Неделя посещений Брюсселя украинскими политиками как из лагеря власти, так и из стана оппозиции, закончилась довольно неоднозначно. С одной стороны, секретарю Совбеза Андрею Клюеву четко дали понять, что подписание ассоциации с Украиной напрямую зависит от решения проблемы «выборочного правосудия». И хотя имя Юлии Тимошенко не прозвучало публично, однако намек был более чем прозрачным. С другой стороны, из стана ЕС раздались голоса, что в свете «торговой войны» Украины и России Киев необходимо уже заключить в ассоциированные объятия Евросоюза. Об этом заявил депутат Европарламента Павел Коваль. «Я предложил, что было для многих несколько неожиданно, подписать договор поскорее. Если практически уже все договорено и если мы имеем текст, если Украина и ЕС готовы к подписанию, не надо ждать до Вильнюса, а подписать документ раньше, а в Вильнюсе - только выпить шампанское», - сказал Коваль. В этом отношении возникает большой вопрос – имел ли в виду депутат, что шампанское можно пить, даже если Тимошенко останется за решеткой?
Видимо, положительный ответ на этот вопрос может дать довольно большая группа европейских политиков. Не секрет, что сейчас между Европой и Россией идет настоящая геополитическая битва за Украину – при чем европейцы с распростертыми объятиями действуют «пряником», а Россия взялась за «кнут», удары которого больно бьют по Украине. И с учетом того, что «торговая война» - это всего лишь «цветочки» и Россия припасла Киеву еще и «ягодки», к которым Украина совершенно не готова, в Брюсселе многие опасаются, что в какой-то момент Янукович попросту сдрейфит. Особенно, если давить на его с психологической точки зрения больное место – «тимошенкобоязнь». А следовательно, они предлагают как минимум рассмотреть возможность безоговорочного подписания ассоциации с ЕС. Впрочем, европейский лагерь сторонников четкого выполнения плана – сначала Тимошенко, хотя бы на лечении в Германии, а потом ассоциация с ЕС – выглядит внушительнее. Достаточно сказать, что одним из главных и последовательных защитников Тимошенко выступает влиятельнейшая Ангела Меркель.
Таким образом, перед Януковичем непростая задача со многими неизвестными. Прежде всего, Президенту Украины следует ответить самому себе на вопрос – готов ли он к дальнейшей войне с Россией. С учетом визита премьера Николая Азарова в Россию, после которого российская сторона заявила, что говорить с Украиной больше не о чем, Виктор Федорович готов побороться с Путиным, отстаивая свой имидж евроинтегратора. Однако второе уравнение задачи сложнее – в свете «разновекторных» заявлений европейцев Януковичу остается лишь гадать о судьбе Тимошенко - «выпустить-не выпустить». С одной стороны, Клюеву напомнили о «выборочном правосудии», а с другой – заявляют, что ассоциация почти в кармане у Виктора Федоровича. Возможно, Янукович предположит, что Клюева просто стращали, но точно он это узнает, только проведя «тест Тимошенко».
Впрочем, какие бы действия Виктор Янукович ни предпринял, уже можно сказать, что на 2015 год от европейцев он не получит никаких гарантий. Даже если отпустит Тимошенко. В этом контексте Виктору Федоровичу следует обратить внимание на пример Леонида Кучмы, который в 2000-2003 годах пребывал в полной внешнеполитической изоляции из-за дела Гонгадзе и «кольчужного скандала», но после реверанса в сторону США с посылкой украинцев в Ирак положение его несколько улучшилось. Однако это не спасло его игру на выборах 2004 года от «оранжевой революции» и беспрецедентного давления Запада. Впрочем, тогда Кучма играл и проиграл Януковича в обмен на гарантии себе. В 2015 году Виктор Федорович будет играть собой, и если игра пойдет не в его пользу, то теперешнее подписание ассоциации с ЕС (а это гарантировано произойдет, если он отпустит Тимошенко) создаст ему поле для нахождения компромисса. Впрочем, если подписание ассоциации состоится, а Тимошенко останется за решеткой, то это вряд ли улучшит отношение Европы лично к Януковичу и в 2015 году ему не стоит рассчитывать даже на малейшую благосклонность Запада. Есть и третий вариант развития событий - Тимошенко в тюрме, а Янукович без ассоциации с ЕС, а тут еще и никакого уважения от России. Нужно ли такое положение Президенту к 2015 году – вопрос риторический.