаете?

Людмила Денисова:  – По многим причинам… Экология, недостаток средств для лечения, для нормального питания, даже просто чтобы организм функционировал.

Инфляционные процессы в стране идут, за продукты питания надо платить все больше, но ни минимальная заработная плата, которая лежит в основе наших с вами окладов, ни прожиточный минимум для нетрудоспособных граждан, который является минимальной пенсией, не растут. Ничего не повышается. А коммунальные платежи растут, расходы растут. Что делать, когда у нас из 21 миллиона человек, которые являются экономически активным населением (по статистике есть такая градация), работает 11. Одиннадцать! И шесть уже выехало за границу. Некому создавать валовый внутренний продукт, который потом распределяется между населением и властью. За функции, которые обеспечивает правительство, мы платим налогами и созданием вот этого продукта. А сегодня этот «кусок пирога», даже тот скудный, который производят граждане Украины, распределяется в пользу только чиновников и аппарата, который поддерживает эту власть. Милиционеров, которые во Врадиевке насилуют женщин, прокуратуры, которая скрывает дела в отношении, например, директоров санаториев по указке министра. Вот это сегодня наша действительность, поэтому кто захочет жить в этой стране, даже если останется жив?

Новости Украины – From-UA:  – Ежегодно практически 120 тысяч человек гибнет из-за алкоголя и столько же из-за наркотиков. В том числе одним из аспектов проблемы является повальное пьянство и курение молодежи, которая хранит генофонд нации. Почему этой проблеме так мало уделяется внимания со стороны государства и каким образом она может быть решена?

Людмила Денисова: – У меня вчера была встреча с друзьями в одном из заведений на Крещатике. Достаточно популярное, недорогое и демократичное место. Но. При наличии закона о запрете курения – там курили. Курили молодые люди и девушки. Я подозвала администратора и сказала: «Вы знаете, что вообще-то есть закон, запрещающий курение в общественных местах. Либо вы платите огромные штрафы, либо кому-то даете на лапу. Я, во-первых, не хочу находиться в месте, где курят, а во-вторых, я имею на это право». И что вы думаете, что кто-то остановил? Нет, на каждый столик принесли по рюмочке с водой, чтобы они курили и складывали туда свои окурки.

В первую очередь нужно понять, что проблема состоит из двух частей. Курящий человек, которого законом обязали не курить в общественном месте, нарушает закон. Но он бы его не нарушил, если бы ему это не позволили. Если бы заведение лишалось лицензии, права кормить людей за такие нарушения, никто не стал бы рисковать и травить дальше табаком пассивных курильщиков. Но у нас в стране коррупция, которая позволяет делать это. Мы знаем, сколько с начала года заплатили штрафов питейные заведения за курение – полтора миллиона. Но вы думаете, что их столько бы было, если бы штрафовали каждого? Политика государства в этих вопросах должна быть, в том числе, и карательной. Должны приниматься меры, чтобы ограничить человека в возможности курить, употреблять алкогольные напитки, не говоря уже о наркотиках. Безусловно, нужна просветительская деятельность, убеждающая людей не курить и не пить, но нужны и ограничительные процедуры. А так, конечно, выгоднее кому-то дать на лапу.

Новости Украины – From-UA: – Давайте с Вами обсудим еще проблему болезней. Как известно, в Украине очень высокая заболеваемость СПИДом, гепатитом С, туберкулезом. Такие серьезные болезни выкашивают молодежь и людей трудоспособного возраста. Многим из заболевших лечение не по карману. Должна ли быть господдержка, какие-то квоты для этих людей? Как в целом Вы оцениваете уровень медицины в Украине?

Людмила Денисова:  – Знаете, введение любых квот я не приветствую, потому что люди должны иметь равные права. Имеешь ты такую болезнь – значит, тебе должна быть оказана поддержка государства. Ведь программа по гепатитам принята Кабинетом Министров Украины. Но болезнь страны – это похуже гепатита. Потому что, как говорится, смотри пункт первый – ничего не финансируется. Недавно была акция, посвященная инфицированным гепатитами. Был такой флешмоб, привлечение внимания. Участвовали те люди, которые либо болели, либо сейчас болеют гепатитом. Вылечившиеся из них только те, которые имеют такую материальную возможность. Потому они и привлекали внимание к тем, которые не имеют возможности лечиться, а часто даже не знают о том, что больны. Это должна быть важная составляющая программы по поддержке населения и уменьшению смертности – то, о чем мы с вами в принципе говорим. Нужно хотя бы организовать бесплатную диагностику. Может быть, сделать ее обязательной для всех.

Новости Украины – From-UA: – Ведь очень многие не знают об этой болезни, о том, что больны.

Людмила Денисова:  – Да, к сожалению. И могут заразить других.

Новости Украины – From-UA:  – Так и происходит, и не только с гепатитом, но и со СПИДом, и с туберкулезом…

Людмила Денисова:  – Туберкулез – это вообще бедствие, конечно. В любой маршрутке можно заразиться. Да вообще, где угодно. Вот говорят, в советское время было плохо. А система организации здравоохранения была самая лучшая. Была полная обязаловка: если ты работаешь с людьми, у тебя должна быть санитарная книжка и ты должен проходить медицинские осмотры. Кто раз в квартал, кто раз в полгода, кто раз в год – но все должны были. Просто не допускали до работы, если ты не прошел. И никакая коррупция не помогала – все дорожили своим местом. Максимум – шоколадку, хотя я вот даже и шоколадку положить не могла…

Новости Украины – From-UA:  – Сейчас диспансеризации, к сожалению, вообще нет как таковой.

Людмила Денисова: – Да о чем вы говорите, какая диспансеризация?.. Мы все знаем, даже когда вызываешь «Скорую» - приедут, если дашь на бензин. Не дал – даже не откроют чемоданчик, чтобы что-то начать делать. А даже если откроют – там элементарного термометра нет. Я сталкивалась с этим не раз, потому что у меня маленький внук. Всякое бывало в жизни, вызывали скорую не раз. Приезжают, спрашивают: «Какая температура?» А мы не знаем, говорим, мы приехали на отдых, у нас нет термометра. «И у нас, - говорят, - нет». Это беда.

Новости Украины – From-UA:  – А еще одна наша беда – это необеспеченная старость. Как Вы считаете, может ли пожилой человек рассчитывать на какую-то помощь от государства? Нужно ли повышать возраст социальной активности? В Европе, как известно, большая часть населения именно люди старшего возраста, общество неумолимо стареет. Грозит ли нам это или в Украине шансов на выживание у стариков крайне мало?

Людмила Денисова:  – Из всех пенсионеров, которые есть в Украине, 2,6 миллиона работают. Они работают не потому, что хотят работать, а потому что у них иначе нет возможности выжить. Либо они одиноки и их некому содержать, либо они помогают своим неработающим детям, либо просто не хватает пенсии. Конечно, пенсионный возраст нужно увеличивать, но человек должен быть заинтересован в этом, знать, что чем дольше он работает, тем сильнее увеличится его пенсия.

Все нужно делать с умом, в том числе и повышать пенсионный возраст. Если женщине, например, сегодня уже 55 лет – как ей повышать пенсионный возраст? Она всю жизнь знала, что выйдет на пенсию в 55 лет, когда у нее будет 20 лет стажа. Вдруг она просыпается утром, а ей говорят – нет, пойдешь в 60 и тебе надо 30 лет стажа. Я считаю (и я внесла такой законопроект), что изменять правила надо только тем, у кого еще есть время жизни, чтобы заработать себе пенсию, основанную на новых правилах. Если сегодня женщине 30 лет и ей говорят, что нужно 30 лет стажа, а пенсионный возраст 60 лет – тогда да. У нее есть время привыкнуть к этой мысли, и она изначально пойдет работать на этих новых условиях.

Но есть мои ровесники, которые в свое время шли работать по другим правилам. Ладно, я. Мне стажа хватает, я работаю с 14 лет. И работала государственным служащим, на высоких постах. А другие? Вот, например, мой муж был когда-то военнослужащим. У меня, конечно, достойное образование, я могла найти себе работу. А у других женщин такой возможности не было. Если муж служит на границе, где шесть офицеров на десять солдат, где женщина могла работать? Она сидела на этой границе – и пять, и десять лет. Ей же никто это в стаж не вписал. Потом она приезжает сюда, на материк, а ей говорят – извини, дорогая, у тебя вот стажа не хватает!

Или ситуация, когда людям до полного стажа не хватает месяца – вы вдумайтесь! Женщина приходит оформлять пенсию. Стаж 29 лет и 11 месяцев. При том законе, который был раньше, она получила бы пенсию за 20 лет и надбавку еще 89 гривен. А теперь ей говорят, вам не положена даже минимальная пенсия – 894 гривны. Вам положено только 50 процентов. Идите и заткнитесь. И что ей делать? Это правильно, это по-человечески?

Новости Украины – From-UA:  – Это кошмар.

Людмила Денисова:  – Да, это кошмар. Люди приходят на прием и плачут горькими слезами, а сделать ничего нельзя. Где она устроится на работу, кто ее возьмет? Молодым негде работать. У мужчин тоже теперь часто стажа не хватает. Возраст им, правда, не увеличили, а стаж прибавили на 10 лет. И формулу расчета насколько уменьшили. Это называется «новации». Если посчитать, то на этих новациях гривен по 350-400 у каждого с пенсии отняли – при условии, что стажа хватает. А если не хватает, то и на тысячу-другую меньше.

При любой пенсионной реформе, касающейся увеличения возраста и стажа, сначала нужно обеспечить рынок труда. И чтобы молодежь была трудоустроена, и чтобы этим пожилым людям было, где работать и дорабатывать стаж, если даже они уволены или сокращены. Создайте рабочие места, создайте одинаковые для всех правила ведения бизнеса. Чтобы люди могли работать, заниматься частным предпринимательством. У нас налоговый кодекс сократил на треть частных предпринимателей. Куда они пошли работать? Никуда. Они пошли без оформления стоять реализаторами на рынке, а без оформления стаж не учитывается. Там пенсии просто нет.

Вал негодования поднимается, и к 15-му году достигнет своего пика. Как раз массово пойдут люди, которые пострадали от этого закона.

Новости Украины – From-UA:  – Картина вырисовывается не радостная. И это мы затронули только половину проблемы – почему украинцы стали меньше жить. А ведь вторая половина касается рождаемости, и это тоже очень важно. Как Вы считаете, в чем причина того, что люди не хотят рожать детей? Как можно сделать их более уверенными в завтрашнем дне, возможно ли это в принципе? Какие факторы решающие?

Людмила Денисова: – В стране нет никакой стабильности, вот и не рожают. Молодым людям невыгодно вообще оставаться в этой стране, не то что детей заводить. Они едут из села в город, а из города – за кордон. Там для них большая стабильность даже в плане физического самосохранения, не говоря уже о материальном достатке.

Сегодня все программы, которые были инициированы даже этим правительством, по указам президента, просто не организованы. А если организованы, как-то утверждены, имеется в виду, то не финансируются – то есть не работают. Это касается и поддержки материнства. Женщина не может родить и дома воспитывать своих детей, чтобы при этом у нее сохранялась заработная плата хоть в каких-то размерах (понятно, что не 100 процентов) и пенсионный стаж.

А у нас даже такие программы, как молодая семья, жилье для молодых, оказались просто фикцией. Сколько там получилось – двадцать пять человек или двести пятьдесят – и все, больше никто ничего не финансирует. Программы эти закрыты. Люди, которые вступили в эти программы, теперь имеют конфликты с банками и никакой перспективы на решение вопроса.

Новости Украины – From-UA: – Людмила Леонтьевна, а вот такой еще вопрос, раз уж мы с Вами сегодня вспомнили советские времена, когда была бесплатная медицина, бесплатное образование, и у людей, в любом случае, была надежда на то, что если они родят детей, то эти дети вырастут, выучатся, получат медицинское обслуживание, смогут поехать в детский лагерь и за ними там будет присмотр и так далее. Вот сейчас такие программы поддержки – это вообще реально? Или нет?

Людмила Денисова: – Вы знаете, реально, безусловно. Я была одним из соавторов страховой медицины в Украине. Ведь как во всем мире? Есть обязательные стандарты, есть экстренная медицина и есть страховая. Когда вы попадаете в больницу, с вас не спрашивают три рубля. Вам оказывают срочную медицинскую помощь. А потом уже, когда нужно дальше лечить, узнают – застрахованы ли вы. И страхует не сам себя человек, страхует работодатель. А пенсионеров – пенсионный фонд. Но есть обязательные программы – вот то, о чем мы как раз говорим, о поддержке материнства и детства. Европа ведь тоже не в лучшем положении находится с точки зрения демографии. Но у них рожают позже и реже. У нас еще пока другой менталитет – в 20 надо выйти замуж, в 21 – ребенка родить. Хотя молодежь уже тоже меняет свои взгляды и делает это гораздо позже. Нация стареет. Я считаю, что необходимо принимать решение о создании страховой медицины. И, наравне с этим, принимать строгие медицинские стандарты, согласно которым тебе простую ранку лечат зеленкой или йодом, а не сдирают за лазер. И, безусловно, одни из самых приоритетных – программы детства и материнства.

Новости Украины – From-UA:  – Может быть, нам и в вопросе борьбы с пьянством перенимать опыт других стран, как Вы считаете? Увеличивать возраст продажи алкоголя и табака до 21 года, вводить ограничения продажи алкоголя до определенного часа, как в России?

Людмила Денисова: – Я не знаю, насколько эффективна эта программа в России, но я – за это. Нужно ограничивать.

Новости Украины – From-UA: – А «сухие» законы, которые были в разное время в разных странах?

Людмила Денисова: – Вы знаете, на мой взгляд «сухой» закон (вспомним на примере Крыма, в котором вырубили все виноградники) неэффективен. Любое огульное запрещение ведет к росту числа людей, которые пьют. Нужно вводить культуру пития. Объяснять, что да, бокал вина в обед, если вы, конечно, не на работе, способствует антиоксидантной функции организма. Но только бокал.

А то, что вводят ограничения или повышают акцизы на пиво, увеличивая его стоимость, к чему это приведет? Меньше пить не будут. Больше соберут денег на благие цели? Да, собрать-то соберут, но потратят их опять так, как посчитают нужным. Но точно не на Охматдет.

Новости Украины – From-UA: – Как можно сделать людей более уверенными в завтрашнем дне? Возможно ли это вообще?

Людмила Денисова: – Я могу ответить с точки зрения как политика, так и экономиста. Политически – надо сменить власть. Нынешняя думает только о себе, она не заинтересована в том, чтобы страна была страной – самостоятельной, с полноценными гражданами, а не с физически больными. Сегодня все делается для того, чтобы дети, даже родившиеся, не могли выжить. Власти надо прекратить воровать, не содержать саму себя, а думать о поддержке молодых, о защите матерей и благополучной старости у наших сегодняшних пенсионеров.

Экономически – необходимо чаще пересматривать прожиточный минимум, который лежит в основе всех социальных стандартов. Тех, которые защищают и маму, и ребенка, и семью в целом, и того гражданина, который уже не может сам себя обеспечивать и обслуживать. Сейчас этот прожиточный минимум меняется только два раза в год: первый раз был в январе, а второй будет аж в декабре. О какой поддержке государства может идти речь? Раньше, даже в кризисные года, и в 2008, и в 2009, это происходило не меньше пяти раз в год.

Новости Украины – From-UA: – А как Вы считаете, когда такие изменения могут стать реальностью?

Людмила Денисова:  – Вы знаете, сегодня у нас все непонятно. У нас и не демократия, и не монархия. Каждый день гибнут люди, их убивает существующая система. Говорить, что начнутся какие-то преобразования, что власть повернется лицом – невозможно. Только через смену власти, через смену стандартов и отношения к человеку как гражданину Украины.

Новости Украины – From-UA: – Скажите, а вообще украинцы, как нация, обладают запасом прочности, необходимым для выживания?

Людмила Денисова: – Думаю, да. Это очень сильная нация. Хотя я не украинка, я россиянка, архангелогородка. Но уже с 89-го года живу в Украине и очень люблю эту страну. Вы знаете, я думаю, у нас все получится.