Украинская экономика сегодня как никогда нуждается в мощном положительном импульсе для развития, который позволил бы ей вырваться из рецессии, все больше поглощающей ее. Обеспечить такой толчок можно только за счет внедрения весомых стимулов для инновационной деятельности частного сектора, чего сложно достичь при нынешней системе налоговых льгот. Комплекс налоговых стимулов в Украине способствует не развитию экономики, а лишь дальнейшему расширению налоговых льгот, что закончится их полной ликвидацией.
О роли инноваций в современной экономике
Понятие "инновации" для большинства украинцев довольно абстрактно и ассоциируется с нанотехнологиями или полупроводниками из Кремниевой долины, перспективы развития которых в Украине крайне туманны. На самом же деле инновационная деятельность — это значительно шире, чем работа небольшого количества высококвалифицированных специалистов над научно-исследовательскими или конструкторскими проектами, порой далекими от промышленного внедрения. Инновационная деятельность — это, по сути, процесс постоянного технологического и технического обновления производства, целью которого является выведение на рынок новых, более качественных и совершенных товаров.
Высокая инновационная активность обеспечивает опережающее развитие отдельных экономик или отраслей, конкурировать с которыми странам, не способным стимулировать инновационную деятельность, становится все сложнее. Достаточно показательна в этом аспекте ситуация в строительной отрасли стран ЕС. Экономический спад в ней, обусловленный ухудшением конъюнктуры на рынке недвижимости, несколько затмил те качественные структурные трансформации, которые происходят там даже в условиях затяжной экономической рецессии. Жесткие технологические требования (согласно союзным директивам с 2020 г. львиную долю недвижимости в ЕС нужно будет строить по "зеленым" технологиям, требующим применения качественно новых энергоэффективных и экологически безопасных подходов в строительстве) и мощные фискальные стимулы, позволяющие снизить стоимость инноваций, способствовали тому, что строительная отрасль ЕС оторвалась в своем развитии от украинской на несколько десятилетий. В ближайшей перспективе она восстановит темпы роста, но будет базироваться уже на более новой и прогрессивной технологический основе.
Сознавая, что только постоянное технологическое развитие способно обеспечить конкурентоспособность экономики, большинство стран в последнее десятилетие значительно увеличили объем и расширили перечень налоговых льгот, на которые могут претендовать предприятия, ведущие инновационную деятельность. Сегодня даже страны, которые неукоснительно придерживаются принципов рыночной экономики и равенства правил игры для всех участников, активно внедряют разные фискальные инструменты стимулирования инновационной деятельности. В частности, 26 из 34 стран — членов ОЭСР предлагают фискальную поддержку инновационным предприятиям. Среди стран, не входящих в организацию, такую практику активно применяют Бразилия, Китай, Индия, Российская Федерация, Сингапур, Южно-Африканская Республика и другие.
Благодаря применению налоговых льгот государство уменьшает расходы предприятия на инвестиции в инновации. При этом, если еще в 90-х годах прошлого столетия государственная помощь часто сводилась лишь к освобождению от налогообложения таких инвестиций, то сейчас по мере усиления тенденции к расширению фискальной поддержки инновационной деятельности государство уже фактически субсидирует инновационные проекты. Как видим из приведенного рисунка, в некоторых странах инвестор за счет налоговых льгот может компенсировать 20–25% расходов на инновации, в Испании — до 35, в Франции — даже до 42,5%. Более того, во многих странах субъектам малого и среднего бизнеса, учитывая его важную социальную функцию, предоставляют дополнительные налоговые преференции, поэтому государственная поддержка их инновационной деятельности еще больше.
Вместе с тем в другой группе стран, имеющих отрицательное значение этого показателя, в том числе и в Украине, инновационная деятельность не то что не поддерживается налоговыми инструментами, она еще и облагается налогами. И если в Швеции, Швейцарии, Финляндии, Израиле, Германии отсутствие налоговых льгот компенсируется значительными объемами прямых трансфертов из бюджета на поддержку инновационных проектов, то в Украине и этот механизм практически не работает. Неудивительно, что в таких условиях инновационная деятельность в Украине практически замерла, а реальные серьезные инновационные проекты наподобие проектирования и внедрения в производство на львовском заводе "Электротранс" современного низкопольного трамвая, являются скорее исключением.
О дестимулирующей функции налоговых льгот в Украине
Несмотря на то, что Украина имеет разветвленную систему налоговых льгот, их эффективность остается сомнительной. Одна из главных причин этого — отраслевой подход при их распределении. Он провоцирует в Украине своеобразный кумулятивный эффект, когда увеличение перечня отраслей, получающих налоговые льготы, усиливает желание других лоббировать и себе налоговые преференции. Если в начале разработки Налогового кодекса льготы планировалось предоставить лишь альтернативной энергетике, авиастроению и предприятиям, занимающимся добычей метана из угольных месторождений, то на завершающей стадии перечень таких отраслей значительно расширили, включив в него в частности судостроение, аграрное машиностроение, легкую промышленность, гостиничный бизнес. Уже после принятия НК льгот добились предприятия ІТ-индустрии, а представители судостроения лоббировали дополнительный пакет преференций, в частности эксклюзивное снижение ставки единого социального взноса (ЕСВ) и списание налоговой задолженности. Принятие Закона "О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест" вообще позволяет получить льготы фактически любому предприятию, имеющему возможность лоббировать свои интересы в органах власти.
Вместе с тем мир постепенно отходит от отраслевого подхода к предоставлению налоговых льгот. Правительства в рыночных экономиках стараются стимулировать не отдельные отрасли, а процессы технологического и технического обновления как таковые, независимо от отраслевой или региональной принадлежности. Украина в последние годы несколько отстала от этой глобальной тенденции. С принятием Налогового кодекса объем и перечень фискальных инструментов, стимулирующих инновационную деятельность, был значительно сужен. Как следствие, сформировались существенные препятствия для инновационной деятельности в нашем государстве. Ситуация, при которой предприятию для того, чтобы внедрить какую-либо инновацию на производстве, нужно заплатить дополнительные налоги, тогда как в соседних европейских странах правительство готово даже профинансировать часть затрат этого предприятия, явно не располагает к осуществлению инновационной деятельности в Украине.
О стимулирующих налогах
В большинстве стран, заботящихся о перспективе своего развития, налоги сконструированы таким образом, чтобы максимально способствовать инновационной деятельности частного сектора. Чаще всего они содержат возможность получения льготы путем вычитания определенной части расходов (признанных согласно правилам расходами на инновационные проекты) из базы налогообложения налога на прибыль или уменьшения размера уже начисленного налогового обязательства.
Например, во Франции предприятия имеют право на так называемый исследовательский налоговый кредит, позволяющий уменьшить налоговое обязательство на 30% инновационных
расходов предприятия (если они не превышают 100 млн евро) и дополнительно 5%, если эти расходы более 100 млн евро. В Канаде малые и средние предприятия могут исключить из базы налогообложения до 35% затрат на инвестиционно-инновационную деятельность, крупные — до 20%. В Японии из налогового обязательства разрешается вычесть 12% расходов на цели развития научной базы и создания новых технологий. В Грузии предприятия, инвестирующие в инновации с целью улучшения окружающей среды, перевооружения основных фондов или освоения новых видов продукции, могут применять налоговые кредиты в размере от 3 до 8% своих расходов. При этом, если кредит превышает этот размер, то неиспользованные средства могут быть перенесены на срок до десяти лет и применяться к налоговым обязательствам будущих лет.
Кроме льгот по налогу на прибыль, довольно часто применяются льготы по социальным взносам. Они могут быть весьма привлекательными для предприятий, поскольку в инновационной деятельности львиную долю добавленной стоимости создают высокооплачиваемые работники. В частности, во Франции программы "Молодое инновационное предприятие" и "Молодое университетское предприятие" предусматривают не только льготы по уплате налога на прибыль, но и частичную компенсацию социальных страховых взносов, которые платят работодатели за работников, занятых в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В Грузии неиспользованные налоговые кредиты по налогу на прибыль на инновационные расходы могут быть распространены на социальные взносы.
Ждать внедрения подобных фискальных инструментов стимулирования инновационной деятельности в Украине сегодня весьма сложно. Правительство ссылается на нехватку бюджетных средств, хотя иногда пропускает законы, расширяющие налоговые льготы отдельным отраслям. Но даже в таких условиях можно найти механизм, который позволит дать весомый инновационный импульс для национальной экономики.
Во-первых, следует пересмотреть перечень уже действующих налоговых льгот. Снижение уровня налогообложения для отдельных отраслей без жестких условий по использованию полученных дополнительных ресурсов приводит в лучшем случае к временному росту уровня загруженности мощностей, а в худшем — просто к дополнительной прибыли владельцев предприятий. Цель предоставления налоговых льгот должна заключаться в стимулировании модернизации технической и технологической базы производства, расширении выпуска инновационной продукции, увеличении количества высококвалифицированных рабочих мест, что в результате обеспечит инновационно-инвестиционное развитие страны.
Во-вторых, учитывая дефицит финансовых ресурсов, налоговые льготы можно предоставлять исходя из прироста ожидаемых результатов предприятия. Например, на прирост объема инвестиций или увеличение количества рабочих мест. Так, в США и Японии предприятия могут списать на затраты значительную часть прироста инновационных расходов к базовому периоду, в Канаде малому предприятию предоставляется льгота по уплате социальных взносов для каждого дополнительного трудоустроенного работника. Предоставление налоговых льгот таким образом не приводит к потерям бюджета по сравнению с текущим состоянием, однако стимулирует инновационное развитие предприятий.
В-третьих, можно было бы уменьшить максимальную границу для начисления ЕСВ для отдельных категорий специалистов, что позволило бы предприятиям повысить им заработные платы и привлечь высококвалифицированные и талантливые кадры для НИОКР.
В целом конструировать эффективную систему налоговых льгот нужно путем имплементации в законодательство уже проверенных на практике развитых стран эффективных фискальных инструментов, а не изобретать собственные. Такой путь требует меньше времени и финансовых ресурсов. Так делает большинство стран, пытающихся активизировать инновационную деятельность в экономике.
Так или иначе, но Украине сегодня крайне необходимо внедрять весомые стимулы в этом направлении, ведь ждать внешних факторов роста экономики можно очень долго. При этом даже улучшение спроса на продукцию украинских производителей не будет гарантировать устойчивой экономический рост, поскольку требования к товарам большинства отраслей постоянно повышаются, что требует непрерывного технического и технологического обновления производства. В противном случае Украина стабильно будет терять и без того невысокую конкурентоспособность своей экономики.